Научная статья на тему 'Перестройка деятельности вузов Поволжья в послевоенные годы (1950-1960 гг. )'

Перестройка деятельности вузов Поволжья в послевоенные годы (1950-1960 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
239
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перестройка деятельности вузов Поволжья в послевоенные годы (1950-1960 гг. )»

КОРНИЛОВА И.М.

ПЕРЕСТРОЙКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ ПОВОЛЖЬЯ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1950-1960 ГГ.)

Победа в Великой Отечественной войне досталась дорогой ценой. Война ураганом пронеслась по наиболее развитым в экономическом отношении районам Советского Союза. Разорению подверглось большинство промышленных центров на европейской части страны. Военные действия прошлись и по основным зерновым областям: Украине, Северному Кавказу Нижнему Поволжью. Потери СССР в войне составили 27 млн. человек, было разрушено 1710 городов, 70 ООО сел и деревень и т.д. В период войны было уничтожено 30% национальных богатств страны (1).

Большие трудности в послевоенный период ожидали и высшую школу. Они в основном были вызваны последствиями войны. По сообщению Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, гитлеровцы полностью или частично разрушили 334 вуза, в которых до войны обучалось 223 тысячи студентов, а оборудование лабораторий, уникальные экспонаты университетских и институтских коллекций и библиотеки вывезли в Германию. Оккупанты уничтожили 137 педагогических и учительских, 605 научно-исследовательских институтов (2). Предстояло, по сути, заново возрождать страну. Большое значение в этом деле отводилось высшей школе, призванной обеспечить все отрасли народного хозяйства и культуры высококвалифицированными специалистами. Стране в тот период как никогда нужны были квалифицированные кадры. Необходимо было широко развернуть научно-исследовательскую работу, способствующую развитию производительных сил страны.

В середине марта 1946 г. Верховный Совет СССР утвердил пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства страны на 1946-1950 гг. Основные задачи пятилетки заключались, прежде всего, в восстановлении пострадавших от войны районов. Согласно плану предполагалось выйти на довоенный (1940 г.) уровень производства в течение двух лет, т.е. к 1948 г., а до конца пятилетки значительно превысить его (3).

В планах восстановления страны определенное место, кроме промышленных и сельскохозяйственных объектов, жилого фонда, занимали мероприятия по восстановлению высших учебных заведений. Об этом свидетельствуют данные о доле расходов государства на образование, науку и культуру. Так, если в годы Великой Отечественной войны ежегодные расходы советской власти на эти цели составляли 8,8% всего бюджета (в тяжелейшем 1942г. они равнялись 5,7%), ток 1950 г. они достигли 13,9%. Финансовая политика государства сохраняла отношение к образованию как к приоритетному направлению социальной политики (4).

Развитие Вузов России после освобождения от немецко-фашистской оккупации было осложнено тем, что практически полностью отсутствовала материальная база: учебные корпуса, библиотеки, лаборатории были разрушены и подлежали восстановлению. Постоянной проблемой первых послевоенных лет была также нехватка человеческих ресурсов - отсутствие квалифицированных кадров, недобор и сильный отсев студентов

В первые послевоенные годы развитию высшего профессионального образования уделялось особое внимание. В 1946 году происходит реорганизация системы управления высшей школой. Вместо Всесоюзного комитета по делам высшей школы создается Министерство высшего и среднего специального образования СССР. Уже в 1950 году, несмотря на существенные расходы, связанные с восстановлением промышленности, сельского хозяйства, транспорта, расходы на высшую школу достигли 1,6 % национального дохода, то есть фактически увеличились вдвое, по сравнению с 1940 годом (2, с. 86).

Значительные изменения произошли в территориальной организации высшего образования, особенно заметные - в системе сельскохозяйственного образования. За короткое время, с 1949 по 1959 годы, аграрные вузы были открыты или восстановлены в Великих Луках, Ижевске, Костроме, Курске, Пензе, Благовещенске, Красноярске, Уссурийске, Рязани, Тюмени и ряде других городов.

