УДК 687.13
И. А. Петросова, Ш. А. Саидова, Е. Г. Андреева, Д. А. Сангинова
ФОРМИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ГАРДЕРОБА ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ НОРМ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Ключевые слова: рациональный гардероб, одежда, школьная форма, нормы потребления изделий.
Статья посвящена принципам формирования рационального гардероба для детей школьного возраста. Проведен опрос среди школьников и их родителей для определения требований потребителей к рациональному составу гардероба в период с 2015 по 2016 г. в школах Москвы и Московской области. Определены факторы, влияющие на формирование рационального гардероба учащихся. Выявлены параметры рационального гардероба - состав и структура на основе опроса потребителей и с учетом норм потребления изделий гардероба.
Keywords: rational wardrobe, clothes, school uniforms, consumption norms of clothes.
The article is devoted to the principle of forming a rational wardrobe for school-age children. A survey was conducted to determine consumer requirements for the rational structure of the wardrobe in the period from 2015 to 2016 in Moscow schools and the Moscow region. Factors that influence the formation of a rational wardrobe for schoolchildren were identified. There were identified parameters of rational wardrobe - composition and structure based on a survey of consumers and taking into account the norms of consumption of the wardrobe items.
В последние годы существенно увеличилось внимание государства к одежде, которая используется учащимися в качестве школьной формы. С 1 сентября 2013 года в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» введено обязательное использование школьной формы в образовательных учреждениях. Установление требований к одежде обучающихся отнесено к компетенции образовательной организации, разработаны нормативные акты, регламентирующие внешний вид школьника. В связи с этим в области конструирования одежды исследователей все больше притягивают внимание проблемы повышения показателя эргономичности, функциональности и удобства школьной одежды при эксплуатации [1, 2, 3, 4, 5].
Кроме того, в современных экономических условиях особую актуальность приобретает проблема формирования рационального гардероба и ассортимента одежды для детского населения в полной мере удовлетворяющих потребности каждого потребителя. Принципы формирования рационального гардероба для различных социальных групп населения необходимы не только для удовлетворения экономических интересов производителя при формировании оптимального ассортимента выпускаемой продукции, но и в первую очередь, потребителя.
Целью исследования является определение оптимального, но необходимого количества предметов одежды в гардеробе детей школьного возраста на основе информации о потребительском рынке, с учетом норм потребления изделий в гардеробе и уровня доходов потребителей.
С этой целью был изучен предметный состав комплектов форменной одежды школ разных стран мира и России. Структурный анализ образцов школьной формы показал, что разные страны имеют различные варианты школьной формы в связи с
многообразием культурных, социальных и религиозных традиций современного общества. Однако, несмотря на разнообразие ассортимента, выделены рациональные комплекты школьной формы, как для мальчиков, так и для девочек таких стилевых решений как форма в английском стиле; миссионерская форма (в католических школах, а так же в школах стран, которые являлись колониями); форма, выполненная на основе национального костюма; форма в стиле casual и форма, разработанная с учетом последних модных тенденций (рис. 1).
Рис. 1 - Рациональные комплекты школьной формы различных стилевых решений для мальчиков и девочек в разных странах мира
Особенностью выделенных рациональных комплектов школьной формы являются варианты сочетаний ассортиментных единиц входящих в состав комплектов формы, которые использованы при формировании состава и структуры рационального гардероба школьников.
В ряде исследований [6, 7] выявлены целесообразность формирования рационального гардероба и ассортимента продукций швейной отрасли в соответствии с потребностями и платежеспособным спросом конкретных групп
потребителей. Поэтому в работе для формирования рационального гардероба детей школьного возраста использованы методы маркетинговых исследований.
С целью сбора первичной информации о потребителях проведено два исследования -анкетный опрос. Первое маркетинговое исследование проведено среди родителей (1257) и учителей (669), второе - среди школьников (727) и их родителей (727). Опрос проведён с помощью российского сервиса «Анкетолог» [8] в период с 2015 по 2016 г. в школах г. Москвы и Московской области.
Анкета состояла из двух основных блоков, направленных на выявление полной характеристики потенциального потребителя и позволяющих получить информацию о предпочтении потребителями тех или иных свойств одежды.
Анализ результатов анкетирования школьников, их родителей и учителей позволил определить оптимальную структуру и количество изделий в гардеробе каждой возрастной группы детей школьного возраста.
В основу опроса положены основные факторы, влияющие на объем и структуру гардероба: возраст и уровень дохода семьи.
Сегментация потребителей по возрасту в выборке характеризует потенциальных
потребителей, следующим образом: 49% - это школьники младшего возраста, 36%- школьники старшего возраста и только 15 % подростковая группа (рис.2).
49%
\1т
от7до 11 от 11 до 15 от 15 до 18
младшая старшая подростковая
школьная школьная
Рис. 2 - Процентное распределение возрастных групп потребителей (детей) школьной одежды
Важным фактором под влиянием, которого складывается гардероб детей школьного возраста, является уровень материальной обеспеченности семьи.
