Научная статья на тему 'Выбор конструктивных параметров трехслойных композитных панелей при поперечном изгибе'

Выбор конструктивных параметров трехслойных композитных панелей при поперечном изгибе Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трехслойная панель / заполнитель / несущая обшивка / композит / весовая эффективность / удельная масса / поперечный изгиб / three-layer panel / filler / load-bearing sheath / composite / weight efficiency / specific gravity / transverse bending

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Андрюшкин А. Ю., Булыгин В. В., Губанов Д. М.

Весовая эффективность конструкций летательных аппаратов обеспечивается применением трехслойных композитных панелей из-за их высокой удельной прочности и удельной жесткости. Рассмотрены конструктивные параметры и характеристики сотового заполнителя с шестигранной ячейкой. Предложена методика выбора конструктивных параметров (высоты заполнителя с шестигранной ячейкой и толщины несущих обшивок), обеспечивающих минимальную удельную массу при поперечном изгибе трехслойной композитной панели. По предложенной методике представлен расчет высоты заполнителя с шестигранной ячейкой и толщины несущих обшивок при поперечном изгибе трехслойной композитной панели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Андрюшкин А. Ю., Булыгин В. В., Губанов Д. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Selection of design parameters of three-layer composite panels with transverse bending

The weight efficiency of aircraft structures is ensured by the use of three-layer composite panels due to their high specific strength and specific stiffness. The design parameters and characteristics of a hexagonal-cell honeycomb filler are considered. A method is proposed for selecting design parameters (the height of the hexagonal-cell filler and the thickness of the bearing sheaths) that ensure a minimum specific gravity during transverse bending of a three-layer composite panel. According to the proposed method, the calculation of the height of the hexagonal-cell filler and the thickness of the bearing sheaths during transverse bending of a three-layer composite panel is presented.

Текст научной работы на тему «Выбор конструктивных параметров трехслойных композитных панелей при поперечном изгибе»

УДК 629.7.013.1

ВЫБОР КОНСТРУКТИВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ТРЕХСЛОЙНЫХ КОМПОЗИТНЫХ ПАНЕЛЕЙ ПРИ ПОПЕРЕЧНОМ ИЗГИБЕ

А. Ю. Андрюшкин, В. В. Булыгин, Д. М. Губанов

Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова, Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. Весовая эффективность конструкций летательных аппаратов обеспечивается применением трехслойных композитных панелей из-за их высокой удельной прочности и удельной жесткости. Рассмотрены конструктивные параметры и характеристики сотового заполнителя с шестигранной ячейкой. Предложена методика выбора конструктивных параметров (высоты заполнителя с шестигранной ячейкой и толщины несущих обшивок), обеспечивающих минимальную удельную массу при поперечном изгибе трехслойной композитной панели. По предложенной методике представлен расчет высоты заполнителя с шестигранной ячейкой и толщины несущих обшивок при поперечном изгибе трехслойной композитной панели.

Ключевые слова: трехслойная панель, заполнитель, несущая обшивка, композит, весовая эффективность, удельная масса, поперечный изгиб

Для цитирования: Андрюшкин А. Ю., Булыгин В. В., Губанов Д. М. Выбор конструктивных параметров трехслойных композитных панелей при поперечном изгибе // Аэрокосмическая техника и технологии. 2024. Т. 2, № 2. С. 126-137. DOI 10.52467/2949-401X^024-2-2-126-137. EDN TIGVUG

SELECTION OF DESIGN PARAMETERS OF THREE-LAYER COMPOSITE PANELS WITH TRANSVERSE BENDING

A. Yu. Andryushkin, V. V. Bulygin, D. M. Gubanov

Baltic State Technical University "VOENMEH", Saint Petersburg, Russia

Abstract. The weight efficiency of aircraft structures is ensured by the use of three-layer composite panels due to their high specific strength and specific stiffness. The design parameters and characteristics of a hexagonal-cell honeycomb filler are considered. A method is proposed for selecting design parameters (the height of the hexagonal-cell filler and the thickness of the bearing sheaths) that ensure a minimum specific gravity during transverse bending of a three-layer composite panel. According to the proposed method, the calculation of the height of the hexagonal-cell filler and the thickness of the bearing sheaths during transverse bending of a three-layer composite panel is presented.

