Есть масса примеров, когда гостиничное предприятие в интересах клиентов предлагает различные скидки и бонусы. Но если в результате всех этих скидок и акций организация не получает дополнительной прибыли, то понесенные затраты неоправданны и вредны для бизнеса, т. к. отвлекают ресурсы от других задач. Конечно, организация может поставить для себя цель решить все потребности своих клиентов. Данная задача является благой социальной целью, но для большинства руководителей она не актуальна.
Качественный сервис не является обязательным признаком клиентоориентированного бизнеса. Можно добиться высокого качества хорошо организованного гостиничного сервиса. Но, если приоритетом будут являться стандарты обслуживания, а не лояльность гостей, то такую гостиницу нельзя называть клиентоориентированным предприятием.
Таким образом, до тех пор, пока бизнес не интересуется, как клиент оценивает предлагаемые продукты и услуги, как система взаимоотношений постояльца с гостиничным предприятием влияет на его удовлетворенность и частоту обращений, как повысить ценность каждого клиента, -он остается товароориентированным.
Литература
1. Гостиницу «Омск» изменят до неузнаваемости к 300-летию города. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bk55.ru/news/article/42509/ (дата обращения: 12.05.2016).
2. Прончева О. К. Клиентоориентированные технологии в гостиничном сервисе. / О. К. Прончева. Омск: Омский государственный институт сервиса, 2015. 72 с.
3. Рыжковский Б. Когда клиент голосует деньгами? // Управление компанией, 2005. № 7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.advertology.ru/article27313.htm (дата обращения: 12.05.2016).
The directions of the financial cooperation extension between BRICS countries:
prospects and suggestions Efimova E.
Направления развития финансового сотрудничества между странами БРИКС:
перспективы и предложения Ефимова Е. А.
Ефимова Евгения Александровна / Efimova Evgeniya — индивидуальный предприниматель,
г. Москва
Аннотация: в статье были проанализированы ключевые направления финансового сотрудничества между странами БРИКС: валютное партнерство, реформирование странами системы квот МВФ, создание единого финансового пространства на базе формирования Нового банка развития БРИКС (НБР БРИКС) и Пула валютных резервов. На основе данного анализа дается оценка перспектив взаимного сотрудничества, выдвигаются предложения по углублению финансового взаимодействия между странами.
Abstract: the article analyses key directions of financial cooperation between BRICS countries: currency partnership, reformation of the IMF quota system, creation of a financial space on the basis of the BRICS Bank and the Pool of currency reserves. On the basis of this analysis the assessment of prospects of mutual cooperation was given, and suggestions for further extension of their financial partnership were made.
Ключевые слова: БРИКС, Новый банк развития БРИКС, Пул валютных резервов, МВФ, финансовое сотрудничество.
Keywords: BRICS, New Development Bank BRICS, Pool of currency reserves, IMF, financial cooperation.
Возрастающее влияние развивающихся стран Бразилии, Индии, Китая, России и ЮАР в мировой экономике привлекает внимание все большего количества людей. Эволюция стран стала ответом на возникшие дисбалансы в мировой экономике в связи с экономическим кризисом 2008 г., увеличившейся политизированности многих международных организаций, участившимися военными конфликтами на территории третьих стран. Возросшая однополярность, которая выражается в доминировании западных финансовых институтов и навязывании ими своих решений всему миру, а
также игнорировании интересов развивающихся стран, побудила страны к объединению ради создания многополярного мира. После заключения между странами соглашений о создании НБР БРИКС и Пула валютных резервов, многие западные экономисты всерьез обеспокоились тем, что новые институты станут серьезными соперниками международным организациям МВФ, Всемирному Банку.
У союза БРИКС, интеграционного объединения нового типа, пока еще очень короткая история, однако на совместных саммитах страны уже обозначили ключевые направления взаимного сотрудничества: уход от доллароцентричной финансовой системы, стремление к формированию многополярного устройства экономических отношений, укрепление роли и влияния стран БРИКС и всех развивающихся стран в мировой экономике, создание финансовых институтов, основанных на принципах равенства и честности.
