Научная статья на тему 'ВУЗОВСКИЙ YOUTUBE-АККАУНТ КАК АЛЬТЕРНАТИВА ТРАДИЦИОННЫМ СТУДЕНЧЕСКИМ СМИ (НА ПРИМЕРЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ)'

ВУЗОВСКИЙ YOUTUBE-АККАУНТ КАК АЛЬТЕРНАТИВА ТРАДИЦИОННЫМ СТУДЕНЧЕСКИМ СМИ (НА ПРИМЕРЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
92
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗОВСКИЕ СМИ / ФУНКЦИИ СТУДЕНЧЕСКИХ ГАЗЕТ / ВУЗОВСКИЙ YOUTUBE-АККАУНТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Радионцева Е.С.

Рассматривается проблема трансформации системы взаимоотношений между образовательным учреждением и его целевой аудиторией - студентами. В настоящий момент традиционные органы печати в вузе - студенческие газеты - теряют свою актуальность, снижая тиражи, объемы, периодичность. В этих условиях функции, которые всегда выполняли студенческие СМИ, начинают брать на себя официальные аккаунты университетов в социальных сетях. Опрос, проведенный исследователем среди студентов, показывает, что поколение Z выбирает в качестве предпочтительного варианта ресурс, основанный на видеоформате. Однако, как показывает исследование, показатели вовлеченности у вузовских YouTube-аккаунтов крайне низки, как и количество подписчиков в целом. Концептуально выдержанным представляется YouTube-аккаунт Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) - его концепция и видеоматериалы могут стать примером передовой практики, вдохновить другие образовательные учреждения на улучшение своего имиджа в social media. Осмысление опыта ведения аккаунта НИУ ВШЭ позволит повысить значимость YouTube-каналов других вузов. Максимизация ценности коммуникаций в social media способна повлиять на рейтинг университета в общественном мнении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Радионцева Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY YOUTUBE-ACCOUNT AS AN ALTERNATIVE TO TRADITIONAL STUDENT MEDIA (USING THE EXAMPLE OF THE HIGHER SCHOOL OF ECONOMICS)

The article is devoted to the problem of transformation of the system of relations between an educational institution and its target audience - students. At the moment, the traditional press organs at the university - university newspapers - are losing their relevance, reducing circulation, volume, frequency. Under these conditions, the functions that have always been performed by student media are beginning to be taken over by the official accounts of university social networks. A survey conducted by a researcher among students shows that generation Z chooses a video-based resource as their preferred option. However, as the study shows, engagement rates for university YouTube accounts are extremely low, as is the number of subscribers in general. Conceptually consistent is the YouTube account of the Higher School of Economics (HSE). Its concept and videos can serve as examples of best practice and inspire other educational institutions to improve their social media image. Understanding the experience of maintaining an HSE account will increase the importance of university YouTube channels. Maximizing the value of communications in social media can affect the ranking of the university in public opinion.

Текст научной работы на тему «ВУЗОВСКИЙ YOUTUBE-АККАУНТ КАК АЛЬТЕРНАТИВА ТРАДИЦИОННЫМ СТУДЕНЧЕСКИМ СМИ (НА ПРИМЕРЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ)»

УДК 070+659+316.77

DOI 10.24147/2413-6182.2022.9(4).817-832

ISSN 2413-6182 eISSN 2658-4867

ВУЗОВСКИЙ YOUTUBE-АККАУНТ КАК АЛЬТЕРНАТИВА ТРАДИЦИОННЫМ СТУДЕНЧЕСКИМ СМИ (НА ПРИМЕРЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ)

Е.С. Радионцева

Омский государственный технический университет (Омск, Россия)

Аннотация: Рассматривается проблема трансформации системы взаимоотношений между образовательным учреждением и его целевой аудиторией - студентами. В настоящий момент традиционные органы печати в вузе - студенческие газеты - теряют свою актуальность, снижая тиражи, объемы, периодичность. В этих условиях функции, которые всегда выполняли студенческие СМИ, начинают брать на себя официальные аккаунты университетов в социальных сетях. Опрос, проведенный исследователем среди студентов, показывает, что поколение Z выбирает в качестве предпочтительного варианта ресурс, основанный на видеоформате. Однако, как показывает исследование, показатели вовлеченности у вузовских YouTube-аккаунтов крайне низки, как и количество подписчиков в целом. Концептуально выдержанным представляется YouTube-аккаунт Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) - его концепция и видеоматериалы могут стать примером передовой практики, вдохновить другие образовательные учреждения на улучшение своего имиджа в social media. Осмысление опыта ведения аккаунта НИУ ВШЭ позволит повысить значимость YouTube-каналов других вузов. Максимизация ценности коммуникаций в social media способна повлиять на рейтинг университета в общественном мнении.

Ключевые слова: вузовские СМИ, функции студенческих газет, вузовский YouTube-аккаунт.

Для цитирования:

Радионцева Е. С. Вузовский YouTube-аккаунт как альтернатива традиционным студенческим СМИ (на примере Высшей школы экономики) // Коммуникативные исследования. 2022. Т. 9. № 4. С. 817-832. DOI: 10.24147/2413-6182.2022.9(4).817-832.

