Научная статья на тему 'УЧЕНИЕ АРХИЕПИСКОПА КИРИЛЛА (БОГОСЛОВСКОГО-ПЛАТОНОВА) О ЧЕТЫРЕХ СОСТОЯНИЯХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ: ФИЛОСОФСКО- АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

УЧЕНИЕ АРХИЕПИСКОПА КИРИЛЛА (БОГОСЛОВСКОГО-ПЛАТОНОВА) О ЧЕТЫРЕХ СОСТОЯНИЯХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ: ФИЛОСОФСКО- АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
45
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-АКАДЕМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА / СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ / ТРЕХЧАСТНЫЙ СОСТАВ ЧЕЛОВЕКА / АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ДУХ / ДУША / ТЕЛО / SPIRITUAL AND ACADEMIC PHILOSOPHY / PHILOSOPHICAL AND ANTHROPOLOGICAL TEACHING / HUMAN NATURE / STATES OF HUMAN NATURE / THREE-PART HUMAN COMPOSITION / ANTHROPOLOGICAL THINKING / SPIRIT / SOUL / BODY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Нифонтова Ольга Ивановна

В статье излагаются результаты авторского исследования антропологического учения представителя духовно-академической философии первой половины XIX века, архиеп. Кирилла (Богословского-Платонова), о составе человека. В своем философско-антропологическом учении архиеп. Кирилл выделяет четыре состояния человеческой природы. Стремясь к систематизации излагаемого материала, архиеп. Кирилл дает определения составляющим частям человека и последовательно исследует их в разных состояниях. Автор статьи указывает на своеобразие позиции архиепископа, развивающего учение о трехчастном составе человека, в противовес своему учителю, митр. Филарету (Дроздову) и архим. Евтихиану (Лестеву), склонявшихся к двухчастному составу. В основание своих трихотомических взглядов архиеп. Кирилл полагает фрагмент из послания ап. Павла, называющего в составе человека дух, душу и тело. Уделяется внимание высокому уровню образования СПбДА, во многом благодаря которому сформировалось антропологическое мышление архиеп. Кирилла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TEACHING OF ARCHBISHOP KIRILL (BOGOSLOVSKY-PLATONOV) ON THE FOUR STATES OF HUMAN NATURE: THE PHILOSOPHICALANTHROPOLOGICAL ASPECT

The paper presents the results of the author’s anthropological teaching research of Archbishop Kirill (Bogoslovsky-Platonov), the representative of spiritual and academic philosophy of the first half of the 19th century, on the composition of a man. In his philosophical and anthropological teaching, Archbishop Kirill identifies four states of human nature. In an effort to systematize the material presented, Archbishop Kirill defines the components of a person and consistently examines them in different states. The author of this study points out the peculiarity of the Archbishop’s position, who develops the doctrine of the three-part composition of man, in contrast to his teacher, Metropolitan Filaret (Drozdov) and Archimandrite Eutychian (Lestev), who were inclined to a two-part composition. In the basis of his trichotomous views, Archbishop Kirill believes a fragment from the epistle of the St. Paul, who calls the spirit, soul and body of a man. Attention is paid to the high level of education of the St. Petersburg Theological Academy, largely due to which the anthropological thinking of Archbishop Kirill was formed.

Текст научной работы на тему «УЧЕНИЕ АРХИЕПИСКОПА КИРИЛЛА (БОГОСЛОВСКОГО-ПЛАТОНОВА) О ЧЕТЫРЕХ СОСТОЯНИЯХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ: ФИЛОСОФСКО- АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 130.31:242

Нифонтова Ольга Ивановна

ассистент кафедры философии и теологии Белгородскогогосударственного национального исследовательского университета

УЧЕНИЕ АРХИЕПИСКОПА КИРИЛЛА (БОГОСЛОВСКОГО-ПЛАТОНОВА) О ЧЕТЫРЕХ СОСТОЯНИЯХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ: ФИЛОСОФСКО-

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Nifontova Olga Ivanovna

Assistant Professor, Philosophy and Theology Department, Belgorod State National Research University

THE TEACHING OF ARCHBISHOP KIRILL (BOGOSLOVSKY-PLATONOV) ON THE FOUR STATES OF HUMAN NATURE: THE PHILOSOPHICAL-ANTHROPOLOGICAL ASPECT

Аннотация:

