Научная статья на тему 'Вуз, формирующий пространство культуры'

Вуз, формирующий пространство культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вуз, формирующий пространство культуры»

ЮБИЛЕЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

В. Я. Рушанин

ВУЗ, ФОРМИРУЮЩИЙ ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ

В 2013 г. исполнилось 45 лет с момента основания Челябинской государственной академии культуры и искусств.

Постановление Совета Министров СССР № 1062 об организации государственного института культуры в г. Челябинске было подписано 20 ноября 1967 г., а 1 октября 1968 г. первые студенты нового вуза приступили к учебе. Челябинский государственный институт культуры стал пятым в Советском Союзе и первым в Урало-Сибирском регионе высшим учебным заведением подобного профиля.

Институт начинал свою деятельность в составе трех факультетов: библиотечного,

культурно-просветительского и музыкальнопедагогического (в то время единственного в стране факультета в структуре институтов культуры, работавшего по консерваторским учебным планам и программам). Свидетельство востребованности нового вуза - высокий конкурс среди абитуриентов за право стать студентом института культуры: более 5 человек на место. Молодой вуз стремительно рос, отвечая потребностям развития сферы культуры и искусства региона: в начале 1970-х гг. были открыты учебно-консультационные пункты в Свердловске, Тюмени, Целинограде (Астана).

Своеобразными вехами развития вуза стало его преобразование в 1991 г. в Челябинский государственный институт искусства и культуры, а в 1999 - в Челябинскую государственную академию культуры и искусств. Изменение статуса вуза в 1990-х гг. стало закономерным следствием работы руководства академии (первых ректоров - П. В. Сапронова и А. П. Грая), всего профессорско-преподавательского коллектива по совершенствованию материально-технической базы, формированию и утверждению авторитета научных

и творческих школ вуза, реализации его научно-педагогического потенциала.

К началу XXI в. академия представляла собой многопрофильный научно-образовательный комплекс, органично сочетающий в себе качественное образование, творческую инициативу и научный поиск. Статусу академии в полной мере соответствует внешний облик вуза, превратившегося в подлинный храм образования, науки, культуры и искусства. Академию по праву стали называть крупнейшим и ведущим вузом культуры в Уральском регионе.

Выход на эти рубежи (достижение такого результата) не был простым, в нем - прямой итог огромных усилий коллектива вуза, сумевшего мобилизоваться и консолидироваться для решения неотложных задач в ответ на образовательные и культурные вызовы нашей эпохи.

Программа развития Челябинской государственной академии культуры и искусств (2002-2007 гг.), принятая на заседании ученого совета 24 июня 2002 г., фиксируя достигнутые результаты, обозначила новые векторы развития вуза. Приоритетами деятельности научно-педагогического коллектива декларировались повышение конкурентоспособности вуза на региональном и федеральном рынках труда и знаний, развитие академии как учреждения непрерывного многоуровнегого образования, формирование уникального имиджа вуза. Механизмами модернизации деятельности стали интеграция образования, науки и инноваций, развитие современных систем менеджмента, освоение образовательных технологий XXI в.

В качестве долговременных базовых принципов развития академии были определены целостность, системность, релевантность

7

образования, его гуманизация, вариативность учебных программ и специализации обучения, инновационность во всех сферах деятельности, открытость для сотрудничества, ориентация образования на традиционные ценности, здоровый образ жизни, сохранение и развитие национальных культур и патриотизма.

В этот период почти в три раза (с 14 до 40) выросло число специальностей и направлений, по которым велась подготовка специалистов. Подавляющая часть специальностей и направлений соответствует профилю академии, который дополнился образовательными программами гуманитарного, педагогического, экономического профиля. Расширение образовательных программ позволило существенно увеличить число абитуриентов и иметь в течение пятилетия самый высокий конкурс среди поступающих по вузам Челябинской области. Кроме того, академия стала осваивать новые уровни высшего образования: инновационная для вузов культуры программа бакалавриата реализуется с 1996, а магистратуры - с 2006 г.

