Научная статья на тему 'ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ ПЕНЗЕНСКОГО'

ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ ПЕНЗЕНСКОГО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
58
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ / ПРАКТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ / ПРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО / ДУХОВНАЯ УЧЕНОСТЬ / СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ (СМИРНОВ) / PASTORAL THEOLOGY / PRACTICAL THEOLOGY / PARISH CLERGY / SPIRITUAL SCHOLARSHIP / SAINT INNOCENT (SMIRNOV)

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Черный Алексей

Свт. Иннокентий (Смирнов) Пензенский (1784-1819) занимает особое место среди современников свт. Филарета Московского, с которым его объединяли не только дружба и благочестие, но и многие совместные труды на благо Русской Церкви. За короткий срок своей жизни он создал несколько крупных сочинений, каждое из которых можно назвать лучшим для российской богословской науки того времени, оставил обширное эпистолярное наследие и прославился как проповедник. Кроме этих «теоретических» аспектов церковного служения он имел также непродолжительный опыт управления пензенской епархией, то есть опыт решения практических вопросов, в том числе вопросов, связанных с приходским служением. В данной статье предпринимается попытка проанализировать пастырские труды свт. Иннокентия «на пересечении» теории и практики, то есть его академических трудов и опыта служения в качестве епархиального архиерея. По мнению автора, в результате такого сопоставления можно обнаружить довольно цельное осмысление опыта служения. Образ пастыря, который создается в «Богословии деятельном», святитель как бы стремится воссоздать в ставленниках своей епархии, не опасаясь даже вступить в противоречие с устоявшимися обычаями. В своих трудах он рисует нравственный облик христианина, не зависимый от его социального или церковного положения, черты которого, безусловно, должны присутствовать в «пастырях Церкви». Примечательно, что черты «христианского благоразумия» как такового свт. Иннокентий определяет, основываясь на святоотеческих трудах и классических пособиях для священнослужителей. С этим хорошо коррелирует его убеждение, что принимать священный сан могут не просто выходцы из священнических семей, но те, кто «особенно благоразумен» и обладает необходимыми способностями. Наконец, хотя под «духовником» или «духовным отцом» святитель понимает любого священника, принимающего исповедь, в качестве идеала он ясно указывает «отца, способного рождать и воспитывать чад духовных».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PASTORAL THEOLOGY OF ST. INNOCENT OF PENZA

St. Innocent of Penza (1784-1819) takes a special place among the contemporaries of St. Filaret of Moscow, with whom he was united not only by friendship and piety, but also by many joint labors for the good of the Russian Church. In a short period of his earthly life, he created several major works, each of which can be called the best for Russian theological science of that time, left a vast epistolary legacy and became famous as a preacher. In addition to these “theoretical” aspects of church ministry, he also had a short experience in managing the Penza diocese, that is, experience in solving practical issues, including issues related to parish ministry. This article attempts to analyze the pastoral works of St. Innocent “at the intersection” of theory and practice, that is, his academic works and experience of serving as a diocesan bishop. According to the author, as a result of such a comparison, one can find a rather integral understanding of the priest. The saint seeks to recreate the image of the pastor, which is constructed in Active Theology, in the proteges of his diocese, without even fearing to come into conflict with established customs. In his writings, he depicts the moral character of a Christian, independent of his social or ecclesiastical position, the features of which, of course, should be present in the “pastors of the Church”. At the same time, it is noteworthy that the features of “Christian prudence” as such St. Innocent determines based on patristic writings and classic manuals for clergy. Th is correlates well with his conviction that it is not just people from priestly families who can take the priesthood, but those who are “especially prudent” and have the necessary abilities. Finally, although by “confessor” or “spiritual father” the saint understands any priest who accepts confession, as an ideal he clearly indicates “a father who is capable of giving birth and raising spiritual children”.

Текст научной работы на тему «ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ ПЕНЗЕНСКОГО»

Черный Алексей, священник

канд. богословия, науч. сотрудник Центра истории богословия и богословского образования БФ ПСТГУ, Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1 lexschwarz@gmail.com

