НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ
О РАЗРАБОТКЕ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
УНИВЕРСИТЕТА
Калинина Ирина Анатольевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
В статье предложены направления работы по повышению научного потенциала научно-педагогических работников (НПР). Одним из предложений является подготовка ученых-исследователей/научных руководителей НИР и грантов из числа доцентов и старших преподавателей, обладающих навыками и компетенциями. Особое внимание автор уделяет обоснованию развития системы коммерциализации инноваций в образовании, экономике и управлении. По каждому направлению развития научно-исследовательского потенциала вуза автором подготовлены ожидаемые количественные и качественные показатели. Предложенные мероприятия в полной мере будут способствовать формированию вовлеченности НПР в научно-исследовательскую деятельность, которая является важнейшей особенностью академической среды.
Ключевые слова: научная деятельность, педагогические кадры, эффективность вуза, инновационные образовательные технологии, научно-педагогические работники, организационные изменения.
DESIGNING TARGET PROGRAMS AIMED AT REALIZATION OF RESEARCH POTENTIAL OF RESEARCH AND PEDAGOGICAL STAFF OF THE UNIVERSITY
Kalinina, Irina A.
PhD, Assistant Professor of the Department for Theory of Management and Business Technologies of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
The article puts forward the principle directions of work aimed at improving the research potential of research and pedagogical staff. One suggestion is to train researchers/research advisors from assistant professors and senior lecturers who possess necessary skills and
competences. Special attention is paid to the development of innovation commercialization system in education, to economics and management. Expected quantitative and qualitative figures were prepared for each line of developing research potential of the university. These measures could promote the involvement of research and pedagogical staff in research work which is the most important characteristic of the academic environment.
Keywords: research work, pedagogical staff, university efficiency, innovation education technologies, research and pedagogic staff, organizational changes.
Задача повышения эффективности вузов за счет эффективной реализации научного потенциала требует организации инновационной деятельности. Однако повышение эффективности вуза через усиление экономического давления, а именно сокращение его государственного финансирования, оказывает негативное влияние на образовательный процесс, так как в центре внимания теперь оказывается не столько процесс обучения, сколько формальное соответствие требованиям международных и российских рейтингов, а также поиск новых источников финансирования.
В настоящее время российские национальные исследовательские университеты испытывают значительные трудности с управленческими кадрами и ищут форматы нового взаимодействия. Таким форматом может стать в том числе и предпринимательский университет [3. - С. 54]. При этом происходят серьезные организационные изменения в деятельности вузов, осуществляется их дифференциация и меняются приоритеты кадровой политики.
В 2013 г. был проведен опрос 15 экспертов из вузов, представляющих десять российских регионов, для выявления изменений, происходящих в их кадровой политике [5. - С. 140]. По мнению экспертов, в большинстве вузов представлены миссия и стратегия, организационные ценности и система академических надбавок. При этом новым является документ о системе академических надбавок, которая является примером новых практик оценки академической деятельности научно-педагогических работников (НПР), а миссия, стратегия, организационные ценности заимст-
вованы большей частью из предпринимательской среды. Слабее всего в вузах разработаны документы корпоративного кодекса и стратегии развития НПР и административного персонала, которые выступают залогом развития вуза. Более четверти экспертов отметили необходимость начать изменения в вузе именно с этого документа [5. - С. 142].
Из ответов экспертов понятно, что стратегия управления НПР содержит в первую очередь современные элементы - систему академических надбавок, найм работников, их внешние источники, автоматизацию рабочих мест, что позволяет реализо-вывать новые образовательные технологии, а следовательно, повышать компетентность НПР. Кроме того, по мнению экспертов, элементы стратегии развития НПР реализуются или планируются к реализации в национальных исследовательских университетах. В остальных вузах такая тенденция выражена крайне слабо.
Инструментом сохранения и развития кадрового потенциала выступает оценка результативности специальных программ кадровой политики. В связи с этим университетам, стремящимся на высокие места в международных рейтингах, необходимо разработать целевые программы по реализации научного потенциала НПР1.
