Научная статья на тему 'Вуз как высшая форма социализации личности'

Вуз как высшая форма социализации личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
345
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СУЩНОСТНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА / HIGHER SCHOOL / SOCIAL FIELD / SOCIALIZATION / ESSENTIAL FORCES OF HUMAN BEING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Овчинников Герман Константинович, Овчинникова Марина Викторовна

В статье развивается цивилизационный подход к пониманию места и роли высшей школы в жизни общества как высшей формы социализации личности. В качестве сущностной стороны социализации выступает духовно-нравственная составляющая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The civilization approach to understanding of higher school’s role and position in society life as the higher form of personality socialization is developed. Moral and spiritual aspect is considered as the essential part of socialization.

Текст научной работы на тему «Вуз как высшая форма социализации личности»

Образование и общество

Герман ОВЧИННИКОВ, Марина ОВЧИННИКОВА

ВУЗ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

В статье развивается цивилизационный подход к пониманию места и роли высшей школы в жизни общества как высшей формы социализации личности. В качестве сущностной стороны социализации выступает духовно-нравственная составляющая.

The civilization approach to understanding of higher school’s role and position in society life as the higher form of personality socialization is developed. Moral and spiritual aspect is considered as the essential part of socialization.

Ключевые слова:

высшая школа, социальная сфера, социализация, сущностные силы человека; higher school, social field, socialization, essential forces of human being.

ОВЧИННИКОВ

Герман

Константинович —

д.филос.н, профессор

Московского

государственного

индустриального

университета

ОВЧИННИКОВА Марина Викторовна — к.филос.н., доцент Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского

Вреальной политике современных российских властей по отношению к высшей школе всецело доминирует утилитар -ный экономический подход (так называемый экономикоцен -тризм). Но жизнь человека не сводится к императивам экономики. Не сводится к этим императивам и сфера высшего образования. Если назначение экономики — производство утилитарных средств жизни, то высшее предназначение социальной сферы — произ -водство и воспроизводство самой жизни, включая всестороннюю материальную и духовную подготовку к жизни новых поколений. Важную роль в этой подготовке, по - научному, — социализации занимает высшая школа. Причем речь идет не просто о социали -зации, а, говоря старинным слогом, о воспитании благородного человека.

В эпоху зарождения товарного производства и соответствую -щей науки — политической экономии — эйфория научного, производственно хозяйственного переворота в самой практиче ской жизни кружила голову не только ученым, но и элите нарож дающегося промышленного (по Сен - Симону) социального класса. Именно тогда была заложена опасность абсолютизации экономи -ческого подхода.

Дело в том, что экономика не настолько субстанциальна, как кажется самим экономистам. Импульсы развития экономических отношений и в равной степени производительных сил исходят не столько из их сопряженного развития, сколько из базовых потреб -ностей социальной сферы, из действия закона возвышения ее потребностей (потребностей социального образа жизни людей, особенно их новых поколений).

Массам, что называется, дела нет до тонкостей диалектики вза -имодействия двух сторон способа материального производства (производительных сил и производственных отношений). Они взрываются из - за противоречий социальной жизни. Социальная сфера выступает как центральная сфера общественной жизни чело века, где жизнь человека зачинается, развертывается и длится во всей ее конкретности и подлинности и где она угасает на излете отведенных природой лет. Именно этот момент и является, на наш взгляд, исходным методологическим принципом в определении подлинного значения высшего образования.

С этой точки зрения высшая школа суть не что иное, как высшая форма (стадия) социализации молодой личности в широком смысле этого понятия, т.е. процесс подготовки к жизни в целом и ее осуществление. Именно так и следует рассматривать высшие учебные

заведения. Как пишет один из авторитет -ных исследователей сферы образования Д.Д. Константиновский, «образование — сфера особая. Школа — не конвейерное производство, профессор — не служащий, система образования — не подспорье для экономики. Здесь совершается социали -зация, творится личность, формируется человек, созидается главное, что опреде -лит будущее страны. Результат, продукт

— не винтик для хозяйственной деятель -ности, которому надо определить место на рынке труда, а гражданин. Бухгалтерский подход тут не годится, калькулятор не дол -жен командовать»1.

Иными словами, в основу анализа сущ -ности и назначения высшей школы, ее социальной ответственности должен закладываться более широкий — цивили -зационный — подход. Его главным прин -ципом выступает человеческое измере ние, а главным объектом, соответственно,

— человек и его жизнь. Профессионально -экономическое измерение — это только часть, аспект общего человеческого изме рения.

Здесь может возникнуть возражение, что при выдвижении социализации во главу проблемы необоснованно сдвига ется акцент в деятельности всей системы высшего образования. На место функции профессиональной подготовки выдви -гается функция социализации, тогда как вузы в целом (по всем официальным документам) отнесены к системе выс -шего профессионального образования. Профессиональная подготовка специа листа вменена высшей школе в качестве главной функции, в то время как социа лизация — функция вспомогательная или дополнительная.

