УДК 128
DOI 10.52575/2712-746X-2022-47-1-142-149
Учение о предопределении человека в рукописи 121 трилогии «Богословское Человекословие» архимандрита Евтихиана (Лестева)
Нифонтова О.И.
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85 E-mail: [email protected]
Аннотация. На современном этапе развития общества в связи с изучением нейронных сетей и появлением человекообразных роботов наблюдается усиление научного интереса к изучению проблемы человека, его природы, мотивов и последствий его поступков, а также его конечной судьбы. В связи с этим новооткрытые рукописи первой половины XIX века «Богословское Человекословие» архимандрита Евтихиана (Лестева) вносят свой вклад в понимание человеком самого себя и своего возможного будущего. Выявлено, что архимандрит Евтихиан заимствует некоторые идеи у западного богословия, но вкладывает в них православное содержание, вследствие чего в учении возникают некоторые противоречия.
Ключевые слова: западное богословие, православное богословие, западные термины, православное содержание, предопределение ко спасению
Благодарности: автор выражает благодарность научному руководителю, доктору философских наук, профессору Липич Т.И.
Для цитирования: Нифонтова О.И. 2022. Учение о предопределении человека в рукописи 121 трилогии «Богословское Человекословие» архимандрита Евтихиана (Лестева). NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 47(1): 142-149. DOI: 10.52575/2712-746X-2022-47-1-142-149
Teaching About the Predestination of Man in the Manuscript 121 of the Trilogy "Theological Humanology" by Archimandrite Evtikhian (Lestev)
Olga I. Nifontova
Belgorod National Research University, 85 Pobeda St, Belgorod 308015, Russia E-mail: [email protected]
Abstract. At the present stage of development of society, in connection with the study of neural networks and the emergence of humanoid robots, there is an increase in scientific interest in the study of the problem of man, his nature, the motives and consequences of his actions, as well as his ultimate fate. In this regard, the newly discovered manuscripts of the first half of the 19th century "Theological Humanology" by Archimandrite Evtikhian (Lestev) contribute to a person's understanding of himself and his possible future. It is revealed that Archimandrite Eutykhian borrows some ideas from Western theology, but puts Orthodox content into them, as a result of which some contradictions arise in the teaching in the stated anthropological teaching.
Keywords: Western theology, Orthodox theology, Western terms, Orthodox content, predestination to salvation
Acknowledgements: The author would like to thank her supervisor, Professor T.I. Lipich, Doctor of Philosophy.
For citation: Nifontova O.I. 2022. Teaching About the Predestination of Man in the Manuscript 121 of the Trilogy "Theological Humanology" by Archimandrite Evtikhian (Lestev). NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Law, 47(1): 142-149 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-746X-2022-47-1-142-149
Введение
С 90-х гг. XX века по сегодняшний день в научном сообществе наблюдается усиление интереса к изучению творческого наследия представителей духовно-академической философии XIX века. В конце XX века были опубликованы монографии, защищено немалое количество диссертаций по различным аспектам данной ветви отечественной философии. Свой вклад в изучение духовно-академической проблематики XIX века внесли И.В. Гальковская [Гальковская, 1995], С.В. Пишун [Пишун, 1996], П.В. Калитина [Кали-тин, 1999], И.В. Цвык [Цвык, 2002], М.В. Ганиянц [Ганиянц, 2003], В.Ю. Пинчук [Пинчук, 2003], В.Е. Луценко [Луценко, 2008], В.И. Коцюба [Коцюба, 2014], Н.А. Куценко [Куцен-ко, 2005], Н.Ю. Сухова [Сухова, 2011], П.В. Хондзинский [Хондзинский, 2017] и другие. Вместе с тем, исследования вышеназванных авторов охватывают, в основном, духовно-академическую философию второй половины XIX века. Это объясняется тем, что во второй половине XIX века духовно-академическая философия предстает уже вполне сформировавшимся явлением и достигает периода своего наивысшего расцвета в различных областях знания, что и вызывает пристальный интерес исследователей. Во второй половине XIX века расцвет духовно-академической философии в частности наблюдается и в области антропологии. Именно в этот период появляются знаковые антропологические труды В.И. Несмелова, М.М. Тареева, П.Ю. Юркевича, отличающиеся структурной целостностью и достаточной глубиной изложения антропологического учения.
Вопрос о том, что же происходило в первой половине XIX века в антропологической мысли духовно-академической философии, несмотря на множество исследований, остается открытым и требует научного изучения.
