Научная статья на тему 'Социализация и подготовка квалифицированного специалиста в системе высшего образования'

Социализация и подготовка квалифицированного специалиста в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION SYSTEM / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / INTERDISCIPLINARY RELATIONS / PERSONALITY SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурьянов Александр Сергеевич, Данилова Екатерина Владимировна

В данной статье рассматривается процесс социализации в системе высшего образования, понимаемый автором как достижение единства обучения и воспитания, а также проводится исследование компетентностного подхода преподавания технических и гуманитарных дисциплин, целью которого является гармоничное развитие личности будущего специалиста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гурьянов Александр Сергеевич, Данилова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The socialization process in the higher education system as the unity of education and breeding is revealed in the article. In addition the competency approach of technics and humanities teaching whereby the harmonious personality development of the future specialist is occurring is researched in the article

Текст научной работы на тему «Социализация и подготовка квалифицированного специалиста в системе высшего образования»

разовательнои школы на материале дисциплин социально-гуманитарного цикла: дис. ... канд. пед. наук / Екатерина Романовна Евдокимова. - М., 2006.

6. Заец С. Г. Внеучебная деятельность как фактор педагогизации студенческого социума: дис. ... канд. пед. наук / Сергеи Григорьевич Заец. - Калуга, 2002.

7. Кириллов Д. В. Формирование гражданской позиции старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам: дис. ... канд. пед. наук / Дмитрий Владимирович Кириллов. - Волгоград, 2005.

8. Крицкая Н. Ф. Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук / Надежда Федоровна Крицкая. - Киров, 2005.

9. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачев. - М.: Прометей, 1993.

10. Прошек И. В. Патриотическое воспитание учащихся средствами региональных культурных ценностей: дис. ... канд. пед. наук / Илья Валерьевич Прошек. - Шуя, 2008.

11. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование: Концепции технологии / В. В. Сериков. - Волгоград: Перемена, 1994.

12. Теоретические основы обучения в советской школе / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1989.

13. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. - М., 2005.

14. Чельцов М. В. Формирование гражданской позиции студенческой молодежи высшего учебного заведения: дис. ... канд. пед. наук / Михаил Владимирович Чельцов. - М., 2006.

15. Шайденко Н. А. Создание, функционирование и развитие воспитательной системы педагогического вуза: монография / Н. А. Шайденко, З. Н. Калинина. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2005. - 122 с.

А. С. Гурьянов, Е. В. Данилова

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье рассматривается процесс социализации в системе высшего образования, понимаемый автором как достижение единства обучения и воспитания, а также проводится исследование компетентностного подхода преподавания технических и гуманитарных дисциплин, целью которого является гармоничное развитие личности будущего специалиста. Ключевые слова: образование в сфере культуры, социализация личности, система образования, междисциплинарные связи.

The socialization process in the higher education system as the unity of education and breeding is revealed in the article. In addition the competency approach of technics and humanities teaching whereby the harmonious personality development of the future specialist is occurring is researched in the article. Keywords: liberal education, personality socialization, education system, interdisciplinary relations.

Социализация - это сложный многогранный процесс вхождения индивида в общество посредством усвоения определенной системы знаний, норм и ценностей, а в дальнейшем - проявления накопленного в своей жизнедеятельности. Личность формируется под влиянием ее социального положения, под воздействием всего образа жизни, духовной культуры общества, социаль-

ной психологии общественных групп, то есть всей системы институтов социализации.

В современной науке принято выделять три основных института социализации: семью, средства массовой коммуникации и систему образования. Таким образом, система образования является одним из главных институтов социализации личности.