Пастырское богословие святителя Иннокентия Пензенского

Аннотация: Свт. Иннокентий (Смирнов) Пензенский (1784-1819) занимает особое место среди современников свт. Филарета Московского, с которым его объединяли не только дружба и благочестие, но и многие совместные труды на благо Русской Церкви. За короткий срок своей жизни он создал несколько крупных сочинений, каждое из которых можно назвать лучшим для российской богословской науки того времени, оставил обширное эпистолярное наследие и прославился как проповедник. Кроме этих «теоретических» аспектов церковного служения он имел также непродолжительный опыт управления пензенской епархией, то есть опыт решения практических вопросов, в том числе вопросов, связанных с приходским служением. В данной статье предпринимается попытка проанализировать пастырские труды свт. Иннокентия «на пересечении» теории и практики, то есть его академических трудов и опыта служения в качестве епархиального архиерея. По мнению автора, в результате такого сопоставления можно обнаружить довольно цельное осмысление опыта служения. Образ пастыря, который создается в «Богословии деятельном», святитель как бы стремится воссоздать в ставленниках своей епархии, не опасаясь даже вступить в противоречие с устоявшимися обычаями. В своих трудах он рисует нравственный облик христианина, не зависимый от его социального или церковного положения, черты которого, безусловно, должны присутствовать в «пастырях Церкви». Примечательно, что черты «христианского благоразумия» как такового свт. Иннокентий определяет, основываясь на святоотеческих трудах и классических пособиях для священнослужителей. С этим хорошо коррелирует его убеждение, что принимать священный сан могут не просто выходцы из священнических семей, но те, кто «особенно благоразумен» и обладает необходимыми способностями. Наконец, хотя под «духовником» или «духовным отцом» святитель понимает любого священника, принимающего исповедь, в качестве идеала он ясно указывает «отца, способного рождать и воспитывать чад духовных».

Ключевые слова: пастырское богословие, практическое богословие, приходское духовенство, духовная ученость, святитель Иннокентий (Смирнов)

Alexey Chernyi, priest

candidate in Theology, Research fellow, Center for the History of Theology and Theological Education of St. Tikhon's Orthodox University, Russian Federation, 127051, Moscow, Likhov per., 6-1 lexschwarz@gmail.com

Pastoral theology of St. Innocent of Penza

Abstract: St. Innocent of Penza (1784-1819) takes a special place among the contemporaries of St. Filaret of Moscow, with whom he was united not only by friendship and piety, but also by many joint labors for the good of the Russian Church. In a short period of his earthly life, he created several major works, each of which can be called the best for Russian theological science of that time, left a vast epistolary legacy and became famous as a preacher. In addition to these "theoretical" aspects of church ministry, he also had a short experience in managing the Penza diocese, that is, experience in solving practical issues, including issues related to parish ministry. This article attempts to analyze the pastoral works of St. Innocent "at the intersection" of theory and practice, that is, his academic works and experience of serving as a diocesan bishop. According to the author, as a result of such a comparison, one can find a rather integral understanding of the priest. The saint seeks to recreate the image of the pastor, which is constructed in Active Theology, in the proteges of his diocese, without even fearing to come into conflict with established customs. In his writings, he depicts the moral character of a Christian, independent of his social or ecclesiastical position, the features of which, of course, should be present in the "pastors of the Church". At the same time, it is noteworthy that the features of "Christian prudence" as such St. Innocent determines based on patristic writings and classic manuals for clergy. This correlates well with his conviction that it is not just people from priestly families who can take the priesthood, but those who are "especially prudent" and have the necessary abilities. Finally, although by "confessor" or "spiritual father" the saint understands any priest who accepts confession, as an ideal he clearly indicates "a father who is capable of giving birth and raising spiritual children".

Keywords: pastoral theology, practical theology, parish clergy, spiritual scholarship,

Saint Innocent (Smirnov)

Свт. Иннокентий (Смирнов) Пензенский (1784-1819) занимает особое место среди современников свт. Филарета Московского, с которым его объединяли дружба и многие совместные труды на благо Русской Церкви. Иннокентий был соучеником свт. Филарета по Троицкой семинарии митр. Платона (Левшина), и в дальнейшем их пути проходили во многом параллельно, а в некоторых областях - например в духовно-учебной и просветительской - будущие святители подчас трудились вместе. Однако в целом свт. Иннокентий несколько «теряется» на фоне своего старшего товарища. И это не удивительно: он прожил всего 35 лет, и столь краткий срок жизни, как кажется, не позволил ему вполне реализовать свои богословские и пастырские дарования и внести в церковное дело вклад, сопоставимый с тем, что сделал Московский святитель. Тем не менее роль свт. Иннокентия в церковной жизни Синодальной эпохи можно назвать выдающейся. Здесь мы не будем пытаться охватить все аспекты его церковных трудов, но сфокусируемся на одном из них - на вкладе свт. Иннокентия в осмысление служения приходского священника.

