Научная статья на тему 'Возможности формирования механизмов перехода к валютно-финансовому Союзу стран БРИКС'

Возможности формирования механизмов перехода к валютно-финансовому Союзу стран БРИКС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
826
433
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА / СТРАНЫ БРИКС / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ПЛАТЕЖНАЯ И ВАЛЮТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ИНТЕГРАЦИИ / НОВЫЙ БАНК РАЗВИТИЯ / ВАЛЮТНЫЙ ФОНД БРИКС / INTERNATIONAL MONETARYSYSTEM / BRICS COUNTRIES / ECONOMIC SANCTIONS / PAYMENT AND MONETARYINTEGRATION / MACROECONOMIC AND SPECIAL INTEGRATION FACTORS / NEW DEVELOPMENT BANK / BRICS MONETARY FUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Звонова Елена Анатольевна

Исследуются объективные предпосылки формирования новых межнациональных валютно-финансовых союзов стран участниц современной мировой валютной системы; обосновываются необходимость и целесообразность создания новых интеграционных валютно-финансовых и платежных союзов в условиях гегемонии доллара в мировой валютной системе и новых глобальных вызовов. В статье исследуются факторы, создающие объективные условия для постепенного формирования платежной и валютной интеграции стран БРИКС; выделены группы факторов: макроэкономические и специальные. Проведены статистический и сравнительный анализы выделенных групп факторов, сделан вывод о формировании на современном этапе объективных предпосылок поэтапного формирования платежного и валютно-финансового союза стран БРИКС. Определены этапы и направления создания интеграционного валютного союза стран БРИКС; предложена институционально-функциональная структура этого валютного союза. Выделены факторы, тормозящие создание платежного и валютного союза стран БРИКС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MECHANISMS TO ENABLE TRANSITION TO THE BRICS MONETARY UNION

Objective preconditions for creation of new transnational monetary unions including countries integrated into the modern world monetary system are studied; the need and feasibility of establishing new integrative monetary and payment unions under conditions of the dollar hegemony in the world monetary system and new global challenges are substantiated. The paper examines the factors creating the objective basis for gradual develpment of the payment and monetary integration of the BRICS countries and identifi respective groups of macroeconomic and special factors. Based on the statistical and comparative analyses of the identifi groups it is concluded that objective preconditions for the step-by-step formation of the BRICS payment and monetary union have been developed. The principal stages and directions that enable establishment of the integrative monetary union of the BRICS countries are identifi the institutional and functional structure of the monetary union is proposed. The factors that hinder the establishment of the BRICS payments and monetary union are highlighted.

Текст научной работы на тему «Возможности формирования механизмов перехода к валютно-финансовому Союзу стран БРИКС»

УДК 339.7(045)

возможности формирования механизмов перехода к валютно-финансовому союзу стран брикс

ЗВОНОВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Мировые финансы», Финансовый университет,

Москва, Россия

E-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

Исследуются объективные предпосылки формирования новых межнациональных валютно-финансовых союзов стран - участниц современной мировой валютной системы; обосновываются необходимость и целесообразность создания новых интеграционных валютно-финансовых и платежных союзов в условиях гегемонии доллара в мировой валютной системе и новых глобальных вызовов. В статье исследуются факторы, создающие объективные условия для постепенного формирования платежной и валютной интеграции стран БРИКС; выделены группы факторов: макроэкономические и специальные. Проведены статистический и сравнительный анализы выделенных групп факторов, сделан вывод о формировании на современном этапе объективных предпосылок поэтапного формирования платежного и валютно-финансового союза стран БРИКС. Определены этапы и направления создания интеграционного валютного союза стран БРИКС; предложена институционально-функциональная структура этого валютного союза. Выделены факторы, тормозящие создание платежного и валютного союза стран БРИКС.

