11. Абдрахманов Н.Х. Требования к информационному, организационному и техническому обеспечению построения информационно- управляющей системы безопасности для предприятий нефтегазоперерабатывающей промышленности/ Н.Х. Абдрахманов, К.Н. Абдрахманова, В.В. Воро-хобко, Р.Н. Абдрахманов // НТЖ «Экспертиза промышленной безопасности и диагностика опасных производственных объектов». 2016. № 2 (8). С. 1417.
12. Абдрахманов Н.Х. Требования к программному обеспечению построения информационно-управляющей системы безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов нефтегазовой отрасли/ Н.Х. Абдрахманов, К.Н. Абдрахманова, В.В. Ворохобко, Р.Н. Абдрахманов // Экспертиза промышленной безопасности и диагностика опасных производственных объектов. Научно-технический журнал.-2016. №2(8). С.43-45
13. Сливоналивные эстакады для легковоспламеняющихся, горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов. Требования пожарной безопасности / ФГУ «Всероссийский ордена "Знак почета" НИИ противопожарной обороны» // http://files.strovinf.ru/data1/52/52902/
14. Семченкова Д.Н., Растоскуев В.В., Абдрахманов Н.Х. Комплексная экспресс-оценка экологических рисков в нефтяной промышленности/ Нефтяное хозяйство. Ежемесячный научно-технический и производственный журнал. 2008№8.С.104-105.
15. Бахтизин Р.Н. Энциклопедия безопасности жизнедеятельности/ Р.Н. Бахтизин, С.Г. Родионова, Ю.В. Лисин, Р.Г. Шарафиев, Н.Х. Абдрахманов, В.Б. Барахнина, Н.Я. Багаутдинов, И.Р. Киреев, В.В. Ерофеев, Г.И. Латыпова, С.А. Половков// ООО «Издательский дом Недра», 2017. - 826с
16. Abdrakhmanov N. Kh., Vadulina N. V., Fedo-sov A.V., Ryamova S.M., Gaysin E. Sh. A New Approach for a Special Assessment of the Working Conditions at the Production Factors' Impact Through Forecasting the Occupational Risks // Man in India, 2017, Volume : No.97 Issue No. : 20, pp. 495-511
17. A.V. Fedosov, N. Kh. Abdrakhmanov, E. Sh. Gaysin, G. M. Sharafutdinova, K. N. Abdrakhmanova, A. A. Shammatova The use of mathematical models in the assessment of the measurements' uncertainty for the purpose of the industrial safety condition analysis of the dangerous production objects / International Journal of Pure and Applied Mathematics Volume 119 No. 10 2108, pp. 433-437.
THE KNITTING OF ORNAMENTS IN KNITWEAR
Abesadze N.
candidate of technical sciences, academic doctor, teacher, department of technology and design,Ak. Tsereteli State Universiti, Kutaisi
Pailodze N.
academic doctor, teacher, department of technology and design,Ak. Tsereteli State Universiti, Kutaisi
Vadachkoria Z.
candidate of technical sciences, academic doctor, teacher, department of technology and design,Ak. Tsereteli State Universiti, Kutaisi
Lursmanashvili L.
candidate of technical sciences,professor, department of interior and design,
Georgian Technical University, Tbilisi
Bakuradze K.
ВЯЗАНИЕ ОРНАМЕНТОВ В ТРИКОТАЖЕ
Абесадзе Н.
кандитат техн.наук, академический доктор, педагог, департамент технологии и дизайна,
Государственный университет Ак.Церетели, г.Кутаиси
Пайлодзе Н.
академический доктор, педагог, департамент технологии и дизайна, Государственный университет Ак.Церетели, г.Кутаиси
Вадачкория З.
кандитат техн.наук, академический доктор, педагог, департамент технологии и дизайна,
Государственный университет Ак.Церетели, г.Кутаиси
Лурсманашвили Л.
кандитат техн.наук, профессор, департамент интерьера и дизайна, Грузинского технического университета, г. Тбилиси
Бакурадзе К.
Abstract
Analyzing the history of folk costume and considering a modern costume, we can conclude that in any modern costume, the features of the people's and national should be manifested.The color solution of the ornament on the surface of the knitted fabric is associated with the structure of the fabric.In work the analysis of knitted weaves is carried out, the use of which enables the production of knitted fabrics with national motives.
Аннотация
Анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального. Цветовое решение орнамента на поверхности трикотажного полотна связано со структурой полотна. В работе проведён анализ трикотажных переплетений, использование которых даёт возможность выработки трикотажных полотен с национальными мотивами.
Keywords: ornament, knitted fabric, weave, thread, tracery.
Ключевые слова: орнамент, трикотажное полотно, переплетение, нить, узор.
Анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, традиционного, что делает его самобытнее, роднее и ближе. Следует принимать во внимание и тот факт, что костюм, мода - явление интернациональное, поэтому было бы неправильным исключать взаимовлияние костюмов, моды всех стран мира.
Использование народных мотивов в создании образов современной одежды зависит от её назначения. В отличии от народной одежды, которая в основном разделялась на будничную и праздничную, в современной одежде утилитарная функция конкретно проявляется в гораздо большем количестве вариантов. В связи с этим образное решение одежды должно в каждом таком варианте иметь черты, соответствующие той обстановке, в которой человек находится.
В современном мире трикотажные изделия имеют огромную популярность, именно в XX веке произошли кардинальные изменения в отношении к трикотажу. За многие годы с момента появления
первых изделий, и особенно за последние 20-30 лет, трикотажное полотно значительно изменилось. Развитие техники и, в частности, оборудования для изготовления трикотажа, влияет на разнообразие трикотажных полотен.