На основании данных исследований, в общем объеме выборки из 1926 человек около 82% опрошенных респондентов имеют средний уровень дохода, приблизительно 11% - ниже среднего. Остальные 7% респондентов имеют в данной выборке высокий уровень дохода (рис. 3).
В ходе исследования было установлено, что уровень дохода значительно влияет на объем гардероба потребителей детской одежды. С повышением уровня дохода размер гардероба увеличивается в среднем на 4,0 ед. в группе мальчиков и на 4,5 ед. в группе девочек.
82 ¥»
Рис. 3 - Распределение респондентов по уровню дохода
Так в семье со средним достатком, имеющей мальчиков, обеспеченность составляет 30 предметов одежды, в семье с высоким уровнем - 32 предмета, ниже среднего около 24. Желательное количество предметов одежды на одного ребенка - девочку в семье со средним достатком составляет 33,54 изделий; в семье с высоким уровнем - 31,53 предмета; ниже среднего около 30,74 изделий.
Также анализ обеспеченности одеждой детей школьного возраста в зависимости от уровня дохода позволил сгруппировать потребности потребителей на две группы: изделия, на приобретения которых не влияет доход, и изделия, приобретение которых зависит от дохода. Выявлено что уровень дохода семьи практически не влияет на количество таких предметов одежды в гардеробе, как, пиджак, жилет у мальчиков и жакет, жилет, платье у девочек. И значительно влияет в гардеробе девочек на количество футболок, юбок, блузок и джемперов. Относительно гардероба мальчиков можно сказать, что уровень дохода влияет на количество футболок, джемперов и сорочек.
При анализе состава среднестатистического фактического гардероба в различных возрастных группах потребителей детской одежды выявлено, что в группе девочек с возрастом наблюдается определенная тенденция к увеличению количественного состава предметов одежды (брюки, джемпер) в гардеробе, а в группе мальчиков с возрастом количество предметов одежды в гардеробе уменьшается. Однако наиболее обеспеченным среди детей школьного возраста, как у девочек, так и у мальчиков является старшая возрастная группа: в среднем 29,79 ед. на одного человека в группе мальчиков и 36,93 ед. в группе девочек.
Так значительную часть гардероба мальчиков составляют наиболее предпочитаемые виды одежды как футболка, сорочка. А в гардеробе девочек наиболее распространенным видом изделий являются: блузка, футболка, брюки, юбка.
Годовая среднестатистическая обеспеченность детей школьного возраста на примере мальчиков в зависимости от возрастной группы по данным результатов исследования представлена на табл. 1. При этом номенклатура изделий для определения параметров гардероба одежды мальчиков-школьников включала 12 предметов швейных и трикотажных изделий.
Таблица 1 - Желательная годовая обеспеченность предметами гардероба мальчиков школьного возраста в зависимости от возрастной группы
№ Предметы гардероба Возрастная группа
младшая старшая подростко вая
1 Брюки 2,19 2,18 1,84
2 Сорочка 3,16 3,30 3,02
3 Жилет 1,31 1,25 1,07
4 Пиджак 1,32 1,46 1,11
5 Джемпер 2,10 2,14 1,62
6 Футболка 4,04 4,71 3,86
7 Нижнее белье 8,32 8,0 6,23
8 Спортивный костюм 1,85 2,02 1,58
9 Плащ 1,07 0,89 0,94
10 Куртка демисезонная 1,31 1,5 1,18
11 Куртка зимняя 1,26 1,23 1,18
12 Пальто 1,10 1,06 1
Итого 29,06 29,79 24,67
На основе данных, полученных в результате опросов, можно определить объем рационального гардероба на каждую возрастную группу путем расчета норм потребления изделий.
Нормы рационального потребления - то количество товаров, которое должно приобретаться ежегодно в среднем каждым человеком для восполнения изношенной части гардероба и поддержания рационального уровня. Рациональный гардероб - набор важнейших предметов одежды, имеющийся в распоряжении каждого человека.
Располагая данными о рациональном гардеробе, а также оптимальных сроках службы изделий производится расчет норм потребления изделий гардероба. Отсюда, исходный момент для определения объемов потребления одежды:
1) определение состава и структуры рационального гардероба в зависимости от уровня дохода, возраста, региона проживания;
2) определение физического и морального износа одежды.
Состав и структура среднестатистического гардероба и результаты расчета норм потребления швейных изделий по целевому сегменту -мальчиков младшего школьного возраста представлены в таблице 2.
В настоящей работе нормы потребления рассчитаны на основе среднестатистического желаемого гардероба одежды потенциального потребителя. При этом состав и структура потребительского гардероба определена путем комплексного анализа важных факторов, таких как половозрастной признак и уровень дохода. Исходя из состава гардероба и сроков физического и морального износа отдельных предметов, рассчитаны нормы рационального потребления в единицах изделий для конкретной группы
потребителей на примере мальчиков младшего школьного возраста.
Таблица 2 - Составная часть среднестатистического гардероба мальчиков младшего школьного возраста
№ 3 <Ц 3 к я И <ц Количество изделий, ед. Ко-во изд. в одновр.носке, ед. ев Н се Норма потребления
8 ч « о ё Й <в 2 а 5 К ^ Ж <ц & ол н, т « ии кл 1 ^ и г в год, ед. в 4 года 6 мес., ед.