На сегодняшний день знаковыми мыслителями духовно-академической философии первой половины XIX века можно назвать святителя Филарета (Дроздова), архиепископа Кирилла (Богословского-Платонова) и архимандрита Евтихиана (Лестева). Ими была предпринята первая попытка (а возможно и единственная, так как другие подобные опыты этого периода пока неизвестны) создать полный курс дисциплинарной антропологии. План курса разработал святитель Филарет (Дроздов) и изложил его в «Обозрении богословских наук в отношении преподавания их в высших духовных училищах» [Филарет (Дроздов), 1885-1888], дав название будущему курсу «Богословское Человекословие». Архиепископ Кирилл (Богословский-Платонов) и архимандрит Евтихиан (Лестев), будучи учениками святителя Филарета, наполнили данный план содержанием. Части «Богословского Человекословия» архиепископа Кирилла (Богословского-Платонова) и архимандрита Евтихиана (Лестева), посвященные свойствам природы человека в первозданном состоянии и в состоянии повреждения, рассмотрены в предыдущих статьях [Нифонтова, 2019; Липич, Нифонтова, 2020]. У архимандрита Евтихиана свойства природы человека рассмотрены в первой части рукописной трилогии «Богословское Человекословие» под номером 120 [Липич, Нифонтова, 2019].
В данной же статье предпринимается попытка рассмотреть основное содержание второй рукописи трилогии архимандрита Евтихиана (Лестева) под номером 121 [Богословие..., не опублик., 1830]. Хотя данная рукопись носит общее с первой рукописью название «Богословское Человекословие», однако речь в ней идет уже не о свойствах природы
человека в состоянии совершенства и повреждения, а о возможном способе восстановления человеческой природы.
Элементы юридизма в учении о предопределении
Одним из основополагающих моментов в рукописи 121 следует назвать учение о предопределении людей, уверовавших в Иисуса Христа ко спасению, которое предположительно восходит к блаженному Августину, так как именно этот богослов упоминается в рукописи архимандритом Евтихианом. Здесь также довольно часто и явственно встречаются элементы юридизма, свойственные западному богословию. Это порождает некоторое противоречие, состоящее в том, что Бог представляется архимандритом Евтихианом (Лестевым), с одной стороны, как милосердный и любящий человека, а с другой стороны, Он желает удовлетворить свое правосудие. Довольно наглядно это иллюстрирует следующий фрагмент: «На основании сказаний Слова Божия предопределение в частном смысле разумеемое такое действие, так называемой, последующей Божией воли, Которому Бог по единому своему милосердию и для удовлетворения Своему правосудию ради будущих заслуг Сына Своего истинного Бога, Иисуса Христа, которые он благоволил во времени открыть всем человекам, всех тех людей, о которых предвидел, что они истинно уверуют в Сына его и пребудут непоколебимы в вере до конца своей жизни, отделил от прочих людей, избрал, освятил и утвердил от века для получения вечного спасения в похвалу славы благодати своея» [Богословие..., не опублик., 1830, с. 3].
Учение о предопределении у архимандрита Евтихиана означает в том числе и то, что Бог предопределил заранее все необходимое человеку ко спасению: «Но ежели предопределение разумеет в первом его знаменовании, т. е. в знаменовании всего того, что Бог от века предопределил все нужное ко спасению падшего человечества; то, по указанию Слова Божия, судя о Божественных Делах человекообразно, в сем предопределении можно заметить чин и порядок Божественного Действования касательно восстановления человека...» [Богословие., не опублик., 1830, с. 3].
Восстановление человеческой природы у Бога, согласно рукописи 121, имеет определенный чин и порядок, значение и смысл. Этот чин предполагает со стороны Бога не просто восстановление человека в его первоначальное состояние, которое было до падения, но и дарование благ, которые «гораздо большие, нежели какие имел человек в первобытном состоянии прежде падения» [Богословие., не опублик., 1830, с. 3]. Для этого необходимо, согласно учению рукописи 121, истинно уверовать в Сына Божия и пребывать в вере до конца своей жизни [Богословие., не опублик., 1830, с. 3], а также возродиться «водою и духом» [Богословие., не опублик., 1830, с. 3]. (то есть крещением) и оправдаться не собственными заслугами, так как это невозможно, а правдой второго лица Святой Троицы, Иисуса Христа. [Богословие., не опублик., 1830, с. 3].