Большое влияние на территориальную организацию высшей школы оказала реорганизация в конце 1940 - начале 1950-х годов учительских институтов в педагогические, в результате которой число вузовских центров пополнили средние и даже малые города. Во многих республиках, краях и областях были открыты вторые или третьи по счету высшие учебные заведения.

Не менее существенное влияние на территориальную организацию высшей школы оказало и проведенное в послевоенные годы новое административно-территориальное деление страны. В связи с образованием новых областей правительством принимались решения по открытию в них высших учебных заведений. Как правило, это были педагогические вузы. В случае отсутствия в областном центре педагогического вуза практиковался перевод институтов из других городов этой же области.

Развитие новых направлений в науке, новых отраслей в промышленности требовали притока подготовленных кадров. И 28 декабря 1951 года выходит Постановление Совета Министров СССР о необходимости организации подготовки кадров для радиолокационной и электровакуумной промышленности. Надо сказать, что в послевоенный период приоритетное значение в СССР придавалось развитию системы технического образования. Территориальная организация высшего технического образования отражала особенности территориальной структуры отраслей материального производства. Так, в 1948 году в Уфе, центре крупнейшего нефтедобывающего региона страны, был открыт Нефтяной институт.

Основным направлением в реформировании системы технического образования в конце 1950 - начале 1960-х годов стал курс на реорганизацию региональных отраслевых вузов в политехнические и технологические. В середине 60-х годов во всех экономических районах России имелись такие институты, которые по западным меркам можно было отнести к техническим университетам. Региональные политехнические и технологические институты, в первую очередь, осуществляли подготовку кадров для отраслей специализации республики и областей их локализации.

Структурная политика в сфере высшего образования СССР и РСФСР в советский период носила ярко выраженный волновой характер. После очередного постановления партии или правительства принимались активные меры по развитию либо университетов, либо определенной отраслевой системы вузов. Периоды особого внимания к университетам сменялись периодами форсированного развития отраслевых вузов, осуществлявших подготовку кадров для конкретных отраслей, в наибольшей степени определявших научно-технический прогресс, развитие аграрного сектора экономики, нефтегазовой промышленности, искусства и других сфер деятельности.

Сдвиг производительных сил на восток предполагал внесение коррективов в территориальную организацию высшего образования. В середине 1950-х годов Совет Министров СССР принимает решение о переводе некоторых вузов из Москвы в районы основного производственного использования их выпускников. Так, в 1958 году в г. Калинин был переведен торфяной институт, в г. Калининград - институт рыбной промышленности, в Красноярск - институт цветных металлов. До выхода вышеуказанного постановления, еще в начале 1950-х годов, в Рязань был переведен один из московских медицинских институтов, а в Ижевск - Московский зоотехнический институт коневодства. Подобная практика до сих пор не получила однозначной оценки. Первоначально эти учебные заведения, безусловно, потеряли часть своих высококвалифицированных преподавательских кадров, которые остались в Москве, однако уже через 10-15 лет на базе переведенных вузов возникли ведущие в своих регионах центры науки и образования. Наряду со столичными вузами, на новые места переводились и провинциальные высшиеучебные заведения.

В 1945 году вузы Поволжья вернулись из эвакуации: Чувашский педагогический - из Мариинского Посада в Чебоксары, Марийский - из Козьмодемьянска в Йошкар-Олу, Мордовский - из Темникова в Саранск. Война значительно подорвала материально-техническую базу этих учебных заведений: не хватало учебных аудиторий, помещений для лабораторий и кабинетов, мебели, учебного оборудования, библиотек и читальных залов. Институты не имели возможности обеспечить всех нуждающихся студентов местом в общежитии. В течение учебного года студенты и преподаватели неоднократно выезжали на лесосеки для заготовки топлива.