Keywords: three-layer panel, filler, load-bearing sheath, composite, weight efficiency, specific gravity, transverse bending

© Андрюшкин А. Ю., Булыгин В. В., Губанов Д. М., 2024 Aerospace Engineering and Technology. 2024. Vol. 2, no. 2

For citation: Andryushkin A. Yu., Bulygin V. V., Gubanov D. M. Selection of design parameters of three-layer composite panels with transverse bending. Aerospace Engineering and Technology. 2024. Vol. 2, no. 2, pp. 126-137. DOI 10.52467/2949-401X-2024-2-2-126-137. EDN TIGVUG (In Russian)

Введение

Для решения актуальной проблемы весовой эффективности летательных аппаратов в настоящее время широко используют композитные конструкции, обеспечивающие достаточную прочность и жесткость при приемлемой массе. Трехслойные композитные панели характеризуются высокими значениями удельной прочности и удельной жесткости. Они состоят из несущих композитных обшивок, между которыми вклеен сотовый композитный заполнитель, обеспечивающий совместную работу и устойчивость обшивок (рис. 1). Несущие композитные обшивки и сотовый композитный заполнитель чаще всего изготавливают из высокопрочных угле- и стеклопластиков [1-8].

б

Рис. 1. Трехслойная композитная панель с сотовым композитным заполнителем: а - схема панели; б - клеевое соединение стенки ячейки сотового композитного заполнителя с несущей композитной обшивкой 1 - несущая композитная обшивка; 2 - сотовый композитный заполнитель; 3 - клеевой слой, наносимый на обшивку; 4 - клей, защемляющий стенку композитного заполнителя; х, у, 2 - координатные оси

Трехслойные композитные панели хорошо выдерживают нагрузку, приложенную перпендикулярно ее поверхности: обшивки воспринимают продольные сжимающие и изгибающие усилия, а заполнитель работает на сдвиг, воспринимая поперечную силу.

Выбор конструктивных параметров трехслойных композитных панелей с сотовым заполнителем затруднителен из-за множества факторов, определяющих напряженно-деформированное состояние нагруженной конструкции и требую-

щих учета при ее проектировании. Поэтому задача выбора рациональных конструктивных параметров трехслойной композитной панели, обеспечивающих ее несущую способность, является актуальной [9-11].

Цель исследования - разработка методики выбора высоты заполнителя и толщины несущих обшивок, обеспечивающих минимальную массу трехслойной композитной панели.

Задачи исследования:

1. Рассмотрение конструктивных параметров и характеристик сотового заполнителя с шестигранной ячейкой.

2. Разработка методики выбора конструктивных параметров (высоты заполнителя и толщины несущих обшивок), обеспечивающих минимальную массу при поперечном изгибе трехслойной композитной панели.

3. Расчет по предложенной методике высоты заполнителя с шестигранной ячейкой и толщины несущих обшивок при поперечном изгибе трехслойной композитной панели.

Конструктивные параметры и характеристики сотового заполнителя с шестигранной ячейкой

В трехслойных панелях применяют разнообразные заполнители, имеющие различные структуры: сплошные, сотовые ячеистые, гофровые, ферменные [68]. При поперечном изгибе для снижения веса трехслойной композитной панели рационально в ее конструкции использовать сотовый заполнитель с шестигранной ячейкой (рис. 2).