Организация управления научной деятельностью в российских вузах в условиях формирования и реализации программ инновационного развития требует про-
1 Под НПР автором понимаются состояние и тенденции участия НПР в развитии различных научных направлений, которые оцениваются с позиций их продуктивности, результативности и эффективности для международных рейтингов университета.
ектного подхода, где основное внимание уделяется ролям участников научного проекта, их функциям и взаимодействию [2. - С. 71].
Рассмотрим разделы, которые могут входить в целевую программу по реализации научного потенциала НПР, на примере РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Раздел 1. Увеличение степени вовлеченности НПР в научно-исследовательскую деятельность. Особенности академической среды вузов - основные факторы (наряду с финансированием), влияющие на перспективы формирования исследовательских университетов. Важнейшей особенностью академической среды является вовлеченность НПР в реализацию своего научно-исследовательского потенциала. Для большинства российских университетов сегодня характерна традиционная для последних лет вертикальная модель управления с низкой ролью академического самоуправления в принятии важных для университетов решений. Преподаватели минимально вовлечены в принятие большинства важных для стратегии университета решений, и их мнение не играет особой роли в развитии организации. Поэтому прежде всего необходимо изменить модель управления университета.
Анализ моделей управления в вузах с особым статусом (федеральных университетов, национальных исследовательских университетов) и в вузах без подобного статуса показывает, что в вузах первой группы модели управления не отличаются и больше соответствуют модели коллегиального принятия решений, что отражает вовлеченность НПР в развитие вузов.
Изучение степени вовлеченности НПР в научно-исследовательскую деятельность становится все более актуальной задачей.
Во-первых, университету необходимо улучшать место в международных рейтингах, что без активного участия НПР в достижении показателей публикационной активности недостижимо.
Во-вторых, вовлеченность НПР требует введения в организацию НИР вуза методов и принципов индикативного планирования, на основе которых формируется рейтинг преподавателей, отражающий эффективность деятельности вуза.
В-третьих, обеспечение учебного процесса на высоком уровне напрямую зависит от квалификации преподавателей, в том числе от их научной деятельности, от желания и умения НПР заниматься научными исследованиями.
Эффективность организации в большой степени зависит от вовлеченности сотрудников в ее деятельность.
Вовлеченность - это интегральный показатель, который характеризует внутреннее состояние сотрудника в процессе выполнения трудовых функций [1. - С. 140].
Так, увеличение степени вовлеченности НПР в научно-исследовательскую деятельность направлено на достижение таких целевых показателей программы стратегического развития РЭУ им. Г. В. Плеханова на 2016 г., как объем НИР и количество грантов на научные исследования.
Оценку степени вовлеченности НПР предлагается проводить с использованием метода индивидуального анкетного опроса с последующей обработкой данных в программе SPSS. Выборку составят преподаватели, имеющие ученые и академические степени доктора наук, кандидата наук, магистра, а также профессора, доценты, старшие преподаватели и ассистенты. По результатам опроса рекомендуется группировка по среднему возрасту респондентов, по среднему стажу работы в РЭУ им. Г. В. Плеханова в разрезе ОНЦ и кластеров.
К ожидаемым результатам исследования вовлеченности НПР в научно-исследовательскую деятельность можно отнести:
1. Значимость видов научной работы при использовании повышающих коэффициентов для вознаграждения НПР.
2. Значимость повышающих коэффициентов вознаграждения НПР за научную деятельность в сравнении с учебной деятельностью.
3. Связь наличия ученой степени/звания с уровнем преподавания.
4. Значимость научных статей и разработок в формировании привлекательности вуза.
5. Целесообразность разделения учебной и научной деятельности.
6. Целесообразность введения статусов исследователей в деятельность НПР.
7. Обязательность совмещения научно-исследовательской деятельности с педагогической.
8. Условия для преподавателей, активно занимающихся наукой.
9. Мотивационные условия для развития научно-исследовательской деятельности преподавателей.
10. Уровень исследовательской деятельности по группам умений в области НИР.
11. Мотивацию ведения педагогической деятельности и необходимости проведения научных исследований.
12. Эффективность научных ссылок на сайте УО НИР университета.
13. Предпочтения НПР в публикационной активности.
