Научная статья на тему 'Выбор ключевых точек развития туристских кластеров'

Выбор ключевых точек развития туристских кластеров Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
164
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / ДЕСТИНАЦИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ И РЕКРЕАЦИОННОЙ ТЕРРИТОРИИ / TOURISM CLUSTER / DESTINATION / PLANNING OF TOURISM AND RECREATIONAL AREA

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Владыкина Юлия Олеговна

Туристская индустрии, как одна из наиболее динамичных отраслей экономики, аккумулирующая ресурсы на территории региона, способная развивать инфраструктуру и социально-экономические стороны хозяйства, призвана быть форвардом территориальных инвестиций и социально-экономической стабильности. Целенаправленные действия в отношении эффективного результата должны быть четко продуманы и носить долгосрочный характер. Кроме того, наиважнейшим аспектом планируемого успеха должен стать анализ возможностей и выбора «точки приложения силы». Согласно существующей стратегии развития туризма в Российской Федерации, многие регионы активно встроены в процесс формирования комфортной туристской среды и внутреннего продукта, отдельные достаточно глубоко проработали социальный аспект взаимодействия туристской сферы с территориальными образованиями, обеспечив продвижение качественного и безопасного продукта на рынке, другие находятся в стадии формирования информационных баз и туристских реестров, однако все, без исключения, участники, планирующие какие-либо виды инвестирования в эту сферу, рассчитывают, в конечном итоге, на привлечение новых ресурсов, новых предприятий, жителей и туристов в свои регионы. Несмотря на общую цель и текущие задачи, результаты, очевидно, разные. Исходные данные, как природно-рекреационные условия, не являются в этом процессе приоритетно важными, поскольку есть территории весьма ограниченного разнообразия и достаточно высокого уровня туристского продукта. Система менеджмента, очевидно, существенный фактор. Однако в данной статье рассмотрена предуправленческая стадия, в которой заложен дальнейший импульс, точка роста, дающая старт новым продуктам, туристским потокам и инвестициям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Selection of key points for the development of tourism clusters

Tourism industry as one of the most dynamic sectors of the economy. Tourism industry, accumulating resources in the region, is able to develop the infrastructure and socio-economic aspects of the economy, and is intended to be a tool for territorial investment and socio-economic stability. In order to gain effective outcome, targeted measures should be well developed and have a long-term nature. Besides, the analysis of the options and choice of the "point of application of the force" should be the most important aspect of planned success. According to the current strategy for tourism development in the Russian Federation, many regions are actively integrated into the development process of a comfortable tourism environment and internal product; some regions have thoroughly worked out the social aspect of interaction between tourism sphere and territorial entities, ensuring the promotion of a high-quality and safe product on the market; other regions are in the process of creation of information bases and tourism registers. However, all participants, without exception, who are planning to somehow invest in this area, expect to attract new resources, new businesses, people and tourists in their regions. Despite the common goal and current tasks, the results are obviously different. Such source data, like, for example, natural and recreational conditions, are not a priority in this process, because there are territories of a very limited diversity and sufficiently high level of tourist product. Obviously, the management system is a very important factor. However, in this article, we consider the pre-management stage, which has a further impetus, the growth point, which gives rise to new products, tourist flows and investments.

Текст научной работы на тему «Выбор ключевых точек развития туристских кластеров»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 21 • ноябрь 2017