Архимандрит Евтихиан приводит точку зрения неопределенных богословов о предопределении, называя их «некоторыми учителями», согласно которой, Бог предвидел падение человека и предопределил спасти человечество через своего Сына, который повиновением Богу Отцу «имел заслужить и сообщить человеческому роду всю ту правду, которая могла соделать оный невинным и возвратить ему живот и блаженство и даже в преизбытке, относительно того, Который человек имел в первобытном невинном состоянии, и которого он лишен чрез свое падение» [Богословие., не опублик., 1830, с. 4]. Кроме того, Бог предопределил также, чтобы «те люди, которых Он решил оправдать верою во Иисуса Христа, более и более обновлялись, освещались и совершенствовались в жизни своей и телом и душою и духом для прилепления к Нему единому» [Богословие., не опублик., 1830, с. 5], а также «защищать их от дьявола, мира и плоти, и во всех путях жизни руководствовать и поддерживать; и даже если они, по слабости естества человеческого будет падать, то силою Духа Святого восстановлять их, и в самых действиях утешать их и
сохранять целыми и невредимыми для предназначенной славы» [Богословие., не опуб-лик., 1830, с. 5]. Юридические термины «заслуги», «заслужил», «удовлетворил правде или правосудию Божию» сопровождают рукопись 121 на всем ее протяжении.
Попытка разрешить противоречие в образе Бога как любящего Отца и Бога - грозного Судьи
Архмандрит Евтихиан пытается избежать возникшего противоречия между образом Бога как любящего Отца и образом Бога-судьи, для чего объединяет Божие человеколюбие и удовлетворение правосудию в нечто единое, приписываемое Богу одновременно: «Итак предопределение в пространном смысле разумеемое, есть такое Божественное Определение, по которому Бог единственно по своей несказанной благости и человеколюбию, впрочем и для удовлетворения своему правосудию, для всех человеков, как падших во Адаме, предопределил и благоизволил послать в мир единородного Сына своего, яко ходатая и споручника за человеков и предложить его Божественную заслугу и правду, и всех тех, кои не будут противится его благодатному призванию, утвердить в истинной вере чрез откровенное слово и таинства, всех верующих оправдать, если они всегда будут следовать его благодатным действиям, обновлять, освящать, усыновлять и сохранить целыми до конца жизни и, наконец, соделать причастниками вечного живота и вечной славы» [Богословие., не опублик., 1830]. Архимандрит Евтихиан разделяет предопределение в общем и в частном смыслах. Он пишет о том, что в частном смысле предопределение еще называется избранием или выбором. И, согласно его рукописи, предопределение или избрание в частном смысле не есть всеобщее определение, так как оно относится преимущественно к тем, кто спасается верой в Иисуса Христа. С другой стороны, в общем смысле предопределение касается всех людей и совершается до частного предопределения, зависящего от веры и выбора самого человека [Богословие., не опублик., 1830, с. 6].
Архимандрит Евтихиан критически подходит к учению о предопределении блаженного Августина, что свидетельствует о несколько ином понимании предопределения архимандритом. В своей рукописи он сообщает о том, что блаженный Августин разделяет человеческий род на две части: одна часть предопределена Богом ко спасению, а другая предопределена вечно мучиться с дьяволом в аду [Богословие., не опублик., 1830, с. 8]. Архимандрит Евтихиан такой взгляд блаженного Августина находит несоответствующим Слову Божию, потому что предопределение о погибели людей совершенно не свойственно Богу и нелепо, так как смерть не может являться концом человека [Богословие., не опублик., 1830, с. 8].
Архимандрит Евтихиан вновь возвращается к милосердию Божию: «Слово Божие свидетельствует, что Бог предопределил ко спасению человеков не по предуведению каких-либо заслуг со стороны человеков пред престолом правосудия его; но по единому своему неизреченному милосердию и благодати.» [Богословие., не опублик., 1830, с. 11]. И затем сразу же к юридизму: «Впрочем сие человеколюбие и благость действовавшая в Триипостасном Божестве при сем спасительном определении о спасении человеческого рода не иначе действовала, как на основании правды Божией и заслуги и правды Иисуса Христа, и того совершенного удовлетворения, которое Сын Божий, яко Бог совершенный и совершенный Сын Отца совершенного, имел совершить в исполнение времен» [Богословие., не опублик., 1830, с. 11]. Поэтому не имеющие веры во Иисуса Христа «непредопределены и непредъизбраны ко спасению» [Богословие., не опублик., 1830, с. 12].
