Научная статья на тему 'Технологическая составляющая формирования готовности будущих учителей математики к организации исследовательской деятельности обучающихся'

Технологическая составляющая формирования готовности будущих учителей математики к организации исследовательской деятельности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ / ФОРМИРОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД / READINESS / RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS / FUTURE MATHEMATICS TEACHER / FORMATION / TECHNOLOGY / CONTEXTUAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берсенева Олеся Васильевна

Целью данной работы является изучение технологических аспектов подготовки будущих учителей математики к организации исследовательской деятельности обучающихся. Представлено авторское понимание категории «готовность будущих учителей математики к организации исследовательской деятельности обучающихся», ее структуры, компонентов модели формирования. Описаны теоретико-методологические основания и технологии формирования готовности будущих учителей математики к организации исследовательской деятельности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Берсенева Олеся Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGICAL COMPONENT OF THE FORMATION OF FUTURE MATHEMATICS TEACHERS''READINESS TO THE ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS

The purpose of this paper is to study the technological aspects of the training of future mathematics teachers to the organization of research activity of students. The article presents the author's understanding of the category of readiness of future mathematics teachers to the organization of research activity of students, as well as its structure and the components of the model of formation. Besides, the article describes the theoretical and methodological bases and technologies of the formation of future mathematics teachers' readiness to the organization of research activity of students.

Текст научной работы на тему «Технологическая составляющая формирования готовности будущих учителей математики к организации исследовательской деятельности обучающихся»

# ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. Теория и методика профессионального образования

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ К ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

THE TECHNOLOGICAL COMPONENT OF THE FORMATION OF FUTURE MATHEMATICS TEACHERS' READINESS TO THE ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS

О.В.Берсенева

Готовность, исследовательская деятельность обучающихся, будущий учитель математики, формирование, технология, контекстный подход. Целью данной работы является изучение технологических аспектов подготовки будущих учителей математики к организации исследовательской деятельности обучающихся. Представлено авторское понимание категории «готовность будущих учителей математики к организации исследовательской деятельности обучающихся», ее структуры, компонентов модели формирования. Описаны теоретико-методологические основания и технологии формирования готовности будущих учителей математики к организации исследовательской деятельности обучающихся.

дной из актуальных тенденций в системе высшего педагогического образования является подготовка студентов к организации процесса обучения на основе инновационных технологий обучения, активизирующих самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся посредством включения их в различные виды деятельности, в том числе и исследовательскую. Для значительного числа учителей математики подобное расширение видов профессиональной деятельности (организация исследовательской деятельности, обучение математике с использованием исследовательских методов обучения и т.п.) связано с трудностями, ввиду отсутствия или недостаточности необходимых знаний,

O.V. Berseneva

Readiness, research activity of students, future mathematics teacher, formation, technology, contextual approach.

The purpose of this paper is to study the technological aspects of the training of future mathematics teachers to the organization of research activity of students. The article presents the author's understanding of the category of readiness of future mathematics teachers to the organization of research activity of students, as well as its structure and the components of the model of formation. Besides, the article describes the theoretical and methodological bases and technologies of the formation of future mathematics teachers' readiness to the organization of research activity of students.

умений, опыта. В связи с этим целесообразно в процессе профессиональной подготовки будущих учителей математики усилить работу в направлении организации исследовательской деятельности обучающихся. Для того чтобы будущие учителя математики были способны качественно организовывать данный вид деятельности, необходимо формировать готовность к организации исследовательской деятельности обучающихся. Следовательно, необходимо признать, что формирование обозначенной готовности должно являться частью профессиональной подготовки.

Под готовностью будущих учителей математики к организации исследовательской деятельности обучающихся (ГОИД) будем понимать ин-

О

О.В. БЕРСЕНЕВА. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ К ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

тегративное личностно-деятелы-юстное образование, включающее в себе потребность, способность и профессиональные умения создания оптимальных условий для организации исследовательской деятельности обучающихся по математике посредством организации специального психолого-педагогического и методического сопровождения обучающегося, соответствующего его индивидуальным особенностям, возможностям и потребностям. Определение сущности ГОИД позволило выделить в ее структуре мотивационный, когнитивный, деятельностный, личностно-творческий и рефлексивный компоненты. Таким образом, рассматриваемая готовность представляет собой сложное интегративное новообразование студента, процесс формирование которого должен быть заранее спроектирован и научно обоснован. Для решения данной задачи необходимо создать модель формирования, концептуальной основой которой являются структура и содержание ГОИД. Авторская модель включает в себя целевой, теоретико-методологический, содержательный, технологический, результативно-оценочный компоненты. Реализация обозначенных компонентов модели происходит в условиях

использования информационно-образовательной среды вуза и в соответствии с этапами: подготовительный, ориентационный, процессуальный, коррекционно-оценочный и аналитический, которые взаимосвязаны и позволяют поступательно формировать ГОИД.

Методологической основой формирования ГОИД выступают системный, деятельностный, личностно ориентированный, заданный и контекстный подходы. Интеграция основных концептуальных положений данных подходов позволяет качественно трансформировать основные компоненты образовательного процесса, а применительно к процессу формирования рассматриваемой готовности требует определения основных дидактических принципов и условий ее формирования (рис.).

В соответствии с теоретико-методологичес-кими основаниями формирования ГОИД происходит наполнение всех остальных компонентов модели. Остановимся подробнее на технологическом. Данный компонент отражает специфику организации процесса формирования ГОИД и включает методы, средства и формы обучения, используемые для ее формирования.