Вот типичный пример. Идет заседа -ние коллегии Министерства образова -ния и науки РФ. Рассматривается про -ект программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009— 2012 гг.». Заслушивается установочный доклад. В нем выделены четыре направ -ления, положенные в основу современной модели образования. «В первую очередь это формирование через систему образо

1 Константиновский Д.Д. Размышления о социологии образования // Социс, 2008, № 7, с. 121; Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960 - начало 2000-х). - М., 2008.

вания социальных отношений, наиболее благоприятных для развития каждого чело -века и страны в целом, развитие граждан -ского общества». «Данное направление,

— говорит докладчик, — можно обозна -чить как “социализация” — обеспечение образованием необходимых социальных отношений в обществе. Это касается как вопросов воспитания, так и обеспечения доступности образования»2.

Прежде всего, отметим, что социали -зация здесь поставлена на первое место. Как говорится, это плюс. Минус же в том, что, открывая программу, она стоит все же особняком, выглядит дежурной деклара -цией. Остальные направления — б) фор -мирование востребованных компетент ностей, инновационного поведения; в) обеспечение непрерывного образования; г) создание механизмов обратной связи образования и общества, — что называ -ется, намертво увязаны с нуждами про фессиональной подготовки. По сути же они должны логически вытекать из пер вого направления. Что касается самого определения социализации, то оно тради ционно сведено к воспитанию в обычном значении этого слова, хотя и заключает в себе некоторые нюансы в характере фор мулировок, акцентируя внимание не на личности, а на системе отношений («фор -мирование... социальных отношений, раз -витие гражданского общества»).

Относительно понятия социализации, как оно используется в научной литера -туре, можно выделить два подхода — в широком и узком смысле слова. В первом случае под социализацией понимают про цесс онтогенеза человека, а равно и сам процесс изменения его характеристик по ходу жизни. В содержание социализации включается и профессиональная подго товка человека. Во втором случае речь по преимуществу идет о собственно социаль ной стороне жизнедеятельности homo sapiens, т.е. за вычетом его профессионально -трудовой деятельности. Обычно объектом научных исследований выступает как раз этот аспект, т.е. социализация в узком значении. Да и управленческая жизнь вуза, как уже было отмечено, разделяет профессиональную подготовку будущих специалистов и их социализацию, обре кая последнюю на остаточный принцип в

2 Новости образования в России // Alma mater, 2008, № 7, с. 3.

части распределения финансов, бюджета времени и прочих моментов социального обеспечения.

Вот тогда и возникает опасность про тивопоставления профессиональной под готовки социализации. Здесь уместно напомнить одну из главных идей рос сийского классика философии техники П.К. Энгельмейера (1855-1942). «Прошло то время, - писал он, - когда вся деятель ность инженера протекала внутри мастер -ских и требовала от него только чистых технических познаний. Начать с того, что уже сами предприятия, расширяясь, требуют от руководителя и организатора, чтобы он был не только техником, но и юристом, и экономистом, и социологом»1. Сегодня этот императив общей гуманиза -ции подготовки инженеров еще более уси -лился. Он касается не только руководителя производства, но и каждого специалиста с дипломом технического инженера, эконо -миста, врача, управленца и т.д.

Сегодняшняя парадигма образователь -ной политики профессиональную ипо -стась человека как специалиста противо поставляет ему как субъекту обществен -ной жизни, т.е., образно выражаясь, как «спецоида» — «гуманоиду». Производство, бизнес, рыночную экономику, к примеру, интересуют только те свойства и качества человека, которые работают на решение сугубо утилитарных вопросов - на повы шение производительности труда, при -были, причем в частных интересах. Такого рода требования к высшей школе выдви -гаются работодателями в качестве кате -горического императива. Все другие ипо -стаси человека их не интересуют.

Но что такое профессиональная под -готовка специалиста с цивилизационной точки зрения? Это, в общем и целом, подготовка к нравственной профессионально трудовой деятельности на основе полученной квалификации, т.е. обучение совокупности знаний, умений, навыков (компетенций и пр.) в избранной профессии или отрасли труда. На фило -софском языке это звучит так: развитие сущностных сил человека. Отметим: не всех, а в избранной области труда. В труде различают обычно две ипостаси. В рамках первой труд выступает как всеобщий есте -ственный фактор, т.е. как совокупность

1 Энгельмейер П.К. В защиту общих идей в технике // Вестник инженеров, 1915, № 3, с. 99.

профессионально - технических знаний, умений, физических и интеллектуальных навыков (организационно технических связей и отношений). Иными словами, как проявление или бытие рабочей силы. В рамках другой ипостаси — как фактор социальный, связанный с широкой сово -купностью общественных знаний, оценок и отношений: моральных, политических, правовых, эстетических и пр. Эти ипо -стаси взаимосвязаны, как связаны содер жание и форма.

