9. Long Finance. The Global Financial Centres Index 14. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.longfinance.net/images/ GFCI14_30Sept2013.pdf 2 World Economic Forum (дата обращения 03.03.2016).
10. OECD Science, Technology, and Industry Outlook. 2010 // www.oecd.org. 2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oecd-ilibrary. org/science-and-technology/oecd-science-technology-and-industry-outlook-2010_sti_outlook-2010-en;jsessionid=54q2p9bb5v80a.x-oecd-live-02 (дата обращения: 11.04.2016).
11. Presidency Conclusions, Lisbon European Council. 23-24 March. 2000. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consilium. europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/ ec/00100-r1.en0.htm (дата обращения 03.03.2016).
12. The Global Competitiveness Report. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www3. weforum.org/docs/WEF_GCR_Report_2011-12.pdf (дата обращения 12.04.2016).
13. The White House, «National Nanotechnology Initiative: Leading to the Next Industrial Revolution», press release, January 21, 2000. P.L. 108-153.
УДК 687.152 ; 371:687.15
Денисова Ольга Игоревна
кандидат технических наук, доцент Костромской государственный технологический университет
ОСОБЕННОСТИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ
Статья посвящена вопросу дизайн-проектирования школьной формы в рамках введения политики дресс-кода в общеобразовательных учреждениях РФ. Анализ отечественных и зарубежных публикаций по проблемам школьного образования позволил выявить актуальные направления совершенствования политики школьного дресс-кода в части требований к внешнему виду учащегося, которые рекомендуется учитывать при проектировании современного ассортимента школьной формы. Проведен анализ методологических аспектов существующих концепций формирования делового стиля учащихся общеобразовательных учреждений, и установлено, что создание вариантного разнообразия за счет трансформации модельного ряда школьной формы способствует решению выявленных проблем неприятия школьниками требований дресс-кода.
Ключевые слова: учащийся, дизайн, дресс-код, школьная форма.
Анализ зарубежных публикаций по вопросу школьного дресс-кода выявил проблемы, касающиеся культурологических, экономических и тендерных аспектов в части требований к внешнему виду учащихся [5, с. 643-657; 6, с. 159-177; 7, с. 345-356]. Большинство вынесенных на публичное обсуждение вопросов актуально и для отечественной системы образования, в связи с принятием положения о школьной форме в рамках закона «Об образовании» 2013 года.
Анализ социокультурной среды учебных заведений г. Костромы и области показал, что основной тенденцией развития учреждений общего образования является дифференциация качества образования. Это явление находит отражение и в том, что для «элитарных» гимназий и лицеев, а также не бюджетных малокомплектных образовательных учреждений характерно создание повышенного уровня комфортности среды и выраженность идентификации учащихся по внешнему виду (форме), в том числе с целью подчеркнуть престижность образования.
В противоположность этому явлению, социокультурная среда менее «рейтинговых» бюджетных учреждений общего образования значительно менее комфортна, что показали исследования, проведенные в рамках гранта РГНФ № 14-16-44002 «Ретроспективный анализ социокультурной среды Костромского региона в контексте формирования
и духовно-нравственного развития личности подрастающего поколения». При этом существует проблема как малокомплектности классов в сельских школах, так и «перегруженность» численности учащихся в городских учреждениях. В этой ситуации мотивация в жестком контроле за внешним видом учащихся отсутствует, требования дресс-кода формулируются достаточно гибко, лояльно. В частности, положениями о школьной форме учебного заведения регламентируется, что повседневный внешний вид учащегося должен быть приближен к деловому стилю и перечисляются допустимые элементы костюма. При этом контроль за соблюдением требований в этой группе общеобразовательных учреждений достаточно слабый. Внешний вид ребенка контролируют, в большей степени, родители школьника, а не администрация учебного заведения. Это приводит к тому, что в старших классах, в связи с самостоятельностью подростков, зачастую появляются злостные нарушители правил, провоцирующие конфликтные ситуации. Стремление подростка к самовыражению и проявлению индивидуальности, в целом, закономерный процесс психологического становления личности, и неприятие политики школьного дресс-кода в этом возрасте отмечается во многих зарубежных исследованиях [5, с. 643-657; 6, с. 159-177; 7, с. 345-356]. В рамках решения этой проблемы можно проследить тенденцию к обновлению традиционной школьной одежды, посколь-
28
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
© Денисова О.И., 2016
Особенности дизайн-проектирования школьной формы
ку длительно существующая идентичная одежда снижает самооценку учащихся.
