Научная статья на тему 'Выбор образовательной траектории потенциальными абитуриентами: конкурентные преимущества юридического факультета МГУ'

Выбор образовательной траектории потенциальными абитуриентами: конкурентные преимущества юридического факультета МГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / РЫНОЧНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ИНВЕСТИЦИИ В БУДУЩЕЕ АБИТУРИЕНТОВ / EDUCATIONAL TRAJECTORIES / EDUCATIONAL SERVICES / MARKET ADVANTAGES / INVESTING IN THE FUTURE OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаронова А. А.

В статье на основе данных социологического исследования рассматриваются предпосылки и механизмы формирования образовательных траекторий потенциальных абитуриентов юридического факультета МГУ. Определена роль ключевых преимуществ обучения на факультете в контексте современного рынка образовательных услуг. Обоснован набор факторов, способствующих осознанному выбору образовательной траектории будущими юристами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Choosing of educational trajectory by potential applicants: competitive advantages of the law faculty of Moscow State University

In the article based on data of sociological research examines the preconditions and mechanisms of formation of educational trajectories of potential students of faculty of law, Moscow State University. Defines the role of the key benefits of studying at the faculty in the context of the modern market of educational services. Justified set of factors contributing to the conscious choice of the educational trajectory of future lawyers.

Текст научной работы на тему «Выбор образовательной траектории потенциальными абитуриентами: конкурентные преимущества юридического факультета МГУ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2016. № 3

А. А. шаронова, кандидат философских наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ*

выбор образовательной траектории потенциальными абитуриентами: конкурентные преимущества юридического факультета мгу

В статье на основе данных социологического исследования рассматриваются предпосылки и механизмы формирования образовательных траекторий потенциальных абитуриентов юридического факультета МГУ. Определена роль ключевых преимуществ обучения на факультете в контексте современного рынка образовательных услуг. Обоснован набор факторов, способствующих осознанному выбору образовательной траектории будущими юристами

Ключевые слова: образовательные траектории, образовательные услуги, рыночные преимущества, инвестиции в будущее абитуриентов.

In the article based on data of sociological research examines the preconditions and mechanisms of formation of educational trajectories of potential students of faculty of law, Moscow State University. Defines the role of the key benefits of studying at the faculty in the context of the modern market of educational services. Justified set of factors contributing to the conscious choice of the educational trajectory of future lawyers.

Keywords: educational trajectories, educational services, market advantages, investing in the future of students.

Проблема выбора абитуриентом образовательных траекторий в рамках гуманитарной сферы обретает особое значение в контексте становления отечественной экономики знаний. На этапе бурных преобразований самих основ функционирования системы высшей школы растет озабоченность будущих студентов и их родителей тем уровнем риска, который характеризует сегодня поиск путей профессионального самоопределения. Какие компетенции окажутся наиболее востребованными на рынке труда завтра? Какие именно площадки и учебные программы наиболее перспективны с точки зрения повышения личной конкурентоспособности в процессе грядущего трудоустройства?

Динамика перемен ориентирует вузовскую политику на более оперативный и чуткий подход к запросам и нуждам потенциальных абитуриентов. Соответствующие положения четко прописаны в документах,

* [email protected]

регламентирующих перспективы инновационного развития факультета и университета в целом. Так, в разделе «Программы развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова" до 2020 года» говорится о необходимости развития «системы интеллектуального попечительства талантливых детей и молодежи, их профессиональной ориентации». Подчеркивается, что реализация такой системы мероприятий — «МГУ через жизнь» — призвана способствовать повышению «экономической и социокультурной устойчивости Московского университета»1.

Конкретизируя данные положения, «Стратегия развития юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова до 2020 года» нацеливает на активизацию особых форм подготовки, предполагающей «самоопределение учащихся 8 и 9 классов в рамках профильного обучения»2. Запланирован и реализуется комплекс мероприятий, направленных в том числе на совершенствование способов привлечения наиболее подготовленных и мотивированных абитуриентов на факультет. Соответственно повышается роль информационно-аналитического обеспечения принимаемых в данной связи управленческих решений. Все более обостряющаяся конкуренция на рынке образовательных услуг настоятельно требует выработки максимально гибкой, соответствующей запросу момента стратегии позиционирования преимуществ получения юридического образования на старейшем факультете первого отечественного университета.

Задача обоснования модели выбора образовательных траекторий на базе учета ключевых конкурентных преимуществ, решается автором следующим образом. На первом этапе предполагается уточнение исходных понятий и терминологического инструментария. Вторым шагом в данном направлении станет интерпретация полученных в ходе исследования статистических данных в концептуальной перспективе возможных способов позиционирования преимуществ обучения на юридическом факультете относительно динамики запросов и предпочтений целевых групп. На заключительной стадии анализа целесообразно рассмотреть предпосылки адекватной реализации программы мероприятий, способствующих привлечению талантливой молодежи на факультет.

