МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 ISSN 2410-700Х
тем не менее, существуют предположения, что негативный эффект влияния решения о выходе страны из ЕС будет краткосрочным. Впоследствии экономика нормализуется и направит свои силы в другое русло. Список использованных источников
1. Гурина А.К. Глобализация финансовых рынков/К.А. Гурина, А.В. Захарян//Сборник статей Международной научно-практической конференции. -2016. - с.95-97.
2. Доклад о денежно-кредитной политике №3 (15), сентябрь 2016, с. 8
3. http://pozneronline.ru/2016/06/16049/ - официальный сайт Владимира Познера
4. http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3401065 - информационное агентство России
5. http://www.bbc.com/russian/uk/2016/02/160217_britain_and_eu_brexit_debate - сайт Би-би-си
6. https://ria.ru/spravka/20160623/1449635164.html - сетевое издание «РИА Новости»
7. https://ru.wikipedia.org/ - Википедия - свободная энциклопедия
© Кузнецова М.В., Захарян А.В., 2016
УДК 336.1
Анастасия Сергеевна Лисютина
студентка 4 курса экономического факультета Филиал РЭУ им. Г.В Плеханова Научный руководитель: Наталья Михайловна Баклаева ст. преподаватель кафедры «Экономики и финансов» Филиал РЭУ им. Г.В Плеханова Г. Пятигорск, Российская Федерация
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
Экономическая политика государства осуществляется посредством финансово-кредитных инструментов, одним из которых является финансовый мониторинг. Государственный финансовый мониторинг - это система мер, направленных на обеспечение экономической обоснованности использования финансовых ресурсов в государстве, предупреждения и выявления финансовых нарушений. Проблемы совершенствования государственного контроля актуальны всегда и особенно в настоящее время. Финансовый контроль, охватывающий все сферы жизни общества, должен быть нацелен на повышение экономического стимулирования, эффективное использование финансовых, трудовых и материальных ресурсов.
В настоящее время работа органов государственного финансового контроля в России характеризуется несогласованностью и отсутствием четкого взаимодействия. В первую очередь, это связано с тем, что не создана монолитная система контроля за финансовыми потоками и использованием государственной собственности. Полномочия контрольных органов страны определяются многочисленными законодательными актами, которые нередко допускают дублирование при выполнении соответствующих функций. Бесспорно такая ситуация негативно сказывается на развитии страны.
Сегодня в Российской Федерации отсутствует теоретически проработанная и законодательно оформленная концепция общегосударственного финансового контроля. Различные предложения, обсуждаемые в экономической литературе, ограничиваются только государственным контролем и основываются на двух подходах. [2, с.102]
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 ISSN 2410-700Х_
Первый подход является отражением точки зрения многих авторов, рассматривающих преобразование действующих органов финансового контроля в единую иерархически выстроенную систему, т.е. объединение всех контролирующих и надзорных органов в единый федеральный орган, который будет подчиняться Счетной палате РФ. Одним из основных положений данного подхода является усиление роли Счетной палаты как органа, который осуществляет функции контроля за бюджетным процессом и за эффективностью, целесообразностью расходования средств государства.
Второй подход по поводу построения системы государственного финансового контроля в России является полной противоположностью первого подхода. В данном подходе авторы негативно относятся к созданию единой иерархически выстроенной контрольной системы, возглавляемой единым
государственным органом. Они считают, что монолитность многоуровневой соподчиненности по принципу иерархической замкнутости не позволит своевременно реагировать на динамичное изменение рыночных отношений. В данном подходе системность рассматривается как наиболее рациональное соотношение между элементами централизации и децентрализации органов контроля, а также обеспечение взаимосвязи деятельности контрольных органов при сохранении их самостоятельного статуса.
Исходя из вышерассмотренных мнений экономистов можно сделать вывод, что структура государственной системы контроля должна складываться, с одной стороны, из высших органов государственной власти и управления, наделенных полномочиями Конституцией РФ и законодательными актами в области государственного контроля, а с другой стороны, составной частью структуры государственной системы контроля могут стать специальные контролирующие органы, которые действуют сегодня, например, Федеральное казначейство и Росфинмониторинг. В полномочия данных органов входят создание своих территориальных органов, делегирование им своих функций и прав. В каждом из перечисленных подходов присутствуют преимущества и недостатки. При обсуждении возможных концепций организации государственной системы финансового контроля основное влияние уделяется проблеме контроля за бюджетным процессом, за эффективностью и целесообразностью расходования средств государства.