«Богословие деятельное» как богословие священства

Святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский известен в первую очередь как автор «Начертания истории от библейских времен до XVIII в. в пользу духовного юношества»1 - книги, надолго ставшей основным учебником церковной истории для духовных школ. Известно, что эта книга выдержала семь переизданий и вплоть до 60-х гг. XIX в. оставалась основным учебным пособием

1 Иннокентий (Смирнов), архим. Начертание церковной истории, от библейских времен до XVIII века, в пользу духовного юношества: в 2 отд. СПб., 1817.

для семинарий. Как известно, эта работа является продолжением «Начертания церковно-библейской истории» свт. Филарета, конспекты которого Иннокентий использовал для преподавания2. Однако помимо церковно-исторического труда он составил одну из первых систематических работ в области практического (а точнее, нравственного) богословия на русской почве - «Богословие деятельное». В отличие от «Начертания истории», данный труд был составлен на латыни. Первая часть его под названием «Христианское нравоучение, или Богословие деятельное подлежательное» была впервые опубликована в 1821 г. инспектором Пензенской духовной семинарии прот. В. Алявдиным во 2-м томе первого издания сочинений святителя, позднее она была переиздана в 1845 г., и наконец в 1847 г. вышла 2-я часть под названием «Божественное правоведение, или Богословие деятельное предлежательное», включающая и раздел «Христианское благоразумие». Еще задолго до их первой публикации эти лекции были широко известны и востребованы преподавателями Московской академии, так как, по выражению прот. Сергия Смирнова, «по основательности мыслей и ясности изложения они были в ту пору лучшим руководством для изучения нравственного богословия»3. Как известно, этот труд также имеет много общего с конспектом по деятельному богословию митр. Филарета (Дроздова), который поощрял самостоятельное написание учебных курсов. И хотя не исключено, что лекции были составлены раньше «Обозрения богословских наук» свт. Филарета (1814), несомненно, именно его указаниям Иннокентий следовал в создании своего «Богословия деятельного».

Следует обратить внимание на то, что в этом сочинении Иннокентий концептуально переосмысляет труды своих предшественников, в частности автора первого подобного труда - архимандрита Феофилакта (Горского) (ум. в 1788), который, заимствуя структуру своей работы у немецкого протестантского автора

2 См.: Палкина Г. В. Общий обзор «Начертания церковной истории от библейских времен до XVIII века» архиепископа Иннокентия (Смирнова) // Церковь. Богословие. История. 2015. С. 503-510.

3 Смирнов С. К. История Московской духовной академии до преобразования 1814-1870. М., 1879. С. 23-25.

Иоганна Франца Буддея4, довольно подробно излагает основы «пастырского благоразумия»: проповедь слова Божия, совершение таинств, «власть ключей» и развитие качеств, которыми должен обладать священнослужитель5. Свт. Иннокентий, хотя и называет архим. Феофилакта, а также авторов книги «О должностях пресвитеров приходских» своими предшественниками6 в изложении деятельного богословия, очень мало говорит о собственно священническом служении. Определяя предмет своего исследования, он пишет: «Богословие деятельное есть деятельная божественная наука, которая учит тому, как восстанавливать в человеке образ Божий, или возращать "сокровенного сердца человека" (1Пет 3. 4) "в мужа совершенного, в меру возраста Христова" (Еф 4. 13)»7. Уже из этого определения видно, что у свт. Иннокентия речь идет о духовной жизни вообще. Автор осмысляет деятельное богословие как богословие нравственное, как науку о духовном росте человека8, на что указывает и вся структура его работы. Под «деятельным богословием» он подразумевает, с одной стороны, весь спектр церковной деятельности, а с другой - христианскую аскетику.

В отличие от архим. Феофилакта, свт. Иннокентий говорит не о «пастырском», а о «христианском благоразумии»9, понимая под ним «знание о том, как применять всеобщие христианские правила в определенных обстоятельствах»10. Священник

4 Buddeus J.-F. Institutiones theologiae moralis. Leipzig, 1711; Historia critica theologiae dogmaticae et moralis. Frankfurt, 1725; см. также: Филиппов А. Н. Научная и преподавательская деятельность святителя Иннокентия Пензенского // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». 2018. Т. 23. Вып. 1 (171). С. 108-114.

5 Сухова Н. Ю., Хондзинский П., прот. Пастырское богословие в системе дореволюционного духовного образования на примере Московской Духовной академии // Богословский вестник. 2010. № 11-12. С. 29.

6 Иннокентий (Смирнов), свт. Полное собрание творений: в 10 т. Т. 5: Богословие деятельное. Опыт изъяснения на первый и вторый псалом. Изъяснение Символа веры. Пенза: Изд-во Пензенской епархии, 2019. С. 12.

