Научная статья на тему 'ВЫБОР ОБЪЕКТОВ КОНТРОЛЯ ПРАВИЛЬНОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ ТОВАРОВ С УЧЕТОМ СООТНОШЕНИЯ КОДА ТН ВЭД И ВЕЛИЧИНЫ ИХ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ'

ВЫБОР ОБЪЕКТОВ КОНТРОЛЯ ПРАВИЛЬНОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ ТОВАРОВ С УЧЕТОМ СООТНОШЕНИЯ КОДА ТН ВЭД И ВЕЛИЧИНЫ ИХ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОД ЕДИНОЙ ТОВАРНОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CODE OF COMMODITY NOMENCLATURE OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / ТОВАР / COMMODITY / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL / КЛАССИФИКАЦИЯ / CLASSIFICATION / ИНДЕКС ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ / INDEX OF CUSTOMS VALUE / ВВОЗНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА / ENTRANCE CUSTOMS DUTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Елена Ислямовна, Кушнер Галина Федоровна

В статье рассмотрены причины неполноты уплаты участниками внешнеэкономической деятельности причитающихся таможенных платежей, в том числе из-за заявленного недостоверного кода товара, соответствующего высокой ставке таможенной пошлины и низкому индексу таможенной стоимости. Предложены пути минимизации рисков за счет формирования перечней товаров «риска» и «прикрытия» по признаку «классификация - стоимость» и проанализирован экономический эффект от их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHOICE OF THE VERIFICATION SUBJECTS OF THE COMMODITY CLASSIFICATION, CONSIDERING THE CORRELATION OF THE COMMODITY NOMENCLATURE OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY CODES AND FIGURES OF THEIR CUSTOMS VALUE

The article analyses the causes of the incomplete duty payments by the foreign economic activity participants, including the declared inaccurate commodity code, corresponding to the high customs duty rate and low index of customs value. The authors propose the ways of risk minimization by making lists of “risk” and “covering” (misclassified in declaration) goods sorted by the attribute “classification - value” and analyses the economic effect of their usage.

Текст научной работы на тему «ВЫБОР ОБЪЕКТОВ КОНТРОЛЯ ПРАВИЛЬНОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ ТОВАРОВ С УЧЕТОМ СООТНОШЕНИЯ КОДА ТН ВЭД И ВЕЛИЧИНЫ ИХ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ»

Е. И. Андреева, Г. Ф. Кушнер

ВЫБОР ОБЪЕКТОВ КОНТРОЛЯ ПРАВИЛЬНОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ ТОВАРОВ С УЧЕТОМ СООТНОШЕНИЯ КОДА ТН ВЭД И ВЕЛИЧИНЫ ИХ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ

В статье рассмотрены причины неполноты уплаты участниками внешнеэкономической деятельности причитающихся таможенных платежей, в том числе из-за заявленного недостоверного кода товара, соответствующего высокой ставке таможенной пошлины и низкому индексу таможенной стоимости. Предложены пути минимизации рисков за счет формирования перечней товаров «риска» и «прикрытия» по признаку «классификация - стоимость» и проанализирован экономический эффект от их применения.

Ключевые слова: код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; товар; таможенный контроль; классификация; индекс таможенной стоимости; ввозная таможенная пошлина.

В рамках применения таможенных технологий в приоритетном порядке проводится мониторинг процессов таможенного декларирования с использованием штатных программных средств в режиме, близком к реальному времени. Одна из основных целей его проведения - минимизация рисков неуплаты причитающихся таможенных платежей в полном объеме. При этом контрольные функции таможни реализуются на основе комплекса мероприятий системы управления рисками, а также усиления контроля правильности классификации следующих категорий товаров:

- технологического оборудования в соответствии с «Перечнем технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость» [1];

- товаров, являющихся товарами прикрытия по отношению к товарам, указанным в распоряжении ФТС России [2];

- товаров, являющихся товарами со схожими характеристиками, облагаемых различными ставками таможенных пошлин, в соответствии с решениями Евразийской экономической комиссии о классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД);

- товаров, указанных в комплексе программных средств формирования и сопровождения библиотеки решений по классификации товаров по ТН ВЭД «Та-рифы-Библиотека», используемых в таможенных целях и представляющих собой агрегированные классификационные решения, принимаемые в рамках таможенного контроля.