Условно можно выделить 3 ключевых направления развития финансового сотрудничества между странами БРИКС: валютное партнерство, реформирование странами системы квот МВФ, создание единого финансового пространства на базе формирования НБР БРИКС и Пула валютных резервов.
Первое важное направление - это валютное сотрудничество стран БРИКС. Для того чтобы прекратить монополию доллара, снизить зависимость экономик от колебаний курсов резервных валют, цен на сырьевые товары, необходимо расширять использование национальных валют. Главы государств выделяют следующие основные способы интернационализации валют: во-первых, увеличение объемов расчетов в национальных валютах, во-вторых, предоставление кредитных линий партнерам в нацвалютах, в-третьих, увеличение объема торгов нацвалютами на биржах. Так, в 2011 г. на третьем саммите союза были подписаны соглашения России с Китаем и Бразилией об использовании национальных валют во взаимных торговых операциях.
Согласно обзору 2013 г. подготовленному Банком международных расчетов, доля стран БРИКС в мировых валютообменых операциях составляла уже 7 %. Для сравнения в 2010 г. доля валют стран БРИКС составила 4,1 %, а в 1998 г. — всего 1 % [9, с. 10].
Стоит отметить тот факт, что валютно-финансовые взаимоотношения между странами усиливаются по мере того как увеличивается взаимная торговля между ними, поскольку движение капиталов всегда в первую очередь обслуживает движение товаров и услуг. Несмотря на то, что объем товарооборота между странами растет с каждым годом, расчёты в национальных валютах пока незначительны. Так, на данный момент взаимные расчёты в рублях и юанях между Россией и Китаем составляют всего лишь 10 % их совокупной торговли.
Роль валют участниц союза в современной валютно-финансовой системе не сопоставима с их весом и положением в мировой экономике. Однако существуют определенные причины, сдерживающие их рост. Такими причинами являются: существование валютных ограничений (в особенности в Индии и Китае), приоритет использования в международных операциях лидирующих валют (доллар США, евро), недостаточность развития национальных финансовых и валютных рынков, несущественная доля международных ценных бумаг, эмитентами которых выступают страны БРИКС. Страны-участницы демонстрируют темпы роста выше среднемировых, но для них также характерны высокие темпы инфляции, а это повышает рисковую премию по активам, номинированным в валюте. Также страны БРИКС подвержены притокам и оттокам иностранного капитала, что повышает волатильность валютных рынков стран группировки, а также недостаток финансовых инструментов, позволяющих хеджировать и диверсифицировать риски, сдерживать спрос инвесторов на активы стран БРИКС.
В целях расширения использования национальных валют заключаются валютные свопы. Валютный своп представляет собой комбинацию двух противоположных валютных сделок с одинаковой суммой, но разными датами валютирования. Заключение валютных свопов имеет две основные цели: во-первых, оказание взаимной помощи в случае нехватки иностранной валюты для погашения обязательств; во-вторых, оказание содействия в развитии торговли товарами и услугами в валютах стран-контрагентов.
Заключение валютных свопов-линий для стран БРИКС имеет ключевое значение. Во-первых, валюты стран БРИКС теряют покупательную способность из-за обесценивания по отношению к доллару. За 2012-2013 гг. бразильский реал обесценился на 16,7%, южноафриканский рэнд на 24,4%, а российский рубль на 9,2% по отношению к доллару [6]. Во-вторых, заключение валютных свопов позволяет экономить операционные издержки. Согласно оценкам, страны БРИКС могут сэкономить до 4% от суммы сделки, что эквивалентно 12 млрд. долл. в год [6]. В-третьих, валютные свопы приносят выгоду мелким и средним фирмам. К примеру, зарубежные рейтинговые агентства зачастую недооценивают потенциал Индии и занижают её рейтинг, из-за этого компаниям сложно взять кредиты в долларах даже под высокую процентную ставку. Заключая своп сделку с банком Китая, например, Резервный банк Индии может предложить национальным компаниям кредиты в юанях, профинансировав при этом их сделки с китайскими партнерами.
На сегодняшний день между странами БРИКС заключены следующие валютные свопы:
1) В марте 2013 г. заключен валютный своп между Народным банком Китая и ЦБ Бразилии на сумму 30 млрд. долл.
