Научная статья на тему 'ВЫБОР БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ВЫБОР БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
TRAINING / CAREER GUIDANCE / CHOICE OF FUTURE PROFESSION / ТРЕНИНГ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ВЫБОР БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каткова Маргарита Владимировна

В статье анализируется психолого-педагогические аспекты выбора будущей профессии среди учащихся, для чего были рассмотрены особенности профориентационного тренинга как поддержки профессиональной ориентации на современном этапе. Современные школьники при выборе грядущей профессии и своего будущего предусматривают собственные воплощенные предрасположенности и возможности благодаря действенной профориентационной работе и психологическому сопровождению обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каткова Маргарита Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЫБОР БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 37.013

Педагогические науки

Каткова Маргарита Владимировна, канд. филос. наук, доцент кафедры

теологии и религиоведения философского факультета, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Россия, Саратов

ВЫБОР БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация: В статье анализируется психолого-педагогические аспекты выбора будущей профессии среди учащихся, для чего были рассмотрены особенности профориентационного тренинга как поддержки профессиональной ориентации на современном этапе. Современные школьники при выборе грядущей профессии и своего будущего предусматривают собственные воплощенные предрасположенности и возможности благодаря действенной профориентационной работе и психологическому сопровождению обучающихся.

Ключевые слова: тренинг, профориентационная работа, выбор будущей профессии.

Annotation: The article analyzes the psychological and pedagogical aspects of choosing a future profession among students, for which the features of career guidance training as support for professional orientation at the present stage were considered. Modern schoolchildren, when choosing their future profession and their own future, provide their own embodied predispositions and opportunities through effective career guidance and psychological support for students.

Keywords: training, career guidance, choice of future profession.

Современная экономическая и политическая ситуация выдвигает все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим

характеристикам личности. Рыночные отношения кардинально меняют характер целей этой работы: возрастает ее интенсивность, напряжение, требуется высокий профессионализм, настойчивость, ответственность к этой деятельности.

Выбор будущей профессии среди учащихся старших классов особенно остро чувствуется. И в этот момент система профориентации - это работа высокой интенсивности, которая должна проводиться совместно с родителями, профессиональными, учебными заведениями, работниками здравоохранения, психологами, профессионалами, предприятиями, учреждениями. Как показывают социологические опросы, многие проблемы, мешающие полноценной профориентационной работе являются следующие: неопределенность целей профессионального самоопределения, отсутствие общепринятых в обществе ориентиров в жизни, профессиональный успех, слабое взаимодействие профориентационной науки, смежных наук и областей знаний, отсутствие специалистов, выделенное для учебных заведений для профориентационной работы, недостаточно проведенная работа с родителями обучающихся, посредственное их внимание, некачественные консультации по профориентации в различных социальных учреждениях.

Выбор правильного профиля дальнейшего обучения является наиболее важным решением, которое учащиеся должны принять при переходе в старшие классы. К сожалению, многие ученики не имеют четкого представления о собственных способностях, наклонностях, интересах, что не всегда учитывается при выборе профиля для будущего профессионального обучения.

В этом отношении следует обратить особое внимание на осуществление целенаправленной профориентационной работы с молодежью и школьниками, основанной на глубоком знании всей системы ключевых факторов, определяющих развитие или реализацию профессиональных намерений личности.

На определенном жизненном этапе каждому человеку необходимо сделать одно из самых важных решений в своей жизни: определиться со сферой

образования и выбрать профессию. Практика показывает, что многим сложно выбрать карьерный путь по разным причинам. Эти причины существенно различаются в зависимости от возраста и положения человека, но они присущи всем практически без исключения. Необходимо управлять профориентацией в России, отталкиваясь от азов и постепенно увеличивая интенсивность, тем самым помогая определиться учащимся старших классов с выбором будущей профессии.

Профессиональная ориентация (синонимы - выбор профессии, профориентация, профессиональное самоопределение) представляет собой комплекс профессиональных действий и мероприятий (информирование, консультирование, профессиональная адаптация, психологическая поддержка и др.) по выявлению склонностей и способностей человека к определенным видам профессиональной деятельности, оказание помощи для людей всех возрастов в выборе профессии.