Рис. 2. Конструктивные параметры заполнителя с шестигранной ячейкой tст - толщина одинарной стенки сотового заполнителя с шестигранной ячейкой, м; 2Гст - толщина двойной стенки сотового заполнителя с шестигранной ячейкой, м; аст - ширина стенки (грани) сотового заполнителя с шестигранной ячейкой, м; Из - высота заполнителя; в - угол формообразования шестигранной ячейки (в = 60°), град.;

х, у, 1 - координатные оси

Плотность сотового заполнителя с шестигранной ячейкой рассчитывают по выражению [12-14]

Рз = 1,54рм -Ц (1)

аст

где рм - плотность материала заполнителя, кг/м3.

Модуль упругости сотового заполнителя с шестигранной ячейкой определяют по формуле [12-14]

Е2 = 1,54 Ем -Ц (2)

аст

где Ем - модуль упругости материала сотового заполнителя, Па.

Приведенные напряжения сдвига сотового заполнителя определяют по выражениям [12-14]:

т = о ^с^(014оо8(р)±0,4б) (3)

х2 в аст (1 + СС8(Р))81п(Р) ' ^

г 0 4

Т у2 = ов-^-^-, (4)

у2 в аст(1 + cos(P)) ^

где тх2, ту2 - приведенные напряжения сдвига сотового заполнителя в плоскости х2 и у2 соответственно, Па; ов - предел прочности (временное сопротивление) материала сотового заполнителя, Па.

Методика выбора конструктивных параметров при поперечном изгибе трехслойной композитной панели, имеющей заполнитель с шестигранной ячейкой

Предложена методика расчета трехслойной композитной панели с несущими обшивками одинаковой толщины 5 и сотовым заполнителем с шестигранной ячейкой высотой Из. Композитную панель считаем тонкой пластинкой. Примем, что трехслойная панель длиной Ь и шириной Ь1 шарнирно опирается по двум краям, что препятствует прогибу пластины, но допускает свободный поворот опертого края в перпендикулярном к нему направлении, при этом опертые края остаются прямыми. Композитная панель воспринимает равномерно распределенную поперечную нагрузку q и находится в плоском деформированном состоянии (рис. 3). Деформационные свойства клеевых слоев обеспечивают передачу усилий между обшивками и сотовым заполнителем при поперечном изгибе. Также заданы конструктивные параметры сотового заполнителя с шестигранной ячейкой: толщина одинарной стенки заполнителя с шестигранной ячейкой гст; ширина стенки (грани) заполнителя с шестигранной ячейкой аст; угол формообразования ячейки сотового заполнителя в = 60°.

Несущие обшивки и сотовый заполнитель выполнены из композита, например, углепластика со следующими характеристиками: плотность композита рм; модуль упругости композита Ем; предел прочности или временное сопротивление композита ав. Эти характеристики композита зависят от схемы армирования материала, их определяют по результатам испытаний.

Рис. 3. Расчетная схема, эпюры поперечных сил и изгибающих моментов по длине трехслойной панели при поперечном изгибе Qx - поперечная сила, Н; Мх - изгибающий момент, Нм; q - распределенная поперечная нагрузка, Н/м;

Ь - длина шарнирно опертой трехслойной панели, м; Из - высота заполнителя, м; 5 - толщина несущей обшивки, м; х - координатная ось

Необходимо рассчитать толщину несущих обшивок 5 и высоту заполнителя Из, обеспечивающих минимальную массу трехслойной композитной панели. Максимальный изгибающий момент в поперечном сечении в середине трехслойной панели (рис. 3):

Мх = 0^25qb 2. (5)

По краям трехслойной панели максимума достигает поперечная сила, определяемая по выражению (рис. 3):

бх = 0^ь . (6)

С учетом допущения, что толщина 5 несущих обшивок мала, и расстояние между серединами несущих обшивок Иср можно принять равным высоте заполнителя Из, максимальное напряжение изгиба в несущих обшивках трехслойной панели [12-14]:

Мх _ 0,125qЬ^ _ 0,125qЬ2 0,125qЬ2

5 =-=-=-~-, (7)

Нср5Ьх Кр5Ьх (Аз + 5)5Ь1 кз5Ь}

где отах - максимальное напряжение изгиба в несущих обшивках трехслойной панели, Па; Аср - расстояние между серединами несущих обшивок Аср= (Аз+5), м; Ь1 - ширина шарнирно опертой трехслойной панели.