7 Там же. С. 6.

8 Филиппов А. Н. Научная и преподавательская деятельность святителя Иннокентия Пензенского... С. 109.

9 Иннокентий (Смирнов), свт. Полное собрание творений: в 10 т. Т. 5. С. 165.

10 Там же.

(называемый в этом месте «пастырем или учителем Церкви») должен лишь «особенно» обладать таким благоразумием, и именно по той причине, что это ему необходимо как «домостроителю Божественных таинств»: он прежде всего обязан знать, «каким образом должно ему поступать в доме Божием»11. Возникновение иннокентьевского «Деятельного богословия», в котором речь идет о нравственном облике христианина, без деления на монашеское, мирское или священническое состояние, отражает постепенный процесс универсализации благочестия. В начале XIX в. благочестивая жизнь начинает рассматриваться сама по себе, вне контекста монашеской жизни или священнического посвящения, но как требование, предъявляемое ко всякому христианину12.

Деятельное богословие нужно тем, «кого Церковь Божия носит и питает в лоне своем»13, то есть всем принявшим Крещение. Все христиане призваны ко «взаимному служению и созиданию Тела Христова»14. Для этого им необходимо «служение общее и служение божественное, первое - как христианам, второе - как пастырям»15. Свт. Иннокентий прямо пишет о необходимости для каждого христианина подражать Христу в отношении трех Его служений: пророческого, царского и священнического16. Подражание священническому служению Христа выражается в необходимости «приносить Богу духовную жертву (1Пет 2. 5), которая состоит: в заклании ветхого человека, умерщвлении земных членов (Кол 3. 5), принесении Богу тела в жертву живую, святую, благо-угодную Ему (Рим 12. 1), жертве хвалы (Евр 13. 15), общении и благотворении (Евр 13. 16), фимиаме молитв (Апок 8. 3-4) за себя и за других, готовности жертвовать собой и всею жизнью во славу Бо-жию, в пользу других, или Церкви»17. Различие священников и ми-

11 Иннокентий (Смирнов), свт. Полное собрание творений: в 10 т. Т. 5.

12 См. об этом: Michelson P. L. Beyond the Monastery Walls: The Ascetic Revolution in the Russian Orthodox Thought, 1814-1914. Madison: The University of Wisconsin Press, 2017.

13 Иннокентий (Смирнов), свт. Полное собрание творений: в 10 т. Т. 5. С. 14.

14 Там же.

15 Там же.

16 Там же. С. 92-93.

17 Там же.

рян определяется в данном случае, скорее, как различие в степени. Свт. Иннокентий, описывая обязанности христиан «содействовать пользе других» - «назидание... обличение согрешающих, утешение печальных»18, - замечает, что эти действия «относятся более к обязанности священнической, но. в известных обстоятельствах. приличны и всякому возрожденному»19. В дальнейшем, однако, священник нигде не осмысляется как призванный по преимуществу исполнять эти добродетели.

Собственно священнослужителям посвящена только небольшая восьмая глава «О состоянии церковном, или духовном»20 Части II «Об обязанностях». Здесь приводится довольно пространное определение священства, которое характеризуется и как учительство, и как пастырство, и как пример для мирян, однако почитать священнослужителей как «истинных учителей», принимать их слово со всяким смирением и послушанием» и «последовать их примеру» святитель призывает именно в связи с тем, что они являются «строителями Божественных таинств»21. В «Деятельном богословии» о пастырях упоминается, в основном, в связи с «внешним богопочитанием». Священники предстают, прежде всего, не как руководители внутренней жизни, но преимущественно как «пастыри Церкви», церковные служители. Следует отметить, что риторика «церковного» вообще характерна для свт. Иннокентия не только в этом, но и в других произведениях22. Объяснить это можно, с одной стороны, его весьма болезненным отношением к происходящим в тот период мистическим брожениям (его позиция была, как известно, предельно строгой и «охранительной»)23. С другой стороны, одной из ключевых идей свт. Иннокентия

18 Иннокентий (Смирнов), свт. Полное собрание творений: в 10 т. Т. 5. С. 145.

19 Там же.

20 Там же. С. 162-164.

21 Там же. С. 164.

22 См., например: Изъяснение Символа веры // Иннокентий (Смирнов), свт. Полное собрание творений: в 10 т. Т. 5. С. 367, 373.

23 См.: Лютько Е., диак. Становление «церковной субъектности» в России на примере нормативных текстов о православном духовенстве (XVIII-XIX вв.) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 3. С. 237-252.