В марте 2008 г. ученый совет академии в рамках плана реализации системы менеджмента качества утвердил миссию вуза: Челябинская государственная академия культуры и искусств - один из ведущих вузов Российской Федерации в сфере культуры и искусства, формирующий культурное пространство России и в первую очередь Уральского региона; его цель - включение в глобальные и общенациональные социокультурные процессы путем создания инновационной образовательной среды, направленной:

- на интеграцию усилий и интересов органов власти всех уровней, отечественных и зарубежных деятелей науки, культуры и искусства, местного сообщества в реализации культурного развития территории и страны;

- освоение, сохранение и генерацию опыта культуротворчества;

- подготовку специалистов, способных и готовых к самостоятельной социально ориентированной исследовательской и творческой деятельности.

Данная цель определяла вектор развития академии на протяжении последнего пятилетия. Темпы этого развития поистине впечатляют. В структуре современного вуза 3 института, 8 факультетов и 32 кафедры. В академии обучается более 5100 студентов.

В 2007-2012 гг. лицензировано 12 новых образовательных программ высшего профессионального образования, среди которых половина - магистратуры.

Сегодня в академии реализуется 33 образовательные программы по стандартам второго поколения (10 - бакалавриата и 23 - подготовки специалистов) (в 2007 г. - 32) и 35 по Федеральным государственным образовательным стандартам, стандартам третьего поколения (24 - бакалавриата, 6 - подготовки специалистов, 5 - магистратуры). В 2011 г. лицензирована общеобразовательная программа «Дополнительное образование детей художественно-эстетической направленности».

В настоящее время вуз осуществляет образовательные программы по 7 укрупненным группам направлений подготовки и специальностей: 030000 Гуманитарные науки;

040000 Социальные науки; 050000 Образование и педагогика; 070000 Культура и искусство; 080000 Экономика и управление; 100000 Сфера обслуживания; 230000 Информатика и вычислительная техника.

Развитие образовательного пространства вуза - закономерное следствие реализации его научно-творческого потенциала, фундаментом которого выступает научно-исследовательская и концертно-творческая работа.

Априори предполагается, что интенсивность и продуктивность научно-исследовательской деятельности определяет качество и работы профессорско-преподавательского состава, и процесса обучения (его содержания и организации), и его результатов (наших выпускников). Данное положение применительно к вузу культуры и искусства требует принципиального уточнения: возможность и необходимость профессиональной самореализации преподавателей и студентов предполагает осуществление не только исследовательской,

8

но и художественно-исполнительской деятельности. Формирование уникальной атмосферы научного и творческого поиска - отличительная черта Челябинской государственной академии культуры и искусств.

Научно-исследовательскую инфраструктуру вуза, обеспечивающую повышение научного потенциала профессорско-преподавательского состава академии, формируют диссертационные советы, аспирантура, издательская деятельность (в первую очередь научный журнал «Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств»), научноисследовательские и научно-образовательные структуры (институты, центры, лаборатории).

Первый диссертационный совет по специальности 03.14.01 «Теория и история культуры» по присуждению ученой степени кандидата культурологии был открыт в академии в 1996 г. С 2008 г. в вузе работает два докторских диссертационных совета с возможностью присвоения ученых степеней по педагогическим, историческим, философским наукам, культурологии и искусствоведению:

1. Д 210.020.02 по специальностям: 05.25.03 Библиотековедение, библиографоведение и книговедение, 13.00.05 Теория, методика и организация социально-культурной деятельности;

2. ДМ 210.020.01 по специальностям:

09.00.13 Философская антропология, философия культуры, 24.00.01 Теория и история культуры.

В 2007-2011 гг. преподавателями и сотрудниками было защищено 7 докторских и 43 кандидатских диссертаций. В 2012 г. в диссертационных советах академии было защищено 27 диссертаций (в 2011 - 17).

