АРХИВ ARCHIVE
УДК 233.2 DOI: 10.18413/2408-932X-2023-9-3-0-10
тт , „ „ «Введение в деятельное богословие» архиепископа
Нифонтова О. И. _ /тт ч, г ч
__Евлампия (Пятницкого) (антропологические аспекты)_
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, ул. Победы, д. 85, г. Белгород, 308015, Россия; [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются антропологические аспекты рукописи «Введение в деятельное богословие» духовно-академического писателя первой половины XIX века архиепископа Евлампия (Пятницкого). Автор рукописи четко обозначает одну из целей дисциплины деятельного богословия, которая должна перевести человека от умозрительной теории к ее практическому применению в реальной жизни, к осознанию недостаточности собственных сил для восстановления своей поврежденной природы и обращению к Богу. При этом главной конечной целью деятельного богословия объявляется возведение человека к Богоподобию, для чего необходимо соединить в себе как внешнюю, так и внутреннюю духовную деятельность. В рукописи обосновывается мысль о важности практического применения теоретических знаний человека о собственной антропологии в реальной жизни.
Ключевые слова: восстановление; человеческая природа; деятельное богословие; Богоподобие; практическая антропология; духовно-академическая философия.
Для цитирования: Нифонтова О.И. «Введение в деятельное богословие» архиепископа Евлампия (Пятницкого) (антропологические аспекты) // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2023. Т. 9. № 3. С. 120-128. Б01: 10.18413/2408-932Х-2023 -9-3 -0-10
O. I. Nifontova
"Introduction to Active Theology" by Archbishop Evlampy (Pyatnitsky) (anthropological aspects)_
Belgorod State National Research University, 85 Pobedy St., Belgorod, 308015, Russia;
Annotation. The article examines the anthropological aspects of the manuscript "Introduction to Active theology" by the spiritual and academic writer of the first half of the 19th century, Archbishop Evlampy (Pyatnitsky). The author clearly identifies one of the goals of the discipline of active theology, which should transfer a person from a speculative theory to its practical application in real life, to the realization of the insufficiency of their own strength to restore their damaged nature and appeal to God. At the same time, the main ultimate goal of active theology is the elevation of man to the
likeness of God, for which it is necessary to combine both external and internal spiritual activity. The idea of the importance of practical application of theoretical knowledge of a person about his/hers own anthropology in real life is stated.
Keywords: restoration; human nature; active theology; Godlike; practical anthropology; spiritual and academic philosophy
For citation: Nifontova O. I. (2023), "Introduction to Active Theology" by Archbishop Evlampy (Pyatnitsky) (anthropological aspects), Research Result. Social Studies and Humanities, 9 (3), 120-128, DOI: 10.18413/2408-932X-2023-9-3-0-10
В письменном наследии отечественной духовно-академической философии первой половины XIX века имеется значительный пласт мало- и совершенно не исследованных рукописных текстов, большая часть которых свидетельствует о внимании к антропологии, характерном для русской философско-богословской мысли духовных академий. К их числу относится труд архиепископа Евлампия (Пятницкого) (1794-1862) «Введение в деятельное богословие», которая совсем недавно была переведена из рукописного в печатный вид и стала доступна для широкого круга читателей на сайте azbyka.ru (azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatnickij /); впрочем, исследования таким образом обнародованного текста еще только предстоят, в связи с чем я буду ссылаться на первоисточник, то есть не на опубликованный печатный текст, а на саму рукопись «Введение в деятельное богословие» (Пятницкий, 1830-е г.: 1-189).