является идея о Церкви как мистической причастности Царству Христову на земле и эсхатологическом пределе царства земного24.

Безусловно, «Деятельное богословие» свт. Иннокентия Пензенского не составлялось как курс пастырского богословия, которое в тот период еще не сформировалось в качестве отдельной дисциплины, а являлось разделом богословия нравственного25. В данном случае также можно было бы ожидать, что основы «пастырского благоразумия» будут помещены в отдельный раздел -святитель Иннокентий прямо пишет: «то, что относится к слушателю, не всегда прилично пастырю»26. Однако в этом отношении труд свт. Иннокентия содержит определенное противоречие, которое отражается даже на уровне структуры работы. В Главе 1 («О сущности и свойстве христианского благоразумия и о пособиях, к нему относящихся») части III («Христианское благоразумие») свт. Иннокентий среди таких «пособий» перечисляет все известные труды Отцов Церкви, касающиеся пастырского служения:

аа) Киприан, который в своих посланиях на случай избрания настоятелей Церкви поучает (в IV послании) тому, с каким попечением они должны быть избираемы и (в V послании) какова должна быть жизнь священников. ЬЬ) Амвросий, оставивший нам книгу о должностях

24 Хондзинский П., прот. Богословие святителя Иннокентия Пензенского: акценты и истоки // Иннокентий (Смирнов), свт. Полное собрание творений: в 10 т. Т. 5. С. 413-414.

25 Смирнов С. К. История Московской духовной академии до преобразования 1814-1870. М., 1879. С. 300. При исследовании архивных источников становится явным разрыв между предписанием 1814 г. о включении пастырского богословия в курс нравственного и фактическим началом преподавания. Так, при детальном исследовании конспектов по нравственному богословию и отчетов не удается найти какие-либо части, относящиеся к пастырю до 1830-х гг. (см.: Дружинин А. В. Формирование пастырского богословия как академической дисциплины на примере Московской духовной академии (1814-1869) // Богословский вестник. 2020. № 1 (36). С. 184; см. также: Сухова Н. Ю. Пастырское богословие в российской духовной школе (XVIII - начало XIX в.) // Вестник ПСТГУ Сер. I: Богословие. Философия. 2009. № 1 (25). С. 25-43).

26 Иннокентий Пензенский, свт. Полное собрание творений: в 10 т. Т. 5. С. 168.

и священническом сане. сс) Иоанн Златоуст, написавший VI книг о священстве, в коих он желал представить совершенный образец епископа, заключающий в себе все обязанности. dd) Также Иероним в послании своем к Непотиану о жизни церковнослужителей и ее) Григорий Великий в книге своей о пастырском попечении, которая Тюреньским Собором предлагается епископам как образец или правило для того, чему должно верить и что должно делать. А') Наконец, христианскому благоразумию могут служить пособием новейшие писатели и толкователи. Из отечественных наших произведений в сем роде есть одна, сколько чистая, столько же и основательная небольшая книга об обязанностях пресвитеров, приспособленная к классическому употреблению27.

Затем он замечает, что, хотя «правила христианского благоразумия относятся ко всем христианам»28, необходимо отдельно рассмотреть, «что есть христианское благоразумие для человека мирского, а что - для пастыря», и обещает «благоразумие пастырское» затронуть особо, исправив при этом некоторые недостатки книги «О должностях пресвитеров приходских», «ибо будущим пастырям, когда только Промыслу Божию угодно будет удостоить их сего сана, должно преимущественно рассуждать о том и исполнять то, что относится к пастырским их обязанностям»29. Однако данный раздел так и не появляется в тексте: лекции завершаются главой, посвященной благоразумию «верующего, не состоящего в духовном звании (мирянина)»30.

27 Иннокентий (Смирнов), свт. Полное собрание творений: в 10 т. Т. 5.

28 Там же. С. 168.

29 Там же. С. 168-169.

30 Возможно, это объясняется неполнотой перевода (латинский оригинал «Богословия деятельного» не сохранился).