В профориентационной работе со старшеклассниками важен ценностно-ориентированный аспект. Задача преподавателей не просто получить представление о современном профессионале, необходимо помочь сориентироваться в большом мире специальностей, выбрать среднее специальное или высшее учебное заведение, способствовать приобретению соответствующего профессионала, но и объяснить, что понятие «престиж» весьма условно: оно зависит от круга общения (по мнению разных людей с различным уровнем жизни престижным является совершенно несхожие виды работы), это быстро меняется с течением времени.

С процессом профориентационного воспитания старшеклассников тесно связан процесс профессионального самоопределения студентов. Это форма личного выбора, которая представляет собой процесс поиска, получение профессии. Самоопределение реализуется в процессе анализа личностных возможностей и соотнесения навыков с профессиональными требованиями. В настоящее время понимание профессионального самоопределения учитывает проблемы связи с жизненным самоопределением личности и включает в себя

как влияние индивидуальной социальной среды, так и активную позицию. В условиях рыночной экономики остро стоит проблема свободы выбора профессии, а также обеспечения конкурентоспособности работника [1].

Самоопределение учащихся трактуется как процесс формирования личностного отношения личности к профессиональной деятельности, а также доставка через координацию социально-профессиональных и личностных потребностей. Профессиональное самоопределение школьников является частью жизни, самоопределения, поскольку является частью социальной группы в выбранной профессии, образе жизни.

Вопросам профессионального самоопределения учащихся старших классов средней школы уделяется всё больше внимания специалистов в области психологии и педагогики. В своей диссертации С.В. Фролова отмечает, что основные направления реформирования начального образования школ и перехода к специальной подготовке все больше ориентируются на проблему профессионального самоопределения, изучение закономерностей и психологических особенностей учащихся всех возрастов. Современная российская система образования уже определила задачи выбора будущей профессиональной карьеры учащихся 9 классов начальной школы: непрерывное общее образование (поступление в 10 класс), либо профессиональное обучение (поступление в профессиональное училище/колледж и получение средне-специального образования). Значимость изучения процесса профессионального самоопределения, выбора профессии, самореализации обусловлена практическим применением, которое было основано в контексте экономических реформ, связанных с появлением рынка труда, реорганизацией производства.

С хронологической точки зрения период избранной профессии совпадает со всем подростковым и юношеским возрастом, характеризующимся принятием ответственных решений, определяющих жизнь другого человека: поиском своего места в жизни, определением смысла жизни, созданием мировоззрения, созданием жизненной ситуации. Это связано с необходимостью

самоопределения в основе социального статуса старшеклассников. На профессиональную идентичность влияют многие факторы: социально-экономические условия, межличностные отношения, профессиональная команда, профессиональное развитие, возраст, профессиональный кризис и др. Однако огромный поток информации зачастую не просто помогает учителю в выбранной профессии, а приносит состояние растерянности, неуверенности. В такой ситуации, необходимо определить, а также условия, определяющие эффективность процесса профессионального самоопределения.

Определение старшеклассников в будущей профессиональной деятельности является одной из форм личностного самоопределения и характеризуется процессом приобретения, а также поиском профессии, анализом личностных навыков, умений по сравнению с требованиями профессии.

Психологи отмечают, что в пятнадцатилетнем возрасте старшекласснику очень сложно выбрать профессию [6]. Часто профессиональные намерения бывают расплывчатыми, профессионально ориентированными мечтами, а также романтическими устремлениями, которые невозможно реализовать [5].

Неудовлетворенное наступившее будущее стимулирует

развитие рефлексии - осознания личного «Я». Учащийся старших классов пытается критически взглянуть на себя: кто он, каковы его способности, какой жизненный идеал, кем он хочет стать. «Самоанализ является отсроченной психологической основой профессионального самоопределения для большинства учащихся профессиональной школы» [2, с. 22-23].

Более комфортно чувствуют себя старшеклассники, которые получают полное общее среднее образование. На момент окончания школы учащиеся из фантастических, воображаемых профессий, о которых они в глубине души мечтают, все же выбирают подходящий реалистичный вариант. Школьники понимают, что успех в жизни, в первую очередь, зависит от правильного выбора профессиональной деятельности.

