УДК 070
ВО! 10.24147/2413-6182.2021.8(2).368-380
!ББЫ2413-6182 вШБЫ 2658-4867
МЕДИАСРЕДА РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ТАМБОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА)
А.В. Прохоров
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина (Тамбов, Россия)
Аннотация: В последние десятилетия вузы функционируют в конкурентной среде, что вызвано необходимостью обеспечения финансовой самостоятельности, борьбой за абитуриентов в условиях преобладания предложения над спросом, за высококвалифицированных специалистов. Конкурентные условия предполагают поиск вузами нематериальных преимуществ, к которым можно отнести бренд и репутацию вуза, а также сильную корпоративную культуру вуза. Необходимость построения и укрепления бренда учебного заведения делает необходимым использование широкого спектра инструментов маркетинговых коммуникаций. Инструментам построения и продвижения бренда вуза во внутренней и внешней среде являются, в том числе, вузовские медиа, составляющие основу медиасреды университета. В статье раскрыто содержание понятия «медиасреда», представлены основные элементы медиасреды университета, определены сегменты внутренней и внешней аудитории, с которыми взаимодействует вуз. Даны характеристики «новой» медиасреды. Предложен термин «медиауниверсум» для характеристики медиаизмерения университета. Представлена характеристика медиасреды Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Отражена история становления корпоративного издания вуза, дана характеристика присутствию вуза в социальных сетях, определены наиболее частотные типы контента в официальных аккаунтах вуза в социальных сетях.
Ключевые слова: университет, бренд, медиасреда вуза, медиауниверсум, социальная сеть, контент.
Для цитирования:
Прохоров А.В. Медиасреда регионального вуза (на примере Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина) // Коммуникативные исследования. 2021. Т. 8. № 2. С. 368-380. DOI: 10.24147/2413-6182.2021.8(2).368-380.
Сведения об авторе:
Прохоров Андрей Васильевич, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и реклама»
© А.В. Прохоров, 2021
Контактная информация:
Почтовый адрес: 392000, Россия, Тамбов, Интернациональная ул., 33
E-mail: proh_and@rambler.ru Дата поступления статьи: 28.10.2020 Дата рецензирования: 29.12.2020 Дата принятия в печать: 21.04.2021
Введение
Рынок высшего образования в последние десятилетия характеризуется усилением конкуренции на различных уровнях. Вузы конкурируют за абитуриентов в силу преобладания предложения над спросом на рынке образовательных услуг, за высококвалифицированные научные и педагогические кадры. Важным направлением выступает конкуренция на уровне бренда вуза и его репутации [Прохоров 2015; Bullard 2007; Marable 2001; Marginson 2004; Mendoza 2005]. Университеты в конкурентных условиях вынуждены пересмотреть собственную информационную политику, обратиться к арсеналу инструментов маркетинговых коммуникаций, уже доказавших свою состоятельность в коммерческом секторе, а самое главное, скорректировать функционирование элементов медиасреды вуза в соответствии с поставленными задачами по построению и укреплению бренда учебного заведения.
Сущность понятия «медиасреда»
Под медиасредой конкретного общества принято понимать социальное функционирование коммуникационных технологий [Коломиец 2010: 58]. Категория «медиасреда» включает как собственно медиа, так и различные объекты и субъекты медиакоммуникации.
И.В. Жилавская в трактовке медиасреды опирается на понятие «пространство». Анализ дефиниций понятия «пространство» позволяет сделать вывод, что пространство - это «некая сущность, имеющая "протяженность и расположение предметов"», т. е. нечто, «существующее априори, как данность, вневременная и бесконечная». Среда в свою очередь «рукотворна, ее можно формировать, она создается усилиями человека с помощью различных социальных институтов» [Жилавская 2014: 61].
Внутри пространства возникает коммуникативная медиасреда, которая формируется в результате деятельности человека. Всё, что окружает человека, может трактоваться как «коммуникативная среда». По отношению к индивиду - это внешние связи, сигналы, сообщения, транслирующиеся по каналам медиа и объединяющие представителей различных сообществ.