В современных философско-бого-словских и исторических исследованиях труды архиепископа Евлампия - почти полностью неизведанная территория. Отсутствуют исследования, анализирующие труды архиепископа Евлампия; довольно скудна и литература, касающаяся личности, жизни и деятельности архиепископа. Среди существующих упоминаний об архиепископе Евлампии преобладают биографические сведения (Богданова, 2008: 154-156), (Евлампий, архиепископ..., 1869:13), (Ше-стаков, 1899: 180-186). Сохранившиеся краткие воспоминания об архиепископе
Евлампии обнаруживают некоторые противоречия в его характере и способностях. Он был выпускником Московской духовной академии, дававшей в те годы своим воспитанникам высокий уровень разностороннего образования; в 1831 году получил назначение на должность ректора Вифан-ской семинарии. Нет сомнений в его высокой образованности. Еще на втором курсе Московской Духовной Академии им был сделан перевод слова свт. Василия Великого на праздник Крещения, который был одобрен и напечатан в журнале «Христианское чтение», а в 1820 году будущий архиепископ получил степень магистра богословия и оставлен в академии бакалавром по греческому языку (Православная энциклопедия, 2023). Однако студенты считали архиепископа Евлампия плохим преподавателем и не любили его лекций. Вместе с тем многим студентам нравилась благочестивая жизнь его до такой степени, что они становились его последователями. 10 из 35 студентов его выпуска приняли монашество
(azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatni ckij /). Известен также случай тушения пожара в Духосошествиевской Златоустовской церкви Екатеринбурга, во время которого архиепископ Евлампий проявил высокую самоотверженность: отслужив молебен около горящей церкви, он сам первый с крестом и кропилом залез по лестнице на горящую колокольню, несмотря на опасность и просьбы остановиться, и стал кропить горящее освященной водой. Не имея, возможно, преподавательского дара, даром ученого и проповедника он обладал несомненно. Об
этом говорят его признанные уже на втором курсе МДА переводы, сохранившиеся проповеди и рукопись «Введение в деятельное богословие», а также взаимодействие со свт. Филаретом (Дроздовым), который собирал вокруг себя ученое монашество и привлекал к написанию отечественных лекционных курсов на русском языке по преподаваемым дисциплинам. Известно, что свт. Филарет (Дроздов) возглавил епископскую хиротонию архиепископа Евлампия в 1833 году, после чего между ними завязалась переписка (Православная энциклопедия, 2023). Благодаря усилиям святителя Филарета по вовлечению духовно-академических преподавателей в написание лекций по своим дисциплинам, в первой половине XIX века в России появляются лекционные курсы, среди которых в отдельный блок можно выделить курсы антропологической направленности, рассматривающие природу человека в первозданном состоянии, в состоянии повреждения, и намечающие пути ее восстановления из поврежденного состояния (Лютько, 2022: 131-154). Большинство таких курсов дошли до нас в рукописном виде, в том числе и рукопись архиепископа Евлампия.
Из числа духовно-академических писателей первой половины XIX века учение о восстановлении поврежденной природы человека формулировали в своих рукописных трудах митрополит Григорий (Постников) (Богословие догматическое..., первая четверть XIX в.: 1-104); святитель Филарет (Московский) (Филарет, 2004: 1-831; Филарет, 1835: 1-877) и его ученики архиепископ Кирилл (Богословский-Платонов) (Богословие созерцательное., XIX в.: 1-72; Богословие созерцательное., XIX в.: 1-65; Богословие созерцательное., XIX в.: 1110) и архимандрит Евтихиан (Лестев) (Богословие догматическое., 1830-е г.: 1-192; Богословие догматическое., 1830-е г.: 1165; Богословие догматическое., 1830-е г.: 1 -276). Не располагая систематическими исследованиями, в которых обстоятельно был бы изучен и прокомментирован весь корпус этих вновь открываемых текстов,
мы можем обратиться к исследованиям, которые посвящены общим аспектам становления духовно-академической философии XIX века и роли святителя Филарета (Дроздова) в этом процессе (Сухова, 2006: 46-71; 2010: 43-91; 2011: 140-162, 231-244; 2012: 31-54; 2013: 135-169; 2017: 122-140; Лютько, 2022: 131-154; Козлов, 2008: 40-58; Хондзинский, 2010: 115-120). Это вполне содействует первичному пониманию рукописи архиепископа Евлампия, ее антропологической составляющей.
