Введение в академические традиции как психолого-педагогический фактор адаптации студентов...
йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-3-147-150 УДК 159.9:316.6
Иохвидов Владимир Вячиславович
кандидат педагогических наук, доцент
Генадис Марина Евгеньевна Цзю Элеонора Геннадьевна
Ставропольский государственный педагогический институт [email protected], [email protected], [email protected]
ВВЕДЕНИЕ В АКАДЕМИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
Статья выполнена в рамках изучения психолого-педагогических факторов адаптации студентов, приступивших к обучению в вузе. В качестве такого фактора рассмотрено введение студентов в академические традиции вузовской среды, до сих пор мало учитываемые в педагогической теории и практике. В нашем исследовании реализовано выявление имплицитно представленных в деятельности вуза академических традиций. На опытной основе доказано, что организованное введение студентов в академические традиции приводит к улучшению, по сравнению со студентами, с которыми не проводится такая работа, адаптации к вузовской среде, ситуативной тревожности, субъектной удовлетворенности обучением в вузе и академической успешности.
Ключевые слова: адаптация, академическая традиция, студент, первокурсник, обучение, вузовская среда, фактор.
Поступление в вуз представляет собой значимое событие для каждого молодого человека, наполненное позитивными эмоциями открывающихся жизненных перспектив в сочетании со стрессогенностью резкого изменения условий построения жизнедеятельности. Наряду с общей стрессогенностью современной жизни, его психологическое благополучие в этот период подвергается негативным воздействиям осознания возросшей ответственности за собственную успешность, как минимум, перед своими родителями и близкими людьми [10]. Между тем, при переходе от обучения в школе или среднем специальном учебном заведении к обучению в вузе эта успешность оказывается трудно достижимой в связи с катастрофическим ростом нагрузки на психофизиологическое состояние, интеллектуальную и коммуникативную сферу, навыки построения социального взаимодействия [4]. Необходимым условием продуктивного включения студентов-первокурсников в процессы личностного и профессионального развития рассматривается их ускоренная адаптация в вузовском пространстве [6].
Адаптация, понимаемая в самом общем виде как процесс и результат приспособления (психофизиологического, психологического, социально-психологического) субъекта к изменившимся условиям жизнедеятельности, на сегодняшний день увязывается с различными внешними и внутренними факторами, начиная от условий организации его внешней среды (комфортности, доступности, привычности) и заканчивая развитием некоторых его индивидуальных характеристик (адаптивности, стрессоустойчивости, толерантности к неопределенности и пр.) [12]. Адаптация к вузу также детерминируется многими внешними и внутренними для субъекта факторами, достаточно интенсивно изучаемыми в педагогических и психологических работах. Так, в исследованиях последних лет была
раскрыта связь процессов адаптации студентов-первокурсников с формированием у них копинг-стра-тегий [11] и развитием социально-психологических компетенций [8], показано влияние на успешность психофизиологической адаптации потенциала оздоровительной гимнастики Тай-бо [7]. Между тем, практика подтверждает актуальность проблемы дезадаптации студентов-первокурсников, что, свидетельствуя о сохранении ограниченности возможных для нее решений, требует продолжения исследований в соответствующем направлении.
С учетом того, что первичные трудности адаптации студентов, поступивших в вуз, создает их неспособность приспособиться к новым реалиям организации условий учебной деятельности (включиться в новый режим труда и отдыха, в новые требования взаимодействия с преподавателями и сверстниками, в новое социальное пространство, в новые правила организации познавательной деятельности), перспективным психолого-педагогическим фактором стимулирования адаптации студентов-первокурсников может рассматриваться целенаправленное введение их в академические традиции высшего учебного заведения [1; 9].
Понятие «академические традиции» остается для отечественного образования еще мало используемым [2; 3; 5]. Однако, интеграция в мировое образовательное пространство побуждает осознать значимость соответствующего феномена для многих аспектов вузовского функционирования, в том числе и в интересах облегчения адаптации студентов-первокурсников. Уже сейчас, во многих «продвинутых» вузах особое внимание уделяется формированию традиций песнопения на значимых мероприятиях, ношения знаковых атрибутов одежды, внедрения локальных игр, соблюдения мини-обрядов, утверждения вузовских легенд, позволяющих почувствовать себя частью закрытого сплоченного сообщества студентов.