Условие прочности несущих обшивок трехслойной панели на сжатие:

0тах ^ (8)

где окр - критические напряжения местной потери устойчивости несущих обшивок при продольном сжатии, Па.

Оценить критические напряжения местной потери устойчивости несущих обшивок при продольном сжатии трехслойной панели можно по выражению [12-14]:

Окр = 0,86(Пм Ем Е2%)0,5, (9)

где Пм - коэффициент пластичности материала; % - характерное отношение толщины несущей обшивки 5 к высоте заполнителя Из для трехслойной композитной панели.

Из условия (8), принимая Отах = Окр, с учетом выражений (7) и (9), определим толщину несущей обшивки:

5 = = =_(ю)

АМф ¿АОкр А,Ь, 0,86(1,„ЕмЕгх)

Для учета массы клея, скрепляющего заполнитель с двумя несущими обшивками, введем коэффициент кт, и с учетом выражения (10) определим удельную массу трехслойной панели:

0125 Ь2

М(Кз) = kmРзhз + 2Рм5 = ^РзК + 2Рм , (11)

АзЬ1Окр

где М(Аз) - удельная масса трехслойной панели, зависящая от высоты заполнителя, кг/м2; кт - коэффициент, учитывающий массу клея, скрепляющего заполнитель с двумя несущими обшивками.

Для определения минимальной удельной массы трехслойной панели по выражению (11) возьмем производную от удельной массы М по высоте заполнителя Аз и приравняем ее нулю:

dM 0,125дЬ

= ктРз - 2Рм ТТТТ, dhз (Аз)2Ь1Окр

ктРз - Т = 0. (12)

Из выражения (12) находим высоту заполнителя, соответствующую минимальной удельной массе трехслойной панели:

hl

з

0 \0,5

2рм 0,125qb2

0. (13)

Ь1акр^даРз

Максимальные касательные напряжения поперечного сдвига в заполнителе:

х = Ox. (14)

max , т. • Vх V

h3b1

Условие прочности заполнителя трехслойной панели на сдвиг:

Tmax ^ Тxz . (15)

Из условия (15), принимая Tmax = т^, с учетом выражений (3) и (6) можно также определить минимальную высоту заполнителя:

h2 =Q-=_0^__(16)

з тxzb1 b Q ^т (0,4cos(P) + 0,46) , ( )

1 в «ст (1 + cos(P))sin(P)

где И2з - минимальная высота заполнителя, соответствующая прочности заполнителя трехслойной панели на сдвиг, м.

Из двух значений высот заполнителя, соответствующего минимальной удельной массе трехслойной панели Мз и полученного из условия прочности заполнителя на сдвиг Н2з, выбираем максимальное значение:

h3 = тах(Ыз А2з). (17)

По принятому из условия (17) значению высоты заполнителя h определяем минимальную толщину несущей обшивки трехслойной панели по выражению (10):

Я = M x = 0,125qb2 (,R)

Значение минимальной толщины несущей обшивки 5min отличается от стандартных значений листовых композитных заготовок, поэтому за толщину несущей обшивки принимаем ближайшее большее стандартное значение 5ст > 5min. В этом случае удельная масса трехслойной композитной панели, зависящая от высоты заполнителя и толщины несущих обшивок:

M(^ст) = кшРзК = К + 2РмЯст . (19)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, предложена инженерная методика выбора высоты заполнителя и толщины несущих обшивок, обеспечивающих минимальную массу трехслойной композитной панели.

