Научная статья на тему ' выбор маркетинговой стратегии сервисного предприятия для обеспечения устойчивого развития'

выбор маркетинговой стратегии сервисного предприятия для обеспечения устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
633
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Выбор маркетинговой стратегии / устойчивое развитие. / choice of marketing strategy / sustainable development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С Н. Комарова, А Ю. Мишурова

При выборе маркетинговой стратегии для обеспечения устойчивого развития необходимо ориентироваться на максимальное укрепление сильных сторон компании и нейтрализацию слабых сторон при имеющихся благоприятных внешних возможностях, а также на эффективное использование преимуществ для борьбы с возможными угрозами внешней среды. Алгоритм разработки такой стратегии должен включать такие этапы, как: анализ маркетинговых элементов на основе модели «7Р», конкурентный анализ отраслевого рынка и конкретной компании, расширенный вариант SWOT-анализа с экспертными оценками проблемного поля организации. Такой подход обеспечивает выявление необходимых приоритетов в создании программы превентивных и стратегических действий по укреплению позиций предприятия, снижает риски, уменьшает затраты на реализацию программных мероприятий. Апробация данного алгоритма на примере сервисного предприятия показывает необходимость и целесообразность применения данного подхода в условиях изменяющейся внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOICE OF A SERVICE ENTERPRISE MARKETING STRATEGY TO ENSURE SUSTAINABLE DEVELOPMENT

When choosing a marketing strategy to ensure sustainable development, it is necessary to focus on maximizing the strengths of the company and neutralizing weaknesses with the existing favorable external opportunities, as well as on the effective use of advantages to combat possible threats to the external environment. The algorithm for developing such a strategy should include such stages as: analysis of marketing elements based on the 7P model, competitive analysis of the industry market and a specific company, an extended version of the SWOT analysis with expert assessments of the organization’s problem field. This approach provides the identification of the necessary priorities in creating a program of preventive and strategic actions to strengthen the position of the enterprise, reduces risks, reduces the cost of implementing program activities. Testing this algorithm on the example of a service company shows the necessity and feasibility of applying this approach in a changing external environment.

Текст научной работы на тему « выбор маркетинговой стратегии сервисного предприятия для обеспечения устойчивого развития»

Источники:

1. Сущенко С.А., Жидяева Е.С.Правовые проблемы привлечения к ответственности работника за разглашение информации с ограниченным доступом. //Научный вестник Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт". 2019. № 3. С. 91-94.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочно-правовая система: база данных.

3. Когда рабочее время может быть сокращено? // Азбука права: электрон. журн. 2018.

4. Новрадова-Василиади С.М. Опыт совершенствования законодательства о рабочем времени в Европейском союзе и его отдельных странах // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 7. С. 153 - 160.

5. Новрадова-Василиади С.М. Совершенствование законодательства о рабочем времени отдельных категорий работников в современных условиях рынка труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2018. N 1. С. 43 - 45.

6. Багян Г.А., Жидяева Е.С. Проблемы современного правового развития российского общества.//Научный вестник Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт". 2018. № 1. С. 15-18.

Sources:

1. Suschenko S. A., Zhidyaeva E. S. Legal problems of holding an employee liable for disclosure of information with limited access. // Scientific Bulletin of the State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Nevinnomyssk State Humanitarian Technical Institute". 2019.No 3.P. 91-94.

2. Labor Code of the Russian Federation "dated December 30, 2001 N 197-ФЗ (as amended on December 16, 2019) // Consultant Plus [Electronic resource]: legal reference system: database.

3. When can working hours be shortened? // Alphabet of law: electron. journal 2018.

4. Novradova-Vasiliadi S.M. Experience in improving legislation on working time in the European Union and its individual countries // Actual problems of Russian law. 2018.N 7.P. 153 - 160.

5. Novradova-Vasiliadi S.M. Improving the legislation on working hours of certain categories of workers in modern labor market conditions // Labor law in Russia and abroad. 2018.N 1. S. 43 - 45.

6. Bagyan G.A., Zhidyaeva E.S. Problems of the modern legal development of Russian society. // Scientific Bulletin of the State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Nevinnomyssk State Humanitarian Technical Institute". 2018. No. 1. S. 15-18.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10087

С.Н. Комарова - доцент кафедры антикризисного и корпоративного управления Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), кандидат социологических наук, [email protected],

S.N. Komarova - Associate Professor, Department of Crisis and Corporate Governance, Rostov State Economic University (RINH), Candidate of Sociology;

А.Ю. Мишурова - преподаватель бизнес-школы Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), кандидат экономических наук, [email protected],

A.Yu. Mishurova - Lecturer, Business School, Rostov State Economic University (RINH), Ph.D.