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

издательство

Креативная экономика

выбор ключевых точек развития туристских кластеров

Владыкина Ю.О. 1

1 Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Туристская индустрии, как одна из наиболее динамичных отраслей экономики, аккумулирующая ресурсы на территории региона, способная развивать инфраструктуру и социально-экономические стороны хозяйства, призвана быть форвардом территориальных инвестиций и социально-экономической стабильности. Целенаправленные действия в отношении эффективного результата должны быть четко продуманы и носить долгосрочный характер. Кроме того, наиважнейшим аспектом планируемого успеха должен стать анализ возможностей и выбора «точки приложения силы». Согласно существующей стратегии развития туризма в Российской Федерации, многие регионы активно встроены в процесс формирования комфортной туристской среды и внутреннего продукта, отдельные достаточно глубоко проработали социальный аспект взаимодействия туристской сферы с территориальными образованиями, обеспечив продвижение качественного и безопасного продукта на рынке, другие находятся в стадии формирования информационных баз и туристских реестров, однако все, без исключения, участники, планирующие какие-либо виды инвестирования в эту сферу, рассчитывают, в конечном итоге, на привлечение новых ресурсов, новых предприятий, жителей и туристов в свои регионы. Несмотря на общую цель и текущие задачи, результаты, очевидно, разные. Исходные данные, как природно-рекреационные условия, не являются в этом процессе приоритетно важными, поскольку есть территории весьма ограниченного разнообразия и достаточно высокого уровня туристского продукта. Система менеджмента, очевидно, существенный фактор. Однако в данной статье рассмотрена предуправленческая стадия, в которой заложен дальнейший импульс, точка роста, дающая старт новым продуктам, туристским потокам и инвестициям.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: туристский кластер, дестинация, планирование туристской и рекреационной территории.

selection of key points for the development of tourism clusters

Vladykina Yu.O. 1

1 Novosibirsk State Technical University, Russia

введение

В последние пять-семь лет территории российских регионов, в соответствие с действующими нормативными документами федерального [9] и регионального [10] уровней, стараются, насколько возможно, интегрироваться во внутренний и внешний туристский рынок. Для одних регионов этот процесс - продолже-

ние, для других - самое начало активной деятельности. Действия по формированию туристкого потока принципиально различны: одни территории увеличивают потоки инвестирования в долгосрочные проекты по формированию инфраструктуры территории, другие концентрируют усилия на формировании событийной активности, третьи стараются быть максимально вовлеченными в государственные инвестиции и т.д. Все действия необходимы и целенаправленны, но считая туристскую индустрию диверсифицированной отраслью, становится очевидной необходимость правильного выбора «точек приложения силы», вовлекающих смежные, сопутствующие и дополнительные отрасли в туристский обмен.

В настоящей работе поставлена цель выявить и изучить ключевые факторы, влияющие на формирование полноценных туристских кластеров в российских регионах, с ядром, взаимодействующими турзонами и дестинациями внутри. Подробную проблематику затрагивали в своих работах авторы Саранчи М.А., Сегарана Т., Бенидзе К.С., Александрова А.Ю, Плужникова И.А. и др., однако исследования касались в основном стратегий управления туристскими кластерами или общих направлений деятельности,

ABSTRACT:_

Tourism industry as one of the most dynamic sectors of the economy. Tourism industry accumulating resources in the region, is able to develop the infrastructure and socio-economic aspects of the economy and is intended to be a tool for territorial investment and socio-economic stability. In order to gain effective outcome, targeted measures should be well developed and have a long-term nature. Besides, the analysis of the options and choice of the "point of application of the force" should be the most important aspect of planned success. According to the current strategy for tourism development in the Russian Federation, many regions are actively integrated into the development process of a comfortable tourism environment and internal product; some regions have thoroughly worked out the social aspect of interaction between tourism sphere and territorial entities, ensuring the promotion of a high-quality and safe product on the market; other regions are in the process of creation of information bases and tourism registers. However, all participants, without exception, who are planning to somehow invest in this area, expect to attract new resources, new businesses, people and tourists in their regions. Despite the common goal and current tasks, the results are obviously different. Such source data, like, for example, natural and recreational conditions, are not a priority in this process, because there are territories of a very limited diversity and sufficiently high level of tourist product. Obviously, the management system is a very important factor However, in this article, we consider the pre-management stage, which has a further impetus, the growth point, which gives rise to new products, tourist flows and investments.

KEYWORDS: tourism cluster, destination, planning of tourism and recreational area

JEL Classification: L83, Q26, R58 Received: 11.10.2017 / Published: 16.11.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers

For correspondence: Vladykina Yu.O. (vladykina0corp.nstu.ru, j_vladikina0ngs.ru)

CITATION:_

Vladykina Yu.O. (2017) Vybor klyuchevyh tochek razvitiya turistskikh klasterov [Selection of key points for the development of tourism clusters]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (21). - 3335-3346. doi: 10.18334/rp.18.21.38534

составляющие механизма взаимодействия внутри кластера в достаточной мере рассмотрены не были.