Обычно под «конкурентоспособностью» понимается признанный всеми игроками рынка потенциал превосходства конкретного

1 Программа развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» до 2020 года. Раздел IV: Задачи программы. С. 38.

2 Стратегия развития юридического факультета МГУ имени Ломоносова до 2020 года. По состоянию на 14.04.2016 г.: URL: http://law.msu.ru/node/19455/

товарного предложения над имеющимися здесь же аналогами, претендующими на идентичный потребительский сегмент. Трудность содержательной экспликации термина в таком случае обусловлено не только самим способом оказания образовательной услуги. Такие атрибуты, как неотделимость условий ее предоставления от процесса ее же производства в течение длительного периода времени (отсюда невозможность для потребителя заранее предвосхитить результат), ее «эфемерность», слишком выраженная персонализация отношений между производителем и потребителем услуги, не вполне исчерпывают специфику ситуации. Дело в том, что образовательные услуги — не совсем рыночное (и даже не обязательно платное) общественно значимое благо, которое явно сопротивляется анализу в терминах классического маркетинга. Во всяком случае потенциальный абитуриент, как и члены его семьи, вряд ли сможет оценить «баланс» цены и качества обучения напрямую в каждом конкретном случае. В процессе совершения выбора они, скорее всего, вынуждены будут ориентироваться по целому комплексу «слабых сигналов», т.е. судить о достоинствах предложения по косвенным признакам и внешним отзывам.

С другой стороны, использование термина «образовательные траектории» в исследовательской литературе также не лишено многозначности. Перекликаясь в смысловом отношении с концептами профессионального и образовательного самоопределения, данное понятие оказывается неравным им по объему и содержанию. Педагоги и психологи часто описывают субъективные алгоритмы «самоопределения» в плане формирования и развития особых интеллектуальных сред как ключевого фактора становления личности будущего профессионала, его когнитивного и мотивационного (ценностного) профиля. В литературе можно встретить рассуждения о стратегиях выстраивания (даже конструирования) «индивидуального образовательного маршрута обучения» в турбулентных условиях образовательной среды реформирующейся высшей школы3. При этом подчеркиваются такие атрибуты самостоятельной ориентировки в рыночной ситуации, как вариативность (возможность выбора любых образовательных предложений) и открытость (потенциальная возможность преодолеть границы любой заданной заранее учебной программы).

Если расширить контекст рассмотрения проблемы под углом социальных ее импликаций, немедленно обнаруживается ряд несовпадений в интерпретации смысла данных понятий. Прежде всего кардинально меняется сам терминологический аппарат. Социологи уже более склонны рассуждать о «профессиональных биографиях» как поступательных

3 Колдаев В. Д. Технология нелинейного проектирования индивидуального образовательного маршрута студента // Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та. 2012. № 6. С. 32—33.

«восходящих перспективах» карьерного роста в процессе длительного прохождения чередующихся когорт молодежи сквозь институциональные фильтры национальных образовательных систем. Если ранее последовательность таких шагов на жизненном старте была хорошо устоявшейся и вполне предсказуемой, то бурные перемены текущего десятилетия неизбежно порождают дисбалансы и проблемы при выборе направления предполагаемых траекторий. Они заключаются в непомерном увеличении количества конфигураций выбора (возможностей и ограничений, пороговых значений, этапов, ветвлений, альтернатив), их переплетении в замысловатые «узлы» в ключевых точках сборки с динамично флуктуирующими институциональными системами высшей школы. Разумеется, указанные факторы существенно расширяют зону неопределенности и риска для абитуриента.

Фиксируя эту динамику на концептуальном уровне, некоторые исследователи предлагают исходить из понимания «образовательной траектории» как своего рода инвестиции в профессиональное будущее молодых людей. «Образовательная траектория может быть определена как получение ее субъектом формальных квалификаций, институционально подтвержденных компетенций, информально приобретенного опыта в виде знаний и навыков. При таком подходе она представлена как движение прежде всего от "уровня" к "уровню" образования»4. Можно принципиально согласиться с этой точкой зрения при условии более четкого определения, о каких же именно «уровнях» структуры идет речь в данном конкретном случае.

Позиция автора по этому вопросу в основном совпадает с предложениями группы исследователей, изложенными в работе «Реальность образования. Социологическое исследование: от метафоры к интерпретации»5. Авторы выделяют в многообразных ситуативных контекстах современной образовательной реальности ряд «слоев», опосредованных густой сетью функциональных зависимостей.

