Научная статья на тему 'Вузы национальных автономий Поволжья в послевоенный период с 1946г.-1950г.'

Вузы национальных автономий Поволжья в послевоенный период с 1946г.-1950г. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вузы национальных автономий Поволжья в послевоенный период с 1946г.-1950г.»

© 2008 г. И.М. Корнилова

ВУЗЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ АВТОНОМИЙ ПОВОЛЖЬЯ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1946 - 1950 гг.)

После победоносного завершения Великой Отечественной войны советские люди самоотверженно принялись поднимать из руин города, заводы, восстанавливать инфраструктуру. Сессия Верховного Совета СССР, состоявшая в марте 1946 г., утвердила пятилетний план восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства и культуры страны.

Большие трудности в послевоенный период ожидали и высшую школу. Они в основном были вызваны последствиями войны. По сообщению Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, гитлеровцы полностью или частично разрушили 334 вуза, в которых до войны обучалось 223 тыс. студентов, а оборудование лабораторий, уникальные экспонаты университетских и институтских коллекций и библиотеки вывезли в Германию. Оккупанты уничтожили 137 педагогических и учительских, 605 научно-исследовательских институтов [1].

Большое значение в деле восстановления страны отводилось высшей школе, призванной обеспечить все отрасли народного хозяйства и культуры высококвалифицированными специалистами, потребность в которых в тот период как никогда была велика. Необходимо было широко развернуть научно-исследовательскую работу, способствующую развитию производительных сил.

В первые послевоенные годы развитию высшего профессионального образования уделялось особое внимание. В 1946 г. происходит реорганизация системы его управления. Вместо Всесоюзного комитета по делам высшей школы создается Министерство высшего и среднего специального образования СССР. Уже в 1950 г., несмотря на существенные капиталовложения, связанные с восстановлением промышленности, сельского хозяйства, транспорта, расходы на высшую школу достигли 1,6 % национального дохода, т.е. фактически увеличились вдвое по сравнению с 1940 г. [1, с. 89].

Значительные изменения произошли в территориальной организации высшего образования, особенно в системе сельскохозяйственного. С 1949 по 1959 г., аграрные вузы были открыты или восстановлены в Великих Луках, Ижевске, Костроме, Курске, Пензе, Благовещенске, Красноярске, Уссурийске, Рязани, Тюмени и ряде других городов.

В этот же период происходит реорганизация учительских институтов в педагогические, в результате которой число вузовских центров пополнили средние и даже малые города. Во многих республиках, краях и областях были открыты вторые или третьи по счету высшие учебные заведения.

Не менее существенное влияние на территориальную организацию высшей школы оказало и проведенное в послевоенные годы новое административно-территориальное деление страны. В связи с образова-

нием новых областей правительством принимались решения по открытию в них высших учебных заведений. Как правило, это были педагогические вузы. В случае отсутствия в областном центре педагогического вуза практиковался перевод институтов из других городов этой же области.

Развитие новых направлений в науке, новых отраслей в промышленности требовали притока подготовленных кадров. 28 декабря 1951 г. вышло постановление Совета Министров СССР о необходимости организации подготовки кадров для радиолокационной и электровакуумной промышленности. Надо сказать, что в послевоенный период приоритетное значение в СССР придавалось развитию системы высшего технического образования, территориальная организация которого отражала особенности территориальной структуры отраслей материального производства. Так, в 1948 г. в Уфе, центре крупнейшего нефтедобывающего региона страны, был открыт Нефтяной институт.

Основным направлением в реформировании системы технического образования в конце 1950 - начале 1960-х гг. стал курс на реорганизацию региональных отраслевых вузов в политехнические и технологические. В середине 60-х гг. во всех экономических районах России имелись такие институты, которые по западным меркам можно было отнести к техническим университетам. Региональные политехнические и технологические институты в первую очередь осуществляли подготовку кадров для отраслей специализации республики и областей их локализации.

Структурная политика в сфере высшего образования СССР и РСФСР носила ярко выраженный волновой характер. После очередного постановления партии или правительства принимались активные меры по развитию либо университетов, либо определенной отраслевой системы вузов. Периоды особого внимания к университетам сменялись периодами форсированного развития отраслевых вузов, осуществлявших подготовку кадров для конкретных отраслей, в наибольшей степени определявших научно-технический прогресс, развитие аграрного сектора экономики, нефтегазовой промышленности, искусства и других сфер деятельности.