Приходской священник

В духе концепции свт. Тихона Задонского о «всеобщем пастырстве» как взаимной ответственности за Церковь и за достижение «христианской пользы»31, основанной на равном достоинстве христиан перед Богом32, свт. Иннокентий не рассматривает священников в качестве исключительных учителей и воспитателей благочестия в народе: «Не пастыри только, поставленные на страже Господней, но и блюстители гражданской правды блюдут правду Божию в людях»33. Исходя из понимания священника как служителя Церкви, свт. Иннокентий под «духовником» или «духовным отцом» понимает любого священника, принимающего исповедь. Более того, в письмах он использует выражение «духовник Церкви»34, делая акцент не на пастырской власти или личных отношениях пастыря и пасомого, а на взаимодействии со служителем Церкви, поставленным принимать исповедь. Однако в другом письме, говоря о покаянии, он призывает молиться Богу, чтобы Он указал «отца, способного рождать и воспитывать чад духовных»35. Такой взгляд на духовника нельзя назвать доминирующим в богословском наследии святителя, однако можно с уверенностью сказать, что в письмах он проявляется очень ярко: здесь и сам свт. Иннокентий предстает перед нами как мудрый и признанный духовник и руководитель в духовной жизни36. Кроме того, в этом

31 Тихон Задонский, свт. Об истинном христианстве. Кн. 2. Задонск, 2006. С. 576.

32 Тихон Задонский, свт. Об истинном христианстве. Кн. 1: Приготовление к мудрости христианской: о грехах и добродетелях. Задонск, 2006. С. 523.

33 Сочинения Иннокентия, Епископа Пензенского и Саратовского. Часть вторая. СПб, 1845. С. 102.

34 Иннокентий Пензенский, свт. Полное собрание творений: в 10 т. Т. 6: Слова и речи. Заметки. Стихотворения. Письма. Пенза, 2019. С. 441-442.

35 Там же. С. 396.

36 См.: Письма преосвященного Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского, к графине Анне Алексеевне Орловой-Чесменской и князю и княгине Мещерским. М., 1908; Письма преосвященного Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского, к княгине Софии Сергеевне Мещерской. 1817-1819 гг. М., 1875.

отношении весьма показательной является его практическая деятельность в качестве епархиального архиерея.

Хотя свт. Иннокентий Пензенский совсем недолго возглавлял епархию, он успел довольно много сделать и еще при жизни почитался пензенской паствой как святой. Святитель проявлял большую заботу о подчиненном духовенстве. В частности, он отменил налоги с клириков, ранее взимавшиеся при выдаче ставленных грамот в пользу ремонта архиерейского дома, говоря об этом так: «Лучше есть хлеб с водою, чем держаться такого побора»37. Несмотря на множество вакантных мест, он не спешил рукополагать кандидатов, многих лично экзаменовал, сокрушаясь, что некоторые ставленники «не знали, что есть Святая Троица, что такое молитва, о чем молиться, что такое Символ Веры»38. Основными критериями при отборе кандидатов являлись знание Закона Божия, навыки в церковном чтении и пении39. В резолюциях свт. Иннокентия в бытность его Пензенским епископом мы находим данные, согласно которым он - уже после допроса и присяги -вступал во взаимодействие также и с духовником ставленника. Через духовника помощники епископа должны были «искусить в житии»40 кандидата, после чего принималось окончательное решение о рукоположении.

В этом отношении показательно, что свт. Иннокентий не мыслит о священстве как о сословии, входя тем самым в определенное противоречие с устоявшимися обычаями. В XVII-XVШ вв. приходское духовенство приобретает существенные черты, позволяющие говорить о его сословном характере. В частности, представители клира и члены их семей начинают обладать наследственностью социального статуса и владения церковным имуществом. Нередко при вступлении в должность священник заключал с приходской общиной договор, в котором оговаривалось его право на наслед-

37 Цит. по: Дворжанский А. И., Зелев С. В. Иннокентий // Православная энциклопедия. Т. 22. М., 2010. С. 728.

38 Белохвостиков Е. Тебе Единому жить: Святитель Иннокентий Пензенский и его эпоха: в 2 кн. Кн. 2: Части Ш-ГУ. Пенза: Изд-во Пензенской епархии, 2019. С. 282.

39 Там же. С. 281-288.

40 Там же. С. 290.

ственное владение приходским домом, прицерковной землей и церковным доходом41. Фактическое наследование церковных должностей шло вразрез с каноническими постановлениями, однако в течение XVIII в. оно было подкреплено юридически. Помимо этого, правительство было вынуждено способствовать ограничению выхода из духовного звания и вступления в него извне, постепенному ограничению права общины избирать себе священника и формированию системы специального духовного образования42. К концу XVIII в. нормализовался обычай, в соответствии с которым после смерти священника на его место назначался либо старший сын, либо супруг старшей дочери.