1. Собственно «образовательные траектории» как последовательные и параллельные линии формализованных и неформальных шагов (инициатив), предпринимаемых отдельными индивидами и социальными группами в целях реализации своих образовательных интенций. С точки зрения конфигурации они могут быть не только поступательно непрерывными, но и «пунктирными», включающими варианты периодического возвращения недавних выпускников ВУЗов в рамки образовательных циклов для более успешной адаптации на рынке труда.

4 Чередниченко Г. А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М., 2014. С. 47—48.

5 Константиновский Д. Л., Вахштайн В. С., Куракин Д. Ю. Реальность образования. Социологическое исследование: от метафоры к интерпретации. М., 2013. С. 64—65.

2. «Площадки»-«места» в реальном или виртуальном пространстве, рассматриваемые в качестве базовых элементов инфраструктуры непрерывного образования. Например, программы довузовской подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также реализующие их организации и учреждения различных форм собственности.

3. «Субъекты» совершаемого выбора — отдельные граждане и общности (например, семьи абитуриентов, профессиональные и экспертные сообщества), вовлеченные в орбиту отношений по поводу предоставления образовательных услуг. В данном срезе возможны описания наиболее заинтересованных целевых групп (рыночных сегментов), ориентированных на продвигаемые конкретной площадкой комплексы образовательных преимуществ (либо их символические эквиваленты — бренды), включая расчет потребительских шансов и рисков при реализации задуманных жизненных планов.

4. «Правила игры» как параметры отбора — возможности и ограничения участия тех или иных субъектов в конкретных формах образовательной деятельности. Имеются в виду институты, понимаемые не как площадки (учреждения), а как установления, регламентирующие продвижение субъектов по различным образовательным траекториям.

Представляется, что такая модель вполне может послужить отправной точкой для интерпретации ожиданий и запросов потенциальных абитуриентов в нужном аспекте. Факторы, получившие наиболее высокую оценку типичных представителей приоритетных рыночных сегментов, подсказывают выбор возможных направлений дифференциации уникального предложения, прочно укорененного в практических и символических типах преимуществ данного вида услуг.

Одним из таких значимых с точки зрения лояльности сегментов, выявленных в ходе настоящего исследования, является группа слушателей подготовительных курсов при юридическом факультете МГУ. Большинство слушателей подготовительного отделения (83,2%) уже определились с выбором профессиональной траектории: их целью является получение специальности юриста. В то же время лишь две трети школьников профильных классов общеобразовательных школ и гимназий сделали осознанный выбор в пользу юридической специальности. Важно отметить, что среди школьников, лишь каждый четвертый планирует поступать именно на юридический факультет МГУ, т.е. количество слушателей подготовительного отделения, планирующих поступать на факультет, в два раза выше. В сравнительном плане следует отметить, что число учеников непрофильных классов, выбравших юридические специальности составляет всего 15,3%.

Возможность более четкого выделения ключевого преимущества на общем конкурентном фоне зависит от корректного различения пунктов дифференциации, характеризующихся неодинаковой «про-

порциональностью» в плане предполагаемых выгод обучения. При этом часть позиций, подлежащих потребительской оценке, обычно тяготеет к прагматическому полюсу функциональных соответствий предоставляемой услуги, другая —акцентирует эмоционально насыщенные приоритеты культурной идентичности, престижности социального статуса либо ценностей жизненного стиля. Так, критерии востребованности выпускников на рынке труда или возможный уровень их зарплат в этом смысле создают альтернативу традициям надежности и качества образования, высоким рейтинговым показателям вуза или интересным событиям его корпоративной жизни. Гарантии конкурентоспособности выпускников (57,2%), высокая зарплата (50,7%) и карьерные перспективы (47,5%) зафиксированы в качестве ключевых преимуществ с точки зрения формирования образовательных траекторий учащимися непрофильных классов школ. В то же самое время оценка значимости академических традиций МГУ (81,6% и 78,1% соответственно) практически однозначно характеризует аналогичный процесс у слушателей подготовительных курсов и учащихся профильных классов. Явное превосходство фиксируется здесь и по критерию престижности рейтинговых его показателей (64,9% и 60,2%).

Таким образом, налицо поляризация мнений потенциальных абитуриентов, вовлеченных в смысловые контуры «правил игры» на качественно различных площадках рынка образовательных услуг. В диалоге с потенциальными абитуриентами стратегическое позиционирование вуза обычно выражается стилистически единым рядом эмоционально и ценностно заряженных культурных ассоциаций, создающих гармоничный целостный образ учреждения. Очевидно, что поддержание доверия к платформе такой дифференциации в конечном счете зависит от реальной способности вуза на деле идентифицироваться с провозглашаемой эталонной позицией. Если это требование реализуется, шансы конкретной площадки претендовать на роль очередного уровня в стратегиях построения образовательных траекторий будущих юристов существенно возрастают.

