Научная статья на тему 'Особенности адаптации первокурсников к образовательному процессу в вузе'

Особенности адаптации первокурсников к образовательному процессу в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATIONAL SPACE / ADAPTATION / SOCIAL ADAPTATION / STUDENT / EDUCATIONAL PROCESS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедов Д. И.

В статье раскрываются причины, вызывающие у студентов затруднения в ходе адаптации к образовательному процессу вуза, и основные направления педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников в вузе. Определено место научно-исследовательской работы в целостной системе; уточнено научное знание о психолого-педагогической адаптации первокурсников высшей школы; конкретизированы педагогические условия и дополнены критерии уровней готовности к адаптации первокурсников; впервые спроектирована структурная модель психолого-педагогической адаптации студентов-первокурсников в образовательном процессе в вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO THE EDUCATIONAL PROCESS AT A UNIVERSITY

The article reveals reasons that cause difficulties for students in the course of adaptation to the educational process of a university, and the main directions of pedagogical support for the adaptation of first-year students in a university. The place of research work in the integrated system is defined. The scientific knowledge about psychological and pedagogical adaptation of first-year students of higher school is specified. The work describes pedagogical conditions and criteria of levels of readiness for adaptation of first-year students. For the first time, a structural model of psychological and pedagogical adaptation of first-year students in the educational process at the University is designed.

Текст научной работы на тему «Особенности адаптации первокурсников к образовательному процессу в вузе»

минантную роль в жизни человека, общества и государства, как и своё право художника на творчество как покаяние, как и своё выстраданное напутствие, ставшее духовным завещанием: «Пусть ваша любовь к Богу и к своему Отечеству будет деятельной - способствующей добру и процветанию нашего края...» [6]; «Пусть опыт и мудрость предшествующих поколений войдут в наше сердце, вразумят, укрепят нашу Веру и волю, вдохновят и направят нас на верный путь устроения нашего Отечества» [2, с. 17].

Творческое наследие В.М. Клыкова поддерживает многочисленные миротворческие смыслы нашей культуры, в том числе и бунинское: «.мы <...> дети своей родины <...> эта родина, этот наш общий дом <...> - Россия» [15, с. 217]. И потому, по справедливому замечанию В.Н. Ганичева, «Россию без памятника преподобному Сергию Радонежскому, маршалу Жукову в Москве, бело-лебединой звонницы на Прохоровском поле уже не представишь» [2, с. 18].

Творчество Вячеслава Михайловича Клыкова:

- это визуализированная (представленная не столько в 3D, сколько в 4D!) художественная история Руси-России в лицах её заступников и героев, свидетельствующая о достоинстве и ответственности гражданина, отстаивающего основы государственной идеологии, представляющего свои работы на суд вечности;

- это поклонный крест великого мастера мужеству предков и благодеяниям потомков; знак, примиряющий всех - в частности, расколотых в 1917 году под

Библиографический список

«созвездием топора» - перед трагическим прошлым и побуждающий к любви и правде, деятельностному добру в настоящем и будущем;

- это истовая, соборная «молитва, где есть исповедь перед Богом»; это уникальный образец практического родиноведения, непреходящий материал для обеспечения системы духовной безопасности, качественной системы духовно-нравственного воспитания и гуманитарного образования в новом тысячелетии.

Творчество русского скульптора-монументалиста В.М. Клыкова (60-е гг. XX в. - начало XXI в.), основанное на образности и наглядности, является не только констатацией эстетических возможностей отечественной монументальной пластики, обеспечивающей проникновение в духовную суть человека, но демонстрацией потенциальных возможностей монументальной скульптуры как, в первую очередь, гражданского, идеологически значимого искусства, для которого характерно обращение «к общечеловеческим темам (религиозным или политическим, гражданственным), приподнятая героизация образа» [16]. Сохраняя традиции многовековой изобразительной культуры, скульптор В.М. Клыков транслирует общечеловеческие и национальные ценности (память, любовь к Родине, гуманизм), обращаясь к родовой и коллективной памяти, к эмоциональному и нравственному опыту зрителя, помогая человеку и народу «освоить волею наше прошлое и волею замыслить наше будущее» [7, с. 624] (Курсив И.А. Ильина. -М.К., В.К., Д.К.), по-настоящему «гордиться славою своих предков» (А.С. Пушкин).

