УДК 37.01
Тищенко К.И.
магистрант, Тихоокеанский государственный университет (г. Хабаровск, Россия)
ВВЕДЕНИЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННУЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Аннотация: в работе рассматривается процесс введения военно-патриотического воспитания в отечественную систему образования, обосновывается актуальность возвращения данного направления в воспитательном процессе, обращается внимание на необходимость анализа практики советского периода при разработке основных подходов и методов организации военно-патриотического воспитания в современных условиях.
Ключевые слова: образование, воспитание, военно-патриотическое воспитание, патриотизм.
Актуальность рассматриваемой темы можно обозначить словами философа Александра Дугина, что «патриотизм, справедливость и свобода должны стать тремя идеологическими основаниями, объединяющими российское общество» [5]. В конце второго десятилетия XXI века понимание того, что противостояние цивилизаций, дошедшее до крайней точки, требует поиска возможностей в рамках глобального сосуществования всего человечества отстаивать собственную национальную идентичность, независимость в решении государственных вопросов.
Формирование общероссийского и регионального патриотизма является важным условием сохранения целостности страны, укрепления российской государственности, единства народов. При этом он предлагает разработку исторически нового типа патриотизма, в котором будут сочетаться
традиционные культурные смыслы и новые аспектов современной миросистемы [15, с. 6-10].
Серьезные перемены в российском обществе, мировом пространстве, изменения в системе взаимосвязей, ставят задачи по поиску новых подходов к воспитательной работе, в центр которой поставлена необходимость распространения и усиления значения жизненно важных российских традиционных ценностей, отражающий объективную потребность общества в данное историческое время [7, с. 39]. Формирование идеологии патриотизма, усиление внимания военно-патриотическому воспитанию, возрождение в умах граждан Российской Федерации идей самопожертвования и любви к Родине, готовности к защите ее рубежей, становятся основополагающими в молодежной политике государства.
Однако, любые хорошие новые идеи должны учитывать исторический опыт, опираться на те удачно реализованные практики, которые могут стать базовыми. Поэтому обратимся к историческому экскурсу становления военно-патриотического воспитания в нашей стране.
Использование слова «патриот» в отношении гражданина страны не новое в историческом развитии России. Со времен Петра I данное понятие используется как обозначение национального единства, идентификации индивида с прошлым, настоящим и будущим своей страны. При этом, изначально акцент ставился именно на военной стороне патриотизма.
Определяя ведущую цель педагогического процесса М.В. Ломоносов указывал на воспитание человека-патриота, человека-гражданина, честного труженика должно стать. Потребность жить «для пользы Отечества» должна быть мерилом жизненного смысла.
Проблема воспитания патриотов занимала важное место в педагогической мысли XIX в. Так, виднейший представитель западников русский писатель-просветитель В.Г. Белинский, размышляя на педагогические темы, выделяя цели воспитания, значительное внимание уделял необходимости воспитания патриотического, критериями которого считал гражданственность,
любовь к своему Отечеству, патриотизм, активную жизненную позицию по улучшению жизни в своей стране, вера в высокое предназначение человека, человеческое достоинство [2].
В середине XIX века А.Ф. Афтонасьев опубликовал свой труд «Мысли о воспитании», где давал практические рекомендации родителям, воспитателям и учителям по патриотическому воспитанию детей в духе родных традиций [8].
К.Д. Ушинский отмечал, что, каким бы умным человек не был, как бы не были развиты его умственные способности, но если у человека не будет развита любовь к ближнему и готовность оказать ему помощь и поддержку, не будет развита любовь к Родине, не будет развита активная трудовая деятельность во благо народа, то умственные способности человека обратятся во вред и человеку, и обществу в целом [19, с. 57].
Анализируя ценности идеала воспитания человека XIX в., можно сделать вывод, что основополагающими ценностями являлись: уважение к своему народу, любовь к Родине, справедливость и честность, гражданственность и человечность, скромность, ответственность за свои слова и поступки, активная деятельность в борьбе за народное благо, гражданский героизм, самопожертвование личным благом ради общественного интереса.