Единственным государственным органом финансового контроля на федеральном уровне, задачи, статус и порядок деятельности которого определены в установленном законом порядке является Счетная палата РФ, которая за весь период своей деятельности показала себя эффективным органом финансового контроля. В результате проверок Счетной палатой выявляются многочисленные нарушения в бюджетной сфере. Но, как правило, результатом этой деятельности является констатация фактов выявленных нарушений, а не их устранение. Ведущую роль в России отводят правосудию. Из этого следует, что актуальной проблемой является неучастие представителей Счетной палаты РФ в судебных делах в интересах государства. [4, 85 с.]
Для повышения эффективности правоохранительной системы государства в настоящее время необходимы разработка и принятие комплекса поправок к действующим федеральным законам. Российские экономисты предлагают следующие меры:
1) необходимо конкретизировать ответственность государственных должностных лиц за нарушения закона при исполнении федерального бюджета и при распоряжении государственной собственностью;
2) следует уточнить нюансы наступления ответственности должностных лиц за неисполнении поручений контрольных органов, в том числе и Счетной палаты;
3) требуется введение подконтрольности Центрального Банка Российской Федерации проверкам Счетной палаты, а также в формировании и исполнении собственной сметы расходов, в поступлении доходов и формировании прибыли;
4) необходимо принятие форм финансовой отчетности всех органов государственной власти;
5) следует наделить Счетную палату РФ правом выступать в судах с исками в защиту интересов государства в случае установления фактов незаконных сделок.
Довольно часто в последнее время выдвигается идея сконцентрирования функций финансового
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 ISSN 2410-700Х_
контроля в стране исключительно в полномочиях Счетной палаты РФ. Но экономисты предполагают, что Счетная палата РФ не сможет справиться с задачей широкомасштабного контроля за всеми финансовыми потоками. В России сегодня насчитывается более 150 тысяч распорядителей и получателей средств только федерального бюджета. А с учетом получателей средств из бюджетов остальных уровней, а также хозяйствующих субъектов, использующих имущество государства, численность контрагентов варьируется в пределах 3-3,5 миллионов. Из этого следует вывод, что Счетная палата не в состоянии контролировать каждого получателя бюджетных средств. [1, 36 с.]
Некоторые экономисты предлагают преобразовать Счетную палату РФ в компактный, своевременно реагирующий на изменения социально-экономических условий развития орган независимого контроля за эффективностью формирования государственных ресурсов, использования бюджетных средств и распоряжения собственностью государства. В связи с этим Счетная Палата, прежде всего, должна составлять и выполнять комплексные программы финансового мониторинга приоритетных государственных мероприятий и направлений народнохозяйственного развития страны. Также экономисты предлагают включить в Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» норму об обязательной взаимосвязи с ней деятельности контрольных органов власти в сфере финансов. [3, 125 с.]
Принятие вышеизложенных решений позволило бы в существенной мере ликвидировать обособленность, разрозненность и дублирование в деятельности Министерства финансов РФ и правоохранительных органов.
Избежать неоправданных многочисленных проверок одних и тех же объектов различными структурами и гораздо эффективнее использовать имеющиеся ресурсы помогло бы согласование при планировании проведения мониторинговых мероприятий. И что не менее важно, согласование помогло бы повысить эффективность мер по устранению выявленных нарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств и противозаконным распоряжением объектами федеральной собственности, а также обеспечить наказание субъектов виновных в хищении государственного имущества и средств.
В законодательном порядке целесообразным является урегулирование ряда вопросов взаимодействия Счетной палаты и Генеральной прокуратуры. Например, в США в процессе работы высшего органа финансового контроля с момента выявления нарушений, к проверкам также привлекаются и сотрудники прокуратуры.
Согласованность действий органов финансового контроля в настоящее время не обеспечена. Полномочия ряда государственных органов, осуществляющих финансовый контроль по проведению проверок за целевым использованием государственных средств, как правило, пересекаются.
Подводя итоги можно отметить, что первостепенной функцией органов финансового мониторинга в Российской Федерации должен стать контроль за законным, эффективным и целевым использованием средств государства каждым получателем финансовых ресурсов.
Список использованных источников
1 Асташова Н.А., Государственный финансовый контроль // Проблемы теории и практики управления.-2014.-№ 3.- С.35-42
2 Заема Л.М., Ярошенко Е.А., Беляева С.В., Баклаева Н.М. и др. Краткий курс лекций для подготовки студентов к государственному экзамену по направлению «Экономика»: Учебное пособие.- Пятигорск: «РИА - КМВ», 2015 - 236 с.
3 Романовский М.В., Белоглазова Г.Н., Методы государственного финансового контроля: Учебное пособие.- М.: Высшее образование, 2014.- 280 с.
4 Слепова В.А., Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие.- М.: Экономистъ, 2015.- 106 с.
© Лисютина А.С., 2016