терминология в формировании туристских территорий

Прежде всего, необходимо определиться с терминами. Во-первых, распространенный в официальных и научно-популярных источниках термин туристская дестина-ция - (туристски-привлекательное место, оснащенное всевозможными удобствами для удовлетворения туристского спроса) в научной литературе, в отличие от официально-нормативной, никогда не относится ко всему региону, как субъекту федерации, кроме того, может включать территории нескольких субъектов федерации, объединенных каким-либо смысловым аспектом. Следовательно, для организации производства туристского продукта возникает первая трудность - стратегическое планирование туристских дестинаций внутри территорий и между соседствующими территориями, их взаимодействие и объединение в кластеры, взаимодействующие между собой. В этой ситуации, на уровне смыслового поля, следующая за дестинацией ступень понимания - это туристский кластер, впервые введенный из промышленной терминологии Монфордом М., как сосредоточение на одной определенной (ограниченной) территории взаимосвязанных предприятий и организаций, занимающихся разработкой, формированием, продвижением и реализацией туристского продукта, а также деятельностью по оказанию туристских услуг, который должен и может стать объединяющим началом формирования региональной туристский индустрии. Одновременно следует обращать внимание на ограничивающий фактор формирования кластеров: взаимодействие предприятий и организаций в радиусе не более 50, максимум 100 км, буквально взаимодействие турзон или дестинаций на ограниченной части административного региона [4] (УЫйукта Уы.О., 2015). В этом аспекте понимания лежит следующий ограничивающий фактор межтерриториального взаимодействия. При исследовании официального документа о развитии туризма в Российской Федерации [9] значительная часть проектов, формально относящих себя к кластерам, фактически таковыми не являются. Таким образом, учитывая признак тесного производственного взаимодействия участников (туристских зон или дестинаций) кластера, наиболее адекватными игроками следует считать объединения небольших туристских дестинаций, расположенных в относительно близком радиусе друг относительно друга, с максимальным расстоянием крайних точек до 200 км, и работаю-

ОБ АВТОРЕ:_

Владыкина Юлия Олеговна, кандидат экономических наук, доцент (v1adykina0corp.nstu.ru, ]_у[асИктай ngs.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Владыкина Ю.О. Выбор ключевых точек развития туристских кластеров // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 21. - С. 3335-3346. Сог 10.18334/гр.18.21.38534

щих в едином смысловом пространстве бренда или Стратегии развития территории. Смысловые подмены открывают инвестиционное поле на короткий период, однако, в случае не понимания и, как следствие, не соответствия деятельности, не приводят к формированию индустрии, а зачастую и к необходимости возврата федеральных инвестиций. Подобный подход отодвигает задачу формирования туристской территории с собственным продуктом на неопределенный срок. Территориям, имеющим конечную цель - формирование туристкого рынка, продукта, потока, очевидно, разночтения терминов не мешают; остальным - свободное пользование терминами пока что позволяет в некотором роде удержаться в общей системе бюджетирования, однако, очевидно, только до следующей итерации федерального финансирования региональных туристских проектов.

Территориальное обоснование проекта

Попробуем разобраться с эффективными схемами управления территориальным туристским продуктом. Итак, инструментов аудита территории на сегодня достаточно много. Для пилотажного исследования можно применить оценочный подход Ф. Котлера к маркетингу территорий, в рамках секторов «Инфраструктура-Достопримечательности-Люди», такой анализ дает возможность выбора наиболее приемлемого направления туризма и инвестиций территории, с учетом стартовых и долгосрочных; помимо этого, уровень взаимоотношения людей между собой и оценка их культурно-психологического состояния демонстрируют потенциальную готовность территории принимать турпотоки и участвовать в процессе туристского обмена либо показывают необходимость предварительной работы с социальными группами. Однако для долгосрочных инвестиций целесообразно задействовать три уровня оценки: уровень пилотажных исследований для выбора общего направления, уровень, оценивающий возможность потенциальных улучшений и уровень оценки потенциального воздействия туризма на территорию. При наличии достаточно гибкого статистического аппарата, обеспечивающего своевременный мониторинг, когда данные по оценке дестинации можно подтвердить количественными факторами, то формирование инвест-портфелей для туристской территории носит сугубо технический характер и трудностей не составляет. Однако поскольку современная статистика туристского сектора, основанная на анализе заполняемости средств размещения [9, 11] (Faddeenkov A, Vladykina J., 2015), не дает возможности объяснить взаимозависимость формирования туристских потоков территорий с инфраструктурными либо социально-экономическими факторами [11] (Faddeenkov A, Vladykina J., 2015), то для адекватного представления перспектив требуется использовать несколько подходов и методов оценки одновременно, причем разно-профильных и с разными инструментами сбора данных.