Ключевые слова: международная валютная система; страны БРИКС; экономические санкции; платежная и валютная интеграция; макроэкономические и специальные факторы интеграции; Новый банк развития; валютный фонд БРИКС.

formation of mechanisms to enable transition to the brics monetary union

YELENA A. ZVONOVA

ScD, full professor, Head of the World Finance chair, the Financial University, Moscow, Russia E-mail: [email protected]

ABSTRACT

Objective preconditions for creation of new transnational monetary unions including countries integrated into the modern world monetary system are studied; the need and feasibility of establishing new integrative monetary and payment unions under conditions of the dollar hegemony in the world monetary system and new global challenges are substantiated. The paper examines the factors creating the objective basis for gradual develpment of the payment and monetary integration of the BRICS countries and identifies respective groups of macroeconomic and special factors. Based on the statistical and comparative analyses of the identified groups it is concluded that objective preconditions for the step-by-step formation of the BRICS payment and monetary union have been developed. The principal stages and directions that enable establishment of the integrative monetary union of the BRICS countries are identified; the institutional and functional structure of the monetary union is proposed. The factors that hinder the establishment of the BRICS payments and monetary union are highlighted.

Keywords: international monetary system; BRICS countries; economic sanctions; payment and monetary integration; macroeconomic and special integration factors; New Development Bank; BRICS Monetary Fund.

НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОГО СОЮЗА СТРАН БРИКС

История развития мировой экономики и мировой валютно-финансовой системы постепенно приучала участников международного рынка к объективности и несокрушимости своеобразной экономической аксиомы: «доллар США так же хорош, как золото», поэтому поиски альтернативы доллару США (далее — доллару) в мировой финансовой системе не имеют экономического смысла. Долларизация международных платежей и расчетов происходила постепенно, в течение всего XX в., с момента, когда после Первой мировой войны в международные расчеты наряду с золотом впервые были введены национальные валюты стран, сохранивших полную или урезанную форму золотого стандарта. Такими валютами были доллар, фунт стерлингов и французский франк. После Второй мировой войны доллар стал основной валютой международных расчетов, имея «золотую поддержку» в 25 тыс. т золотых запасов США, что составляло в 1944 г. 2/3 мировых золотых резервов [1]. Даже отказ от использования золота в международных платежах, закрепленный Ямайским соглашением 1976 г., и введение так называемой поливалютной системы для обслуживания международных расчетов не смогли поколебать позиции доллара как главной валюты международной валютно-финансовой системы. Доминирование доллара стало неоспоримым, а попытки создания «валютных противовесов и сдерживаний», наиболее значимой из которых стало введение в 2002 г. коллективной валюты стран ЕС — евро, были весьма незначительными «уколами» для лидирующей позиции доллара [2].

Мировой валютно-финансовый кризис 20082009 гг. и последовавшие за ним политические и экономические события привели современный мир к перманентному состоянию глобальной турбулентности, вынуждающей участников мирового финансово-экономического пространства искать пути выхода из сложившихся реалий, в том числе в направлении создания коллективных валютных альтернатив доллару. Попыткой такой альтернативы стал союз стран БРИКС, в который вошли Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка. Активное интеграционное сотрудничество стран БРИКС изначально

было направлено на постепенное расширение использования национальных валют этих стран во взаимных расчетах и платежах в противовес доллару [3].

Однако в 2014 г. процесс поиска реальных путей создания валютно-финансового союза стран «новых экономик» существенно ускорился в связи с применением санкций США и других развитых стран против России. Накануне шестого саммита стран БРИКС в Форталезе (Бразилия) Президент Российской Федерации В.В. Путин сделал заявление, в котором подчеркнул: «Нужно сделать предметные выводы из происходящего. Сообща продумать систему мер, которая бы позволила не допустить «травлю» стран, несогласных с теми или иными внешнеполитическими решениями США и их союзников, а вести цивилизованный, взаимоуважительный диалог по всем спорным вопросам. Настало время поднять БРИКС на новый уровень, сделать наше объединение неотъемлемой частью системы глобального уровня в интересах устойчивого развития»1. Президент России в этом заявлении особо отметил назревшую необходимость реформы глобальной финансовой архитектуры, подчеркнув законность требований стран «новых экономик», к которым относятся и страны БРИКС, о приведении баланса сил в МВФ в соответствие с требованиями XXI в.

Переход к мультивалютным расчетам в единой валютно-финансовой системе представляется реальным современным выходом из «мирового долларового тупика». Однако использование в международных расчетах мультивалютного портфеля, в который вошли бы не только доллар, евро и другие резервные валюты, но и валюты стран БРИКС (рубль, юань, рупия), — процесс постепенный, зависящий от многих факторов. Для анализа современного состояния этих факторов их можно условно разделить на две группы, имея, однако, в виду, что все они взаимосвязаны и взаимозависимы. К первой группе следует отнести фундаментальные макроэкономические показатели, которые создают объективную возможность постепенного перехода к формированию и последующему функционированию единой валютно-финансовой системы

1 иКЬ: http://www.kremlin.ru/transcripts/46229 (дата обращения: 20.07.2014).

