Научная статья на тему 'Введение инноваций в воспитательно-образовательный процесс дошкольной организации'

Введение инноваций в воспитательно-образовательный процесс дошкольной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / НОВОВВЕДЕНИЕ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / INNOVATIVE PROCESS / РЕЖИМ РАЗВИТИЯ / MODE OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кот Тамара Алексеевна

В статье освещены теоретические обоснования значимости введения инновационных преобразований в воспитательно-образовательный процесс дошкольной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кот Тамара Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Introduction of Innovations in Educational Process of Preschool Establishment

The article reveals the theoretical foundations of importance of the introduction of innovations in educational process of preschool educational organization.

Текст научной работы на тему «Введение инноваций в воспитательно-образовательный процесс дошкольной организации»

Т. А. Кот

УДК 273.21:001.895

ВВЕДЕНИЕ ИННОВАЦИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

О Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации, рассчитанной на 2000-2015 гг., в качестве концептуальных идей заложены «участие педагогических работников в научной деятельности» и «интеграция научных исследований с образовательным процессом», что связано с решением проблемы повышения личностного потенциала педагога и его самореализации в профессиональной деятельности [12]. На уровне и научного, и общественного сознания укоренилось мнение о прямой зависимости качества образования, прежде всего, от степени профессионализма педагога.

Воспитатели дошкольных образовательных организаций (ДОО) всегда отличались особой восприимчивостью ко всему новому. Проявлению творческого, инновационного потенциала педагогов дошкольных образовательных организаций способствует развитие общеобразовательной практики. Сегодня в сферу инновационной деятельности включены не отдельные ДОО, не только педагоги-новаторы, но и практически каждое учреждение. Следует констатировать, что инновационные преобразования приобретают системный характер.

Поскольку речь идет о таком важном феномене, как «инновация», возникла необходимость дать его определение, а также тех понятий, которые сопровождают процесс нововведений в образовательную сферу деятельности дошкольных учреждений.

Считается, что впервые термин «инновация» появился в научных исследованиях культурологов в Х1Х в. и буквально означал

введение некоторых элементов одной культуры в другую. С начала ХХ в. изучались закономерности технических нововведений. В 30-е гг. ХХ в. австрийский экономист И. Шум-петер впервые использовал понятие «инновация», означавшее в авторском варианте «новшество», «нововведение». Систематическое изучение инновации в образовании относится к концу 50-х гг. ХХ в. в США и Западной Европе.

В 50-60-е гг. в связи с внедрением в процесс обучения технических средств широкое применение приобретают термины «технология образования», «технология обучения», «педагогическая технология». В США, Англии, ФРГ, Франции, Испании под таким названием выходили специальные журналы. Сегодня же понятие «педагогическая технология», «технология обучения», «инновационная технология» насчитывает значительное количество трактований («технология» - от греч. «techne» -искусство, мастерство, умение и «logos» -учение, наука).

В научно-методической литературе, современных педагогических исследованиях понятие «инновация» трактуется следующим образом:

- как нововведение («Современный словарь иностранных слов») [8];

- в социально-психологическом аспекте -как создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике («Словарь практического психолога») [7].

Термин «инновация» (в значении «новый») в «Словаре русского языка» определен как впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный [4].

Л. И. Фалюшина трактует слово «инновация», подавая к нему синоним «нововведение», как «целенаправленное изменение, вносящее в среде внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое» [9, с. 43].

И. О. Котлярова дает определение термину «инновация» как закономерно возникающему и проектируемому явлению в сфере образования, характеризующемуся созиданием, освоением, апробацией, внедрением образовательной новации, способствующей повышению качества образования в широком смысле (благоприятным для образующегося человека изменениям в его интеллектуальной, эмоциональной, духовной и физической сферах); проявляющемуся в появлении принципиальных (расцениваемых как прогрессивные) изменений в содержании образования, в протекании образовательных процессов, образовательных отношениях, образовательных средствах и в образовательном пространстве [3].

В «Словаре-справочнике» находим трактование терминов «нововведение» (инновация) как комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т. д. - новшества для удовлетворения человеческих потребностей [5]. Новшество -это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т. п.), а инновация - процесс освоения этого средства.

В целом под инновационным процессом авторами исследования «Управление развитием школы» понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств [11].