В представлении свт. Иннокентия становиться священником может не тот, кто родился в семье священника, но тот, кто испытал свои силы, «способен ли он хорошо исправлять [священническую должность] и имеет ли необходимые дарования»43. Святитель призывает кандидата в клир «не навязывать себя другим, но ждать, пока его не призовут к тому, по установлению Церкви»44. И, конечно, с его точки зрения, неправильно искать священства «ради пропитания, прибытка или обогащения»45. Учитывая то, что назначение Иннокентия на Пензенскую кафедру являлось фактически ссылкой, такое открытое нежелание мириться с дурными обычаями, нарушающими канонический порядок и входящими в противоречие со святоотеческой традицией, позволяет утверждать, что Иннокентий и в самых тяжелых обстоятельствах не поступался своими принципами.

Заключение

Рассматривая два уровня пастырского богословия свт. Иннокентия - теоретический и епархиальный - можно обнаружить

41 Миронов Б. Н. Российская империя: от традиции к модерну: в 3 т.

Т. 1. СПб., 2014. С. 364-365.

42 Там же.

43 Иннокентий Пензенский, свт. Полное собрание творений: в 10 т.

Т. 5. С. 162.

44 Там же. С. 162-163.

45 Там же.

в значительной степени цельное осмысление священника. Образ пастыря, который создается в «Богословии деятельном», святитель как бы стремится воссоздать в ставленниках своей епархии, не опасаясь даже вступить в противоречие с устоявшимися обычаями. В своих трудах он рисует нравственный облик христианина, не зависимый от его социального или церковного положения, черты которого, безусловно, должны присутствовать в «пастырях Церкви». Примечательно, что черты «христианского благоразумия» свт. Иннокентий при этом определяет, основываясь на святоотеческих трудах и классических пособиях для священнослужителей. С этим хорошо коррелирует его убеждение, что принимать священный сан могут не просто выходцы из священнических семей, но те, кто «особенно благоразумен» и обладает необходимыми, способностями. В этом отношении соблюдение священнических должностей в рамках сословия оказывается за пределами интересов святителя. Несмотря на нехватку пастырей, в первую очередь он заботится о «христианском благоразумии» кандидатов в клир, которые не в праве руководствоваться прагматическими соображениями или навязывать себя в качестве будущих священников, а напротив, смиренно ждать, пока Церковь не призовет их к служению на основании глубокой веры и благочестия. При необходимости принять решение о рукоположении, помимо обычных испытаний святитель Иннокентий считает обязательным через третьих лиц «искусить в житии» кандидата в клир через духовника, формально не связанного с системой подготовки. И хотя под «духовником» или «духовным отцом» святитель понимает любого священника, принимающего исповедь, в качестве идеала он указывает «отца, способного рождать и воспитывать чад духовных».

Список литературы

1. Белохвостиков Е. Тебе Единому жить: Святитель Иннокентий Пензенский и его эпоха: в 2 кн. Пенза, 2019.

2. Дворжанский А. И., Зелев С. В. Иннокентий // Православная энциклопедия. Т. 22. М., 2010. С. 725-729.

3. Дружинин А. В. Формирование пастырского богословия как академической дисциплины на примере МДА (1814-1869 гг.) // Богословский вестник. 2020. № 1 (36). С. 174-201.

4. Лютько Е., диак. Становление «церковной субъектности» в России на примере нормативных текстов о православном духовенстве (XVIII-XIX вв.) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 3. С. 237-252.

5. Миронов Б. Н. Российская империя: от традиции к модерну. В 3-х тт. СПб., 2014.

6. Палкина Г. В. Общий обзор «Начертания церковной истории от библейских времен до XVIII века» архиепископа Иннокентия (Смирнова) // Церковь. Богословие. История. 2015. С. 503-510.

7. Смирнов С. К. История Московской духовной академии до преобразования 1814-1870. М., 1879.

8. Сухова Н. Ю. Пастырское богословие в российской духовной школе (XVIII - начало XIX в.) // Вестник ПСТГУ Сер. I: Богословие. Философия. 2009. № 1 (25). С. 25-43.

9. Сухова Н. Ю., Хондзинский П., прот. Пастырское богословие в системе дореволюционного духовного образования на примере Московской Духовной академии // Богословский вестник. 2010. № 11-12. С. 298-341.

10. Филиппов А. Н. Научная и преподавательская деятельность святителя Иннокентия Пензенского // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». 2018. Т. 23. Вып. 1 (171). С. 108-114.

11. Хондзинский П., прот. Богословие святителя Иннокентия Пензенского: акценты и истоки // Иннокентий Пензенский, святитель. Полное собрание творений в 10 тт. Т. 5. Пенза, 2019. С. 399-422.