Среди первоочередных проблем, которые стояли перед администрацией вузов, было восстановление материально-технической базы. Как известно, большинство университетов и институтов продолжали функционировать во время войны. Временная оккупация и эвакуация на время приостановила учебный процесс, но занятия возобновились сразу же после освобождения, т.е. в условиях еще продолжавшейся войны. Тогда же начались и восстановительные работы.

Несмотря на трудное материальное положение, в институте постепенно налаживался учебный процесс.

В конце 1950-х годов, когда уровень развития системы университетского образования был признан недостаточным и университеты рассматривались как наиболее эффективный тип вуза для целей регионального и национального развития, было принято решение об открытии новых университетов в столицах автономных республик. И таковые были открыты в Уфе, Махачкале, Нальчике, Саранске, Якутске.

Советское правительство по мере возможности предпринимало меры для преодоления трудностей первых послевоенных лет, для организации нормальной работы педвузов страны. Этим духом было проникнуто постановление СНК СССР от 20 августа 1945 года "Об улучшении дела подготовки учителей". Отметив серьезность проблем в области педагогического образования, правительство наметило ряд мероприятий по дальнейшему упорядочению работы педвузов, укрепления их материально-технической базы, обеспечению педагогическими кадрами путем расширения приема в аспирантуру. Особенно острую нехватку научно-педагогических кадров испытывали периферийные вузы. Многие из тех преподавателей, кто ушли на фронт, не вернулись.

Справедливости ради надо сказать, что партией и правительством также предпринимались меры по улучшению качества подготовки преподавательских кадров для высшей школы, что нашло отражение в таких документах, как "О подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации" (1947г.), "О подготовке научно-педагогических кадров через аспирантуры" (1948 г.), а также в утвержденном Советом Министров СССР в 1950 году новом "Положении об аспирантуре при вузах и научно-исследовательских учреждениях" (5).

В целях повышения теоретического и практического уровня научной подготовки преподавателей широкое распространение получила практика прикомандирования научно-педагогических работников периферийных институтов к ведущим вузам и научно-исследовательским учреждениям страны для написания и защиты диссертации. Использовались и другие формы подготовки научно-педагогических кадров. Определенную роль в этом деле сыграла действовавшая тогда докторантура (1948г.), а также организованные в 1949 году при Московском, Ленинградском и Киевском университетах институты повышения квалификации.

Профессорско-преподавательский состав поволжских институтов пополнялся также за счет приглашенных или направленных Минпросом РСФСР квалифицированных специалистов из других вузов и научных учреждений. Так, например, в первые послевоенные годы в Башкирском пединституте начали работать Д.М. Меджитов, бывший научный сотрудник Ташкентского института марксизма-ленинизма, ставший заместителем директора по научной работе, Л.Е. Ласунский - выпускник исторического факультета МГУ, И. А. Каншин - специалист по русскому языку и другие. В 1950-х годах начали здесь свою трудовую деятельность специалисты по истории И.С. Киссельгоф (1951 г.), РА. Маслов (1951 г.), З.А. Аминев (1950 г.), знаток славянского фольклора, впоследствии профессор, ветеран БГУ Л.Г. Бараг (1951 г.), преподаватель немецкого языка Я.И. Гельблу (1952 г.) и другие. Однако, несмотря на принятые для решения этой проблемы меры, квалифицированных кадров вузу все же не хватало. В 1946-1947 учебном году здесь преподавали 1 профессор вместо положенных по штату 5, 23 доцента вместо 61, а также 32 старших преподавателя и 71 человек ассистентов и преподавателей. В этих условиях был поставлен вопрос о расширении приема в аспирантуру (6).

В связи с тяжелейшими испытаниями, выпавшими на долю всего советского народа из-за войны, потерявшая было свою актуальность проблема подготовки национальных кадров с высшим образованием вновь заявила о себе. К концу 1946-1947 учебного года национальные кадры составляли лишь 9 %

студенческого контингента. Определенный сдвиг в этом направлении произошел в следующем учебном году, когда в новом наборе студентов их составили 19% [6, л. 7]. В дальнейшем их число увеличивалось из года в год.

