Научная статья на тему 'Автодидактика'

Автодидактика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВТОДИДАКТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / HUMANIZATION OF EDUCATION EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DIDACTIC DESIGN / ПРИНЦИП ДИДАКТИЧЕСКОГО КОЛЬЦА / THE PRINCIPLE OF DIDACTIC RING / AUTODIDACTICA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левитес Дмитрий Григорьевич

Ориентация образовательных учреждений на новые цели и перспективные виды деятельности требует принятия и новых принципов и подходов к отбору и конструирования содержания образования, обновления организационных форм, разработке и конструированию инновационных технологий обучения. Эта работа в значительной степени перемещается в конкретное учебное заведение, в него включаются как педагогические коллективы, так и отдельные учителя. Такая образовательная ситуация, затрагивающая как содержательную, так и процессуальную стороны обучения формирует социальную потребность в учителе, способном самостоятельно осуществлять проектировочную функцию в условиях выбора образовательных альтернатив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Autodidactica

Orientation of educational institutions to new goals and prospective activities and requires the adoption of new principles and approaches to the selection and design of educational content, updates, organizational forms, design and development of innovative learning technologies. This work has largely moved to a particular school, it includes as a pedagogical collectives and separate teachers. This type of educational situation involving both the substantive and the procedural side of teaching forms to the social need of a teacher capable of independently carrying out design function in terms of choice of educational alternatives.

Текст научной работы на тему «Автодидактика»

АВТОДИДАКТИКА

Дмитрий Григорьевич Левитес, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ

• автодидактика • гуманизация образования • образовательные технологии

• дидактическое проектирование • принцип дидактического кольца

В условиях самостоятельного и не всегда научно апробированного выбора и конструирования учителем, педагогическим коллективом дидактических средств актуальной становится педагогическая защита ребёнка от неграмотных «новаторов» и опасных «инноваций». Подобная ситуация с особой остротой ставит проблему подготовки учителя к педагогически и психологически обоснованному конструированию образовательных технологий как механизма реализации гуманистической идеи в образования.

Подготовка учителя-гуманиста, который является не только носителем данной педагогической ориентации, но и владеет набором профессиональных качеств и техник, позволяющих воплощать эти идеи при создании и реализации собственных образовательных проектов, становится одной из наиболее важных задач педагогического образования.

При наличии высокой степени целостности и углублённой проработки на содержательно-целевом, процессуально-деятельност-ном, оценочно-результативном и контрольно-управленческом уровнях такой образовательный проект может быть квалифицирован как «образовательная технология». Образовательные проекты, представляемые учителями на научно-практических конференциях, включаемые в материалы педагогической аттестации и конкурсов «Учитель года», и заявляемые как педагогические (образовательные) технологии или технологии обучения свидетельствует о недостаточном развитии системно-моделирующего уровня деятельности педагогов и об их ограниченной готовности к выполне-

нию конструкторско-проектировочной функции в контексте идей гуманистической парадигмы образования.

Анализ подобных проектов, разрабатываемых в настоящее время учителями и педагогическими коллективами, показывает, что они сталкиваются с противоречиями между:

• различными представлениями учителей, школьной администрации, учеников и родителей о ценностях образования и отсутствием технологических разработок, позволяющих согласовать их между собой;

• гуманистической направленностью целей и принципов функционирования и развития образовательных систем и отсутствием тщательной технологической проработанности этих идей;

• неупорядоченностью и многообразием трактовок понятий «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения» и принципом терминологического единообразия и точности;

• активным участием педагогов-практиков в конструкторско-проектировоч-ной деятельности при работе в условиях образовательного выбора и не-сформированностью у большинства учителей соответствующей компетентности;

• интенсивным потоком инновационных образовательных проектов и их недостаточной научной обоснованностью;

• необходимостью подготовки педагогов к такого рода деятельности и отсутствием или недостаточной разработанностью целостных дидактических систем, направленных на решение этой задачи.

Обучение будущих педагогов проектированию модельных конструкций педагогической реальности во время обучения в вузе затруднено двумя обстоятельствами.