1 Брюки 2 1 0,45 2,2 10
2 Сорочка - с длинным 3 2 0,66 0,33 2,0 14 9
рукавом - с коротким 1 0,33 0,30 1,1 5
рукавом
3 Жилет 1 1 0,75 1,3 6
4 Пиджак 1 1 0,75 1,3 6
5 Джемпер 2 1 0,50 2,0 9
6 Футболка 4 1 0,23 4,3 20
7 Нижнее белье 8 1 0,12 8,3 38
8 Спортивный костюм 2 1 0,55 1,8 8
9 Плащ 1 1 1,0 1,0 5
10 Куртка демисезонная 1 1 0,75 1,3 6
11 Куртка зимняя 1 1 0,75 1,3 6
12 Пальто 1 1 1,0 1,0 5
Целесообразно при формировании
рационального гардероба одежды для детей школьного возраста связать необходимое количество предметов одежды с выделенными временными периодами в каждой возрастной группе. Анализ данных, приведенных в таблице, показывает, что обе категории - потребительский гардероб и нормы рационального потребления тесно связаны между собой. Всякое изменение, вносимое в гардероб, отражается и на размере норм потребления.
Таким образом, в работе при определении таких показателей рационального гардероба как структура и объем гардероба одежды для школьников использованы данные социологических
исследований и данные расчета норм потребления. Аналогичным образом можно определить рациональный годовой комплект школьной формы с учетом выделенных стилевых решений.
В процессе выполненных исследований получены результаты, а именно:
- на основе образцов школьной формы в разных странах мира выделены рациональные комплекты школьной формы с учетом различных стилевых решений;
- исследованы важные факторы, влияющие на состав и структуру гардероба школьников;
- предложен методический подход выбора и обоснования исходных данных для формирования
рационального гардероба потенциального потребителя.
Литература
1. Мациевская Ю.А. Разработка метода эргономического проектирования школьной одежды: дис. ... канд. техн. наук: 05.19.04/МГУДТ, Москва, 2009.- 245 с.
2. Саидова Ш. А., Петросова И. А., Гусева М. А., Зарецкая Г. П., Проектирование эргономичной одежды с учетом учебной и внеучебной деятельности детей школьного возраста//Materialy XI mezmarodm vëdecko -ргакйска konference «АкиаЫ vymozenosti vëdy - 2015». Прага, 2015. - С. 89-91.
3. Саидова Ш.А., Петросова И.А., Проектирование эргономичной одежды с учетом учебной и внеучебной деятельности детей школьного возраста.//Международная научно-техническая конференция «ДИЗАЙН, ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИИ В ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ» (ИННОВАЦИИ-2015): сборник материалов Международной научно-технической конференции. Часть 1. - М.: ФГБОУ ВПО «МГУДТ», 2015. - С. 201- 204.
© И. А. Петросова - доктор технических наук, профессор кафедры художественного моделирования, конструирования и технологии швейных изделий МГУДТ, [email protected]; Ш. А. Саидова - аспирант кафедры художественного моделирования, конструирования и технологии швейных изделий МГУДТ, [email protected]; Е. Г. Андреева - доктор технических наук, профессор кафедры художественного моделирования, конструирования и технологии швейных изделий МГУДТ, [email protected]; Д. А. Сангинова - кандидат технических наук, доцент кафедры технологии и конструирования изделий легкой промышленности XnHITy,[email protected].
© I. A. Petrosova - Doctor of Technical Sciences, Professor of the Department of artistic modeling, designing and technology of garments, MSUDT, [email protected]; Sh. A. Saidova - PhD student of the Department of artistic modeling, designing and technology of garments, MSUDT, [email protected]; E. G. Andreeva - Doctor of Technical Sciences, Professor of the Department of artistic modeling, designing and technology of garments, MSUDT, [email protected]; D. A. Sanginova - Candidate of Technical Science, Associate Professor of the Department of technology and designing of consumer industry products, KPITTU, [email protected].
4. Гусева М.А., Петросова И.А., Андреева Е.Г., Саидова Ш.А., Тутова А.А. Исследование системы «человек-одежда» в динамике для проектирования эргономичной одежды//Естественные и технические науки. - 2015. -№11. - С. 513-516.
5. Петросова И. А., Гусева М. А., Саидова Ш. А., Зарецкая Г. П., Исследование антропометрических характеристик детей для проектирования эргономичной одежды// Дизайн и технологии. - 2015. № - 48 (90). С. 33-40.
6. Юсупова Ж. А. Разработка исходной информации для формирования рационального гардероба и ассортимента детской одежды для школьников :дисс ... кандидата технических наук : 05.19.04/Москва, 2001. - 268 с
7. Шамухитдинова Л. Ш. Разработка рациональных ассортиментных коллекций детской одежды и способов повышения ее долговечности для условий Средней Азии : автореферат дисс. ... кандидата технических наук : 05.19.04/ Москва, 1992. - 23 с.
8. Интернет-сервис «Анкетолог» URL: https://anketolog.ru/ (дата обращения 29.09.2015).