В рамках нашего исследования представляется необходимым разграничение понятий «коммуникативная среда» и «медиасреда». Медиа-
среда - это более узкое понятие, характеризуемое решаемыми целями и задачами, задействованными медиа, субъектами и объектами коммуникации, специализированными структурами.
Медиасреда может возникать в процессе каких-либо изменений, например медиасреда российской модернизации, либо по отношению к социуму - социальная медиасреда. Медиасреды могут быть классифицированы по отраслям и видам деятельности, например среда медиакультуры, среда медиаменеджеров, медиаинформационная среда [Жилавская 2014: 61].
Медиасреда, по мнению Н.Б. Кирилловой, должна пониматься как «сфера, которая через посредничество массовых коммуникаций... связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует те или иные нравственно-эстетические ценности, оказывает идеологическое, экономическое или организационное воздействие на оценки, мнения и поведение людей» [Кириллова 2005: 63-64], т. е. влияет на социализацию личности.
А.М. Кузьмин на основе существующих трактовок предлагает достаточно широкую трактовку медиасреды. По его мнению, медиасреда -«это то, что нас окружает повседневно. Это совокупность условий, в контексте которых функционирует медиакультура, то есть сфера, которая через посредничество массовых коммуникаций (печать, радио, ТВ, видео, кино, компьютерные каналы, интернет и др.] связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует те или иные нравственно-эстетические ценности, оказывает идеологическое, экономическое или организационное воздействие на оценки, мнения и поведение людей» [Кузьмин 2011].
В последние годы говорят о формировании новой медиасреды, которая характеризуется следующими параметрами:
S многоканальность коммуникации - разнообразие каналов, в том числе благодаря развитию социальных сервисов;
S разнообразие контента и доступ к источникам;
S интерактивность - аудитория выступает не просто читателем, а участвует в создании новостей, генерации контента, является активным субъектом коммуникации.
Трансформация параметров медиасреды приводит к формированию нового типа зрителя / слушателя / читателя [Савинова 2017: 48; Белова 2015; Deuze 2004].
В условиях новой медиасреды меняется потребляемый контент. По мнению Е.А. Барановой, в связи с распространением новых форм передачи контента его подача становится более поверхностной, сокращается возможность творческой реализации авторов, снижается уровень аналитического углубления. Наблюдается общее падение качества журналистских материалов, «растут объемы развлекательного контента, происходит игрофикация новостей» [Баранова 2019: 12].
От медиасреды к медиауниверсуму вуза
Медиасреда вузов также находится в постоянном развитии в силу необходимости решения спектра задач, связанных с построением эффективных коммуникаций с различными сегментами целевой аудитории, состав которой в последние годы существенно расширился. В состав внутренней аудитории вуза входят студенты, представители административно-управленческого персонала, профессорско-преподавательский состав; в состав внешней аудитории - школьники, абитуриенты и их родители, представители академического и педагогического сообщества, выпускники, представители вузов-конкурентов, представители органов власти, потенциальная аудитория дополнительных образовательных услуг, организации-работодатели, представители средств массовой информации.
По разным причинам аудитория может переходить из внешней во внутреннюю (например, абитуриент - студент] и наоборот (студент - выпускник].
Медиасреда вуза может быть представлена следующими элементами: медиа (университетская пресса, радио, телевидение]; интернет-ресурсы (официальный сайт университета, специализированные и тематические порталы]; социальные медиа (аккаунты в социальных сетях, каналы в мессенджерах); диалоговые интерфейсы (голосовые помощники, чат-боты]; виртуальные туры по вузу (3D-туры) [Прохоров 2020а].
В контексте изучения элементов медиасреды следует рассматривать структуры, обеспечивающие ее функционирование (структуры, выполняющие роль пресс-службы вуза, маркетинговые службы]. В Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина, например, такой структурой выступает управление медиакоммуникаций.