12. Michelson P. L. Beyond the Monastery Walls: The Ascetic Revolution in the Russian Orthodox Thought, 1814-1914. Madison: The University of Wisconsin Press, 2017.

References

Belohvostikov, E. (2019) Tebe Edinomu zhit': Sviatitel' Innokentii Penzenskii i ego epokha [For You, the One, to Live: Saint Innocent of Penza and His Epoch], in 2 vol. Penza (in Russian).

Belokhvostikov, E. (ed.) (2019) Polnoe sobranie tvorenii sviatitelia In-nokentiia Penzenskogo [Complete collection of works of St. Innocent of Penza] in 10 vol. Penza (in Russian).

Dvorzhanskii, A. I.; Zelev, S. V. (2010) "Innokentii" [Innocent] in Pra-voslavnaia entsiklopediia, vol. 22, pp. 725-729 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Druzhinin, А. (2020) "Formirovanie pastyrskogo bogosloviia kak akade-micheskoi distsipliny na primere MDA (1814-1869 gg.)" [The Formation of Pastoral Theology as an Academic Discipline on the Example of Moscow Theological Academy (1814-1869)]. Bogoslovskii Vestnik, no. 1 (36), pp. 179-201 (in Russian).

Lyutko, E. (2019) "Stanovlenie «tserkovnoi sub'ektnosti» v Rossii na primere normativnykh tekstov o pravoslavnom dukhovenstve (XVIII-XIX vv.)" [Emergence of "Church Subjectivity" in Russia on the Example of Normative Texts about Orthodox Clergy (18th - 19th Century)]. Gosudarstvo, religiia, tser-kov' v Rossii i za rubezhom, no. 3, pp. 237-252 (in Russian).

Mironov, B. N. (2014) Rossiiskaia imperiia: ot traditsii k modernu [Russian Empire: from tradition to modernity], in 3 vol. Saint Petersburg (in Russian).

Palkina, G. V. (2015) "Obshchii obzor «Nachertaniia tserkovnoi istorii ot bibleiskikh vremen do XVIII veka» arkhiepiskopa Innokentiia (Smirnova)" [General overview of the "Outlines of Church History from Biblical Times to the 18th Century" by Archbishop Innocent (Smirnov)]. Tserkov'. Bogoslovie. Is-toriia, pp. 503-510 (in Russian).

Sukhova, N. Iu. (2009) "Pastyrskoe bogoslovie v rossiiskoi dukhovnoi shkole (XVIII - nachalo XIX v.) [Pastoral Theology in the Russian Theological High School (18th - early 20th century)]. Vestnik PSTGU: Seriia I: Bogoslovie, Filosofiia, no. 1 (25), pp. 25-43 (in Russian).

Sukhova, N. Iu.; Khondzinskii, P. (2010) "Pastyrskoe bogoslovie v sisteme dorevoliutsionnogo dukhovnogo obrazovaniia na primere Moskovskoi Duk-hovnoi Akademii" [Pastoral Theology within the System of Pre-Revolutionary Theological Education as Exemplified by the Moscow Theological Academy]. Bogoslovskii Vestnik, no. 11-12, pp. 298-341 (in Russian).

Filippov, A. N. (2018) Nauchnaia i prepodavatel'skaia deiatel'nost' sviatitelia Innokentiia Penzenskogo [Scientific and teaching activity of saint Innocent of Penza]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriia Gumanitarnye nauki. Bulletin of the Tambov University. Series Humanities. 2018, vol. 23, no. 1 (171), pp. 108-114 (in Russian).

Khondzinsky, P. (2019) "Bogoslovie sviatitelia Innokentiia Penzenskogo: aktsenty i istoki" [Theology of St. Innocent of Penza: accents and origins] in Belokhvostikov, E. (ed.) Polnoe sobranie tvorenii sviatitelia Innokentiia Penzenskogo [Complete collection of works of St. Innocent of Penza], vol. 5. Penza, pp. 399-422 (in Russian).

Michelson, P. L. (2017) Beyond the Monastery Walls: The Ascetic Revolution in the Russian Orthodox Thought, 1814-1914. Madison: The University of Wisconsin Press.

Выходные данные статьи

Черный А., свящ. Пастырское богословие святителя Иннокентия Пензенского // Филаретовский альманах. 2020. Вып. 16. С. 43-58.

Chernyi A. (2020) "Pastyrskoe bogoslovie sviatitelia Innokentiia Penzenskogo" [Pastoral theology of St. Innocent of Penza]. Filaretovskii al'manakh, vol. 16, pp. 43-58. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.