Перечисленные мероприятия направлены, в первую очередь, на совершенствование и повышение эффективности контроля классификации товаров, а также на исключение принятия неправомерных решений в части правильности классификации товаров, единообразное применение ТН ВЭД, выявление и пресечение административных правонарушений в таможенной сфере.

Постоянно изменяющиеся внешние условия функционирования таможенных органов, оптимизация таможенных процедур, повышение уровня «прозрачности» их деятельности, модернизация форм таможенного контроля товаров

в Евразийском экономическом союзе обусловливают необходимость поиска эффективных подходов к выбору объектов контроля по направлению классификации товаров.

Необходимость выполнения фискальной функции таможенными органами и наличие международных обязательств РФ по поэтапному снижению ставок ввозных таможенных пошлин в отношении значительного количества товаров послужили основанием для поиска объектов контроля правильности классификации с учетом соотношения кода ТН ВЭД и величины таможенной стоимости товаров.

Рассмотрим один из подходов к выявлению рисков уплаты таможенных платежей не в полном объеме. Сущность его заключается в выборе объектов контроля для последующей подготовки проектов профилей рисков на основании перечней товаров со схожими характеристиками, облагаемых различными ставками таможенной пошлины и имеющими разные уровни индекса таможенной стоимости (ИТС).

На первом этапе на основе массива таможенных деклараций формируются перечни:

- товаров со схожими характеристиками, облагаемых меньшими ставками таможенных пошлин, по отношению к товарам, по которым Евразийской экономической комиссией приняты решения по классификации в соответствии с ТН ВЭД;

- товаров со схожими характеристиками, облагаемых меньшими ставками таможенных пошлин, по отношению к товарам, по классификации которых издано распоряжение ФТС России [2].

На втором этапе проводится анализ ИТС указанной категории товаров посредством применения автоматизированной системы контроля таможенной стоимости (АС КТС).

Индекс таможенной стоимости товара представляет собой величину таможенной стоимости единицы количества товара и рассчитывается как отношение таможенной стоимости товара, выраженной в долларах США по курсу на дату регистрации декларации на товары (ДТ), в которой он заявлен, к единице измерения его количества.

При выборе объектов анализа учитываются следующие основные критерии: наименование товара, код товара по ТН ВЭД, страна происхождения товаров. Например, Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 750 [3] термочувствительная бумага (или бумага для термопечати), применяемая, в частности, в факсимильных и кассовых аппаратах, регистрирующих, измерительных и медицинских устройствах с целью получения изображения на поверхности бумаги и состоящая из бумаги-основы и специального покрытия, в состав которого входят компоненты, вступающие в цветообразующую реакцию под воздействием тепла в результате контактного или бесконтактного способа печати, классифицируется в подсубпозиции 4811 90 000 0 ТН ВЭД. Ставка ввозной таможенной пошлины данного товара составляет 15%, а правовой основой принятия такого решения являются Основные правила интерпретации (ОПИ) ТН ВЭД 1 и 6.

Товаром «прикрытия» по отношению к указанному товару по признаку «классификация» являются товары «бумага и картон с покрытием, пропиткой или ламинированные пластмассой (за исключением клеев)», заявляемые в подсубпози-циях 4811 51 000 9 и 4811 59 000 9 ТН ВЭД с наименьшей ставкой ввозной таможенной пошлины - 5%.

В ходе анализа ИТС выявляется различный диапазон ценовой информации в отношении указанной категории товаров:

- товары субпозиции ТН ВЭД 4811 90 - 3,04 долл. США за 1 кг;

- товары субпозиции ТН ВЭД 4811 51 - 7,08 долл. США за 1 кг;

- товары субпозиции ТН ВЭД 4811 59 - 3,73 долл. США за 1 кг.

Следовательно, предполагаемым товаром, в отношении которого существует риск недостоверного декларирования кода ТН ВЭД по признаку «классификация - стоимость», является «бумага и картон с покрытием, пропиткой или ламинированные пластмассой (за исключением клеев)». Данному товару, имеющему код 4811 51 000 9 ТН ВЭД, соответствует меньшая ставка ввозной таможенной пошлины (5%), но больший ИТС (7,08 долл. США за 1 кг). Товаром «прикрытия» по отношению к данному товару является товар, заявляемый в подсубпози-ции 4811 90 000 0 ТН ВЭД с большей ставкой таможенной пошлины (15%), но с меньшим ИТС (3,04 долл. США за 1 кг).