ВЫБОР МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ СЕРВИСНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ CHOICE OF A SERVICE ENTERPRISE MARKETING STRATEGY TO ENSURE SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация. При выборе маркетинговой стратегии для обеспечения устойчивого развития необходимо ориентироваться на максимальное укрепление сильных сторон компании и нейтрализацию слабых сторон при имеющихся благоприятных внешних возможностях, а также на эффективное использование преимуществ для борьбы с возможными угрозами внешней среды. Алгоритм разработки такой стратегии должен включать такие этапы, как: анализ маркетинговых элементов на основе модели «7Р», конкурентный анализ отраслевого рынка и конкретной компании, расширенный вариант SWOT-анализа с экспертными оценками проблемного поля организации. Такой подход обеспечивает выявление необходимых приоритетов в создании программы превентивных и стратегических действий по укреплению позиций предприятия, снижает риски, уменьшает затраты на реализацию программных мероприятий. Апробация данного алгоритма на примере сервисного предприятия показывает необходимость и целесообразность применения данного подхода в условиях изменяющейся внешней среды.

Annotation. When choosing a marketing strategy to ensure sustainable development, it is necessary to focus on maximizing the strengths of the company and neutralizing weaknesses with the existing favorable external opportunities, as well as on the effective use of advantages to combat possible threats to the external environment. The algorithm for developing such a strategy should include such stages as: analysis of marketing elements based on the 7P model, competitive analysis of the industry market and a specific company, an extended version of the SWOT analysis with expert assessments of the organization's problem field. This approach provides the identification of the necessary priorities in creating a program of preventive and strategic actions to strengthen the position of the enterprise, reduces risks, reduces the cost of implementing program activities. Testing this algorithm on the example of a service company shows the necessity and feasibility of applying this approach in a changing external environment.

Ключевые слова: Выбор маркетинговой стратегии, устойчивое развитие.

Keywords: choice of marketing strategy, sustainable development

Введение. В настоящее время в условиях ожесточающейся конкуренции становится все более актуальным вопрос об изучении и анализе маркетинговой деятельности на предприятии и разработке всевозможных стратегий ее устойчивого развития. Маркетинговая деятельность предприятия и сервисного в том числе - это система разнообразных инструментов для продвижения организации. Она включает в себя сбор, обработку, анализ информации, определении проблем и направлений развития. В современных рыночных условиях маркетинг должен отвечать всем запросам и условиям рынка [1-5]. Для этого необходимо своевременно реагировать и осуществлять маркетинговую деятельность предприятия с учетом политических, экономических, социальных и научно-технических факторов. Получение максимальной прибыли на рынке одна из важнейших задач любого предприятия, одним и способов достижения этой задачи - это осуществление эффективного маркетинга как способа достижения высокой экономической результативности на соответствующем рынке или сегменте

Успех маркетинга в индустрии гостеприимства зависит от комплексного анализа рынка, производства гостиничного продукта, анализа систем и каналов реализации, рекламы продукта. Важно осуществлять формирование грамотной маркетинговой стратегии при использовании маркетингового планирования. Это позволит координировать торговую политику, правильно осуществлять тактику продаж и получать прибыль. Основной функцией маркетинга при этом должно быть целенаправленное воздействие на формирование рекреационных потребностей, спроса, цен, сегментации рынка, а также на развитие ассортимента дополнительных услуг для обеспечения устойчивого развития в условиях резко изменяющейся внешней среды.

Рассмотрим проблематику совершенствования маркетинговой деятельности сервисного предприятия для обеспечения устойчивого развития на примере отеля «Лотос», небольшого отеля находящегося в Ростове-на-Дону. На настоящий момент отель «Лотос» занимает хорошие позиции на рынке гостиничных услуг эконом-класса города Ростова-на-Дону, что обеспечивается благодаря хорошему сервису и качеству предоставляемых услуг, а также концепции деятельности гостиницы, направленной на максимальное удовлетворение потребностей клиентов [8].

