_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-2/2016 ISSN 2410-6070_
3. Кобец П.Н. О необходимости имплементации в российское законодательство норм западноевропейских стран, связанных с торговлей людьми. Международное уголовное право и международная юстиция. М., 2012 № 3.
4. Кобец П.Н. Об актуальности противодействия отдельным видам преступлений путем предупреждения административных правонарушений. Административное право и процесс. М., 2012 № 1.
© Кобец П.Н., 2016
УДК 347.73
Козлов В.И.
Студент 3 курса Юридический институт МГПУ Афанасьева С.А.
К. ю. н., доцент Юридического института МГПУ г. Москва, Российская Федерация
К ВОПРОСУ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Аннотация
В настоящей статье анализируются правовые основы финансового контроля в городе Москве, полномочия органов государственной власти города Москвы в области финансового контроля, основные виды, формы и методы финансового контроля.
Ключевые слова
Финансовый контроль, город Москва, государственный финансовый контроль, органы государственной власти города Москвы, контроль за исполнением бюджета, внешний и внутренний финансовый контроль.
Финансовый контроль - это контроль над легальностью и целесообразностью действий в области формирования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов. Финансовый контроль является неотъемлемой составляющей финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также обнаружения результатов управленческих воздействий на управляемый объект.
Город Москва является субъектом Российской Федерации, городом федерального значения, столицей Российской Федерации и обладает особым статусом, установленным Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации"[5, а 4].
Система нормативно-правового регулирования государственного финансового контроля города Москвы включает в себя следующие уровни:
1. Бюджетное законодательство РФ, состоящее из Бюджетного кодекса РФ, законов города Москвы о бюджете города Москвы, законов города Москвы о бюджетах государственных внебюджетных фондов города Москвы, правовых актов представительных органов муниципальных образований города Москвы о бюджетах муниципальных образований, а также иных законов города Москвы и правовых актов
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-2/2016 ISSN 2410-6070_
представительных органов муниципальных образований города Москвы, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 Бюджетного кодекса РФ.
2. Законы и иные нормативные правовые акты города Москвы, к которым следует отнести: Закон города Москвы от 28 июня 1995 г. «Устав города Москвы»; Закон города Москвы от 1 ноября 1995 г. № 2373 «О Контрольно- счетной палате Москвы»; Закон города Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»; постановление Правительства Москвы от 21 февраля 2006 г. № 112-ПП «О Регламенте Правительства Москвы»; Постановление Правительства Москвы № 252-I II I от 01 июня 2012 года «Об утверждении Положения о Главном контрольном управлении города Москвы»; Постановление Правительства Москвы № 487-ПП от 27 августа 2014 года «Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» иные правовые акты Правительства Москвы и Московской городской Думы, определяющие систему органов государственного финансового контроля города Москвы, пределы их компетенции и организационно-процессуальные аспекты деятельности.
3. Корпоративные нормативные правовые акты органов государственного финансового контроля города Москвы, устанавливающие основные правила деятельности данного контрольного органа (например, Регламент Контрольно-счетной палаты Москвы).
Согласно Уставу города Москвы, Московская городская Дума осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов города Москвы и постановлений Московской городской Думы, исполнением бюджета города Москвы, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью города Москвы, а органы исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления, иные организации, должностные лица обязаны в месячный срок по обращению Московской городской Думы, депутата Московской городской Думы, депутатской комиссии, рабочей группы или фракции Московской городской Думы предоставлять запрашиваемую информацию по вопросам, относящимся к ведению Московской городской Думы, а в случае указания на нарушение законодательства незамедлительно принимать меры для устранения нарушения и привлечения виновных к ответственности.
Внешний финансовый контроль в городе Москве осуществляет Контрольно-счетная палата города Москвы, внутренний - Главное контрольное управление города Москвы.
