Научная статья на тему ' вузовская Наука: оценка результативности и приоритеты в организации'

вузовская Наука: оценка результативности и приоритеты в организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
4-я промышленная революция / научные исследования / научные и образовательные критерии / параметрические критерии / научная школа / колаборация. / 4.0 industry / scientific researches / scientific and educational criteries / parametric criteries / scientific school / Collaboration.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему « вузовская Наука: оценка результативности и приоритеты в организации»

Белокрылова О. С.1

ВУЗОВСКАЯ НАУКА: ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ

В ОРГАНИЗАЦИИ2

Ключевые слова: 4-я промышленная революция, научные исследования, научные и образовательные критерии, параметрические критерии, научная школа, колаборация.

Keywords: 4.0 industry, scientific researches, scientific and educational criteries, parametric criteries, scientific school, Collaboration.

В условиях развертывания 4-й промышленной революции3 четко выявляется сокращение жизненного цикла инноваций, что обусловливает необходимость их непрерывного внедрения в хозяйственный и образовательный процесс и ставит перед работниками вузов задачу формирования развитых исследовательских и педагогических компетенций. Это объективно детерминирует гетерогенизацию вузовской занятости по содержанию и формам, в частности, сочетание научно-исследовательской деятельности с образовательной в структуре рабочего времени научно-педагогических работников вузов. Анализ Всемирного рейтинга университетов Times Higher Education в 2018 г. (рис. 1) показывает, что у ТОП-200 вузов в рейтинге в структуре репутационного ресурса доминируют такие наиболее важные по-

4

казатели деятельности, как «исследовательская активность» преподавателей вузов, которая определяется участием научно-педагогических кадров (НПР) в проведении исследований и качеством этих исследований, и «влияние исследований», который определяется объемами цитирований опубликованных учеными вуза работ. Так, параметрический показатель «Образование» у университетов, входящих в ТОП, в 2017 г. составил 56,3; «Исследования» - 63,7; «Цитирование» - 100,0; «Доход от промышленности» - 76; «Интернационализация» - 99,8. Следовательно, соотношение результативности образовательной и научно-исследовательской деятельности университетов-топов составляет 1:3. При этом анализ профиля Южного федерального университета (ЮФУ) в Times Higher Education, 2017 показывает, что эти параметрические показатели составляют, соответственно, 22,4; 8,2; 14,8; 39,2; 23,4, т.е. соотношение результативности образовательной и научно-исследовательской деятельности ЮФУ составляет 1:1,02.

отраслевой доход 2,50%

влияние исследовани й 30%

преподавание 30%%

исследовательская деятельность 30%

Рисунок 1.

Критериальные показатели Всемирного рейтинга университетов Times Higher Education5

1 Белокрылова Ольга Спиридоновна - д.э.н., Заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры экономической теории экономического факультета ЮФУ. E-mail: obelokrylov@sfedu.ru

2 Работа выполнена в рамках гранта РФФИ № 18-010-00871 «Разработка инструментария оценки и стимулирования качества публичных закупок: концептуальные основания и методические подходы».

3 Industrie 4.0 in Produktion. Automatisierung und Logistik / Ed. by Bauernhansl T., Hompel M. ten, Vogel-Heuser B. - Wiesbaden: Springer, 2014.

4 Романовская И.А. Развитие инновационной позиции преподавателя высшей школы в процессе организационного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2013. - № 2. - С. 323; Роль исследовательской деятельности в университете. Круглый стол // Вопросы образования. 2007. - № 4. - С. 181-200.

5 Составлено по: World University Rankings 2018: now starring a cast of thousands. - https://www.timeshighereducation.com/ world-university-rankings-2018-now-starring-cast-thousands

Конечно, эти общепринятые рейтинговые показатели результативности научной деятельности являются относительно новыми критериями оценки эффективности работы вузов России, поскольку в Национальном рейтинге университетов России еще в 2013 г. показатель «Исследования» включал 6 параметров, а показатель «Образование» - 15. Но в 2017 г. в соотношении научных и образовательных критериев в оценке вузов стали доминировать параметрические показатели научно-исследовательской деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Параметрические показатели оценки деятельности университетов в сферах «Образование» и «Исследования» в Национальном рейтинге университетов России, 2017 г.1

