Научная статья на тему 'Введение в академические традиции как психолого-педагогический фактор адаптации студентов-первокурсников'

Введение в академические традиции как психолого-педагогический фактор адаптации студентов-первокурсников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ / СТУДЕНТ / ПЕРВОКУРСНИК / ОБУЧЕНИЕ / ВУЗОВСКАЯ СРЕДА / ФАКТОР / ADAPTATION / ACADEMIC TRADITION / STUDENT / FRESHMAN / EDUCATION / ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION / FACTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иохвидов Владимир Вячиславович, Генадис Марина Евгеньевна, Цзю Элеонора Геннадьевна

Статья выполнена в рамках изучения психолого-педагогических факторов адаптации студентов, приступивших к обучению в вузе. В качестве такого фактора рассмотрено введение студентов в академические традиции вузовской среды, до сих пор мало учитываемые в педагогической теории и практике. В нашем исследовании реализовано выявление имплицитно представленных в деятельности вуза академических традиций. На опытной основе доказано, что организованное введение студентов в академические традиции приводит к улучшению, по сравнению со студентами, с которыми не проводится такая работа, адаптации к вузовской среде, ситуативной тревожности, субъектной удовлетворенности обучением в вузе и академической успешности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Introduction to academic traditions as psycho-pedagogic factor of adaptation of first year students

The article is made in the framework of the study of psychological and pedagogic factors of adaptation of students who have started to attend a higher education institution. These include ceremony of initiation in the student life, that is still little considered in pedagogic theory and practice. In our research we realised identification implicitly of the academic traditions presented in activity of higher education institution.. On an experimental basis, it is proved that the organised introduction of students into academic traditions leads to an improvement, compared with students with whom such work is not carried out, adaptation to environment of a higher education institution, situational anxiety, subjective satisfaction with learning at a higher education institution, and academic success.

Текст научной работы на тему «Введение в академические традиции как психолого-педагогический фактор адаптации студентов-первокурсников»

Введение в академические традиции как психолого-педагогический фактор адаптации студентов...

йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-3-147-150 УДК 159.9:316.6

Иохвидов Владимир Вячиславович

кандидат педагогических наук, доцент

Генадис Марина Евгеньевна Цзю Элеонора Геннадьевна

Ставропольский государственный педагогический институт [email protected], [email protected], [email protected]

ВВЕДЕНИЕ В АКАДЕМИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

Статья выполнена в рамках изучения психолого-педагогических факторов адаптации студентов, приступивших к обучению в вузе. В качестве такого фактора рассмотрено введение студентов в академические традиции вузовской среды, до сих пор мало учитываемые в педагогической теории и практике. В нашем исследовании реализовано выявление имплицитно представленных в деятельности вуза академических традиций. На опытной основе доказано, что организованное введение студентов в академические традиции приводит к улучшению, по сравнению со студентами, с которыми не проводится такая работа, адаптации к вузовской среде, ситуативной тревожности, субъектной удовлетворенности обучением в вузе и академической успешности.

Ключевые слова: адаптация, академическая традиция, студент, первокурсник, обучение, вузовская среда, фактор.

Поступление в вуз представляет собой значимое событие для каждого молодого человека, наполненное позитивными эмоциями открывающихся жизненных перспектив в сочетании со стрессогенностью резкого изменения условий построения жизнедеятельности. Наряду с общей стрессогенностью современной жизни, его психологическое благополучие в этот период подвергается негативным воздействиям осознания возросшей ответственности за собственную успешность, как минимум, перед своими родителями и близкими людьми [10]. Между тем, при переходе от обучения в школе или среднем специальном учебном заведении к обучению в вузе эта успешность оказывается трудно достижимой в связи с катастрофическим ростом нагрузки на психофизиологическое состояние, интеллектуальную и коммуникативную сферу, навыки построения социального взаимодействия [4]. Необходимым условием продуктивного включения студентов-первокурсников в процессы личностного и профессионального развития рассматривается их ускоренная адаптация в вузовском пространстве [6].

Адаптация, понимаемая в самом общем виде как процесс и результат приспособления (психофизиологического, психологического, социально-психологического) субъекта к изменившимся условиям жизнедеятельности, на сегодняшний день увязывается с различными внешними и внутренними факторами, начиная от условий организации его внешней среды (комфортности, доступности, привычности) и заканчивая развитием некоторых его индивидуальных характеристик (адаптивности, стрессоустойчивости, толерантности к неопределенности и пр.) [12]. Адаптация к вузу также детерминируется многими внешними и внутренними для субъекта факторами, достаточно интенсивно изучаемыми в педагогических и психологических работах. Так, в исследованиях последних лет была

раскрыта связь процессов адаптации студентов-первокурсников с формированием у них копинг-стра-тегий [11] и развитием социально-психологических компетенций [8], показано влияние на успешность психофизиологической адаптации потенциала оздоровительной гимнастики Тай-бо [7]. Между тем, практика подтверждает актуальность проблемы дезадаптации студентов-первокурсников, что, свидетельствуя о сохранении ограниченности возможных для нее решений, требует продолжения исследований в соответствующем направлении.

