Научная статья на тему 'Выбор оптимальной стратегии развития предприятий радиоэлектронной промышленности на основе моделирования прибыли'

Выбор оптимальной стратегии развития предприятий радиоэлектронной промышленности на основе моделирования прибыли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБЫЛЬ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / PROFIT / COST / MODELLING / SPECIALIZATION / STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клушанцев Д. В.

В статье предложено использование авторской модели расчета прибыли от продаж на основе процессно-ориентированного подхода для оценки влияния решений в области управления ассортиментом и производственной специализацией на прибыль от продаж для предприятий радиоэлектронной промышленности. Представлены результаты моделирования рентабельности продаж в рамках двух стратегий: сохранения полного цикла производства и увеличения производственной специализации. Сделан выбор оптимальной стратегии развития для исследуемых предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHOICE OF THE OPTIMAL DEVELOPMENT STRATEGY FOR ENTERPRISES OF THE RADIO ELECTRONICS INDUSTRY ON THE BASIS OF PROFIT MODELLING

The article highlights the issue of the application of the developed profit from sales model (based on the process oriented approach) to identify the influence of the managerial decisions in the sphere of product mix and industrial specialization on the profit from sales for the enterprises of the radio electronics industry. The article presents the results of return on sales modelling in two strategies: preservation of the complete cycle of production and intensification of industrial specialization. Finally, the conclusion about the optimal strategy for the explored enterprises is drawn.

Текст научной работы на тему «Выбор оптимальной стратегии развития предприятий радиоэлектронной промышленности на основе моделирования прибыли»

ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ

Аннотация. В статье предложено использование авторской модели расчета прибыли от продаж на основе процессно-ориентированного подхода для оценки влияния решений в области управления ассортиментом и производственной специализацией на прибыль от продаж для предприятий радиоэлектронной промышленности. Представлены результаты моделирования рентабельности продаж в рамках двух стратегий: сохранения полного цикла производства и увеличения производственной специализации. Сделан выбор оптимальной стратегии развития для исследуемых предприятий.

Ключевые слова. Прибыль, себестоимость, моделирование, специализация, стратегия.

Klushantsev D.V.

THE CHOICE OF THE OPTIMAL DEVELOPMENT STRATEGY FOR ENTERPRISES OF THE RADIO ELECTRONICS INDUSTRY ON THE BASIS OF PROFIT MODELLING

Abstract. The article highlights the issue of the application of the developed profit from sales model (based on the process oriented approach) to identify the influence of the managerial decisions in the sphere of product mix and industrial specialization on the profit from sales for the enterprises of the radio electronics industry. The article presents the results of return on sales modelling in two strategies: preservation of the complete cycle of production and intensification of industrial specialization. Finally, the conclusion about the optimal strategy for the explored enterprises is drawn.

Keywords. Profit, cost, modelling, specialization, strategy.

Эволюция хозяйственной деятельности предприятий и появление новых требований к информации обуславливают развитие соответствующих алгоритмов расчета себестоимости и прибыли. Их научное обоснование обеспечивает поиск новых путей развития предприятия. В связи с усложнением технологий производства требуется создание новых алгоритмов для более эффективного управления предприятиями. Построение информационных систем для управления компанией вызвано потребностью в точном отражении последствий использования основных рычагов управления. Говоря о последствиях, в первую очередь речь идет о воздействии на прибыль и стоимость компании, как основных целевых показателях деятельности с точки зрения современной концепции корпоративных финансов.

Основным источником повышения эффективности деятельности высокотехнологичных производственных компаний, выпускающих широкий ассортимент уникальной наукоемкой продукции, является оптимизация внутренних ресурсов. Для поиска новых путей развития предприятий требуется соответствующая информационная модель. Рассмотрим тенденции развития предприятий машиностроения. Отечественные и зарубежные консалтинговые компании Strategy Partners Group [1, c. 17-18], KPMG [2, с. 16-20], GoldmanSachs [3] отмечают, что для современного сектора машиностроения,

ГРНТИ 06.81.45 © Клушанцев Д.В., 2016

Дмитрий Владиславович Клушанцев - аспирант кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 (812) 458-97-30. E-mail: [email protected].