№ п/п Показатель «Образование» Вес, % Показатель «Исследования» Вес, %

1 Спектр реализуемых образовательных программ 1 уровня массовой подготовки кадров высокой квалификации (Б и С) 20 Спектр реализуемых вузом образовательных программ (ОП) 2 и 3 уровней подготовки исследовательских кадров высшей квалификации (магистров, аспирантов, докторантов) 20

2 Качество абитуриентов 10 Вклад вуза в формирование научно-образовательной элиты страны. 10

3 11111' с учеными степенями 10 Суперкомпьютеры 10

4 Стоимость образовательных услуг вуза в 2016 г. 15 Научная продуктивность авторов Университета по данным международной наукометрии в 2016 г. 15

5 Организация практики 15 Цитируемость статей авторов Университета по данным международной наукометрии на конец 2016 г. 15

6 Работа с школами и школьниками 10 Научная продуктивность авторов Университета по данным национальной наукометрии на конец 2016 г. 10

7 10 Цитируемость статей авторов Университета по данным национальной наукометрии на конец 2016 г. 10

8 10 Финансирование НИОКР в 2016 году 10

Статистические показатели по исследовательской активности теперь подтверждают эту картину. Доля персонала, занятого исследованиями и разработками в вузах России, в 1990-е годы резко сокращалась - с почти 109 тыс. в 1990, до менее 31 110 чел. в 2000 г., то есть более чем 3,5 раза. Затем эта тенденция сменилась относительно плавным ростом, и в 2015 г. численность персонала, занимающегося исследованиями в вузах, составила 60 151 чел., увеличившись по сравнению с 2000 г. почти в 2 раза и составив 8,6% общей численности персонала, занятого исследованиями и разработками в России, в т.ч. 12,1% численности собственно исследователей страны (табл. 2).

Таблица 2

Динамика численности персонала в сфере исследований и разработок в секторе высшего

образования (чел.)2

1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Всего 52 065 40 787 43 500 53 290 59 454 59 469 59 247 62 400 63 870

Образовательные организации высшего образования 40 015 31 110 33 942 46 776 53 944 53 699 54 092 58 573 60 151

Научно-исследовательские институты (центры) 9458 7254 7021 4796 3904 3070 2864 2049 2092

Конструкторские, проектно-конструкторские организации 2170 2198 1991 1392 1197 1830 1502 1408 1121

Прочие организации 399 221 546 324 401 861 775 369 506

Данные табл. 2 отражают в целом более высокую динамику высшего образования в последние 15 лет по сравнению с другими секторами отечественной науки. Так, внутренние затраты российских вузов на исследования и разработки в 2000-2015 гг. в среднем возрастали на 10% в год, а численность ученых - на 4,1% при более низкой динамике этих показателей для науки в России в среднем: соответственно 4,7 и 1,2%. Поэтому общие затраты российских вузов на научные исследования в 2015 г. выросли в 4,2 раза - до 87,7 млрд. руб. Доля сектора высшего образования за 15 лет увеличилась с 4,5 до 9,6%, а число вузов и их филиалов - с 526 до 1124. Но научные исследования осуществляют лишь 75,1% российских вузов, в т.ч. Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону) (табл. 3).

Как показывают данные, представленные в табл. 3, за 5 лет (2012-2016 гг.) объемы финансирования исследований и разработок в Южном федеральном университете увеличились почти в полтора раза.

1 Методика и процедуры формирования Национального рейтинга университетов (НРУ2017). - http://unirating.ru/txt.asp? rbr=30&txt=Rbr30Text9318&lng=0

2 Индикаторы науки: 2017: статистический сборник / Ю.Л. Войнилов, Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - С. 173.

Таблица 3

Объемы исследований и разработок в Южном федеральном университете (2012 и 2016 гг.)

Направление науки и образования 2012, млн. руб. 2016, млн. руб.