С учетом того, что первичные трудности адаптации студентов, поступивших в вуз, создает их неспособность приспособиться к новым реалиям организации условий учебной деятельности (включиться в новый режим труда и отдыха, в новые требования взаимодействия с преподавателями и сверстниками, в новое социальное пространство, в новые правила организации познавательной деятельности), перспективным психолого-педагогическим фактором стимулирования адаптации студентов-первокурсников может рассматриваться целенаправленное введение их в академические традиции высшего учебного заведения [1; 9].

Понятие «академические традиции» остается для отечественного образования еще мало используемым [2; 3; 5]. Однако, интеграция в мировое образовательное пространство побуждает осознать значимость соответствующего феномена для многих аспектов вузовского функционирования, в том числе и в интересах облегчения адаптации студентов-первокурсников. Уже сейчас, во многих «продвинутых» вузах особое внимание уделяется формированию традиций песнопения на значимых мероприятиях, ношения знаковых атрибутов одежды, внедрения локальных игр, соблюдения мини-обрядов, утверждения вузовских легенд, позволяющих почувствовать себя частью закрытого сплоченного сообщества студентов.

© Иохвидов В.В., Генадис М.Е., Цзю Э.Г., 2019

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3

147

На начальном этапе нашего исследования мы попытались установить, какие именно академические традиции являются содержательно значимыми для представителей вузовского сообщества. С этой целью мы провели опрос студентов старших курсов (п1=200) и преподавателей (п2=50) филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки. В результате нами был получен исходный перечень академических традиций, имеющих, по мнению респондентов, воспитательный и социализационный потенциал, а также обладающих адаптационным ресурсом воздействия на студентов-первокурсников. В число таких академических традиций вошли: церемония посвящения в студенты, практика ношения на торжественных и иных мероприятиях знаков принадлежности к данному академическому сообществу (нашейных платков определенного цвета, значков, униформы студенческих отрядов и т.п.), участие в дружеских розыгрышах, создание и культивирование вузовских легенд, «брендиро-ванное» участие во вневузовских и межвузовских коллективных мероприятиях (играх, флэш-мобах, акциях).

Названные элементы академических традиций были ранжированы испытуемыми по убыванию их значимости для вузовской среды (табл. 1).

Установление списка академических традиций социализационной и адаптационной направленности, с одной стороны, не является для филиала чем-то оригинальным, отличающимся от практики использования другими вузами, с другой стороны, поддерживает общий тренд общественного развития, направленного на эффективное включение студента как будущего профессионала и развивающейся личности в социум.

В связи с вышесказанным мы попытались определить характер воспитательно-адаптационных воздействий, оказываемых на студентов-первокурсников академическими традициями филиала. Для этого нами были сформированы две группы испытуемых из числа студентов первого курса. В первую - экспериментальную группу вошли 100 студентов, подвергшихся непосредственному воспитательно-социализационному влиянию перечисленных нами академических традиций.

Во второй - контрольной группе оказалось также 100 студентов, целенаправленно ограничиваемых от воздействия академических традиций филиала. Предварительное изучение составленных групп показало, что никто из ее состава не имеет предшествующего опыта обучения в вузе. Кроме того, их состав оказался практически эквивалентным по возрастному составу (от 17 до 18 лет) и половой принадлежности участников. Работа с группами строилась таким образом, чтобы по истечении относительно продолжительного времени (около полугода) можно было подвести определенный промежуточный сравнительно-сопоставительный итог экспериментальных воздействий.

На первом этапе работы с экспериментальной группой нами был проведен цикл бесед и круглых столов, посвященных особенностям следования практике академических традиций в отечественном и зарубежном образовании. В частности, студенты получили достаточно большой объем информации относительно специфики академических традиций в европейском и американском высшем и среднем образовании, а также сравнительный анализ отечественной практики возникновения и распространения академических традиций в образовательной пространстве. При этом освоенные информационные массивы были тщательно отрефлексированы и интериоризированы студентами.