Кроме того, следует говорить о субъектах медиасреды вуза - лицах, отвечающих за внешние и внутренние медиакоммуникации вуза (например, специалист по связям с общественностью], обеспечивающих функционирование медиасреды учебного заведения.
Функционирование элементов медиасреды вуза определяется задачами построения конкурентоспособного бренда вуза, отражающего его миссию, конфигурацию ценностей корпоративной культуры, транслируемых как на внутреннюю, так и на внешнюю аудитории. Значение категорий «имидж», «бренд» и «репутация» в контексте эффективного функционирования вуза на конкурентном рынке в совокупности с элементами ме-диасреды позволяет говорить о медийном измерении современного университета, континууме, трансформирующимся во времени, для обозначения которого мы предлагаем термин «медиауниверсум» вуза [Прохоров 2020б]. В философской трактовке «универсум» (лат. Universum] понимается как совокупность объектов и явлений в целом, рассматриваемая в качестве единой системы, как объективная реальность во времени и пространстве. В данном случае мы проводим параллели между поня-
тиями «медиауниверсум» и «медиаполис», используемым специалистами для характеристики медийного измерения города как сообщества, «количественного и качественного роста медийной составляющей городской жизни» [Корконосенко 2013: 15] (см. также: [Корконосенко 2014]].
Специфика медиасреды Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина
В Тамбовском государственном университете (ТГУ) имени Г.Р. Державина накоплена достаточно богатая история вузовских СМИ. В Тамбовском государственном педагогическом институте, приемником которого стал ТГУ имени Г.Р. Державина, первая газета - «Педагогические кадры» -начала издаваться в 1920-1930-е гг. В 1957 г. начинает выходить газета «Народный учитель».
Тираж газеты «Народный учитель» в разные годы варьировался от 1200 до 1400 экземпляров. Заметное внимание в издании уделялось проблемам образовательной деятельности: экзаменационным сессиям (Ребята, сдать можно! Дневник сессии, Вести с экзаменов, 24 июня в Москве начал свою работу Пленум ЦК КПСС. Достойное завершение учебного года -твой лучший подарок Пленуму (Народный учитель (НУ]. 1968. 23 мая. № 16]]; методикам преподавания (Методика литературы должна стать наукой! (НУ. 1963. 23 января. № 3]]; прохождению практик студентами (Контрольная работа и школьная практика (НУ. 1959. 22 июня. № 21]]; обучению студентов-заочников (Заочному обучению - пристальное внимание (НУ. 1977. 21 января. № 3]].
На страницах издания предоставлялась возможность «обратной связи»: студенты высказывались о качестве лекций, делились мнениями о преподавателях (Улучшить качество учебной работы (НУ. 1963. 7 февраля. № 4]; Студенты о лекциях (НУ. 1963. 14 марта. № 8]].
Газета «Народный учитель» не обходила вниманием научное направления деятельности вуза: Идущие в науку. Заметки с научно-педагогической студенческой конференции (НУ. 1967. 13 апреля. № 11]; Научная конференция преподавателей (НУ. 1967. 11 марта. № 8]; Развитие науки о геомагнетизме (НУ. 1958. 25 сентября. № 27].
Газета «Народный учитель» долгое время выступала площадкой для обмена мнениями между профессорами, деканами, заведующими кафедрами.
В 1959 г. на страницах «Народного учителя» подводятся итоги первых лет работы издания: Наша многотиражная газета прочно вошла в жизнь коллектива. Организация ее значительно оживила обмен практическим опытом в работе профессорско-преподавательского состава и студентов, обмен мыслями по разного рода проблемам. Среди проблем называются отсутствие достаточно большого авторского коллектива как среди студентов, так и, особенно, среди профессорско-преподавательского со-
става. В тематическом плане указывается на слабую пропаганду опыта работы лучших учебных кабинетов, кафедр, отдельных преподавателей и лаборантов институтов (НУ. 1959. 11 мая. № 15).