Таблица 1

Динамика роста ВВП по регионам, 2000-2015 гг.

Показатели Годы

2000 2005 2013 2015, прогноз

Мировой ВВП, млрд долл. 32 227,4 45 562,3 72 440,0 115 382,3

Динамика роста по периодам, % - 41,0 57,2 61,0

Развитые страны, млрд долл. 25 694,0 34 712,9 36 240,0 37 617,1

Динамика роста по периодам, % - 35,0 4,4 3,8

Страны БРИКС, млрд долл. 2 713,4 4 967,4 13 791,5 14 412,1

Динамика роста по периодам, % - 83,0 177,6 4,5

Страны СНГ, млрд долл. 349,2 994,6 2 455,1 2 555,8

Динамика роста по периодам, % - 185,0 146,8 4,1

Источник: составлено по International Monetary Fund Annual Report, Wash., 2013.

стран БРИКС. Вторая группа может быть условно названа специальными факторами, относящимися к сфере валютно-финансовых отношений [1].

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОГО СОЮЗА СТРАН БРИКС

Страны БРИКС занимают 25% мировой территории суши, в них проживают 3 млрд человек, что составляет 40% населения мира. В 2013 г. совокупный ВВП стран БРИКС достиг 15,75 трлн долл., или 18% мирового ВВП2. Перспективы формирования валютно-финансового союза стран БРИКС определяются прежде всего рядом макроэкономических факторов, характеризующих экономический потенциал этих стран. К основным факторам этой группы следует отнести такие показатели, как рост ВВП, уровень инвестиционной активности и доля внешнеторгового оборота страны в общемировой торговле. Оценка перечисленных макроэкономических показателей представляется тем объективней, чем на более длительных временных периодах она проводится. Временной интервал 2000-2013 гг. наиболее репрезентативен, так как характеризует экономическое положение стран, входящих в группу БРИКС, в докризисный, кризисный и посткризисный периоды. Одновременно со

2 Подсчитано по: International Monetary Fund Annual Report, Wash., 2013. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/ar/2013/eng/pdf/ar13_ eng.pdf (дата обращения: 20.07.2014).

статистическим анализом динамики основных макроэкономических показателей этой группы стран проведем сравнительный анализ, сопоставляя показатели экономического развития стран БРИКС с аналогичными показателями других групп стран по классификации Международного валютного фонда (МВФ) (табл. 1).

При анализе данных, представленных в табл. 1, необходимо иметь в виду, что по показателям роста ВВП страны группы БРИКС неоднородны. Лидером по росту ВВП в период 2000-2013 гг. был Китай (рост ВВП на 160%, доля в общемировом ВВП — 9,3%), второе место заняла Бразилия (135 и 3,3%), третье — Россия (92 и 2,3%). В этот же период удельный вес развитых стран в мировом ВВП снизился на 13,4% и составил в 2013 г. 50,0%. Если сравнить показатели экономического роста отдельных стран группы БРИКС за 2011-2013 гг. с аналогичными показателями США и стран ЕС, то наибольшие темпы роста ВВП отмечаются у Китая, Индии и Бразилии (рис. 1).

Важным макроэкономическим показателем, характеризующим потенциал национальных валют для выполнения роли средства мировых расчетов и платежей, является также показатель динамики роста прямых иностранных инвестиций в анализируемые группы стран (табл. 2).

Что касается объемов внешней торговли стран группы БРИКС, то за 2000-2013 гг. доля стран БРИКС в общемировом товарообороте

Рис. 1. Темпы экономического роста отдельных групп стран (2011-2013 гг.)

Источник: составлено по International Monetary Fund Annual Report, Wash., 2013.

Таблица 2

Динамика роста прямых иностранных инвестиций по регионам, 2000-2015 гг.