Для поиска образного определения территории может быть использован метод культурного картирования [5, 8] (Girovka N.N., 2015; Vedenin Yu.A., Kuleshova M.E, 2004),

который дает возможность сопоставлять идеальное представление людей о местности с ее реальными очертаниями и ландшафтными формами. Вывод такого исследования формирует направление продвижения территории и формирования территориального бренда, либо необходимость ребрендинга территории, о чем будет сказано позже. Оценку природной составляющей оценки территории, как один из наиболее значимых факторов в большинстве видов туризма, необходимо проводить не только на уровне пилотажных исследований, но и на всех последующих этапах, для мониторинга внешних процессов и уровней воздействия.

Так, комплексная оценка природной территории должна учитывать эстетические, морфометрические, физиологические, познавательные, потребительские и некоторые другие свойства, имеющие отношение к природному ландшафту. Критерии морфо-метрической оценки учитывают не только степень благоприятности ландшафта для, например, лечебного отдыха в рекреации, но и демонстрируют возможности развития различных видов спортивных направлений, в зависимости от высоты, протяженности, ширины, уклона рельефа и, в итоге, качества трассы. Эстетические свойства, типологии растительности и рисунка пейзажа, демонстрирующие наличие незаменимого фактора «контрастность ландшафта», в дальнейшем, при формировании внутреннего продукта территории, влияют как на способ организации экскурсий по территории и формирование «портфеля экскурсовода», так и на его активность и аниматорские компетенции. Физиологические свойства территории помогают адекватно оценить возможность комфортного нахождения людей на территории и, по возможности, предусмотреть снижение суровых климатических условий еще на этапе проектирования территориальных дестинаций. Критерий потребительские свойства территории демонстрирует ресурсную составляющую дестинации, на которую могут рассчитывать потенциальные посетители (рыбно-охотничьи и лекарственно-ягодные ресурсы).

Оценка познавательных свойств территории дает возможность определить целесообразность и перспективы вовлечения историко-культурных и экскурсионно-познавательных ресурсов региона в формирование внутреннего продукта, каким-то образом нивелировать неравномерность распространения объектов по территориям.

Кроме того, исследователи потенциала туристских территорий применяют: создание идеальной модели рекреационного комплекса с проектированием последнего на реальные ресурсы территории, определение ключевых факторов потребительского спроса и соотнесение с данными о ресурсах территории [5] (Girovka N.N., 2015). Указанные методы удобны в применении на втором этапе работы с рекреационными ресурсами территории, когда уже проведена оценка ресурсов и происходит этап формирования внутреннего регионального продукта. Комплексная оценка туристской территории применяется в случае невозможности получения выводов и необходимости сформировать стратегию по имеющимся данным, в этом случае нет необходимости применять все методики одновременно, но при этом ограничиться единственным подходом очевидно не целесообразно.

Важным моментом в использовании различных методик является выбор оптимального маршрута оценки, когда необходимо в совокупности с качественными параметрами использовать количественные и интерпретировать полученные данные в конкретных данных инвестиционной привлекательности территории. В этом случае большинство исследователей прибегают к экспертной оценке. Основными предварительными этапами такой оценки являются:

1) Выбор шкалы оценки. При этом следует иметь ввиду, что широко распространенная шкала 1-10 совершенно неоднозначно воспринимается экспертами, хотя весьма удобна для расчетов.

2) Выбор критериев оценки связан непосредственно с разработкой оценочной шкалы, которая достаточно однозначно могла бы восприниматься специалистами-экспертами различных областей.