Для педагогической мысли рубежа XIX - XX в. было характерно продолжение поиска новых форм национального воспитания. К.Н. Ельницкий подчеркивал, что для государства «более полезны такие граждане, которые проникнуты патриотическим чувством и готовы посвятить отечеству свои силы и даже жизнь, чем такие, которые равнодушно относятся к его судьбе и славе» [14, с.95].
Развитие военной педагогической мысли в России связано с именем М.И. Драгомирова, который выделял три стороны военного воспитания: воспитание ума и воли, нравственное воспитание и физическое. При этом приоритет отдавался нравственному воспитанию, которое выступает центром всей воспитательной работы и представляется стержнем в формировании морального фактора, чувства «самоотвержения: оно освящает повиновение, оно злейшее иго
делает благим, тягчайшее бремя легким, оно дает силу претерпеть до конца, принести Родине в жертву высшей любви» [6, с. 58].
Несмотря на то, что понятия военно-патриотического воспитания в царской России официально не было, его цели и задачи определялись для военных учебных заведений в соответствии с требованиями времени. Патриотическое воспитание предусматривало глубокое укоренение чувства долга христианского, верноподданнического, патриотического, образование честного, строгого, исполнительного и мужественного характера, развитие и упрочение сознания о высоком значении воина, призванного к защите престола и Отечества, пробуждение желания использовать свои собственные силы и сохранение великой державы, формирование стремления к укреплению безопасности государства [6, с. 58].
В.Н. Сорока-Росинский в период Первой мировой войны, рассматривая проблему патриотического воспитания, в работах подробно рассмотрел соотношение национального и героического в воспитании, и пришел к выводам, что «прочное гражданское чувство, способное на жертвы, должно быть обосновано не на пустом месте личного индивидуального опыта, а на инстинкте, создавшемся как результат многовекового, переходящего из поколения в поколение опыта, лишь тогда возможно будут твердые, убежденные и цельные люди, способные проникаться общественными и сверхличными идеями, умеющие страдать и радоваться». Важный вопрос с его точки зрения - каким методом было бы целесообразнее и надежнее руководиться, чтобы иметь возможность всегда вызвать столь близкие ныне школьникам героическое и национальное чувства [1, с. 161].
После революций 1917 года произошло существенное изменение в идеологической системе общества. Уже с момента прихода к власти большевиками военно-патриотическому воспитанию уделяется особое внимание, оно достигает огромного размаха и осуществляется в самых разнообразных формах.
Ю.И. Дерюгин указывает, что было определено три основных направления военно-патриотического воспитания: военная, военно-политическая и физическая подготовка молодежи. Накануне Великой Отечественной войны власть начала апеллировать уже и к национальной гордости советского народа, его славному историческому прошлому и военным победам русского оружия. Великие личности прошлого, такие как Александр Невский, А. В. Суворов, М. И. Кутузов стали эталонами патриотов своего Отечества, защитившими свободу и независимость своей страны [4].
Феномен «советского патриотизма» повлиял на концепцию патриотического воспитания в стране. Возникают различные направления: военно-патриотическое, воспитание на трудовых и боевых традициях советского народа, эстетическое и трудовое воспитание. В деле патриотического воспитания педагоги советского периода уделяли внимание и детям дошкольного возраста. Например, А.А. Аронов полагал, что военно-патриотическое образование может и должно осуществляться в самом раннем детстве [18].
Н.К. Крупская ввела понятие «военное воспитание», под которым в настоящее время подразумевается военно-патриотическое воспитание. Она призывала уделять огромное внимание воспитанию патриотизма у подрастающего поколения, который заключался не только в беззаветном служении Родине, геройских поступках на военном поприще, но и в геройстве трудовом, в трудовой деятельности во благо своего народа, во благо достижения глобальной цели государства: построение коммунизма.
Поэтому значимым для советской педагогики направлением стали научно-педагогические исследования военно-патриотического воспитания. В 1934 г. издан учебник для высших педагогических учебных заведений М.М. Писграка, в котором автор подробно анализирует как цели, задачи и средства военно-патриотического воспитания: физическое воспитание для подготовки «к труду и обороне», введение в школьные учебные планы военного дела и разнообразные формы внешкольной работы с детьми. Для систематизации
научных достижений и обмена опытом в сфере военно-патриотического воспитания в этот период регулярно организовывались и проводились научно-практические конференции.