14. Трудности публикации научных статей в журналах с высоким импакт-фактором, входящих в базу данных SCOPUS.
15. Трудности дополнительной активизации участия НПР университета в научно-исследовательской деятельности.
16. Недостатки в работе подразделений, курирующих научно-исследовательскую деятельность НПР в университете.
Раздел 2. Совершенствование системы подготовки молодых ученых-исследователей/научных руководителей. В университете отсутствует практика подготовки молодых ученых-исследователей/научных руководителей НИР и грантов, обладающих навыками и компетенциями, которые необходимы для самостоятельного выполнения комплекса работ по продвижению результатов научно-исследовательской деятельности потенциальным заказчикам.
Прежде чем начать самостоятельно регулярно выполнять научные исследования, все молодые научные руководители должны получить дополнительную подготовку продвижения результатов научно-исследовательской деятельности и администрирования научных проектов. Работа с молодыми учеными-исследователями/научными руководителями НИР и грантов ограничивается включением их в коллективы исполнителей с закреплением отдельных разделов исследования. Как следствие, молодые ученые-исследователи/научные руководители НИР и грантов руководствуются лишь ограниченным интуитивным опытом, который они приобрели за время общения со своим научным руководителем или консультантом.
Следовательно, необходимо создать систему работы с учеными-исследователями/научными руководителями НИР и грантов, которые способны в полной мере проводить работу по продвижению результатов научно-исследовательской деятельности потенциальным заказчикам.
В процессе реализации программы стратегического развития по данному направлению необходимо создание системы подготовки молодых ученых-исследователей/научных руководителей.
Концепция системы подготовки молодых ученых-исследователей/научных руководителей может представлять реализацию следующих мероприятий:
1. Расширение профессионального роста и реализации научного потенциала молодых ученых-исследователей/научных руководителей путем создания:
- банка данных по тематикам НИР и грантов молодых ученых-исследователей/ научных руководителей, соответствующих критериям отнесения их к инновациям в образовании, экономике и управлении, а также имеющих потенциал для коммерциализации. Данное мероприятие позволит иметь систематизированную информацию для оказания адресной поддержки молодым ученым-исследователям/научным руководителям;
- коллектива молодых ученых-исследователей/научных руководителей, выполняющих НИР и гранты на основе коммерциализации инноваций в образовании, экономике и управлении. Это будет способствовать реализации научного потенциала молодых ученых-исследователей/ научных руководителей, обновлению научного коллектива, преемственности в развитии научной школы или направления.
2. Формирование эффективной системы материального и морального стимулирования творческой активности молодых ученых-исследователей/научных руководителей в условиях интеллектуальной конкуренции за счет:
- организационной и финансовой поддержки работ коллективов молодых ученых-исследователей/научных руководителей по коммерциализации инноваций в образовании, экономике и управлении;
- публичного представления инноваций в образовании, экономике и управлении на сайте Центра инноваций (презентации наиболее значимых результатов НИР и грантов молодых ученых, формирование каталога инноваций в образовании, экономике и управлении с описанием).
Результат реализации программы заключается в формировании у научных руководителей навыков и компетенций, которые необходимы им для поиска заказчиков, организации работы с исполнителями НИР, грантов и других форм научных исследований.
Количественные показатели:
1) учебные курсы, лекции, тренинги для научных руководителей под названием «Школа начинающего научного руководителя»;
2) 4-5 опытных кандидатов и докторов наук, а также специалисты УО НИР, привлеченные для проведения учебных курсов, лекций, тренингов, консультаций;
3) объем НИР (тыс. руб.), привлеченных в университет.
Раздел 3. Развитие системы коммерциализации инноваций в образовании, экономике и управлении. Важнейшим источником инноваций в экономическом университете являются новшества, сформулированные в новизне научных исследований в формате инноваций в образовании, экономике и управлении (ИОЭУ)1. Поэтому в стратегии университета необходимо поставить задачу оценки ИОЭУ, создаваемых НПР для представления во внешней среде с последующей коммерциализацией.