Сведения об авторе:

Радионцева Екатерина Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории, философии и социальных коммуникаций

ORCID: 0000-0002-2248-198X

© Е.С. Радионцева, 2022

Контактная информация:

Почтовый адрес: 644050, Россия, Омск, пр. Мира, 11

E-mail: rakaty@yandex.ru Дата поступления статьи: 12.04.2022 Дата рецензирования: 02.06.2022 Дата принятия в печать: 10.10.2022

Введение

Роль традиционных вузовских СМИ - печатных периодических изданий - на рынке медиаиндустрии становится всё менее значимой. С одной стороны, студенческие газеты закрываются или меняют формат, с другой - сокращают периодичность, объемы, тиражи.

В научных исследованиях редко и несистемно осмысляется специфика и своеобразие печатного вузовского контента в актуальном настоящем. Внимание фокусируется на исторических аспектах развития студенческой системы СМИ. Примеры - в публикациях А.Н. Болкунова [Болкунов 2008], М.М. Овчинникова [Овчинников 2011], К.А. Розанова [Розанов 2009], Н.В. Кодолы [Кодола 2021] и др. Осмысляется и процесс трансформации площадок размещения информации. Чешские исследователи утверждают, что глобализация повысила требования к высшему образованию и усилила конкуренцию между университетами. В ответ высшие учебные заведения начали рассматривать свое присутствие в Интернете как потенциальное конкурентное преимущество [Maresova, Hruska, Kuca 2020].

Словно продолжая эту мысль, Р. Раттер, С. Ропер и Ф. Леттис говорят о том, что ученые теперь называют высшее образование рынком, на котором существует конкуренция за студентов. Ученые задаются вопросами: «Университеты осознают важность своей репутации, но в какой степени они используют деятельность по брендингу для борьбы с конкурентными угрозами? Могут ли вузы с более низким репутационным капиталом конкурировать за студентов, увеличивая присутствие своего бренда?» В исследовании они рассматривают влияние соцсетей на выбор студентов. Результаты демонстрируют их положительную роль, особенно когда учреждение набирает большое количество лайков на Facebook1 и подписчиков в Twitter. Сильный эффект получается в том случае, когда университеты используют социальные сети в интерактивном режиме [Rutter, Roper, Lettice 2016].

М. Гарсиа Гарсиа продолжает эту идею, указывая на то, что социальные сети - это фундаментальный инструмент для укрепления отношений между университетами и заинтересованными сторонами. Возможно,

1 Корпорация Meta, владеющая Facebook, признана в России экстремистской, ее деятельность на территории Российской Федерации запрещена.

именно поэтому социальные сети становятся всё более популярным объектом изучения в университетских исследованиях. Ученый говорит о том, что корпоративное присутствие испанских университетов в социальных сетях в настоящее время стало реальностью, но недостаточно создать корпоративный профиль в самых популярных сетях, присутствие должно соответствовать стратегическим целям [García García 2018]. Исследование свидетельствует о возрастающем значении этих медиа в коммуникативных планах и подтверждает, что вузы стремятся общаться со своими студентами.

А.К. Зризиб и Т.И. Рашид утверждают, что цифровая характеристика большинства человеческих сообществ, в том числе развивающихся стран, стала инвестицией в онлайн-среду и является частью коммуникативных аксиом для достижения целей отделов по связям с общественностью. Отделы СМИ и связей с общественностью в университетах имеют веб-сайты, социальные страницы и электронные аккаунты, но проблема заключается в степени инвестирования в интернет-среду и использовании ее веб-сайтов для завоевания поддержки целевой аудитории, с одной стороны, и достижения своих целей, с другой [Zrizib, Rasheed 2020].

Функциональное своеобразие вузовской прессы

Формы потребления информации сегодня меняются. Функции же, которые всегда выполняла вузовская пресса, остаются. Обзор функционального своеобразия журналистских продуктов в целом всегда интересовал исследователей, поскольку функции - важный аспект теории журналистики. Сегодня осмысление функционального своеобразия журналистики продолжается, см., напр.: [Шкондин, Владимирова, Демина 2022; Робски 2022; Ван Фан 2022; Полякова 2022] - во всех указанных исследованиях осмысляются функции современной медиасистемы.

Функциональное своеобразие вузовских печатных изданий - предмет внимания отдельных направлений в исследованиях. Так, он представлен в публикации В.А. Горновой [Горновая 2017]. Е.Н. Туголукова пишет, что вузовские печатные СМИ являются «рекламой для вуза; образовательной деятельностью и проведением мастер-классов; воспитательной работой со студентами» [Туголукова 2021: 73].

Д.С. Непомнящая и С.И. Якимова добавляют в перечень важнейших функций СМИ высших учебных заведений «содействие творческой самореализации потребителей медиапродукта, раскрытию их талантов и способностей» [Непомнящая, Якимова 2015: 24]. Исследователи констатируют, что процент авторов из числа студентов и сотрудников вуза в таких изданиях значительно выше, чем в других корпоративных СМИ. Они формулируют следующие цели вузовского журнала, относящиеся ко всем изданиям этого типа, вне зависимости от особенностей концепции, обусловленной информационной политикой вуза, а именно:

• Реализация информационно-имиджевой политики и продвижение бренда университета-учредителя в поликультурном информационном пространстве.