3) Учет фактора так называемой «репрезентативности выборки экспертов», определяющейся достаточностью оценок для определенного поля исследований, способноой скорректировать конечные результаты оценки [6, 7] ^уы1уаву Ы.Л., 2017; ТШо/еву У.Б., Еаййевпкоу Л. У., БксквкоЫт У. Уы., 2016).

Рассмотренные методы не являются предельным набором инструментов оценки, однако дают достаточное и объемное представление о перспективах и технологии формирования внутреннего продукта, в общем виде, в рамках существующего турист-ско-рекреационного потенциала. Видение ситуации в перспективе социально-экономического развития и стратегического планирования территории возможно при более детальном изучении количественных и качественных факторов, а также с учетом деятельности смежных территориальных отраслей. В этот момент важным аспектом становится стратегическое планирование территориальных кластеров и их внутреннее взаимодействие не только и не столько в рамках туристской отрасли, сколько оптимальное бизнес-партнерство с товарными и сопутствующими рынками территории, как это реализовано, например, на территории Вологодской области.

Поиск и налаживание возможных взаимосвязей с товарными рынками демонстрируют ситуацию, когда не туристы являются локомотивом увеличения продаж на территории, а продажи товаров служат способом продвижения территории и формируют туристский поток; хотя в идеальной ситуации эти процессы должны быть двухсторонними. Организуя подобное сервисно-продуктовое взаимодействие, стоит обратить внимание на то, что от наличия и качества территориального продукта будет зависеть также и популяризация внутреннего турпродукта, напрямую не связанного с товарным производством (речь идет не только о брендовых товарах типа «вологодского масла» или «кубанских вин» и т.д., но и любых, распространяемых вне территории товарах, услугах и продуктах, а также позиционировании региона через СМИ).

Региональные стратегии, учитывающие и связывающие воедино рынки перспективных товарных производств с рынками сервиса и услуг, основанные на реальном инвестировании, считаются наиболее эффективными и позволяют максимально уско-

рить процесс формирования территориального туристского продукта и образования ядра или нескольких ядер территориального туристского кластера.

Выбор тематического направления и формирование брендов

Таким образом, проведя разноплановую и комплексную оценку территории, можно и нужно из всех совокупных вариантов выбрать ключевое направление развития с перспективой 5-10-15 лет и построить территориальную модель развития, в зависимости от приоритетности и совместимости «точек роста» в общем аспекте территориального планирования. На уровне теоретического планирования процесс достаточно ясный, однако дополнительно следует учесть, что одни виды туризма являются более финансово-емкими, другие - менее, и срок возврата инвестиций тоже различный, а предварительная готовность территории к «бюджетным» или затратным видам формирующегося продукта зависит одновременно и от структуры туристского потенциала, и от спроса на планируемый вид туризма. В такой многоуровневой задаче становится очевидным, что акт первоначального инвестирования должен относиться к наиболее популярным видам туризма, и, в случае реализации проекта за один-два года, при более длительном инвестировании необходимо учитывать прогнозные тенденции [2, 6, 11] (Vladykina Yu.O., Rozumnaya N.V., 2017; Zyulyaev N.A., 2017; Faddeenkov A, Vladykina J., 2015). Кроме того, для развития всей территориальной дестинации немаловажен фактор комплексного развития территории, а не только ее отдельных зон. В таблице 1 рассматриваются возможности и перспективы развития дестинаций в случае запуска одной локальной турзоны и направления развития через активизацию массового спроса, на основании анализа существующей Стратегии развития туризма Новосибирской области до 2018 г. Дело в том, что начало формирования туристской территории весьма логично начинать с локального объекта, формирующего и структурирующего инфраструктурное и социальное пространство. Учитывая перспективы развития данной территории в долгосрочный период, по проведенному анализу выявлено, что не всегда выбранное направление способно в перспективе формировать дестинацию туристского кластера целиком. В этом случае необходимо понимать, какую именно нишу, уровень должна будет занять развиваемая и инвестируемая туристская зона в общем плане.