Естественнонаучное и физико-математическое 381,47 551

Инженерное 604,3 881,7

Гуманитарное и социально- экономическое 57,13 96,9

В области архитектуры и искусств 7,7 9,22

ВСЕГО 1060 1 574,82

Объем финансирования НИР в расчете на 1 научно-педагогического работника (тыс. руб./год) 352 564,76

Современной формой организации научной деятельности в вузах является относительно недавно формализованный институт «научная школа». Безусловно, эта категория использовалась практически всегда в российской науке: «В России начало научной работе было положено правительством Петра, исходившего из глубокого понимания государственной пользы. Но эта работа быстро нашла себе почву в общественном сознании и не прерывалась в те долгие десятилетия, когда иссякла государственная поддержка научного творчества... Она создавалась при этом интеллигенцией страны, создавалась их личным усилием, по личной инициативе или путем образуемых ими организаций.»1. При этом понятие «научная школа» неформально использовалось как для идентификации сложившихся направлений исследований, прежде всего, в естественных науках, так и в научной литературе2, но к настоящему времени отсутствует его четкая дефинициальная определенность и в Федеральных законах от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О науке и государственной научно-технической политике» и «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2017 N° 473-ФЗ), и в научных исследованиях и публикациях. Исключением является определение «ведущей научной школы» как сложившегося коллектива «исследователей различных возрастных групп и научной квалификации, связанных проведением исследований по общему научному направлению и объединенных совместной научной деятельностью. Указанный коллектив должен осуществлять подготовку научных кадров и иметь в своем составе руководителя, а также молодых (до 35 лет) исследователей»3.

Традиционно в качестве научной школы идентифицируется институционально формализированное объединение ученых (научно-образовательные организации различного статуса - университет, кафедра, факультет, научно-исследовательский институт, лаборатория) или неформальный исследовательский (творческий) коллектив, за рубежом характеризуемый как коллаборация4, зачастую не имеющий формальной принадлежности к какому-либо структурному подразделению университета или научно-исследовательского института.

На основе проведения анализа предметно-содержательных характеристик научная школа определяется нами как научный коллектив, объединённый организационно конкретной проблематикой исследования, общей системой взглядов, интересов и традиций, руководитель которого на регулярной основе осуществляет подготовку кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов наук), тем самым обеспечивая, с одной стороны, межпоколенное воспроизводство исследовательской группы, а с другой - развитие и рост результативности российской науки в целом. К существенным признакам научной школы, на наш взгляд, относятся:

- разработка и представление на всех уровнях - от студенческих работ до докторских диссертаций, на конференциях, в публикациях - основополагающих для данной научной школы концептуальных идей и подходов;

- коллективное изучение крупномасштабной научной проблемы, недоступной для решения одним ученым;

- подготовка молодых ученых в целях систематического воспроизводства научного коллектива.

В соответствии с «Положением о научных школах Южного федерального университета» целью деятельности научных школ ЮФУ является определение и реализация научных направлений, в которых университет может рассматриваться как один из признанных лидеров, для позиционирования в российском и мировом научных сообществах и формирования имиджа университета как ведущего научно-образовательного и инновационного университета. В «Положении» определены следующие критерии (признаки существования) научных школ:

1. Наличие основателя школы - лидера, крупного ученого, выдвинувшего оригинальные идеи (парадигму), получившие признание и привлекающие последователей-учеников, обладающего педагогическим мастерством и личным авторитетом, определяющего общую программу исследований и подходы к изучаемым проблемам, обеспечивающего сохранение и постоянное пополнение коллектива способными к самостоятельному поиску последователями, разделяющими ценности и традиции школы.

2. Сохранение в научной школе атмосферы творчества, общей программы исследований: адхократическая (adventitious against the odds) организационная культура управления и общения, ориентированная на достижение результатов.

1 Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. - М., 1988. - С. 65.

2 Устюжанина Е.В., Евсюков С.Г., Петров А.Г. и др. Научная школа как структурная единица научной деятельности. - М.: ЦЭМИ РАН, 2011; Альтшулер Н.С., Ларионов А.Л. Казанская физическая школа: Выпускники КГУ тридцатых годов ХХ века -создатели новых научных направлений // Научный Татарстан. 2002. - № 3/4. - С. 36-44; Антонов А.Н. Роль научной школы в профессиональном и коммунистическом воспитании молодых ученых // Актуальные проблемы коммунистического воспитания молодой инженерно-технической и научной интеллигенции. - М., 1985. - Вып. 2. - С. 39-42.