• Информирование заинтересованной аудитории об основных направлениях развития научно-образовательной деятельности вуза, стимулирование молодых людей к научно-исследовательской работе и формирование сообщества молодых ученых.

• Включенность в профориентационную работу вуза с абитуриентами.

• Формирование на базе редакции журнала креативной медиа-площадки для организации и проведения учебной и производственной практики студентов-журналистов и содействие их профессиональному росту [Непомнящая, Якимова 2015: 32-33].

Наиболее полным и комплексным к анализу функций вузовской газеты представляется подход А.П. Родимцева [Родимцев 2016]. Он говорит о том, что студенческие СМИ реализуют функции, традиционно присущие средствам массовой информации. Это идеологическая, информационная, коммуникативная, интеграционная, организационно-агитационная (или непосредственно-организаторская], имиджевая, образовательная (просветительная], рекламно-справочная и развлекательная (рекреативная] функции. Вслед за Т.И. Сидоровой и Ю.В. Чемякиным [Сидорова, Чемякин 2011] исследователь обращает внимание на то, что студенческая пресса выполняет специфические социализаторскую и практико-ориентирован-ную функции, а также является PR-инструментом, «становясь важнейшим каналом внутривузовских и внешних коммуникаций, установления необходимых связей с различными группами общественности, удовлетворения их информационных запросов и потребностей» [Родимцев 2016: 126-127].

Контент social media: взгляд поколения Z

Как видим, вузовская печать - полифункциональная система, предназначенная для разной целевой аудитории - профессорско-преподавательского состава, сотрудников вуза и, конечно, студентов. В условиях снижения интереса к печатной продукции и актуальности вышеперечисленных функций происходит процесс замещения: функции начинают высвечиваться на площадках, значимых у целевой аудитории. В соответствии с технологическими новшествами происходит смена формата. Исследователи утверждают: «Современная молодежь по большей части ориентирована на интернет-источники получения информации» [Петросянц, Юшков 2017: 74].

Чтобы понять, какие форматы востребованы у вузовской аудитории, автором исследования совместно со студентами направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» и «Журналистика» был про-

веден опрос среди самой массовой университетской аудитории - студентов вузов г. Омска. В студенческие неформальные чаты было вброшено обращение с просьбой пройти опрос. Продолжительность работы ссылки, по которой его можно было пройти, составила 3 рабочих дня. Респондентам было предложено ответить на пять вопросов:

1. Какой формат в потреблении информации был бы Вам удобнее?

2. Какие темы в студенческих СМИ Вас могли бы заинтересовать?

3. Сколько времени в день Вы готовы уделить знакомству с информацией в нашем студенческом СМИ?

4. Вы бы сами хотели быть автором материалов в студенческих

СМИ?

5. Какие недочеты Вы находите в работе пресс-службы вуза?

Всего в опросе приняли участие 38 чел. Ответы респондентов зафиксированы в виде графиков (рис. 1-5).

Тексты п Короткие видео (гее!5) Подкасты

Все вышеперечисленное ■ Картинки с текстом

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос об удобном формате контента, %

Эзотерика - 2,6 Хобби -47,4 Спортивная тематика -18,4 Советы по самодисциплине - 47,4 Развитие профессиональных компетений - 44,7 Факты по всемирной истории - 39,5 Общественная работа -15,8 Учеба без зубрежки - 44,7 Борьба со стрессом - 47,4

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос об интересующих их темах в студенческих СМИ, %

И 15 минут ■ 30 минут В 45 минут 60 минут

Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос о количестве времени, которое они готовы уделять в день на знакомство со студенческим СМИ, %

Да

Нет

Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос о желании работать в студенческих СМИ, %

Слишком много воды и мало фактов - 2,6 Критически* недочетов не вижу - 2,6 Слишком "сухая" подача - 76,3 Неудобная навигация материала - 31,6 Информация появляется слишком поздно - 50 Статистики не хватает - 7,9 Слишком много статистики -13,2 Информация только по учебе - 55,3

Рис. 5. Распределение ответов респондентов на вопрос о недостатках в работе пресс-служб вузов, %

Графики позволяют констатировать ярко выраженный интерес студентов к видеоформату материала. Тематика текстов может быть разной, аудитория любознательна и не зацикливается на одном тематическом поле. Время, которая она охотно отдала бы на просмотр / прочтение

и

вузовской информации, составляет 15 мин в день. Это крайне мало, учитывая, что активное экранное время в мобильных устройствах студентов варьируется, согласно неформальному опросу, от 6 до 12 часов. При этом лишь небольшая часть студентов готова принимать участие в создании контента. Практически все студенты готовы критиковать работу пресс-служб, указывая в основном на ее недостатки.

В целом опрос демонстрирует, что поколение Z понимает, что его интересует, и формирует свою информационную картину в соответствии со своими потребностями. Ответная волна со стороны вузов заключается в развитии и распространении альтернативных площадок - социальных сетей. И если, скажем, официальный аккаунт в соцсети «ВКонтакте» уже никого не удивляет, то относительно новым веянием становится YouTube.

