Научная статья на тему 'Введение школьного дресс-кода в контексте формирования социокультурной среды общеобразовательных учреждений'

Введение школьного дресс-кода в контексте формирования социокультурной среды общеобразовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / КОСТЮМ / ШКОЛЬНАЯ ФОРМА / ДИЗАЙН / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / SUIT / SCHOOL UNIFORM / DESIGN / SECONDARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисова Ольга Игоревна

В статье рассмотрены результаты практического исследования, посвященного формированию делового стиля учащихся общеобразовательных учреждений за счет внедрения методологии «открытой формы» проектирования ассортимента школьной формы. Методология основана на вариантном разнообразии и трансформации модельного ряда, и позволяет учесть как данные современных социологических исследований потребителей, так и традиции Костромского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Денисова Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The introduction of the school dress code in the context of the sociocultural environment of educational institutions

The article describes the results of a practical study on the formation of the business style of secondary school pupils through the introduction of the methodology of “open uniform” design range for schoolchildren. The methodology is based on the variant diversity and transformation of the model range, and allows taking into account both data of modern sociological studies of consumers and the traditions of Kostroma territory.

Текст научной работы на тему «Введение школьного дресс-кода в контексте формирования социокультурной среды общеобразовательных учреждений»

УДК 687.152

Денисова Ольга Игоревна

кандидат технических наук, доцент Костромской государственный технологический университет

[email protected]

ВВЕДЕНИЕ ШКОЛЬНОГО ДРЕСС-КОДА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ*

В статье рассмотрены результаты практического исследования, посвященного формированию делового стиля учащихся общеобразовательных учреждений за счет внедрения методологии «открытой формы» проектирования ассортимента школьной формы. Методология основана на вариантном разнообразии и трансформации модельного ряда, и позволяет учесть как данные современных социологических исследований потребителей, так и традиции Костромского региона.

Ключевые слова: социокультурная среда, костюм, школьная форма, дизайн, общеобразовательное учреждение.

В настоящее время государственная политика в РФ вносит существенные корректировки в процессы образования и воспитания подрастающего поколения. В этой связи рассматриваются проблемы социальной адаптации детей и подростков, духовно-нравственного воспитания в русле национальных традиций. Тенденцией последних лет стало привлечение внимания к внешнему облику учащихся, в частности, в рамках закона «Об образовании» введено понятие делового стиля. Школьная форма является неотъемлемым атрибутом жизни ученика и важной составляющей частью социокультурной среды учебных заведений. Исследования показывают, что существует проблема органичности соединения внешнего вида школьника с существующей социокультурной средой учебных заведений. Многие школы подражают западным моделям дизайна в создании школьного костюма и требований к дресс-коду в образовательном учреждении в целом. В то время как организация гармоничной среды с учетом традиций региона и самобытных национальных приемов формообразования является актуальным направлением дизайна, направленным на нравственное и патриотическое воспитание учащихся общеобразовательных учреждений.

В целом, введение обязательных требований к внешнему виду школьников вызывает неоднозначное отношение в обществе [6, с. 83-99]. Среди преимуществ данного нововведения выделяют следующее:

- форма дисциплинирует школьника, приучает к ответственности и организованности;

- способствует объединению, сплоченности коллектива учащихся;

- единая форма маскирует социальное неравенство детей, в отличие от повседневной одежды;

- обеспечивает соответствие гигиеническим, функциональным, эргономическим и эксплуатационным требованиям. Одежда учащихся должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим

требованиям и нормативам, указанным в СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 [1, с. 9-13];

- экономичность приобретения: большинство моделей школьной формы отличает доступная цена, кроме того возможно снижение стоимости комплекта при оптовых заказах от учебных заведений.

Противники введения школьной формы в качестве основных аргументов выделяют [6, с. 83-99]: подавление индивидуальности ребенка и ограничение свободы самовыражения, что может повлиять на становление ребенка как личности. Также «минусом» формы является отсутствие универсальности, т.е. дизайн этой одежды в большинстве случаев не предполагает ее эксплуатацию вне школы. Но, несмотря на все положительные и отрицательные стороны, с 01.09.2013 г. вступил в силу Федеральный закон [5], который устанавливает требования к одежде учащихся.