«Введение в деятельное богословие» архиепископа Евлампия (Пятницкого) задает практическую цель своего изучения, которая состоит в необходимости сподвиг-нуть человека переменить свою чувственную жизнь на духовную, то есть теоретические знания необходимо должны перейти в практическое применение. Итоговой целью изучения деятельного богословия является возведение человека к Богоподобию (Пятницкий, 1830-е г.: 10). Для этого существует два пути: путь внешних трудов и путь внутреннего очищения (Пятницкий, 1830-е г.: 11), богословие подвижническое и таинственное. Подвижническое представляет собой путь внешних аскетических подвигов, а таинственное - внутреннюю деятельность души: «Таинственное Богословие по изложению учителей таинственности есть Божественная премудрость или высший, духовный образ деятельности, когда душа при совершенном молчании чувств, при внутренней полноте и самопогружении непрестанно созерцает Божественные доброты и безусловную преданность воле Божией, вполне разверзается Божественному действию, и всеми своими мыслями и желаниями, всеми силами и действиями приходит в неразрывное сопряжение любви, или во един дух с Господом» (Пятницкий, 1830-е г.: 11). Но полнота христианского совершенства, по мысли архиепископа Евлампия, может быть достигнута при соединении внешнего и внутреннего делания воедино.
Рассуждая об ограниченности человеческих способностей в деле восстановления своей поврежденной природы, архиепископ Евлампий подчеркивает необходимость показать человеку через деятельное богословие его собственную немощь и невозможность исправить естественными средствами это повреждение. Осознание слабости, в свою очередь, должно привести человека к так называемому вышеестественному пути: «Но чтобы и познавших растление своего естества он почел возможным исправление оного собственными силами, или силами содействием других: то с одной стороны должно показать ему невозможность исправления естественными средствами нравственного повреждения, с другой показать высшеестественный и благодатный путь, которым Божественная сила преобразует из греховного состояния в состояние благодатного обновления» (Пятницкий, 1830-е г.: 13).
Для того, чтобы через изучение деятельного богословия человек осознал свое поврежденное состояние, а также необходимость Божественной помощи для своего восстановления, архиепископ Евлампий считает необходимым последовательно рассмотреть в дисциплине деятельного богословия следующие семь вопросов:
1. о природе человека благодатию не-возрожденного,
2. о различных нравственных состояниях вне царства благодати,
3. о духовном бессилии человека бла-годатию не возрожденного,
4. о переходе человека из состояния естественного в состояние благодатное,
5. о возрастах жизни духовной,
6. о последствиях к преуспеянию в духовной жизни,
7. о духовном порядке человека благодатью возрожденного (Пятницкий, 1830-е г.: 13-14).
С точки зрения архиепископа Евлам-пия, обозначенный выше порядок раскрытия антропологического учения может способствовать выполнению всех главных це-
лей деятельного богословия. Делая попытку сформулировать определение естественного состояния человека и определение человеческой немощи, он пишет, что «под именем естественного состояния в священном Писании вообще разумеется то внутреннее греховное растление человеческой природы, которое отпадших прародителей естественным рождением на всех и каждого распространяется, и во всех и в каждом с такой силой действует, что человек сам в себе, или в обыкновенном естественном состоянии его весьма слабое имеет расположение к добру, напротив, во всех силах и способностях с услаждением стремится ко злу и при всех усилиях сам по себе не способен к истинному духовному и Богоподобному добру. Поелику же естественное растление имеет основание свое в самом существе человека и проникая во внутренние силы и способности, необходимо переходит и на все внешние поступки и действия, на все возрасты и состояния жизни человеческой: отселе безразлично как самый человек, поелику действует по началам растленного естества, так и все силы и способности его, все навыки и склонности, все поступки и действия по отношению к духовной деятельности во Священном Писании называются естеством и соестественным в противоположность благодати и благодатному» (Пятницкий, 1830-е г.: 14). Есть и второе определение, более краткое: «Недостаток собственных духовных сил в человеке для исправления нравственного повреждения его называется духовным бессилием или немощью» (Пятниц-кий, 1830-е г.: 15).