YouTube как мультимедийная площадка для продвижения вузовского контента

Испанские исследователи констатируют: YouTube стал стандартной социальной сетью для распространения университетского мультимедийного контента, - но указывают при этом на то, что влияние академических онлайн-видео практически не исследовано [Meseguer-Martinez, Ros-Galvez, Rosa-Garcia 2018]. Проведенное ими исследование было направлено на то, чтобы закрыть пробел и предоставить новое измерение для оценки деятельности университета. При анализе ученые опирались на данные и статистику 416 YouTube-аккаунтов крупных мировых вузов.

У.В.Ф. Лау показал, что в современном обществе социальные сети стали почти неотъемлемой частью повседневной жизни, особенно среди студентов университетов, которые, как правило, являются активными их пользователями. Использование социальных сетей в академических целях не является значимым предиктором академической успеваемости, измеряемой совокупным средним баллом, тогда как использование социальных сетей в неакадемических целях и многозадачность в социальных сетях негативно повлияли на академическую успеваемость [Lau 2017].

Исследование К. Энн Восс и А. Кумар на базе социальных медиа американских университетов показало отсутствие вовлеченности, несмотря на высокое присутствие на платформах социальных сетей [Ann Voss, Kumar 2013].

В перечне social media многих вузов, обозначенных на главных страницах образовательных учреждений, зафиксированы аккаунты на YouTube. Так, среди вузов Омска YouTube-аккаунт есть у ОмГТУ, ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, ОмГАУ им. П.А. Столыпина, СибАДИ, ОмГУПС, СибГУФК - словом, у всех государственных высших образовательных учреждений. Большая часть аккаунтов имеет общую особенность: выкладываемый материал -дополнение или анонс к печатным материалам газет, постам других соц-сетей или копирование информации традиционного ТВ. Как следствие,

невысокий интерес и низкая вовлеченность со стороны подписчиков. Так, у лидера в этом направлении - ОмГТУ - 15,4 тыс. подписчиков, у ОмГАУ им. П.А. Столыпина - 3,99 тыс. подписчиков, у СибГУФК - 255 подписчиков, у ОмГУ им. Ф.М. Достоевского - 154 подписчика (данные на 31 марта 2022 г.).

YouTube-аккаунт Высшей школы экономики

На фоне всеобщего невысокого интереса к вузовским YouTube-ка-налам России обращает на себя внимание YouTube-аккаунт Высшей школы экономики. Его концепция и видеоматериалы могут стать примерами передовой практики и вдохновить другие образовательные учреждения на укрепление своего имиджа в социальных сетях. Осмысление опыта НИУ ВШЭ позволит другим вузам пересмотреть свое отношение к YouTube-каналам. Максимизация ценности коммуникаций в social media способна повлиять на рейтинг университета в общественном мнении.

YouTube-аккаунт НИУ ВШЭ - это многофункциональный интеллектуальный ресурс, созданный с целью популяризации научно-познавательного пространства. Дата регистрации YouTube-аккаунта ВШЭ - 8 февраля 2006 г. Напомним, что сам YouTube был зарегистрирован в 2005 г.

Изначально ВШЭ использовала YouTube как площадку для демонстрации лекций онлайн, трансляции событий онлайн и телевизионных сюжетов об университете. С 2012 г. стали появляться первые интервью, в основном они были связаны с мероприятиями в НИУ ВШЭ.

Сегодня аудитория ресурса - 88,5 тыс. подписчиков, общее количество просмотров - 8 068 568 (данные на 10 марта 2022 г.).

Структура аккаунта ВШЭ традиционна для YouTube и предполагает главную страницу, разделы «Видео», «Плейлисты», «Сообщества», «Каналы» и «О канале».

Главная страница - это «лицо» канала, здесь представлены основные рубрики, значимые для продвижения ресурса, формирующие имидж учебного заведения. Попытаемся разобраться, какие функции они выполняют, для какой целевой аудитории предназначены, какие ценности несут и пр.

«Разговор с экспертом» - регулярная рубрика YouTube-аккаунта НИУ ВШЭ, в которой обсуждаются актуальные темы с приглашенными гостями - ведущими учеными и специалистами Высшей школы экономики. Средняя продолжительность видео составляет 25 мин. Цель рубрики, как пишут администраторы аккаунта, - простым и понятным языком рассказать о ключевых направлениях науки, представленных в университете. В настоящий момент рубрика насчитывает более 20 интервью с исследователями, преподавателями и сотрудниками ВШЭ (данные на 10 марта 2022 г.). Тематика и проблематика раздела крайне разнообразна: как развить креативность, что такое «биотехнологии», как управлять личными финансами, зачем нужна математика в повседневной жизни, медиапот-

ребление и соцсети и т. д. Все темы - востребованные и актуальные. Для вуза этот раздел выполняет прежде всего имиджевую функцию, закрепляя статус преподавателей образовательной организации как экспертов. Не случайно на главной странице баннера YouTube-канала ВШЭ представлен слоган: «Наука. Учеба. Экспертиза».