Примеры организационно-управленческих инноваций в университете:
- новые научные результаты кандидатских и докторских диссертаций, научных отчетов - научные инновации;
- новые экономические механизмы -экономические инновации;
- новые организационные структуры -организационные инновации;
- новые технологии и процедуры управления - управленческие инновации;
- новые продукты и технологии - технологические инновации;
- новые образовательные технологии -образовательные инновации;
- новые метод и приемы преподавания - педагогические инновации.
Для развития этого направления программы стратегического развития университета необходимо придать научным и образовательным разработкам статус инновационных продуктов, которые востребованы потребителями (государственными органами, коммерческими и некоммерческими организациями) и внедрение которых осуществляется с авторским участием сотрудников университета [4. — С. 87].
Сложившиеся в университете методы предложения потенциальным потребителям научных продуктов не позволяют их эффективно коммерциализировать, по-
1 Под инновациями в образовании, экономике и управлении понимается интеллектуальная собственность, создаваемая НПР в результате научных исследований и разработок и обладающая потенциалом коммерциализации во внешней среде.
скольку новшества, предлагаемые в качестве научного результата проводимых исследований, не получают статус нематериального актива, обладающего своей стоимостью для заказчика (потребителя).
Представление результатов НИР как нематериальных активов в формате ИОЭУ позволит оказывать на договорной основе услуги сторонним организациям и получать дополнительные доходы от коммерциализации интеллектуальной собственности.
Предлагается в 2016 г. в рамках программы стратегического развития разработать и апробировать новую технологию оценки и продвижения результатов НИР в формате организационно-управленческих инноваций, что потребует научно-практического обоснования решения следующих задач:
1) разработка критериев отнесения результатов НИР к ИОЭУ;
2) селекция ИОЭУ для тиражирования;
3) придание ИОЭУ товарного вида;
4) оформление авторских прав на ИОЭУ и их защита;
5) представление ИОЭУ потенциальным заказчикам;
6) поддержка авторов и коллективов университета, занимающихся ИОЭУ.
Технология введения в коммерческий оборот ИОЭУ потребует объединения работы с ними в университете в рамках междисциплинарных исследований, отражающих результаты исследований научных школ ОНЦ, а также обеспечение выбора приоритетов для финансирования научного задела по внутренним грантам и концентрации усилий на тех научно-исследовательских проектах, где университет может получить выдающиеся результаты.
Введение в практику ИОЭУ может стать визитной карточкой при формировании бренда и имиджа университета на российском и мировом уровнях, предметом сотрудничества с отечественными и зарубежными партнерами. Для успешной реализации задач коммерциализации ИОЭУ в
2016 г. потребуется создать пилотную площадку публичного представления ИОЭУ научных школ ОНЦ. Для этого необходимо разработать систему оценки результатов научных исследований в формате организационно-управленческих инноваций, необходимых для достижения поставленных перед вузом задач в области развития научного потенциала высшей школы [2. - С. 75].
Ожидаемые количественные показатели развития системы коммерциализации инноваций в образовании, экономике и управлении:
1) рекомендации по классификации ИОЭУ и их оценка в научной новизне исследований;
2) состав компетенций НПР, которые отражаются в ИОЭУ;
3) апробация оценки результатов НИР в формате ИОЭУ;
4) первые публичные представления ИОЭУ научных школ ОНЦ.
Ожидаемые качественные показатели развития системы коммерциализации инноваций в образовании, экономике и управлении:
1) разработка методологии выявления ИОЭУ в результатах НИР;
2) приоритетные публикации научными школами ОНЦ ИОЭУ;
3) формирование тематики научных конференций, проводимых университетом, в русле современных ИОЭУ;
4) подготовка предложений по приоритетной тематике ИОЭУ государственным заказчикам;
5) подготовка предложений по приоритетной тематике ИОЭУ коммерческим организациям;
6) большое количество ссылок на ИОЭУ, представленные НПР университета;
7) публикации и выступления в СМИ с комментариями ИОЭУ по результатам НИР.
Реализация предложенных мероприятий в программу стратегического развития РЭУ им. Г. В. Плеханова находит отраже-
ние в дорожной карте стратегической под- зовании, экономике и управлении» (рису-программы развития «Инновации в обра- нок).