В гостиничном бизнесе залогом успеха в повышении объема продаж служит высокое качество услуг и обслуживания, слаженная и профессиональная работа коллектива, которая зависит от правильно выбранной кадровой политики, высокой корпоративной культуры. Ко всем сотрудникам отеля предъявляются высокие профессиональные требования, необходимые для работы в сфере гостеприимства. Важным аспектом функционирования отеля «Лотос» является формирование его положительного имиджа, оказывающего непосредственное влияние на рост доверия клиентов и, следовательно, на повышение объемов продаж. Как отмечалось выше, в гостинице особое внимание уделяется качеству предоставляемых услуг, повышению уровня обслуживания, созданию благоприятной обстановки, что является залогом положительных отзывов гостей.

По результатам анализа отзывов гостей отеля «Лотос» средний балл по показателям рейтинга составил 8,3 в разрезе 10 бальной шкалы оценки качества услуг и предоставляемого сервиса. Результаты оценки отражены на рисунке 1.

[6].

Основная часть.

Показатели рейтинга

и Расположение

bí Соотношение цена/качество

Персонал

в Удобства

и Чистота

Li Комфорт

Рисунок 1 - Диаграмма оценки имиджа и показателей качества услуг на основе отзывов гостей отеля «Лотос» (Составлено авторами на основе данных https://www.booking.com/hotel/ru/otiel-lotos-rostov.ru.html)

Однако данные механизмы оказывают скорее опосредованное воздействие на объем оказанных услуг, т.к. в первую очередь направлены на повышение удовлетворенности клиента от процесса потребления уже приобретенной услуги. Вместе с тем в гостиничном бизнесе, как и в других предприятиях сферы обслуживания, должны существовать и меры прямого воздействия на результативность продаж и, в первую очередь, это - обеспечение конкурентоспособности. Для этого целесообразно проанализировать общую ситуацию на рынке.

Анализ рынка гостиничных услуг в ЮФО

Количество коллективных средств размещения Южно-Федерального округа, прошедших аккредитацию в полномочных организациях отображено на рисунке 2:

г.Севастополь Ростовская область Волгоградская область Астраханская область Краснодарский край Республика Крым Республика Калмыкия

Республика Адыгея

0,00

500,00

1 000,00 1 500,00 2 000,00 2 500,00 3 000,00 3 500,00

Республика Республика Республика Краснодарск Астраханска Волгоградск Ростовская г.Севастопо

Адыгея Калмыкия Крым ий край я область ая область область ль

2017 53 23 1134 3106 265 381 525 113

2016 54 24 1149 2922 313 325 495 181

И2015 38 24 392 1684 172 238 451 59

Рисунок 2 - Число коллективных средств размещения в ЮФО (составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики [7])

На диаграмме рисунка 2 видно, что наибольшее количество аккредитованных коллективных средств размещения расположены в Краснодарском крае, что связано прошедшей Олимпиадой в Сочи в 2014 г. В преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 г. тенденция роста аккредитации коллективных мест размещения была заметна и в Ростовской области.

Количество размещенных человек показано в диаграмме (рис. 3):

1,00 10,00 100,00 1 000,00 10 000,00 Республика Республика Республика Краснодарс Астраханск Волгоградс Ростовская г.Севастопо

Адыгея Калмыкия Крым кий край ая область кая область область ль

2017 92 32 1700 5806 264 583 925 127

Ы2016 82 40 1626 5560 208 513 883 301

У2015 80 35 489 4419 194 413 786 33

Рисунок 3 - Численность размещенных человек, тыс. (составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики [7])

Как следует из рисунка 3, количество человек, потребляющих услуги в сфере гостеприимства с каждым годом возрастает. Данный фактор, по мнению авторов, связан не с повышением уровня жизни населения, а наоборот, со сложной политической, экономической обстановкой и со сложившимися на сегодняшний день международными взаимоотношениями. Так существуют рекомендации по временному отказу от посещений стран, на территории которых подтверждается наличие обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране временного пребывания туристов угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу. В 2020 году ситуация резко обострилась в связи с пандемией коронавируса.

На рисунке 4 показан рост цен на номерной фонд гостиниц и иных средств размещения, в особенности на гостиницы высокой категории. На графике ниже приведен сравнительный анализ стоимости номера за сутки (с одного взрослого) гостиниц Ростова-на-Дону и Ростовской области разной категории.