В разделе LessON зафиксировано 10 видеоматериалов (данные на 10 марта 2022 г.] продолжительностью от 8 до 14 мин. Название раздела произошло от английского слова lesson («урок»]. Авторы программы объясняют наименование проекта тем, что каждый выпуск длится меньше, чем лекция (less], но с большей включенностью в главный аспект выбранного вопроса серии (поэтому ON]. Гостями проекта стали педагоги, сотрудники и выпускники ВШЭ. По жанру это смешанный формат, основанный на сочетании лекционных элементов с мини-версией интервью. Для LessON значим собственный и компетентный опыт спикера. Преподаватели ВШЭ разбирают вопросы, связанные со специальностями и направлениями подготовки: Как заработать на играх?; Как связаны голос и карьера?; Как преодолеть страх перед иностранным языком?; Успеть до 30. Рубрика зародилась относительно недавно, но уже востребована аудиторией. Видеоматериалы напоминают программы познавательной телепередачи об устройстве мира «Галилео» (СТС) или «Academia» (телеканал «Культура»]. Основная задача раздела - расширить кругозор слушателей, предложить им для просмотра темы, которые не оставят их равнодушными. Для вуза этот раздел выполняет имиджевую функцию, однако здесь главное - не экспертность, а широта тематики и проблематики, позволяющая продемонстрировать, что ВШЭ - это полифункциональный эксперт и специалист в разных отраслях науки и знаний.

Прагматическую функцию выполняет раздел «Поступление - 2021». Здесь всего 7 видео средней продолжительностью 3,6 мин. Часть материалов преследует учебные цели, еще часть позволяет показать условия проживания бакалавров, специалистов, магистрантов и аспирантов вуза. Материал «Ценность образования» создан, чтобы в очередной раз напомнить целевой аудитории о ценностях вуза, а видео «День открытых дверей - 2021» позволяет показать мероприятие, предназначенное для абитуриентов. Безусловно, раздел полифункционален, он позволяет продемонстрировать заботу не только о научном потенциале будущего студента, но и показать прагматичные вещи.

У проекта «10 вопросов ученому» всего 8 выпусков. Он выполнен в жанре интервью. Суть программы заключается в том, что преподавателю задают 10 вопросов о науке и университете. Подчеркнем, что такой формат передачи взят из молодежной журналистики, а именно программы «10 глупых вопросов» YouTube-проекта «Жиза», и адаптирован для вуза, его имиджевых и рекламных целей. Структура передачи - это вопросы-ответы в развернутом виде. Основная стилистика изображения - круп-

ные и общие планы интервьюируемого. Передача выходила в период с 1 мая по 30 июля 2020 г. в хаотичном порядке. Хронометраж передачи: 914 мин. Преподаватели «Вышки» отвечали на вопросы и рассеивали мифы о специальностях. Рассказать об образовательных программах университета и выявить тайны разных профессий - вот цель этой видеорубрики. Героев для проекта «10 вопросов ученому» могут помогать подбирать студенты: они рекомендовали наиболее харизматичных преподавателей. Передача позволяет с разных сторон показать специальности, которые можно освоить в вузе, продемонстрировать востребованность на рынке труда любой профессии. Важный аспект - показывается современное назначение устоявшихся профессий, например географ может работать не только учителем в школе, но и помогать или программировать самостоятельно системы GPS. Особенность программы в том, что интервьюер находится за кадром. Это позволяет сфокусировать внимание зрителя на обсуждаемой проблеме.

Раздел «О Вышке» - это короткие видео продолжительностью от 1,5 до 2,5 мин на разные темы. В основном это анимационные ролики, высвечивающие преимущество обучения в НИУ ВШЭ. Эмоциональная оценка при презентации вуза в роликах колеблется от восторга до самоиронии. В целом к разделу можно было бы применить литературоведческое понятие «нон-фикшн», подразумевающее основанность на фактах. С точки зрения жанрообразования, этот раздел - настоящий кладезь разных жанров / форматов для специалистов в области маркетинга и PR. Видеоролики опираются как на хороший фактический материал, так и общую эмоцию - подход везде разный, задача одна - показать преимущества обучения в Высшей школе экономики. Часть материалов раздела представлена на английском языке.

В жанре рекламных видео представлены материалы «Бэнкси в стенах Вышки», «Глас народа», «Экзамен для влюбленных». В рекламных видео снимаются студенты-актеры из театра НИУ ВШЭ. Несмотря на то, что такие видео носят исключительно рекламный характер, они напоминают короткометражные фильмы. В них тоже есть сюжет, игра актеров, а самое главное - смысловая идея.

Самый крупный раздел по количеству размещенного видео и просмотрам - «Лекции в НИУ ВШЭ» - открытый публичный лекторий. Это полноценные лекционные материалы средней продолжительностью около 2 академических часов. Это лекции штатных преподавателей и приглашенных гостей. Тематика материала связана с экономическим профилем вуза, однако представлены и тексты, интересные филологу, культурологу, философу - представителям разных специальностей.

