Научная статья на тему 'Не останавливаясь на достигнутом'

Не останавливаясь на достигнутом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Не останавливаясь на достигнутом»

Владимир Яковлевич Рушанин

НЕ ОСТАНАВЛИВАЯСЬ НА ДОСТИГНУТОМ

В 2008 г. Челябинская государственная академия культуры и искусств отмечает праздничную дату - 40-летие со дня своего основания.

Вуз был создан вначале как Челябинский государственный институт культуры, став первым на Урале и в Западной Сибири высшим учебным заведением подобного профиля. Торжественное открытие ЧГИК состоялось 1 октября 1968 г. Институт начинал свою деятельность в составе трех факультетов: библиотечного, культурно-

просветительского и музыкально-педагогического (в то время единственного в стране факультета в структуре институтов культуры, работавшего по консерваторским учебным планам и программам). Много сил становлению вуза было отдано первым ректором П. В. Сапроновым. Благодаря его организаторскому таланту, творческой инициативе и, конечно, поддержке и энергии молодого коллектива преподавателей, период с конца 1960-х по 1970-е гг. вошел в историю ЧГАКИ одним из самых запоминающихся, ярких и плодотворных этапов.

Дальнейшее развитие вуза привело к преобразованию в 1991 г. института культуры в Челябинский государственный институт искусства и культуры (ЧГИИК), а в 1999 г. - в Челябинскую государственную академию культуры и искусств (ЧГАКИ).

Юбилейные даты традиционно связаны не только с подготовкой торжеств и получением поздравлений, но всегда и с размышлениями о проделанной за последние годы работе, с оценкой ее итогов и определением новых задач на будущее.

Сегодня ЧГАКИ позиционирован как многопрофильный учебно-научный комплекс, органично сочетающий в себе качественное образование, творческую инициативу и научный поиск. Статусу академии в полной мере соответствует внешний облик вуза. Преобразившись в течение несколь-

ких последних лет, осовремененные учебные корпуса ЧГ АКИ и прилегающая к ним территория стали одной из достопримечательностей, настоящим украшением центральной части Челябинска.

По общему мнению, наша академия сейчас находится на этапе уверенного, устойчивого поступательного развития. Вуз как будто обрел второе дыхание, он превратился в подлинный храм образования, науки, культуры и искусства. Академию по праву стали называть крупнейшим и ведущим вузом культуры в Уральском регионе.

Признаемся, выход на эти рубежи, достижение такого результата не был простым, в нем - прямой итог огромных усилий коллектива вуза, сумевшего мобилизоваться и консолидироваться для решения неотложных задач в ответ на образовательные и культурные вызовы нашей эпохи.

Итак, путь был не легок. Вспомним, что развитию академии в 1990-е гг. серьезно препятствовала экономическая и социально-политическая нестабильность, отличавшая молодую российскую государственность. Как свидетельство недавнего прошлого - отрывок из доклада ректора

А. П. Грая к 25-летию ЧГИК в 1993 г.: «Финансово-экономическое положение вуза с каждым годом становится все более трудным (как и во всей высшей школе). Происходит незаметное, на первый взгляд, но чреватое последствиями сокращение отдельных видов деятельности. Невероятно трудно приобретать и содержать инструментарий, заниматься издательским делом, просто стабильно работать».

И все-таки в кризисный период недо-финонсирования и неопределенности коллективу академии удалось выстоять, сохранить позиции вуза в образовательном пространстве Южного Урала. Более того, выстояв, преподаватели и сотрудники в начале 2000-х гг. смогли определиться с путем

выхода из тяжелой в организационном и материальном отношении ситуации, нашли силы для создания и последующей реализации масштабной программы модернизации вуза.

В соответствии с Программой развития ЧГАКИ на 2002-2007 гг. была проделана большая работа с целью повышения конкурентоспособности вуза на региональном и федеральном рынках труда и знаний, развития академии как учреждения непрерывного многоуровнегого образования, формирования уникального имиджа ЧГАКИ. Модернизация учебной деятельности велась на основе интеграции образования, науки и инноваций, развития современных систем менеджмента, освоения образовательных технологий XXI в. Во главу угла было поставлено удовлетворение потребности каждой личности в получении доступного и качественного образования, в приобретении необходимой квалификации, в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

В качестве долговременных базовых принципов развития ЧГАКИ были определены целостность, системность, релевантность образования, его гуманизация, вариативность учебных программ и специализации обучения, инновационность во всех сферах деятельности, открытость для сотрудничества, ориентация образования на традиционные ценности, здоровый образ жизни, сохранение и развитие национальных культур и патриотизма.

Правильность выбранного курса Программы пятилетнего развития на 2002-

2007 гг. получила первое подтверждение уже в 2004 г. в ходе проведения государственной аттестации, аккредитации и лицензирования образовательной и научной деятельности ЧГАКИ. И в последующий период оценка эта не изменялась, оставаясь только положительной.