Показатели Годы

2000 2005 2013 2015, прогноз

Мировые инвестиции, млрд долл. 7263,1 10 236,9 19 520,0 23 612,3

Динамика роста по периодам, % - 41,0 190,7 121,0

Развитые страны, млрд долл. 5709,2 7345,9 9 021 10 540,0

Динамика роста по периодам, % - 29,0 122,0 116,8

Страны БРИКС, млрд долл. 724,1 1 562,1 8 703 9 865,3

Динамика роста по периодам, % - 116,0 557,1 113,4

Страны СНГ 66 207,4 796,0 1 207,0

Динамика роста по периодам, % - 214,0 383,8 151,7

Источник: составлено по International Monetary Fund Annual Report, Wash., 2013; World Bank Annual Report, Wash., 2013.

увеличилась в 2,3 раза и достигла 15,4% (рис. 2).

Анализ основных макроэкономических показателей, представляющих экономический рост стран БРИКС за период 2000-2013 гг., позволяет характеризовать экономики этих стран как конкурентоспособные, развивающиеся

более динамично, чем экономики США и стран ЕС. Можно говорить о постепенно накапливающемся экономическом потенциале стран БРИКС, создающем условия для формирования валютно-финансового и платежного союза этих стран, а также для продвижения их национальных валют в систему международных расчетов

Рис. 2. Доля групп стран в мировом товарообороте

Источник: составлено по International Monetary Fund Annual Report, Wash., 2013.

Таблица 3

Объемы валютных резервов стран БРИКС и их доля

в ми зовых валютных резервах в 2013 г.

Страны Специальные права заимствования (СДР), млн Процент мировых резервов

Китай 2135024 30,77

Россия 299764 4,32

Бразилия 240435 3,47

Индия 169156 2,44

ЮАР 26 456 0,38

БРИКС 2870834 41,38

Источник: подсчитано по International Monetary Fund Annual Report, Wash., 2013.

и платежей. Кроме макроэкономических факторов, способствующих созданию единого валют-но-финансового союза стран, следует выделить группу так называемых специальных факторов. Речь идет о таких показателях, как динамика размеров валютных резервов этих стран и состояние национальных банковских и платежных систем (табл. 3).

Банковская система стран БРИКС представлена большой группой государственных банков, коммерческими банками, банками с участием иностранного капитала и оффшорными банками. Основная доля в банковском секторе национальных финансовых рынков этих стран принадлежит государственным банкам. Они занимают лидирующие позиции по капитализации активов и пассивов, выраженных в больших объемах кредитования и привлечения денежных средств. В целом банковские системы

стран БРИКС испытывают недостаток ресурсов для кредитования, но эта ситуация значительно варьирует по разным странам [4].

Особое значение для продвижения национальных валют в международные платежи и расчеты имеет фактор формирования и развития собственной независимой платежной системы, интегрирующей национальные платежные системы стран группы БРИКС. При разработке предложений по созданию общей независимой и стабильной платежной системы этих стран следует учитывать, что доля стран БРИКС в мировой хозяйственной системе существенно выросла, в то время как их роль в мировой валютной системе, очевидно, не соответствует занимаемому ими месту в глобальной экономике [2]. Такое несоответствие может быть разрешено посредством создания межнациональной единой платежной системы (далее

Таблица 4

Этапы создания валютно-финансового союза стран БРИКС

Номер этапа Этапы формирования Характеристика

Первый Законодательной базы Подписание странами международных договоров о создании Банка развития, Валютного фонда БРИКС и «О межнациональной платежной системе БРИКС»

Второй Структуры валютно-финансовой системы Разработка внутренних документов, положений и инструкций, четко регламентирующих функционирование структурных элементов единой валютно-финансовой системы. Законодательное определение границ влияния ведущих банков и финансовых институтов на функционирование новой валютно-финансовой системы. Подбор высококвалифицированных специалистов

Третий Инфраструктуры, обслуживающей систему Формирование клиринговых центров, отвечающих за организацию платежного оборота в каждой стране БРИКС, и создание сети филиалов, обслуживающих взаимные операции в национальных валютах стран БРИКС

Четвертый Организация работы валютно-финансовой системы Непосредственное выполнение всех возложенных на единую валютно-финансовую систему функций

ЕПС) стран БРИКС. Формирование ЕПС стран БРИКС возможно на базе создания единой клиринговой системы этих стран. С 2008 г. Китай успешно использует внутреннюю клиринговую систему валютных платежей (China's Domestic Foreign Currency System), а в России функционирует Национальный клиринговый центр (НКЦ). С учетом национального опыта стран — членов БРИКС возможен постепенный переход на расчеты по взаимным платежам в национальных валютах на базе выстраивания межнациональной системы клиринга.