В костюмном дизайне школьную одежду относят к группе коллекций специального назначения, в которых реализуется представление дизайнера об облике потребителей, объединенных общей сферой деятельности, местом работы или учебы. К моделям коллекций специального назначения обычно предъявляются высокие эргономические требования, а также строго регламентирован выбор материалов и колористическое оформление.

При создании школьного костюма для детей различного возраста, помимо эстетики, необходимо учесть влияние антропологических факторов. Актуальность применения данных методов антропологии при корректировке проектных решений моделей данного ассортимента обусловлена большим «разбросом» антропометрических показателей внутри одной возрастной группы детей, а также тенденцией к акселерации. В ходе проведения исследовательских работ [3, с. 89-93] выявлено, что ретроспективные приемы кроя в сочетании с современным ассортиментом трикотажных полотен и текстильных материалов с добавкой эла-стана позволяют достичь наилучшего антропомет-

* Работа выполнена в рамках гранта РГНФ «Ретроспективный анализ социокультурной среды Костромского региона в контексте формирования и духовно-нравственного развития личности подрастающего поколения».

42

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21

© Денисова О.И., 2015

рического соответствия в детской одежде. В этой ситуации применение традиционных для региона исторических приемов кроя и оформления моделей одежды позволяет разработать комфортный и эргономичный дизайн современного школьного костюма для различных возрастных групп детей.

На этапе предпроектных исследований был проведен ретроспективный анализ аналогов современной школьной формы и исторически сложившихся костромских традиций [3, с. 89-93]. Форма, существовавшая в образовательных учреждениях г. Костромы в ХУШ-Х1Х веках, приобщала детей к культурному наследию и традициям учебного заведения, восприятию социальных норм и правил. Форма являлась престижной одеждой, демонстрируя социальный статус учащегося, а также выполняла знаковую функцию, позволяя отличить семинариста от гимназиста. Во времена СССР модельный ряд одежды для школы разрабатывался централизованно, материалы и цветовая гамма являлись ограниченными, что упрощало производство изделий и снижало их стоимость. Школьную форму времен СССР отличала эргономичность и доступность, но престижная функция практически не была задействована, что привело к постепенному отказу от существовавшего «дресс-кода» и переходу на «свободную» одежду. Таким образом, для успешного введения школьной формы в настоящее время необходимо в дизайне моделей отразить престиж социального статуса учащегося. Учитывая климатические условия Костромского региона, необходима такая организация комплектов одежды, которая бы позволяла быстро реаги-

ровать на изменения температуры, влажности и сезона эксплуатации и трансформировать костюм школьника соответствующим образом. Возврат к использованию экологичных материалов (льна, хлопка, шерсти) является активным средством создания безопасной и комфортной среды подрастающего поколения.

Для обоснованного принятия решений в процессе дизайн-проектирования школьной формы на этапе планирования коллекции, проведены исследования, в ходе которых выявлялись пол и возраст ребенка-школьника, уровень доходов в семье, степень активности участия в модном поведении, а также рассмотрены потребительские требования. Проведённые социологические опросы среди учащихся школ г. Костромы и Костромской области позволили выявить предпочтения детей и родителей в выборе одежды для школы. Обработка результатов анкетного опроса осуществлялась комплексом экспертных методов в среде Microsoft Excel, в частности, методами прямого и парного ранжирования и нечеткой классификации на основе относительных нестрогих предпочтений потребителей. Анализ результатов обработки позволил выявить приоритеты потребителей по комплектности моделей, а также установить частоту покупок и диапазон стоимости моделей школьной формы для мальчиков и девочек [2, с. 62-66] (рис. 1). Исследования выявили, что из-за несоответствия конструктивного решения большинства моделей школьной формы быстрым антропометрическим возрастным изменениям ребенка стремление родителей продлить срок эксплуатации изделий минимум на один учеб-

Рисунок 1. Обработка результатов анкетирования комплексом экспертных методов в среде Microsoft Excel (скриншот)

Рисунок 2. Образцы разработанных

ный год не всегда осуществимо. Для решения этой проблемы многие родители предпочитают покупать школьную одежду большего роста и размера («на вырост»). Другим «минусом» современного ассортимента изделий данной группы является то, что не всегда присутствует возможность изменения назначения формы (например, с повседневной на нарядную или спортивную). Это приводит как к дополнительным расходам, так и к увеличению веса и количества вещей, которые школьник несет для занятий, например, на уроки физкультуры.