Расчет конструктивных параметров при поперечном изгибе трехслойной композитной панели, имеющей заполнитель с шестигранной ячейкой

По предложенной методике рассчитаем высоту сотового заполнителя с шестигранной ячейкой и толщину несущих обшивок трехслойной композитной панели при поперечном изгибе (рис. 3), обеспечивающего ее минимальную удельную массу при следующих исходных данных: Ь = 0,8 м; Ь1 = 1,0 м; q = 100000,0 Н/м;

= 0,6; х = 0,002; Рм = 1800,0 кг/м3; гст = 70,0 мкм; аст = 2 мм; Ем = 60,0 ГПа; в = 60°; Ов = 550,0 МПа; кт = 1,1; Из = 10-28 мм.

По выражениям (1)-(3) рассчитаем конструктивные параметры и механические характеристики сотового заполнителя с шестигранной ячейкой: Рз = 97,0 кг/м3; Ег = 3,234 ГПа; Тх* = 9,783 МПа.

Максимальный изгибающий момент в поперечном сечении в середине трехслойной панели рассчитываем по выражению (5): Мх = 8000,0 Н^м. По краям трехслойной панели действует максимальная поперечная сила, определяемая по выражению (6): Qx = 40000,0 Н. Критические напряжения местной потери устойчивости несущих обшивок при продольном сжатии рассчитаны по выражению (9): окр = 415,0 МПа.

Высота заполнителя, соответствующая минимальной удельной массе трехслойной панели, по выражению (13) составляет И1з = 25,5 мм. Минимальная высота заполнителя, соответствующая прочности заполнителя трехслойной панели на сдвиг, по выражению (16) составляет И2з = 4,0 мм. По условию (17) из высот заполнителя И1з = 25,5 мм и И2з = 4,0 мм выбираем максимальное значение, следовательно, высоту сотового заполнителя принимаем Из = 25,5 мм. По выражению (18) с учетом принятой высоты сотового заполнителя Из = 25,5 мм рассчитываем минимальную толщину несущей обшивки трехслойной панели, которая составляет 5тт = 0,76 мм.

Далее проверяем выполнение условия (8) прочности несущих обшивок трехслойной панели на сжатие и условия (15) прочности заполнителя трехслойной панели на сдвиг. Максимальное напряжение изгиба в несущих обшивках трехслойной панели по выражению (7) отах = 403,0 МПа, а критические напряжения местной потери устойчивости несущей обшивки при продольном сжатии окр = 415,0 МПа. Максимальные касательные напряжения поперечного сдвига в сотовом заполнителе трехслойной панели по выражению (15) гтах = 1,568 МПа, а его приведенные напряжения сдвига в плоскости х2 тх2 = 9,783 МПа.

Таким образом, условия (8) и (15) выполняются, трехслойная композитная панель при высоте сотового заполнителя Из = 25,5 мм и минимальной толщине несущих обшивок 5тт = 0,76 мм работоспособна.

Для высоты заполнителя, варьируемой в диапазоне Из = 10-28мм, по выражению (11) определяем минимальную удельную массу трехслойной панели М(Из) (рис. 4). Кривая М(Из) разделяет график на две области - область выше этой кривой соответствует условиям прочности трехслойной композитной панели при заданных начальных ограничениях, а ниже - не соответствует.

Рис. 4. Зависимости удельной массы М трехслойной композитной панели от высоты сотового заполнителя Из и толщины несущих обшивок 5 М(Из) - зависимость удельной массы трехслойной композитной панели от высоты

заполнителя (-х-); Мшт - минимальная масса трехслойной композитной панели (---);

М1(Из;5шш) - зависимость удельной массы трехслойной композитной панели от высоты заполнителя при минимальной толщине несущих обшивок 5шт = 0,76 мм (-♦-); М2(Из;5ст1) -зависимость удельной массы трехслойной композитной панели от высоты заполнителя при

толщине несущих обшивок 51 = 1,0 мм (-•-); Мз(Из;5ст2) - зависимость удельной массы трехслойной композитной панели от высоты заполнителя при толщине несущих обшивок 52 = 1,2 мм (-■-); М4(Из;5стз) - зависимость удельной массы трехслойной композитной панели от высоты заполнителя при толщине несущих обшивок 5з = 1,4 мм (-▲-); А1, А2, Аз, А4 -точки пересечения линий М1(Из;5шт), М2(Из;5ст1), Мз(Из;5ст2), М4(Из;5стз) с кривой М(Из) определяют высоту заполнителя, обеспечивающего минимальную удельную массу