Второй этап опытной работы со студентами имел характер подкрепления, когда полученные знаниевые пласты были реализованы в качестве событийного опыта при организации церемоний и мероприятий, направленных на повышение адаптационного потенциала студентов-первокурсников. Собственно сам этот этап можно охарактеризовать как практико-ориентированный, в процессе которого деятельность по имплементации академических традиций не была экспериментально генерированной, а носила, в достаточной степени, естественный характер, когда процедуры проведения мероприятий с академическими традициями не были подобраны специально, но реализовывались по плану работы высшего учебного заведения.

В содержательном плане в числе наиболее высокоэффективных с точки зрения социализационного воздействия на студентов первого курса оказалась

Таблица 1

Ранжированное распределение значимости элементов академических традиций для студентов и преподавателей вуза

Элементы академических традиции Ранг

преподаватели студенты

Церемония посвящения в студенты 1 2

Ношение знаков принадлежности 3 1

Участие в дружеских розыгрышах 4 3

Функционирование вузовских легенд 5 5

Участие в коллективных мероприятиях 2 4

Введение в академические традиции как психолого-педагогический фактор адаптации студентов..

Таблица 2

Результаты обследования экспериментальной и контрольной групп студентов

(средние значения, стены)

Показатель Группа Р<

экспериментальная контрольная

Адаптация 8,9 6,7 0,01

Ситуативная тревожность 6,1 7,2 0,05

Удовлетворенность обучением 9,1 7,3 0,01

Академическая успешность 8,7 7,4 0,05

процедура посвящения в студенты, имевшая не только явно выраженный компонент театрального действия, но и, в большей степени, инициализаци-онную составляющую, символизирующую переход обучающихся из одной - более низкой организационной структуры - в другую, более высокую.

Следующей по значимости академической традицией стала практика ношения знаков принадлежности к своему академическому сообществу (нашейных шарфов синего цвета) во время торжеств и общественных мероприятий, а также униформы студенческого педагогического отряда.

Заключительным этапом опытной работы выступили измерительные процедуры, позволившие выявить и сопоставить на сравнительной основе успешность адаптации студентов экспериментальной и контрольной групп к условиям обучения в вузе. В нашем исследовании контролю подлежал основной показатель - уровень адаптации студентов к вузовскому обучению, а также сопровождающие его показатели - уровень ситуативной тревожности, субъективная удовлетворенность обучением в вузе и академическая успешность. Для сбора эмпирических данных применялась методика диагностики социально-психологической адаптивности К. Роджерса и Р. Даймонда и шкала самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина. Субъективная удовлетворенность обучением в вузе выявлялась на основе самооценки по 10-тибалль-ной шкале. Академическая успешность устанавливалась по итогам сдачи зимней сессии на основе установления среднего арифметического полученных баллов. Все эмпирические данные были стандартизированы путем перевода в стены. Сравнение результатов двух групп проводилось с использованием ^критерия Стьюдента.

Полученные результаты показали значимые различия между двумя группами по всем изучаемым показателям (табл. 2).

Таким образом, по результатам опытного этапа исследования можно отметить, что содействие в освоении студентами академических традиций позитивно отражается не только на их адаптивности, но и на сопутствующих ей показателях - ситуативной тревожности, субъективной удовлетворенности обучением в вузе и академической успешности.

Исследование показало, что адаптация студентов-первокурсников к условиям высшего учебного

заведения является одной из существенных проблем психолого-педагогической науки и практики в связи с актуальной потребностью социализации выпускников школ и средних специальных учебных заведений в новых условиях вуза с иными, нежели ранее, требованиями к организации учебного процесса, спецификой социально-воспитательных воздействий и новым характером взаимодействия субъектов образовательной деятельности. Практика следования академическим традициям в образовательной деятельности в целом не нова, она существовала в дореволюционной системе российского образования. Будучи во многом нивелированной в советский период, в новейшей истории отечественного образования она получила новое качество развития, актуализируясь сообразно новым условиям и требованиям развития и воспитания молодых специалистов.

Библиографический список

1. Белова Т.Л. Обряды посвящения в молодежной среде: традиции и новации / Т.Л. Белова, Т. А. Золотова, А.В. Логинова, И.Б. Сергеева // Вестник Марийского государственного университета. - 2017. - № 2. - С. 7-17.

2. Борисова Н.Е. Актуальные проблемы формирования традиций в системе школьного образования // Российский научный журнал. - 2009. -№ 3. - С. 117-123.

3. Буторина Т.С. Милосердие как основа образовательных традиций русского Севера // Смальта. - 2016. - № 2. - С. 12-15.

4. Воронко Е.В. Особенности адаптации студентов-первокурсников к обучению в медицинском вузе / Е.В. Воронко, Т.М. Шамова, И.П. Богданович, В.И. Воронец // Вышэйшая школа. - 2017. -№ 3. - С. 16-17.