в частности оборонно-промышленного комплекса, авиастроения, автомобилестроения, увеличивается значение дезинтеграции цепочки создания продукции. Иными словами, для современных машиностроительных предприятий характерно усиление производственной специализации. Для обоснования выбора оптимального варианта специализации актуальным является построение соответствующего алгоритма расчета прибыли и себестоимости. В отечественной литературе использование дезинтеграции цепочки поставки в автомобилестроении было рассмотрено В. А. Черненко и С.В. Юрьевым [4].

Нами проведено исследование пригодности применяемого на предприятиях радиоэлектронной промышленности Санкт-Петербурга алгоритма расчета прибыли для обеспечения информацией о ключевых факторах ее создания. Исследуемые предприятия совмещают конструкторскую и производственную деятельность, выпускают мелкосерийную продукцию и уникальные образцы. Рынок радиоэлектронной продукции для авиации и оборонного сектора не является массовым, в отличие от рынков потребительской электроники и многих других. При этом данная высокотехнологичная продукция является ключевой для создания потребительских качеств финальной техники, кроме того она востребована для решения задач обеспечения обороноспособности страны - лежит в основе современных отечественных средств вооружения. Перспективой развития данных предприятий является создание аппаратуры не только для авиационного и оборонного секторов, но и в области космических технологий.

Основными решениями развития, принимаемыми исследованными предприятиями, являются увеличение мощностей, приобретение новых единиц оборудования. Это характерно для всего современного отечественного оборонно-промышленного комплекса [1]. Указанные решения основаны на традиционном, формальном алгоритме расчета прибыли и себестоимости. Так как он недостаточно информативен, невозможным становится определить пути развития и произвести точный расчет результатов их осуществления. Нами разработана модель расчета прибыли от продаж на основе процессно-ориентированного подхода для исследуемых предприятий [5]. Значительную величину затрат (в отдельных предприятиях более чем половину) формируют те косвенные ресурсы, которые обусловлены сложностью управления и обслуживания производственного процесса. Поэтому предложенная модель предназначена для обеспечения точного расчета их величины в себестоимости отдельных объектов затрат.

Вопрос применения процессно-ориентированного подхода является дискуссионным в отечественной литературе. М.А. Карлик [6, с. 94] считает целесообразным усложнение существующих и переход к применению процессно-ориентированного подхода. Напротив, М.А. Дементиенко отрицает необходимость построения последнего для управления компанией. Им предлагается установить для косвенных расходов величину их эластичности по объему продаж [7, с. 122]. По нашему мнению данный подход имеет ограниченное применение. Логика построения предложенной модели опирается на функциональную взаимозависимость между объемом носителей затрат, присущих объектам затрат, и величинами поглощаемых косвенных ресурсов. В рамках модели выделены восемь процессов, соответствующие уровни иерархии затрат и носители затрат, представленные в таблице 1.

Модель реализована в программной среде Wolfram Mathematica, предоставленной Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом. Использование предложенной модели позволяет точно рассчитать себестоимость и прибыль от продаж отчетного и планового периодов по каждому заказу, чистую прибыль, определить факторы, снижающие прибыль. Логика модели дает возможность рассчитать динамику косвенных затрат в результате изменения следующих характеристик ассортимента и технологии производства: количества видов продукции и объема выпуска; необходимости привлечения соисполнителей и поставщиков; сложности производства аппаратов.

Таким образом, наибольший интерес представляет применение разработанной модели для оценки последствий принятия стратегических решений в области управления ассортиментом и производственной специализацией. Согласно предложенной модели, в зависимости от выбора управленческих решений в данных областях, затраты претерпевают различное изменение. Эти изменения затрат по каждому процессу, обусловленные рассматриваемыми стратегическими решениями, представлены в таблице 2. Рассмотрим воздействие представленных стратегий на затраты, соответствующие каждому уровню иерархии затрат.