Один из авторов технологии управления дошкольным образованием, К. Ю. Белая, считает, что участники инновационного процесса всегда должны помнить, что новое добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом; носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивным для определенного отрезка времени, но устареть на более позднем этапе, стать даже тормозом в развитии.

Новое, по мнению К. Ю. Белой, может выступать в разных формах:

- принципиально неизвестное новшество (абсолютная новизна);

- условная (относительная) новизна;

- «оригинальничанье» (не лучше, но по-другому), формальная смена названий, заигрывание с наукой;

- изобретательские мелочи [2].

Типы нововведений также группируются по следующим основаниям:

• По влиянию на учебно-воспитательный процесс:

- в содержании образования;

- в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;

- в управлении ДОУ.

• По масштабам (объему) преобразований:

- частные, единичные, не связанные между собой;

- модульные (комплекс частных, связанных между собой);

- системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

• По инновационному потенциалу:

- усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);

- новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);

- радикальные инновации.

• По отношению к предшествующему:

- новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);

- прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);

- освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);

- ретровведение - освоение нового в данный момент для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

Существуют различные причины нововведений. К основным, по мнению К. Ю. Белой, необходимо отнести:

- необходимость вести активный поиск путей решения, существующих в дошкольном образовании, проблем;

- стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить свои детские сады;

- подражание другим дошкольным образовательным организациям, интуитивное представление педагогов, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива;

- постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить. Потребность в причастности к большому, значительному делу;

- стремление недавних выпускников педвузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания;

- возрастающие запросы отдельных групп родителей;

- конкуренция между ДОО.

Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования. В связи с этим главенствующее место в работе педагога занимает профессиональная компетентность, которая является высшим компонентом личности. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, связанной с принятием решений. Оценивается профессиональная компетентность уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. В основе ее лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев. Процесс обновления образования организуется людьми, следовательно, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем

больше организаторы инновационной деятельности опираются на достижения науки и потребности общества.

Сегодня в сферу инновационной деятельности должны быть включены не отдельные дошкольные образовательные организации и педагоги-новаторы, а практически каждое ДОО, каждый педагог. Введение инноваций в процесс организации любого учреждения не может осуществляться без участия субъектов-реализаторов новшеств. Одной из первых классификаций, по мнению А. С. Пудиновой и Н. А. Шепиловой, считается классификация Е. М. Роджерса. «На основе ряда эмпирических исследований он разработал идеальные типы категорий субъектов - реализаторов новшеств:

- новаторы - всегда открытые к новому, которые постоянно интересуются, извлекают новое из общения с локальными группами, из любых контактов и космополитически ориентированы;

- ранние реализаторы - следуют за новаторами, но отличаются от них тем, что в большей степени интегрированы в свое местное объединение и тем самым сильно влияют на него;

- предварительное большинство - субъекты этой группы свободно и интенсивно общаются с первыми группами, но редко выступают в роли лидеров;

- позднее большинство - основной характеристикой этих субъектов является скепсис. Они осваивают новшества в результате оценки собственных потребностей ценности, они последними осваивают новшества;

- колеблющиеся - их основной характеристикой является ориентация на традиционное» [6, с. 34-35].

К. Ангеловски выделяет пять групп педагогов по оценке степени их новаторства:

1. Группа новаторов - это педагоги с ярко выраженным новаторским духом, всегда первыми воспринимают новое, знакомятся с ним и считают, что новое хорошо уже по тому, что оно новое. Эти педагоги обладают способностями к решению нестандартных задач, не только воспринимают новшества, ос-

ваивая их, но и сами активно создают, разрабатывают педагогические инновации.

2. Группа передовиков - первыми осуществляют практическую, экспериментальную проверку той или иной инновации в своем коллективе; первыми подхватывают появившиеся в округе, районе инновации.

3. Группа «золотая середина» («умеренные») - это педагоги, которые освоение новшеств осуществляют умеренно, не спеша, но одновременно с этим не хотят быть среди последних. Они включаются в инновационную деятельность тогда, когда новое будет воспринято большинством коллег.

4. Группа «предпоследние» - категория педагогов, воспринимающих новое только после того, как сформируется общее положительное мнение к нему.

5. Группа «последние», в которую следует отнести педагогов, крепко связанных с традициями. Это люди со старым, консервативным мышлением и отношением к деятельности [1, с. 49-50].