Также выявлены негативные, с точки зрения респондентов, факторы социокультурной среды, оказывающие влияние на психологическое и физическое состояние школьников. В частности, к наиболее опасным факторам родители относят вред от электромагнитного излучения (ЭМИ), причиняемый ребенку во время игры или общения в социальных сетях за компьютером или мобильным телефоном. С целью выявления возможности снижения воздействия ЭМИ за счет проектирования моделей школьной формы с применением современных текстильных материалов, проведены исследования защитных свойств пакетов материалов с монофиламентной нитью и металлизированным напылением. В качестве источника ЭМИ были использованы мобильный телефон и персональный компьютер. В ходе исследований выявлено, что применение в пакете изделия материала с металлизированным напылением, ослабляет воздействие магнитного излучения в 1,5 раза, электрического излучения - в 6 раз [4, с. 123]. Включение защит-

и приемов декорирования школьной формы

ных тканей в пакет материалов для одежды школьника позволяет создать защиту от ЭМИ антропогенного происхождения. Апробация показала, что такие материалы можно использовать в качестве прокладочных при обработке карманов, в котором ребенок обычно носит мобильный телефон или как нагрудную прокладку в специальных фартуках, предназначенных для работы за ПК.

Особую опасность для школьников, по мнению респондентов, представляют психофизиологические факторы. Частые эмоциональные и физические перегрузки в сочетании с однообразной одеждой темных цветов, вызывают ушкольника нервно-психическое переутомление и хроническую усталость, результатом чего становится снижение трудоспособности и внимания. Принцип «открытой формы» художественного проектирования решает задачу визуального разнообразия моделей одежды и самовыражения ребенка, стимулирует экспериментальное начало в юном потребителе. С этой целью конструкция и отделка изделий, входящих в комплект школьной формы, должна позволять себя «перестраивать», чтобы приспособиться к изменяющимся условиям среды и к личному вкусу школьника: «приветствуются» съемные или взаимозаменяемые элементы; уместный в рамках существующего дресс-кода, принт; необычная отделка или аксессуары, а также расширение комплектности и ассортимента изделий. С учетом вышеперечисленных требований была разработана коллекция школьной формы для девочек-подростков (рис. 2), удовлетворяющая психологические потребности в новизне

44

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21

и позволяющая создать у школьницы иллюзию разнообразия, компенсировать неудовлетворенность своим социальным статусом. В рамках создания коллекции были апробированы практические рекомендации по формированию пакета материалов и разработана проектно-конструкторская документация на комплекты школьной формы с применением современных систем автоматизированного проектирования.

Таким образом, разработанные практические рекомендации по совершенствованию методологии дизайн-проектирования школьной формы с учетом потребительских предпочтений и традиций региона позволяет создать комфортные условия для учащихся, помочь адаптации подрастающего поколения, внести весомые положительные корректировки в формирование социокультурной среды общеобразовательных учреждений в целом.

Библиографический список

1. Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. - М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2003. - 16 с.

2. Денисова О.И., Денисов А.Р. Исследования потребительских предпочтений при выборе школьной формы // Вестник Костромского государственного технологического университета. - 2014. -№ 2 (33). - С. 62-66.

3. Денисова О.И. Сравнительный анализ ретроспективных и современных приемов конструирования школьной формы // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. - 2014. - № 5 (353). - С. 89-93.

4. Погорелова М.Л., Терликбаева Е.С., Денисова О.И. Исследование физико-механических свойств металлизированных тканей // Инновации молодежной науки: Сб. тез. докл. Всерос. науч. конф. молодых ученых. - СПб.: СПГУТД, 2012. -С. 123-124.

5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - М., 2013. - 238 с.

6. Ястребов Г.А. Что мы знаем о роли школ в воспроизводстве социального неравенства (по материалам ведущих социологических изданий начиная с 1970-х годов) // Выравнивание шансов детей на качественное образование: сб. материалов. - М.: Изд. Дом ВШЭ, 2012. - С. 83-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.