При любом увеличении объема выпуска возрастает сложность управления, так как сложные с точки зрения процесса производства аппараты проходят через множество участков и фаз. Длительность

производственного цикла по таким заказам наибольшая. Оборудование используется интенсивнее, что требует более частого обслуживания и ремонта. В результате происходит рост затрат по трем процессам уровня аппарата. Если процессы уровня единицы аппарата дешевле у данного предприятия по сравнению с другими компаниями, тогда ему целесообразно увеличивать объем производства. Оптимальная стратегия в таком случае - производить аппараты по разработкам покупателей и партнеров.

Таблица 1

Процессы, уровни иерархии, носители затрат в модели расчета прибыли от продаж на основе процессно-ориентированного подхода

№ Название процесса Носитель затрат

I. Уровень вида аппарата

1. Разработка аппарата и внедрение в производство Время на разработку

2. Обеспечение кооперации Время на анализ необходимости и возможности привлечения партнеров и соисполнителей и на переговоры

II. Уровень заказа

3. Управление заказом Количество требуемых соисполнителей и количество единиц специального оборудования

4. Обеспечение заказа Время на подготовку и проведение переговоров с заказчиком, нахождения на месте использования аппарата

III. Уровень единицы аппарата

5. Управление и контроль производства аппарата Количество фаз производства

6. Настройка оборудования Количество настроек

7. Содержание оборудования Длительность производственного цикла

IV. Уровень предприятия

8. Поддержка предприятия -

Таблица 2

Влияние стратегических решений на изменение прямых и косвенных затрат по процессам

Затраты Стратегические решения

Увеличение объема выпуска Расширение ассортимента Повышение производственной специализации

Прямые затраты Рост прямых затрат Рост материальных затрат, сокращение затрат на оплату труда

Разработка аппарата и внедрение в производство Сохранение затрат на прежнем уровне, так как они не зависят от объема выпуска Увеличение затрат на разработку и внедрение нового вида аппарата Снижение затрат, так как не обслуживается весь цикл производства

Обеспечение кооперации Рост затрат из-за нехватки мощностей существующего производства Существенный рост за счет передачи производства партнерам

Управление заказом Растут пропорционально количеству заказов Снижаются за счет сокращения количества поставщиков

Обеспечение заказа Затраты сохраняются на том же уровне, так как взаимоотношения с покупателями не изменяются

Затраты уровня единицы аппарата Затраты увеличиваются: интенсивнее используется оборудование, возрастает необходимость контроля процесса производства Сокращаются за счет передачи производства отдельных компонентов и узлов соисполнителям

Стратегия расширения ассортимента ведет к росту затрат процесса «Разработка и внедрение», что потребует его совершенствования. Например, приобретения более совершенного программного обеспечения для проектирования аппаратуры, оптимизации способов управления процессами разработки и внедрения в производство. Выпуск нового образца вызовет рост затрат по всем процессам, так как

необходима его разработка, внедрение в производство, поиск соисполнителей и управление производственным процессом. Увеличение выпуска по заказам, по которым выпускается недавно внедренная в производство продукция, обеспечивает рост прибыли в будущем за счет эффекта от масштаба (так как затраты первого уровня напрямую не зависят от объема выпуска). Если процесс разработки относительно недорогой и эффективный, то прибыльно создавать новые образцы продукции и продвигать их на новые рынки, а для производства обращаться к компаниям, отличающимся более дешевыми процессами уровня единицы аппарата. Затраты по процессам уровня заказа изменяются пропорционально любому изменению в объемах выпуска и сложности продукции.

Третий уровень иерархии затрат взаимоувязан с двумя другими. При увеличении объемов производства и осуществлении сложных заказов действующих мощностей становится недостаточно для своевременного выпуска. Это обуславливает необходимость привлечения соисполнителей и поставщиков агрегатов более высокой степени обработки, что приводит к росту затрат первого уровня иерархии - «обеспечение кооперации» и снижению затрат второго уровня - «управления заказом» из-за уменьшения количества поставщиков. В результате, рост объемов выпуска вызывает рост затрат практически по всем процессам. Напротив, при специализации сокращаются все косвенные затраты, за исключением связанных с обеспечением кооперации, которые значительно растут. При этом затраты, связанные со взаимодействием с покупателем, не изменяются. Эти изменения происходят, потому что при привлечении соисполнителей им передаются процессы, связанные с разработкой соответствующих частей конечного аппарата, необходимостью обслуживания и контролем процесса их производства.