В статье излагаются результаты авторского исследования антропологического учения представителя духовно-академической философии первой половины XIX века, архиеп. Кирилла (Богословского-Платонова), о составе человека. В своем философско-антропологическом учении архиеп. Кирилл выделяет четыре состояния человеческой природы. Стремясь к систематизации излагаемого материала, архиеп. Кирилл дает определения составляющим частям человека и последовательно исследует их в разных состояниях. Автор статьи указывает на своеобразие позиции архиепископа, развивающего учение о трехчастном составе человека, в противовес своему учителю, митр. Филарету (Дроздову) и ар-хим. Евтихиану (Лестеву), склонявшихся к двухчастному составу. В основание своих трихотомических взглядов архиеп. Кирилл полагает фрагмент из послания ап. Павла, называющего в составе человека дух, душу и тело. Уделяется внимание высокому уровню образования СПбДА, во многом благодаря которому сформировалось антропологическое мышление архиеп. Кирилла.

Ключевые слова:

духовно-академическая философия, философско-антропологическое учение, человеческая природа, состояния человеческой природы, трехчастный состав человека, антропологическое мышление, дух, душа, тело.

Summary:

The paper presents the results of the author's anthropological teaching research of Archbishop Kirill (Bo-goslovsky-Platonov), the representative of spiritual and academic philosophy of the first half of the 19th century, on the composition of a man. In his philosophical and anthropological teaching, Archbishop Kirill identifies four states of human nature. In an effort to systematize the material presented, Archbishop Kirill defines the components of a person and consistently examines them in different states. The author of this study points out the peculiarity of the Archbishop's position, who develops the doctrine of the three-part composition of man, in contrast to his teacher, Metropolitan Filaret (Drozdov) and Archimandrite Eutychian (Lestev), who were inclined to a two-part composition. In the basis of his trichotomous views, Archbishop Kirill believes a fragment from the epistle of the St. Paul, who calls the spirit, soul and body of a man. Attention is paid to the high level of education of the St. Petersburg Theological Academy, largely due to which the anthropological thinking of Archbishop Kirill was formed.

Keywords:

spiritual and academic philosophy, philosophical and anthropological teaching, human nature, states of human nature, three-part human composition, anthropological thinking, spirit, soul, body.

Период конца XVIII - начала XIX века подарил отечественной культуре выдающихся мыслителей в философско-антропологической области знания так или иначе исследовавших природу человека: Г.С. Сковороду, А.Н. Радищева, П.Я. Чаадаева и др. Каждый из них по-своему решал антропологическую проблему в своих трудах. В центре размышлений Г.С. Сковороды стоит проблема человека, его сущности и судьбы, смысла жизни [1, с. 124, 136, 139-140]. А.Н. Радищева человек интересует в первую очередь как связывающий в себе весь мир [2, с. 46]. П.Я. Чаадаев рассматривает человека как существо материально-духовное и глубоко связанное с социумом [3, с. 352]. Несколько особо выделяется плеяда мыслителей духовно-академического направления. Корни их философствования лежат в высокой разносторонней образованности, которую они получили в духовно-академических школах (МДА, СПбДА).

О высоком уровне православных академических школ начала XIX века можно заключить из сохранившихся фактов о СПбДА, судя по которым образование здесь стремились поставить на высокий уровень. Об этом свидетельствует и основной метод учения - «способствовать к раскрытию собственных сил и деятельности разума в воспитанниках» [4, с. 187], и требование, «чтобы авторы и учебные книги профессоров были в своем роде самые лучшие, и ...всегда держались на одной линии с последними открытиями и успехами в каждой науке» [5, с. 188]. В класс наук, кроме богословских дисциплин, входили: философия, основания геометрии, основания

науки исчисления, высшая математика, физико-математика, хронология, география, церковные древности, греческий, еврейский, французский, немецкий языки [6, с. 188-215].

Данная статья посвящена философско-антропологическим взглядам архиеп. Кирилла (Богословского-Платонова), одного из немногих представителей духовно-академической мысли данного периода, оставивших антропологическое учение о составе человеческой природы. На сегодняшний день известны шесть его рукописей, сохранившихся в фондах РГБ, некоторые из них посвящены учению о составе человека [7; 8; 9]. Исследование подобных рукописных философ-ско-антропологических трудов представляется актуальным в связи с кризисом духовных ценностей, характеризующим современный мир, из которого вытекает закономерная необходимость обращения к православным истокам нашей отечественной культуры.