трехслойной композитной панели

Далее по выражению (19) строим линейные зависимости удельной массы трехслойной композитной панели от высоты заполнителя при минимальной толщине несущих обшивок 5шт = 0,76 мм М (И3;5шт), а также при стандартных толщинах несущих обшивок: 5ст1 = 1,0 мм М2(Из;5ст1), 5ст2 = 1,2 мм М3(Из;5ст2), 5ст3 = 1,4 мм М4(Из;5ст3). По точкам пересечения А1, А2, А3, А4 линий М1(Из;5Ш1П), М2(Из;5ст1), М3(Из;5ст2), М4(Из;5ст3) с кривой М(Из) определяем высоту заполнителя, соответствующую минимуму удельной массы трехслойной композитной панели (рис. 4).

Таким образом, по предложенной методике проведен расчет высоты сотового заполнителя с шестигранной ячейкой и толщины несущих обшивок трехслойной композитной панели при поперечном изгибе, обеспечивающий ее минимальную удельную массу.

Заключение

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Высокая удельная прочность и удельная жесткость трехслойных композитных панелей обуславливает их применение для решения проблемы весовой эффективности летательных аппаратов.

2. Разработана методика выбора конструктивных параметров трехслойной композитной панели, имеющей заполнитель с шестигранной ячейкой, для обеспечения ее минимальной массы при поперечном изгибе.

3. По предложенной методике выбрана высота заполнителя и толщины несущих обшивок трехслойной композитной панели минимальной массы.

Цель исследования достигнута, т. е. разработана методика выбора высоты заполнителя и толщины несущих обшивок, обеспечивающих минимальную массу трехслойной композитной панели.

Библиографический список

1. Замула Г. Н., Колесник К. А. Способы повышения весовой эффективности применения композиционных конструкций // Полет. Общероссийский научно-технический журнал. 2018. № 10. С. 14-24. EDN: YAJGKL

2. Замула Г. Н., Колесник К. А. Весовая и топливная эффективность применения композиционных материалов в авиаконструкциях // Полет. Общероссийский научно-технический журнал. 2018. № 2. С. 12-19. EDN: ХУМОКТ

3. Андрюшкин А. Ю., Галинская О. О. Проблемы точности трехслойных корпусных оболочек ТПК современных ракетных комплексов // Сборник статей «Учебный процесс и исследования в области разработки военно-технических систем». СПб.: БГТУ «ВОЕНМЕХ», 2001. С. 141 -149.

4. Андрюшкин А. Ю., Галинская О. О. Оболочковые конструкции из композиционных материалов в народном хозяйстве // Проблемы и перспективы развития авиации, наземного транспорта и энергетики «АНТЭ-2009»: Материалы V Всероссийской научно-технической конференции, 12-13 октября 2009, Казань, Россия. Казань: Казанский государственный технический университет, 2009. Т. 2. С. 250-252.

5. Гаврилко В. В. Конструирование сверхлегких беспилотных летательных аппаратов с применением новых композиционных материалов // Проектирование аэрокосмических летательных аппаратов. 2014. № 2(109). С. 67-76.

