АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ К ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Маслов М.Р.
Маслов Максим Романович - магистрант, кафедра педагогики, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград
Аннотация: в данной статье рассматривается многоаспектный анализ состояния проблемы подготовки будущих учителей математики к организации исследовательской деятельности школьников. Приведены работы, раскрывающие психологический и дидактический аспекты проблемы изучения исследовательской деятельности учащихся основной школы; по формированию исследовательских умений у школьников и студентов, изучению их структуры, классификаций и особенностей, в том числе в контексте математического образования. Более полно приведено описание исследовательских работ по формированию готовности будущих учителей к организации исследовательской деятельности школьников. Указаны причины недостаточной разработанности существующих методик формирования готовности будущих учителей к организации исследовательской деятельности школьников. Ключевые слова: анализ, подготовка, организация, исследовательская деятельность.
Парадигмальные изменения в образовании определяют приоритетные направления развития современной школы, в том числе направленность на формирование личности, которой свойственны высокое интеллектуальное развитие, активность, мобильность, критичность мышления, творчество, способность к самообучению и самореализации и пр. Как следствие, усиливается значимость исследовательской деятельности в школе. Подготовка
будущих учителей (бакалавров педагогического образования) к организации исследовательской деятельности школьников становится одним из востребованных и необходимых направлений их профессионального становления.
Анализ научно-исследовательской литературы показал, что проблеме изучения исследовательской деятельности учащихся основной школы посвящено целое многообразие работ различной направленности.
Психологический аспект рассматриваемой проблематики включает вопросы выявления структуры исследовательской деятельности и этапности её освоения, которым посвящены труды Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н.Леонтьева,
A.М. Матюшкина и др.
Широкий круг вопросов, связанных с изучением специфики, содержания и форм исследовательской деятельности, принципов её организации, методического обеспечения, рассматривается в работах Л.П. Аристовой,
B.С. Ильина, И.Я. Лернера, А.К. Маркова, М.И. Махмутова, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина и др. и составляет дидактический аспект проблемы развития исследовательских способностей.
Материалы по формированию исследовательских умений у школьников и студентов, изучению их структуры, классификаций и особенностей предложены в трудах В.И. Андреева, A.M. Новикова, А.В. Усовой, Л.Д. Шабашова и др.); у педагогов - в трудах Ю.К. Бабанского,
B.И. Загвязинского, В.В. Краевского, В.М. Полонского и др. В контексте математического образования отметим
работы В.А. Гусева, А.Н. Колмогорова, Ю.М. Колягина,
C.И. Шварцбурга и др. известных математиков и методистов о роли исследовательской деятельности в процессе обучения математике, а также работы Н.Д. Волковой, В.Ю. Гуревич, Т.Б. Раджабова и др. по вопросам активизации исследовательской деятельности в процессе обучения математике.
Большинство работ по методике посвящены самой исследовательской деятельности школьников, причем
старшеклассников. Однако, высокая исследовательская активность отмечается у учащихся 7 - 9 классов, что доказано в работах известных психологов Л.В. Выготского, Ж. Пиаже, И.П. Подласого, Л.Ф. Фридмана и др. Значительно меньше работ посвящено подготовке будущих учителей к организации исследовательской деятельности школьников.
На сегодняшний день повсеместно в школах проводятся конкурсы исследовательских работ по различным предметам. Исследовательская деятельность в школе носит чаще эпизодический характер и не реализует всего потенциала учебных дисциплин, в первую очередь, из-за недостаточной подготовленности учителей к организации и руководству данной деятельностью.
Различные аспекты проблемы формирования готовности будущих учителей к организации исследовательской деятельности школьников освещены в работах О.В. Берсеневой, И.В. Быстрениной, А.С. Бычковой, С.П. Середенко, Г.К. Чикуновой и др.