Рассмотрение антропологических взглядов архиеп. Кирилла связано с антропологическим наследием двух других выдающихся отечественных духовно-академических мыслителей данного периода, митр. Филарета (Дроздова) и архим. Евтихиана (Лестева). Они объединены духовной школой СПбДА, в которой митр. Филарет был преподавателем, а архиеп. Кирилл и архим. Евтихиан - его учениками, а также философско-антропологическими трудами архиеп. Кирилла и архим. Евтихиана с одноименным названием «Богословское Человекословие». «Богословское Человекословие» было переводом термина «Anthropologia Theologica», введенного митр. Филаретом. По способу организации излагаемого материала рукописи иерархов несколько отличаются: у архим. Евтихиана нередко обнаруживаются формулировки, почти дословно заимствованные из трудов митр. Филарета, а у архиеп. Кирилла влияние митр. Филарета выражено не так явно. Архим. Евтихиан, вместе с тем, дословно цитируя формулировки своего учителя, часто не останавливается на этом, а дополняет и углубляет их, давая собственные интерпретации. К примеру, архим. Евтихиан уточняет тезис митр. Филарета о том, что внутренняя часть человека созидается Богом через вдохновение в него своего дыхания, и что душа по еврейскому переводу называется «дыханием жизней» [10, с. 78]; предлагает своеобразную собственную интерпретацию выражения «дыхание жизней». Согласно его точке зрения, человек соединяет в себе жизнь растений, поскольку «сначала взрослеет, и потом умаляется, сохнет и наконец истлевает»; жизнь животных, потому что «подобно животным требует себе помощи в пище и воздухе»; жизнь Ангелов, поскольку «главнейшая деятельность его состоит в разуме и произволении»; жизнь временную; жизнь вечную, «поскольку дух его бессмертен», жизнь по образу мира видимого; жизнь по образу мира невидимого; наконец, жизни телесную, душевную и духовную [11, с. 9].

Архиеп. Кирилл выстраивает учение о составе человека несколько иначе. Он выделяет четыре состояния природы человека, которые различаются между собой качеством человеческой личности и качеством способностей: «Поелику человек не тот был до падения, не тот в падении, не тот в восстановлении, не тот по переходе в другую жизнь; то отсюда видно, что четыре суть состояния различные, какия проходит и будет проходить человек: а) состоянии невинности, т. е. до падения, б) состояние падения, т. е. как пал человек, какия следствия его падения, в) состояние восстановления, г) состояние перехода из сей жизни в другую» [12, с. 33-34].

В силу ограниченности объема статьи, здесь будут рассмотрены два первых состояния человека: первозданное совершенство и состояние падения.

Согласно мысли архиеп. Кирилла, состояние совершенства человека «заключается в выражении образа и подобия Божия» [13, с. 45]. Архиеп. Кирилл подчеркивает наличие парадоксальной антиномии: зная из Откровения, что в человеке присутствует образ Божий, невозможно, однако, сказать, в чем именно и как он выражается в человеке. Знание об этом утеряно после грехопадения. Архиеп. Кирилл предлагает деление образа Божьего на общий и частный смыслы. Такой способ отличается, например, от подхода архим. Евтихиана, предлагавшего различать четыре образа Божия в человеке [14, с. 12а]. Каждый из мыслителей пытается найти собственный путь решения данного положения.

Архиеп. Кирилл выделяет совершенство духа, души, тела и последовательно дает им характеристику. Согласно его учению, совершенство духа состоит в способности воспринимать духовный свет от Бога: «Совершенство духа состояло в собственной удобоприемлемости света духовного» [15, с. 36]. В правильно функционирующих способностях разума и воли, по мнению архиеп. Кирилла, заключалось совершенство души: «Совершенство души состояло в превосходстве разума и воли» [16, с. 38-39]. Совершенство тела первозданного человека, согласно архиеп. Кириллу, состояло преимущественно во внешнем телесном здоровье: «Совершенство тела первых челове-ков состояло в превосходстве цветущего здравия и крепости...» [17, с. 38-39]. Все три совершенства первозданного человека (духа, души и тела) архиеп. Кирилл относит к одной общей группе внутренних совершенств. В философской картине мира мыслителя к внешним совершенствам первозданного человека относится совершенная природная среда обитания - райский сад [18, с. 42].