Качество образования и, соответственно, выпускников академии задается в первую очередь уровнем и интенсивностью педагогической, творческой и научно-исследовательской активности научно-педагогического коллектива, в составе которого около 80 % педагогов, имеющих ученые степени и звания, в том числе 43 доктора наук, профессора, 140 кандидатов наук, доцентов. Государственных наград и

почетных званий Российской Федерации в области культуры и искусства, образования и науки за крупные научно-педагогические и художественно-творческие достижения удостоены 90 педагогов, из них - 8 действительных членов и членов-корреспондентов российских общественных академий. Свои научные школы развивают известные ученые академии, доктора наук, профессора Н. Г. Апухтина, Т. Ф. Берестова, М. Е. Дуранов, Р. А. Литвак, В. С. Неве-лева, Т. Д. Рубанова, В. С. Цукерман.

Институцией, обеспечивающей рост квалификационных характеристик профессорско-преподавательского состава, является аспирантура. В аспирантуре академии реализуются образовательные программы послевузовского профессионального образования по 8 научным специальностям: 05.25.03 Библиотековеде-

ние, библиографоведение и книговедение;

07.00.02 Отечественная история; 09.00.13 Философская антропология, философия культуры; 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.05 Теория, методика и организация социально-культурной деятельности; 13.00.08 Теория и методика профессионального образования; 17.00.02 Музыкальное искусство; 24.00.01 Теория и история культуры.

В 2012 г. была лицензирована образовательная программа послевузовского профессионального образования для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки по творческо-исполнительской специальности «Искусство музыкально-инструментального исполнительства (фортепиано)». Данный выбор продиктован авторитетом заслуженного деятеля искусств РФ, заведующего кафедрой специального фортепиано, профессора Е. А. Левитана.

В настоящее время в аспирантуре академии обучается 85 аспирантов и 37 соискателей.

Вектор на интеграцию исследований в различных сферах социального и гуманитарного познания реализуется в академии в деятельности научно-исследовательских и научно-творческих объединений, структур. Их работа обеспечивает продуктивность научных

9

исследований и разработок, нацелена на реализацию разнообразных научных и издательских проектов, взаимодействие с ведущими учеными и научными центрами страны и региона. Сегодня в академии действует 7 подобных объединений: Научно-образовательный центр

«Информационное общество»; Институт культуры детства; Центр чтения; Центр «Медиакультура»; Центр традиционной культуры; Центр социальной теории и проблем социокультурных трансформаций; Центр изучения социокультурных проблем развития личности и подготовки специалистов.

Принципиальное значение и для объективации результатов научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского коллектива академии, и для их внешней презентации и экспертизы имеет, во-первых, организация и проведение научных мероприятий различного масштаба, во-вторых, издание собственного научного журнала.

За 45 лет своей истории академия инициировала проведение более 120 конференций, в течение же последних пяти лет было проведено более 50 научных форумов различного уровня. Среди крупнейших и регулярных конференций: Славянский научный собор,

Лазаревские чтения, ежегодная научнопрактическая конференция профессорско-преподавательского состава академии «Культура - искусство - образование», научнотворческий форум «Молодежь в науке и культуре XXI века», студенческая научная конференция. При этом формируются новые исследовательские традиции, форматы, направления научного поиска и общения, что позволяет говорить о нашем вузе как площадке, задающей вектор переосмысления современных социокультурных практик и процессов. В качестве примера можно привести всероссийские научно-практические конференции «Информационно-коммуникационные технологии и электронные ресурсы в системе культурноцивилизационных преобразований», «Региональные проблемы истории книжного дела», интеллектуальный форум «Чтение на Евразийском перекрестке».

«Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств» включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов. При этом, в первую очередь за счет целенаправленных усилий редакции, он имеет самый высокий импакт-фактор среди научных журналов вузов Министерства культуры РФ.

Одним из путей решения проблемы оценки качества академической образовательной системы, по мнению ректората, становится расширение «присутствия» академии в международном, общероссийском и региональном научном и культурно-творческом пространстве (форумы, фестивали, конкурсы, гранты, исследовательские и творческие проекты, публикации, концерты и гастроли).

