Научная статья на тему 'Феномен поликультурной социализации личности'

Феномен поликультурной социализации личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-ТЕХНОЛОГИИ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ / ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MULTICULTURAL SOCIALIZATION OF STUDENTS / MULTICULTURAL COMPETENCE OF STUDENT / POLY-ART TECHNOLOGIES / ART TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданова Светлана Николаевна

в работе раскрывается сущность поликультурной социализации личности средствами образных полихудожественных арт-технологий. Автор отмечает важность арт-технологий (образных), полихудожественных, психолого-педагогических технологий поддержки и сопровождения в ходе поликультурной социализации учащихся, которые выражаются в способности к активной и эффективной деятельности в многонациональной и поликультурной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жданова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the work gives definition to multicultural socialization of the individual by means of poly-art figurative art technologies. The author shows the importance of art technologies (figurative), poly-art, psychological and pedagogical technologies of support and assistance during student’s poly-art socialization, which are expressed in the ability of fast and affective action in multinational and polycultural environment.

Текст научной работы на тему «Феномен поликультурной социализации личности»

Педагогика

УДК 37.01

DOI 10.21661/r-117048 С.Н. Жданова

Феномен поликультурной социализации личности

J'

Аннотация

В работе раскрывается сущность поликультурной социализации личности средствами образных полихудожественных арт-технологий. Автор отмечает важность арт-технологий (образных), полихудожественных, психолого-педагогических технологий поддержки и сопровождения в ходе поликультурной социализации учащихся, которые выражаются в способности к активной и эффективной деятельности в многонациональной и поликультурной среде.

I

Ключевые слова: поликультурная социализация учащихся, поликультурная компетентность учащегося, полихудожественные технологии, арт-технологии.

S.N. Zhdanovа

The phenomenon of multicultural socialization of the individual

Abstract

The work gives definition to multicultural socialization of the individual by means of poly-art figurative art technologies. The author shows the importance of art technologies (figurative), poly-art, psychological and pedagogical technologies of support and assistance during student's poly-art socialization, which are expressed in the ability of fast and affective action in multinational and polycultural environment.

I

Keywords: multicultural socialization of students, multicultural competence of student, poly-art technologies, art technologies.

Актуальность привлечения инновационных ресурсов обусловлена необходимостью подготовки педагогов, компетентных в понимании поликультурной социализации учащихся как процесса освоения норм, ценностей, традиций и социальных ролей в поликультурном образовательном пространстве [1].

Формирование поликультурной компетентности преподавателей и учащихся весьма актуальна не только для изначально многонациональных стран, но и для европейского смешения этносов ввиду стихийных перемещений беженцев с востока на север Европы. Искусство разных народов всегда являлось кладезем мудрости и средоточием образов великой силы, чистоты души и школой мобилизации духа в испытаниях. Обращение к образным, полихудожественным и арт-тех-нологиям, обладающим вдохновляющим эффектом в передаче гуманистических ценностей красочной поликультурности мира, является стратегическим педа-

гогическим средством поликультурной социализации нового поколения детей.

Арт-технологии имеют в своей основе ассоциативный строй искусства, затрагивающий глубинные аспекты чувств и внутренней духовной реальности, и позволяют учащемуся понять свои реакции на событийность жизни и выразить их в креативном решении. Применение различных артпедагогических методов в поликультурном воспитании дает возможность учащимся более основательно понять ценность мирного сосуществования народов.

Стержневым средством поликультурной социализации личности концептуально выдвигается образ, раскрывающий сущность феноменов и процессов поликультурности: образ мысли, образ чувств, образ действий, образ поведения, образ народа, образ этнических истоков Я. Задачей педагога является в последовательной поэтапной поликультурной социализации личности использовать систему имеющихся

Pedagogy

образов, своевременно реализуя. развивая, корректируя и трансформируя их на различных этапах сформирования поликультурной компетентности. Образ мира особенно динамично меняется в период детства и отрочества. Условием успешного освоения поликультурности мира является интегративная целостность представлений, где образ Я и образ мира уравновешены благодаря адекватности образной составляющей в поликультурности мира. Образ «Я» - это устойчивое, зафиксированное в смыслонесущих (словесных, цветовых, звуковых, паралингвистических, пантомимических, пространственных, ароматических и временных) аспектах понимания подростком своих этнических истоках Я, включающем образ тела, образ действия, набор способов реагирования, самотождественность в поликультурном пространстве в триединстве компонентов: когнитивного ( понимание способностей, эт-но-внешности, качеств, особенностей национального характера), эмоционального ( самоуважение, гордость за свой народ, уважение к другим народом, самоуничижение), деятельностного компонента ( креативность и энергия в создании образов разных народов). Образ «Я» выполняет важные гармонизирующие функции в поликультурной социализации личности: урегулирует внутреннюю согласованность представлений о самом себе и мотивацию обретения нового опыта поликультурного взаимодействия при освоении мира. Основные требования в применении педагогом совокупности полихудожественных методов заключаются в обеспечении вдохновения как подъема творческих сил человека и в развитии полифонического воображения как «мира синтеза чувств, возвышения и очищения» (Б.П. Юсов) [2].