Рис. Дорожная карта стратегической подпрограммы развития «Инновации в образовании, экономике и управлении»
На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. РЭУ им. Г. В. Плеханова в программе стратегического развития необходимо иметь целевые мероприятия по реализации научного потенциала НПР. Показателями результативности данных мероприятий могут служить объем НИР и грантов, значимость видов научной работы при применении повышающих коэффициентов для вознаграждения НПР, значимость научных статей и разработок в формировании привлекательности вуза; условия для преподавателей, активно занимающихся наукой; мотивационные условия для развития научно-исследовательского потенциала преподавателей и др.
2. Одним из инструментов реализации мероприятий по работе с кадровым резервом является создание системы подготовки
ученых-исследователей/научных руководителей. В университете необходимо ввести практику подготовки ученых-исследователей/научных руководителей НИР и грантов из числа доцентов и старших преподавателей, обладающих навыками и компетенциями, которые необходимы им для самостоятельной работы по выполнению комплекса работ по продвижению результатов научно-исследовательской деятельности потенциальным заказчикам.
3. В стратегии университета следует развивать поддержку инноваций в образовании, экономике и управлении, создаваемых НПР, для представления во внешней среде, подкрепленную организационной и финансовой поддержкой коллективов ученых-исследователей/научных руководителей по коммерциализации инноваций в образовании, экономике и управлении.
4. В составе мероприятий по вовлеченности НПР в развитие научно-исследовательского потенциала необходимо предусматривать создание и ежегодное обновление УО НИР специализированной информации по тематикам НИР и грантов
ученых-исследователей/научных руководителей, соответствующих критериям отнесения к инновациям в образовании, экономике и управлении и имеющих потенциал для коммерциализации.
Список литературы
1. Калинина И. А. Вовлеченность сотрудников как основа кадрового развития университета // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. - 2015. - № 1-2 (11). - С. 140-145.
2. Масленников В. В. Организационные модели проектного управления научной деятельностью в российских университетах // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 9 (63). - С. 71-81.
3. Масленников В. В. Предпринимательский университет как модель подготовки управленческих кадров нового типа // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 8. - С. 54-59.
4. Масленников В. В. и др. Проектное управление научной деятельностью вуза. Методический инструментарий. - М. : Палеотип, 2013.
5. Хлебович Д. И., Зиньковский К. В. Кадровая политика вузов в условиях институциональных изменений: дифференциация или унификация? / / Университетское управление: практика и анализ. - 2014. - № 4-5 (92-93). - С. 138-148.
References
1. Kalinina I. A. Vovlechennost' sotrudnikov kak osnova kadrovogo razvitiya universiteta [Faculty Involvement as a Basis for University Staff Development]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova. Vstuplenie. Put' v nauku [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. Introduction. Road to Science], 2015, No. 1-2 (11), pp. 140-145. (In Russ.).
2. Maslennikov V. V. Organizatsionnye modeli proektnogo upravleniya nauchnoy deyatel'nost'yu v rossiyskikh universitetakh [Organizational Models of Research Project Management at Russian Universities]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2013, No. 9 (63), pp. 71-81. (In Russ.).
3. Maslennikov V. V. Predprinimatel'skiy universitet kak model' podgotovki upravlencheskikh kadrov novogo tipa [Entrepreneurial University as a Model of Training Managerial Staff of the New Type]. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyy universitet upravleniya) [Vestnik of the University (State University of Management)], 2012, No. 8, pp. 54-59. (In Russ.).
4. Maslennikov V. V. and al. Proektnoe upravlenie nauchnoy deyatel'nost'yu vuza. Metodicheskiy instrumentariy [Project Management of Research Work at University. Methodological Tools]. Moscow, Paleotip, 2013. (In Russ.).
5. Khlebovich D. I., Zin'kovskiy K. V. Kadrovaya politika vuzov v usloviyakh institutsional'nykh izmeneniy: differentsiatsiya ili unifikatsiya? [Personnel Policy of Universities in Conditions of Institutional Changes: Differentiation or Unification?]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis], 2014, No. 4-5 (92-93), pp. 138-148. (In Russ.).