В силу собственного растления человек, по архиепископу Евлампию, не способен к добру и при беспристрастном рассмотрении себя понимает свою наклонность ко злу и неспособность самостоятельно его исправить. Он не может уничтожить уже соделанного зла. Архиепископ Евлампий рассматривает инфернальную природу зла, которое способно отделиться от совершившего его человека и жить своей
отдельной жизнью: «Но как скоро зло сделано: то оно уже вышло из пределов власти соделавшего, и существует независимо от него - существует как само в себе, так и в гибельных следствиях, которые в нем, как семена заключаются: ни тою, ни сих человек уничтожить не может» (Пятницкий, 1830-е г.: 16). Невозможно для человека компенсировать не сделанное добро: «Возвратить опущенное добро столько же невозможно для человека, как и уничтожить соделанное зло» (Пятницкий, 1830-е г.: 16).
Архиепископ Евлампий своеобразно обосновывает невозможность для человека исправить самому в себе растление. Делая некоторые предположения о возможном месте нахождении зла в природе человека, он полагает, что зло может находиться либо в высших и низших силах, либо в свободе человека. Развивая учение о высших и низших силах в человеке, он замечает: «если зло скрывается в природе, и человек, как в низших, так и в высших силах остается одинаково немощным, то есть слабым к добру и преклонным ко злу, то он должен исправлять в себе немощь и растление немощными и растленными силами, долженствуя же исправлять немощь и повреждение целой природы, силами свободы, поврежденной от природы, он должен наперед раскрыть и образовать в себе высшие силы для управления низшими силами. Но, доколе будет образовывать высшие силы, зло в низших силах должно возрастать увеличиваться, между тем высшие силы сами будут проникнуты злом, при всем возможном образовании и усовершении их не могут не оставаться преклонными ко злу. И следовательно, в известной только мере и степени могут быть исправлены от зла» (Пятницкий, 1830-е г.: 18-19). Здесь архиепископ Евлампий представляет совершенно невозможным для человека полностью исправить в себе зло с помощью работы над своими высшими силами.
Рассматривая вопрос о том, насколько возможно полагать человеческую свободу источником зла, архиепископ приходит к
выводу о том, что зло в человеке обнаруживается еще во младенчестве, до раскрытия свободы: «Если же зло скрывается в свободе и природа, сама по себе ни добрая, ни злая, развращается от злоупотребления свободы: то сие злоупотребление свободы должно быть или случайное и частное, или всеобщее и необходимое. Если злоупотребление свободы случайно и зависит или от недостатка воспитания, или от вредного влияния примеров, предрассудков и обычаев: то почему в целом человеческом роде не находим ни одного человека, который бы не причастен был никакому повреждению. Если же злоупотребление свободы и есть всеобщее и неизбежно между человеками, то оно необходимо зависит от свойства самой свободы - слабой и поврежденной от природы. В чем непререкаемо удостоверяет опыт, по которому вековыми наблюдениями над человеческой природой дознано, что зло в человеке до раскрытия свободы, еще в самом младенчестве, обнаруживается во многоразличных видах, как-то: в гневе, досаде, негодовании и подобных действиях, показывающих внутреннее растление природы» (Пятницкий, 1830-е г.: 19-20). Все вышеприведенные рассуждения сводятся к тому, что природа человека повреждена в самом основании: «Когда же несомненно, что природа повреждена в самом основании: то посредством свободы, как поврежденной силы природы, человек сам собой никоим образом не может исправить повреждения всей своей природы» (Пятницкий, 1830-е г.: 20).
Также в поле зрения архиепископа находится проблема соотношения добра и зла в человеке. Его занимает вопрос, в равной ли мере в человеке находятся добро и зло или одно превышает другое. По этому поводу рассуждения архиепископа Евлам-пия сводятся к следующему: «Если в человеке меньше добра, то меньшая естественная сила не может преодолеть большей. Если в одинаковой мере добро со злом: то, при равной силе сопротивления, они будут только одно другое останавливать и ослаб-
лять, но решительно одно другое преодолеть не возмогут. Если же в человеке больше добра, нежели зла; то посему меньшая сила зла есть сила той же природы, она другою превосходнейшею силою естественною, хотя может быть на время преодолена и ослаблена, но никогда не может быть искоренена и исторгнута» (Пятницкий, 1830-е г.: 20). Добро, по мысли архиепископа, не может окончательно победить зло в природе человека. Подобные рассуждения служат цели привести человека к осознанию своего бессилия в деле преодоления зла своей природы.