После лишения совершенств природа человека изменилась. Прежде всего произошло лишение человеком «внутренних совершенств», выразившееся в потере способности «ясно созерцать Бога» [19, с. 59] в следствии того, что «дух или ум», имевший эту способность, «померк и сделался туп». Архиеп. Кирилл отмечает, что в воле «первоначальная правота, состоявшая в мирной совести и чистой и святой любви к Богу, затмилась страхом и боязнию» [20, с. 60], а в теле «вместо первобытной красоты и здравия.последовало безобразие, слабость и болезни» [21, с. 60]. В итоге наступила смерть на всех уровнях.

Архиеп. Кирилл - сторонник трехчастного состава человека. Он выделяет в составе человека дух, душу и тело. Преимущество в составе человеческой природы им отдается духу как «связанному непосредственно с Богом и от Него черпающем знания» [22, с. 32]. Он пишет об этом так: «Дух есть лучшая часть человека, ибо душа, которое есть существо, одаренное разумом и волею, приобретает свои познания посредством чувств, а дух в самом себе имеет идеи вещей духовных.» [23, с. 31-32]. В приверженности к трехчастному составу человеческой природы архиеп. Кирилл не следует за свт. Филаретом, своим учителем, у которого наблюдается тенденция более к дихотомическому воззрению на человеческую природу. Свою трихотомическую точку зрения архиеп. Кирилл пытается обосновать и доказать, ссылаясь на ап. Павла и высказывания об этом предмете святых отцов церкви.

Изменения, вызванные грехопадением, в духе и душе первого человека закономерно повредили и тело, так как все части человеческой природы взаимосвязаны и влияют друг на друга: «Грех прародителей простерши власть свою на дух и душу праотцев, повредил совершенство и тела их» [24, с. 99]. Цепная реакция повреждения, начавшись с духа и души, затронула и тело, так что «вместо первобытного бессмертия наступила смерть.» [25, с. 99]. Главный интерес ар-хиеп. Кирилла сосредоточен здесь на искажении вследствие греха человеческой природы, которая лишилась нравственной правды, соединилась с наклонностью ко злу, и человек стал неспособен «по природе своей правильно познавать и любить Бога и прилепляться к добродетели, но приклонен к пороку и таким образом подвержен смерти и осуждению» [26, с. 99]. Архиеп. Кирилл подчеркивает «некоторое растление» [27, с. 101] в каждом человеке. В подтверждение этого положения архиеп. Кирилл ссылается на авторитет древнегреческого философа Сократа, который у Платона говорит, что «повреждены нравы у всех самых образованных народов» и «что человеческими средствами зло сие остановлено быть не может» [28, с. 101], а также сходные высказывания Аристотеля, Платона, Цицерона. Справедливо утверждение архиеп. Кирилла о том, что «человек от самых младых лет всегда стремится к запрещенному.одобряет лучшее, а следует худшему» [29, с. 101]. То есть после повреждения, которому подвергся человек, его негативные наклонности, вызванные повреждением, властвуют над ним, живя «не в душе токмо, но и в теле» [30, с. 104]. Вследствие повреждения «человеческий разум в познаниях духовных всегда слеп», его «воля устремлена ко злу», «чувственное пожелание, вышед из-под владычества разума,

быстро влечет человека к похотям плоти» [31, с. 104].

***

Несмотря на единую со свт. Филаретом и архим. Евтихианом школу, архиеп. Кирилл создал учение о человеке, которое в ряде моментов отличается от учений свт. Филарета и архим. Евти-хиана. В нем можно выделить положения, которые являются общими у архиеп. Кирилла с положениями свт. Филарета и архим. Евтихиана, и положения, которые носят индивидуальный характер и отличаются от интерпретаций свт. Филарета и архим. Евтихиана. Первых общих положений значительно меньше, чем индивидуальных черт. И к этим общим положениям относится общая для всех трех богословов формулировка антропологических разделов, - «Богословское Челове-кословие» (Anthropologia Theologica), - которая берет начало у свт. Филарета и находит свое преемственное продолжение в богословских рукописях архиеп. Кирилла и архим. Евтихиана. Общим положением в антропологии всех трех богословов является и учение о превосходстве человека среди других творений [32, с. 25; 33, с. 3-4].