Как видно из таблицы 1, заявленные в дестинации виды туризма, связаны с локальными инвестициями в дестинацию либо со стратегированием самого общего плана. Так, например, спортивный туризм, заявленный как приоритетный в Маслянинском районе Новосибирской области, может развиваться только в пределах бывших золо-торудников, представляющих достаточно холмистую местность, пригодную для развития горнолыжного спорта начального уровня. Однако в концепции развития не была учтена конкурентная среда: горнолыжный комплекс Новососедово, расположенный в ближайшей зоне целевого рынка - жителей Новосибирска и более дальний, но высокого профессионального уровня горнолыжный комплекс поселка Шерегеш

Таблица 1

возможности и перспективы формирования локальных туристских дестинаций

Районы новосибирской области возможности и предпосылки развития туристских дестинаций

заявленный условия оптимальный Условия

Маслянинский Организованный спорт Природный ландшафт Инвестиции в лыжную трассу, подъемник Сельский Гастрономический Этно Развитые виды производства и переработки сельхозпродукции и животноводства, сохранность этно-культурных традиций внутри территории

Ордынский Культурно-исторический Историческое место «Последняя битва хана Кучума»

Коченевский Спортивно-экстремальный Планируется возможность инвестирования Культурно-исто-рический Множественные курганы и захоронения эпохи неолита, полный набор культурно-бытовых изделий

Мошковский Круизный Планируемые инвестиционные вложения Остатки первых казачьих поселений в Сибири, Умревинский острог

Искитимский Спортивный Природный ландшафт Действующие и перспективные инвестиции Спортив-ноэколо-гический Начало Салаирского кряжа, холмистая пересеченная местность, средняя высота 500 м над уровнем моря.

Тогучинский Спортивный Природный ландшафт Перспективные инвестиции Начало Салаирского кряжа, средняя высота 700 м, наличие значительных площадей природоохранных территорий

Болотнинский Исторический Перспективные инвестиции

Барабинский Охотничье- рыболовный. Рекреация Планируемые инвестиции Охотни- чье-рыбо- ловный Наличие водных ресурсов, сохранность рыбно-про-мысловых пород, разнообразие водных ресурсов

Убинский Перспективное инвестирование

Доволенский Лечебно-оздоровительный Действующие инвестиции Бальнеология с локально-развитой инфраструктурой Лечебно-оздоровительный Наличие бальнеологических ресурсов с развитой локальной инфраструктурой турзоны

Красноозер-ный Действующие инвестиции Природные источники Природные источники с локальной инфраструктурой

Источник: составлено автором по данным предыдущих исследований [4] (У1айуЫпа Уы.О., 2015) и Государственных стратегических программ развития туризма [9, 10].

Кемеровской области. По мнению автора, для активизации частного предпринимательства, частных компаний и вовлечения большей части жителей данной территории в туристском обмене необходимо учесть массовые особенности района, такие как развитое производство и переработка молочной продукции, льнопереработка, а также достаточно неплохой уровень частных домостроений для вовлечения в туристский обмен. Все существующие объективные условия указывают на значительный потенциал для гастрономического и сельского туризма в Маслянинском районе в контексте долгосрочного инвестирования. Подобным образом можно рассмотреть и другие районы области, планирующие деятельность по формированию туристских дестинаций, и очевидным становится ситуация, когда максимальная эффективность инвестиций совпадает с краткосрочной и долгосрочной стратегическими программами. Кроме того, следует иметь ввиду необходимость смыслового объединения дестинаций при конструировании туристских кластеров, с возможностью продвижения гомогенных кластеров значительно выше гетерогенных [1, 5, 8] (Benidze K.S., 2017; Girovka N.N., 2015; Vedenin Yu.A., Kuleshova M.E, 2004).

Выбор туристского бренда для формирования туристских потоков

Принятие решения о посещении региона, если это не связано с рабочими задачами, носит, как правило, спонтанный характер. Желание потенциальных туристов провести досуг на территории России - это, несомненно, субъективный выбор. Однако выбор среди внутренних территорий зависит от наличия времени и средств. Если для потенциального потребителя все эти факторы в отношении нескольких потенциальных территорий равнозначны, то выбор происходит по признаку совпадения личных потребностей с возможностью реализовать их в конкретной дестинации. Среди равных в этом отношении дестинаций приоритетной для потенциального потребителя становится территория с наиболее однозначным посылом восприятия, в случае первого ее посещения. И тогда возникает вопрос гомогенного унифицированного бренда, дающего возможность продвигать территорию как туристкий продукт целиком (не относится к территориям «выходного дня» и турзонам автомобильной доступности»).