2) В декабре 2014 г. подписано соглашение между Китаем и Банком России о валютном свопе на сумму 24,5 млрд. долл. сроком на 3 года.
3) В апреле 2015 г. заключено соглашение между Народным банком Китая и Резервным банком ЮАР о проведении валютного свопа на сумму 4,8 млрд. долл. сроком на 3 года [4, с .22].
В рамках БРИКС наиболее развитым является валютное сотрудничество между Россией и Китаем. Филиал банка ВТБ в Шанхае уже начал осуществлять трансграничные операции в юанях и рублях в мае 2014 г. Прежде филиал ВТБ мог совершать международные расчеты в иностранной валюте и в рублях, а теперь российские клиенты ВТБ смогут рассчитаться со своими китайскими партнерами в юанях, а также разместить депозиты в КНР.
Несомненно, благодаря переходу на прямые расчеты в юанях и рублях, российские компании смогут значительно сократить свои расходы, время и риски операций с китайскими партнерами. Так, российским компаниям больше не потребуется обменивать рубли на доллары и проводить их через корреспондентский банк в США. Согласно данным российских банков, для отечественной компании денежный перевод в Китай обойдется в 500 юаней (около 2700 руб.). Для сравнения - перевод через «промежуточное звено» в виде американского банка обойдется в 150 долларов плюс комиссия в 0,01 — 0,03% от суммы [7]. Помимо этого, прямой перевод через шанхайский филиал займет один день, а срок перевода через американского посредника будет зависеть непосредственно от условий банка.
Закономерно, что и рынок прямых обменных операций с валютами БРИКС первым был запущен для российского рубля и китайского юаня. 22 ноября 2010 г. в Валютной торговой системе Китая (ВТСК) была проведена первая сделка по паре юань/рубль на 1 млн. юаней. Меньше месяца спустя на Московской бирже стартовали торги по валютной паре рубль/юань, инструментарием для которой служат все имеющиеся в арсенале биржи стандартные спотовые и срочные торговые контракты. Банк Бразилии как центральный платежно-клиринговый контрагент своп-соглашения с Народным банком Китая на 30 млрд. реалов с декабря 2009 г. проводил торговые переводы в реалах и юанях.
Сотрудничество России со странами БРИКС по использованию национальных валют во взаимных расчетах, укреплению межбанковского партнерства становится особенно актуальным из-за введения финансовых и торговых санкций по отношению к РФ. После того как в несколько российских банков были отключены от платежных систем Visa и Master Card, в РФ с 1 апреля 2015 г. заработала Национальная платежная система. Для потребителей не изменится ничего, а для банков это означает, что все платежи, проходившие раньше через зарубежные расчетные центры, теперь будут осуществляться на территории РФ. Также за последний год существенно возрос интерес к китайской платежной системе Union Pay. Такая система пользуется популярностью не только в рамках национальных границ, но также и в других государствах: на 2013 г. было выпущено уже 25 млн. банковских карт Union Pay. Не исключается возможность того, что в скором времени подобные карты появятся и у россиян.
Вторая важная сфера финансового взаимодействия стран БРИКС - это участие в реформировании структуры МВФ. Во-первых, странами предлагается реформа системы квот в МВФ, так чтобы развивающиеся страны имели больший вес при принятии решений; во-вторых, изменение процедуры принятия решений по кредитованию в СДР; введение новых резервных валют; изменение состава корзины СДР.
С 26 января 2016 г. вступили в силу решения о реформе МВФ, принятые еще в 2010 г. в Сеуле. Следует отметить, что вопрос о реформировании квот в МВФ поднимался еще в 2006 г. Задачей такой реформы является повышение веса и роли ряда стран в глобальной экономике, облегчение доступа развивающимся экономикам к финансовым средствам МВФ. В ноябре 2010 г. на очередном саммите Большой Двадцатки в Сеуле было принято решение о перераспределении около 6% голосов в МВФ, хотя реально в пользу развивающихся стран предусматривается всего лишь 2,8% (за счет уменьшения квот развитых стран) [1, с. 122]. Ожидалось, что Конгресс США (будучи самым большим держателем голосов) одобрит данную реформу еще осенью 2013 г., но этого не произошло. Не раз обсуждение реформы квотирования заходило в тупик.