1. Бунин И.А. Публицистика 1918- 1923 годов. Под общей редакцией О.Н. Михайлова; Вступ. ст. О.Н. Михайлова; Коммент. С.Н. Морозова, Д.Д. Николаева, Е.М. Труби-ловой. Москва: Наследие, 1998.

2. Вячеслав Михайлович Клыков - выдающийся русский скульптор, общественный деятель и патриот России: По материалам изданий Курского землячества в Москве «Заступник земли русской», 2007 г.; «В.М. Клыков», 2009 г.; «Мир Вячеслава Клыкова», 2012 г. Вячеслав Клыков - заступник Земли Русской. Курск: ПОЛСТАР 2017.

3. Бунин И.А. Собрание сочинений: В 9 т. Под общей редакцией А.С. Мясникова, Б.С. Рюрикова, А.Т. Твардовского. Москва: Художественная литература, 1965 - 1967; Т. VI.

4. Панова И. Вячеслав Клыков. Воин Святой Руси. Москва: Алгоритм, 2007.

5. Большаков В.И. Памяти друга: К 10-летию ухода из жизни русского скульптора и патриота Вячеслава Клыкова. Actualscience. 2016; № 11. Том 2: 350 - 351.

6. Кулешов В. По ком звонят колокола. Нива: Газета Советского района Курской области. 02.06.2016. Available at: Нйр://кшенская-нива.рф/

7. Клыков В. Интервью 1995 г Видеоархив Белгородского государственного института искусств и культуры.

8. Минаков С. «Моя работа как молитва...»: к 78-летию со дня рождения скульптора Вячеслава Клыкова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Available at: http://www.stsl.ru/ news/all/moya-rabota-kak-molitva-k-75-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-skulptora-vyacheslava-klykova

9. Слово о Клыкове: (о скульпторе В.М. Клыкове): сборник. Москва: Русский вестник, 2008.

10. Полозков И.К. Зеркало русских противоречий (В.М. Клыков). Земляки / Иван Полозков. Курск: ПОЛСТАР 2017: 247 - 277.

11. Дмитриева Н. Светлой памяти Вячеслава Михайловича Клыкова посвящается. Православие. RU. Available at: http://www.pravoslavie.ru/547.html

12. Лихачёв Д.С. Письмо двадцать седьмое. Четвёртое измерение. Лихачёв Д.С. Преодоление времени: важные мысли и письма. Москва: Издательство АСТ, 2016.

13. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Минск: Издательство Белорусского Экзархата Московского Патриархата, 2009.

14. Клыков В. Самоорганизация русского народа - залог спасения России. Русская народная линия. Available at: http://ruskline.ru/

15. Бунин И.А. Косцы. И.А. Бунин. Грамматика любви: Рассказы. Санкт-Петербург: Издательство «Лисс», 1994: 215 - 219.

16. Касаткина Е.Е. Монументальная скульптура Москвы Постсоветского периода. Автореферат диссертации ... кандидата искусствоведения. 2004. Available at: http:// cheloveknauka.com/

References

1. Bunin I.A. Publicistika 1918- 1923 godov. Pod obschej redakciej O.N. Mihajlova; Vstup. st. O.N. Mihajlova; Komment. S.N. Morozova, D.D. Nikolaeva, E.M. Trubilovoj. Moskva: Nasledie, 1998.