© Иохвидов В.В., Генадис М.Е., Цзю Э.Г., 2019
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3
147
На начальном этапе нашего исследования мы попытались установить, какие именно академические традиции являются содержательно значимыми для представителей вузовского сообщества. С этой целью мы провели опрос студентов старших курсов (п1=200) и преподавателей (п2=50) филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки. В результате нами был получен исходный перечень академических традиций, имеющих, по мнению респондентов, воспитательный и социализационный потенциал, а также обладающих адаптационным ресурсом воздействия на студентов-первокурсников. В число таких академических традиций вошли: церемония посвящения в студенты, практика ношения на торжественных и иных мероприятиях знаков принадлежности к данному академическому сообществу (нашейных платков определенного цвета, значков, униформы студенческих отрядов и т.п.), участие в дружеских розыгрышах, создание и культивирование вузовских легенд, «брендиро-ванное» участие во вневузовских и межвузовских коллективных мероприятиях (играх, флэш-мобах, акциях).
Названные элементы академических традиций были ранжированы испытуемыми по убыванию их значимости для вузовской среды (табл. 1).
Установление списка академических традиций социализационной и адаптационной направленности, с одной стороны, не является для филиала чем-то оригинальным, отличающимся от практики использования другими вузами, с другой стороны, поддерживает общий тренд общественного развития, направленного на эффективное включение студента как будущего профессионала и развивающейся личности в социум.
В связи с вышесказанным мы попытались определить характер воспитательно-адаптационных воздействий, оказываемых на студентов-первокурсников академическими традициями филиала. Для этого нами были сформированы две группы испытуемых из числа студентов первого курса. В первую - экспериментальную группу вошли 100 студентов, подвергшихся непосредственному воспитательно-социализационному влиянию перечисленных нами академических традиций.
Во второй - контрольной группе оказалось также 100 студентов, целенаправленно ограничиваемых от воздействия академических традиций филиала. Предварительное изучение составленных групп показало, что никто из ее состава не имеет предшествующего опыта обучения в вузе. Кроме того, их состав оказался практически эквивалентным по возрастному составу (от 17 до 18 лет) и половой принадлежности участников. Работа с группами строилась таким образом, чтобы по истечении относительно продолжительного времени (около полугода) можно было подвести определенный промежуточный сравнительно-сопоставительный итог экспериментальных воздействий.
На первом этапе работы с экспериментальной группой нами был проведен цикл бесед и круглых столов, посвященных особенностям следования практике академических традиций в отечественном и зарубежном образовании. В частности, студенты получили достаточно большой объем информации относительно специфики академических традиций в европейском и американском высшем и среднем образовании, а также сравнительный анализ отечественной практики возникновения и распространения академических традиций в образовательной пространстве. При этом освоенные информационные массивы были тщательно отрефлексированы и интериоризированы студентами.
Второй этап опытной работы со студентами имел характер подкрепления, когда полученные знаниевые пласты были реализованы в качестве событийного опыта при организации церемоний и мероприятий, направленных на повышение адаптационного потенциала студентов-первокурсников. Собственно сам этот этап можно охарактеризовать как практико-ориентированный, в процессе которого деятельность по имплементации академических традиций не была экспериментально генерированной, а носила, в достаточной степени, естественный характер, когда процедуры проведения мероприятий с академическими традициями не были подобраны специально, но реализовывались по плану работы высшего учебного заведения.
В содержательном плане в числе наиболее высокоэффективных с точки зрения социализационного воздействия на студентов первого курса оказалась
Таблица 1
Ранжированное распределение значимости элементов академических традиций для студентов и преподавателей вуза
Элементы академических традиции Ранг
преподаватели студенты
Церемония посвящения в студенты 1 2
Ношение знаков принадлежности 3 1
Участие в дружеских розыгрышах 4 3
Функционирование вузовских легенд 5 5
Участие в коллективных мероприятиях 2 4
Введение в академические традиции как психолого-педагогический фактор адаптации студентов..