Бог совершает спасение человека через особое действие благодати: «Действие, которым Триипостасный Бог производит духовную перемену. в естественном человеке вообще называется благодатью» (Пятницкий, 1830-е г.: 27). Характеризуя благодать, он пишет, что «будучи же рассматриваема в самом приложении средств спасения и деятельной жизни, и в самом усвоении духовных благодеяний, приобретенных Иисусом Христом, благодать означает особенное действие силы Божией, коим совершается обращение человека из греховного состояния, порождается в нем новая жизнь Гал. 11.20 даруются духовные силы Гал. 3.5. и всякий духовный успех и совершенство 1Кор. 15.10, почему благодать и называется иначе силою Божиею Еф. 1.19. 3.16. 20 и действием силы христовой Кол. 1.29» (Пятницкий, 1830-е г.: 28). Затем, определяя обращение, архиепископ Евлам-пий подчеркивает важный момент перехода человека с помощью благодати от ветхого к человеку новому: «Посему обращение в общем порядке благодатных средств рассматриваемое, есть такая сверхъестественная перемена, в которой действием Божественной благодати чрез постепенное просвещение ума и очищение сердца преодолевается в человеке греховное противление: исторгается каменное сердце от плоти его и дается сердце плотяно Иез. 11.19. 36.23, и человек в порядке благодатных средств последуя Божественному призыванию чрез постепенное исправление греховной
жизни, преобразуется по духовному состоянию в нового благодатного человека Кол. 3.10» (Пятницкий, 1830-е г.: 31-32). Благодать Божия различными действиями будит человека от зла, после этого начинается в человеке его внутреннее обращение: «Когда Божия благодать различными предуго-товительными действиями, как бы толканиями и влечениями, возбудит человека от греховного сна, снимет покрывало с сердца его, 2 Кор. 3. 14.15. наведет его на путь, которого не видел; Иса. 42.16 и он услышит и прозрит: 18. Тогда уже начинает собственно внутреннее обращение» (Пятницкий, 1830-е г.: 38). Внутреннее обращение осуществляется, прежде всего, через просвещение ума. Далее человек начинает осознавать свое растление. Для исцеления начинает обращаться к благодатным средствам: молитве, посту, трудам и прочим благочестивым упражнениям (Пятницкий, 1830-е г.: 50). Таким способом и достигается цель науки деятельного богословия.
В целом, характеризуя антропологическую семантику рукописи архиепископа Евлампия «Введение в деятельное богословие», можно заметить следующее.
1. Главной целью изучения дисциплины деятельного богословия является возведение человека к Богоподобию. Это вполне практическая цель, поэтому вся теоретические знания по деятельному богословию непременно должны воплотиться в реальной практической жизни человека и выразиться в перемене чувственной жизни на духовную.
2. Через изучение деятельного богословия человеку необходимо показать его неспособность самостоятельно естественными восстановить свою поврежденную природу.
3. Зло в человеке неуправляемо, способно отделиться от него самого и жить своей отдельной жизнью, оно обнаруживается в человеке во младенчестве, еще до раскрытия в нем свободы; добро в природе человека не может окончательно победить в нем зло.
4. Сам Бог совершает спасение человека через особое действие благодати, совершая в нем духовную перемену, обращение, просвещение ума и очищение сердца. Далее человек начинает осознавать свое растление. Для исцеления начинает обращаться к благодатным средствам: молитве, посту, трудам и прочим благочестивым упражнениям.