< 03

и |

%

С ш

Методологические подходы:

системный, деятельностный, личностно ориентированный, заданный, контекстный

Дидактические принципы формирования: основные: непрерывности, сознательности и активности, индивидуализации и дифференциации обучения, научности, единства группового и индивидуального обучения; специфические: партнерства субъектов, элективности обучения, рефлексивности, сочетания традиционных и инновационных технологий обучения, комплексной оценки

Дидактические условия формирования:

интеграция учебной и исследовательской деятельности, использование информационно-образовательной среды вуза, включение профессионального контекста

О

ь g

§ W

m н о

О-, < *

СJ ^

ее е§

о °

* К 5 N

Рис. Теоретико-методологический

Рассматриваемая готовность имеет деятель-ностную природу, поэтому для нашего исследования особое значение имеет деятельностный подход. Согласно теории контекстного обучения A.B. Вербицкого, в процессе обучения необходимо обеспечить последовательную трансформацию видов деятельности обучаемых в соответствии с базовыми формами деятельности: учебная (академического типа), квазипрофессиональная, учебно-профессиональная. Наибольшую перспективность в этом направлении, на

компонент формирования ГОИД

наш взгляд, представляют интерактивные технологии обучения. Данные технологии ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем и друг с другом, но и другими субъектами образовательного процесса (например, работодателями, обучающимися образовательных учреждений и т.д.). В связи с этим ценность для процесса формирования ГОИД представляют неимитационные (проблемные семинары, круглый стол, дискуссии, кейс-метод, мозговая атака и т.д.) и имитационные интерак-

О Я

ä

о

t-i <с

W

В

«

S К

н

и

щ

Рн

# ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. Теория и методика обучения и воспитания

тивные методы обучения (деловые и ролевые игры, педагогические ситуации и т.д.). Они позволяют сделать учебные занятия исходной точкой включения студента в процесс формирования ГОИД, так как имеют ярко выраженный проблемный, диалогичный, мотивационный характер. Их суть сводится к разрешению предъявляемых студентам проблемных ситуаций, адекватных будущей профессиональной деятельности учителя математики, на основе различных стратегий: «идеал», «рамка» («пишем статью»), «двухя-дерный круглый стол», «зигзаг» и т.д.

Специфика ГОИД, а также особенность профильной подготовки будущего учителя математики в вузе предполагает решение достаточного числа задач. Задачный подход (Б. Блум, Б.Е. Бершад-ский, В.В. Гузеев и др.) создал предпосылки для проектирования и реализации деятельности субъектов процесса формирования ГОИД как системы последовательной постановки и решения различных задач, типология которых коррелирует с базовыми формами учебной деятельности A.B. Вербицкого. В нашем исследовании средством формирования ГОИД является комплекс разноуровневых компетентностно ориентированных задач (КОВ) [Шингарева, 2012], включающий учебно-предметные, квазипрофессиональные и учебно-профессиональные типы задач, имеющих исследовательский характер. Данные задачи позволяют придать процессу формирования рассматриваемой готовности личностно ориентированный, осмысленный характер. Решение КОВ предполагает систематическое проведение рефлексии, поэтому в нашем исследовании применялись авторские рефлексивные листы, а также рефлексивные методы обучения (фишбоун, RAFT, диамант и т.д.).

Для более эффективного формирования ГОИД мы предлагаем использовать смешанную форму обучения, когда не менее трети и не более двух третей дисциплины реализуется в сети. Данная форма позволяет сочетать традиционные формы обучения с электронными, например: веби-нары, online-консультации, совместная проектная работа в дистанционном режиме и т.д. В связи с этим задействуем возможности информационно-образовательной среды вуза, что позволяет управлять процессом формирования ГОИД, а также диагностировать его результаты. При организации смешанного обучения перспективно использовать

технологию «flipped classroom» («перевернутый класс») [Веледенская, Дорофева, 2014].

Ценность для процесса формирования представляет технология портфолио, которая выступает и методом фиксирования и накопления индиви-дуальных достижений студента, и методом комплексного аутентичного оценивания [Тумашева, Берсенева, 2015; Шкерина, Человеч-кова, 2015]. Ввиду этого оно позволяет сделать процесс формирования законченным и осмысленным. Опыт нашей работы подтверждает, что предлагаемые технологические аспекты обеспечивают формирование всех компонентов ГОИД. Это подтверждается результатами опытно-экспериментальной работы, осуществленной нами в рамках реального образовательного процесса в КГПУ им. В.П. Астафьева.

Библиографический список

1. Берсенева О.В. Модель формирования исследовательских компетенций студентов - будущих учителей математики // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. Вып. 4 (169). С. 65-69.

2. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Организация учебного процесса в вузе по технологии смешанного обучения // Электронный научный архив УрФУ. URL: http://elar.urfu.ru/ bitstream/10995/24760/l/notv-2014-042.pdf

3. Романов В.А. Теория и практика формирования готовности студента-бакалавра к реализации методологической позиции // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. URL: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=5299

4. Тумашева О.В., Берсенева О.В. Комплексное методическое портфолио как средство мониторинга методических компетенций будущих учителей математики // Науковедение: интернет-журнал. 2015. Т. 7, № 5. URL: http:// naukovedenie.ru/PDF/06PVN515.pdf

5. Шингарева M.B. Проектирование компетент-ностно-ориентированных задач по учебным дисциплинам вуза: автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 2012. 22 с.

6. Шкерина Л.В., Человечкова И.Ю. Портфолио как средство мониторинга профессиональных компетенций студента - будущего бакалавра-педагога // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015. № 2 (32). С. 107-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.