Секция «Современные проблемы экономической теории и регионалистики»
УДК 336.132.2
ВВЕДЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ КАК ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
А. А. Карась Научный руководитель - И. В. Молодан
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Изучаются такие инновационные финансовые институты, как Новый Банк Развития, Стабилизационный Резервный Фонд и Инфраструктурный Фонд БРИКС. Кроме того, рассматривается их текущий результат и перспективность совместного развития стран-участниц БРИКС.
Ключевые слова: БРИКС, финансовые институты, Новый Банк Развития, Стабилизационный Резервный Фонд, Инфраструктурный Фонд БРИКС.
AN INTRODUCTION OF INNOVATIVE FINANCIAL INSTITUTIONS AS A PROSPECTS
DEVELOPMENT OF RUSSIAN ECONOMY
A. A. Karas Scientific supervisor - I. V. Molodan
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: [email protected]
This article is devoted to the innovative financial institutions such as New Development Bank, Contingent Reserve Arrangement and BRICKS Infrastructure Fund. Furthermore, it deals with their current results and prospects ofjoint development countrymembers of BRICS.
Keywords: BRICS, Financial Institutes, New Bank Development, Contingent Reserve Arrangement, BRICKS, Infrastructure Fund.
Давно известно то, что российскому обществу присущи черты коллективизма, в то время как западному - индивидуализм. То есть экономика Запада - экономика индукции, где интерес частный сводится самостоятельно к общему. Российская же экономика дедуктивна - общественное благо превыше всего, но со временем, в последствии «шоковой терапии», в российском обществе стали появляться частные умозаключения, люди стали отделяться от общего, пропало доверие к государству, к власти. Однако ни к чему хорошему то отделение не привело: в результате неопытности в сравнении с западными странами по функционированию частной идеи, саму по себе стремящуюся в общее русло, многие проекты фирм и непосредственно сами фирмы угодили в ловушку.
Только лишь фирмы-монополисты по большому счету еще держатся в результате разных экономических потрясений, но это опять же благодаря тому, что в период меркантилизма, впрочем, и сейчас, монополии были одним из наиважнейших способов выживаемости экономики России и остаются ею по сей день.
Появление БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка - Сюден (южный)) способствовало изменению многих экономических показателей и повышению уровня жизни населения стран-участниц.
Уже в июле 2014 года Форталезе, Бразилия было учреждено два финансовых института под предводительством стран-участниц БРИКС: первый - Новый Банк Развития (НБР), созданный для финансирования инвестиционных проектов, второй - Стабилизационный Резервный Фонд (СРФ), предназначенный для поддержания платежного баланса по необходимости. Одной из причин создания НБР и СРФ, считается нехватка ресурсов для финансирования развития, кроме того, нередки по-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2
вторяющиеся вспышки нестабильности на международных рынках, особенно негативно сказывающиеся на странах с развивающейся экономикой. Данные механизмы самоуправляемы и независимы в действиях в сравнении с европейским стабилизационным механизмом (European Stability Mechanism -ESM), который едва ли может рассматриваться как альтернатива МВФ, поскольку тесно сотрудничает с Фондом.
СРФ имеет двухуровневую систему управления. Наиболее важные решения будут приниматься Советом управляющих (Governing Council), тогда как вопросами на исполнительном и операционном уровне займется Постоянный комитет (Standing Committee). Согласие всех членов является основным правилом при принятии почти любого решения. Только решения Постоянного Комитета, связанные с просьбами о помощи и возобновлении поддержки, будут приниматься простым большинством голосов, взвешенных по относительной величине индивидуальных вкладов. НБР будет заниматься финансированием проектов по инфраструктуре и устойчивому развитию не только в странах БРИКС, но и в других развивающихся странах, так как Всемирный банк и региональные банки развития не обладают достаточным капиталом и находятся в зависимости от США и Западных стран [4].
Новый банк будет иметь подписной капитал в размере 50 миллиардов долларов и уставный капитал в размере 100 миллиардов долларов. Подписной капитал будет распределен равными долями по 10 млрд долларов между пятью учредителями, которые таким образом будут обладать равным правом голоса. Банк является открытым для участия в нем других стран. Развитые страны имеют право быть партнерами, но не заемщиками. Что касается развивающихся стран, то они могут быть членами и получателями средств.