В педагогических исследованиях А. С. Макаренко отмечено, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом» [12]. При этом он подчеркивал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках, от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная» [13, с. 23].
Постепенно с позиции ценностных ориентаций личности педагогической теорией классически выделяются два направления патриотического воспитания: патриотическое и военно-патриотическое воспитание.
Представитель первого направления, В.А. Сухомлинский, раскрывая понятие «патриотизм» и «патриотическое воспитание», соотносил содержание этих терминов с понятиями «долг», «верность», «народ», «природа», «родное слово», «семья», «соотечественник», «труд», «человек» [1].
Представители второго направления, связанного с военно-патриотическим воспитанием, которому присущи такие компоненты, как «защитник Родины», «боевые традиции», «героическое прошлое и настоящее народа», подчеркивают, что без формирования у граждан с раннего возраста патриотических чувств, неразрывной связи с народом, страной, готовности к реализации функции защиты Отечества не может быть сильного государства. Н.М. Конжиев, рассматривая вопросы теории и практики военно-патриотического воспитания, утверждает: «...военно-патриотическое воспитание нельзя свести к начальной военной подготовке и сообщению некоторых сведений по гражданской обороне. Воспитание у учащихся готовности к защите Родины требует широкого социально-педагогического подхода к его осуществлению... из представленных двух направлений развития патриотического воспитания государственный приоритет отдан военно-патриотическому воспитанию, как подконтрольному сверху» [9].
Необходимо отметить, что направления педагогических исследований в области военно-патриотического воспитания поддерживались и направлялись высшими органами власти. Так в резолюциях ХХ съезда КПСС [16, с. 19] обращено внимание на необходимость и впредь воспитывать коммунистов и всех трудящихся в духе высокой политической бдительности, неустанно укреплять Вооруженные Силы, держать оборону на уровне современной военной науки и техники... решающим средством укрепления обороноспособности страны является военно-патриотическое воспитание народа. В повестке дня по-прежнему стояла задача «неустанно изучать военное дело, глубоко и всесторонне осваивать сложную современную боевую технику, овладевать искусством ее применения...» [3].
В 60-е годы ХХ века понятие «военно-патриотическое воспитание» вошло в Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы, «Военный энциклопедический словарь», «Советскую энциклопедию», словари, учебное пособие для студентов педагогических институтов «Теория и методика коммунистического воспитания», изданный под редакцией Г.И. Щукина.
В учебник «Педагогика» понятие «военно-патриотическое воспитание» впервые введено А. П. Кондратюком в 1976 г. Включение данного понятия в учебники было своеобразным прорывом военно-патриотического воспитания в педагогику, теорию и методику воспитания.
Таким образом, обобщая исторический путь становления военно-патриотического воспитания, стоит согласиться с учеными, которые ведут начало системы военно-патриотического воспитания с 60-х годов ХХ века. Выделяют основные периоды становления военно-патриотического воспитания с характерными особенностями, присущими им изменениями [10, с. 71]:
начало 60-х-начало 70-х годов - особое внимание уделяется формированию патриотических ценностей у школьников: привитие понимания, что такое долг советского человека перед Родиной, интереса к прошлому родного края и его будущему, гордости за свою Советскую Родину, чувства
любви и уважения к защитникам нашей Родины,
середина 70-х-конец 80-х годов - вся система военно-патриотического воспитания функционировала на достаточно высоком уровне, была под контролем государства, закреплены формы и методы военно-патриотической работы в зависимости от возрастной категории школьников, особое внимание подготовке и сдаче нормативов «Готов к труду и обороне СССР», созданию оборонно-спортивных оздоровительных лагерей,
начало - середина 90-х - система военно-патриотического воспитания оказалась почти недееспособной. Принимается Постановление СМ РСФСР от 14 мая 1991 года № 253 «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях в РСФСР», в котором государство перекладывает военно-патриотическое воспитание на Министерство образования РСФСР и рекомендует его проведение через новый курс «Основы безопасности жизнедеятельности», кружковую и факультативную работу, а также через работу военно-прикладных секций.
Таким образом, военно-патриотическое воспитание - многоплановая систематическая целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодёжи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к его защите как важнейшей конституционной обязанности в отстаивании национальных интересов Российской Федерации и обеспечении её военной безопасности перед лицом внешних и внутренних угроз [11].