Сравнительный анализ современного дизайна школьной одежды учащихся 450 классов из 20 стран, проведенный Д. Джерменом с 2004 по 2012 год [3], выявил, что внешний вид российских школьников - один из наиболее консервативных как по колористическому решению (преимущественно ахроматическая черно-белая гамма), так и по крою и ассортименту изделий, в отличие, например, от школ Европы, где явно ощутимо влияние субкультур.
Проблемой, создающей сложный социальный контекст в школах, является увеличение числа детей из семей мигрантов. Вопрос социальной адаптации детей школьного возраста и нравственного воспитания в русле национальных традиций в рамках введения дресс-кода общеобразовательных учреждений приобрел высокую актуальность на фоне текущих миграционных процессов как в России, так и за рубежом [5, с. 643-657]. Влияние национальной атрибутики и элементов традиционного костюма на патриотическое и нравственное воспитание молодежи не всегда имеет однозначную интерпретацию, что связано как с различием в семантическом восприятии знаков и символов различных культур и конфессий, так и с различной степенью толерантности учащихся и администрации. Как показывает анализ размещенных на сайтах школ Костромы и Костромской области «Положений о внешнем виде учащихся», проблема толерантности при слиянии культур в многонациональных школьных коллективах в рамках формулировки требований не отражается, поскольку дресс-код носит предписывающий характер и подразумевает идентичность внешнего вида учащихся с учетом их возрастной и гендерной принадлежности. При этом, из анализа СМИ, значимых прецедентов, связанных с проявлением негативного отношения к одежде школьников-мигрантов в регионе не выявлено.
Экономические вопросы связаны с доступностью школьной одежды для малообеспеченных семей. Их решение традиционно связано с разработкой административных мер по снижению стоимости форменной одежды. Поскольку в настоящее время в РФ отсутствуют социальные стратегии, позволяющие ввести бесплатную школьную одежду, то в качестве инструмента снижения стоимости комплекта формы целесообразно использовать возможности дизайна. В частности, «удешевление» средствами дизайн-проектирования возможно за счет упрощения подходов к формообразованию изделий; использованию ассортимента материалов, исключающего сложную технологическую обработку; проектирование моделей «унисекс» и др. С этой целью проведен анализ характерных для разработки школьного дресс-кода подходов к дизайн-проектированию и приемов использова-
ния формы как носителя корпоративной культуры учебного заведения. В целом, дизайнер костюма оперирует следующими видами методов в зависимости от задачи их применения:
1) методы эвристики - способствуют появлению замысла, преодолению творческого кризиса, оптимизации поиска дизайнерских идей;
2) методы проектирования - визуализация представления о костюме и облике потребителя в соответствии с концепцией проекта;
3) методы формообразования - проработка принципов создания объемно-пространственной структуры изделий и отражение тектоники предполагаемых материалов;
4) методы оценки уровня дизайна - предполагают определение эстетической ценности, учитывая разделение объектов на промышленные и эксклюзивные авторские модели.
Обзор эвристических методов показывает, что наиболее эффективными при проектировании школьных коллекций является использование таких приемов, которые позволяют учесть возрастные предпочтения и психологию поведения юных потребителей. К ним, в частности, относится метод перевоплощения или эмпатии, предполагающий вживание в образ потребителя. С точки зрения промышленного производства, для успешной реализации замысла целесообразно применять эвристический прием «заимствование позиции», когда дизайнерская идея дорабатывается с точки зрения всех специалистов-участников производственного процесса (конструктора, технолога, экономиста и др.). В большинстве случаев, этот метод позволяет добиться упрощения технологии производства и минимизации затрат на переподготовку швейного потока при запуске модели в производство.
Моделирование и макетирование позиционируются как основные методы проектирования костюма. В промышленном производстве школьной формы наиболее распространено ретроспективное, конструктивное и художественно-образное моделирование. Ретро-модели школьной формы с различной степенью стилизации представляют собой адаптированные решения советской школьной формы образца 1980-х гг. [2, с. 89-93; 4, с. 146-150]. Этот прием чаще используется для девичьей школьной формы и включает платья со сменными фартуками или «пионерский» вариант с белой блузкой и складчатой юбкой. «Ностальгические» модели выполняются из современного ассортимента текстильных материалов, преимущественно синтетических, поэтому качество и эксплуатационные свойства не всегда соответствуют ретро-аналогам.
Ряд крупных отечественных компаний, специализирующихся на одежде для школьников, как вариант решения проблемы использует разработку моделей в САПР с применением приемов конструктивного моделирования, что позволяет,
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3
29
в частности, адаптировать конструкции школьной формы мальчиков на фигуры девочек, осуществляя проектирование моделей в стиле «унисекс».