За годы существования газеты оформились постоянные рубрики, связанные с внеучебной деятельностью, развлекательным содержанием: «Литературная страница», «Наши выпускники», «Спорт», «Уголок юмора», «Юмористический фельетон».
Наряду с печатным изданием «Народный учитель» в Тамбовском государственном педагогическом институте сложилась традиция стенных газет. Так, в 1959 г. целая полоса издания была отдана под рубрику «Колючка», которая готовилась редколлегией сатирической стенной газеты филологического факультета. На страницах издания обсуждались проблемы, связанные с изданием стенгазет:
Трудно переоценить значение стенной печати, которая является отображением жизни на факультете. <...>
Значение наших стенгазет определяется тем, как они помогают в повышении успеваемости, дисциплины, т. е. как они служат решению тех задач, которые стоят перед коллективом.
С начала учебного года прошло уже около 5-ти месяцев, а газета филологического факультета «Слово» еще не вышла. Неужели студентам филфака нечего сказать в своем «Слове»? Почему газета «Слово» молчала около пяти месяцев? (НУ. 1959. 9 января).
В статье отмечается, что «совсем по-иному обстоят дела с другой газетой филологического факультета - «Колючкой». Каждый номер «Колючки» (вышло 3 номера) отличается от другого не только новизной материала, но даже и художественным решением. Карикатуры нарисованы в газете оригинально, едко. В то же время обращается внимание на недостатки: Единственным недостатком 1-го номера является его своеобразная слащавость, которая не выражает самого духа сатирической газеты (НУ. 1959. 9 января).
В период с конца 1980-х гг. издание расширяет аудиторию: начинают издаваться специальные выпуски для абитуриентов, традиции которых продолжились в газетах-приемниках «Державинские вести» и «Дер-жавинский вестник».
Начиная с 1993 г. непродолжительное время к газете «Народный учитель» выходит литературное приложение «Пигмалион», составителями которого выступали преподаватели вуза В.Г. Руделев и С.Е. Бирюков.
На смену газете «Народный учитель» пришли «Университетские вести» (1994-2002), а затем - «Державинский вестник» (с 2002 г.). Постепенно издание перешло в нишу типичной корпоративной прессы вуза.
Материалы «Державинского вестника» в большей степени ориентированы на реализацию имиджевой функции и рассчитаны на аудиторию абитуриентов и их родителей. Традиционно в преддверии начала
работы приемной комиссии вуза выпуски «Державинского вестника» посвящены профориентационной тематике.
С 2002 г. в течение нескольких лет издавалась газета «Планета Железяка», учредителем которой ТГУ имени Г.Р. Державина выступал совместно с ООО «Инфотех». Материалы газеты представляли собой обзоры компьютерного мира и мобильных средств связи из сети «Интернет», а также рекламные модули компании «Инфотех». Газета занимала нишу специализированного издания, опосредованно работая на авторитет университета в конкретной аудиторной группе.
На базе научно-образовательной лаборатории университетского телевидения функционирует телестудия «ТГУ-ТВ», которая, с одной стороны, ставит задачу подготовки студентов-журналистов, с другой - выпуск телевизионного продукта. Программа «Державинский вестник» в течение нескольких лет выходила на ТК «Новый век», транслировалась по внутреннему телевидению в учебных корпусах, выпуски размещались на канале платформы YouTube.
Относительно новым элементом медиасреды ТГУ имени Г.Р. Державина выступает 3D-тур по университету «3- университет» (http://3d.tsutmb.ru]. При помощи очков виртуальной реальности аудитория может познакомиться с объектами университета. Данная возможность широко используется при знакомстве школьников с инфраструктурой вуза в рамках профориентационных выездов в школы Тамбовской области.
