Научная статья на тему 'Введение показателя эффективности в оценку контрольно-надзорной деятельности органов контроля'

Введение показателя эффективности в оценку контрольно-надзорной деятельности органов контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / КОНТРОЛЬ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Л. Н.

Распространение функций контроля на область повышения эффективности использования бюджетных средств правомерно затрагивает вопросы эффективности самого финансового контроля. Добиться этого можно за счет создания комплексной системы контроля и оценки его деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Введение показателя эффективности в оценку контрольно-надзорной деятельности органов контроля»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

Следует заметить, что сокращение предложения молока-сырья на рынке происходит с одновременным ростом потребительского спроса. Недостаток натурального сырья компенсируется использованием порошкового молока, различных добавок (модифицированного крахмала, эмульгаторов, подсластителей, растительных жиров), а также лучшего использования вторичного сырья.

Так, соотношения между высокими летними и низкими зимними надоями в разрезе районов Западной зоны Красноярского края может превышать 200%, а разница в закупочных ценах колеблется в пределах 2-3 раз.

В связи с этим, на фоне сокращения поголовья коров и низкой их продуктивности решение проблемы обеспечения населения молочными продуктами на уровне рекомендуемых норм потребления возможно на основе двух сценариев.

Первый сценарий - «Пролонгация нынешнего состояния или инерционное развитие». С учетом проводимой политики повышения располагаемых доходов населения предполагается, что удовлетворение спроса будет осуществляться за счет переработки все увеличивающегося импорта молочного сырья.

Второй сценарий - импортозамещение. Развитие сырьевой базы молокопродуктов исходит из достижения следующей многокомпонентной цели: постепенный переход к обеспечению молокоперерабатывающих предприятий таким количеством отечественного сырья, которое составляло бы не менее 60 - 80% потребности для выработки высококачественной продукции в соответствии с действующими нормами потребления.

Рынок молока и молокопродуктов, на наш взгляд, представляет собой совокупность организационно-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется производство, переработка и реализация молока и молочной продукции, формирующие предложение в соответствии со спросом и рыночным ценообразованием на территории Красноярского края.

В настоящее время развитие рынка молока и молокопродуктов характеризуется двумя разнонаправленными тенденциями:

- усиление спада производства, обусловленного состоянием сельского хозяйства и наступившего кризиса, как усугубляющего фактора,

- возникновение новых в дополнение к традиционным субъектам, формирование новых каналов продвижения продукции и продуктовых цепочек.

Данные тенденции являются благоприятными в целях сохранения конкурентной среды регионального рынка и, соответственно, поддержания оптимальных рыночных цен на молоко и молочные продукты.

© Слепцов В.В., 2017

УДК 338

Л.Н. Смирнова

к.э.н., зам. начальника кафедры БУАиА Санкт-Петербургского университета МВД России г. Санкт-Петербург, Российская Федерация E-mail: [email protected]

ВВЕДЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ОЦЕНКУ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ КОНТРОЛЯ

Аннотация

Распространение функций контроля на область повышения эффективности использования бюджетных средств правомерно затрагивает вопросы эффективности самого финансового контроля. Добиться этого можно за счет создания комплексной системы контроля и оценки его деятельности.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

Ключевые слова

Бюджет, безопасность, государство, контроль, экономика.

Залогом стабильности для демократического государства выступает созидательный, эффективный контроль за распределением общественных ресурсов, который способствует укреплению экономики и доверия граждан к государственной власти, показывая, что для нее интересы общества имеют высший приоритет.

Следовательно, контрольная функция государства в финансовой сфере - это не только предупреждение, выявление и пресечение финансовых правонарушений, но и функционирование действенной системы государственного финансового контроля в целях повышения эффективности использования государственных средств, достижения более высоких результатов в управлении государством.

На сегодняшний день государственный финансовый контроль в России реализуется, главным образом, в регламентированной законодательством деятельности ряда специальных государственных органов законодательной и исполнительной власти, специализированных контрольных органов, а также главных распорядителей бюджетных средств. В пределах своих полномочий они осуществляют внешний и внутренний финансовый контроль. К ним следует отнести Счетную палату РФ, Контрольное управление при Президенте Российской Федерации, органы банковского контроля России и другие.

К органам исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющим финансовый контроль в отношении функционально подчиненных субъектов, относятся: Министерство финансов Российской Федерации (Далее Минфин России) и входящие в его состав структурные подразделения, которые определены приказом Минфина России от 11 мая 2016 г. № 153 «Об утверждении структуры Министерства финансов Российской Федерации». Кроме этого, Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности, находящихся в его ведении, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, Федеральной таможенной службы и Федерального казначейства, а так же взаимодействует с Центральным банком Российской Федерации.