Кстати, здесь необходимо упомянуть об одном интересном случае, который показывает, что с точки зрения привлечения абитуриентов такой метод, как лекции в научно-популярном формате, действительно

справляется со своей задачей по привлечению абитуриентов. В журнале «Тинькофф» опубликован материал под названием «Как я поступил в он-лайн-магистратуру по наукам о данных» (https://journal.tinkoff.ru/online-magistraШra]. Его подготовил магистрант ВШЭ Никита Уанс, он пишет: «Я уже наудачу набрал в поиске "дистанционное высшее образование" и неожиданно нашел статью о новой программе НИУ ВШЭ "Магистр по наукам о данных", полностью в онлайне. Мне вариант показался интересным, и я перешел на официальный сайт НИУ ВШЭ, чтобы почитать о магистратуре побольше. Во-первых, никуда не нужно ездить, даже на защиту - весь учебный процесс проходит на "Курсере". Во-вторых, это вуз с именем и статусом Н+ в "Анабине", а партнер программы - "Яндекс". Язык обучения - английский. В-третьих, это магистерская программа, а значит, не придется тратить четыре года на обучение. В-четвертых, программа ориентирована не только на специалистов с техническим бэкграундом. Первые несколько модулей: "Алгоритмы", "Высшая математика", "Линейная алгебра", "Теория вероятности", "Статистика" - как раз та база, которую мне очень хотелось наверстать».

Раздел «Видео» представляет собой все видеосообщения, выложенные на канале в хронологической последовательности. Здесь есть информация, не попавшая ни в один раздел главной страницы, например интервью с Анной Коровко, старшим директором по основным образовательным программам НИУ ВШЭ, о том, что ждет абитуриентов в новом году. В видеоматериале спикер рассказывает, что в 2022 г. в Высшей школе экономики откроется 16 новых программ бакалавриата, 9 программ магистратуры и 1 программа специалитета. Обновятся и существующие образовательные программы: у студентов появится больше возможностей для формирования индивидуальной образовательной траектории. Для удобства освоения материала видео разбито на таймкоды.

Другой пример видеоматериала, не представленного в основных рубриках главной страницы, - новогоднее поздравление ректора ВШЭ Н. Анисимова с синхронным переводом на английский язык.

Раздел «Плейлисты» - это структурированная информация о разных направлениях деятельности вуза. Здесь наряду с рубриками главной страницы представлены все 50 разделов канала. Каждый раздел рубрики «Плейлисты» уникален по-своему. В нем представлена информация для разной целевой аудитории - студентов, абитуриентов, сотрудников, людей любознательных, интересующихся развитием науки и культуры для формирования для интеллектуального багажа. Последнюю категорию сложно дифференцировать по социально-демографическим сведениям, она объединена на основе ценностей, формирующих ее интересы и потребности в информации.

В разделе «Сообщество» представлены анонсы материалов, которые в дальнейшем попадают в «Плейлист». Их задача - замотивировать

аудиторию на просмотр видео. Именно поэтому они начинаются с текстового сопровождения, в котором кратко, лаконично рассказывается о сути видеосообщения.

Раздел «Каналы» - это ссылки на YouTube-каналы партнеров или отдельных событий, инициированных и проводимых НИУ ВШЭ. Здесь представлено 14 ресурсов, работающих в самостоятельном режиме и имеющих, соответственно, своих подписчиков.

Заключение

В настоящий момент особую актуальность для продвижения образовательных услуг и формирования интеллектуального молодежного сообщества приобретают вузовские YouTube-каналы. Интерес к печатным СМИ - традиционному вузовскому ресурсу - стремительно снижается. Функции же, выполняемые ими, не теряют своей актуальности и сегодня. В этих условиях меняется формат и площадка размещения информации. Целевая аудитория студенческих СМИ прекрасно это осознаёт: проведенный опрос показывает, что поколению Ъ интереснее смотреть видео, чем читать текст. Руководители вузов считывают эту тенденцию. Всё это приводит к тому, что вузы открывают свои площадки на YouTube. Однако информация, размещаемая там, часто оказывается невостребованной: об этом свидетельствует низкое количество подписчиков и просмотров аккаунтов.

YouTube-канал Высшей школы экономики - интересный и самодостаточный проект, образец последовательной и конструктивной концепции. Понимание целей и задач ресурса позволяет создавать интересные и востребованные продукты, которые в дальнейшем выливаются в четкое позиционирование - «Наука. Учеба. Экспертиза».

Концептуальное своеобразие YouTube-аккаунта НИУ ВШЭ проявляется в популяризации научно-популярного контента, прямом диалоге между абитуриентами, студентами и преподавателями, тематическом и идейном разнообразии рубрик и программ, объединенных слоганом «Наука. Учеба. Экспертиза», а также в развитии журналистских навыков у студентов, участвующих в создании контента вуза.

Разный хронометраж материала - от 1,5 мин до 1,5 ч, разноплановость жанровых форм - от традиционного интервью до видеографики, многоплановость функций - от прагматических до развлекательных - всё это делает ресурс по-настоящему интересным и актуальным, расширяя границы его целевой аудитории. YouTube-аккаунт ВШЭ востребован не только студентами, сотрудниками, преподавателями, абитуриентами, но и любознательными горожанами, специалистами узких отраслей знаний. Разнообразные формы потребления контента - как с помощью экрана (как обычное видео), так и в качестве подкаста (через наушники). Разно-направленность в содержании и моделях потребления информации по-

зволяет аккаунту расширять аудиторию. Всё это делает YouTube-аккаунт Высшей школы экономики интересным, разноплановым, содержательным и позволяет говорить о том, что он по праву начинает конкурировать с городскими телевизионными каналами и интернет-СМИ.