Страны БРИКС на современном этапе сталкиваются с проблемами, связанными с усилением противодействия развитых стран в решении экономических и политических вопросов. Действующая мировая валютная система функционирует в интересах определенных участников (США и ЕС) и не соответствует интересам развивающихся стран [2]. Страны БРИКС приходят к пониманию, что первым шагом на пути эффективного решения проблем валютной интеграции должно стать формирование не только независимой платежной системы с использованием национальных валют стран БРИКС, но и единой валютно-финансовой системы, на которую не могли бы оказывать давление другие страны. Принципиальное решение о создании межнациональных валютно-финансовых

организаций стран БРИКС принято на встрече представителей этих стран накануне саммита в20 в Санкт-Петербурге в сентябре 2013 г.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОГО СОЮЗА СТРАН БРИКС

Формирование валютно-финансового интеграционного союза стран БРИКС предполагает финансирование данного проекта странами-участницами. С одной стороны, неизбежно возникают опасения высоких затрат на создание и функционирование нового валютно-фи-нансового союза [5]. Но, с другой стороны, валютная интеграция стран БРИКС позволит решить проблемы обслуживания взаимного внешнеторгового оборота в национальных валютах и снижения уровня влияния внешних факторов на экономику стран БРИКС, что создаст объективные условия для усиления роли стран БРИКС в глобальной экономике и привлечения дополнительных инвестиций. Основной целью функционирования валют-но-финансового союза стран БРИКС должно стать сглаживание особо острых экономических проблем и международных дисбалансов. В дальнейшем, при успешной реализации этого проекта, БРИКС следует создавать резервы или их часть в национальных валютах, что также

Рис. 3. Модель институциональной структуры валютно-финансового союза стран БРИКС

Главное управление валютно-финансовой системы БРИКС (Совет управления)

г

Банк разви тия БРИКС

Валютный фонд БРИКС

1 г

Межнациональная платежная система

1 г 1 г

Консультационный отдел Межнациональный отдел информатизации Платежный клиринговый центр

снизит зависимость экономик этих стран от мировой валютной системы, выстроенной на базе доллара. Создание валютно-финансового союза стран БРИКС может проходить поэтапно (табл. 4).

В рамках первого этапа формирования ва-лютно-финансового союза страны БРИКС подписали в июле 2014 г. Соглашение о создании Нового банка развития (НБР) и Валютного фонда БРИКС. Начало работы НБР планируется на 2015-2016 гг. Банк будет специализироваться в основном на финансировании инфраструктурных проектов, направленных на поддержание устойчивого развития в странах БРИКС и других развивающихся экономиках. Предполагается, что НБР также будет предоставлять помощь другим странам, страдающим от экономической нестабильности в результате экспансионистской валютно-финансовой политики США. Первоначальный оплаченный капитал Банка составит 10 млрд долл. Далее его предполагается постепенно довести до 50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

млрд долл. при капитализации в 100 млрд долл. Штаб-квартиру НБР планируется организовать в Шанхае, а первым президентом Банка станет представитель Индии.

Важным элементом функционирования Банка развития является определение принципов формирования его капитала. Предполагается, что капитал банка будет формироваться из трех источников: средства государств—участниц БРИКС; средства и проценты, выплаченные по кредитам; другие поступления, осуществление которых будет утверждено управляющим Советом банка.

На начальном этапе финансирование НБР должно осуществляться за счет средств стран БРИКС, общие договоренности по этому вопросу уже достигнуты. В ходе развития его деятельности большая часть сумм будет направлена в капитал кредитно-финансового института за счет погашения кредитов и выплаты процентов по ним. Утверждать, что работа Банка БРИКС будет полностью самоокупаемой, было бы

Таблица 5

Функциональная структура валютно-финансовой системы стран БРИКС

Наименование отдела Перечень функций

Главное управление валютно-финансовой системы БРИКС Выполнение функций регулирования, контроля и надзора. Поиск дополнительных источников финансирования. Принятие решений по вопросу кредитования стран. Разработка направлений совершенствования работы валютно-финансовой системы

Банк развития БРИКС Кредитование инфраструктурных проектов в странах БРИКС и развивающихся странах. Предоставление кредитов и помощи странам, пострадавшим от финансовой нестабильности

Валютный фонд БРИКС Поддержание ликвидности валютной системы. Регулирование платежных балансов

Межнациональная платежная система Организация межнациональных расчетов и платежей в национальных валютах. Создание и поддержание функционирования единой межнациональной клиринговой системы и национальных клиринговых центров

Консультационный отдел Осуществление консультаций участников платежной системы по вопросам обслуживания платежного оборота и предоставления кредитных ресурсов в национальных валютах

Межнациональный отдел информатизации Обеспечение формирования и актуализации межнациональной базы данных для функционирования единой платежной системы. Разработка и сопровождение информационных сервисов. Организация и сопровождение электронного межнационального взаимодействия. Обеспечение информационной безопасности и т.д.