Контрольно-счетная палата города Москвы действует на основании закона города Москвы от 30.06.2010 № 30 «О Контрольно-счетной палате Москвы». Основными задачами Контрольно-счетной палаты являются: контроль правомерности и обоснованности составления проектов бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы; контроль правомерности, результативности и эффективности исполнения бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы, а также управления собственностью города Москвы; оценка влияния расходов бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы на социально-экономическое развитие города Москвы; контроль исполнения бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве, получающих межбюджетные трансферты и бюджетные кредиты из бюджета города Москвы; представление Московской городской Думе и Мэру Москвы информации о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в установленном Законом порядке, информирование городского сообщества о деятельности Контрольно-счетной палаты.
В процессе реализации задач, стоящих перед Контрольно-счетной палатой, палата осуществляет экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, устанавливающих расходные обязательства города Москвы, включая государственные программы города Москвы, а также связанных с формированием и использованием средств бюджета города Москвы, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы и иных объектов собственности города Москвы; проверку и обследование реализации государственных и иных программ города Москвы, планов развития
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-2/2016 ISSN 2410-6070_
города Москвы; проверку и обследование правомерности и эффективности использования бюджетных средств и субсидий из бюджета города Москвы органами государственной власти и иными государственными органами города Москвы и организациями, а также проверку и обследование финансово-хозяйственной деятельности органов государственной власти и иных государственных органов города Москвы и учреждений города Москвы; проверку и обследование правомерности и эффективности формирования и использования средств бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы. Кроме того, Контрольно-счетная палата города Москвы осуществляет анализ и подготовку предложений по совершенствованию бюджетного процесса в городе Москве, включая правовое регулирование и организацию работы со средствами бюджета города Москвы, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы, бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве; подготовку и представление ответов на запросы Мэра Москвы, депутатов Московской городской Думы, органов государственной власти и иных государственных органов города Москвы и органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве; оценку эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов, государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета города Москвы и имущества, находящегося в собственности города Москвы; иные полномочия, установленные федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Контрольно-счетная палата осуществляет внешний государственный финансовый контроль в отношении органов государственной власти и иных государственных органов города Москвы; органа управления территориальным государственным внебюджетным фондом города Москвы; государственных учреждений и государственных предприятий города Москвы; органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве; муниципальных учреждений и муниципальных предприятий внутригородских муниципальных образований в городе Москве.
Контрольно-счетная палата осуществляет внешний государственный финансовый контроль в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Видами контрольных мероприятий, проводимых Контрольно-счетной палатой, являются проверка и обследование. Видами экспертно-аналитических мероприятий, проводимых Контрольно-счетной палатой, являются экспертиза и мониторинг. Выбор методов контроля для контрольных и экспертно-аналитических мероприятий осуществляется Коллегией Контрольно-счетной палаты в соответствии с Регламентом Контрольно-счетной палаты для обеспечения своевременного выполнения годового плана работы Контрольно-счетной палаты.
Внутренний финансовый контроль направлен на соблюдение правовых актов главного администратора бюджетных средств, регулирующих составление и исполнение бюджета города Москвы, составление бюджетной отчетности и ведение бюджетного учета, включая порядок ведения учетной политики; подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования средств бюджета города Москвы.
Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях главного администратора бюджетных средств и получателя средств бюджета города Москвы, исполняющих бюджетные полномочия. При этом внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно руководителями, иными должностными лицами главного администратора бюджетных средств, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения бюджета города Москвы, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности
Должностные лица главного администратора бюджетных средств осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными регламентами в отношении следующих внутренних бюджетных процедур: составление и представление в Департамент финансов города Москвы документов, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам бюджета города Москвы,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-2/2016 ISSN 2410-6070_
расходам бюджета города Москвы и источникам финансирования дефицита бюджета города Москвы; исполнение бюджетной сметы; принятие и исполнение бюджетных обязательств; составление и представление бюджетной отчетности, сводной бюджетной отчетности и т.п.
Определение форм, методов и способов внутреннего финансового контроля, а также определение перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры), в отношении которых необходимо осуществление выборочного внутреннего финансового контроля, осуществляется учетом актов, заключений, представлений и предписаний органов государственного финансового контроля, информации, полученной от подведомственных администраторов бюджетных средств и получателей средств бюджета города Москвы, в ходе осуществления внутреннего финансового контроля и по результатам осуществления внутреннего финансового аудита.