Список литературы

Болкунов А.Н. Возникновение и становление студенческой периодики в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2008. Т. 8. Вып. 2. С. 74-82. Ван Фан. Профессиональная этика журналиста в КНР: культурно-философские и исторические аспекты // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2022. № 1 (37), т. 1. С. 35-46. DOI: 10.51965/20767919_2022_1_1_35. Горновая В.А. Современная вузовская пресса как инструмент адаптации студента к профессии в коллективе // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 4 (26). С. 63-68.

Кодола Н.В. К истории вузовский прессы 20-х гг. XX века // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10, № 4. С. 666-679. DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(4).666-679. Непомнящая Д.С., Якимова С.И. Университетский журнал в системе отечественных СМИ // Ученые записки ТОГУ. 2015. Т. 6, № 2. С. 23-33. URL: https://ejournal.pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2015/TGU_6_68.pdf. Овчинников М.М. Связь развития учебных заведений и журналистики // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 28 (243): Филология. Искусствоведение. Вып. 59. С. 74-77. Петросянц Д.В., Юшков И.В. Анализ каналов и способов получения информации российской студенческой молодежью // Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 8. С. 73-83. Полякова Е.В. К вопросу о типологии региональной прессы // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 1 (64), ч. 2. С. 36-38. DOI: 10.24412/2500-1000-2022-1-2-36-38. Робски А.М. Медийные провокации в современных информационных войнах //

Вестник науки. 2022. № 3 (48), т. 1. С. 24-30. Родимцев А.П. Функции студенческих печатных СМИ // Новая наука: теоретический и практический взгляд. 2016. № 8 (88). С. 125-128. Розанов К.А. Молодежная пресса как составляющая студенческой жизни // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2009. Т. 9. Вып. 2. С. 81-87. Сидорова Т.И., Чемякин Ю.В. Вузовские СМИ в системе корпоративных медиа //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Медиаскоп. 2011. № 3. URL: http://www.mediascope.ru/node/887. Туголукова Е.Н. Классификация и проблематики вузовских СМИ // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2012. № 2 (37). С. 70-75. Шкондин М.В., Владимирова Т.Н., Демина И.Н. Журналистика как фактор преодоления проблемных ситуаций мира повседневности: слагаемые целостно-

сти // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2022. № 1 (37). Т. 1. С. 138-144. DOI: 10.51965/20767919_2022_1_1_138.

Ann Voss K., Kumar A. The value of social media: are universities successfully engaging their audience? // Journal of Applied Research in Higher Education. 2013. Vol. 5, no. 2. P. 156-172. DOI: 10.1108/JARHE-11-2012-0060.

García García M. Universidad y medios sociales. Gestión de la comunicación en la universidad Española // Revista Prisma Social. 2018. Núm. 22: La Investigación en la Comunicación Organizacional a Debate. P. 20-36. URL: https://revista-prismasocial.es/article/view/2535.

Lau W. W.F. Effects of social media usage and social media multitasking on the academic performance of university students // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 68. P. 286-291. DOI: 10.1016/j.chb.2016.11.043.

Maresova P., Hruska J., Kuca K. Social Media University Branding // Education Sciences. 2020. Vol. 10, iss. 3. Art. 74. DOI: 10.3390/educsci10030074.

Meseguer-Martinez A., Ros-Gálvez A., Rosa-Garcia A. Online video impact of world class universities // Electronic Markets. 2018. Vol. 29. P. 519-532. DOI: 10.1007/s12525-018-0315-4.

Rutter R., Roper S., Lettice F. Social media interaction, the university brand and recruitment performance // Journal of Business Research. 2016. Vol. 69, iss. 80. P. 3096-3104.

Zrizib A.K., Rasheed T.I. Development of press sites for media departments and online public relations in universities // International Journal of Innovation, Creativity and Change. 2020. Vol. 11, iss. 2. P. 632-638.

References

Ann Voss, K., Kumar, A. (2013), The value of social media: are universities successfully engaging their audience?. Journal of Applied Research in Higher Education, Vol. 5, no. 2, pp. 156-172. DOI: 10.1108/JARHE-11-2012-0060.

Bolkunov, A.N. (2008), The rise and formation of students' periodicals in Russia. Izves-tiya of Saratov University. Philology. Journalism, Vol. 8, iss. 2, pp. 74-82. (in Russian).

García García, M. (2018), Universidad y medios sociales. Gestión de la comunicación en la universidad española. Revista Prisma Social, No. 22: La Investigación en la Comunicación Organizacional a Debate, pp. 20-36, available at: https://revista-prismasocial.es/article/view/2535. (in Spanish).

Gornova, V.A. (2017), Modern university press as on instrument for student adaptation to the profession in the collective. Sign: Problematic Field of MediaEducation, No. 4 (26), pp. 63-68. (in Russian).

Kodola, N.V. (2021), On the history of the university press in the 20s of the 20th century. Theoretical and Practical Issues of Journalism, Vol. 10, no. 4, pp. 666-679. DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(4).666-679. (in Russian).

Lau, W.W.F. (2017), Effects of social media usage and social media multitasking on the academic performance of university students. Computers in Human Behavior, Vol. 68, pp. 286-291. DOI: 10.1016/j.chb.2016.11.043.

Maresova, P., Hruska, J., Kuca, K. (2020), Social Media University Branding. Education Sciences, Vol. 10, iss. 3, art. 74. DOI: 10.3390/educsci10030074.

