Научная статья на тему 'ВВЕДЕНИЕ В ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ'

ВВЕДЕНИЕ В ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОДЕРЖАНИЕ / СУЩНОСТЬ / ОБЩЕДИДАКТИКА / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕТОДИКА / МОДУЛЬНЫЙ (ЛОКАЛЬНЫЙ) УРОВЕНЬ / ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ / РEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / CONTENT / ESSENCE / GENERAL DIDACTIC / SPECIAL METHODICAL / MODULAR (LOCAL) LEVEL / FUNCTIONS OF GEOGRAPHY TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амонов Холмухаммад Нормуротович

На наш взгляд, педагогическая технология - это система, позволяющая организовать педагогическую и учебную деятельность студентов в процессе преподавания и обучения с целью повышения эффективности учебного процесса, использования эффективных методов, инструментов и форм обучения, определения их взаимодействия. В статье описаны содержание и сущность инновационных технологий, уровень применения инновационных технологий в образовательном процессе, классификация и педагогические условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION TO INNOVATIVE TECHNOLOGIES

In our opinion, pedagogical technology is a system that allows organizing the pedagogical and educational activities of students in the process of teaching and learning in order to increase the efficiency of the educational process, use effective methods, tools and forms of education, and determine their interaction. The article describes the content and essence of innovative technologies, the level of application of innovative technologies in the educational process, classification and pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «ВВЕДЕНИЕ В ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВВЕДЕНИЕ В ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Амонов Х.Н. Email: Amonov17156@scientifictext.ru

АмоновХолмухаммад Нормуротович - кандидат географических наук, заведующий отделом, отдел внутреннего контроля и мониторинга, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: на наш взгляд, педагогическая технология - это система, позволяющая организовать педагогическую и учебную деятельность студентов в процессе преподавания и обучения с целью повышения эффективности учебного процесса, использования эффективных методов, инструментов и форм обучения, определения их взаимодействия.

В статье описаны содержание и сущность инновационных технологий, уровень применения инновационных технологий в образовательном процессе, классификация и педагогические условия.

Ключевые слова: педагогические технологии, содержание, сущность, общедидактика, специальная методика, модульный (локальный) уровень, функции учителя географии.

INTRODUCTION TO INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Amonov H.N.

Amonov Holmukhammad Normurotovich - Candidate of Geographical Sciences, Head of the Department, DEPARTMENT OF INTERNAL CONTROL AND MONITORING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in our opinion, pedagogical technology is a system that allows organizing the pedagogical and educational activities of students in the process of teaching and learning in order to increase the efficiency of the educational process, use effective methods, tools and forms of education, and determine their interaction.

The article describes the content and essence of innovative technologies, the level of application of innovative technologies in the educational process, classification and pedagogical conditions.

Keywords: рedagogical technologies, content, essence, general didactic, special methodical, modular (local) level, functions of geography teacher.

УДК 37.012.85

Одна из важных задач внедренной в стране системы непрерывного образования -создание инновационной среды в образовательном процессе.

Использование инновационных технологий в обучении требует от учителя многогранной исследовательской и практической деятельности [1, 28].

В процессе внедрения непрерывного образования в стране было обновлено содержание образования, модернизированы учебные планы и учебные дисциплины. Этот процесс требует модернизации других компонентов образовательного процесса: методов, инструментов и форм обучения посредством инноваций.

Модераторы, работающие со временем, получают начальный опыт использования интерактивных методов, педагогических и информационно-коммуникационных технологий в обучении в соответствии с вышеуказанными требованиями [2, 11].

Внедренное в стране нововведение в системе непрерывного образования осуществляется следующим образом:

• Информационные и коммуникационные технологии - технологические инновации;

Технологии, обновляющие содержание образовательного процесса, его протекания и активизирующие познавательную деятельность студентов - педагогические инновации;

• Современные экономические механизмы в сфере образования - экономические инновации;

• Современные структуры в сфере образования - организационные инновации.

Известно, что комплексное внедрение указанных нововведений в образовательный

процесс требует от учителя определенных методических знаний, навыков и умений, а также педагогической компетентности (компетенции).

Приобретение современных методических знаний, навыков и умений учителя, а также наличие педагогической компетентности (умений) является основой развития разносторонней личности в его педагогической деятельности.

Известно, что комплексное внедрение указанных нововведений в образовательный процесс требует от учителя определенных методических знаний, навыков и умений, а также педагогической компетентности (компетенции).

Ниже приводится обзор содержания учебного процесса, его курса и технологий, активирующих познавательную деятельность студентов - педагогических новшеств.

Термин «Педагогическая технология» был определен каждым ученым, исследовавшим этот вопрос со своей точки зрения. Полного и единого определения этого понятия пока не принято. Наиболее подходящим из этих определений является определение, данное ЮНЕСКО.

Педагогическая технология - это совокупность систематических методов, позволяющих определить взаимодействие человеческого потенциала и технических ресурсов в процессе преподавания и обучения с целью оптимизации форм обучения.

Человеческий потенциал относится к педагогической и учебной деятельности учителя, а технические ресурсы относятся к методам и инструментам обучения.

Существует три уровня педагогической технологии:

1. Общая методическая степень. На общепедагогическом (общедидактическом, общеобразовательном) уровне разрабатываются общие закономерности педагогической технологии, концептуальные основы, особенности организации и управления познавательной деятельностью учителя и ученика.

2. Под специальным методическим уровнем понимается совокупность методов, средств и форм обучения, используемых для внушения содержания образования студентам с целью реализации конкретного предмета, целей и задач учебного процесса курса.