140000

й к 1) ИГ

120000 100000 80000 60000 40000 20000 0

категория отеля *

до

1

2

3

4

5

от

Рисунок 4 - Стоимость номерного фонда (составлено авторами на основе данных Федеральной службы

государственной статистики [7])

1 * от 900 руб. - до 5 200 руб.;2* от 1 500 руб. - до 6 000 руб.;3* от 2 500 руб. - до 15 000 руб.;

4* от 3 100 руб. - до 32 000 руб.;5* от 3 900 руб. - до 125 000 руб.

Чем выше стоимость сервисных услуг, тем более высокого качества они должны быть. Однако складывается такая ситуация, что не всегда в гостиницах высокого класса показатель качества оказываемых сервисных услуг находится на должном уровне. Зачастую гостиницы одного уровня не способны предложить услуги в соответствии с заданными требованиями. Качество сервисных услуг гостиниц одной и той же категории могут быть ниже, чем у гостиницы того же уровня.

Анализ комплексного маркетингового подхода в управлении отелем

Отель «Лотос» в целях повышения эффективности и объема продаж, создания положительного имиджа, привлечения большего числа посетителей, создания конкурентных преимуществ уделяет значительное внимание совершенствованию деятельности предприятия и повышению качества услуг. Достижение этих целей, в условиях высокой конкуренции и нестабильной экономической ситуации, возможно с использованием комплексного маркетингового подхода в рамках концепции marketing-mix с применения широкого ассортимента взаимосвязанных элементов маркетинга, модели «7Р».

Проведем анализ маркетинговых элементов используемых отелем «Лотос» на основе модели «7Р», применив метод экспертных оценок (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Анализ используемых маркетинговых элементов отелем «Лотос» на основе концепции marketing-mix «7Р» (составлено авторами)

Элемент Экспертная оценка от 1-5 Проявление (-/+)

Product (товар или услуга) 5 Отель «Лотос» работает в сегменте бюджетных гостиниц, т.к. присвоена категория 2* с небольшим выбором услуг. Ежедневная уборка номеров, есть и синглы (одноместные номера), двух и четерхместные номера, а также Family room (семейные)

Price (цена) 3 Ценовая политика отеля от 1800руб за сутки до 3600 руб. за сутки, но в программе лояльности не предусмотрена система скидок для постоянных клиентов

Place (место) 4 Отель «Лотос» расположен недалеко от трассы М4 «Дон», но находится в небольшом удалении от центра города и основных достопримечательностей, деловых центров.

Promotion (продвижение) 2 Продвижение отеля включает в себя: страницы Instagram, ВКонтакте, бронирование по телефону, на онлайн - сервисах Booking.com, Ostrovok.ru. Отсутствует собственный сайт отеля, нет рекламы на бил-лбордах и т.п.

People (люди) 3 Персонал квалифицированный, ориентированный на высокую культуру обслуживания, но отсутствие четко разработанная система лояльности, как для персонала, так и для клиентов

Process (процесс оказания услуг) 4 Быстра регистрация, современные, уютные и чистые номера, сводный доступ в интернет, доброжелательный и отзывчивый персонал. Наличие питьевой воды и возможность приготовление горячих напит-ков(чай/кофе). Возможность игры в бильярд. Отрицательной стороной является ранее выселение до 10.00 и возможности завтрака.

Physical evidence (физическое окружение услуги) 4 Большая вывеска на здании отеля, наличие парковочных мест, большой, светлый холл с диванами для ожидания, приветливый и доброжелательный персонал, фотогалерея номеров на онлайн - сервисах и Instagram, ВКонтакте. Отсутствие сайта отеля, указателе к отелю, рекламных проспектов об с указание основных и дополнительных услуг.

На круговой диаграмме рисунка 5 представлена оценка комплексного маркетингового подхода в управлении отеля «Лотос», которая дает четкое представление о слабых и сильных сторонах в этом направлении деятельности предприятия.

Анализ маркетинговой деятельности на основе

концепция «7Р» ^

н Product (товар или

услуга) I Price (цена)

lj Place (место)

I Promotion (продвижение)

Рисунок 5 - Оценка комплексного маркетингового управления в отеле «Лотос»

Наиболее низкая оценка дана элементу Promotion (продвижение), соответственно руководству отеля необходимо четко проработать план развития маркетинговых коммуникации, так как применение различных инструментов коммуникативного маркетинга, определяет успех гостиничных продаж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди инструментов коммуникативного маркетинга гостиничного бизнеса особое место занимает реклама. Среди прочих рекламных средств большую роль играют рекламные проспекты отеля, а также реклама на больших биллбордах города и трассы, на страницах газет и журналов, на специализированных сайтах и в соцсетях. Руководству отеля «Лотос» необходимо ежегодно выделяет различные суммы для расположения рекламы отеля в данных источниках.