Квота в МВФ представляет собой размер взноса страны в уставный капитал МВФ, а также от размера квоты зависит размер кредитов, на которые может претендовать страна-участница фонда. Все же главное заключается в том, что размер квоты определяет возможность страны влиять на политику и принимаемые решения в этой организации. Теперь, после вступления в силу Сеульских договоренностей Индия и Бразилия присоединятся к десятке крупнейших акционеров МВФ. Китай переместится на 3-е место (после США и Японии) по размеру квоты (рост до 6,3%). Доля России увеличится до 2,7%. Индия поднимется на 8-е место в списке (2,75%), Бразилия — на 10-е (2,32 %).
Доля БРИКС достигнет 14,81%. Учитывая тот факт, что 15% блокируют любое решение МВФ, БРИКС для этого достаточно будет найти всего одного союзника.
Задержка реформы, а также перераспределение лишь 2,8% квот от развитых к развивающимся странам говорит о том, что крупные держатели квот МВФ - ЕС и США явно не заинтересованы отказываться от власти в пользу стран БРИКС. Они не хотят утратить контроль над такими организациями, как МВФ и Всемирный банк. С помощью МВФ и ВБ крупнейшие кредиторы могут диктовать не только экономические условия предоставления кредитов, но и политические.
На саммитах стран БРИКС не раз поднимался вопрос о несовершенстве формулы распределения квот и голосов в МВФ. Действующая формула расчета квот складывается из средневзвешенного значения следующих составляющих: ВВП (с весом 50%), открытость экономики (30%), экономическая изменчивость (15%) и золотовалютные резервы (5%) [8]. С целью увеличения квоты стран БРИКС в МВФ, некоторыми российскими учеными предлагается пересмотр формулы расчета квоты. Выдвигается предложение об увеличении коэффициента показателя золотовалютных резервов (R) при одновременном уменьшении коэффициента показателя открытости (O) [3, с. 23]. Показатель ЗВР является важным показателем при определении экономического веса страны в мировой экономике, поскольку такой показатель свидетельствует о прочности и устойчивости финансовой системы страны, служит гарантией выполнения обязательств страны перед внешними кредиторами.
Также, предлагаются следующие варианты перерасчета квот:
- добавление в формулу показателя численности населения. Это существенно увеличит совокупную долю БРИКС в МВФ;
- определение квоты страны согласно ее доле ВВП по ППС в мировом ВВП. Тогда Китай мог бы получить около 13,5% голосов в МВФ, а страны БРИКС вместе более 25 % [2].
Также неоднократно поднимавшийся вопрос касается выбора руководства МВФ. По негласной договоренности США и ЕС, пост главы МВФ традиционно занимает европеец, а главы ВБ - гражданин США. После отставки Д. Стросс-Кана в 2011 г. развивающиеся страны изъявили желание выдвинуть единого кандидата - представителя стран БРИКС, но из-за долгих обсуждений процесс выдвижения претендента затянулся, и единый кандидат от стран БРИКС так и не был представлен к выборам.
Третья важная сфера финансового взаимодействия стран БРИКС - это создание единого финансового пространства на основе НБР БРИКС и Пула валютных резервов.
Очевидные выгоды от создания НБР БРИКС следующие: во-первых, НБР БРИКС подразумевает формирование механизма привлечения финансовых средств. Во-вторых, создание Банка предполагает формирование новой глубины традиционных рынков и механизма интеграции национальных финансовых систем. В-третьих, БРИКС уверенно преследует свою главную цель - создать твердую экономическую и политическую основу для будущего роста и расширения. Быстроразвивающиеся страны получат возможность привлечения дешевых займов и отказа от услуг Всемирного банка. У стран БРИКС появится возможность обходить стороной МВФ, который находится в затяжной стадии реформирования. НБР БРИКС должен стать альтернативой международным финансовым организациям, которые зачастую предоставляют займы не на дружественных условиях, но всегда выгодных для стран Евросоюза и США. В-четвертых, вопрос об используемой валюте в рамках Банка все еще остается открытым, однако страны уже открыто высказались о нежелании использовать доллар и евро в расчетах Банка. Использование национальных валют приведет к росту инвестиционных потоков и уменьшению зависимости от экономик других стран мира.