В конце 1950-х гг., когда уровень развития системы университетского образования был признан недостаточным и университеты рассматривались как наиболее эффективный тип вуза для целей регионального и национального развития, было принято решение о создании новых университетов в столицах автономных республик. И таковые были открыты в Уфе, Махачкале, Нальчике, Саранске, Якутске.

Сдвиг производительных сил на восток предполагал внесение коррективов в территориальную организацию высшего образования. В середине 1950-х гг. Совет Министров СССР принял решение о переводе

некоторых вузов из Москвы в районы основного производственного использования их выпускников. Так, в 1958 г. в Калинин был переведен торфяной институт, в Калининград - институт рыбной промышленности, в Красноярск - институт цветных металлов. До выхода вышеуказанного постановления, еще в начале 1950-х гг., в Рязань был переведен один из московских медицинских институтов, а в Ижевск - Московский зоотехнический институт коневодства. Подобная практика до сих пор не получила однозначной оценки. Первоначально эти учебные заведения, безусловно, потеряли часть своих высококвалифицированных преподавательских кадров, которые остались в Москве, однако уже через 10 - 15 лет на базе переведенных вузов возникли ведущие в своих регионах центры науки и образования. Наряду со столичными вузами на новые места переводились и провинциальные высшие учебные заведения.

В 1945 г. вузы Поволжья вернулись из эвакуации: Чувашский педагогический - из Мариинского Посада в Чебоксары, Марийский - из Козьмодемьянска в Йошкар-Олу, Мордовский - из Темникова в Саранск. Война значительно подорвала материально-техническую базу этих учебных заведений: не хватало учебных аудиторий, помещений для лабораторий и кабинетов, мебели, учебного оборудования, библиотек и читальных залов. Институты не имели возможности обеспечить всех нуждающихся студентов местом в общежитии. В течение учебного года студенты и преподаватели неоднократно выезжали на лесосеки для заготовки топлива.

К началу 1945/46 учебного года Башкирский педагогический институт имел лишь одно учебное здание, состоявшее из 36 комнат общей площадью 335 кв. м. Дирекция вуза неоднократно обращалась в вышестоящие инстанции с просьбой вернуть институту учебные корпуса, переданные во время войны эвакуированному заводу. Но этот вопрос так и не получил положительного решения. Лишь в 1952 г. началось строительство нового учебного здания Башкирского пединститута [2, л. 3].

Отсутствие более или менее оборудованных кабинетов и лабораторий, наглядных пособий и технических средств обучения серьезно мешало организации учебного процесса, особенно на естественных факультетах. В самом здании этого института не было водопровода и канализации, что ухудшало санитарное состояние помещений, создавало дополнительные трудности в проведении учебных занятий. Поэтому в отчете Башкирского пединститута за 1945/46 учебный год отмечалось, что «если институт не получит нужные по размерам здания, то задача, поставленная правительством перед институтом, выполненной быть не может. Наоборот, это заставляет дирекцию института ставить вопрос о сокращении контингента приема» [2, л. 5].

Помимо этого, не хватало учебников, методических пособий, классных досок, писчей бумаги и многого другого. Библиотека института занимала четыре небольших кабинета, фонд ее состоял из 160 тыс. книг и 6 тыс. экземпляров журналов [2, л. 17].

Несмотря на трудное материальное положение, в институте постепенно налаживался учебный процесс.

ЦК партии, Советское правительство по мере возможности предпринимали меры для преодоления трудностей первых послевоенных лет, для организации нормальной работы педвузов страны. Этим духом было проникнуто постановление СНК СССР от 20 августа 1945 г. «Об улучшении дела подготовки учителей». Отметив серьезность проблем в области педагогического образования, правительство наметило ряд мероприятий по дальнейшему упорядочению работы педвузов, укреплению их материально-технической базы, обеспечению педагогическими кадрами путем расширения приема в аспирантуру. Особенно острую нехватку научно-педагогических кадров испытывали периферийные вузы, так как многие из тех преподавателей, что ушли на фронт, не вернулись.

Справедливости ради надо сказать, что партией и правительством также предпринимались меры по улучшению качества подготовки преподавательских кадров для высшей школы, что нашло отражение в таких документах, как «О подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации» (1947 г.), «О подготовке научно-педагогических кадров через аспирантуры» (1948 г.), а также в утвержденном Советом Министров СССР в 1950 г. новом «Положении об аспирантуре при вузах и научно-исследовательских учреждениях» [3].