Происходили изменения и в социальном составе студентов. После демобилизации из рядов Красной Армии в институт стали поступать участники Великой Отечественной войны. Так, в 1945-1946 учебном году здесь обучались 73 фронтовика, а в 1947-1948 учебном году на 1 -й курс их было принято 56 человек.

В послевоенные годы в стране все еще действовала система оплаты за учебу. Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР 11 октября 1945 года издал приказ об освобождении от оплаты за обучение в техникумах, вузах детей военнослужащих, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, а также детей инвалидов I и II групп. При этом следует отметить, что студенты, занимавшиеся на "отлично" и "хорошо", а также остронуждавшиеся, получали государственную стипендию (7).

В первые послевоенные годы были разработаны и осуществлены меры по улучшению качества подготовки учительских кадров, выразившиеся в введении заново составленных или частично обновленных учебных планов и программ, в которых особое внимание обращалось на подготовку учителей широкого профиля путем качественного улучшения преподавания общих дисциплин.

Конкретная программа мер по совершенствованию работы педвузов была намечена и в вышеупомянутом постановлении СНК СССР от 20 августа 1945 года "Об улучшении дела подготовки учителей". Отмечая серьезность ситуации, сложившейся в области педагогического образования, правительство в целях упорядочения работы педагогических учебных заведений, формирования в них устойчивого состава профессорско-преподавательских кадров и постоянного контингента студентов, распорядилось об установлении разных групп пединститутов с неизменной численностью набора студентов на 1-й курс. В соответствии с этим постановлением Всесоюзный комитет по делам высшей школы и Наркомпрос РСФСР определили структуру институтов каждой группы. Пединституты первой и второй групп должны были иметь в своем составе 6 факультетов, третьей группы - три факультета с конкретно указанным количеством кафедр, кабинетов и лабораторий (7, л. 23).

Таким образом, процесс возрождения вузов Юга России проходил в сложной обстановке послевоенной действительности. Восстановление вузов после войны было затруднено отсутствием материальных средств и людских ресурсов. Недостаток учебных площадей, отсутствие учебной литературы, нехватка преподавателей и недобор студентов - все эти и другие проблемы, порожденные войной, предстояло решить вузам России.

И они были в основном решены. Развитие институтов различных профилей, стабилизация учебного процесса и научной работы - все эти факторы отчетливо заметны уже в конце 50-х-начале 60-х гг. Но они стали итогом самоотверженной работы 40-х годов, когда в нетопленых и темных аудиториях рождался свет знания.

К середине 50-х годов вузы России были восстановлены: построены новые учебные корпуса и мастерские, актовые и спортивные залы, оборудованы кабинеты и лаборатории. Это было первейшим условием организации учебного процесса, подготовки необходимых кадров различным отраслям народного хозяйства, образования и культуры. Но было еще одно веское условие (не считая наличие квалифицированного научно-педагогического состава) - создание в вузах учебных и научных библиотек. Если в первые послевоенные годы учебники по многим дисциплинам отсутствовали и студенты готовились, главным образом, по конспектам лекций, то после восстановительного периода особое внимание стали обращать на учебно-методическое обеспечение занятий.

1. Отечественная война: Военно-исторические очерки /Кн.4. Народ и война. -М., 1999.

2. Круглянский Р. М. Высшая школа СССР в годы Великой Отечественной войны. -М., 1970. -С. 83.

3. История Великая России в новейшее время. -М., 2004.

4. Жуков В.И. Российские реформы: социология, экономика, политика. -М., 2002. -С.204.

5.ГАРФ.-Ф. Р-9563, оп. 1, д. ИЗ, л. 99-111.

6. ГАРФ. -Ф. Р-9396, оп. 2, д. 1736, л. 21-26.

7. ГАРФ. -Ф. Р-8080, оп. I, д. 406, л. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.