Представительства вуза в сети «Интернет»
Посредством расширения спектра площадок присутствия в сети «Интернет» вузы демонстрируют информационную открытость. Информационная открытость вуза - это в своем роде «форма отчетности перед обществом, финансовые средства которого идут на научно-образовательную сферу» [Гуреева 2017: 3].
С развитием интернет-пространства и, в дальнейшем, в связи со становлением социальных медиа как платформ особого типа, значительно расширилась структура медиасреды современных вузов. И если официальные сайты уже долгие годы выступают неотъемлемым атрибутом ме-диасреды вузов, то социальные сети на начальном этапе вызывали недоверие со стороны вузов, в том время как в бизнес-среде их потенциал взаимодействия с аудиторией был широко востребован. Неравномерность публикаций и размещения контента в официальных аккаунтах вузов в социальных сетях свидетельствует о том, что «процесс освоения социальных сетей находится всё еще в процессе» [Гуреева и др. 2018: 499].
В структуре медиасреды вузов роль социальных медиа (социальных сетей, социальных сервисов, мессенджеров] растет в силу того, что именно они выступают наиболее эффективным каналом работы с аудиторией школьников, в том числе на этапе поступления в вуз, студенче-
ской аудиторией. Но сегменты целевой аудитории вуза при работе в социальных сетях не ограничиваются лишь школьниками и студентами.
Принимая во внимание разнообразие сегментов целевой аудитории, именно онлайн-коммуникации, по мнению экспертов, призваны стать фактором повышения конкурентоспособности бренда университета. Необходимость медиатизации деятельности вуза в интернет-среде, по мнению А.Н. Гуреевой, связана с «изменениями в структуре медиапотребле-ния современного общества» [Гуреева 2017: 16]. Социальные сети становятся «основной точкой входа в информационное пространство и доступа к медиаконтенту» [Гуреева 2017: 16].
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина представлен в пяти социальных сетях: «ВКонтакте» (9 363 подписчика], Instagram (5 210], Facebook (1 430], Twitter (90], YouTube (66]. Сообщества модерируются сотрудниками управления медиакоммуникаций ТГУ. Основной акцент в наполнении приходится на социальные сети «ВКонтак-те», Instagram и Facebook.
Социальные сети предоставляют вузу возможность «высвечивать» грани собственного бренда посредством различных типов контента. Для анализа контента социальных сетей Державинского университета нами определены два периода - сентябрь 2019 и февраль 2020 г., - связанных с началом учебных семестров. Исследовательский коллектив МГУ имени М.В. Ломоносова [Гуреева и др. 2018; Муронец 2015] в качестве основных видов контента социальных сетей вузов рассматривал: «текст», «текст + фото», «текст + видео», «текст», «фото». В целях анализа активности вузов в социальных сетях считаем целесообразной следующую структуру контента:
1. Текст + фото (ТФ].
2. Фото (Ф].
3. Текст (Т].
4. Текст + фото + документ (ТФД].
5. Текст + фото + видео (ТФВ].
6. Текст + видео (ТВ].
7. Текст + ссылка (ТС].
8. Текст + фото + аудио (ТФА].
9. Текст + статья (ТСт].
10. Видео + фото (ВФ].
11. Текст + опрос + статья (ТОСт].
12. Опрос (О].
13. Активация (А].
14. Подборка (П].
Некоторые типы контента требуют пояснения. Например, тип контента «фото» может содержать текстовые элементы на самом изображении. «Опрос» предполагает опросы, тесты, заполнение форм. Тип контен-
та «активация» может включать конкурсы, розыгрыши, викторины, инициации генерации пользовательского контента. «Подборки» могут включать подборки ссылок, советов («лайфхаков»].
В аккаунте ТГУ в социальной сети «ВКонтакте» в сентябре 2019 г. и феврале 2020 г. было размещено 18 и 26 постов соответственно. Разбивка по типам контента представлена в таблице.