На саммите в Форталеза было также подписано соглашение о создании Пула валютных резервов БРИКС. Такой Пул будет представлять собой страховку на случай возникновения финансовых проблем или дефицита бюджета у одной из стран «пятерки». Цель Пула - оказывать помощь странам-участницам в предотвращении нехватки краткосрочной ликвидности, а также в оказании взаимной валютной поддержки.
Уже сейчас можно говорить о постепенно формирующемся финансовом союзе группы БРИКС. Автором предлагаются следующие этапы формирования такого союза. Первый этап - этап формирования законодательной базы, в рамках которого предусматривается подписание соглашений и создание Устава Банка развития и Пула валютных резервов. Первый этап также предполагает создание единой межнациональной платежной системы, предполагающей использование национальных валют во взаимных расчетах.
На втором этапе должна произойти разработка внутренних документов, положений, регламентирующих функциональную структуру элементов союза, законодательно определение границ влияния будущих финансовых институтов.
С начала 2015 г. страны начали активно обсуждать создание единого рейтингового агентства. Это обуславливается тем, что «международная тройка» рейтинговых агентств - Standard & Poors, Fitch и Moodys последние годы часто подвергались критике за политизированный характер функционирования, заведомо
предвзятые оценки экономик, «проведение рейтингового демпинга», выгодные только определенному кругу стран [5]. Таким образом, создание рейтингового агентства БРИКС позволит решить несколько задач: во-первых, усилит независимость оценок; во-вторых, позволит учесть определенные национальные особенности стран при составлении прогноза или оценки.
Третий этап - это создание необходимой инфраструктуры, обслуживающей валютно-финансовый союз. На этом этапе произойдет создание клиринговых центров, создание сети филиалов в каждой стране.
Четвертый этап представляет собой непосредственно начало работы валютно-финансового союза. Создание валютно-финансовой зоны стран БРИКС имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам следует отнести: во-первых, увеличение спроса на кредитные ресурсы, их вложение в инфраструктурные проекты благодаря Банку развития, а соответственно и рост экономического развития стран-участниц; во-вторых, осуществление кредитования на выгодных условиях; в-третьих, снижение зависимости от международных финансовых институтов (МВФ, Всемирный банк и др.); в-четвертых, поддержание валютной ликвидности и регулирование платежных балансов; в-пятых, расширение использования национальных валют и как результат - экономия на конвертации валют. К возможным недостаткам стоит отнести: во-первых, большая финансовая нагрузка на страны БРИКС и увеличение взаимозависимости между ними; во-вторых, создание союза требует много времени и детального обсуждения функционирования всех элементов, что может вызвать споры и недовольства ряда стран.
В заключении автором предлагаются следующие меры для углубления финансового сотрудничества между странами БРИКС.
1. Поддержание макроэкономической стабильности. Низкие и стабильные темпы инфляции будут способствовать проведению взаимных расчетов в национальных валютах, а также повысят конкурентоспособность валют стран на мировом рынке.
2. Проведение политики по либерализации капитальных операций.
3. Создание эффективной финансовой инфраструктуры, позволяющей эффективно осуществлять регулирование финансовыми рынками.
4. Дальнейшее реформирование системы квот МВФ и системы органов управления МВФ и ВБ.
5. Развитие новых финансовых инструментов торговли на фондовых рынках, например, запуск торговли парами рубль/реал или рубль/рупия, а также появление новых инструментов.
6. Осуществление эффективного контроля и надзора за финансовой политикой стран. Перспективным видится создание регулятивного и консультационного механизма (возможно при НБР БРИКС), целями которых было бы эффективное управление финансовыми рынками, совместная разработка финансовых стандартов и правил, а также оказание консультационных услуг, выявление проблем и рекомендаций путей их решения.
7. Создание рейтингового агентства стран БРИКС, гарантирующего независимость оценки. Таким образом, по мнению автора, без совершенствования национальных финансовых рынков
невозможно полноценное и эффективное финансовое сотрудничество. Странам БРИКС необходимо углублять финансовое партнерство, в целях расширения использования национальных валют, обретения большего веса на политической арене и постепенного образования финансового союза на основе НБР и Пула валютных резервов.