Деятельность всех этих органов нацелена на проверку соблюдения законности, результативности и эффективности использования государственных ресурсов. Однако ущерб, выявляемый органами контроля вследствие нарушений должностными лицами бюджетного законодательства, а так же легализации и отмывания неучтенных денежных средств, и их последствий, в настоящее время очень значителен. Только Счетной палатой в 2015 году проведено «322 мероприятия, которыми было охвачено 2594 объекта. По результатам этих мероприятий выявлено нарушений на 516.5 млрд руб. ... в 2015 году обеспечен возврат в федеральный бюджет и бюджет Союзного государства 10.3 млрд руб. ...по результатам проверок в следственные органы и органы безопасности направлено 44 материала, в Генеральную прокуратуру - 74, в результате чего было возбуждено 44 уголовных дела». .. [3, с. 1]. Выявленный ущерб представляет собой угрозу экономической безопасности России, так как влияет на определенные сферы деятельности государства, в т.ч. на дестабилизацию и неэффективность функционирования бюджетополучателей, приводит к развитию дисбаланса секторов экономики и снижению способности государства к саморазвитию.

Следовательно, создание эффективной системы финансового контроля в России осознается как объективная необходимость [5,с.18], которая должна способствовать экономической безопасности государства, ибо соблюдение законности, результативности и эффективности использования бюджетных средств является основой для создания строгой системы бесперебойного поступления в бюджет государственных доходов и эффективного управления государственными расходами.

В настоящее время, согласно плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы[2, с. 3], разработаны и введены в действие методические рекомендации по реализации органами государственного контроля (надзора) Российской Федерации, органами государственного контроля (надзора) субъектов российской

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

федерации и органами муниципального контроля мер, направленных на повышение результативности и эффективности осуществляемых ими в рамках контрольно-надзорной деятельности проверок [4, с. 1]. Эти рекомендации определяют порядок осуществления проверки органами контроля и дают пояснения, в каких случаях следует считать проверку результативной и эффективной.

Одним из предложенных показателей оценки контрольно-надзорной деятельности органа контроля является показатель «эффективность» проверки, которая «показывает соотношение достигнутых результатов проверки и задействованных при проведении проверки трудовых, материальных и финансовых ресурсов органа государственного контроля, органа муниципального контроля... При планировании, организации и проведении проверки контрольно-надзорный орган должен исходить из необходимости (1) достижения результата проверки с использованием наименьшего объема трудовых, материальных и финансовых ресурсов и (или) (2) достижения наилучшего результата с использованием имеющегося объема средств» [4, с. 3].

По нашему мнению, в рамках снижения финансирования всех органов управления, в том числе и органов контроля, показатель «эффективность» является наиболее востребованным, так как направлен на достижение наилучшего результата с использованием имеющегося объема средств находящихся в распоряжении контрольно-надзорного органа. Достичь снижения затрат в деятельности органа контроля на проведение проверки можно за счет проведения документарной проверки вместо выездной, более подробного сбора информации при подготовке к проверке, а не во время ее проведения. Но кроме этого, «достижение наилучшего результата с использованием имеющегося объема ресурсов возможно при переходе к применению риск-ориентированного подхода или его отдельных элементов, что позволяет осуществлять выбор подконтрольных объектов с учетом отнесения их к определенной категории риска». [4, с. 4].

Следовательно, более рационального использования ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении контрольно-надзорного органа, можно достичь за счет исключения проверок субъектов хозяйственной деятельности, которые могут быть отнесены к добросовестным и не допускающим нарушений обязательных требований.

Таким образом, внедрение показателя «эффективность» в оценку контрольно-надзорной деятельности органа контроля позволит дифференцированно подходить к проведению контрольных мероприятий, избегать излишних проверок и сэкономить значительное количество трудовых, материальных и финансовых ресурсов органа контроля, при этом сохранив уровень качества проведения проверок, влияющих на экономическую безопасность государства.

Список использованной литературы:

1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212.

2. Распоряжение Правительства РФ от 01.04.2016 № 559-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.04.2016.

3. Статья от 18.05.2016г. Счетная палата в 2015 году выявила нарушений на 516.5 млрд. руб. // Интернет-ресурс http://www.akm.ru/rus/news/2016/may/ 18/ns_5523981.htm.

4. Методические рекомендации по реализации органами государственного контроля (надзора) Российской Федерации, органами государственного контроля (надзора) субъектов российской федерации и органами муниципального контроля мер, направленных на повышение результативности и эффективности осуществляемых ими в рамках контрольно-надзорной деятельности проверок. Утверждены 9 июня 2016 г. № 142 протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы // Интерет-ресурс - сайт http://minpromtorg.gov.ru по состоянию на 20.12.2016.

5. Конюхова Т.В. К вопросу о концепции проекта Федерального закона «О финансовом контроле». Российское право. 2006. № 6. С. 18.

© Смирнова Л.Н., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.