Таков путь постепенной перемены человека чувственного на духовного, который предлагает архиепископ Евлампий (Пятницкий). В плане изложения он стремится формулировать с строгой последовательностью базовые христианские понятия, академически проясняет цель дисциплины. Содержание рукописи вполне выдержано в традициях восточного христианства: говорится о повреждении человеческой природы и пути к исцелению простым доступным языком; отсутствует юридическая терминология, характерная для западного христианства. Все рассуждения деятельного богословия направлены на то, чтобы помочь человеку осознать невозможность самому исправить свое состояние и обратиться за помощью к Богу. Это вполне христианский взгляд на проблему человека -открытый вопрос, решение которого, судя по всему, намечается в перспективе современного ему православного антропологического движения.
Источники
Богословие догматическое. Первая четверть XIX в. отделение 2 [рукопись]. 104 [из них 3 чистых] л. OR Ф.304.2 №160.
Богословие догматическое. Человекосло-вие. Книга I [рукопись]. [Б.м.], 1830-е гг.192. Штампы отдела рукописей. OR Ф.173.4 № 120.
Богословие догматическое. Человекосло-вие. Книга II [рукопись]. [Б.м.], 1830-е гг. 165. OR Ф.173.4 № 121.
Богословие догматическое. Человекосло-вие. Книга III [рукопись]. [Б.м.], 1830-е гг. 267. OR Ф.173.4 № 122.
Богословие созерцательное: 2 [рукопись]. XIX в.: курс лекций Кирилла (Богословского-Платонова), читанных им в Московской духовной академии. 72 [II] л. OR Ф.304.2 №156.
Богословие созерцательное: 3 [рукопись]. XIX в.: курс лекций Кирилла (Богословского-Платонова), читанных им в Московской духовной академии. 65 [III] л. OR Ф.304.2 №157.
Богословие созерцательное: 4 [рукопись]. XIX в.: курс лекций Кирилла (Богословского-Платонова), читанных им в Московской духовной академии. 110 [II] л. OR Ф.304.2 №158.
Пятницикий, Евлампий. Введение в деятельное богословие [рукопись:]: лекции по курсу деятельного богословия, читанные Евлампием Пятницким в Московской Духовной академии. [Б.м.], 1830-е годы. I + 189 [из них 3 чистых] л.; OR Ф.173.2 № 43.
Литература
Богданова, Т.А., Даен, М.Е. Евлампий // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. XVII: «Евангелическая церковь чешских братьев -Египет». С.154-156.
Евлампий, архиепископ Тобольский и Сибирский, 1852-1856 гг. / Николай Абрамов. [СПб.]: Тип. духов. журн. «Странник», Ценз. 1869. 13 с.
Козлов, М., протоиер. Святитель Филарет и московские духовные школы // Филаре-товский альманах. 2008. Вып. 4. С. 40-58.
Лютько, Е., диак. Митрополит Филарет (Дроздов) и развитие исторической науки в Московской духовной академии // Филаретов-ский альманах. 2022. Вып. 18. С. 131-154.
Сухова, Н.Ю. «Воспитание юношества, Церкви посвященного»: духовно-учебная реформа 1808-1814 гг. и святитель Филарет // Фи-ларетовский альманах. 2011. Вып. 7. С. 140-162.
Сухова, Н.Ю. «Духовная ученость» в России в первой половине XIX в. // Филаретов-ский альманах. 2012. Вып. 8. С. 31-54.
Сухова, Н.Ю. «Историко-богословская революция» в высшей духовной школе России // Филаретовский альманах. 2013. Вып. 9. С. 135-169.
Сухова, Н.Ю. Записки святителей Иннокентия (Борисова) и Филарета (Дроздова) о духовных школах // Филаретовский альманах. 2010. Вып. 6. С. 43-91.
Сухова, Н.Ю. Концепция богословского образования святителей Филарета (Дроздова) и Иннокентия (Борисова) // Филаретовский альманах. 2011. Вып. 7. С. 231-244.
Сухова, Н.Ю. Святитель Филарет и духовно-учебные реформы 1860-х гг.: загадка непонимания // Филаретовский альманах. 2017. Вып. 13. С. 122-140.