Типы контента аккаунта Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина в социальной сети «ВКонтакте»
Тип контента Сентябрь 2019 Февраль 2020
ТФ 11 17
Ф - 1
Т - -
ТФД 2 -
ТВФ - -
ТВ 5 3
ТС - -
ТФА - -
ТСт - 1
ВФ - -
ТОСт - 1
О - 2
А - 1
П - -
Наиболее частотным типом контента в социальной сети «ВКонтакте» является «текст + фото». Обращает на себя внимание пост-активация от 3 февраля 2020 г.:
#ХорошиеНовостиПоПонедельникам
Велком в новый семестр! Мы скучали по вам, поэтому приготовили подарочки *
Меняем книгу на фото твоей студенческой жизни!
Делись кадрами в комментариях. Чем они будут креативнее - тем лучше.
Определим двоих победителей 10 февраля.
Различные способы активации с возможностью генерации представителями аудитории призваны повысить ее вовлеченность.
В инстаграм-аккаунте вуза было опубликовано 3 поста в сентябре (2 фото, 1 видео], 4 поста в феврале (2 фото, 1 видео, 1 карусель). Инста-грам вуза ведется на русском и английском языках, что связано со структурой контингента студентов университета, в котором каждый пятый студент - иностранец.
В социальной сети Facebook на сентябрь пришлось 10 постов и 1 ре-пост (ТВ - 3, ТФ - 2, ТС - 6], на февраль 2020 г. - 12 (ТВ - 3, ТФ - 2, ТС - 7].
Заключение
Следует отметить расширение медиасреды вузов за счет присутствия учебных заведений в новых медиа. Медиаактивность вузов связана с уплотнением конкуренции на рынке образовательных услуг, необходимостью построения и укрепления бренда вуза как нематериального актива.
Показателен опыт функционирования и трансформации медиасре-ды региональных вузов, которые заинтересованы в выходе на аудиторию «за пределами региона». Нами представлена характеристика медиасреды Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, свидетельствующая о том, что вуз задействует как традиционные медиа (пресса, ТВ], так и новые медиа (социальные сети, мессенджеры], контент которых в большей степени ориентирован на внешнюю аудиторию.
Список литературы
Баранова Е.А. Медиаконвергенция как системообразующий фактор трансформации института СМИ: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2019. 30 с. Белова Л.И. Изучение аудитории университетских СМИ в условиях мультимедийной интеграции // Журналистский ежегодник. 2015. № 4. С. 115-117. Гуреева А.Н. Медиакоммуникационная деятельность российских вузов в интернет-пространстве (2014-2016 гг.): автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2017. 24 с.
Гуреева А.Н., Муронец О.В., Самородова Э.В., Кузнецова В.С. Корпоративные коммуникации российской высшей школы в социальных сетях: оценка эффективности // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7. № 3. С. 482-503. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(3).482-503. Жилавская И.В. Медиаобразовательная среда вуза // Вопросы теории и практики
журналистики. 2014. № 2. С. 58-73. Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. М.: Академический Проект, 2005. 398 с.
Коломиец В. П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе // Социологические исследования. 2010. № 1. C. 58-65. Корконосенко С.Г. Медиаполис как новая реальность и комплексный исследовательский проект // World of Media. Yearbook of Russian Media and Journalism Studies. 2014. № 4. С. 106-128. (На англ. яз.). Корконосенко С.Г. Медиаполис: другое измерение современного мегаполиса //
Лабиринт. 2013. № 1. С. 15-28. Кузьмин А.М. Категория «медиасреда» и ее содержание на современном этапе развития общества // Медиаскоп. 2011. № 1. URL: http://www.mediascope.ru/ node/765 (дата обращения: 12.12. 2020). Муронец О.В. Контент социальных сетей: тенденции и закономерности // Медиаскоп. 2015. № 3. URL: http://www.mediascope.ru/1812 (дата обращения: 12.12.2020).