Платежный клиринговый центр Обслуживание платежного оборота стран БРИКС

излишне оптимистично. Возможность прямого финансирования работы Банка должна будет сохраняться.

Созданный Валютный фонд БРИКС (пул условных валютных резервов) с капитализацией 100 млрд долл. (на Китай придется 41 млрд долл., на Бразилию, Россию и Индию — по 18 млрд долл., Южную Африку — 5 млрд долл.) формируется с целью регулирования сальдо платежных балансов стран БРИКС, поддержания валютной ликвидности и защиты национальных валют от волатильности мирового финансового рынка. «Он призван стать своего рода «страховочной сеткой», предназначенной для совместного реагирования на финансовые вызовы», — заявил на саммите стран БРИКС 2014 г. В.В. Путин. По его мнению, «и Банк развития, и пул валютных резервов — практические шаги наших стран, направленные на укрепление международной финансовой архитектуры для придания

ей более сбалансированного и справедливого характера»3.

По существу создание Банка и Фонда стран БРИКС представляет собой начало реализации первого этапа формирования валютно-финан-сового интеграционного союза стран БРИКС. Далее этот этап предполагает формирование единой межнациональной платежной системы с использованием во взаимных расчетах национальных валют. На втором этапе создания валютно-финансового союза стран БРИКС необходимо сформировать ее институционально-функциональную структуру (рис. 3).

Главный орган управления Союза может быть представлен Управляющим советом, который должен быть сформирован из членов правительств стран БРИКС и представителей финансовых регуляторов.

3 иИЬ: http://www.kremlin.ru/transcripts/46229 (дата обращения: 21.07.2014).

Таблица 6

Достоинства и недостатки создания валютно-финансовой системы стран БРИКС

Достоинства Недостатки

Осуществление кредитования развивающихся стран на выгодных условиях Большая финансовая нагрузка на страны БРИКС

Обеспечение спроса на кредитные ресурсы Проблема неравномерного распределения голосов в Совете управления

Снижение зависимости развивающихся стран от международных финансовых институтов (МВФ, МБРР и пр.) Сотрудники Банка БРИКС наделяются очень широким кругом полномочий, которые без должного контроля могут провоцировать спорные моменты и недовольства ряда участников по вопросам кредитования

Создание собственной межнациональной платежной системы с использованием национальных валют -

Поддержание валютной ликвидности и регулирование платежных балансов -

Таблица 7

Различие подходов стран БРИКС к использованию российского рубля во взаимных

платежах и расчетах

Страна Особенности Отношение к использованию российского рубля в межнациональных платежах

Бразилия Экспортер сельскохозяйственной продукции Содействует

Россия Крупнейший в мире экспортер энергоносителей и прочих минеральных ресурсов -

Индия Дешевые интеллектуальные ресурсы Содействует

Китай Вторая экономика в мире Препятствует

ЮАР Значительные природные ресурсы Содействует

Распределение функций основных институтов валютно-финансового союза стран БРИКС представлено в табл. 5.

Нельзя утверждать, что функционирование нового валютно-финансового союза БРИКС имеет только положительные моменты. Достоинства и недостатки создания межнационального валютно-финансового союза стран представлены в табл. 6.

Процесс формирования Союза неизбежно столкнется с существенными различиями в организации национальных валютно-финансовых систем. Известно, что валютно-финансовые системы России, Бразилии и Южноафриканской Республики более открыты, чем системы Китая и Индии. Помимо этого, существуют значительные расхождения во взглядах представителей различных стран на вопросы доминирования отдельных валют во взаимных расчетах. Эту

разнородность взглядов можно проиллюстрировать на примере высказываемого странами БРИКС в ходе различных переговоров отношения к использованию российского рубля в межнациональных платежах и расчетах (табл. 7).