Однако на сегодняшний день в России происходят многочисленные изменения в системе образования, связанные с недальновидными реформами, что зачастую негативно сказывается на сохранении культурного наследия, а также на полноценной передаче знаний следующим поколениям. Правомерно пишет Н. В. Наливайко, что «в нашей стране на наших глазах разрушается лучшая в мире система образования и воспитания, научные школы, в общественное сознание внедряется чуждая России аморальность. Идет развал и уничтожение национальных самобытных культур и попытка заменить их стандартами одной заокеанской культуры, нарастают негативные явления в общественной среде: усиление криминализации общества, рост преступности и насилия, открытая пропаганда распущенности нравов» (3). Действительно, все указанные черты можно найти в облике современной нам России: человек превращается в потребителя природных и социальных благ, не заботится о сохранении для последующих поколений материального и культурного потенциала Отечества; образовательный процесс становится неполноценным, односторонним, одномерным, чуждым русской образовательной традиции, что в свою очередь влечет за собой нравственный упадок и деградацию общества. Наша страна находится перед выбором: либо продолжать следовать заимствованным образовательным стандартам, либо вновь осознать себя и возродить систему гармоничного образования, всегда составлявшего основу духовного развития общества.

Образование неотделимо от процесса социализации, и поэтому мы считаем, что процесс социализации необходимо исследовать как единство воспитания и обучения. В данном случае воспитание понимается как передача накопленного опыта: способов мышления, нравственных, эстетических, правовых норм — словом, всего созданного в процессе исторического развития духовного насле-

дия общества, а обучение понимается нами как процесс, имеющий результатом формирование актуальных знаний и навыков.

Завершая процесс образования, человек покидает высшее учебное заведение не только с набором знаний, умений и навыков, в чем заключается задача обучения, но и с четко сформированным пониманием культуры, религии, идеологии и ценностных ориентаций того общества, в котором ему предстоит жить. В последнем и заключается задача воспитания. Сочетание этих двух компонентов представляет собой процесс социализации в системе высшего образования, что, в свою очередь, способствует эффективной самоактуализации специалиста.

В современном мире от специалистов требуются умение быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним условиям и психологическая готовность самостоятельно решать сложные междисциплинарные задачи, так как на рынке образовательных услуг все больше ценятся не только высококвалифицированные специалисты, но и всесторонне развитые, творческие личности.

В настоящее время в России развивается инновационное инженерное образование, которое направлено на формирование у будущих специалистов не только определенных знаний и умений, но и особых компетенций, сконцентрированных на способности применения этих знаний и умений на практике, при создании новой конкурентоспособной продукции. При этом компетентность будущего специалиста, которая может рассматриваться как одно из направлений социализации, необходимо формировать в процессе обучения не только по специальным, но и по всем общеобразовательным и общепрофессиональным дисциплинам, вследствие чего личность специалиста получает гармоничное и разностороннее развитие.

Для успешной подготовки компетентного и, одновременно, социализированного специалиста необходима со-

гласованная педагогическая деятельность преподавателей гуманитарных и технических дисциплин.

Так, например, В. М. Жураковский «работу в команде» понимает как «педагогический принцип и совместно с выпускающей кафедрой целенаправленно интегрирует деятельность всех преподавателей в их творческом содружестве, начиная с первого курса обучения и до выпускной работы» (2, с. 34). При таком подходе ответственными за качество подготовки будущего специалиста к профессиональной деятельности являются все кафедры, работающие со студентами, и каждый преподаватель персонально.

Эффективность междисциплинарных связей в процессе подготовки специалистов определяется не только логикой их взаимодействия в структуре образовательных программ. Важным фактором, влияющим на качество гармоничной подготовки, является уровень понимания студентами значения междисциплинарных связей и их сознательного активного использования в процессе учебно-познавательной деятельности.

Для обучения студентов вузов используют разнообразные формы занятий: лекции, семинары, лабораторные работы, курсовое и дипломное проектирование, учебные и производственные практики, деятельность на рабочих местах и инженерно-технических должностях при обучении по системе завод-вуз, консультации, зачеты и экзамены. Дидактика трактует эти формы как способы управления познавательной деятельностью студентов для решения определенных учебных задач. Лекция, практические и другие виды занятий, кроме того, служат для осуществления взаимодействия студентов и преподавателей разных кафедр для формирования гармонично развитой личности будущего квалифицированного специалиста.