В рассматриваемом случае товару, имеющему высокую ввозную таможенную пошлину и низкий ИТС, начисляются большие таможенные платежи, чем товару, имеющему низкую пошлину и высокий ИТС. В результате корректировки кода меняется ИТС, что приводит к значительному экономическому эффекту по результатам проведенного контроля с применением признака «классификация - стоимость».

Дальнейшие мероприятия по выявлению непосредственного объекта контроля в регионе деятельности таможни проводятся посредством применения комплекса программных средств «Асто-Анализ». Данный комплекс предназначен для автоматизации работы подразделений таможенных органов ФТС России в части формирования оперативных и аналитических отчетов по основной таможенной деятельности. Анализ основных показателей осуществляется на основании «гибких запросов» к базам данных оформленных ДТ и других таможенных документов.

Полученные данные формируются по результатам анализа граф 31, 33, 34 ДТ.

При выявлении риска высокого уровня функциональный отдел товарной номенклатуры и происхождения товаров (ОТНиПТ) обеспечивает подготовку проекта целевого профиля риска в порядке, определенном Временной инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками [4]. Предварительно проект целевого профиля риска согласовывается с отделом контроля таможенной стоимости (ОКТС).

Манипулирование классификационным кодом товара недобросовестным участником ВЭД с целью ухода от высокого ИТС иллюстрирует следующий пример. При перемещении холодильной витрины для выкладки и хранения охлажденных пищевых продуктов участником ВЭД заявлен код 8418 50 110 0 ТН ВЭД. Оборудование предназначено для предприятий торговли и общественного питания, имеет встроенный холодильный агрегат (заправленный озонобезопас-ным хладагентом), испаритель и конденсатор. Рабочая температура витрины -+2^+4°С и полезный торговый объем - 987 л.

Заявленному в ДТ коду 8418 50 110 0 ТН ВЭД соответствует текст: «Холодильники, морозильники и прочее холодильное или морозильное оборудование электрическое ... для хранения замороженных пищевых продуктов» (ставка ввозной таможенной пошлины - 18,4%, ИТС - 6,60 долл. США за 1 кг). Согласно данному тексту одним из классификационных признаков товаров является его предназначение, т. е. товар должен быть предназначен для хранения замороженных пищевых продуктов.

Поскольку в графе 31 ДТ указан температурный режим +2^+4°С, а температура хранения замороженных пищевых продуктов должна быть не выше -18°С, то можно сделать вывод о том, что данный товар не предназначен для хранения замороженных пищевых продуктов.

Исходя из заявленного в графе 31 ДТ описания, товар должен классифицироваться в подсубпозиции 8418 50 190 0 ТН ВЭД «Холодильники, морозильники и прочее холодильное или морозильное оборудование электрическое ... прочие» (ставка ввозной таможенной пошлины - 18%).

Посредством применения АС КТС установлен различный диапазон ценовой информации в отношении указанной категории товаров:

- товары подсубпозиции 8418 50 110 0 - 7,85 долл. США за 1 кг;

- товары подсубпозиции 8418 50 190 0 - 10,50 долл. США за 1 кг.

В ходе анализа массива деклараций установлено, что заявленная стоимость отличается от стоимости идентичных/однородных товаров, ИТС которых составляет 10,45 долл. США за 1 кг, перемещаемых другими участниками ВЭД в иных таможенных органах. В результате выявлена вероятность заявления недостоверных сведений о товаре, классифицируемом в подсубпозиции 8418 50 190 0 ТН ВЭД с наименьшей ставкой таможенной пошлины, под видом товара, классифицируемого в подсубпози-ции 8418 50 110 0 ТН ВЭД с наибольшей ставкой таможенной пошлины.

При этом сумма доплаты таможенных платежей по результатам проведенных корректировок, согласно представленному заключению оценочной экспертизы, составила 143 883,52 руб. Заявляя недостоверный код, соответствующий высокой ввозной таможенной пошлине и низкому ИТС, участник ВЭД пытался незаконно минимизировать свои издержки. Анализ и выявление таких случаев должны послужить основанием для подготовки целевых профилей риска с целью исключения потенциальных негативных последствий, которые могут быть выражены в заявлении недостоверного кода товара и, как следствие, недоборе причитающихся к уплате таможенных платежей.