3. На локальном (модульном) уровне в определенной части образовательного процесса понимается технология, направленная на решение конкретной дидактической и образовательной цели этой части.

Упомянутые выше три уровня педагогической технологии дополняют и требуют друг друга.

Педагогические технологии, успешно применяемые в системе образования развитых стран и развитые в дидактике, в корне меняют содержание традиционного образования и организацию учебного процесса, в котором доминирует современная система образования. классифицируются в соответствии с их ориентацией на изменения.

Уровни применения педагогических технологий.

I. По строению человека:

• Педагогические технологии формирования знаний, навыков и компетенций.

• Технологии умственной деятельности, направленные на формирование приемов умственной деятельности.

• Эмоционально-этические технологии, призванные формировать эстетические и нравственные отношения.

• Эвристические технологии, направленные на развитие творческой активности.

II. По содержанию и структуре:

• Образовательные технологии;

• Технологии светского и религиозного образования;

• Общеобразовательные и профессиональные технологии обучения;

• Гуманитарные и технократические технологии;

• Частные предметные технологии;

• Монотехнологии и комплексные технологии.

III. Педагогические технологии делятся на следующие группы в зависимости от положения обучающегося в образовательном процессе:

• Авторитарные технологии;

• Дидактоцентрические технологии;

• Технологии, направленные на полноценное развитие личности;

• Гуманитарные и совместные технологии.

• Свободные образовательные технологии.

IV. По дидактическим целям технологии, направленные на обновление содержания традиционного образования и коренное изменение организации учебного процесса, доминирующие в современной системе образования, можно разделить на следующие группы:

• Педагогические технологии, основанные на гуманизации и демократизации педагогических отношений;

• Педагогические технологии, направленные на активизацию познавательной активности студентов и повышение эффективности учебного процесса.

• Педагогические технологии, направленные на улучшение организации и управления учебным процессом.

• Педагогическая технология, основанная на дидактическом совершенствовании и обработке учебного материала.

• Педагогическая технология, основанная на использовании методов народной педагогики.

Мы кратко обсудим эти технологии ниже.

1. Педагогические технологии, основанные на гуманизации и демократизации педагогических отношений;

Эта технология предполагает улучшение взаимоотношений между учителем и учеником, индивидуальный подход к ученику, демократизацию образовательного процесса, обогащение содержания образования гуманитарными идеями.

2. Педагогическая технология, направленная на активизацию познавательной активности студентов и повышение эффективности учебного процесса.

Данная технология позволяет активизировать познавательную активность студентов при обучении географии и повысить эффективность учебного процесса. Эта технологическая группа включает дидактически-игровые, развивающие, проблемные, модульные и коммуникативные технологии обучения.

3. Педагогические технологии, направленные на повышение эффективности организации и управления учебным процессом. Эти технологии позволяют повысить эффективность обучения географии за счет целенаправленной организации и управления учебным процессом. К ним относятся запрограммированное обучение, дифференцированное обучение, индивидуализация обучения и образовательные технологии, сочетающие групповое и командное сотрудничество.

4. Педагогическая технология, основанная на дидактическом усовершенствовании и переработке учебного материала. Данная технология предполагает развитие самостоятельного и свободного мышления за счет дидактического совершенствования и обработки учебного материала, повышения

эффективности процесса усвоения знаний учащимися, постепенного формирования мыслительной деятельности.

5. Педагогическая технология, основанная на использовании методов народной педагогики. Эта технология состоит из образовательных технологий, основанных на интеграции образовательного процесса личностного развития и естественного развития. Использование этих технологий в преподавании географии позволяет воспитывать учащихся в духе принципов независимости и преданности Родине, уважения к национальным и общечеловеческим ценностям, внушая им в сердцах и умах идеи национальной независимости.

Как было сказано выше, педагогические технологии используются в образовательном процессе на локальном (модульном) и специальном методическом уровнях.

Чтобы улучшить организацию и управление учебной деятельностью студентов, учитель географии должен сначала применить ее на местном (модульном) уровне на определенном этапе урока. В первую очередь изучается новая тема, проводятся контрольные тесты, различные игровые упражнения, соревнования, тренировки для контроля и оценки знаний и навыков, приобретенных студентами. После того, как учащиеся вовлечены в эту деятельность и приобрели определенные навыки и компетенции, они могут проводить уроки на основе педагогических технологий, т.е. применять их на определенном методическом уровне.

На специальном методическом уровне все этапы урока организованы исходя из требований педагогической технологии. При этом преподаватель должен определить, какую технологию использовать, специфику организации учебной деятельности студентов на основе этой технологии, задачи, которые студентам необходимо знать на уроках, способы контроля и оценки знаний студентов.

Мы разделили педагогические технологии на две группы в соответствии с их особенностями, сущностью и содержанием:

1. Педагогические технологии, используемые для изменения характера, течения и содержания педагогического процесса.

2. Технологии, используемые на уроках географии.

Группа педагогических технологий, изменяющих характер, ход и содержание педагогического процесса:

• Технология гуманизации и демократизации образовательного процесса;

• Человеко-ориентированные технологии;

• Технологии развивающего обучения;

• Дифференциация и индивидуализация обучения;

Группе технологий, используемых на уроках географии:

• Включает технологию дидактических игр, технологию проблемно-ориентированного обучения, технологию модульного обучения, технологию совместного обучения, технологию проектирования и традиционные технологии обучения.

Список литературы / References

1. Азизходжаева Н.Н. Педагогическая технология и педагогическое мастерство.

Методическое пособие. Ташкент, 2003. ТГПУ.

2. Толипова Ю.О. Педагогические технологии в обучении биологии. Учебник.

Ташкент: «Чолпон», 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.