6. Халиулин В. И., Батраков В. В. Анализ применения инновационных методов для производства интегральных конструкций из композитов // Известия высших учебных заведений. Авиационная техника. 2016. № 3. С. 129-133. EDN: WMUTER

7. Шершак В. П., Шокин Г. И., Егоров В. Н. Технологические особенности производства трехслойных сотовых панелей пола воздушных судов // Авиационная промышленность. 2014. № 3. С. 34-42. EDN: TQJOSD

8. Малышева Г. В., Гращенков Д. В., Гузева Т. А. Оценка технологичности использования клеев и клеевых препрегов при изготовлении трехслойных панелей // Авиационные материалы и технологии. 2018. № 4 (53). С. 26-30. DOI: 10.18577/2071-9140-2018-0-4-26-30

9. Комаров В. А., Куцевич К. Е., Павлова С. А., Тюменева Т. Ю. Оптимизация трехслойных сотовых панелей пола из полимерных композиционных материалов пониженной горючести на основе высокопрочных углеродных и стеклянных волокон и клеевого связующего //

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2020. Т. 19. № 3. С. 51-72. EDN: JEACXF. DOI: 10.18287/2541-7533-2020-19-3-51-72

10. Комаров В. А., Павлова С. А. Учет требований жесткости при проектировании панелей пола самолета из высокопрочных композиционных материалов // Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2021. Т. 20, № 2. С. 45-52. EDN: SUXWWR. DOI: 10.18287/2541-7533-2021-20-2-45-52

11. Комаров В. А., Кишов Е. А., Чарквиани Р. В., Павлов А. А. Расчетно-экспериментальный анализ прочности изделий из тканевого эпоксидного углепластика // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета. 2015. Т. 14, № 2. С. 106-112. EDN: UMIEFP. DOI: 10.18287/2412-7329-2015-14-2-106-112

12. Панин В. Ф. Конструкции с сотовым заполнителем. М.: Машиностроение, 1982. 152 с.

13. Кобелев В. Н., Коварский Л. М., Тимофеев С. И. Расчет трехслойных конструкций: Справочник. М.: Машиностроение. 1984. 304 с.

14. Иванов А. А., Кашин С. М., Семенов В. И. Новое поколение сотовых заполнителей для авиационно-космической техники. М.: Энергоатомиздат, 2000. 436 с.

Дата поступления: 24.05.2024 Решение о публикации: 24.06.2024

Контактная информация:

АНДРЮШКИН Александр Юрьевич - канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой (Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова, Россия, 190005, Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., д. 1), Sascha1a@mail.ru

БУЛЫГИН Владимир Вячеславович - аспирант (Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова, Россия, 190005, Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., д. 1), skaevod3000@gmail.com

ГУБАНОВ Дмитрий Максимович - магистрант (Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова, Россия, 190005, Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., д. 1), kipyatook@gmail.com

References

1. Zamula G. N., Kolesnik K. A. Weight-saving technique for composite structures. Flight. All-Russian Scientific and Technical Journal. 2018. No. 10, pp. 14-24. EDN: YAJGKL (In Russian)

2. Zamula G. N., Kolesnik K. A. Weight savings and fuel efficiency due to composites application in aerostructures. Flight. All-Russian Scientific and Technical Journal. 2018. No. 2, pp. 12-19. EDN: XYMOKT (In Russian)

3. Andryushkin A. Yu., Galinskaya O. O. Problemy tochnosti trekhslojnyh korpusnyh ob-olochek TPK sovremennyh raketnyh kompleksov [Problems of accuracy of three-layer hull shells of TPK modern missile systems]. Sbornik statej "Uchebnyj process i issledovaniya v oblasti razrabotki voenno-tekhnicheskih sistem" [Collection of articles "Educational process and research in the field of military technical systems development"]. St. Petersburg: BSTU "VOENMEH", 2001, pp. 141149. (In Russian)

4. Andryushkin A. Yu., Galinskaya O. O. Obolochkovye konstrukcii iz kompozicionnyh materi-alov v narodnom hozyajstve [Shell structures made of composite materials in the national economy]. Problemy i perspektivy razvitiya aviacii, nazemnogo transporta i energetiki "ANTE-2009": Materialy V Vserossijskoj nauchno-tekhnicheskoj konferencii [Problems and prospects of aviation,

ground transport and energy development "ANTE-2009": Proceedings of the V All-Russian Scientific and Technical Conference, October 12-13, 2009, Kazan, Russia]. Kazan: Kazan State Technical University, 2009. Vol. 2, pp. 250-252. (In Russian)

5. Gavrilko V. V. Designing ultralight unmanned aerial vehicles using new composite materials. Designing aerospace aircraft. 2014. No.2 (109), pp. 67-76 (In Russian).