Концепция отверженных людей
Согласно концепции рукописи 121, действию предопределения и предъизбрания противополагается отвержение в смысле отриновения человека от вечной славы [Богословие., не опублик., 1830, с. 27]. Отвержение архимандрит Евтихиан определяет следую-
щим образом: «Отвержение есть такое вечное Божественное определение или действие воли Божественной последующей, по которому Бог, сообразно вечному Своему Карательному правосудию, всех тех грешников и нечестивцев, закосневших во грехах, о которых он предвидел что они благодать призвания и оправдания отвергнут конечным образом, и из сей жизни изыдут без веры во Иисуса Христа, осудил на вечное осуждение, в вечную похвалу и славу своего правосудия» [Богословие., не опублик., 1830, с. 28]. В данной формулировке снова проскальзывают мотивы юридизма в терминологии «карательное правосудие». Архимандрит Евтихиан называет две причины отвержения, внутреннюю и внешнюю. Под внутренней он имеет в виду карательное Божие правосудие [Богословие., не опублик., 1830, с. 28], а под внешней, - грехи человека, особенно намеренные [Богословие., не опублик., 1830, с. 29]. Архимандрит Евтихиан считает справедливым отвержение упорных грешников: «Итак справедливо, что люди отверженные от вечной славы, к вечному бесславию суть грешники упорные, нераскаянные и даже до последнего издыхания жизни отвергающие заслуги Иисуса Христа» [Богословие., не опублик., 1830, с. 30].
Архимандрит Евтихиан делает очень важное замечание о том, что причиной отвержения Богом является сам человек: «Следовательно Бог ни одного человека не отвергает от вечного живота по единому своему свободному произволению и безусловному дей-ствованию без всяких побудительных причин со стороны человека: Но он отвергает грешников от вечного блаженства по своему предвечному предведению беззаконий сих людей, которые имели бысть соединить с нераскаянностью ожесточением сердца» [Богословие., не опублик., 1830, с. 32]. То есть выбор предопределения или отвержения во многом остается за самим человеком. При этом отмечается, что людей отверженных от вечного спасения больше, чем предопределенных ко спасению в силу того, что человеческий род более наклонен ко злу, чем к добру [Богословие., не опублик., 1830, с. 37].
У архимандрита Евтихиана в рукописи присутствует педагогический элемент, призванный убедить человека сделать правильный выбор в пользу предопределения ко спасению: «Люди предопределенные и предъизбранные ко спасению, познавая из слова Божия, что люди отверженные непременно подвергнутся вечному мучению, научаются Бога бояться, и ненавидеть грехи, которые Бог имеет наказать.» [Богословие., не опублик., 1830, с. 38].
Архимандрит Евтихиан подчеркивает бессилие человека спастись самому: «Известно, что ни один грешник, сам по себе и собственными своими силами не мог и не может удовлетворить вечному Божественному правосудию за грехи свои и ближних» [Богословие., не опублик., 1830, с. 39]. Спасти человека может только Сын Божий: «Сын Божий, как Божественное лицо исполненное благодати и истины в предвечном Божественном Завете о спасении человеческого рода, воспринял на себя то, чтобы в воспринятом человеческом (роде) естестве в свою Божественную ипостась совершенно удовлетворить Божественному правосудию за грехи всего человеческого рода, и бедному человеческому роду сообщить все то, что нужно для восстановления его, и получения вечного живота» [Богословие., не опублик., 1830, с. 40]. Вновь звучат рядом элементы юридизма, связанные с удовлетворением Божественному правосудию, и милосердия: «Причина, побудившая Сына Божия к исполнению предвечного предопределения Бога Отца о спасении человеческого рода была та же, которая побудила Бога Отца к начертанию его завета, - несказанное милосердие и любовь к роду человеческому» [Богословие., не опублик., 1830, с. 47]. Для спасения со стороны человека требуется вера и покаяние [Богословие., не опублик., 1830, с. 56-57].