Выбор образа должен учитывать состояние территории туризма в настоящее время и в планируемый период, гомогенность или гетерогенность продуктового набора, возможность круглогодичного функционирования и, самое сложное, способы взаимофункционирования туристского центра и туристской территории. Глобальное расхождение стиля и уровня жизни столичных городов и окружающей территории не дает возможности хоть сколько-нибудь объединить стратегию продвижения территории области или края со стратегией города - столицы туристского центра. Только в редких случаях отдельных регионов, когда центр не слишком доминирует над территорией, удается сформировать общий бренд и задать вектор продвижения туризма [2, 3, 6] (Vladykina Yu.O., Rozumnaya N.V., 2017; Vladykina Yu.O., 2017; Zyulyaev N.A., 2017).

Таблица 2

структурное ядро формирования городских и территориальных брендов

Центр дестинации образ территории «город» образ территории «область, край»

Москва «Центр истории, культуры, концентрация ресурсов и объектов» «Уютные места, прогулки, усадьбы, озера, реки, санатории и т.д.»

Паломничество

Санкт-Петербург «Город-музей, история, культурная столица» Озера, реки, спорт, лес

Паломничество

Вологда Территория семейных традиций: история, этнотуризм, паломничество, событийный туризм, гастрономический туризм

Томск «Город-университет, деревянное зодчество» «Тайга, охота, рыбалка, сбор грибов, ягод, дикоросов».

Этнотуризм

Красноярск «Промышленный, динамичный, транспортный, академический центр» «Природа, экопарки, охота, рыбалка»

Спортивный туризм

Новосибирск «Деловой, образовательный, транспортно-логистический центр» «Чистая природа, реки, озера, леса, села, этноцентры и фольклор»

Событийный туризм

Источник: составлено автором по данным предыдущих исследований [4] (У1айуЫпа Уы.О., 2015) и Государственных стратегических программ развития туризма [9, 10].

Реализованным примером объединения бренда города и окружающей территории можно считать Вологодскую область, где архитектурные достопримечательности сохранившихся исторических памятников лаконично сочетаются с паломнической и этнической тематикой, усиливая заинтересованность туристов в территории через продвижение гастрономических продуктов молочного производства и изделий народного промысла (вологодские кружева и другие текстильные изделия) на территории России. Весьма целесообразно использование для формирования общего бренда региона тематики традиционной русской семьи, коррелирующей с семантикой русского Севера, народного творчества и календаря, событийные мероприятия в этом ключе лаконично объединяют и усиливают разнообразные темы гетерогенных кластеров территории.

Такое удачное для продвижения решение может быть разработано в любом объединении туристских дестинаций, если существует договоренность о совместном формировании туристского потока на территорию столицы и региона. В таблице 3 представлены возможные тематические объединения, позволяющие без противоречий включить ресурсы разрозненных региональных дестинаций и центра в единое пространство по формированию внутреннего туристского продукта.

Заключение

Таким образом, вопрос формирования туристских кластеров на каждой территории имеет индивидуальные особенности, однако общей остается задача поиска общего смыслового поля на стадии разработки стратегии и внедрения идеи «ядра». Поэтапное планирование может выглядеть следующим образом:

• разноплановая и разнофакторная оценка ресурсов для выявления точек перспективного и приоритетного роста туризма территорий;

• выводы, учитывающие стратегическое взаимодействие формирующегося тур-кластера с социально-экономической сферой региона;

• проектирование территориальных туристских зон, объединенных в дестина-ции, взаимодействующих в рамках кластера и сопутствующих отраслей;

• институциональное управление развитием кластера с привлечением сектора малого предпринимательства и т.д.

Совокупность перечисленных этапов позволяет формировать положительный имидж территории, привлекающий туристов, а также обеспечивает объем бюджетных поступлений в регион и превращение туризма в стабильную доходную отрасль экономики.