В свою очередь активизация подобного спектра стереотипных ассоциаций обычно приводит к преимущественной фокусировке «инвестиционных ожиданий» субъектов выбора именно на предложениях двух-трех лидирующих вузов с безусловным приоритетом одного из них. Результаты проведенного исследования убедительно свидетельствуют в пользу абсолютного доминирования МГУ на этом поле, с серьезным отрывом обходящего ближайших конкурентов — МГЮА имени О. В. Кутафина, а также юридические факультеты МГИМО и НИУ ВШЭ. На вопрос о предпочитаемом варианте выбора в случае поступления сразу в несколько ведущих вузов из их числа более 70% респондентов указали именно МГУ.

Удержание лидерских позиций сочетается с наличием серьезных преимуществ у ближайших конкурентов. В случае МГИМО — это возможность работы в иностранных компаниях, знание языков и правовых систем других стран; МГЮА имени О. Е. Кутафина — выраженная ориентация на прикладные и практические аспекты профессии; НИУ «ВШЭ» — оптимальное сочетание исследовательских, практических и международных факторов, влияющих на становление компетентного специалиста.

Тем отчетливее предстает фактор привлекательности как самих площадок (так и «правил игры» на них) в целях более надежного выбора направленности индивидуальной образовательной траектории абитуриентом. Это касается как событийных (оффлайновых), так и виртуальных (онлайновых) площадок. Причем в ряду последних следует упомянуть не только официальные сайты, но и разнообразные сетевые ресурсы. Согласно полученным в ходе исследования данным, сайт МГУ используется в качестве приоритетного источника сведений 92% слушателей подготовительных курсов и 85,2% учеников непрофильных классов. Посещаемость же факультетского сайта — 69 и 57% соответственно, что существенно ниже.

В этой связи необходимыми предпосылками облегчения выбора могло бы стать не только совершенствование дизайна фото и видео отчетов по итогам факультетских мероприятий. Тенденцией развития рынков образовательных услуг становится стремления игроков стратегически использовать имеющиеся преимущества, стараться переводить коммуникационные риски в новые возможности. Для более уверенной ориентации потенциальных абитуриентов, более четкого понимания ими преимуществ обучения на юридическом факультете МГУ можно задействовать и спонтанные дискуссии, разнообразные обсуждения плюсов и минусов обучения, возникающие в социальных сетях («В контакте», например). Не только знаменитые выпускники, но и студенты юридического факультета, непосредственно обучающиеся в настоящее время, непроизвольно способствуют повышению шансов привлекательности альма-матер. В ходе контактов в социальных сетях они сообщают о наиболее интересных событиях студенческой жизни своим сверстникам, только задумывающимся о конфигурации своей образовательной траектории.

Очевидно, что сегодня участие в сетевом общении направлено на получение независимых советов от «третьих лиц», способствующих редукции индивидуальных рисков абитуриентов, определяющих профессиональные и жизненные траектории. В сочетании с продуманной политикой целенаправленного привлечения мотивированных выпускников со стороны руководства факультета, потоки встречных спонтанных коммуникаций в рамках интернет-сообществ и создают в

итоге своеобразную «экосистему» репутационных ожиданий на рынках образовательных услуг.

Подводя итоги, следует еще раз подчеркнуть, что в эпоху викизна-ния и WEB3.0 социокультурная устойчивость и инновационный характер развития подразделений МГУ определяются не просто эффективностью имеющихся моделей позиционирования учебных программ. Эффективные образовательные программы следует сочетать с прогнозированием шансов и рисков выбора преимуществ конкурирующих образовательных и информационных площадок в процессе непрерывного поиска новых возможностей конструирования образовательных (профессиональных) траекторий со стороны абитуриентов и их родителей.

Список литературы

1. Колдаев В. Д. Технология нелинейного проектирования индивидуального образовательного маршрута студента // Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та. 2012. № 6.

2. Константиновский Д. Л., Вахштайн В. С., Куракин Д. Ю. Реальность образования. Социологическое исследование: от метафоры к интерпретации. М., 2013.

3. Программа развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» до 2020 года. Раздел IV: Задачи программы.

4. Стратегия развития юридического факультета МГУ имени Ломоносова до 2020 года. По состоянию на 14.04.2016 г.: URL: http://law.msu.ru/ node/19455/

5. Чередниченко Г. А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М., 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.