Во-первых, традиционная практика изучения теоретических и методологических основ подобного проектирования строится в логике отдельных научных дисциплин (философия и социология образования, история педагогики, общая дидактика, теория и методика воспитания, методика обучения, психология) и определяется в большей степени логикой самой науки, нежели реалиями функционирования знания в различных видах практической деятельности, имеющей, как правило, интегратив-ный характер.

Во-вторых, подобная проектировочная деятельность предполагает достаточно развитую способность учителя к рефлексии собственной практической деятельности, опыт которой, как правило, отсутствует у студента.

Автодидактика [1] — это теория и практика конструирования собственных технологий обучения, и одновременно — учебный курс подготовки студентов к будущей деятельности педагогического проектирования. В его основу положены результаты многолетнего исследования, посвя-щённого теоретическому и экспериментальному обоснованию осознанного выбора и самостоятельного конструирования педагогами собственных гуманистически ориентированных дидактических проектов.

Развиваемая в предлагаемом курсе общая концепция может быть представлена в виде следующей тезисной парадигмы.

Тезис 1

Идеология подготовки учителя к созданию собственных технологий обучения заключается в переводе идей гуманистической психологии и педагогики из деклара-

тивной в инструментально-технологическую плоскость.

Тезис 2

Подготовка учителя к обоснованному выбору и (или) конструированию образовательной технологии (технологии обучения) предполагает принятие педагогом в качестве оснований для такой деятельности следующих значимых позиций:

содержание личностного развития человека как субъекта познавательной деятельности ( его потребностей в знаниях, способах деятельности, отношениях, а также соответствующих им способностей) фило- и онтогенетически находится в полном соответствии с освоением им основных компонентов содержания образования как отражения социокультурного опыта.

В свою очередь развитие и накопление этого опыта находится в такой же прямой зависимости от развитых потребностей и способностей членов социума, образуя своеобразное «дидактическое кольцо» на содержательном уровне.

Если рассматривать данную закономерность на филогенетическом и социогене-тическом уровнях, то речь должна уже идти о «спирали», по которой знания о мире, способы деятельности и отношения как элементы социокультурного опыта и соответствующие им группы познавательных и опе-рационно-деятельностных потребностей членов социума оказываются взаимообусловленными и развиваются параллельно.

Тезис3

Данная закономерность находит своё отражение в соответствующем принципе обучения, который требует, чтобы деятельность педагога была направлена на «выращивание» таких потребностей ученика, которые органично соответствуют основным компонентам содержания образования, как отражению социокультурного опыта. Тем самым процесс обучения оказывается замкнут на достижении единой цели — развитие потребностей, запросов и способностей личности в процессе усвоения соответствующих компонентов содержания образования.

Тезис 4

Этот принцип, названный нами принципом «дидактического кольца», даёт основания для разрешения известного противоречия в педагогической деятельности, связанного с попыткой реализации и ранжирования двух систем целей педагогической деятельности при обучении учащихся («познавательных», «развивающих»), в условиях ограниченного образовательного потенциала школы. Целеполагание на основе этого принципа приводит к созданию целостной системы, которая в отличие от других совокупностей педагогических целей обладает системным качеством по определению.

образовательных технологий включает в себя:

• содержательно-целевой компонент (система целей педагогической деятельности учителя по развитию личности ученика средствами учебного предмета);

• соответствующую ей систему целей совместной деятельности преподавателя и студентов как предмет рефлексивного анализа последних;

• комплекс индивидуальных образовательных маршрутов изучения курса;

Тезис 5

Развитие конструкторско-проектировочной функции в деятельности учителя основывается на выявлении взаимосвязи между теми проблемами, с которыми сталкивается педагог, проектируя учебный процесс, и его компетентностью в области современных образовательных стратегий и технологий обучения.

Тезис 6

Сравнительный анализ педагогических концепций и технологий обучения обладает большим образовательным потенциалом, позволяющим, с одной стороны, развивать

профессиональную ориентацию, методологическую компетентность и рефлексивные способности педагогов, а с другой — методологически и теоретически грамотно осуществлять отбор содержания образования на уровне учебного предмета и моделировать процесс обучения в условиях образовательного выбора.