Можно поставить вопрос, что в области труда охватывается понятием социали -зации? Любой специалист по проблемам подрастающего поколения, заворожен -ный прагматическими традициями эконо мики, скажет: конечно, первая ипостась труда. По своему, в рамках узких целей конкретной ситуации, он, возможно, будет прав, но в целом ответ неверный. Традиции - традициями, но не человек для традиции, а традиция для человека. Он их сформировал и волен их изменить, созна тельно или стихийно. В понятие социали зации входит весь процесс нравственного труда не только со своей профессиональ ной, орудийно вещной стороной, но и со стороной социальной, связанной с обще ственными отношениями между людьми.

В профессиональном обучении, конеч но, профессиональные знания важны -как в их общем, отраслевом варианте, так и в варианте узкой специализации. И все же главное не в них самих. Главное

— в навыках и способностях интеллек -туального (инженерного и пр.) труда, в способности решать сложнейшие задачи, которые подбрасывает человеку жизнь. В конечном счете, в навыках и способностях жить среди людей.

Исходный пункт любой социализации (профессионально - трудовой, политиче -ской, правовой, нравственной) и одно -временно ее объект — это потребности и способности людей, как естественные (витальные), так и общественные. Потребности проявляют себя как началь -ный импульс активности, способности

- как способ их удовлетворения. В един стве они выступают как фактор развития. Развить и облагородить потребности и способности - подлинная цель социа лизации. Понятие социализации важно, в конечном счете, потому, что главное в ней - духовно нравственная сторона. Профессию, специальность сравни

тельно легко можно изменить, пройдя соответствующую переквалификацию. Значительно труднее, а в массе случаев вообще невозможно изменить духовную сущность человека, формирование и раз витие которой как раз и составляет цель всех этапов социализации. В том числе и в рамках высшей школы.

Рассматривая социализацию в этом плане, мы сталкиваемся с удивитель ной закономерностью, недооцененной в нашей науке. Дело в том, что удовлетво ренная потребность и само орудие ее удо влетворения имеют тенденцию к порожде -нию новых потребностей. На языке науки этот процесс называют законом возвыше -ния потребностей. И не столько в аспекте материального потребительства, сколько в плане возвышения духовности. Поэтому мы вправе говорить о законе возвышения социализации, законе возвышения духов -ности. Во - первых, это просматривается в филогенезе человека по возрастным сту -пеням (младенчество, детство, отрочество, юность и пр.). С каждой возрастной ступе -нью содержание и формы социализации усложняются. Во - вторых, ее содержание и формы усложняются по мере развития человека по ступеням или эпохам циви -лизации. Одно дело традиционное обще ство, другое — общество индустриальное или постиндустриальное.

Но в нашей бюрократической прак тике в сфере образования получается, что «спецоид» как лишь одна сторона человека (личности) противостоит ему (ей) как «гуманоиду». Причем погру -женный в рыночную стихию «спецоид» выступает в сущности лишь как носитель специфического товара — рабочей силы. Разумеется, речь идет не о той рабочей силе, массовым носителем которой в индустриальном обществе был рабочий как представитель физического труда. Речь идет о новой — интеллектуальной

— рабочей силе. Но это уточнение суще -ство дела не меняет. На языке полити -

ческой экономии «спецоид» выступает как субъект, обладающий по форме каче -ственно новым товаром — интеллекту -альной рабочей силой, а по содержанию

— привычным товаром, как и обычная рабочая сила. В силу рыночной стихии сам «спецоид» становится по существу товаром. Предприниматель, покупая эту интеллектуальную рабочую силу, рассма -тривает «спецоида» как товар и посту -пает с ним, как с товаром. Пока этот товар приносит прибыль, бизнесмен ценит его владельца. Но когда случается кризис и, следовательно, обесценива -ется товар, его владелец выбрасывается на улицу. Разорванность этих («спецоид -ной» и «гуманоидной») ипостасей чело -века чревата отчуждением человека от самого труда и его результатов, от власти, культуры и других сторон общественной жизни. В конце концов, от самого себя.

Социальная ипостась труда как раз и дает нам основание полагать, что профессио -нальная подготовка молодого поколения в стенах вуза есть лишь разновидность его социализации в широком смысле, лишь профессиональная социализация в рам -ках общей социализации. Применительно к другим ипостасям социализации (граж данской, правовой и т.д.), слово «про -фессиональные» обычно не употребляют, поскольку они носят общечеловеческий характер. По логике, вузы должны орга низовывать обучение студентов в единстве профессионального, трудового и общего, социального и духовно - культурного обучения и воспитания. В этом случае у студентов развивают высшие качества соци -ального общежития, включая культурные знания, принципы и нормы обращения друг к другу, интеллигентного поведения в обществе, здорового образа жизни. Сама среда вуза в ее предметном и человеческом измерении, в общении с преподавателями как людьми в массе своей высокой духов -ной культуры способствует разносторон -нему развитию молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.