Нами осуществлено моделирование себестоимости и прибыли в рамках каждой отдельной ситуации и при реализации комплекса трех решений. В исходной ситуации предприятия совмещают производственную и конструкторскую деятельность, имеют следующую структуру заказов: заказ 1 - мелкосерийный выпуск, заказ 2 - крупносерийный выпуск продукции того же вида, заказ 3 - выпуск опытных образцов продукции второго вида. На предприятиях радиоэлектронной промышленности сохраняется полный цикл производства, имеются следующие побочные виды деятельности: механическая обработка, нанесение гальванического покрытия и др. Следует отметить, что сложные виды механической обработки дублируются у предприятий. Кроме того, фактором, препятствующим передаче побочных процессов соисполнителям, является структура цены на продукцию, поставляемую по оборонному заказу [8]. В ней прибыль представляет собой процент от собственных затрат, что побуждает сохранять полный цикл производства. Очевидно, что данные виды деятельности могут более эффективно выполняться специализированными компаниями. Помимо побочных видов деятельности, соисполнителям может быть передана разработка и производство отдельных узлов аппаратов.

Рис. Расчет рентабельности продаж по заказам по двум стратегиям в сравнении с исходной ситуацией

Приведем результаты моделирования по двум стратегиям: с сохранением полного цикла производства в первом случае и увеличения производственной специализации во втором. В рамках рассматриваемых решений осуществляется увеличение объема выпуска и расширение количества видов производимой продукции: добавляется мелкосерийный выпуск третьего вида продукции - заказ 4. Полученные результаты расчета рентабельности продаж по данным стратегиям в сравнении с исходной ситуацией отражены на рисунке. Исходя из полученных с помощью предложенной модели результатов можно сделать вывод о том, что в рассматриваемых условиях оптимальным путем развития предприятий радиоэлектронной промышленности является повышение производственной специализации - ориентация на финальную сборку аппарата и его проектирование, на уникальные производственные операции, передача побочных процессов производства соисполнителям, увеличение количества видов выпускаемой продукции.

Использование предлагаемой модели позволяет контролировать качественно новые рычаги управления и повышения эффективности функционирования предприятия, нежели в условиях традиционного подхода. В рамках модели более точно исчисляется рентабельность заказов. Данные, полученные в соответствии с моделью по нескольким компаниям, целесообразно использовать при оценке рациональности слияния и реорганизации предприятий, принятия решений по привлечению соисполнителей и отказу от побочных видов деятельности. Предложенный подход к расчету себестоимости и прибыли может использоваться при формировании цены на продукцию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Идрисов А.Б. Новая волна. Захлестнет или поднимет? Перспективы и риски отечественного ОПК // Конкурентоспособная Россия. ЗАО «Стратеджи Партнерс Групп», 2011. С. 14-20.

2. Перспективы мирового промышленного сектора. М.: KPMG, 2015.

3. GoldmanSachs. Cars 2025. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.goldmansachs.com/our-thinking/technology-driving-innovation/cars-2025/index.html (дата обращения 04.03.2016).

4. Карлик М.А. Традиционный учет по полной себестоимости: достоинства и недостатки - всегда ли целесообразны улучшения? // Экономические науки. 2011. № 8. С. 90-94.

5. Дементиенко М.А., Добросердова И.И. Учет эластичности как инструмент управления расходами в финансовом контроллинге // Экономические науки. 2014. № 6. С. 120-124.

6. Черненко В.А., Юрьев С.В. Аутсорсинговые услуги в экономике РФ: проблемы и перспективы развития: монография. Гатчина Ленинградской обл.: Изд-во ФГБУ «ПИЯФ», 2015. 136 с.

7. Клушанцев Д.В. Разработка модели расчета прибыли от продаж на основе процессно-ориентированного подхода // Экономика и управление. 2015. № 6 (116). С. 74-78.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2008 г. № 29 «Об утверждении Правил формирования цен на российские вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.