Цветовое решение орнамента на поверхности трикотажного полотна связано со структурой полотна. Цветной орнамент на полотне достигается различными способами: возможно сочетание раз-ноокрашенных нитей в петлеобразующих системах, без применения механизмов отбора; использование меланжевой или другой разноцветной пряжи. Цветные орнаменты позволяют создать различные композиции на полотне. Они могут быть сложными по композиционному решению, интересными по мотивам, выразительными по форме или расплывчатыми, с меланжевым эффектом.
В дизайне традиционной одежды горных народов геометрический и изобразительный орнаменты играют ведущую роль. Орнаментальные композиции из геометрических фигур могут быть составлены из прямолинейных, криволинейных фигур и их комбинаций (рис. 1).
Рис.1. Орнаментальные композиции из геометрических фигур
У каждого народа вырабатывалась своя символика. В символике горских народов превалирует изображение креста. Крест - объединяет всебе языческий оберег и христианский символ милосердия и жертвенности.В народном творчестве в том
числе, крестообразные фигуры встречаются очень часто. Прежде всего, скорее потому, что они очень технологичны: четыре состыкованных квадратика или две перекрещенных линии - вот и крест (рис.2)
Рис.2. Крестообразные фигуры
Был проведён анализ трикотажных переплетений, использование которых даёт возможность выработки трикотажных полотен с национальными мотивами. Для создания эффекта узора служит комбинация петель и набросков при переработке двух различных по цвету нитей, сменяющихся в петельных рядах, в однояйцевое фанговое переплетение
(рис.3). Четные иглы из нити одного цвета регулярно образуют петли, а нечетные - наброски, в то время, как для нити другого цвета всё это осуществляется в обратном порядке. В возникающем на лицевой стороне трикотажа узоре происходит смена цвета петельных столбиках [1, с.54].
Рис. 3. Однолицевое фанговое переплетение. Образование цветного узора
Следующий элемент переплетения - протяжка появляется главным образом тогда, когда перерабатывается несколько систем нитей, которые участвуют в образовании петель попеременно в соответствии с рисунком. На участке, где нить не образует петель, она лежит свободно. Представленное на рис.4 однолицевое переплетение состоит из двух
систем нитей, которые прокладываются попеременно для петлеобразования через два петельных столбика и также попеременно образуют на изнаночной стороне трикотажа протяжки. Поэтому на лицевой стороне получается узор из продольных полос.
Рис.4. Однолицевое переплетение с протяжками. Образование цветного узора.
В продольно -соединённом трикотаже четкие, расположенные по одному петельному столбику линии границ, получаются используя так называемое прессовое соединение. В настоящее время при изготовлении верхних изделий достаточно широко
применяется переплетение интарсия, рис.5, представляющее собой трикотаж, в котором ввязан участок нити другого цвета или вида. Смена систем основана на управлении сменой нитевода[2, с. 12].
Рис. 5. Узор интарсии
Совершенно иное изменение подачи нити приводит к образованию петель различной величины. Отдельные нити основы в процессе петлеобразования подвергаются в соответствии с узором повышенному натяжению с целью образования жаккардового узора, что приводит к образованиюболее мелких петель по сравнению с петлями из основных нитей. Эффект возникающего узора увеличивается после окрашивания при использовании синтетических нитей, т.к. находящиеся под большим напряжением петли окрашиваются иначе[4, с.93].
Для некоторых разновидностей основовязаль-ных машин характерны уточные прокладки, которые производятся не по всей рабочей ширине. Часто уточной нитью является утолщенная фасонная нить, которая прокладывается соответствующими нитеводами при необходимом сдвиге кладки под иглу, уточные нити провязываются периодически, уточная нить представляет собой протяжку.
Кроме того, возможно применение не участвующих в петлеобразовании продольных уточных нитей для повышения стабильности формы, рис.6.
Рис. 6. Переплетение с продольным утком.
В восприятии формы большое значение имеет не только орнамент, но и фактура трикотажа. В зависимости от величины рисунка, отношения фона и рисунка, характера расположения одна и та же форма воспринимается поразному. Фактура и рисунок представляют собой активные средства художественной выразительности. Эффект фактуры и рисунка используется прежде всего для того, чтобы передать естественные качества материала, раскрыть его своеобразие. Если фактура или рисунок трикотажа очень выразительны, то их воздействие на зрителя может быть сильнее, чем воздействие самой формы изделия.
Таким образом, приемы и способы применения в народном костюме тканей, вышивок, узорного ткачества и узорного вязанья сами по себе могут служить импульсом для поиска новых оригинальных композиций трикотажных полотен.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. П.Офферман, Х.Тауш-Мартон. Основы технологии трикотажного производства. М. „Легкаяипищеваяпромышленность", 1981, -215 с.
2. Сидоренко В.Н. Рачицкая Е.И. Моделирование и художественное оформление изделий из трикотажа: Учебное пособие для студен-тов.Издательство Ростов: Феникс, Легкая промышленность, 2003, - 416 с
3. Вадачкория З.А., Абесадзе Н.А. Определение зависимости параметров пресс-уточных переплетений от процесса вязания. "Вестник" Национального политехнического университета, Ереван, №1, 2015, стр.93-98
4. Failodze N, Zhorzholiani S. Georgian Folk Applied Art. Batumi Art University, Studies in art criticism. №VII, 2016, 77-78 universal@internet ge.
5. Паиолодзе Н.О., Вадачкория З.А., Абесадзе Н.А. Определение основных характеристик трикотажных фильтров для кардиотомиче-ского резервуара - реинфузора. Multidisciplinary Scientific Edition - WORLD SCIENCE. RS Global Sp. z O.O., Scientific Educational Center Warsaw, Poland. ISSN 2413-1032. #7 (35), July 2018. http://archive.ws-conference.com/world-science/ws2018/.