Антропологическое учение архиеп. Кирилла отличается от учения свт. Филарета и архим. Евтихиана в первую очередь утверждением трехчастного (трихотомического) состава человека, предполагающим наличие духа, души и тела, среди которых, по его мнению, преимущественное положение занимает дух. В этом отношении свт. Филарет был склонен более к дихотомии, выделяя в составе человека душу и тело; архим. Евтихиан был однозначно дихотомистом, выделяя две части в человеческом составе, - душу и тело [34, с. 8].

Отличительной чертой в методе изложения антропологического материала у архиеп. Кирилла является стремление к его систематизации. Он выделяет четыре состояния человека и последовательно дает им характеристику. Также последовательно архиеп. Кирилл перечисляет составляющие части человека, дух, душу и тело, дает каждой из них собственное определение [35, с. 29], характеризует их как в состоянии совершенства, так и в состоянии падения.

В целом, в своем учении архиеп. Кирилл, находясь в рамках православного учения с одной стороны, и влияния свт. Филарета (Дроздова) как наставника по СПбДА с другой, все же развивает и обосновывает в большинстве философско-антропологических положений свои собственные сформировавшиеся философско-антропологические взгляды и убеждения, которые во многом отличаются и от взглядов его современника архим. Евтихиана, также создавшего учение о человеке. «Богословское Человекословие» архиеп. Кирилла требует дальнейших серьезных исследований. Обращение к неисследованным рукописным материалам архиеп. Кирилла может обогатить современные антропологию и философию новым взглядом на человека и его проблемы изнутри его природы.

Ссылки:

1. Григорий Сковорода. Сочинения в 2 томах. Т. 1. М., 1973. 511 с.

2. Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. Т. 2. Москва; Ленинград, 1941. 429 с.

3. Чаадаев П.А. Полное собрание сочинений и избранные письма в 2 тт. Т. 1. М., 1991. 768 с.

4. Чистович И.А. История С. Петербургской духовной академии / сочинение экстраординарнаго профессора С. Петербургской духовной академии Илариона Чистовича. Санкт-Петербург, 1857. 472 с.

5. Там же. С. 188.

6. Там же. С. 188-215.

7. Богословский-Платонов К. (архиеп.): XIX в. Богословие созерцательное: 1 [рукопись]: курс лекций Кирилла / Богословского-Платонова, читанных им в Московской духовной академии. OR Ф.304.2. № 155: 79 [II] л. ;

8. XIX в. Богословие созерцательное: 2 [рукопись]: курс лекций Кирилла / Богословского-Платонова, читанных им в Московской духовной академии. OR Ф.304.2. № 156: 72 [II] л. ;

9. XIX в. Богословие созерцательное: [рукопись]: курс лекций Кирилла / Богословского-Платонова, читанных им в Московской духовной академии. OR Ф.304.2. № 161: 168 [II] л.

10. Филарет (Дроздов), свт. Толкование на книгу Бытия. М.: Лепта-Пресс, 2004. 831 с.

11. Богословие догматическое. Человекословие. 1830-е гг. Книга I [рукопись]. ОР Ф.173.4 № 120: 192 л.

12. Богословский-Платонов К. (архиеп.). Указ. соч. 2 [рукопись]. С. 33-34.

13. Там же. С. 45.

14. Богословие догматическое. Указ. соч. Книга I [рукопись]. С. 12а.

15. Богословский-Платонов К. (архиеп.). Указ. соч. 2 [рукопись]. С. 36.

16. Там же. С. 38-39.

17. Там же.

18. Там же. С. 42.

19. Там же. С. 59.

20. Там же. С. 60.

21. Там же.

22. Там же. С. 32.

23. Там же. С. 31-32.

24. Богословский-Платонов К. (архиеп.). Указ. соч. [рукопись]. С. 99.

25. Там же. С. 99.

26. Там же.

27. Там же. С. 101.

28. Там же.

29. Там же.

30. Там же. С. 104.

31. Там же.

32. Богословский-Платонов К. (архиеп.). 2 [рукопись]. С. 25.

33. Богословие догматическое. Указ. соч. Книга I [рукопись]. С. 33-34.

34. Там же. С. 8.

35. Там же. С. 29.

Редактор: Кириллова Екатерина Анатольевна Переводчик: Мельников Евгений Вячеславович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.