3 Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2005 года № 260 «О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых - кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации» (в ред.' от 25.05.2016 № 464).

4 Echavarria M. Enabling Collaboration - Achieving Success Through Strategic Alliances and Partnerships. LID Publishing Inc.,

2015.

3. Преемственность научных направлений и традиций школы, по меньшей мере, в трех поколениях исследователей.

В качестве функционала научной школы нами выделены следующие структурные составляющие:

- реализация научных исследований в наиболее перспективных направлениях развития науки;

- осуществление теоретических и прикладных научных исследований в определенной сфере;

- признание авторитетности, научного статуса, теоретической и практической результативности школы научным сообществом;

- презентация достигнутых результатов в ведущих изданиях и на конференциях всероссийского и международного уровня;

- систематическая подготовка кадров высшей квалификации (докторов и кандидатов наук);

- отражение полученных результатов в учебниках и учебных пособиях в России и за рубежом.

Указанным критериям и функционалу соответствуют 11 ведущих научных школ и 44 научные школы, возглавляемые ведущими учеными ЮФУ. В качестве показателей оценки результативности (эффективности) деятельности научной школы в ЮФУ используются:

- наличие научных наград, почетных и академических званий (кроме общественных академий) у членов школы;

- участие в работе диссертационных, редакционных, научно-технических, экспертных советов, редколлегий журналов и других общественно-научных органов, прежде всего, региона;

- проведение на базе научной школы каждые 5 лет всероссийских и международных конференций, симпозиумов, конгрессов;

- наличие аспирантуры, докторантуры по профилю научной школы.

В целях повышения эффективности деятельности научных школ, например, экономического факультета ЮФУ, которые формируют его уникальный научный бренд, на наш взгляд, целесообразно:

- стимулировать развитие научных школ факультета на основе систематического аудита направлений их развития и поддержки приоритетных направлений научных исследований;

- расширить внутреннюю финансовую (грантовую) поддержку научных школ на конкурсной основе на уровне университета и факультета;

- при избрании руководителей научных школ по конкурсу на вакантные должности устанавливать максимальный срок эффективного контракта (5 лет), обеспечивающий необходимый горизонт реализации стратегии развития школы и непрерывности процесса подготовки научных кадров;

- при формировании сети автономных диссертационных советов ЮФУ расширить диапазон возможностей аттестационной системы, обеспечив подготовку и аттестацию научных кадров по всем научным специальностям в формате предметных областей ведущих научных школ;

- институционально закрепить за факультетом право подготовки научных кадров через докторантуру;

- уточнить и минимизировать показатели оценки результативности деятельности научных школ в целях снижения уровня бюрократического воздействия на сугубо творческий научный процесс.

Реализация предложенной системы мер обеспечит достижение стратегических показателей развития научных исследований в ЮФУ (табл. 4).

Таблица 4

Основные показатели стратегии развития вузовской науки в ЮФУ

2016 г. 2021 г.

Доля магистрантов и аспирантов в общей численности обучающихся, % 26,3 28

Объем исследований по заказам предприятий реального сектора экономики, млн руб. 682 1050

28 Число публикаций на 100 НПР, WoS 28 22

Число публикаций на 100 НПР, Scopus36 36 47

Количество цитирований на 100 НПР, WoS228 228 170

270 Количество цитирований на 100 НПР, Scopus270 270 183

Достижению этих стратегических показателей развития научной деятельности НПР ЮФУ будет способствовать реализация следующей системы мер:

- совершенствование системы тематического планирования исследований в аспирантуре и докторантуре в соответствии с направлениями исследований научных школ, отражающих приоритетные направления развития науки, технологий и техники;

- определение приоритетов повышения публикационной активности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- реализация комплекса инструментов по обеспечению качества публикаций научных результатов;

- разработка комплекса мер по повышению эффективности управления интеллектуальной собственностью, включая механизмы капитализации накопленных интеллектуальных результатов;

- конвергенция проводимых исследований;

- оценка и продвижение на международном рынке результатов проведенных исследований;

- формирование системы отбора и продвижения комплексных научно-технических проектов;

- развитие института постдоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.