Особое значение имеет судебная практика таможенных органов по делам, связанным с классификацией товаров. Сущность возникающих споров состоит в неоднозначном понимании ОПИ и роли примечаний к разделам и группам ТН ВЭД при применении ОПИ арбитражными судами.

Рассмотрим это на примерах практической деятельности таможен Центрального таможенного управления. Обществом N ввезен товар - часть порошкового огнетушителя - баллон сварной металлический без распылителя. Заявленный декларантом код товара 8424 90 000 0 - «механические устройства (с ручным управлением или без него) для метания, разбрызгивания или распыления жидкостей или порошков; огнетушители заряженные или незаряженные; пульверизаторы и аналогичные устройства; пароструйные или пескоструйные и аналогичные метательные устройства, части». Ставка ввозной таможенной пошлины на товар заявленного кода 8424 90 000 0 - нулевая.

Отсутствие таможенной пошлины у импортируемого товара всегда является объектом пристального внимания таможенных органов. В результате таможенного контроля таможенным органом вынесено решение о классификации товара в иной подсубпозиции 7310 29 900 0 - «емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью не более 300 литров, с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического

или теплотехнического оборудования, вместимостью менее 50 литров, прочие, с толщиной стенки 0,5 мм или более». Ставка ввозной таможенной пошлины на товар с вновь принятым кодом 7310 29 900 0 - 10 долл. США.

В обоснование своих доводов заявитель указал, что согласно ОПИ 3а ввезенный товар должен классифицироваться в товарной подсубпозиции 8424 90 000 0, так как она в большей степени соответствует описанию товара и его функциональному назначению.

Однако таможенный орган привел свои аргументы в пользу принятого им решения по классификации.

Во-первых, спорный товар подлежит классификации в подсубпозиции 7310 29 900 0 ТН ВЭД в соответствии с примечанием 2а) к разделу XVI ТН ВЭД. Согласно данному примечанию части, которые являются товарами, включенными в какую-либо из товарных позиций группы 84 или 85 (кроме товарных позиций 8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8487, 8503, 8522, 8529, 8538 и 8548), во всех случаях должны классифицироваться в предусмотренных для них товарных позициях. Следовательно, классификация спорного товара осуществляется по ОПИ 1 (по примечанию к разделу XVI), а не по ОПИ 3а. Согласно ОПИ 1 примечания к разделам и группам имеют юридическую силу: «названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется, исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями...» [5].

Во-вторых, на официальном сайте ФТС России размещено предварительное классификационное решение, принятое ранее таможенными органами в отношении схожего товара, согласно которому спорный товар подлежит классификации в подсубпозиции 7310 29 900 0 ТН ВЭД.

Арбитражный суд отметил, что для выбора товарной позиции ОПИ 1 не применимо. ОПИ 2а и 2б ТН ВЭД также не могут решить вопроса классификации, поскольку они применяются для товаров, представленных в некомплектном или незавершенном видах, либо товаров из определенного материала или смеси данного материала с другими веществами при условии, что имеется преобладающий материал, а смеси не создают альтернативы для классификации. В случае если в силу ОПИ 2б или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie (на первый взгляд), возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется по последовательно применяемым ОПИ 3а, 3б и 3в. Последовательность применения ОПИ определена Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 [6].

Согласно доводам суда в рассматриваемом случае имеется конкуренция, и классификация возможна, prima facie, в двух товарных позициях. При этом необходимо применять либо ОПИ 3а, либо примечание 2а) к разделу XVI ТН ВЭД.

Исходя из положений ОПИ 3а, среди конкурирующих товарных позиций предпочтение отдается той позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с позициями с более общим описанием.

Проанализировав материалы данного судебного дела, можно сделать вывод, что имеют место случаи принятия арбитражными судами неверных решений в части признания неверными решений таможенных органов по классификации товаров.

Это связано с неправильным пониманием ОПИ, согласно которым все последующие правила применяются только при невозможности применения предыдущего. В рассматриваемом случае необходимость применения ОПИ 3а не обоснована, поскольку ОПИ 1 однозначно решает задачу по определению товарной позиции.