Тезис 7

Осмысление будущими педагогами противоречий и проблем образовательных практик в контексте глобальных проблем образования является важнейшим условием и этапом в развитии их потребностей в создании собственных технологий обучения.

Тезис 8

Дидактическая система подготовки будущих учителей к моделированию

• алгоритмы моделирования объектов педагогической действительности — содержания образования и учебного процесса);

• организационно-педагогические условия, включающие оценку возможностей вуза в подготовке будущих педагогов к осуществлению конструкторско-проектировочной функции в условиях выбора образовательных альтернатив;

• общую систему педагогического мониторинга: измерения, экспертиза, педагогический анализ и самоанализ как продуктов учебно-познавательной деятельности (авторские образовательные проекты), так и наблюдаемых изменений в профессионально значимых личностных качеств обучаемых.

Тезис 9

Целенаправленная учебно-познавательная деятельность учебного педагогического (дидактического) проектирования позволяет включать в содержание образования профессиональные (квазипрофессиональные) педагогические задачи, интегрирующие знания студентов в области различных психолого-педагогических дисциплин.

Тезис 10

Логика учебного процесса, направленного на подготовку студентов к моделированию образовательных технологий, связана с созданием развивающего интегративно-гуманитарного образовательного простран-

ства, в котором ценностно-смысловое и организационно-технологическое поля деятельности, последовательно сменяя друг друга и становясь предметом рефлексивного анализа, приводят к формированию профессиональной гуманистической ориентации и способствуют развитию методологической компетентности будущих педагогов.

Объекты педагогического (дидактического) проектирования отбираются и группируются в соответствии с современными ФГОС следующим образом:

предметно-ориентированные педагогические технологии;

метапредметно-ориентированные педагогические технологии;

личностно (ценностно) ориентированные педагогические технологии.

Примерная программа и методические рекомендации к курсу «Автодидактика»

1. Введение. Актуальные проблемы педагогической науки и образовательной практики.

Основные тенденции развития образования. Проблемы целей образования. Проблемы содержания образования. Педагогическая защита и поддержка ребёнка в процессе обучения как комплексная психолого-педагогическая проблема.

2. Методологические и теоретические основы педагогических технологий.

Три смысла категории «образование»:

образование как трансляция социокультурного опыта, образование как формирование Образа в соответствии с общественно-педагогическим идеалом, образование как непрерывная линия развития человека от рождения до старости.

Технократическая парадигма дидактики

как историко-педагогическая предпосылка возникновения педагогических технологий. Место педагогической технологии в системе объектов теоретической педагогики (образовательные концепции, педагогические теории, дидактические системы, модели обучения).

Семантико-генетический анализ содержания понятия «педагогическая технология». Образовательная технология, педагогическая технология, технология обучения (в широком и узком смысле слова). Признаки технологичности учебного процесса.

Уровни анализа и проектирования образовательных технологий: общепедагогический (стратегический), частно-методический (тактический), элементный (оперативный).

Основные качества современных педагогических технологий: концептуцаль-ность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.

Научные основы педагогических технологий. Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения ( И.М. Сеченов, И.П. Павлов, С.Л. Рубинштейн, Н.А. Менчинская, Д.Н. Богоявленский и др.), бихевиористские теории научения (Э. Торндайк, Д. Уотсон, Б. Скиннер и др.), теория поэтапного усвоения умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), суггестивные теории (В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе, Г.К. Лозанов и др.).

3. Технология педагогического проектирования, организации и регулирования и коррекции образовательного процесса:

цель как системообразующий компонент педагогического проектирования и педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Педагогическая деятельность как управление другой деятельностью. Рефлексия как инструмент самоанализа и коррекции педагогической деятельности. Два вида педагогических целей: цели — «планируемые результаты» и цели — «векторы». Принцип дидактического кольца.

Диагностический способ постановки педагогических целей. Таксономия педагогических целей. Планируемые результаты обучения. Проектирование процесса обучения с помощью структурно-технологической карты.

Личностно- и социально-ориентированные подходы к отбору содержания. Технология отбора и конструирования содержания

образования на уровне учебного предмета и на уровне учебных планов.