К инновационным полихудожественным методам относится метод полимодальных шагов, который строится на поэтапном моделировании образа, по лесенке, каждая восходящая ступенька которой отражает образ человека в жесте, мимике, в форме, слове, движении, пространстве и аромате. Авторская техника полимодальных шагов дает возможность, оттолкнувшись от одной ипостаси образа переходить к другой модальности по алгоритмому деятельности в процессе поликультурного освоения социума. Алгоритм проведения занятий - прохождение участниками «лесенки модальностей» по мере «созревания» образа.

Полихудожественные и арт-педагогические технологии являются универсальными в раскрытии ода-ренностей учащегося и способствуют эффективной поликультурной социализации личности посредством соприкосновения с искусством, с образным началом как стратегическим средством выражения отношения к миру. Достаточными психолого-педагогическими условиями, выводящими на эффективность поликультурной социализации учащихся являются: активизация эмоционально-волевой сферы учащихся посредством полихудожественных (метод полимодальных шагов) и

артпедагогических методов; осуществление психолого-педагогической поддержки и коррекции негативных состояний).

Выбор социально-педагогического подхода как научно-исследовательской стратегии обусловлен соответствием ведущих идей, принципов и технологий цели и задачам поликультурного воспитания, необходимостью выявления новых социальных рисков, влияющих на травматичность поликультурного мировоззрения каждого нового поколения учащихся [3].

Социально-педагогическая компетентность педагога включает эффективное применение методов психолого-педагогической поддержки становления поликультурной позиции учащегося, способов интериори-зации внешних влияний поликультурной среды в ходе освоения, рефлексивности; координационно-регулиру-ющих способов согласования взаимодействия субъектов поликультурной деятельности для обеспечения социально-психологического комфорта жизнедеятельности учащихся во всем многообразии полЬкультурной среды: от волонтерских социальных проектов до региональных и международных конкурсов, выставок, соревнований, фестивалей; социоигровых методов вовлечения в процесс освоения поликультурных норм [3].

Социоигровая педагогика, по своей сути, несет социализирующий смысл, поскольку реализуется как игра в поведение, исполнение разных социальных ролей. Эффективность социоигровой педагогики в развитии человеческих качеств и направленность на освоение социальных ролей позволяет выбрать ее в качестве «сквозной» в процессе мироосваивающей деятельности и поликультурного воспитания учащимися [2].

Обращаем внимание на значении профилактического взаимодействия обучающихся, организуемое педагогом в поликультурном аспекте. Анализ содержания и структуры профилактического взаимодействия обнаруживает многообразие его определений в философских, социологических, психологических, педагогических исследованиях, трактующих взаимодействие как систему взаимообусловленных действий субъектов (М. Вебер); как принцип познания явлений, их частей, сторон, особенностей (А.И. Абрамов); особый тип отношения (с взаимовлиянием и взаимоизменением) (Л.Ф. Обухова); процесс развивающий, формирующий личность (Ю.К. Бабанский), как результат и процесс, стратегию и технологию деятельности субъектов (Р.В. Овчарова) [2].

Опираясь на представленные идеи, отметим, что трактовка профилактического взаимодействия педагога с обучающимися как педагогического средства оперативной помощи с превентивным функционалом мобилизации сил и ресурсов воспитанника, носит инновационный характер. Среди многих видов социально-педагогической помощи (информационной, ситуативной, срочной, оперативной, стимулирующей) мы выделяем оперативную как наиболее соответствующую

Interactive science | 11 • 2017

51

Педагогика

требованиям превентивности в преодолении трудностей подростков до совершения какого-либо нарушения или противоправного действия против носителей других культур. С этих позиций профилактическое взаимодействие в ходе экспериментальной работы осуществлялось в виде организационно-коммуникативного взаимодействия педагога и обучающихся в полиэтническом пространстве и выполняло функции: социализирующую (активизация в освоении норм, правил и условий поведения в поликультурном обществе), превентивную (систематическое предупреждение отклонений), регу-

лятивно-коммуникативную (модерация взаимодействия субъектов поликультурного диалога на основе приемлемых принципов и норм) [2].

Резюмируя вышеизложенное, подчеркнем актуальность арт-технологий (образных), полихудожественных, психолого-педагогических технологий поддержки и сопровождения в ходе поликультурной социализации учащихся, выражающейся в способности к активной и эффективной деятельности в многонациональной и поликультурной среде.

Литература

1. Зарецкая И.И Поликультурное воспитание как поддержка успешной социализации личности / И.И. Зарец-кая // Материалы III-я Международной научно-практической конференции «Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://net-edu.ru/sites/default/files/file/sec6_st3.pdf

2. Жданова С.Н. Социум и школьник: методология педагогического исследования взаимодействия: Монография / С.Н. Жданова, С.В. Сальцева. - М.: Изд-во УРАО, 2010. - 185 с.

3. Жданова С.Н. Социально-педагогический подход в поликультурном воспитании [Текст] / С.Н. Жданова // Педагогический опыт: теория, методика, практика: Материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 окт. 2015 г.). В 2 т. Т. 1 / Редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. -№3 (4) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-articles/164/Action164-13273.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.