При разработке перспективных маркетинговых стратегий для обеспечения устойчивого развития необходимо применять современные подходы и методы управления предприятием в конкурентной среде, используя метод бенчмаркинга, который основан на сборе и анализе эффективных методов ведения бизнеса успешными предприятиями для использования в собственной деятельности.

Анализ конкурентоспособности отеля «Лотос»

Для успешного функционирования в настоящее время и в долгосрочной перспективе руководству сервисных предприятий необходимо уметь выявлять и прогнозировать препятствия, которые возникают или могут возникнуть в будущем, а также новые возможности, которые могут появиться для организации.

Особое, и недостаточно оцененное, место в анализе конкурентоспособности предприятия занимает SWOT-анализ, который направлен на выявление сильных и слабых сторон организации, а также окружающих возможностей и угроз в целях ее успешного функционирования в сложившихся и прогнозируемых условиях рынка. Применение SWOT-анализа позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию и, видя ясную картину, принимать взвешенные решения, касающиеся развития предприятия [1]. В таблице 2 представлен первый этап проведения SWOT-анализа отеля «Лотос» в виде традиционной 4-клеточной матрицы.

Таблица 2 - SWOT-анализ отеля «Лотос» (составлено авторами)

Сильные стороны Слабые стороны

Внутренняя среда Наличие подтвержденной категории «две звезды» Небольшой опыт работы на рынке гостиничных услуг

Наличие парковочных мест Отсутствие услуги завтрак

Квалифицированный персонал, имеющего опыт работы в данной области Отсутствие программы лояльности для клиентов

Хорошее соотношение цена/качество Сравнительно недостаточный номерной фонд для размещения больших туристических групп (свыше 50 человек)

Доступный интернет Недостаточная маркетинговая политика

Возможность бронирования через различные оналайн сервисы Отсутствие собственного сайта отеля

Внешняя среда Возможности Угрозы

Рост рынка гостиничного бизнеса в связи с проведением в Ростовской области международных мероприятий Нестабильная экономическая и политическая ситуация

Ухудшение позиций конкурентов Усиление позиций действующих и появление новых конкурентов

Поддержка сектора гостиничных услуг со стороны местных властей Несовершенство законодательства

Налаживание партнерских взаимоотношений с туристическими фирмами и различными организациями Изменение вкусов и потребностей клиентов

Появление новых видов услуг, предоставляемых гостям отеля Рост цен на сырье и материалы поставщиков, повышение тарифов на коммунальные услуги

Доступ к внешним источникам финансирования Инфляционные процессы

Следующим этапом SWOT-анализа должна быть количественная оценка выявленных сильных и слабых сторон предприятия, угроз и возможностей его внешней среды.Оценки выставляются на пересечении строк и столбцов в зависимости от значимости каждого конкретного сочетания угроз и сильных сторон, возможностей и сильных сторон и так далее (от 1 до 5). Таким образом, в результате получаем количественную оценку проблем, возникших на пересечении сильных и слабых сторон предприятия, с угрозами и возможностями внешней среды. Полученные результаты оценки представлены на таблице 3.

Таблица 3 - Количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды

отеля «Лотос» (составлено авторами)

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Наличие подтвержденной категории «2 звезды» Наличие парковочных мест Квалифицированный персонал, имеющий опыт работы в данной области Хорошее соотношение цена/качество Доступный интернет Возможность бронирования через различные оналайн сервисы Небольшой опыт работы на рынке гостиничных услуг Отсутствие услуги завтрак Отсутствие программы лояльности для клиентов Сравнительно недостаточный номерной фонд для размещения Недостаточная маркетинговая политика Отсутствие собственного сайта отеля

УГРОЗЫ Нестабильная экономическая и политическая ситуация 3 1 5 4 1 3 4 1 4 3 4 2

Усиление позиций действующих и появление новых конкурентов 5 4 4 5 5 5 4 4 5 5 4 5

