Научная статья на тему 'Введение корректировок в федеральный закон о федеральном бюджете на 2015 год как способ обеспечения сбалансированности бюджета'

Введение корректировок в федеральный закон о федеральном бюджете на 2015 год как способ обеспечения сбалансированности бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ПОПРАВКИ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / СЕКВЕСТРОВАНИЕ БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макарова А.Д.

В данной статье приводится анализ поправок в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Рассматривается секвестрование как необходимая мера по обеспечению сбалансированности бюджета, делаются выводы, и даются рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Введение корректировок в федеральный закон о федеральном бюджете на 2015 год как способ обеспечения сбалансированности бюджета»

ВВЕДЕНИЕ КОРРЕКТИРОВОК В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2015 ГОД КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА

© Макарова А.Д.*

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

В данной статье приводится анализ поправок в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Рассматривается секвестрование как необходимая мера по обеспечению сбалансированности бюджета, делаются выводы, и даются рекомендации.

Ключевые слова: федеральный бюджет, поправки в федеральный бюджет, секвестрование бюджета.

Одним из основополагающих принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип сбалансированности бюджета. Этот принцип даже при дефиците бюджета позволяет сохранить баланс между величиной поступлений и величиной расходов. Для правильного функционирования и дальнейшего развития государства, его бюджет должен быть максимально сбалансирован по расходам и доходам.

Проблема сбалансированности и дефицитности бюджета является достаточно актуальной на данный момент и находится под вниманием экономических наук. Поэтому поиск оптимального решения проблем дефицитного бюджета и его сбалансированности - это одна из самых важных задач экономической политики практически каждого государства [1].

В связи с резким падением курса рубля и цены на нефть марки Urals в ноябре 2014 и с последующим существенным изменением в экономической ситуации в стране, правительству РФ пришлось пересмотреть закон о федеральном бюджете на 2015 год. 10 апреля 2015 года Государственной Думой в третьем чтении были приняты поправки в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». В первоначальной версии бюджет верстался из расчета 37,7 рублей за доллар и 96 долларов за баррель нефти марки Urals. Принятые поправки исходят из более реалистичного прогноза - 61,5 рубля за доллар и 50 долларов за баррель [4].

В основных характеристиках федерального бюджета на 2015 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта и уровня инфляции произошли следующие изменения. Общий объем

* Студент.

расходов федерального бюджета РФ сократился на 298034751 тыс. рублей, а прогнозируемый общий объем доходов сократился на 2542624120 тыс. рублей. Снижение доходов бюджета произошло в связи с девальвацией рубля и резким сокращением нефтегазовых доходов, которые были вызваны падением мировых цен на нефть. Нормативная величина Резервного фонда снизилась на 306530 млн. рублей, а верхний предел государственного внутреннего долга увеличился до 8119869325,1 тыс. рублей. Верхний предел государственного внешнего долга снизился с 64 млрд. долларов США до 52,6 млрд. долларов США, но увеличился до 3234900 000 тыс. рублей в связи со снижением курса рубля. Дефицит федерального бюджета увеличился почти в 6,5 раз и составил 2675308012,3 тыс. рублей [2].

Средства были урезаны на:

- бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств с 661111204,0 тыс. рублей до 660970028,2 тыс. рублей;

- компенсационные выплаты гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, вкладам (взносам) в организациях государственного страхования и выкуп имеющихся в наличии у владельцев - граждан Российской Федерации Государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР с 50000000,0 тыс. рублей до 8400000,0 тыс. рублей;

- бюджетные ассигнования на «Национальную оборону» сокращены с 3273,99 млрд. до 3116,77 млрд. рублей;

- бюджетные ассигнования на «Здравоохранение» с 420,94 млрд. рублей до 386,21 млрд.

- ассигнования на «Образование» с 632,97 млрд. рублей до 602,1 млрд. рублей.

Был повышен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации в валюте Российской Федерации на 1 января 2016 года с 2259027784,5 тыс. рублей до 2328779383,6 тыс. рублей. Также увеличился верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте на 1 января 2016 года с суммы в 674,83 млрд. рублей до суммы в 842,55 млрд. рублей [3]. Новые экономические показатели более реалистично отражают экономическую ситуацию в стране. Данные поправки являются необходимой мерой по обеспечению сбалансированности бюджета.