Внутренний финансовый контроль осуществляется с использованием следующих методов: проверка оформления документов на соответствие требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренним стандартам их подготовки, рассмотрения и утверждения; проверка достоверности, полноты и обоснованности включенных в них сведений и информации; анализ оперативных данных, текущей отчетности об исполнении бюджетных обязательств, выполнении государственных заданий, данных об использовании бюджетных средств, согласовании или одобрении сделок; наблюдение, осмотр, пересчет; автоматизированное выполнение, ограничение доступа.
К способам проведения контрольных действий относятся сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
Внутренний финансовый контроль осуществляется с использованием таких форм, как контроль по уровню подотчетности; контроль по уровню подчиненности; самоконтроль.
Результаты проверок при осуществлении контроля по уровню подотчетности оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок либо разрешительной надписью на представленном документе.
Результаты контроля по уровню подчиненности и самоконтроля оформляются: визированием документов (внутреннее согласование); грифом согласования, справкой о согласовании, листом согласования или протоколом обсуждения документа (внешнее согласование); санкционированием (авторизацией) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур); записями в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля.
Внутренний финансовый аудит осуществляется структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами главного администратора бюджетных средств (далее - Служба внутреннего финансового аудита), наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости.
Служба внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора бюджетных средств.
Деятельность Службы внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
Целями внутреннего финансового аудита являются оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности; подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации; подготовка
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-2/2016 ISSN 2410-6070_
предложений о повышении экономности и результативности использования средств бюджета города Москвы.
Предметом внутреннего финансового аудита является совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных структурными подразделениями главного администратора бюджетных средств, подведомственными распорядителями и получателями средств бюджета города Москвы, администраторами доходов бюджета города Москвы, администраторами источников финансирования дефицита бюджета города Москвы, а также организация и осуществление внутреннего финансового контроля.
Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора бюджетных средств. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году. По каждой аудиторской проверке в плане указывается проверяемая внутренняя бюджетная процедура, объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.
По итогам внутреннего финансового аудита и внутреннего финансового контроля, составляется отчетность, которая представляется в Главное контрольное управление города Москвы в срок до 1 марта года, следующего за отчетным периодом.
В состав отчетности включаются формы отчетов о результатах внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (далее - единые формы отчетов), а также пояснительная записка. В единых формах отчетов отражаются данные о результатах внутреннего финансового аудита, которые группируются по предметам аудиторских проверок, проверенным объектам аудита, проверяемым периодам. В пояснительной записке приводятся сведения об основных результатах внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Так, финансовый контроль в городе Москве выступает важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой в столице финансовой деятельности, эффективность которой напрямую зависит от разработки контролирующими органами предложений по совершенствованию работы проверяемых объектов. Основные функции в области финансового контроля в городе Москве возложены на Московскую городскую Думу, Контрольно-счетную палату города Москвы, внутренние подразделения главного администратора бюджетных средств. Законодательство города Москвы в целях усиления эффективности финансового контроля детально определяет формы и методы взаимодействия органов его осуществляющих. Вместе с тем, представляется разумным, в целях повышения результативности расходуемых бюджетных средств внести некоторые корректировки в законодательство города Москвы в части расширения полномочий Контрольно-счетной палаты города и предоставления ей права законодательной инициативы. Подобные новеллы законодательства позволили бы более оперативно реагировать на повседневные проблемы в области финансовой деятельности столицы, усилили бы правовую основу финансовой деятельности в городе Москве.
Список использованной литературы:
1. Закон города Москвы от 28.06.1995 г. «Устав города Москвы».
2. Закон города Москвы от 30.06.2010 № 30 «О Контрольно-счетной палате Москвы».
3. Постановление Правительства Москвы № 252-ПП от 01 июня 2012 года «Об утверждении Положения о Главном контрольном управлении города Москвы».
4. Постановление Правительства Москвы № 487-ПП от 27 августа 2014 года «Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита».
5. Афанасьева С.А. Система органов власти в городе Москве. Афанасьева С.А. Учебное пособие / Москва, 2015. - 100 с.
6. Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.
© Козлов В.И., Афанасьева С.А., 2016