Можно предположить, что такое состояние дел связано с отсутствием специально подготовленных судей, имеющих представление о правовом статусе всех положений ОПИ и их практическом применении в таможенных целях. Несмотря на то, что приоритет содержания текстов позиций и примечаний по отношению к содержанию ОПИ трудно понимаем при первом рассмотрении, при дальнейшем и более глубоком погружении в ОПИ становится понятно, что в данном случае ОПИ 1 (т. е. примечание к разделу) имеет приоритет по сравнению с ОПИ 3а.

Анализируемый случай не является эталоном или единственно правильным решением для классификации всех перемещаемых во внешней торговле частей и принадлежностей. Каждую конкретную ситуацию необходимо рассматривать индивидуально. Однако во всех случаях ОПИ 3а применяется только при невозможности применения всех предыдущих правил.

Анализ и систематизация ошибок классификации частей и принадлежностей в таможенной практике показали, что предпосылками для их возникновения являются:

- недостаточная информация для идентификации товара, содержащаяся в графе 31 ДТ;

- слабое знание должностными лицами и специалистами по таможенному оформлению ОПИ и неумение применять их на практике;

- игнорирование первой и второй частей ОПИ 1 (для удобства и для юридических целей);

- намеренное неуказание декларантом важнейших признаков идентификации товаров в целях минимизации своих таможенных издержек;

- игнорирование нормативных актов ФТС России, которые уточняют или регламентируют классификацию конкретных товаров;

- слабая методическая обеспеченность программными продуктами, способствующими идентификации товаров;

- терминологические проблемы (отсутствие кодифицированных определений терминов).

Вопросы классификации частей и принадлежностей в ТН ВЭД являются весьма сложными и требуют специальной подготовки. Поэтому кроме решений и разъяснений по классификации, принимаемых таможенными органами, следует использовать Пояснения к ТН ВЭД в той части, где они могут быть применимы.

Увеличивающееся разнообразие и постоянно расширяющиеся спектры и линейки однородных товаров предполагают необходимость повышения профессионального уровня всех участников процесса (участников ВЭД, должностных лиц таможенных органов, судей арбитражных судов). Развитие и совершенствование нормативного обеспечения и основных элементов ТН ВЭД (ОПИ, примечаний, классификационной части) позволяют расширить и сделать более удобной основную базу функционирования механизма таможенного дела.

Резюмируя изложенное, следует отметить, что большую долю принятых результативных решений составляют решения по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД, по результатам которых осуществлялись корректировки таможенной стоимости [7]. Следовательно, применение комбинированного признака

вестник российской таможенной академии • № 3 • 2016

«классификация - стоимость» в программных продуктах, используемых в таможенных технологиях, значительно снижает риск неполноты уплачиваемых платежей при перемещении товаров со схожими характеристиками, но облагаемых по различным ставкам и имеющих разные ИТС. С учетом наличия положительной динамики принятия результативных решений по классификации товаров по ТН ВЭД, сумм дополнительно начисленных и взысканных таможенных платежей в результате корректировок таможенной стоимости данный признак целесообразно учитывать при расчете контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов.

Использованные источники

1. Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 № 372 «Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость» (с изм. от 28.11.2015).

2. Распоряжение ФТС России от 15.08.2014 № 233-р «О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров».

3. Решение Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 750 «О классификации термочувствительной бумаги».

4. Приказ ФТС России от 24.04.2014 № 778 «Об утверждении Временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками» (ред. от 02.06.2015).

5. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. 2015.

6. Решение Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 «О Положении о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров» (ред. от 16.08.2011).

7. Кушнер Г. Ф, Андреева Е. И. Методология требует усовершенствования // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2012. № 9. С. 42-51.

О. Г. Боброва

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ НА ГРАНИЦЕ

В статье представлены результаты анализа международных стандартов взаимодействия контролирующих органов (прежде всего, таможенных администраций) на границе, разработанных Организацией Объединенных Наций, Всемирной таможенной организацией и Всемирной торговой организацией.

Ключевые слова: таможенное сотрудничество; взаимная административная помощь; скоординированное управление границей; безопасность; упрощение торговли; таможенный контроль; международные стандарты.

Увеличение объема и усложнение структуры международной торговли, рост числа нарушений таможенного и иного законодательства предопределяют необходимость сотрудничества таможенных администраций всех стран мира для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.