Несовершенство законодательства 4 3 2 3 2 3 3 2 4 2 2 1

Рост цен на сырье и материалы поставщиков, повышение тарифов на коммунальные услуги 3 1 3 4 4 3 4 4 4 4 3 2

Изменение вкусов и потребностей клиентов 5 2 4 5 3 4 4 4 5 5 4 4

Инфляционные процессы 4 3 5 4 3 3 4 4 4 4 3 1

ВОЗМОЖНОСТИ Рост рынка гостиничного бизнеса 5 3 5 4 2 4 3 4 5 4 4 5

Введение новых, дополнительных услуг 5 4 5 5 4 4 5 4 5 5 4 4

Ухудшение позиций конкурентов 5 5 5 5 5 4 5 4 5 5 4 4

Поддержка сектора гостиничных услуг со стороны местных властей 4 2 3 4 3 3 4 2 2 3 2 1

Налаживание партнерских взаимоотношений с различными организациями 5 2 5 5 5 4 5 4 5 4 4 4

Доступ к внешним источникам финансирования 4 1 1 3 2 3 3 2 3 4 3 1

Сумма полученных оценок по каждому столбцу и строке позволяет определить общую значимость конкретных сильных и слабых сторон гостиницы «Лотос», а также угроз и возможностей ее внешней среды. Результаты оценки по пятибалльной системе приведены в таблице 4.

Таблица 4 - Суммарная балльная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды отеля «Лотос» (составлено авторами)_

Сильные стороны Слабые стороны

1. Наличие подтвержденной категории «2 звезды» 52 1. Небольшой опыт работы на рынке гостиничных услуг 48

2. Наличие парковочных мест 31 2. Отсутствие услуги завтрак 41

3. Квалифицированный персонал, имеющий опыт работы в данной области 44 3. Отсутствие программы лояльности для клиентов 51

4. Хорошее соотношение цена/качество 51 4. Сравнительно недостаточный номерной фонд для размещения 48

5. Доступный интернет 39 5. Недостаточная маркетинговая политика 41

6. Возможность бронирования через различные она-лайн 43 6. Отсутствие собственного сайта отеля 34

Угрозы Возможности

1. Нестабильная экономическая и политическая ситуация 34 1. Рост рынка гостиничного бизнеса 47

2. Усиление позиций действующих и появление новых конкурентов 55 2. Введение новых, дополнительных услуг 54

3. Несовершенство законодательства 31 3. Ухудшение позиций конкурентов 51

4. Рост цен на сырье и материалы поставщиков, повышение тарифов на коммунальные услуги 39 4. Поддержка сектора гостиничных услуг со стороны местных властей 33

5. Изменение вкусов и потребностей клиентов 49 5. Налаживание партнерских взаимоотношений с различными организациями 51

6. Инфляционные процессы 42 6. Доступ к внешним источникам финансирования 40

После составления конкретного списка сильных и слабых сторон отеля «Лотос», угроз и возможностей его окружающей среды, определения степени важности внутренних характеристик гостиницы и состояния отдельных факторов внешней среды, устанавливаются связи между перечисленными полями SWOT-анализа. С этой целью составим проблемное поле отеля «Лотос», представленное в таблице 5, на основе главных сильных и слабых сторон гостиницы, а также основных внешних возможностей и угроз ее деятельности, выявленных на предыдущем этапе анализа.

Таким образом, на основе проведенного SWOT-анализа деятельности отеля «Лотос» можно сделать следующие выводы:

- в связи с проведением в Ростове-на-Дону крупных мероприятий и благодаря богатому наследию е ЧМ-2018, повышению статуса города как делового центра рынок гостиничных услуг активно развивается, что создает благоприятные условия для деятельности гостиничных предприятий. Отель «Лотос» имея подтвержденную категорию две звезды, положительные отзывы клиентов и опыт работы с различными, в том числе и иностранными клиентами во время ЧМ по футболу являются значительной основой для проведения мероприятий по укреплению и повышению его конкурентоспособности. Одним из способов является подписание партнерских соглашений на взаимовыгодных условиях двух сторон, т.к. привлекательной и сильной стороной является цена/качество услуг отеля;

- целесообразно создание собственного сайта отеля, где будет отражена вся его деятельность, обеспечена информированность об услугах отеля «Лотос»;

- следует рассмотреть возможность создание мини лобби-бара, где гости смогут приобрести различные напитки и провести время, а в утренние часы организовать в зоне лобби-бара услугу «континентальный завтрак».

