Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 3 (3), с. 124-127
УДК 371.321
ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ К ВНЕДРЕНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
© 2011 г. С.Б. Федулина
Университет Российской академии образования, Нижегородский филиал
Поступила в редакцию 04.03.2011
Рассматривается система подготовки современного учителя к работе по обучению школьников исследовательским умениям и навыкам. Ведущими условиями активного включения учителей в данную деятельность должны стать: усиление мотивации к данному виду деятельности; ориентация на апробацию педагогических инноваций, в том числе разработанных самостоятельно.
Ключевые слова: исследовательский подход, исследовательские умения и навыки, учебно-воспитательный процесс, подготовка учителей.
В российском педагогическом сообществе все больше утверждается мнение о том, что традиционные средства, формы и методы обучения перестают удовлетворять потребности современного общества в подготовке высокоинтеллектуальных, социально адаптированных его членов. Это, в частности, связано с возрастающим потоком информации, которым человеку необходимо овладеть; он должен осуществлять в нем уверенную ориентировку, уметь отбирать и использовать полученные знания, умения и навыки [1].
В 2011 году в Ежегодном послании Президента РФ Федеральному собранию Д.А. Медведев отметил: «Главная задача современной школы - это раскрытие способности каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Эта же идея красной нитью проходят в Концепции модернизации Российского образования, образовательных стандартах нового поколения, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Выпускник современной школы должен обладать практико-ориенти-рованными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.
Качество обучения студентов в вузе связано с необходимостью адаптации к условиям учебной и будущей профессиональной деятельности. Будущие специалисты должны уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, быстро находить нужную информацию, логически мыслить, использовать новые научные знания в своей профессиональной деятельности, планировать, организовывать и вести
исследовательскую и инновационную деятельность. В новых экономических и социальнополитических условиях вопрос о быстрой адаптации студентов к новым условиям обучения встает достаточно остро.
Проблема социальной, социально-психологической, профессиональной адаптации молодежи получила освещение, в частности, в трудах Д.А. Андреевой [2]. Она считает, что под социально-психологической адаптацией надо понимать привыкание индивида к новым условиям среды с затратой определенных сил, влияние самого субъекта на среду, взаимное приспособление индивида и среды.
Социальная адаптация студентов в вузе делится на:
а) профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;
б) социально-психологическую адаптацию -приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения [3-5].
В 2009 году нами было проведено исследование адаптации студентов к обучению в вузе. Целью исследования было проведение анализа характера адаптации студентов, выявление ее специфических закономерностей для гуманитарных вузов, определение влияния на нее различных факторов. В исследовании принимало участие 134 студента очной формы обучения, обучающихся по гуманитарным специальностям в Нижегородском филиале Университета
Российской академии образования. Педагогический мониторинг оценки уровня адаптации первокурсников осуществлялся, в частности, по такому тематическому направлению, как подготовленность студентов к обучению в вузе в зависимости от того, какие педагогические инновации применялись в школе, которую они заканчивали. Было установлено, что лучше всего адаптировались к студенческой жизни студенты, при обучении которых в школе применялись элементы исследовательского подхода.
Исследовательский подход в обучении определяется как способ организации образовательного процесса, предполагающий активную самостоятельную деятельность учащихся по овладению исследовательскими умениями и навыками и приобретение на этой основе новых для них знаний [1].
Использование исследовательского подхода создаёт среду для расширения возможностей самообразования школьников, систематизации отдельных элементов знаний обучающихся, развития коммуникативных качеств, командного сотрудничества; дает возможность использовать различные источники знаний, учит вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение, обучает приемам публичного выступления, позволяет приобретать опыт литературной речи, активно использовать информационные технологии; создаёт условия для вариативности и дифференциации обучения, способствует более ранней профилизации, развивает исследовательские умения, творческий потенциал школьников [6].
При традиционном обучении школьников отсутствует целостный процесс формирования их готовности к обучению в вузе. Это подтверждает и наше исследование: по итогам сессии у них наблюдается снижением балла по сравнению с баллом по школьному аттестату в среднем на 15% (у студентов, обучавшихся в школе исследовательским навыкам и умениям, такого снижения не происходит).
Исследовательский, или поисковый, подход - одно из наиболее востребованных направлений в современной дидактике, так как этот подход реализует развивающий потенциал обучения, исходит из ценности самостоятельной поисковой деятельности учащихся, ставит дидактические цели высокого познавательного уровня, представляет педагога в качестве партнёра по учебному исследованию. Учебное исследование как технология обучения предназначено для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся и реали-
зует так называемый продуктивный подход в обучении [7].
Современный педагог должен не только уметь самостоятельно вести научный поиск, но и быть способным обучать этому своих учеников [8]. Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности школьников должно осуществляться учителем, прошедшим специальную подготовку, которая должна развивать исследовательские способности, помогать приобретать специальные знания, умения и навыки ведения научных исследований.
С целью стимулирования применения исследовательского похода в обучении Нижегородским филиалом Университета РАО проводятся конкурсы исследовательских работ школьников. В качестве примера кратко рассмотрим итоги Межрегионального конкурса научных и творческих работ учащихся средних образовательных учреждений, который проводился совместно с Нижегородским государственным академическим театром оперы и балета им. А.С. Пушкина. На конкурс были представлены работы различных жанров: исследования, сочинения, эссе, рисунки и т.д., приуроченные к юбилею фестиваля «Болдинская осень». Исследовательские работы представили 57 человек (39% от всех работ, присланных на конкурс). Следует отметить, что большинство участников (78%) являлись учениками школ из районов Нижегородской области. Только 20% всех работ, направленных на конкурс, отличались глубиной и серьезностью подхода, являлись научными исследованиями. Работы, присылаемые на конкурс, в подавляющем большинстве носят реферативный характер и не обладают объективной научной новизной.