Архимандрит Евтихиан подчеркивает, что все доброе ко спасению дает человеку Бог [Богословие., не опублик., 1830, с. 58]. Юридизм в терминологии выражается также в словах угрозы, угрожать: «В Завете благодати кроме обетований, слово Божие представляет и некоторые угрозы за неисполнение условий Завета. Сии угрозы находятся в Евангелии, так и в посланиях Апостолов» [Богословие., не опублик., 1830, с. 58]; «ежели че-
ловек отвергает сии средства, то будет причиной а) бедствий в настоящей жизни, б) тех наказаний вечных, которыми Бог угрожает за преступление сего Закона, и след. всех наказаний, происходящих не столько от завета благодати, сколько от неисполнения завета дел» [Богословие., не опублик., 1830, с. 59].
Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что рукопись 121 архимандрита Евтихиана (Лестева) преимущественно посвящена учению о предопределении человека. Сама идея предопределения заимствована архимандритом Евтихианом у блаженного Августина, однако серьезно переработана. Архимандрит Евтихиан критикует учение о предопределении блаженного Августина в части разделения людей Богом на заранее предопределенных ко спасению и заранее отверженных. Он утверждает, что у Бога есть предопределение всех людей ко спасению, однако сам человек выбирает свою судьбу. И это серьезное отличие православного взгляда в данном учении. Заимствуя идею о предопределении у западного богословия, архимандрит Евтихиан изменяет ее содержание. Вместе с идеей в рукопись архимандрита Евтихиана входят западные термины юридического взгляда на Бога как на судью. Это такие термины как «заслуги», «карательное Божие правосудие», «угрожать». Вследствие этого в рукописи 121 возникает несколько противоречивый образ Бога, сочетающий в себе и любящего Отца и карающего Судью. Архимандрит Евтихиан пытается сгладить противоречие, утверждая, что в Боге одновременно есть и то и другое. Все вышеизложенное свидетельствует о процессах заимствования и преобразования форм западного богословия в православном учении, происходящих в духовно-академической философии первой половины XIX века. Заимствуя формы западного богословия, духовно-академическая философия все же наполняла их православным восточным содержанием и оставалась в рамках восточного учения.
Список литературы
Богословие догматическое. Человекословие. 1830-е гг. Книга II [рукопись]. [Б.м.]. 165. OR Ф.173.4 № 121.
Гальковская И.В. 1995. Православная академическая антропология: В.И. Несмелов и М.М. Тареев:
диссер.... канд. филос. наук. Екатеринбург, 157 с. Ганиянц М.В. 2003. Российское любомудрие в первой половине XIX века: философия и история философии в университетах и духовных академиях: диссер. ... канд. истор. наук. Москва, 215 с.
Калитин П.В. 1999. Философско-богословская мысль в России во второй половине XVIII - начале XIX вв (историко-философский и логико-семантический анализ): диссер. .док. филос. наук. Москва, 287 с.
Коцюба В.И. 2014. Духовно-академическая философия первой половины XIX века в исследованиях отечественных и зарубежных мыслителей и историков философии: диссер.... доктора. филос. наук. М., 341 с. Куценко Н.А. 2005. Духовно-академическая философии в России первой половины XIX века:
киевская и петербургская школы (Новые материалы). М., 138 с. Липич Т.И., Нифонтова О.И. 2019. Понятие человекословия в русской антропологической традиции конца ХУШ - первой половины XIX века (опыт архимандрита Евтихиана (Лестева). Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право, 44(4): 601-610. Луценко В.Е. 2008. Духовно-академическая философия в России и европейский теизм второй
половины 19 века: дис. ... канд. филос. наук. Уссурийск, 166 с. Нифонтова О.И. 2020. Учение архиепископа Кирилла (Богословского-Платонова) о четырех состояниях человеческой природы: философско-антропологический аспект. Общество: философия, история, культура, 6(74): 49-52.
Пинчук В.Я. 2003. Метафизическая психология в русском духовно-академическом теизме XIX
века: диссер. ... канд. филос. наук. Уссурийск, 169 с. Пишун С.В. 1996. Православная персонология и духовно-академическая философия XIX века. М., «Прометей». 431 с.
Сухова Н.Ю. 2011. Подготовка и аттестация научно-педагогических кадров в православных духовных академиях в контексте высшего образования России (XIX - начало XX в.): диссер. ... доктор исторических наук. М., 525 с. Сухова Н.Ю. 2011. Подготовка и аттестация научно-педагогических кадров в православных духовных академиях в контексте высшего образования России (XIX - начало XX в.): диссер. . доктор исторических наук. М., 205 с. Филарет (Дроздов), архим. 1885-1888. Обозрение богословских паук в отношении преподавания их в высших духовных училищах. В кн.: Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам, изданное под редакцией преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского: В 5 т. СПб., 123-151. Хондзинский П.В. 2017. Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя
Филарета, митрополита Московского: диссертация ... кандидата философских наук. М., 296 с. Цвык И. В. 2002. Духовно-академическая философия в России XIX в.: Историко-философский анализ: диссер. ... доктора филос. наук. М., 373 с.