- для борьбы с имеющимися угрозами внешней среды необходимо использовать сильные стороны гостиницы. С этой целью в отеле «Лотос» может быть внедрена система анкетирования, посредством которой каждый гость может оставить свой отзыв и предложения относительно качества услуг отеля и удовлетворенности обслуживанием. Данный инструмент позволит выявить недостатки обслуживания и сформировать индивидуальный подход к каждому гостю, что повысит конкурентоспособность отеля.

Таблица 5 - Формулирование проблемного поля в рамках SWOT-анализа (составлено авторами)

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

1. Наличие подтвержденной категории «2 звезды» 2. Хорошее соотношение цена/качество 3. Квалифицированный персонал, имеющий опыт работы в данной области 1. Отсутствие программы лояльности для клиентов 2. Небольшой опыт работы на рынке гостиничных услуг 3. Недостаточная маркетинговая политика

ВОЗМОЖНОСТИ 1. Введение новой услуги (открытие мини Лобби -Бар) 2. Сотрудничество с туристическими фирмами и различными организациями (спортивными, молодежными. общественными и т.п. 3. Участие в специализированных выставках 1. Расширение рекламной кампании, например, размещение баннеров на трассе М4, железнодорожном и автовокзале, в аэропорту. 2. разработка системы лояльности постоянным клиентам 3. Размещение всплывающей рекламы в виде картинки или баннера в популярных соцсетях

1. Рост рынка гостиничного бизнеса 2. Введение новых, дополнительных услуг 3. Налаживание партнерских взаимоотношений с различными организациями

УГРОЗЫ 1. Постоянный мониторинг потребностей и предпочтений клиентов, анкетирование гостей для оценки уровня их удовлетворенности 2. Совершенствование системы продвижения услуг, поддержание конкурентоспособной цены на предлагаемые услуги. 3. Работа с постоянными поставщиками, предоставляющими гибкую систему скидок 1. Создание сайта отеля 2. Проведение систематического анализа рынка, поиск клиентов и новых возможностей для фирмы

1. Усиление позиций действующих и появление новых конкурентов 2. Изменение вкусов и потребностей клиентов 3. Рост цен на сырье и материалы поставщиков, повышение тарифов на коммунальные услуги

- для нейтрализации слабых сторон отеля «Лотос» необходимо использовать открывающиеся возможности для формирования конкурентных преимуществ. В целях повышения информированности туристов об отеле «Лотос» необходимо осуществлять активные маркетинговые мероприятия. Например, размещение рекламных баннеров в местах скопления большого количества туристов (на трассе М4, авто- и железнодорожном вокзалах, аэропорту, парках отдыха, в популярных соцсетях и т.д.). может оказать значительное влияние на посещаемость отеля.

- ввиду отсутствия в отеле «Лотос» мероприятий по удержанию клиентов необходимо решать данную проблему путем предоставления постоянным гостям привилегированных условий проживания, стимулирования повторного посещения при помощи разработки системы скидок, индивидуального подхода к каждому гостю и т.д.

Заключение. Апробация предлагаемого алгоритма разработки маркетинговой стратегии включала такие этапы, как: анализ маркетинговых элементов на основе модели «7Р», конкурентный анализ отраслевого рынка и конкретной компании, SWOT-анализ с экспертными оценками проблемного поля организации. Проведенный анализ маркетинговых элементов на основе модели «7Р», который показал, что наиболее низкая оценка была присвоена элементу Promotion (продвижение), а проблемное поле SWOT-анализа помогло определить сильные, слабые стороны деятельности, возможности и угрозы внешней среды, оказывающие влияние на деятельность предприятия, разработать конкретные маркетинговые стратегии по продвижению услуг анализируемого предприятия. Таким образом, можно отметить целесообразность применения обозначенного алгоритма разработки маркетинговой стратегии в условиях нарастания изменений внешней среды организации и вцелях повышения устойчивости развития предприятия.

Источники:

1. Воловик М.Е. Мишурова И.В. Синюк Т.Ю. Альтернативные варианты стратегического развития предпринимательских структур в сфере гостеприимства (монография). М. Издательство «Перо», 2016.- 152 с.