Различие позиций стран-участниц не только по вопросу использования российского рубля во взаимных расчетах, но и по ряду других проблем имеет под собой ряд объективных оснований, главным из которых является недостаточно высокая степень экономического взаимодействия стран БРИКС. Создание же полноценного механизма функционирования валютно-финансово-го союза без такого взаимопроникновения экономик стран-членов невозможно. Безусловно, подписание соглашений о создании Банка развития и Валютного фонда БРИКС должно рассматриваться как весомый шаг в направлении формирования валютного и финансового союза.

Однако нужно понимать, что создание нового Банка развития и пула условных валютных резервов стран БРИКС — это не цель, а результат сотрудничества, которое активно развивается по многим направлениям.

Тем не менее новые валютно-финансовые институты, созданные странами БРИКС, несомненно, представляют собой существенный противовес современной глобальной доллароцентричной валютно-финансовой системе. Очевидно, что реализация задачи создания странами «новых экономик» ва-лютно-финансового союза будет процессом постепенным и длительным. Но в сочетании с необходимой реформой Международного валютного фонда этот интеграционный процесс может стать необходимым толчком к реформе мировой валютно-финансовой системы в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Звонова Е.А., Гришина О.А. Регулирование мирового финансового рынка: теория, практика, инструменты. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 389-398.

2. Звонова Е.А. Международный валютный фонд в мировых финансово-экономических отношениях. М.: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2000. С. 56-85.

3. Звонова Е.А. Перспективы интеграции валютной системы ЕС в экономику развивающихся стран // Известия Национальной академии наук Азербайджана (экономическая серия). 2012. № 3. С. 147-155.

4. Звонова Е.А. Анализ сценариев развития мировой валютной системы в посткризисный период // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2012. № 10. С. 39-47.

5. Звонова Е.А. Повышение роли банковской системы в финансировании индустриального развития России // Вестник экономической интеграции. 2014. № 3. С. 42-49.

6. Звонова Е.А. Вступление России в ВТО: стратегия интеграции национальной банковской системы и иностранные дочерние банки // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2013. № 7.С. 42-50.

REFERENCES:

1. Zvonova E.A., Grishina O.A. Regulirovanie mirovogo finansovogo rynka: teoriia, praktika, instrumenty [The world finance market regulation: theory, practice, tools]. M.: INFRA-M, 2010, pp. 389-398. (In Russ.)

2. Zvonova E.A. Mezhdunarodnyi valiutnyi fond v mirovykh finansovo-ekonomich-eskikh otnosheniiakh [The International Monetary Fund in the world finance and economic relationships]. M.: Rossiiskii eko-nomicheskii universitet imeni G.V. Plekh-anova — the Plekhanov Russian Economic University, 2000, pp. 56-85.

3. Zvonova E.A. Perspektivy integratsii va-liutnoi sistemy ES v ekonomiku razvivai-ushchikhsia stran [Prospects of the EU monetary system integration into economies of developing countries]. Izvestiia Natsional'noi akademii nauk Azerbaidzhana (ekonomicheskaia seriia) — News of the Azerbaijan National Academy of Sciences (economics series), 2012, no.3, pp. 147-155. (In Russ.)

4. Zvonova E.A. Analiz stsenariev razvitiia mirovoi valiutnoi sistemy v postkrizisnyi period [Analysis of scenarios for the world monetary system development in the postcrisis period]. Vestnik Rossiiskogo ekonom-icheskogo universiteta imeni G.V. Plekh-anova — Bulletin of the Plekhanov Russian Economic University, 2012, no.10, pp. 39-47. (In Russ.)

5. Zvonova E.A. Povyshenie roli bankovskoi sistemy v finansirovanii industrial'nogo raz-vitiia Rossii [Enhancing the role of the banking system in financing the industrial development of Russia]. Vestnik ekonomicheskoi integratsii — Bulletin of Economic Integration, 2014, no. 3, pp. 42-49. (In Russ.)

6. Zvonova E.A. Vstuplenie Rossii v VTO: strategiia integratsii natsional'noi bankovs-koi sistemy i inostrannye dochernie banki [Russia's WTO accession: the strategy of the national banking system integration and foreign subsidiaries]. Vestnik Rossi-iskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G.V. Plekhanova — Bulletin of the Plekhanov Russian Economic University, 2013, no. 7, pp. 42-50. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.