5. Гостев А.Н. Система российских традиций в студенческом самоуправлении // Системная психология и социология. - 2013. - № 7. - С. 116-123.

6. Куницкая О.С. Адаптация студентов-первокурсников к образовательной среде учреждения высшего образования: сущность и структура // Вы-шэйшая школа. - 2018. - № 3. - С. 55-60.

7. Малах О.Н. Влияние оздоровительной гимнастики Тай-бо на показатели психофизиологической адаптации студентов-первокурсников в условиях вуза / О.Н. Малах, С. А. Сморгунов, Д.Э. Шкирья-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3

149

нов, Ж. А. Позняк // Весшк Вщебскага дзяржаунага утверсггэта. - 2017. - № 3. - С. 56-61.

8. Плаксина И.В., Дрозд К.В., Зобков А.В. Развитие социально-личностных компетенций студенческой молодежи, обучающейся в вузах с разными воспитательными традициями // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. -2011. - № 11. - С. 376-382.

9. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Интеграция принципа безопасности в психологическую структуру образовательных практик // Education Sciences and Psychology. - 2016. - № 5. - С. 91-98.

10. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая безопасность личности в современной стрес-согенной среде // Современное общество: к социальному единству, культуре и миру: Материалы междунар. форума. - Ставрополь, 2016. - С. 277279.

11. Фонталова Н.С. Взаимосвязь социально-психологической адаптации и копинг-стратегий у студентов юридического института // Baikal research journal. - 2018. - № 4. - С. 1-10.

12. Фромич Ю.В. Адаптация первокурсников образовательных организаций МВД России (на примере Восточно-Сибирского института МВД России) // Академическая мысль. - 2019. - № 1. -С. 129-131.

References

1. Belova T.L. Obryady posvyashcheniya v molodezhnoj srede: tradicii i novacii / T.L. Belova, T.A. Zolotova, A.V Loginova, I.B. Sergeeva // Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2017. -№ 2. - S. 7-17.

2. Borisova N.E. Aktual'nye problemy formirovaniya tradicij v sisteme shkol'nogo obrazovaniya // Rossijskij nauchnyj zhurnal. - 2009. -№ 3. - S. 117-123.

3. Butorina T.S. Miloserdie kak osnova obrazovatel'nyh tradicij russkogo Severa // Smal'ta. -2016. - № 2. - S. 12-15.

4. Voronko E.V. Osobennosti adaptacii studentov-pervokursnikov k obucheniyu v medicinskom vuze / E.V. Voronko, T.M. SHamova, I.P. Bogdanovich, VI. Voronec // Vyshejshaya shkola. - 2017. - № 3. -S. 16-17.

5. Gostev A.N. Sistema rossijskih tradicij v studencheskom samoupravlenii // Sistemnaya psihologiya i sociologiya. - 2013. - № 7. - S. 116-123.

6. Kunickaya O.S. Adaptaciya studentov-pervokursnikov k obrazovatel'noj srede uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya: sushchnost' i struktura // Vyshejshaya shkola. - 2018. - № 3. - S. 55-60.

7. Malah O.N. Vliyanie ozdorovitel'noj gimnastiki Taj-bo na pokazateli psihofiziologicheskoj adaptacii studentov-pervokursnikov v usloviyah vuza / O.N. Malah, S.A. Smorgunov, D.E. SHkir'yanov, ZH.A. Poznyak // Vesnik Vicebskaga dzyarzhaynaga yniversiteta. - 2017. - № 3. - S. 56-61.

8. Plaksina I.V., Drozd K.V, Zobkov A.V. Razvitie social'no-lichnostnyh kompetencij studencheskoj molodezhi, obuchayushchejsya v vuzah s raznymi vospitatel'nymi tradiciyami // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. -2011. - № 11. - S. 376-382.

9. Tylec V.G., Krasnyanskaya T.M. Integraciya principa bezopasnosti v psihologicheskuyu strukturu obrazovatel'nyh praktik // Education Sciences and Psychology. - 2016. - № 5. - S. 91-98.

10. Tylec VG., Krasnyanskaya T.M. Psihologicheskaya bezopasnost' lichnosti v sovremennoj stressogennoj srede // Sovremennoe obshchestvo: k social'nomu edinstvu, kul'ture i miru: Materialy mezhdunar. foruma. - Stavropol', 2016. - S. 277-279.

11. Fontalova N.S. Vzaimosvyaz' social'no-psihologicheskoj adaptacii i koping-strategij u studentov yuridicheskogo instituta // Baikal research journal. - 2018. - № 4. - S. 1-10.

12. Fromich YU.V. Adaptaciya pervokursnikov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii (na primere Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii) // Akademicheskaya mysl'. - 2019. - № 1. - S. 129-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.