Изменения в бюджетных ассигнованиях Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов представлены в табл. 1.

144

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

Таблица 1

Изменения в статье 17 «Отдельные операции по источникам финансирования дефицита федерального бюджета» (тыс. руб.)

Закон «О федеральном бюджете на 2015 год» от 1 декабря 2014 Измененный закон «О федеральном бюджете на 2015 год» от 10 апреля 2015

бюджетные ассигнования на погашение государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации 720782305,5 820782306,2

бюджетные ассигнования на погашение государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте 124562066,7 203198066,4

бюджетные ассигнования на погашение Российской Федерацией кредитов иностранных государств 34353051,5 56040123,9

бюджетные ассигнования на приобретение драгоценных металлов и драгоценных камней в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации 11003000,0 14003000,0

Итого 890700424,0 1094023496,0

Из табл. 1 следует, что в измененном законе «О федеральном бюджете на 2015 год» от 10 апреля 2015 года выделено намного больше средств на погашение государственных ценных бумаг и кредитов чем в законе от 1 декабря 2014 года. Ровно на 100 млрд. рублей увеличилась сумма бюджетных ассигнований на погашение государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в рублях. Также, в связи с девальвацией рубля, увеличилась сумма бюджетных ассигнований на погашение государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте и на погашение Российской Федерацией кредитов от иностранных государств. На 3 млрд. рублей возросла сумма бюджетных ассигнований на приобретение драгоценных металлов и драгоценных камней в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации. Данные меры по увеличению финансирования дефицита федерального бюджета являются необходимым условием для обеспечения сбалансированности расходов и доходов бюджета. В общей сложности, бюджетные ассигнования на отдельные операции по источникам финансирования дефицита федерального бюджета возросли на 203323072 тысячи рублей.

Исходя из скорректированного закона дефицит федерального бюджета Российской Федерации составит 2675308012,3 тыс. рублей. Данный дефицит требует усиленных мер финансирования. Скорее всего, для покрытия расходов Правительство РФ будет вынуждено привлечь средства из Резерв-

ного фонда. (Резервный фонд РФ по состоянию на 1 апреля 2015 составляет 4425,75 млрд. рублей, что уже на 525 млрд. рублей меньше с начала года).

Соблюдение баланса федерального бюджета является достаточно труднодостижимой и основополагающей задачей Российской Федерации. Для искоренения проблем сбалансированности бюджета в целом необходимо улучшить общее экономическое состояние государства.

Государству следует:

- создавать благоприятный инвестиционный климат, для чего необходимо ввести налоговые льготы для инвесторов;

- поддерживать импортозамещение;

- развивать наукоемкие отрасли и ускорять развитие экономики;

- установить в стране уровень налогообложения, который в достаточной мере покроет всех необходимые общественные потребности;

- перестраивать систему экспортной ориентации с экспорта сырья на экспорт высокотехнологичного оборудования, вкладывать средства в развитие производства продукции с высокой степенью обработки;

- способствовать развитию свободных экономических зон и территорий опережающего развития.

- использовать государственные капитальные вложения в качестве катализатора экономического роста субъектов федерации;

- произвести плавный переход от сырьевой экономики к производству.

Данные рекомендации являются долгосрочными и приведут к общему

улучшению экономического состояния России.

В связи с образовавшимся серьезным дисбалансом на всех уровнях бюджетной системы, становится необходимым обнаружение и секвестрование неэффективных расходов, ужесточение мер по контролю за всеми бюджетными потоками, а также за процессами образования государственного долга как на федеральном так и на региональном уровне. В заключение, необходимо отметить, что данное направление нуждается в дальнейших исследованиях.

Список литературы:

1. Бюджетный Кодекс РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bk-rf.ru/18.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

3. Документ о внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» [Электронный ресурс] / Государственная Дума. - Режим доступа: http://www.du-ma.gov.ru/news/273/993400.

4. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.minfin.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.