Таблица 2
Результаты обследования экспериментальной и контрольной групп студентов
(средние значения, стены)
Показатель Группа Р<
экспериментальная контрольная
Адаптация 8,9 6,7 0,01
Ситуативная тревожность 6,1 7,2 0,05
Удовлетворенность обучением 9,1 7,3 0,01
Академическая успешность 8,7 7,4 0,05
процедура посвящения в студенты, имевшая не только явно выраженный компонент театрального действия, но и, в большей степени, инициализаци-онную составляющую, символизирующую переход обучающихся из одной - более низкой организационной структуры - в другую, более высокую.
Следующей по значимости академической традицией стала практика ношения знаков принадлежности к своему академическому сообществу (нашейных шарфов синего цвета) во время торжеств и общественных мероприятий, а также униформы студенческого педагогического отряда.
Заключительным этапом опытной работы выступили измерительные процедуры, позволившие выявить и сопоставить на сравнительной основе успешность адаптации студентов экспериментальной и контрольной групп к условиям обучения в вузе. В нашем исследовании контролю подлежал основной показатель - уровень адаптации студентов к вузовскому обучению, а также сопровождающие его показатели - уровень ситуативной тревожности, субъективная удовлетворенность обучением в вузе и академическая успешность. Для сбора эмпирических данных применялась методика диагностики социально-психологической адаптивности К. Роджерса и Р. Даймонда и шкала самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина. Субъективная удовлетворенность обучением в вузе выявлялась на основе самооценки по 10-тибалль-ной шкале. Академическая успешность устанавливалась по итогам сдачи зимней сессии на основе установления среднего арифметического полученных баллов. Все эмпирические данные были стандартизированы путем перевода в стены. Сравнение результатов двух групп проводилось с использованием ^критерия Стьюдента.
Полученные результаты показали значимые различия между двумя группами по всем изучаемым показателям (табл. 2).
Таким образом, по результатам опытного этапа исследования можно отметить, что содействие в освоении студентами академических традиций позитивно отражается не только на их адаптивности, но и на сопутствующих ей показателях - ситуативной тревожности, субъективной удовлетворенности обучением в вузе и академической успешности.
Исследование показало, что адаптация студентов-первокурсников к условиям высшего учебного
заведения является одной из существенных проблем психолого-педагогической науки и практики в связи с актуальной потребностью социализации выпускников школ и средних специальных учебных заведений в новых условиях вуза с иными, нежели ранее, требованиями к организации учебного процесса, спецификой социально-воспитательных воздействий и новым характером взаимодействия субъектов образовательной деятельности. Практика следования академическим традициям в образовательной деятельности в целом не нова, она существовала в дореволюционной системе российского образования. Будучи во многом нивелированной в советский период, в новейшей истории отечественного образования она получила новое качество развития, актуализируясь сообразно новым условиям и требованиям развития и воспитания молодых специалистов.
Библиографический список
1. Белова Т.Л. Обряды посвящения в молодежной среде: традиции и новации / Т.Л. Белова, Т. А. Золотова, А.В. Логинова, И.Б. Сергеева // Вестник Марийского государственного университета. - 2017. - № 2. - С. 7-17.
2. Борисова Н.Е. Актуальные проблемы формирования традиций в системе школьного образования // Российский научный журнал. - 2009. -№ 3. - С. 117-123.
3. Буторина Т.С. Милосердие как основа образовательных традиций русского Севера // Смальта. - 2016. - № 2. - С. 12-15.
4. Воронко Е.В. Особенности адаптации студентов-первокурсников к обучению в медицинском вузе / Е.В. Воронко, Т.М. Шамова, И.П. Богданович, В.И. Воронец // Вышэйшая школа. - 2017. -№ 3. - С. 16-17.
5. Гостев А.Н. Система российских традиций в студенческом самоуправлении // Системная психология и социология. - 2013. - № 7. - С. 116-123.
6. Куницкая О.С. Адаптация студентов-первокурсников к образовательной среде учреждения высшего образования: сущность и структура // Вы-шэйшая школа. - 2018. - № 3. - С. 55-60.
7. Малах О.Н. Влияние оздоровительной гимнастики Тай-бо на показатели психофизиологической адаптации студентов-первокурсников в условиях вуза / О.Н. Малах, С. А. Сморгунов, Д.Э. Шкирья-
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3
149
нов, Ж. А. Позняк // Весшк Вщебскага дзяржаунага утверсггэта. - 2017. - № 3. - С. 56-61.