2. Комарова С.Н. Шепурев А.В. Анализ методов и способов продвижения услуг в гостиничном серви-се»//Научно-практический электронный журнал Аллея Науки №1(28) 2019: Издательство: ИП Шелистов Денис Александрович (Издательский центр "Quantum")

3. Комарова С.Н. Шепурев А.В. Современные подходы к формированию маркетинговой стратегии сервисного предприятия. Модернизация экономики России: отраслевой и региональный аспект»: материалы международной науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. -Ростов н/Догу: ИП Беспамят-нова С.В., 2018.-369 с.

4. Мишурова И.В. Воловик М.Е.Оценка влияния макроокружения на развитие индустрии гостеприимства в регионе// Российское предпринимательство. — 2016. — Том 17. — № 22. — doi: 10.18334/rp.17.22.3706 https://bgscience.ru/journals/rp/current/

5. Мишурова И.В. Михненко Т.Н., Синюк Т.Ю. Разработка антикризисной стратегии предприятия в условиях конкурентного рынка Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017.№ 4 (83). С. 28-35

6. Тётушкин, В. А. Маркетинг и качество в сервисе: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 43.03.01 (100100.62) «Сервис» / В. А. Тётушкин. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. - 128 с.

7. Федеральная служба Государственной статистики URL: http://www.gks.ru/

8. instagram.com/hotel_lotos_rnd

Sources:

1. Volovik M.E. Mishurova I.V. Sinyuk T.Yu. Alternative options for the strategic development of business structures in the field of hospitality (monograph). M. Publishing House "Perot", 2016.- 152 p.

2. Komarova S.N. Shepurev A.V. Analysis of methods and methods for promoting services in the hotel service "//" Scientific and Practical Electronic Journal of the Alley of Science "No. 1 (28) 2019: Publisher: IP Shelistov Denis Aleksandrovich (Quantum Publishing Center)

3. Komarova S.N. Shepurev A.V. Modern approaches to the formation of the marketing strategy of a service enterprise. Modernization of the Russian economy: sectoral and regional aspect ": materials of international scientific and practical. conf. faculty, young scientists and students. -Rostov n / Dogu: IP Bespamyatnova S.V., 2018.- 369 p.

4. Mishurova I.V. Volovik M.E. Assessment of the influence of the macroenvironment on the development of the hospitality industry in the region // Russian Journal of Entrepreneurship. - 2016. - Volume 17. - No. 22. - doi: 10.18334 / rp.17.22.3706 https://bgscience.ru/journals/rp/current/

5. Mishurova I.V. Mikhnenko T.N., Sinyuk T.Yu. Development of an anti-crisis strategy of an enterprise in a competitive market Science and education: economy and economy; entrepreneurship; law and management. 2017.No 4 (83). S. 28-35

6. Tyotushkin, V. A. Marketing and quality in service: a training manual for students enrolled in the direction of 03.03.01 (100100.62) "Service" / V. A. Tyotushkin. - Tambov: Publishing House of FSBEI HPE "TSTU", 2014. - 128 p.

7. Federal State Statistics Service URL: http://www.gks.ru/

8. instagram.com/hotel_lotos_rnd

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10088

Н.В. Кузнецова - доцент кафедры бухгалтерского учета, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, [email protected],

N.V. Kuznetcova - Associate professor of the accounting department, Candidate of Economic Sciences, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin;

О.И. Федосеева - доцент кафедры бухгалтерского учета, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, [email protected],

O.I. Fedoseeva - Associate professor of the accounting department, Candidate of Economic Sciences, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin;

Ю. Г. Щадилова, студентка, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, [email protected],

U.G. Shchadilova - student, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin.

СТРАХОВАНИЕ УРОЖАЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА КУКУРУЗЫ НА ЗЕРНО HARVEST INSURANCE AND EFFICIENCY OF PRODUCTION OF CORN FOR GRAIN

Аннотация. На результативность сельскохозяйственного производства оказывают влияние различные факторы, как субъективные, зависящие от производителей (структура затрат, соблюдение технологии производства и т.п.), так и объективные, не поддающиеся влиянию (природно-климатические условия, конъюнктура рынка и т.п.). Изучение динамики производства кукурузы на зерно в Российской Федерации за 19 лет позволяет заключить, что выращивание данной культуры является рискованным видом сельскохозяйственного производства, что подтверждается нестабильностью валовых сборов и урожайности. С целью повышения эффективности деятельности следует проводить постоянный мониторинг динамики и структуры себестоимости производства, сокращать непроизводительные затраты. В качестве поддерживающей меры, позволяющей нивелировать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.