Прохоров А.В. Элементы медиасреды университета // Проблемы массовой коммуникации: материалы Междунар. науч.-практ. конф. исследователей и преподавателей журналистики, рекламы и связей с общественностью (Воро-
неж, 14-16 мая 2020 г.) / под общ. ред. В.В. Тулупова. Воронеж, 2020а. С. 49-50.
Прохоров А.В. Репутация вуза в контексте его присутствия в социальных сетях // Ученые записки Новгородского государственного университета. 20206. № 4 (29). С. 3. DOI: 10.34680/2411-7951.2020.4(29)3.
Прохоров А.В. Современный университет в условиях глобальной конкуренции // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2015. № 3. С. 45-49.
Савинова О.Н. Традиционная журналистика в условиях формирования новой ме-диасреды // Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 8 (404). С. 48-52.
Bullard D.N. Academic Capitalism in the Social Sciences: Faculty Responses to the Entrepreneurial University: A Doctoral Dissertation. University of South Florida, 2007. 180 р.
Deuze M. What is Multimedia? // Journalism Studies. 2004. Vol. 5. No. 2. Р. 139-152. DOI: 10.1080/1461670042000211131.
MarableM. Race, Class, and Academic Capitalism // Souls. 2001. Vol. 3. No. 2. Р. 6-14.
Marginson S. Competition and Markets in Higher Education: a "Glonacal" Analysis // Policy Futures in Education. 2004. Vol. 2. No. 2. P. 175-244. DOI: 10.2304/pfie.2004.2.2.2.
Mendoza P. Academic Capitalism and Doctoral Student Socialization: a Case Study: A Doctoral Dissertation. University of Massachusetts, 2005. 172 р.
References
Baranova, E.A. (2019), Mediakonvergentsiya kak sistemoobrazuyushchii faktor trans-formatsii instituta SMI [Media Convergence as a Framework Factor of Mass Media Institute Transformation], Author's abstract, Moscow, 30 p. (in Russian).
Belova, L.I. (2015), Izuchenie auditorii universitetskikh SMI v usloviyakh mul'timedii-noi integratsii [University Mass Media Audience Research under Conditions of Multimedia Integration]. Zhurnalistskii ezhegodnik [Journalist Annual], No. 4, pp. 115-117. (in Russian).
Bullard, D.N. (2007), Academic Capitalism in the Social Sciences: Faculty Responses to the Entrepreneurial University, A Doctoral Dissertation, University of South Florida, 180 р.
Deuze, M. (2004), What is Multimedia? Journalism Studies, Vol. 5, No. 2, pp. 139-152. DOI: 10.1080/1461670042000211131.
Gureeva, A.N. (2017), Mediakommunikatsionnaya deyatel'nost' rossiiskikh vuzov v internet-prostranstve (2014-2016 gg.) [Mediacommunication Activity of Russian HEIs on the Internet (2014-2016)], Author's abstract, Moscow, 24 p. (in Russian).
Gureeva, A.N., Muronets, O.V., Samorodova, E.V., Kuznetsova, V.S. (2018), Corporate Communications of the Russian Universities in Social Networks: Effectiveness Assessment. Theoretical and Practical Issues of Journalism, Vol. 7, No. 3, pp. 482-503. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(3).482-503. (in Russian).
Kirillova, N.B. (2005), Mediasreda rossiiskoi modernizatsii [Media Content of the Russian Modernization], Moscow, Akademicheskii Proekt publ., 398 p. (in Russian).
Kolomiets, V.P. (2010), Media milieu and media consumption in Russian society today. Sociological Studies, No. 1, pp. 58-65. (in Russian).
Korkonosenko, S.G. (2014), Mediapolis as a New Reality and Complex Research Project. World of Media. Yearbook of Russian Media and Journalism Studies, No. 4, pp. 106-128.
Korkonosenko, S.G. (2013), Mediapolis: drugoe izmerenie sovremennogo megapolisa [Mediapolis: Another Dimension of Modern Metropolis]. Labirint, No. 1, pp. 1528. (in Russian).