В целях повышения теоретического и практического уровня научной подготовки преподавателей широкое распространение получила практика прикомандирования научно-педагогических работников периферийных институтов к ведущим вузам и научно -исследовательским учреждениям страны для написания и защиты диссертации. Использовались и другие формы подготовки научно-педагогических кадров. Определенную роль в этом деле сыграла действовавшая тогда докторантура (1948 г.), а также организованные в 1949 г. при Московском, Ленинградском и Киевском университетах институты повышения квалификации.

Так, в 1946/47 учебном году 69 научных работников Башкирского пединститута были прикреплены к различным вузам страны для сдачи кандидатских минимумов и защиты диссертаций.

Профессорско-преподавательский состав поволжских институтов пополнялся также за счет приглашенных или направленных Минпросом РСФСР квалифицированных специалистов из других вузов и научных учреждений. Так, например, в первые послевоенные годы в Башкирском пединституте начали работать Д.М. Меджитов, бывший научный сотрудник Ташкентского института марксизма-ленинизма, ставший заместителем директора по научной работе, Л.Е. Ла-сунский - выпускник исторического факультета МГУ, И.А. Каншин - специалист по русскому языку и др. В 1950-х гг. здесь начали свою трудовую деятельность специалисты по истории И.С. Киссельгоф (1951 г.), Р.А. Маслов (1951 г.), З.А. Аминев (1950 г.), знаток славянского фольклора, впоследствии профессор, ве-

теран БГУ Л.Г. Бараг (1951 г.), преподаватель немецкого языка Я.И. Гельблу (1952 г.) и др. Однако, несмотря на принятые для решения этой проблемы меры, квалифицированных кадров вузу все же не хватало. В 1946/47 учебном году здесь преподавали 1 профессор вместо положенных по штату 5, 23 доцента вместо 61, а также 32 старших преподавателя и 71 ассистент и преподаватель. В этих условиях был поставлен вопрос о расширении приема в аспирантуру [2].

Хроническая нехватка научно-педагогических кадров, слабость материально-технической базы отрицательно сказывались на состоянии научно-исследовательской работы в Башкирском пединституте. В его отчете за 1945/46 учебный год в качестве причин, задерживающих развитие НИР, указывались, к примеру, отсутствие докторов наук, которые организовали бы вокруг себя группы по изучению отдельных проблем, загруженность преподавателей учебной работой и, наконец, ограниченные возможности для публикаций результатов своих научных изысканий. И все же некоторые сдвиги в этой сфере наблюдались. Так, например, заведующий кафедрой башкирского языка и литературы З.Ш. Шакиров изучал историю башкирского просветительства, члены кафедры русского языка и литературы довольно плодотворно работали над подготовкой учебных пособий по русскому языку и литературе для национальных школ, над изучением диалектных особенностей говоров русского населения Башкирской АССР, принимали непосредственное участие в сборе материалов для «Атласа говоров русского языка» [2, л. 29-30].

Кафедры исторического факультета были также слабо укомплектованы квалифицированными научно-педагогическими кадрами. Комиссия Минпроса РСФСР, проверявшая в 1947 г. состояние учебно-воспитательной работы в Башкирском пединституте в свете постановления ЦК ВКП(б) «Об искусстве и литературе» и доклада А.А. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград», отметила, что на этом факультете «почти не ведется научно-исследовательская работа». В то время лишь З.И. Сираев и А.Н. Усманов работали над кандидатскими диссертациями. Последний участвовал в редактировании первой части первого тома «Очерков истории БАССР» и приступил к разработке темы о присоединении Башкирии к Московскому государству. З.И. Сираев исследовал историю участия башкирских национальных частей в гражданской войне [2, л. 44-45].

На естественных факультетах научно-исследовательскую работу тормозило отсутствие хорошо оборудованных лабораторий и кабинетов, в силу чего многие преподаватели занимались разработкой общетеоретических проблем, носивших в основном методический характер. На географическом факультете активно занимался научно-исследовательской работой доцент Д.Г. Ожиганов, который вел плодотворные изыскания по проблеме «Тектоника центральных областей башкирского Урала» [2, л. 47].

В первые послевоенные годы в Башкирском пединституте функционировало шесть факультетов: исто-

рический, языка и литературы, иностранных языков, естественный, географический и физико-математический.

До 1947 г. здесь насчитывалось 22 кафедры. В том же году постановлением Совета Министров СССР военная подготовка студентов была отменена и военные кафедры расформированы, а учебные часы переданы кафедре физвоспитания [4, л. 3].