2. Vyacheslav Mihajlovich Klykov - vydayuschijsya russkij skul'ptor, obschestvennyj deyatel' i patriot Rossii: Po materialam izdanij Kurskogo zemlyachestva v Moskve «Zastupnik zemli russkoj», 2007 g.; «V.M. Klykov», 2009 g.; «Mir Vyacheslava Klykova», 2012 g. Vyacheslav Klykov - zastupnik Zemli Russkoj. Kursk: POLSTAR, 2017.

3. Bunin I.A. Sobranie sochinenij: V 9 t. Pod obschej redakciej A.S. Myasnikova, B.S. Ryurikova, A.T. Tvardovskogo. Moskva: Hudozhestvennaya literatura, 1965 - 1967; T. VI.

4. Panova I. Vyacheslav Klykov. Voin Svyatoj Rusi. Moskva: Algoritm, 2007.

5. Bol'shakov V.I. Pamyati druga: K 10-letiyu uhoda iz zhizni russkogo skul'ptora i patriota Vyacheslava Klykova. Actualscience. 2016; № 11. Tom 2: 350 - 351.

6. Kuleshov V. Po kom zvonyat kolokola. Niva: Gazeta Sovetskogo rajona Kurskoj oblasti. 02.06.2016. Available at: http://kshenskaya-niva.rf/

7. Klykov V. Interv'yu 1995 g. Videoarhiv Belgorodskogo gosudarstvennogo instituta iskusstv i kul'tury.

8. Minakov S. «Moya rabota kak molitva...»: k 78-letiyu so dnya rozhdeniya skul'ptora Vyacheslava Klykova. Svyato-Troickaya Sergieva Lavra. Available at: http://www.stsl.ru/news/ all/moya-rabota-kak-molitva-k-75-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-skulptora-vyacheslava-klykova

9. Slovo o Klykove: (o skul'ptore V.M. Klykove): sbornik. Moskva: Russkij vestnik, 2008.

10. Polozkov I.K. Zerkalo russkih protivorechij (V.M. Klykov). Zemlyaki/Ivan Polozkov. Kursk: POLSTAR, 2017: 247 - 277.

11. Dmitrieva N. Svetloj pamyati Vyacheslava Mihajlovicha Klykova posvyaschaetsya. Pravoslavie. RU. Available at: http://www.pravoslavie.ru/547.html

12. Lihachev D.S. Pis'mo dvadcat sed'moe. Chetvertoe izmerenie. Lihachev D.S. Preodolenie vremeni: vazhnye mysli ipis'ma. Moskva: Izdatel'stvo AST, 2016.

13. Il'in I.A. Put'duhovnogo obnovleniya. Minsk: Izdatel'stvo Belorusskogo 'Ekzarhata Moskovskogo Patriarhata, 2009.

14. Klykov V. Samoorganizaciya russkogo naroda - zalog spaseniya Rossii. Russkaya narodnaya liniya. Available at: http://ruskline.ru/

15. Bunin I.A. Koscy. I.A. Bunin. Grammatika lyubvi: Rasskazy. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Liss», 1994: 215 - 219.

16. Kasatkina E.E. Monumental'naya skul'ptura Moskvy Postsovetskogo perioda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata iskusstvovedeniya. 2004. Available at: http:// cheloveknauka.com/

Статья поступила в редакцию 22.10.18

УДК 159

Magomedov D.I., senior teacher, branch of Dagestan State University (Derbent, Russia), E-mail: [email protected]

FEATURES OF ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO THE EDUCATIONAL PROCESS AT A UNIVERSITY. The article reveals reasons that cause difficulties for students in the course of adaptation to the educational process of a university, and the main directions of pedagogical support for the adaptation of first-year students in a university. The place of research work in the integrated system is defined. The scientific knowledge about psychological and pedagogical adaptation of first-year students of higher school is specified. The work describes pedagogical conditions and criteria of levels of readiness for adaptation of first-year students. For the first time, a structural model of psychological and pedagogical adaptation of first-year students in the educational process at the University is designed.

Key words: educational space, adaptation, social adaptation, student, educational process.