Сухова, Н.Ю. Участие святителя Филарета (Дроздова) в развитии академического богословия XIX века // Филаретовский альманах. 2006. Вып. 2. С. 46-71.
Филарет (Дроздов), митр. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие / Издано по определению Комиссии духовных училищ: Издание третье. [Ч. 1-3]. СПб., 1835. 877 с.
Филарет (Дроздов), свт. Толкование на книгу Бытия. М.: Лепта-Пресс, 2004. 831 с.
Хондзинский, П.В. Разрешение экклеси-ологических проблем русского богословия XVIII - начала XIX в. в трудах святителя Филарета, митрополита Московского // Филаретов-ский альманах. 2010. Вып. 6. С. 115-120.
Шестаков Иаков, свящ. Краткий исторический очерк столетия Пермской епархии: (1799 - 16 октября - 1899). Пермь: Типография А. П. Каменского, 1899. 204 с.
Sources
Bogoslovie dogmaticheskoe. [Dogmatic theology]. The first quarter of the 19th century. department 2 [manuscript]. 104 [of which 3 are pure] L. OR F.304.2 No. 160. (in Russ.).
Bogoslovie dogmaticheskoe. Chelove-koslovie. Kniga I [Dogmatic theology. Hu-manology. Book I [manuscript]]. [B.M.], 1830s. 192 P. Stamps of the department of manuscripts. OR F. 173.4 № 120 (in Russ.).
Bogoslovie dogmaticheskoe. Chelove-koslovie. Kniga II [Dogmatic theology. Hu-manology. Book I [manuscript]]. [B.M.], 1830s. 165 P. Stamps of the department of manuscripts. OR F. 173.4 № 121 (in Russ.).
Bogoslovie dogmaticheskoe. Chelove-koslovie. Kniga III [Dogmatic theology. Hu-manology. Book I [manuscript]]. [B.M.], 1830s. 267 P. Stamps of the department of manuscripts. OR F. 173.4 No. 120 (in Russ.).
Bogoslovie sozertsatelnoe: 2 [rukopis]. XIXv.: kurs lektsiy Kirilla (Bogoslovskogo-Pla-tonova), chitannykh im v Moskovskoy dukhovnoy akademii. [Contemplative Theology: 2 [manuscript]. 19th century: a course of lectures by Kirill (Bogoslovsky-Platonov), read by him at the Moscow Theological Academy]. 72 [II] L. OR F.304.2 No. 156 (in Russ.).
Bogoslovie sozertsatelnoe: 3 [rukopis s]. XIX v.: kurs lektsiy Kirilla (Bogoslovskogo-Platonova), chitannykh im v Moskovskoy dukhovnoy akademii. [Contemplative Theology: 3 [manuscript]. 19th century: a course of lectures by Kirill (Bogoslovsky-Platonov), read by him at the Moscow Theological Academy]. 65 [III] L. OR F.304.2 No. 157 (in Russ.).
Bogoslovie sozertsatelnoe: 4 [rukopis']. XIX v.: kurs lektsiy Kirilla (Bogoslovskogo-Pla-tonova), chitannykh im v Moskovskoy dukhovnoy akademii. [Contemplative Theology: 4 [manuscript]. 19th century: a course of lectures by Kirill (Bogoslovsky-Platonov), read by him at the Moscow Theological Academy]. 110 [II] L. OR F.304.2 No.158 (in Russ.).
Pyatnitsikiy, Evlampiy. Vvedenie v deyatelnoe bogoslovie [rukopis \]: lektsii po kursu deyatelnogo bogosloviya, chitannye Evlampiem Pyatnitskim v Moskovskoy dukhovnoy akademii. [Pyatnitsky, Evlampy. Introduction to Active Theology [manuscript:]: lectures on the course of active theology, delivered by Evlampy Pyatnitsky at the Moscow Theological Academy]. [B.M.], 1830s. I + 189 [of which 3 are pure] L.; OR F.173.2 № 43 (in Russ.).
References
Bogdanova, T. A., Daen, M. E (2008), "Evlampiy" [Evlampy], Pravoslavnaya entsiklope-diya, XVII, Moscow, 154-156 (in Russ.).