В 1945/46 учебном году на 1-е курсы пединститута и учительского института было принято 449 человек. Всего к началу учебного года здесь числилось 1016 студентов: в пединституте - 795 и в учительском институте - 221. Таким образом, по сравнению с предыдущим учебным годом численность студентов увеличилась на 236 человек (в 1944/45 учебном году было 780 студентов) [4, л. 4].

Однако по-прежнему наблюдался большой отсев студентов, основными причинами которого были нехватка мест в общежитии, нарушение учебной дисциплины, академическая задолженность и др.

В связи с тяжелейшими испытаниями, выпавшими на долю всего советского народа из-за войны, потерявшая было свою актуальность проблема подготовки национальных кадров с высшим образованием вновь заявила о себе. К концу рассматриваемого учебного года башкиры составляли лишь 9 % студенческого контингента. Определенный сдвиг в этом направлении произошел в следующем учебном году, когда в новом наборе студентов башкиры составили 19 % [4, л. 7]. В дальнейшем их число увеличивалось из года в год.

Происходили изменения и в социальном составе студентов. После демобилизации из рядов Красной Армии в институт стали поступать участники Великой Отечественной войны. Так, в 1945/46 учебном году здесь обучались 73 фронтовика, а в 1947/48 учебном году на 1-й курс из их числа было принято 56 человек. Студентами исторического факультета стали Герои Советского Союза М.И. Абдуллин и Д.С. Сергеев. Почти все студенты-фронтовики имели награды, были среди них и инвалиды войны [4, л. 24].

В послевоенные годы в стране все еще действовала система оплаты за учебу. Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР 11 октября 1945 г. издал приказ об освобождении от оплаты за обучение в техникумах, вузах детей военнослужащих, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, а также детей инвалидов I и II групп. При этом следует отметить, что студенты, занимавшиеся на «отлично» и «хорошо», а также остронуждавшиеся, получали государственную стипендию [5, л. 13]. Так, из 600 студентов, зачисленных в 1950 г. на 1-й курс Башкирского пединститута, стипендию получали 244 человека как сдавшие вступительные экзамены на «отлично» и «хорошо» [4, л. 27].

Очень остро в Башкирском пединституте стоял вопрос обеспечения студентов жильем. В первую послевоенную пятилетку вуз располагал лишь двумя небольшими общежитиями, в которых можно было разместить не более 300 человек. Поэтому большинство обучавшихся снимали квартиры или углы у частных лиц, заключавших договоры с институтом. Дирекция выпла-

чивала таким студентам компенсацию за оплату жилья в размере 50 р. в месяц [4, л. 41].

В первые послевоенные годы были разработаны и осуществлены меры по улучшению качества подготовки учительских кадров, выразившиеся в введении заново составленных или частично обновленных учебных планов и программ, в которых особое внимание обращалось на подготовку учителей широкого профиля путем качественного улучшения преподавания общих дисциплин.

Конкретная программа мер по совершенствованию работы педвузов была намечена и в вышеупомянутом постановлении СНК СССР от 20 августа 1945 г. «Об улучшении дела подготовки учителей». Отмечая серьезность ситуации, сложившейся в области педагогического образования, правительство в целях упорядочения работы педагогических учебных заведений, формирования в них устойчивого состава профессорско-преподавательских кадров и постоянного контингента студентов распорядилось об установлении разных групп пединститутов с неизменной численностью набора студентов на 1-й курс. В соответствии с этим постановлением, Всесоюзный комитет по делам высшей школы и Нарком-

прос РСФСР определили структуру институтов каждой группы. Пединституты первой и второй групп должны были иметь в своем составе 6 факультетов, третьей группы - три факультета с конкретно указанным количеством кафедр, кабинетов и лабораторий [5, л. 23].

Башкирский пединститут за успешное преодоление трудностей, связанных с послевоенным периодом, за успехи, достигнутые в подготовке педагогических кадров, удостоился перевода в категорию второй группы педвузов СССР.

Литература

1. Круглянский Р.М. Высшая школа СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 1970. С. 83.

2. ГАРФ, ф. Р-9396, оп. 2, д. 1376.

3. Там же, ф. Р-9563, оп. 1, д. 113, л. 99-111.

4. Там же, ф. Р-9396, оп. 1, д. 1701.

5. Там же, ф. Р-8080, оп. 1, д. 406.

Калмыкский государственный университет 6 июля 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.