В 2010-2013 гг. свыше 3500 студентов академии приняли участие в более чем 110 творческих и научных форумах различного уровня. География интеллектуальнотворческого присутствия вуза: Германия,

Швейцария, Финляндия, Чехия, Украина; в России - Москва, Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Новосибирск, Абакан, Екатеринбург, Тюмень, Оренбург, Курган, Челябинск.

Место академии в системе подготовки специалистов в области культуры и искусства определяется и особенностями ее международной активности. В настоящее время академия от частных контактов преподавателей переходит к системе международного сотрудничества, в рамках которой разработаны программы взаимодействия с творческими, образовательными и научными структурами ближнего и дальнего зарубежья: Институтом

музыки им. Ф. Шопена (Польша), Российским домом науки и культуры в Берлине (Германия), Софийским государственным университетом библиотековедения и информационных технологий, Международной школой «Славянский путь» (Болгария), Ташкентским государственным институтом культуры им. А. Ка-дыри (Узбекистан), Финской академией художеств (г. Хельсинки), Таджикским государственным институтом искусств им. М. Тур-сун-заде (г. Душанбе).

10

Только за последний год осуществлено более 20 международных проектов, в которых приняли участие преподаватели и студенты академии. Так, творческие коллективы вуза были отмечены дипломами международных фестивалей: «Жемчужина Востока» (Китай, города Пекин и Далянь), «Хрустальная Лира» (Франция, г. Пиковиль), «Музыкальная Адриатика» (Италия, города Римини и Риччио-не); Международного конкурса научноисследовательских и творческих работ «Читающая Евразия», посвященный 100-летию Л. Н. Гумилёва. Проекты академических обменов в 2012 г. были реализованы в рамках договоров о сотрудничестве с Университетом музыки им. Ф. Шопена (Польша, г. Варшава). Университетом библиотековедения и информационных технологий (Болгария, г. София), Международной летней школой культуры, искусства и ремесел «Славянский путь» (Болгария, г. Несебр), Белорусским государственным университетом культуры и искусств (г. Минск).

Чрезвычайно насыщена концертнотворческая деятельность академии. На базе вуза действуют 16 творческих коллективов, ставшие своеобразными учебно-творческими лабораториями для студентов. Эти творческие объединения с успехом представляют вуз и Челябинскую область на международных и всероссийских конкурсах и фестивалях. В последние годы студенты и творческие коллективы получили высокую оценку профессионалов и широкой аудитории в странах дальнего (Германия, Италия, США, Финляндия, Франция, Чехия, Китай, Сербия) и ближнего зарубежья (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан).

Ежегодно результат этой напряженной работы выражается в десятках дипломов и медалей победителей областных, региональных, общероссийских и международных конкурсов. Руководство коллективами осуществляют высокопрофессиональные и опытные специалисты, известные в регионе хореографы и музыканты: народные артисты РФ, профессора Г. С. Зайцева, В. Г. Лебедев; заслуженные артисты РФ, профессора В. И. Панфёров, А. А. Аб-

дурахманов; заслуженные работники культуры РФ, профессора Л. И. Шутова, И. А. Игнатьев, Н. И. Бухарина, Л. И. Ерёмин и мн. др.

Академия инициирует и проводит целый ряд мероприятий, среди них профессиональные творческие форумы, конкурсы, фестивали различных уровней (внутриакадемические, городские, областные, региональные, всероссийские, международные): Международный конкурс пианистов им. С. Нейгауза, региональный конкурс балетмейстеров, конкурс исполнителей народной песни «Надежда», хореографический конкурс «Детство» и мн. др.

В музыкальных учебных заведениях, училищах и колледжах культуры Южного Урала преподавателями кафедр академии систематически проводятся мастер-классы, сольные и класс-концерты. В стенах вуза создавались такие широко признанные коллективы, как Челябинский государственный камерный театр, Театр современного танца, Мастерская новой пьесы «Бабы», Государственный народный оркестр «Малахит», Новый художественный театр. Новые художественные проекты, интересный репертуар, концертная деятельность побуждают учащихся академии к профессиональному совершенствованию, творческим открытиям и новым успехам.