Педагогической наукой ХХ века был создан и систематизирован богатый опыт работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, разработаны достаточно эффективные пути и средства воздействия на школьников, а также разнообразные формы и методы работы.
В современной ситуации развития России, особенно важно возрождение духовности, воспитание молодежи, в духе патриотизма, любви к Отечеству. Это понимает и государство, и общество, так как мотивация к прохождению военной
службы у молодежи не сформирована. Необходимо создание эффективной системы военно-патриотического воспитания, а это невозможно без изучения и применения исторического опыта.
Анализируя опыт прошлого века, можно обобщить и использовать имеющиеся в истории педагогики инновационные идеи, заложенные в воспитательные теории и практики периода 70-80-х годов ХХ века, акцентировать внимание на тех из них, которые актуальны в контексте современности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Махинько Дмитрий Владимирович. Организация патриотического (военно-патриотического) воспитания // https://kopilka.edu-eao.ru/organizatsiya-patrioticheskogo-voenno-patrioticheskogo-vospitaniya;
2. Овчинников А.В. Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века): Учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 - 384 с;
3. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. V./В.Г Белинский - М.: зд. АН СССР, 1954 - 489 с;
4. Васотин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория и опыт/Ю.С. Васотин - М.: Мысль, 1994 - 172 с;
5. Дерюгин Ю.И. Военно-патриотическое воспитание молодежи: проблемы и опыт / Ю. И. Дерюгин. - М.: Патриот, 1991 - 213 с;
6. Дугин: патриотизм, справедливость и свобода могут стать основами идеологии [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20231127/dugin-1912129937.html;
7. Зинькевич Р.В. Идеи патриотизма в практике становления системы военно-профессионального образования России XIX - начала ХХ века // Среднее профессиональное образование. 2014. № 1. С. 57-59;
8. Ковалев А.А. Разрушение традиционных ценностей как возможный фактор ментальной деградации народа // Вестник Русской христианской гуманитарной академии - 2023 - Т. 24 - № 3-2. С. 38-49;
9. Колпачева О.Ю. Патриотическое воспитание в школе дореволюционной России: историко-педагогический анализ: монография - Ставрополь: Сев-Кавк. соц. ин-т, 2005 - 175 с;
10. Конжиев НМ. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе/ Н.М. Конжиев - М.: Педагогика, 1986 - 141 с;
11. Лутовинов В.И. Методические рекомендации по организации патриотического (военно-патриотического) воспитания / В.И. Лутовинов. - М: АНО СПО «СОТИС», 2018 - 128 с;
12. Макаренко А.С. Доклад в Педагогическом училище/А.С. Макаренко - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951 - Т.5 - 132 с;
13. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания/ А.С. Макаренко - М.: Изд-во АПН РСФСР - 1951 - Т.5 - 132 с;
14. Овчинникова Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики/Н.П. Овчинникова // Педагогика - 2007 - № 1 - С. 93-102;
15. Понеделков А. В. Патриотизм как основа современной национальной безопасности // Вестник Поволжского института управления - 2015-№5 - с. 6 -10;
16. Синельников И.В. К вопросу о военно-патриотическом воспитании в СССР/ И.В. Синельников// Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук - 2021 - Т. 1 - № 1 (79) - С. 18-21;
17. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / О.В. Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1990 - 286 с;
18. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром: учебник / С. А. Козлова, С. В. Кожокарь, С. Е. Шукшина, А. Ш. Шахманова. - М.: ИНФА - М, 2016 - 146 с;
19. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 2/К.Д. Ушинский- М.: Педагогика, 1974 - 438 с.
Tishchenko K.I.
Pacific State University (Khabarovsk, Russia)
INTRODUCTION OF MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION INTO NATIONAL EDUCATION SYSTEM (HISTORICAL ASPECT)
Abstract: the paper examines the process of introducing military-patriotic education into the domestic education system, substantiates the relevance of the return of this direction in the educational process, draws attention to the need to analyze the practice of the Soviet period in the development of basic approaches and methods of organizing military-patriotic education in modern conditions.
Keywords: education, upbringing, military-patriotic education, patriotism.