В отношении на саммите СРФ было решено, что переговорная группа завершит формулирование правил и порядка деятельности Совета управляющих и Постоянного комитета. Центральным банкам стран была поручена детализация операций валютного свопа, посредством которых будет производиться помощь в случае давление на платежный баланс. Что касается НБР, было принято решение о том, чтобы назначение президента и вице-президента банка произошло еще до российского саммита. Также будет учрежден временный управляющий совет, уполномоченный вести дела по формированию банка.
Прогноз развития стран-участниц весьма благоприятен, что можно проследить в таблице [1]. Так эксперты отмечают, что темпы экономического роста будут довольно высоки в сравнении со странами Запада.
Прогноз динамики темпов ВВП в странах БРИКС и США, %
Год Страны
Бразилия Китай Индия Россия ЮАР США
2014 4,2 8,5 6,4 3,9 3,7 2,9
2015 4,2 8,5 6,7 3,9 4,1 3,4
2016 4,1 8,5 6,9 3,8 4,1 3,4
2017 4,1 8,5 6,9 3,8 4,1 3,3
Невозможно не отметить уровень инфляция стран-участниц БРИКС. По данным Всемирного Банка общее повышение уровня цен на товары в результате обесценивания и снижения покупательной способности национальных денег у стран БРИКС варьируется с 2004 года по 2013 год у Бразилии с 8,0 до 7,6 %, у России - от 20 до 5,9 %, у Индии - от 5,7 до 6,9 %, у Китая - от 6,9 до 1,7 % и у ЮАР - от 6,4 до 5,8 %. Особенно высоки на протяжении периода исследования были показатели инфляции у России, это произошло на фоне непропорциональности выпуска денежных знаков и реальных объёмов производства в стране.
По прогнозу на 2012-2017 гг. рынки России по своей привлекательности занимают третью позицию из десяти представленных: 1. Индия - 66,4 % респондентов, 2. Бразилия - 65,7 %, 3. Китай -
65.4 %, 4. России - 39,7 %, 5. Индонезия - 27,4 %, 6. ЮАР - 22,2 %, 7. Вьетнам - 20,1 %, 8. Мексика -
18.5 %, 9. Турция - 17,8 %, 10. Аргентина - 10,3 % [3].
Помимо данных финансовых институтов, говорится о создании инфраструктурного фонда БРИКС. В новом фонде возможно участие и суверенных фондов из других стран, с которыми у РФПИ (Российский фонд прямых инвестиций) есть партнерские отношения: например, в прошлом году РФПИ и департамент финансов Абу-Даби договорились о создании фонда объемом 5 млрд долл. для инвестиций в российскую инфраструктуру. При всем этом Из 5 млрд долл., уже направленных на российские проекты, только 1 млрд долл. составляют средства РФПИ, а 4 млрд долл. - участие ино-
Секция «Современньш проблемы экономической теории и регионалистики»
странных партнеров. Помимо этого, удалось создать одну из крупнейших в мире сетей взаимодействия с ведущими суверенными фондами и банками развития мира. В результате в совместные платформы и фонды нам удалось привлечь около 13 млрд долл. от более чем десяти партнеров [2].
Таким образом, в настоящее время страны-участницы БРИКС, показывают положительную динамику, но невозможно заранее предугадать каков будет исход функционирования данных институтов. Есть опасения, что в связи с нехваткой высокодоходных проектов с минимальными рисками, создание фонда БРИКС с практической точки зрения кардинально не изменит ситуацию с инвестициями в российскую инфраструктуру. Но также есть надежда на успех и пока что он оправдан относительно стран Запада. Возможно, не зря BRICKS созвучен в транскрипции с английским словом bricks - кирпичи.
Библиографические ссылки
1. Институт экономики: Российская академия наук. // inecon.org; Новое направление российской внешней и внешнеэкономической политики - взаимодействие в БРИКС. М., 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.inecon.org/docs/BRICS.pdf (дата обращения: 12.04.2015).
2. Лютова М. Ведомости // vedomosti.ru; БРИКС наводит мосты. 2014 год. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/finance/articles/2014/07/15/briks-navodit-mosty (дата обращения: 12.04.2015).
3. Мировая экономика // ereport.ru; БРИКС. Страны БРИКС - Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР [Электронный ресурс]. URL: http://www.ereport.ru/articles/ecunions/brics.htm (дата обращения: 12.04.2015).
4. Путин сегодня // putin-today.ru; «Carta Maior», Бразилия. БРИКС: новый валютный фонд и новый банк развития. 2015 год [Электронный ресурс]. URL: http://www.putin-today.ru/archives/9240 (дата обращения: 10.04.2015).
© Карась А. А., 2015