Meseguer-Martinez, A., Ros-Galvez, A., Rosa-Garcia, A. (2018), Online video impact of world class universities. Electronic Markets, Vol. 29, pp. 519-532. DOI: 10.1007/s12525-018-0315-4.

Nepomnyashchaya, D.S., Yakimova, S.I. (2015), University magazine in the local media. Scientists notes PNU, Vol. 6, no. 2, pp. 23-33, available at: https://ejour-nal.pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2015/TGU_6_68.pdf. (in Russian).

Ovchinnikov, M.M. (2011), Svyaz' razvitiya uchebnykh zavedenii i zhurnalistiki [The connection of the development of educational institutions and journalism]. Bulletin of Chelyabinsk State University, No. 28 (243): Philology. Art history, Iss. 59, pp. 74-77. (in Russian).

Petrosyants, D.V., Yushkov, I.V. (2017), Analysis of channels and ways of obtaining information by Russian student youth. Regional problems of the transforming economy, No. 8, pp. 73-83. (in Russian).

Poliakova, E.V. (2022), On the problem of the typology of the regional press. International Journal of Humanities and Natural Sciences, No. 1 (64), pt. 2, pp. 36-38. DOI: 10.24412/2500-1000-2022-1-2-36-38. (in Russian).

Robski, A.M. (2022), Media provocations in modern information wars. Vestnik nauki, No. 3 (48), pt. 1, pp. 24-30. (in Russian).

Rodimtsev, A.P. (2016), Funktsii studencheskikh pechatnykh SMI [Functions of student print media]. Novaya nauka: teoreticheskii i prakticheskii vzglyad, No. 8 (88), pp. 125-128. (in Russian).

Rozanov, K.A. (2009), The Youth Press as an Integral Part of Student Life. Izvestiya of Saratov University. Philology. Journalism, Vol. 9, iss. 2, pp. 81-87. (in Russian).

Rutter, R., Roper, S., Lettice, F. (2016), Social media interaction, the university brand and recruitment performance. Journal of Business Research, Vol. 69, iss. 8, pp. 3096-3104.

Shkondin, M.V., Vladimirova, T.N., Demina, I.N. (2022), Journalism as a factor of resolving problematic situations of everyday world: components of integrity. Vestnik of Volzhsky University named after V.N. Tatishchev, No. 1 (37), vol. 1, pp. 138-144. DOI: 10.51965/20767919_2022_1_1_138. (in Russian).

Sidorova, T.I., Chemyakin, Yu.V. (2011), Theory of Media and Mass Communication. Mediascope, No. 3, available at: http://www.mediascope.ru/en/node/887. (in Russian).

Tugolukova, E.N. (2012), Classification and problematics of university media. Uchenye zapiski St. Petersburg University of Management Technologies and Economics, No. 2 (37), pp. 70-75. (in Russian).

Wang, Fang (2022), The professional ethics of a journalist in the China: cultural-philosophical and historical aspects. Vestnik of Volzhsky University named after V.N. Tatishchev, No. 1 (37), vol. 1, pp. 35-46. DOI: 10.51965/20767919_2022_1_1_35. (in Rissian).

Zrizib, A.K., Rasheed, T.I. (2020), Development of press sites for media departments and online public relations in universities. International Journal of Innovation, Creativity and Change, Vol. 11, iss. 2, pp. 632-638.

UNIVERSITY YOUTUBE-ACCOUNT AS AN ALTERNATIVE TO TRADITIONAL STUDENT MEDIA (USING THE EXAMPLE OF THE HIGHER SCHOOL OF ECONOMICS)

E.S. Radiontseva

Omsk State Technical University (Omsk, Russia)

Abstract: The article is devoted to the problem of transformation of the system of relations between an educational institution and its target audience - students. At the moment, the traditional press organs at the university - university newspapers -are losing their relevance, reducing circulation, volume, frequency. Under these conditions, the functions that have always been performed by student media are beginning to be taken over by the official accounts of university social networks. A survey conducted by a researcher among students shows that generation Z chooses a video-based resource as their preferred option. However, as the study shows, engagement rates for university YouTube accounts are extremely low, as is the number of subscribers in general. Conceptually consistent is the YouTube account of the Higher School of Economics (HSE). Its concept and videos can serve as examples of best practice and inspire other educational institutions to improve their social media image. Understanding the experience of maintaining an HSE account will increase the importance of university YouTube channels. Maximizing the value of communications in social media can affect the ranking of the university in public opinion.

Key words: university media, functions of student newspapers, university YouTube account.

For citation:

Radiontseva, E.S. (2022), University YouTube-account as an alternative to traditional student media (using the example of the Higher School of Economics). Communication Studies (Russia), Vol. 9, no. 4, pp. 817-832. DOI: 10.24147/2413-6182.2022.9(4).817-832. (in Russian).

About the author:

Radiontseva, Ekaterina Sergeevna, PhD, Associate Professor of the Department of History, Philosophy and Social Communications

ORCID: 0000-0002-2248-198X

Corresponding author:

Postal address: 11, Mira pr., Omsk, 644050, Russia

E-mail: rakaty@yandex.ru

Received: April 12, 2022

Revised: June 2, 2022

Accepted: October 10, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.