Д.И. Магомедов, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» (филиал), г. Дербент, E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В ВУЗЕ

В статье раскрываются причины, вызывающие у студентов затруднения в ходе адаптации к образовательному процессу вуза, и основные направления педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников в вузе. Определено место научно-исследовательской работы в целостной системе; уточнено научное знание о психолого-педагогической адаптации первокурсников высшей школы; конкретизированы педагогические условия и дополнены критерии уровней готовности к адаптации первокурсников; впервые спроектирована структурная модель психолого-педагогической адаптации студентов-первокурсников в образовательном процессе в вузе.

Ключевые слова: образовательное пространство, адаптация, социальная адаптация, студент, образовательный процесс.

На современном этапе развития нашего общества, характеризующемся широкой демократизацией общественной жизни, усложнением средств труда, целей, стоящих перед человеком в процессе производства, динамичностью условий, в которых приходится ориентироваться и принимать решения, важное место отводится высшей школе [1]. Практически все в той или иной форме будут проходить через систему высшего образования, но в разные моменты своей жизни. Для обучения нового поколения специалистов нужны действенные формы и методы организации учебного процесса, способные раскрыть потенциальные возможности студентов.

В связи с этим возрастает роль начального этапа обучения в вузе, который представляет собой важный период в процессе развития личности будущего специалиста. Сложность его заключается в перестройке всей системы ценностно-познавательных ориентаций личности студента, в освоении новых способов познавательной деятельности, более высокого уровня производственной ориентации поведения, в формировании определенных типов и форм межличностных связей и отношений. Главной характеристикой данного этапа является процесс адаптации студентов к вузовскому обучению [2]. Эффективная адаптация во многом определяет мотивацию, направленность и характер учебной деятельности на старших курсах, психологический комфорт, моральную удовлетворенность собой и обучением в вузе.

Исследование особенностей протекания адаптационного процесса студентов свидетельствует о том, что первокурсники испытывают значительные трудности в процессе вузовского обучения. Среди главных трудностей данного процесса студенты выделяют: организацию вузовского обучения - 48,1%, слабую школьную подготовку - 14,7%, перемену места жительства - 12,5%, отношения с преподавателями - 9,5%, нехватку учебной литературы - 7,8%. Не менее важной проблемой остается высокий процент отсева далеко не самых слабых студентов, низкая успеваемость на младших курсах, снижение учебных требований со стороны преподавателей [3].

Среди главных причин приведенных выше проблем, на наш взгляд, можно выделить стихийность (нерегулируемость) процесса адаптации, слабую школьную подготовку, несформированность таких важнейших личностных качеств как самостоятельность и ответственность. Поэтому формируется основное противоречие начального этапа обучения в вузе -между недостаточной подготовленностью первокурсников к обучению в высшей школе и требованиями, предъявляемыми к студентам на данной ступени обучения.

Однако анализ работ по данной проблеме позволяет сделать вывод о том, что в них рассматриваются лишь отдельные стороны адаптационного процесса, и при этом четко не определена сущность адаптации как объективного и закономерного процесса с присущей ей структурой. В исследованиях не акцентируется внимание на том, что главным действующим лицом адаптационного процесса является студент, выступающий не как пассивный объект педагогического управления и простой накопитель передаваемых знаний, а, прежде всего, как активный субъект деятельности, в значительной степени определяющий ее результаты.

Учитывая важность поиска эффективных путей и условий адаптации студентов к вузовскому обучению, с одной стороны, и недостаточную разработанность проблемы в науке и вузовской практике, с другой стороны, в качестве направления исследования данной диссертации избрана тема: Педагогические основы адаптации первокурсников к обучению в вузе.

В связи с этим, проблема выявления сущности адаптации студентов к вузовскому обучению, ее структурных компонентов, факторов, обусловливающих эффективность данного процесса приобретает исключительно важное значение.