References
Dogmatic theology. Humanology. 1830s Book II [manuscript]. [B.m.]. 165. OR F.173.4 No. 121. (In Russian)
Galkovskaya I.V. 1995. Orthodox academic anthropology: V.I. Nesmelov and M.M. Tareev: dis. ... cand.
philosophy sciences. Ekaterinburg, 157 p. (In Russian) Ganiyants M.V. 2003. Russian Philosophy in the First Half of the 19th Century: Philosophy and History of Philosophy at Universities and Theological Academies: dis. ... cand. history sciences. Moscow, 215 p. (In Russian)
Kalitin P.V. 1999. Philosophical and theological thought in Russia in the second half of the 18th - early 19th centuries (historical-philosophical and logical-semantic analysis): dis. .doc. philosophy sciences. Moscow, 287 p. (In Russian) Kotsyuba V.I. 2014. Spiritual and academic philosophy of the first half of the 19th century in the studies
of domestic and foreign thinkers and historians of philosophy: dis.....doctor. philosophy sciences.
Moscow, 341 p. (In Russian) Kutsenko N.A. 2005. Spiritual and academic philosophy in Russia in the first half of the 19th century:
Kyiv and St. Petersburg schools (New materials). Moscow, 138 p. (In Russian) Lipich T.I., Nifontova O.I. 2019. The concept of humanism in the Russian anthropological tradition of the late 18th - first half of the 19th century (the experience of Archimandrite Evtikhian (Lestev). Scientific Bulletin of the Belgorod State University. Series: Philosophy. Sociology. Law, 44(4): 601-610. (In Russian)
Lutsenko V.E. 2008. Spiritual and academic philosophy in Russia and European theism in the second half
of the 19th century: dis. ... cand. philosophy sciences. Ussuriysk, 166 p. (In Russian) Nifontova O.I. 2020. The teaching of Archbishop Kirill (Bogoslovsky-Platonov) on the four states of human nature: philosophical and anthropological aspect. Society: philosophy, history, culture. 6(74): 49-52. (In Russian)
Pinchuk V.Ya. 2003. Metaphysical psychology in Russian spiritual-academic theism of the 19th century:
dis. ... cand. philosophy Sciences. Ussuriysk, 169 p. (In Russian) Pishun S.V. 1996. Orthodox personology and spiritual-academic philosophy of the 19th century.
Moscow, Prometheus. 431 p. (In Russian) Sukhova N.Yu. 2011. Training and certification of scientific and pedagogical personnel in Orthodox theological academies in the context of higher education in Russia (XIX - early XX century): dis. .doctor of historical sciences. Moscow, 525 p. (In Russian) Sukhova N.Yu. 2011. Training and certification of scientific and pedagogical personnel in Orthodox theological academies in the context of higher education in Russia (XIX - early XX century): dis. .doctor of historical sciences. Moscow, 205 p. (In Russian)
Filaret (Drozdov), archim. 1885-1888. Review of theological sciences in relation to their teaching in higher theological schools. In the book: Collection of Opinions and Reviews of Filaret, Metropolitan of Moscow and Kolomna, on educational and church-state issues, published under the editorship of His Grace Savva, Archbishop of Tver and Kashinsky: In 5 vols. St. Petersburg, 123-151. (In Russian)
Khondzinsky P.V. 2017. Resolution of the problems of Russian theology of the 18th century in the synthesis of St. Philaret, Metropolitan of Moscow: dis. ... candidate of philosophical sciences. Moscow, 296 p. (In Russian) Tsvyk I.V. 2002. Spiritual and academic philosophy in Russia in the 19th century: Historical and philosophical analysis: dissertation. ... Doctor of Philosophy. Sciences. Moscow, 373 p. (In Russian)
Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Нифонтова Ольга Ивановна, ассистент кафедры философии и теологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университета, г. Белгород, Россия
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Olga I. Nifontova, Assistant of the Department of Philosophy and Theology, Belgorod National Research University, Belgorod, Russia