Классификация педагогических технологий. Образовательные технологии, педагогические технологии, технологии самообразования, технологии воспитания, технологии обучения.

Предметно-ориентированные технологии обучения:

Технология полного усвоения (репродуктивные технологии).

Технология концентрированного обучения. Технология уровневой дифференциации. Технология модульного обучения. Технология проблемно-модульного обучения.

2. Метапредметно-ориентированные технологии обучения:

Технологии формирования общеучебных умений (универсальных учебных действий).

Проблемное обучение. Обучение как учебное исследование. Педагогическая мастерская (мастерская знаний).

Технология метапредметного обучения («Знак», «Проблема», «Число», «Задача»). Мозговой штурм. Технология анализа ситуаций.

3. Личностно (ценностно) ориентированные педагогические технологии (продуктивные технологии):

Уроки Е.Н. Ильина.

Уроки В.А. Сухомлинского.

Школа А. Тубельского.

Технология формирования гражданской

идентичности.

Технология развития критического мышления. Технология развития творческих способностей («Шесть "волшебных" задач»).

Методические рекомендации

Тема 1

Вопросы для коллективного обсуждения и дальнейшей самостоятельной работы.

Выскажите собственные суждения относительно следующих положений концепции модернизации российского образования:

- «возвращение» воспитания в школу;

- возрастосообразная школа;

- компетентностный подход в образовании;

- повышение качества образования.

Тема 2

Вопросы и задания для коллективного обсуждения и самостоятельной работы.

В чем, на ваш взгляд, слабость и ограниченность технократической парадигмы дидактики как теоретического основания для проектирования современных образовательных практик?

Изложите основные положения ассоциативно-рефлекторной, бихевиористической и суггестивной теорий обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тема 3

Вопросы и задания для коллективного обсуждения и самостоятельной работы.

Почему педагогическую цель называют системообразующий компонент педагогической деятельности?

В чем состоит проблема выбора педагогической цели? Как Вы понимаете следующее выражение: «Любая образовательная система обладает ограниченным потенциалом в достижении своих целей»?

Какую деятельность ученика В.В. Давыдов называл «вымороченной» деятельностью?

Раскройте содержание принципа «дидактического кольца».

Заполните таблицу:

Учебный предмет_

Тема_

Количество часов_

Характеристика класса ,

Тема 4

Вопросы и задания для коллективного обсуждения и самостоятельной работы.

Приведите примеры мировоззренческой и оценочной функции знаний в курсе геогра-

фии (биологии, экологии, иностранного языка).

Обоснуйте необходимость приоритетного формирования метапредметных умений в курсе биологии (географии, экологии и др.).

Составьте перечень важнейших метапред-метных умений, которые позволяют формировать содержание вашего учебного предмета.

Придумайте или подберите творческие задания по любой учебной теме в соответствии с предложенной классификацией творческих задач.

Обоснуйте условия формирования опыта эмоционально-ценностных отношений в процессе изучения учебного содержания по предмету.

Некоторые темы могут изучаться в режиме технологии «Педагогическая мастерская», и тогда технологический цикл может быть представлен следующим образом:

Зачёт по данному курсу проходит в форме защиты индивидуальных и групповых проектов:

Структурно-технологическая карта по теме (применительно к конкретному учебному предмету).

Педагогическая мастерская (применительно к конкретному учебному предмету).

Проблемно-модульный блок по теме.

Модульная программа по теме.

Разработка творческих заданий по заданной теме учебного курса.

Разработка образовательного веб-сайта.

Педагогический анализ художественных фильмов («Общество мёртвых поэтов», «Доживём до понедельника», «Ключ без права передачи», «Дорогая Елена Сергеевна» и др.).

По окончании курса «Автодидактика» проводится итоговая рефлексия. □

Литература

1. Левитес Д.Г. Педагогические технологии. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2016. 402 с.

2. Левитес Д.Г. Образование в поисках смысла. Издательский дом Palmarium Academic Publishing. 2016. 220 с.

3. Левитес Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. М., 2003.

4. Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.