Библиографический список

Анализ педагогической литературы, практики вузовского обучения показал, что решение данной проблемы осложняется, с одной стороны, отсутствием единого подхода к определению самого понятия «адаптация студентов», с другой стороны, отсутствием четких механизмов регулирования и управления данным процессом. Таким образом, основная проблема исследования исходит из объективно существующего противоречия между необходимостью быстрой и успешной адаптации студентов к вузовскому обучению и отсутствием теоретического обоснования условий, необходимых для эффективности данного процесса.

Проведенный теоретический анализ позволил нам:

- выявить сущность процесса адаптации студентов к вузовскому обучению, его структурные компоненты;

- выделить в качестве главного фактора, влияющего на эффективность адаптационного процесса дифференцированное обучение;

- определить педагогические условия, способствующие успешности применения дифференцированного обучения на начальном этапе обучения в вузе.

Итак, в рамках нашего исследования мы понимаем адаптацию как объективный, динамический, целостный процесс установления соответствия между наличными и требуемыми уровнями обученности, стилей общения, режима деятельности в новых условиях обучения в вузе.

Структура данного процесса в нашем исследовании представлена в виде следующих компонентов:

- психолого-дидактического, связанного с организацией учебного процесса в вузе;

- бытового, связанного с новыми условиями быта, новыми формами использования свободного времени;

- социального, связанного с установлением и поддержанием определенного социального статуса в новом коллективе;

- экономического, связанного с самостоятельностью в распоряжении финансовых средств, созданием собственной семьи.

Как свидетельствуют многочисленные исследования, а также проведённое нами практическое исследование особенностей адаптации, более 50% студентов выделяют организацию учебного процесса в качестве главной трудности адаптации к вузовскому обучению. Это обусловило необходимость специального анализа данного компонента. В определении психолого-дидактического компонента мы придерживаемся личностно-деятельностного подхода, что позволяет нам сделать два важных вывода:

1. Трудности адаптации находятся не в самом студенте, поэтому сущность адаптации рассматривается не как приспособление студентов к вузовскому обучению, а как «приспособление» вузовской среды к конкретному студенту. Другими словами, можно лишь создавать условия для успешного протекания данного процесса.

2. Эффективная адаптация возможна только в результате активного взаимодействия преподавателей и студентов при доминировании субъект-объект-субъектных отношений, когда предмет усвоения (объект) служит посредником реализации равноправных межсубъектных отношений;

Исходя из того, что стихийный процесс адаптации ведет к отсеву далеко не самых слабых студентов, снижению интереса к учебе, низкому уровню знаний и умений студентов, возникает необходимость управления данным процессом через оптимальную организацию учебного процесса на начальном этапе обучения в вузе. В исследовании доказано, что дифференцированное обучение, являясь одним из факторов эффективности адаптационного процесса, способствует учебной успешности, моральной удовлетворенности, адекватности личностных качеств новых условий обучения в вузе.

1. Амосова О.В. Подготовка студентов университета к воспитательной работе в современных условиях. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Иркутск: 1999.

2. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения. Психологический журнал. 1994; Т. 15; № 3: 131 - 135.

3. Шолохова ГП., Чикова И.В. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и её психолого-педагогические особенности. Вестник Оренбургского государственного университета. 2014; 3 (164): 103 - 107.

References

1. Amosova O.V. Podgotovka studentov universiteta k vospitatel'nojrabote vsovremennyh usloviyah. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Irkutsk: 1999.

2. Gaponova S.A. Osobennosti adaptacii studentov vuzov v processe obucheniya. Psihologicheskijzhurnal. 1994; T. 15; № 3: 131 - 135.

3. Sholohova G.P., Chikova I.V. Adaptaciya pervokursnikov k usloviyam obucheniya v vuze i ee psihologo-pedagogicheskie osobennosti. VestnikOrenburgskogogosudarstvennogo universiteta. 2014; 3 (164): 103 - 107.

Статья поступила в редакцию 28.11.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.