Evlampiy, arkhiepiskop Tobolskiy i Sibir-skiy, 1852-1856 gg [Evlampy, Archbishop of Tobolsk and Siberia, 1852-1856] (1869), Nikolay Abramov (ed.), Tip. dukhov. zhum. «Strannik», [SPb.] (in Russ.).
Filaret (Drozdov), svt. (2004), Tolkovanie na knigu Bytiya [Interpretation on the Book of Genesis], Lepta-Press, Moscow, Russia (in Russ.).
Filaret (Drozdov), mitr. (1835), Zapiski, rukovodstvuyushchie k osnovatelnomu razumeniyu Knigi Bytiya, zaklyuchayushhie v sebe i perevod sei knigi na russkoe narechie [Notes guiding to a thorough understanding of the Book of Genesis, which also include the translation of this book into the Russian dialect], Published by definition of the Commission of Theological Schools: Third edition. [Part 1-3]. St. Petersburg, Russia (in Russ.).
Khondzinskiy, P. V. (2010), "The solution of ecclesiological problems of Russian theology of the 18th - early 19th century in the works of St. Filaret, Metropolitan of Moscow", Filaretov-skiy almanakh, 6, 115-120 (in Russ.).
Kozlov, M., archpriest. (2008), "St. Filaret and Moscow Theological Schools", Filaretovskiy almanakh, 4, 40-58 (in Russ.).
Lyutko, E. (2022), "St. Filaret (Drozdov), Metropolitan of Moscow, and the Development of Historical Scholarship at the Moscow Teological Academy", Filaretovskiy almanakh, 18, 131-154 (in Russ.).
Shestakov Iakov, holy. (1899), Kratkiy is-toricheskiy ocherk stoletiya Permskoy eparkhii: (1799 - 16 oktyabrya - 1899) [A brief historical sketch of the centenary of the Perm Diocese: (1799 - October 16 - 1899)], Tipografiya A. P. Ka-menskogo, Perm, Russia (in Russ.).
Sukhova, N. Yu. (2011) "Education of youth dedicated to the Church": the spiritual and educational reform of 1808-1814 and St. Filaret", Filaretovskiy almanakh, 7, 140-162 (in Russ.).
Sukhova, N. Yu. (2012), "Spiritual scholarship" in Russia in the first half of the 19th century" Filaretovskiy almanakh, 8, 31-54 (in Russ.).
Sukhova, N. Yu. (2013), ""The historico-theological revolution" in the Supreme ecclesiastical school of Russia", Filaretovskiy almanakh, 9, 135-169 (in Russ.).
Sukhova, N. Yu. (2010), "Notes of Saints Innokenty (Borisov) and Filaret (Drozdov) on theological schools", Filaretovskiy almanakh, 6, 43-91 (in Russ.).
Suhkova, N. Yu. (2011), "The concept of theological education of Saints Filaret (Drozdov) and Innokenty (Borisov)", Filaretovskiy almanakh, 7, 231-244 (in Russ.).
Sukhova, N. Yu. (2017), "Saint Filaret and the theological-educational reforms of the 1860s: enigma of misunderstanding", Filaretovskiy almanakh, 13, 122-140 (in Russ.).
Sukhova, N. Yu. (2006), "Participation of St. Filaret (Drozdov) in the development of academic theology of the 19th century", Filaretovskiy almanakh, 2, 46-71 (in Russ.).
Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для деклараций.
Conflict of Interests: the author has no conflict of interests to declare.
ОБ АВТОРЕ:
Нифонтова Ольга Ивановна, старший преподаватель кафедры философии и теологии, Институт общественных наук и массовых коммуникаций, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, ул. Победы, д. 85, г. Белгород, 308015, Россия; nifontova. olya2013@yandex. ru
ABOUT THE AUTHORS:
Olga I. Nifontova, Senior Lecturer, Department of Philosophy and Theology, Institute of Social Sciences and Mass Communications, Belgorod State National Research University, 85 Pobedy St., 308015, Belgorod, Russia;