В работе О.В. Берсеневой [1, 97] приводится методика формирования готовности будущих учителей к организации исследовательской деятельности школьников в условиях бинарного обучения математике в вузе. Выделяются компоненты данной методики: целевой - разработан в соответствии со структурой готовности будущих учителей математики к организации исследовательской деятельности школьников; содержательный - состоит из инвариантной и вариативной частей, в содержание которых интегрированы как систематических курсы математики, так специально разработанные комплексы исследовательских задач: математических, квазипрофессиональных и учебно-профессиональных процессуальный - реализован через совокупность взаимообусловленных интерактивных методов, организационных форм и средств обучения; результативно-оценочный - также разработан в соответствии со структурой готовности будущих учителей математики к организации исследовательской деятельности школьников и направлен на выявление динамики уровня ее сформированности.
В работе И.В Быстрениной [2, 73] выделяется четыре компонента готовности будущих учителей к исследовательской деятельности в процессе изучения информатики и математики в вузе: мотивационный -предполагает формирование у будущих учителей математики положительного отношения к будущей профессиональной деятельности, в том числе к руководству исследовательской деятельностью учащихся, через осознание её значимости); когнитивный - представлен совокупностью предметных знаний, а также знаний методологии, проблем педагогического исследования и т.д.); деятелъностный -включает комплекс гностических, проектировочных, конструктивных, организационных и коммуникативных умений; рефлексивный - реализован через формирование способности к проведению анализа, самоанализа, самооценки исследовательской деятельности и т.д.). Автор выделяет множественные педагогические условия эффективности формирования готовности: интеграция содержания информатики и математики; использование исследовательских задач, связанных с педагогической деятельностью ходе профессиональной подготовки будущих учителей; реализация специально разработанного курса «Математические методы в педагогических исследованиях» в учебный процесс; мониторинг состояния готовности к исследовательской деятельности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки.
А.С. Бычкова [3, 100] приводит педагогические условия эффективного процесса профессиональной подготовки будущих учителей (в ходе изучения физики) к организации исследовательской деятельности учащихся. К ним относятся: выстраивание процесса формирования указанной готовности в соответствии с условиями непрерывности и последовательности; использование моделирования и проектирования как основных методов формирования готовности к организации исследования учащихся; формирование мотивации и знания методологии.
В работе С.П. Середенко [5, 185] указаны следующие педагогические условия подготовки будущих педагогов к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам: углубленное изучение методологии научного познания; специальная подготовка студентов к планированию и проведению собственных научных исследований; методическая подготовка будущих учителей к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам; разработка и внедрение в процесс профессиональной подготовки специальных курсов по заданной тематике («Теоретические основы исследовательских умений и навыков учащихся», «Методика обучения школьников исследовательским умениям и навыков») и комплекса диагностических мероприятий по выяснению уровня сформированности готовности будущих педагогов к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам. Особое внимание автор уделяет формированию эмоционально отношения студентов как к собственной исследовательской деятельности, так и к исследовательской деятельности школьников; говорит о развития собственной исследовательской культуры будущего педагога и об осознании важности исследовательской деятельности в становлении личности учащегося.
Проблемам подготовки учителей к исследовательской деятельности в процессе повышения квалификации посвящена работа Г.К. Чикуновой [6, 103]. К показателям сформированности исследовательской культуры учителя относятся: наличие положительной мотивации на исследовательскую деятельность; наличие теоретических и методологических знаний; сформированность умений осуществлять педагогическое исследование. Модель подготовки включает информационный, мотивационно-ценностный и практически-действенный компоненты. К педагогическим условиям эффективности подготовки учителя к исследовательской деятельности в процессе повышения квалификации относятся наличие диагностической базы, позволяющей выявить уровень готовности учителя к
исследовательской деятельности; обеспечение возможности выбора педагогом образовательной программы, адекватной уровню его профессионализма; использование в учебном процессе интерактивных методик, обеспечивающих субъектную позицию учителя; реализация принципа преемственности на всех этапах подготовки учителя к исследовательской деятельности.