Инновационные преобразования должны приобрести системный характер. В настоящее время создаются новые типы, виды и профили дошкольных образовательных организаций, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его родных и близких.

Когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом, тогда и возникает потребность в инновациях.

О дошкольных организациях, занимающихся нововведениями (инновациями), обычно говорят, что они работают в режиме развития. Термин «развитие» «Философский энциклопедический словарь» трактует как изменения, направленные, закономерные и необходимые. Следовательно, изменения в развивающемся дошкольной образовательной организации происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономер-

ностей и направлены на достижение конкретных целей.

АННОТАЦИЯ

В статье освещены теоретические обоснования значимости введения инновационных преобразований в воспитательно-образовательный процесс дошкольной организации.

Ключевые слова: инновация, нововведение, инновационный процесс, режим развития.

SUMMARY

The article reveals the theoretical foundations of importance of the introduction of innovations in educational process of preschool educational organization.

Key words: innovation, innovative process, mode of development.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ангеловски К. Учителя и инновации. -М., 1991.

2. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: методическое пособие. - М.: Творческий центр «Сфера», 2004.

3. Котлярова И. О. Инновации в образовательных учреждениях: научно-методические рекомендации для руководителей. -Челябинск: Образование, 1998.

4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. -М.: Русский язык, 1978. - 846 с.

5. Полонский В. М. Научно-педагогическая информация: словарь-справочник. - М.: Новая школа, 1995. - 256 с.

6. Пудинова А. С., Шепилова Н. А. Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях // Международный журнал экспериментального образования. -2014. - № 7. - С. 34-35.

7. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998. -800 с.

8. Современный словарь иностранных слов / сост. Н. М. Ланда. - М.: Русский язык, 1993. - 740 с.

9. Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошколь-

ном образовательном учреждении. - М.: Аркти, 2004. - 43 с.

10. Философский энциклопедический словарь / сост. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

11. Управление развитием школы: пособие для руководителей общеобразовательных учреждений / под ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева. - М.: Новая школа, 1995. -464 с.

12. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: постановление правительства РФ № 751 от 04.10.2000 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fped. ru/Docum/doktrina.doc.

А. В. Шаповалов, С. А. Хазова, А. А. Клименко

УДК: 371.7

СОДЕРЖАНИЕ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

О настоящее время в России учеными, политиками, общественными деятелями отмечается тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения [1; 2; 6; 7; 9]. Сложившаяся ситуация актуализировала принятие государственных программ здоровьесбереже-ния школьников, а также осуществление на-

учных исследований в области педагогики здоровьесбережения, создания здоровьесбере-гающей образовательной среды учебного заведения, разработки соответствующих образовательных технологий. Практически во всех исследованиях ключевым фактором укрепления и сохранения здоровья детей называется оптимизация их двигательной активности (В. К. Бальсевич, 1999; Р. Х. Яруллин, 2001; В. Г. Левченко, 2002; В. Р. Кучма, 2005; Т. Е. Ви-ленская, 2006 и др.). Однако на практике по различным причинам подавляющее большинство рекомендаций относительно способов повышения уровня двигательной активности школьников остаются нереализованными, а для основной массы детей и подростков главным местом получения определенных объемов двигательной активности продолжает оставаться школьный урок физической культуры.

Проблема усугубляется еще тем, что зачастую не соблюдаются элементарные гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса детей в общеобразовательных учреждениях.

Результаты проведенных теоретических исследований [1; 2; 3; 4; 5; 7; 8; 10] и анализа существующей практики здоровьесберегаю-щей организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе позволили выделить ключевые организационно-педагогические условия, создание которых, на наш взгляд, обеспечит повышение эффективности здоровье-сберегающей педагогической деятельности за счет широкого и разнообразного использования средств физического воспитания и их возможностей в решении оздоровительных задач. К ним относятся освоение руководителями образовательной организации, учителями начальных классов и родителями закономерностей физического воспитания и основ педагогики здоровьесбережения; создание в школе инициативных групп и поиск инициаторами своих сторонников среди педагогов, учащихся, родителей; создание «школьного совета», чья функция будет связана с управленческой деятельностью школьной администрации, направленной на оптимизацию учебной нагрузки и двигательной актив-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.