6. Khaliulin V. I., Batrakov V. V. Analysis of innovative methods application for production of composite integral parts. Russian Aeronautics. 2016. Vol. 59, no. 3, pp. 433-437. DOI: 10.3103/S1068799816030223. EDN: YUXORB

7. Shershak P. V., Shokin G. I., Egorov V. N. Technological characteristics of the fabrication of the aircraft floor sandwich honeycomb panels. Aviation industry. 2014. No. 3, pp. 34-42. EDN: TQJOSD. (In Russian)

8. Malysheva G. V., Grashchenkov D. V., Guzeva T. A. Evaluation of technological use efficiency of adhesives and glue prepregs in the manufacture of three-layer panels. Aviation materials and technologies. 2018. No. 4 (53), pp. 26-30. DOI: 10.18577/2071-9140-2018-0-4-26-30 (In Russian)

9. Komarov V. A., Kutsevich K. E., Pavlova S. A., Tyumeneva T. Yu. Optimization of honeycomb sandwich floor panels made of polymer-matrix low-combustible composite materials based on high-strength carbon and glass fibers and adhesive binder. VESTNIK of Samara University. Aerospace and Mechanical Engineering. 2020. Vol. 19, no. 3, pp. 51-72. EDN: JEACXF. DOI: 10.18287/2541-7533-2020-19-3-51-72. (In Russian)

10. Komarov V. A., Pavlova S. A. Optimal design of sandwich floor panels made of high-strength composite materials considering stiffness constraints. VESTNIK of Samara University. Aerospace and Mechanical Engineering. 2021. Vol. 20, no. 2, pp. 45-52. EDN: SUXWWR. DOI: 10.18287/2541-7533-2021-20-2-45-52. (In Russian)

11. Komarov V. A., Kishov E. A., Charkviani R. V., Pavlov A. A. Numerical and experimental study of the strength of fabric carbon-epoxy composite structures. VESTNIK of Samara University. Aerospace and Mechanical Engineering. 2015. Vol. 14, no. 2, pp. 106-112. EDN: UMIEFP, DOI: 10.18287/2412-7329-2015-14-2-106-112. (In Russian)

12. Panin V. F. Konstrukcii s sotovym zapolnitelem [Structures with honeycomb filler]. Moscow: Mashinostroenie, 1982, 152 p.

13. Kobelev V. N., Kovarsky L. M., Timofeev S. I. Raschyot tryohslojnyh konstrukcij: Spravochnik [Calculation of three-layer structures: Handbook]. Moscow: Mashinostroenie, 1984, 304 p.

14. Ivanov A. A., Kashin S. M., Semenov V. I. Novoe pokolenie sotovyh zapolnitelej dlya avi-acionno-kosmicheskoj tekhniki [A new generation of cellular fillers for aerospace engineering]. Moscow: Energoatomizdat, 2000, 436 p.

Date of receipt: May 24, 2024 Publication decision: June 24, 2024

Contact information:

Alexander Yu. ANDRYUSHKIN - Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor, Head of Department (Baltic State Technical University "VOENMEH", Russia, 190005, Saint Petersburg, 1st Krasnoarmeyskaya ul., 1), Sascha1a@mail.ru

Vladimir V. BULYGIN - Postgraduate Student (Baltic State Technical University "VOENMEH", Russia, 190005, Saint Petersburg, 1st Krasnoarmeyskaya ul., 1), skaevod3000@gmail.com

Dmitry M. GUBANOV - Master's Degree Student (Baltic State Technical University "VOENMEH", Russia, 190005, Saint Petersburg, 1st Krasnoarmeyskaya ul., 1), kipyatook@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.