Выше перечисленные работы в целом представляют довольно полное описание решения проблемы подготовки будущих учителей, в том числе математики, к организации исследовательской деятельности школьников. Однако, на наш взгляд, требуется дополнение и корректировка содержательного и процессуального компонентов разработанных методик. Поясним свою позицию.
Во-первых, исследовательские работы в рамках обозначенной проблемы, в основном, не учитывают возрастные особенности учащихся основной школы, нет градации по возрасту учащихся. Таким образом, следует выявить особенности подготовки будущих учителей к организации исследовательской деятельности школьников в 5-6,7-9, 10-11 классах и разработать адекватное содержание профессиональной подготовки будущих учителей, учитывающее все эти особенности.
Во-вторых, следует учитывать социальный запрос, хотя бы на региональном уровне. Подавляющее большинство исследовательских работ школьников Волгоградской области по математике носит реферативный характер, также для работ характерны отсутствие логики и хаотичность в построении исследования (нет четкого соответствия между поставленными задачами и описанием процесса и результата их решения); несоответствие заявленной темы и полученных результатов (зачастую тема намного шире результата), отсутствие грамотно выстроенного методологического аппарата (неточно указаны объект и предмет исследования; формулировки задач исследования сводятся к сбору и анализу информации, формулированию выводов; наблюдается путаница в методах исследования и пр.).
Очевидно, что это следствия недостаточной профессиональной подготовленности научных
руководителей данных работ - учителей математики.
Отметим, что на данный момент времени выпускная квалификационная работа является одной их самых масштабных и значимых исследовательских работ в период обучения в вузе, но подготовка к ней ведется во втором семестре пятого курса для бибакалавриата, а именно в период завершающего этапа написания «чернового варианта» данной работы.
Только по факту завершения теоретической (методологической) подготовки студента к
исследовательской деятельности можно приступать к формированию у него методических основ обучения школьников исследовательской деятельности. Для этого следует продумать содержание и спроецировать его на содержание изучаемых в вузе предметов математической направленности, если мы говорим о подготовке к организации исследовательской деятельности под руководством учителя математики. Таковым должен быть второй этап подготовки, за которым последует третий -собственно педагогическая практика, в рамках которой студенты смогут получить первичный опыт организации исследовательской деятельности. И, конечно, важен четвертый этап анализа и корректировки ошибок в деятельности студентов как руководителей
исследовательской работой школьников и как, собственно, самих исследователей.
Список литературы
1. Берсенева О.В. Формирование готовности будущих учителей математики к организации исследовательской деятельности школьников в условиях бинарного обучения математике в вузе: Дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2017. 234 с.
2. Быстренина И.Е. Формирование готовности будущих учителей к исследовательской деятельности в процессе изучения информатики и математики в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2011. 210 с.
3. Бычкова А.С. Профессиональная подготовка бакалавров и магистров к организации исследовательской деятельности учащихся основной школы: Дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2014. 178 с.
4. Проказова О.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в школе: дис. ... канд. пед. наук. Астрахань, 2010. 158 с.
5. Середенко П.В. Подготовка учителя - исследователя в вузе // Сибирский педагогический журнал, 2008. С. 181-189.
6. Чикунова Г.К. Подготовка учителя к исследовательской деятельности в процессе повышения квалификации: Дис. ... канд. пед. наук, 2003. 166 с.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМАТИКА СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПРИМЕРЕ САФУ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА Богатырева В.Н.
Богатырева Валерия Николаевна - студент, кафедра журналистики, рекламы и связей с общественностью, факультет журналистики, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск
Аннотация: в статье рассматривается вопрос об эффективности организации мер по развитию студенческого спорта в Северном Арктическом федеральном университете им. М.В. Ломоносова. Приводятся фактические и социологические данные. Ключевые слова: студенческий спорт, физическая культура, Архангельская область, САФУ.
194