Kuzmin, A.M. (2011), The Category «Media Area» and it's Substance in the Last Period of Society Development. Mediascope, No. 1, available at: http://www.me-diascope.ru/en/node/765 (accessed date: December 12, 2020). (in Russian).
Marable, M. (2001), Race, Class, and Academic Capitalism. Souls, Vol. 3, No. 2, pp. 6-14.
Marginson, S. (2004), Competition and Markets in Higher Education: a "Glonacal" Analysis. Policy Futures in Education, Vol. 2, No. 2, pp. 175-244. DOI: 10.2304/pfie.2004.2.2.2.
Mendoza, P. (2005), Academic Capitalism and Doctoral Student Socialization: a Case Study, A Doctoral Dissertation, University of Massachusetts, 172 p.
Muronets, O.V. (2015), Content of Social Networks: Trends and Patterns. Mediascope, No. 3, available at: http://www.mediascope.ru/1812 (accessed date: December 12, 2020). (in Russian).
Prokhorov, A.V. (2020a), Elementy mediasredy universiteta [Elements of University Media Environment]. Tulupov, V.V. (ed.) Mass Communication Issues, Materials of International Scientific Research Conference of Researches and Teachers of Journalism, Advertisement and PR (Voronezh, May 14-16, 2020)], Voronezh, pp. 49-50. (in Russian).
Prokhorov, A.V. (2020b), University reputation through social media. Memoirs of NovSU, No. 4 (29), p. 3. DOI: 10.34680/2411-7951.2020.4(29).3 (in Russian).
Prokhorov, A.V. (2015), Modern university in the conditions of global competition. Tambov University Review. Series Social Sciences, No. 3, pp. 45-49. (in Russian).
Savinova, O.N. (2017), Traditional journalism in a new media environment. Bulletin of Chelyabinsk State University, No. 8 (404), pp. 48-52. (in Russian).
Zhilavskaya, I.V. (2014), Media educational environment of high school. Theoretical and Practical Issues of Journalism, No. 2, pp. 58-73. (in Russian).
MEDIA ENVIRONMENT OF THE REGIONAL UNIVERSITY (ON THE MATERIAL OF DERZHAVIN TAMBOV STATE UNIVERSITY)
A.V. Prokhorov
Derzhavin Tambov State University (Tambov, Russia)
Abstract: In recent decades, universities have been operating in conditions of high competition, due to the need to ensure financial independence, struggle for applicants in conditions of the prevalence of supply over demand, for highly qualified specialists. Competitive conditions imply the search for intangible advantages, which include university brand and reputation, as well as strong university cor-
porate culture. The need to build and strengthen the brand of an educational institution makes it necessary to use a wide range of marketing communications tools. The tools for building and promoting a university brand in the internal and external environment are, among other things, university media, which form the basis of the university media environment. The article reveals the content of the concept "media environment", presents the main elements of the university media environment, identifies the segments of internal and external audience. The characteristics of the "new" media environment are given. The term "media universe" is proposed to characterize the media dimension of a university. The characteristics of the media environment of Derzhavin Tambov State University are given. The history of the corporate newspaper formation of the university is reflected, the presence of the university in social networks is characterized, the most frequent types of content in university's official accounts in social networks are determined.
Key words: university, brand, university media environment, media universe, social network, content.
For citation:
Prokhorov, A.V. (2021), Media environment of the regional university (on the material of Derzhavin Tambov State University). Communication Studies (Russia), Vol. 8, no. 2, pp. 368-380. DOI: 10.24147/2413-6182.2021.8(2).368-380. (in Russian).
About the author:
Prokhorov, Andrey Vasilievich, PhD, Associate Professor of the Department of Management, Marketing and Advertising
Corresponding author:
Postal address: 33, Internatsional'naya ul., Tambov, 392000, Russia E-mail: proh_and@rambler.ru
Received: October 28, 2020
Revised: December 29, 2020
Accepted: April 21, 2021