Опыт организации конкурсов для школьников показывает, что в настоящее время в школах неоправданно мало внимания уделяется обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам. Ощущается потребность в подготовке учителей, способных осуществлять исследовательский педагогический поиск, обеспечивающий высокие учебно-воспитательные результаты.
В настоящее время недостаточно проработана система подготовки современного учителя к обучению школьников исследовательским умениям и навыкам. Ведущими условиями активного включения учителей в соответствующую деятельность должны стать: усиление мотивации к данному виду деятельности; ориентация на апробацию педагогических инноваций, в том числе и разработанных самостоятельно.
Анализ учебно-воспитательного процесса в школе позволяет сформулировать рекомендации по составу дидактических условий подготовки учителей к реализации исследовательского подхода:
- мотивационно-целевые: развитие мотивации и потребности учителей к обучению школьников исследовательским умениям и навыкам;
- структурно-содержательные: интеграция содержания педагогических, психологических, методических знаний; создание единого предметного пространства знаний через специальные курсы повышения квалификации учителей, включающие специальные разделы: «Методология научного познания», «Планирование и проведение различного вида исследований», «Организация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся», «Методика обучения школьников исследовательским умениям и навыкам», «Специфика системы мониторинга исследовательской деятельности учащихся»;
- процессуально-технологические: единство целей, содержания, методов, средств и форм овладения деятельностью, формирование различных видов деятельности учителя, а также организационные, педагогические, социальнопсихологические действия, реализуемые в процессе профессиональной деятельности учителя;
- контрольно-оценочные: критерии и показатели овладения деятельностью, направленной на обучение школьников исследовательским навыкам и умениям; рефлексивные отношения, ориентированные на самонаблюдение, самосознание собственной деятельности, постановку новой цели.
Дидактические условия связаны между собой, они образуют целостную систему проектирования и реализации процесса подготовки учителей к деятельности по обучению школьников исследовательским умениям и навыкам. Эффективность такой системы обеспечивается при целенаправленном формировании положительных мотивов и развитии профессионального интереса к осуществлению данного вида деятельности; выборе организационных форм и методов обучения, обеспечивающих взаимосвязь между мотивационными и практическими компонентами обучения: лекции (обзорные,
проблемные, с применением мультимедийных технологий), семинары, практические занятия, конференции, дискуссии, ситуативные задачи, проблемные задания с моделированием различных практических ситуаций, анализ конкретных ситуаций, разработка программ для анализа педагогических объектов и др.
Особенностями разработанной системы дидактических условий являются: способность реализовывать интегративное содержание педагогических и психологических дисциплин; педагогическая подготовка, основанная на совокупности общенаучных, психолого-педагоги-ческих, специальных и методических знаний, практических умений и навыков; создание оптимального психологического климата в процессе обучения. Это позволяет осуществить личностно-деятельностную ориентацию педагогического процесса, учитывающую логику формирования исследовательских навыков и умений учащихся.
Решение проблемы формирования готовности учителей использовать в своей педагогической деятельности исследовательский подход существенным образом позволит сместить акцент с обучения школьника на его учение: ученик становится полноценным субъектом учебно-познавательной деятельности, обладающей двумя важнейшими компонентами любой личностно-ориентированной технологии обучения: мотивацией и рефлексией.
Включенность в исследовательскую деятельность побуждает в учащихся стремление к углублению знаний; формирует аналитические, прогностические, коммуникативные умения, личностные качества. В свою очередь, это будет способствовать развитию и реализации творческих способностей, самостоятельности, инициативы в учебе, причем не только в школе, но и в вузе.
Список литературы
1. Середенко П.В. Формирование готовности будущих педагогов к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам. М.: МИГУ, 2007. 186 с.
2. Андреева Д.А. Проблема адаптации студента // В кн.: Молодежь и образование. М., 1972. С. 194-203.
3. Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1993. № 3. С. 165-170.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. А.А. Бодалева и др. М., 1980. 230 с.
5. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении: Монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 200 с.
6. Коленченко Е.М. Организация учебноисследовательской деятельности школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival. 1september.ru/articles/569355/ (дата обращения 27.03. 2011).
7. Левитес Д.Г. Автодидактика: Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. 320 с.
8. Середенко П.В. Обучение студентов в ходе ный ресурс]. -Режим доступа: http://www.abitu.ru/ педагогической практики развитию исследователь- researcher/methodics/rabota+s+detmi/a_3synq4. ских способностей младших школьников [Электрон- Мт! (дата обращения 27.03.2011).
THE PROBLEM OF TRAINING TEACHERS TO USE RESEARCH APPROACH IN THE EDUCATIONAL PROCESS
S.B. Fedulina
The article studies the methods and approaches to teachers’ training that would prepare the teachers to help develop research skills in their students. The main conditions of such training include a stronger motivation of teachers for this type of activity, and orientation on the testing of pedagogical innovations, including those developed independently.
Keywords: research approach, research skills, training and educational process, training of teachers.