Помимо заимствований из истории и использования технических средств САПР, популярным остается традиционная «подача» концепции в форме образных художественных эскизов, поскольку в дизайне рассматриваемой ассортиментной группы акцент делается на стремление детей школьного возраста к подражанию. Как показывает обзор зарубежных исследований [5, с. 643-657; 6, с. 159-177; 7, с. 345-356], образцами для подражания может служить как реально существующая школьная форма, например, японская сейлор-фуку или Оксфорд-стиль, так и форма сказочных учебных заведений, например, школы Хогвартс. Популярным является использование, как характерной образности самих персонажей, так и отдельных элементов их костюма: эмблемы учебного заведения, формы воротника, цветового решения и др. Естественно, что такой подход к проектированию напрямую ориентирован на потребительский спрос самих школьников.
Известны несколько подходов к формообразованию дизайна одежды: комбинаторный, основанный на вариабельности форм; модульный, когда используется «дробление» формы костюма на однотипные элементы с последующей «сборкой» и метод деконструкции, при котором разрушаются привычные формы. Анализ ассортимента школьной формы показывает, что практически все изделия, представленные на рынке, выполнены с применением традиционных комбинаторных приемов формообразования. Это позволяет производителям эффективно использовать принцип взаимозаменяемости при формировании комплектов. Помимо этого, возможна трансформация отдельных элементов школьной формы: могут присутствовать съемные элементы, декор или аксессуары; предусматривается увеличение или укорочение деталей. Как показали проведенные исследования по выявлению потребительских требований, этот дизайнерский подход является актуальным при проектировании школьной формы. В первую очередь, это связано с желанием родителей продлить срок эксплуатации изделий. Исходя из концептуального подхода к проектированию школьной формы, современные производители активно используют прием стайлинга, т.е. не меняя конструктивно-технологическую составляющую уже выпускаемых апробированных решений, делают акцент на визуальное разнообразие моделей школьной формы за счет декорирования или замены фактуры материалов. Этот прием позволяет придать изделиям коммерчески выгодный вид одновременно минимизируя затраты производителей.
Методы оценки уровня дизайна разработанных моделей практически игнорируются современными производителями школьной формы. Главным
показателем успешности дизайна выступает потребительский спрос. Однако, как показали проведенные исследования [1, с. 62-66], среди родителей школьников достаточно большое число неудовлетворенных качеством изделий, что, очевидно, связано с несовершенством нормативно-правовой базы, регламентирующей требования к школьной форме.
Таким образом, на основе комплексного прогнозирования, рассматривая современные аспекты развития социокультурной среды школ, можно сделать вывод о расширении области внедрения школьного дресс-кода и ужесточения требований к внешнему виду школьника в целом. Конкурентоспособность производителей школьной формы, отражающаяся в ценовой стратегии, активно связана с темпами внедрения общемировых модных тенденций дизайна в разрабатываемый ассортимент изделий. Экономическая составляющая дизайна школьной формы находит проявление в удешевлении материалов и упрощении конструкций изделий при акцентировании декора, принта, фактуры материалов. В целом, поиск новых средств выразительности дизайна школьной формы можно назвать приоритетным направлением в проектировании этого ассортимента изделий.
Библиографический список
1. Денисова О.И., Денисов А.Р. Исследования потребительских предпочтений при выборе школьной формы // Вестник Костромского государственного технологического университета. - 2014. -№ 2 (33).- С. 62-66.
2. Денисова О.И. Сравнительный анализ ретроспективных и современных приемов конструирования школьной формы // Известия вузов: Технология текстильной промышленности. - 2014. - № 5 (353). - С. 89-93.
3. Как выглядят ученики и их классы в разных странах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://m. fishki.net/1233080-kak-vygljadjat-ucheniki-i-ih-klassy-v-raznyh-stranah.html (дата обращения 15.04.2016).
4. Погорелова М.Л., Суслов И.А. Способы формирования познавательного интереса к историческому костюму // Известия вузов: Технология текстильной промышленности. - 2015. -№ 5 (358). - С. 146-150.
5. GerelukD. What Not To Wear: Dress Codes and Uniform Policies in the Common School // Journal of Philosophy of Education. - 2007. - № 4 (т. 41). -С. 643-657.
6. Park J. Do School Uniforms Lead to Uniform Minds?: School Uniforms and Appearance Restrictions in Korean Middle Schools and High Schools // Fashion Theory. - 2013. - № 2 (т. 17). - С. 159-177.
7. Sanchez J.E., Yoxsimer A., Hill G.C. Uniforms in the Middle School: Student Opinions, Discipline Data, and School Police Data // Journal of School Violence. - 2012. - № 4 (т. 11). - С. 345-356.
30
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿j- 2016, Том 22