В ходе оценки способностей, навыков, престижа, профессионального, социально-экономического статуса старшеклассники определяются с получением профессионального образования.

Можно заключить, что для старшеклассников, учебно-профессиональное самоопределение является осознанный выбор способов профессионального образования и профессиональной подготовки [3].

Профессиональное самоопределение имеет различные подходы, такие как социологический (общество определяет задачи индивида), социально-психологический (индивидуальное поэтапное принятие решений и согласование потребностей общества и личных предпочтений), дифференцированный психологический (индивидуальная структура жизни).

Внимание учащихся к собственным способностям, интересам, связанным с выбором профессии, происходит в 5-7 классах, формирование профессионального сознания приходится на 8-9 классы.

Профессиональное самоопределение учащихся включает в себя развитие личностного отношения к трудовой сфере, а также способов самореализации, координации, профессиональных внутриличностных потребностей.

Профессиональное самоопределение учащихся играет значительную роль в семье, или государстве, или государственной структуре (профессии, учебных заведениях; учреждениях дополнительного образования, службах занятости).

Чтобы организовать эффективную профориентационную работу в средней общеобразовательной школе, педагогам и психологам важно учитывать возрастные особенности, осуществлять учет индивидуально-психологических характеристик, изучать, формировать, развивать и корректировать профессиональное становление личности, создавать ориентационное поле профессионального развития личности, укреплять профессиональное Я, поддерживать адекватную самооценку, оказывать оперативную помощь и поддержку, помощь в освоении технологии профессионального самосохранения и ряде других принципов. Так, педагогу в ряде случаев приходится не только оказывать теоретическую помощь

учащимся в выборе будущей профессии, но и по возможности оказывать помощь в дальнейшем трудоустройстве.

Ученикам же для верного выбора грядущей профессии нужно принимать во внимание и исполнять учет собственных психических данных, предрасположенностей и возможностей, испытание с поддержкой зрелых соотношения воплощенных предрасположенностей и возможностей конкретному типу профессий, присутствие адекватного самомнения, возможностей к саморегуляции жизнедеятельности, выработку мастерски важных компетентностей - информированность, представления, познания некоторых алгоритмов при заключении ситуационных задач актуального и профессионального самоопределения, готовность пользоваться психолого-педагогической помощью самоопределения, учет беспристрастных и личных моментов и критерий при выборе профессии.

Для правильного выбора будущей профессии учащиеся старших классов должны учитывать свои психологические особенности, склонности, интересы в соответствии с определенным типом профессий, наличием адекватной самооценки, способностей к саморегуляции жизнедеятельности, выработкой профессионально значимых компетентностей - таких, как информированность, представления, знания некоторых алгоритмов при решении ситуационных задач жизненного и профессионального самоопределения, готовность воспользоваться психолого-педагогической поддержкой самоопределения, учет объективных и субъективных факторов и условий при выборе профессии.

Библиографический список:

1. Долматович, В.А. Профессиональное самоопределение и психолого-педагогическое сопровождение допрофильной подготовки и профильного обучения [Электронный ресурс] / В.А. Долматович [Электронный ресурс]: [сайт]. - URL: https://docviewer.yandex.ru/view/12378101 (Дата обращение: 05.09.20). - Загл. с экрана. - Яз. рус.

2. Минюрова, С. Психология саморазвития человека в профессии: [монография] / С. А. Минюрова. - Москва: Компания Спутник+, 2008. - 295 с.

3. Мотивы выбора профессии [Электронный ресурс]: [сайт]. - URL: http://test.spb-psychology.ru/mdex.php/article/91-career-guidance/247-motivy-vybora-professii (обращение: 24.09.20). - Загл. с экрана. - Яз. рус.

5. Тренинг по профориентации «Знакомство с миром профессий» 9-11 класс [Электронный ресурс]: [сайт]. - URL: https://doc4web.ru/pedagogika/trenmg-po-proforientacii-znakomstvo-s-mirom-professiy-klass.html (Дата обращения: 24.09.20). - Загл. с экрана. - Яз. рус.

6. Фролова, С.В. Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников: дисс.. к.псих.н. - Москва, 2009. / http://www.dissercat.com/content (дата обращения: 23.09.20).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.