Безусловно, яркую насыщенную жизнь творческого вуза создают студенты. Их победы и успехи на всероссийском и международном уровне - это результат работы звездного профессорско-преподавательского состава, который формировался с первых дней существования вуза. Сегодня здесь продолжают работать люди, стоявшие у истоков создания: В. М. Рябков, Т. Б. Нарская, Т. М. Синецкая, В. А. Петров, В. С. Цукерман и др.

Многие годы работали в академии такие признанные ученые, как доктор филологических наук, профессор, первый проректор по учебной и научной работе А. И. Лазарев; филолог, член Союза писателей РФ, профессор Л. П. Гальцева. Сегодня в академии трудятся известные деятели науки: доктора философских наук, профессора В. С. Цукерман, Н. Г. Апухтина, В. С. Невелева; доктор

11

исторических наук, профессор В. С. Толсти-ков; доктора педагогических наук, профессора Р. А. Литвак, М. Е. Дуранов, В. Н. Худяков, Т. Ф. Берестова, Т. Д. Рубанова; доктора искусствоведения, профессора В. В. Бычков, Б. Ф. Смирнов; доктор филологических наук, профессор В. Я. Аскарова и др.

Целая плеяда известных деятелей искусства и творцов работают в академии, принося ей славу и известность, в их числе А. А. Абдурахманов, В. Г. Герасимов, Л. Д. Ивлева, Е. В. Калужских, В. И. Лавришин, В. Г. Лебедев, Е. А. Левитан, Н. Н. Малыгин, В. И. Панфёров, Б. П. Потеряев, Л. И. Шутова и др.

Результативность образовательной, научной и творческой деятельности вуза обеспечивается соответствующей инфраструктурой. Академия располагает 5 учебными корпусами, учебным театром на 430 и концертным залом на 240 мест, оркестровыми, хореографическими, хоровыми, театральными классами, кабинетами звукозаписи, музыки, режиссуры, фольклорным.

Информационно-коммуникационная инфраструктура академии объединяет в несколько локальных сетей 420 компьютеров, 15 компьютерных классов, 22 аудиторных и 15 мобильных технических комплексов. На приобретение компьютерного, коммуникационного, телевизионного оборудования, организационной техники было израсходовано в 2007-2012 гг. более 13 млн руб. Созданы два информационно-технических подразделения: информационно-вычислительный центр и лаборатория информационных технологий кафедры информатики. Информационнокоммуникационный комплекс вместе с библиотекой, вузовским телевидением и издательским

центром образует уникальную систему информационного обеспечения академии.

Вуз располагает двумя общежитиями на 1000 мест, летним спортивно-оздоровительным лагерем «Мелодия». В октябре 2013 г. вступил в строй современный учебно-спортивный комплекс площадью 1600 м2.

Юбилей alma mater - это повод обозначить «вехи» пройденного пути, но не только... За 45 лет вуз подготовил более 30 тысяч специалистов, бакалавров и магистров для сферы социально-культурной деятельности, документальных и социальных коммуникаций, музыкального и театрального искусства, народного художественного творчества.

Масштаб достигнутого задает новый горизонт для движения вперед. Перспективы его закреплены в Программе развития Челябинской государственной академии культуры и искусств на 2012-2016 гг., утвержденной ученым советом 28 мая 2012 г. Стратегической целью становится превращение вуза в образовательный центр, интегрированный в мировое, национальное и региональное научное, образовательное, культуротворческое пространство. Общими приоритетами на этом пути остаются обретение собственной уникальности в культурном ландшафте региона и страны через всестороннее претворение научно-исследовательского и инновационного потенциала вуза, расширение участия в международных образовательных, культурных и исследовательских программах и проектах, повышение мобильности студентов, выпускников и научно-педагогического коллектива (их востребованности на региональном, национальном и международном рынке труда).

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.