8. Плаксина И.В., Дрозд К.В., Зобков А.В. Развитие социально-личностных компетенций студенческой молодежи, обучающейся в вузах с разными воспитательными традициями // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. -2011. - № 11. - С. 376-382.
9. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Интеграция принципа безопасности в психологическую структуру образовательных практик // Education Sciences and Psychology. - 2016. - № 5. - С. 91-98.
10. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая безопасность личности в современной стрес-согенной среде // Современное общество: к социальному единству, культуре и миру: Материалы междунар. форума. - Ставрополь, 2016. - С. 277279.
11. Фонталова Н.С. Взаимосвязь социально-психологической адаптации и копинг-стратегий у студентов юридического института // Baikal research journal. - 2018. - № 4. - С. 1-10.
12. Фромич Ю.В. Адаптация первокурсников образовательных организаций МВД России (на примере Восточно-Сибирского института МВД России) // Академическая мысль. - 2019. - № 1. -С. 129-131.
References
1. Belova T.L. Obryady posvyashcheniya v molodezhnoj srede: tradicii i novacii / T.L. Belova, T.A. Zolotova, A.V Loginova, I.B. Sergeeva // Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2017. -№ 2. - S. 7-17.
2. Borisova N.E. Aktual'nye problemy formirovaniya tradicij v sisteme shkol'nogo obrazovaniya // Rossijskij nauchnyj zhurnal. - 2009. -№ 3. - S. 117-123.
3. Butorina T.S. Miloserdie kak osnova obrazovatel'nyh tradicij russkogo Severa // Smal'ta. -2016. - № 2. - S. 12-15.
4. Voronko E.V. Osobennosti adaptacii studentov-pervokursnikov k obucheniyu v medicinskom vuze / E.V. Voronko, T.M. SHamova, I.P. Bogdanovich, VI. Voronec // Vyshejshaya shkola. - 2017. - № 3. -S. 16-17.
5. Gostev A.N. Sistema rossijskih tradicij v studencheskom samoupravlenii // Sistemnaya psihologiya i sociologiya. - 2013. - № 7. - S. 116-123.
6. Kunickaya O.S. Adaptaciya studentov-pervokursnikov k obrazovatel'noj srede uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya: sushchnost' i struktura // Vyshejshaya shkola. - 2018. - № 3. - S. 55-60.
7. Malah O.N. Vliyanie ozdorovitel'noj gimnastiki Taj-bo na pokazateli psihofiziologicheskoj adaptacii studentov-pervokursnikov v usloviyah vuza / O.N. Malah, S.A. Smorgunov, D.E. SHkir'yanov, ZH.A. Poznyak // Vesnik Vicebskaga dzyarzhaynaga yniversiteta. - 2017. - № 3. - S. 56-61.
8. Plaksina I.V., Drozd K.V, Zobkov A.V. Razvitie social'no-lichnostnyh kompetencij studencheskoj molodezhi, obuchayushchejsya v vuzah s raznymi vospitatel'nymi tradiciyami // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. -2011. - № 11. - S. 376-382.
9. Tylec V.G., Krasnyanskaya T.M. Integraciya principa bezopasnosti v psihologicheskuyu strukturu obrazovatel'nyh praktik // Education Sciences and Psychology. - 2016. - № 5. - S. 91-98.
10. Tylec VG., Krasnyanskaya T.M. Psihologicheskaya bezopasnost' lichnosti v sovremennoj stressogennoj srede // Sovremennoe obshchestvo: k social'nomu edinstvu, kul'ture i miru: Materialy mezhdunar. foruma. - Stavropol', 2016. - S. 277-279.
11. Fontalova N.S. Vzaimosvyaz' social'no-psihologicheskoj adaptacii i koping-strategij u studentov yuridicheskogo instituta // Baikal research journal. - 2018. - № 4. - S. 1-10.
12. Fromich YU.V. Adaptaciya pervokursnikov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii (na primere Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii) // Akademicheskaya mysl'. - 2019. - № 1. - S. 129-131.