ИСТОЧНИКИ:

1. Бенидзе К.С. Кластерный подход в развитии сферы туризма // Российское предпри-

нимательство. - 2017. - № 6. - с. 895-908. - doi: 10.18334/rp.18.6.37704.

2. Владыкина Ю.О., Розумная Н.В. Особенности формирования спроса на внутренний

туризм: опыт сибирских территорий // Сервис в России и за рубежом. - 2017. - № 4(74). - с. 147-155.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Владыкина Ю.О. Стратегии развития туризма в российских регионах // Сервис в

России и за рубежом. - 2017. - № 4(74). - с. 6-17.

4. Владыкина Ю.О. Методологические основы создания туристско-рекреационно-

го кластера в Новосибирской области // В мире научных открытий. - 2015. - № 11/7(71). - с. 2703-2720.

5. Гировка Н.Н. Теоретико-методологические аспекты формирования туристско- ре-

креационных ресурсов // Географический вестник. - 2015. - № 3(34).

6. Зюляев Н.А. Эконометрический анализ спроса россиян на внутренний туризм //

Российское предпринимательство. - 2017. - № 4. - с. 461-470. - doi: 10.18334/ rp.18.4.37538.

7. Тимофеев В.С., Фаддеенков А. В., Щеколдин В. Ю. Эконометрика. / учебник- 2-е,

перераб.и доп. - Москва: ЮРАЙТ, 2016. - 328 с.

8. Веденин Ю.А., Кулешова М.Е Культурный ландшафт как объект планирования. -

СПб.: Д. Буланин, 2004. - 620 с.

9. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года от

31.05.14 г. № 941-р //. Russiatourism. [Электронный ресурс]. URL: https://www. russiatourism.ru/contents/otkrytoe_agentstvo/.

10. Долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Новосибирской области на 2012-2016 гг.», утверждена постановлением Правительства Новосибирской области от 02.09.2011 №385-п

11. Faddeenkov A, Vladykina J. The tourist flows formation features of domestic tourism in the russian regions // Applied methods of statistical analysis: Nonparametric approach: proc. of the in-tern. workshop, Novosibirsk, 14- 19 Sept. Novosibirsk, 2015. - p. 338-343.

REFERENCES:

Benidze K.S. (2017). Klasternyy podkhod v razvitii sfery turizma [Cluster approach in tourism development].Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (6). 895-908. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.6.37704. Faddeenkov A, Vladykina J. (2015). The tourist flows formation features of domestic

tourism in the russian regions Applied methods of statistical analysis. 338-343. Girovka N.N. (2015). Teoretiko-metodologicheskie aspekty formirovaniya turistsko-rekreatsionnyh resursov[Theoretical and methodological aspects of the formation of tourism and recreational resources].Geograficheskiy vestnik. (3(34)). (in Russian). Timofeev V.S., Faddeenkov A. V., Shchekoldin V. Yu. (2016). Ekonometrika [Econom

etrics] Moscow: YuRAYT. (in Russian). Vedenin Yu.A., Kuleshova M.E (2004). Kulturnyy landshaft kak obekt planirovaniya [Cultural landscape as an object of planning] SPb.: D. Bulanin. (in Russian).

Vladykina Yu.O. (2015). Metodologicheskie osnovy sozdaniya turistsko-rekreatsionnogo klastera v Novosibirskoy oblasti [The methodological basis for the creation cluster the tourist and recreational in Novosibirsk region]. In the world of scientific discoveries. (11/7(71)). 2703-2720. (in Russian). Vladykina Yu.O. (2017). Strategii razvitiya turizma v rossiyskikh regionakh [Strategies for tourism development in Russian regions]. Service in Russia and abroad. 11 (4(74)). 6-17. (in Russian). Vladykina Yu.O., Rozumnaya N.V. (2017). Osobennosti formirovaniya sprosa na vnutrenniy turizm: opyt sibirskikh territoriy [Development features of demand for domestic tourism: the experience of Siberian territories]. Service in Russia and abroad. 11 (4(74)). 147-155. (in Russian). Zyulyaev N.A. (2017). Ekonometricheskiy analiz sprosa rossiyan na vnutrenniy turizm [Econometric analysis of the demand for domestic tourism in Russia]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (4). 461-470. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.4.37538.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.