Литература
1. Вергун А. Н. Влияние стран БРИКС на изменение мировой финансовой архитектуры // Право и управление. XXI век, 2014. № 1. С. 121-130.
2. Зотин А. Дао глобального финансового регулирования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chinapro.rU/rubrics/2/3866 (дата обращения: 20.12.2015).
3. Пелевина К. А. Тенденции развития торгово-экономического сотрудничества стран БРИКС: Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР: Автореф. дис. канд. экон. наук/ Ин-т экономики РАН. М., 2013. 23 с.
4. Платонова И. Н., Ху Епин. К вопросу о либерализации валютной политики Китая.//Российский внешнеэкономический вестник, 2014. № 12. с.19-33.
5. Су-шерпа РФ: эксперты обсуждают создание рейтингового агентства БРИКС. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://expert.ru/2015/04/3/su-sherpa-rf-ekspertyi-obsuzMayut-sozdame-rejtmgovogo-agentstva-briks/ (дата обращения: 12.02.2016).
6. Экономика Индии неожиданно выглядит лучше управляемой, а рупия более стабильной. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.globfin.ru/news/140210160942.htm (дата обращения: 25.12.2015).
7. Юань укрепляет позиции. Новостной портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.brics.mid.ru/brics.nsf/WEBNovBric/4BD8E750B9915D1643257DE8004B849B (дата обращения: 18.04.2016).
8. IMF Quota Data August 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.imf.org/external/np/fin/quotas/2012/0812.html. (дата обращения: 7.12.2015).
9. Triennial Central Bank Survey. Foreign exchange turnover in April 2013. Bank for international Settlements, 2013. September. P. 10.
The fiscal capacity of specific regions of Russia Isakov A.
Бюджетная обеспеченность отдельных регионов России
Исаков А. В.
Исаков Анатолий Владимирович /Isakov Anatoly — студент, кафедра финансов, денежного обращения и кредита, Высшая школа экономики и менеджмента, Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург
Аннотация: в статье анализируются основные показатели бюджетной самостоятельности отдельных регионов России, в частности малообеспеченных субъектов РФ, и экономические отношения по межбюджетному выравниванию Федерального центра и субъектов РФ. На основе конкретных данных выявляются основные проблемы бюджетной обеспеченности регионов, формируются соответствующие выводы и намечаются основные тенденции развития межбюджетных отношений.
Abstract: the article analyzes the main indicators of fiscal autonomy of individual regions of Russia, in particular low-income subjects of the Russian Federation, and economic relations in the sphere of interbudgetary alignment of the Federal center and state subjects. On the basis of specific data the author identifies the main problems of budgetary security of regions, forms appropriate conclusions and outlines the main tendencies of development of interbudgetary relations.
Ключевые слова: бюджет, межбюджетные отношения, трансферты, межбюджетное выравнивание, дотации, субсидии, субвенции, регионы.
Keywords: budget, interbudgetary relations, transfers, interbudget alignment, grants, subsidies, subventions, regions.
Бюджетная система России, как федеративного государства, основана на бюджетном федерализме и состоит из следующих трех уровней:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- бюджеты субъектов федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты [3, с.190].
Бюджет каждого уровня предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам данного уровня (государства в целом, области, города), что позволяет осуществлять бюджетную политику автономно и эффективно. Однако в полной мере обеспечить все имеющиеся субъекты не представляется возможным, так как каждый регион имеет свои особенности и проблемные отрасли.
Бюджеты субъектов РФ являются основополагающими звеньями бюджетной системы государства - им достаются финансовые средства Федерального бюджета для финансирования собственных задач региона и входящих в его территориальную целостность городов и поселков. Поэтому должное финансовое обеспечение субъектов федерации - приоритетная задача для Правительства РФ, ведь именно от этого будет зависеть дальнейшее развитие государства в целом. Финансирование осуществляется посредством межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы РФ, а именно посредством трех видов: дотаций, субвенций и субсидий. Дотации могут быть разного характера, однако в данной статье автором рассматриваются непосредственно дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов. Необходимо отметить, что в 2016 году межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ составили 4,2 % от совокупных расходов - порядка 662 млрд. руб. [2].