Своеобразной формой связи теории с практикой служат практические занятия, которые направлены на закрепление знаний путем вовлечения студентов

в решение разного рода учебно-практических познавательных задач. Методика проведения практических занятий способствует выработке умений и навыков выполнения расчетов, решения задач, анализа, а также обуславливает нравственный фактор социализации личности.

Студентов как будущих специалистов нужно учить не только стандартным процедурам, но и, в большей степени, поисковой деятельности в процессе решения практических задач. В поисковых задачах целесообразно сочетать традиционные и инновационные методы обучения. Современный специалист должен владеть способами и приемами, знать особенности принятия технико-экономических решений, часть из которых, как известно, связана с риском. Примеры самых различных ситуаций с разработкой инженерных задач - важная основа практических занятий по техническим и гуманитарным дисциплинам.

Важно заметить, что коллективная работа существенна и продуктивна не только в изучении студентами отдельного курса, но и при модульном обучении, которое представляет собой взаимосвязь коллективной и индивидуальной деятельности.

В связи с этим справедливо положение Л. С. Выготского о том, что «индивидуальное сознание демонстрируется деятельностью коллективного субъекта» (1, с. 25). Именно эта деятельность в процессе интериоризации формирует индивидуальное сознание личности.

Инновационные направления учитывают активную, инициативную позицию обучаемых в учебном процессе, их возможность не просто усваивать предлагаемый (программой, учебником) материал, но и самостоятельно искать ответы на поставленные задачи.

Одним из основных средств развития продуктивного мышления студентов, как полагает Н. П. Чурляева, «включения их в профессионально ориентированную деятельность является

использование качественно новых, прогрессивных форм обучения, в частности активных форм (активных методов) обучения. Обычно активные методы применяют в комплексе с традиционными» (4, с. 154).

К активным формам обучения относятся те, при которых каждый студент как будущий специалист должен функционально находить, перерабатывать и применять на практике учебную информацию, представленную в дидактической форме, обеспечивающей объективно лучшие, по сравнению с традиционными способами, результаты обучения практической деятельности.

Активные формы обучения позволяют создать потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в профессиональную. Использование таких форм заключается в том, что студенты получают необходимые им

знания путем изучения и анализа различных источников информации, характеризующих практическую деятельность. В качестве этого подходят деловые, имитационные игровые ситуации, проводимые на практических занятиях. Деловая игра способствует активизации познавательной деятельности студентов, формированию коммуникативной компетенции будущих специалистов. Потенциал деловых игр можно расширить за счет междисциплинарных связей при модульном обучении.

Таким образом, социализация и подготовка специалиста в процессе образования осуществляется на основе компетентностного подхода, при котором процесс воспитания осуществляется посредством обучения, а обучение посредством воспитания, что и обуславливает становление гармонично развитой личности в будущей профессиональной деятельности.

Примечания

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М., 1996.

2. Жураковский В. М. «Работа в команде» как педагогический принцип / В. М. Жура-ковский // Высшее образование в России. - 2005. - № 8.

3. Наливайко Н. В. Взаимодействие демократии и образования / Н. В. Наливайко // Философия образования. - 2008. - №4. - С. 21-27.

4. Чурляева Н. П. Структурно-компетентностный подход к построению педагогической системы подготовки специалистов в техническом вузе: монография / Н. П. Чурляева. - Красноярск, 2005.

Т. А. Затямина

ГУМАНИТАРНАЯ СТРАТЕГИЯ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕБЕНКА

На основе идеи о человеческой целостности в статье выделяются основные положения гуманитарной стратегии в музыкальном образовании ребенка. Определяется понимание музыкальной деятельности как педагогического феномена, выделяются характеристики ее развивающего потенциала. Рассматриваются основные черты художественной позиции ребенка, определяются уровни реализации развивающего потенциала музыкальной деятельности ребенка в образовательном процессе. Ключевые слова: образование в сфере культуры, гуманитарная стратегия, человеческая целостность, музыкальная деятельность, развивающий потенциал музыкальной деятельности, субъект музыкальной деятельности, художественная позиция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.