Если говорить о сегодняшнем дне, то вуз объединяет семь факультетов с дневной и заочной формами обучения, более 30 ка-

федр. Вырос контингент студентов - в академии их учится в общей сложности около шести тысяч, в том числе из многих регионов России, а также из других стран.

За шесть лет, с 2002 по 2008 г., почти в три раза (с 14 до 40) выросло число специальностей и направлений, по которым ведется подготовка специалистов. Большая часть специальностей и направлений соответствует профилю академии. Ведется также подготовка студентов по гуманитарному, педагогическому, экономическому профилям. Неизменно пользуются популярностью у абитуриентов традиционные специальности: «Социально-культурная

деятельность», «Народное художественное творчество», «Актерское искусство», «Режиссура театра», «Режиссура театрализованных представлений и праздников», «Музыкальное образование», «Вокальное искусство», «Библиотечно-информационная деятельность» и др. Среди представленных сегодня в вузе специальностей - в том числе такие современные, как «Экономика и управление на предприятии (культуры и искусства)», «Связи с общественностью», «Музейное дело и охрана памятников», «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Издательское дело», «Книгораспространение», «Реклама», «Режиссура кино и ТВ» и др.

Расширение образовательных программ позволило ЧГАКИ существенно увеличить число абитуриентов, и добиваться в течение трех последних лет самого высокого конкурса среди поступающих по вузам Челябинской области.

В академии сложилось и успешно функционирует двухцикловое высшее образование - бакалавриат и магистратура.

Гордостью вуза являются научная библиотека с книжным фондом более 320 тыс. экз., собственные центр учебного телевидения, студия звукозаписи и издательство. На базе ЧГАКИ действует целый музейный комплекс, состоящий из не-

скольких музеев, в том числе таких эксклюзивных, как, например, Музей книги.

Кадровый потенциал академии соответствует нормативным и лицензионным требованиям. Численность профессорско-преподавательского состава 226 человек, из которых более 40 имеют ученые степени и звания докторов наук, профессоров, более 100 - кандидатов наук, доцентов. Восемь человек являются действительными членами и членами-корреспондентами российских и международных академий, более 70 преподавателей имеют почетные звания («Народный артист РФ», «Заслуженный деятель искусств РФ», «Заслуженный артист РФ», «Заслуженный работник высшей школы РФ», «Заслуженный работник культуры РФ» и др.).

Академия ведет подготовку и переподготовку кадров по трем уровням обучения: довузовскому (подготовительные курсы), высшему профессиональному, послевузовскому (аспирантура, профессиональная переподготовка).

Подготовительное отделение было открыто в 1976 г., впоследствии преобразовано в подготовительные курсы, а в настоящее время представляет собой институт довузовской подготовки. Важное направление деятельности академии связано с Институтом дополнительного профессионального образования ЧГАКИ. Проводимая этим подразделением работа по переподготовке специалистов в сфере культуры, многочисленные программы и семинары с участием лидеров отрасли получили отличные отзывы, широкий общественный резонанс не только на Урале, но и в общероссийском масштабе.

Послевузовское образование осуществляется в аспирантуре по специальностям: «Отечественная история», «Теория и история культуры», «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение», «Общая педагогика, история педагогики и образования», «Теория, методика и органи-

зация социально-культурной деятельности», «Теория и методика профессионального образования», «Религиоведение, философская антропология, философия культуры», «Музыкальное искусство».

С 1996 г. действовал диссертационный совет 03.14.01 - «Теория и история культуры» - по присуждению ученой степени кандидата культурологии. Только за три последних года им были проведены защиты 20 диссертаций аспирантов и соискателей. Также на базе ЧГАКИ действовали и разовые диссертационные советы. А в 2008 г. в вузе открыто два докторских совета по специальностям 05.25.03 («Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»), 13.00.05 («Теория, методика и организация социально-культурной деятельности»); 24.00.01 («Теория и история культуры»), 09.00.13 («Религиоведение, философская антропология, философия культуры»). Уже в ближайшее время в них ожидаются первые защиты.

Численность аспирантов в академии на конец 2007/2008 учебного года составляла 75 человек, численность соискателей -более 100 человек. Активную деятельность ведет Клуб молодых ученых ЧГАКИ. В научных исследованиях принимают участие и студенты. Большой массовостью отличаются ежегодные итоговые научные студенческие конференции, регулярным стал внут-ривузовский конкурс научных студенческих работ, лучшие из которых публикуются в академическом сборнике и отправляются на Всероссийский конкурс. В конкурсах среди вузов Челябинской области на лучшую организацию НИРС академия традиционно занимает ведущие места.

Академией выстроена инфраструктура для дистанционного обучения. География образовательной деятельности ЧГАКИ простирается с востока на запад - от Кургана до Уфы, с юга на север - от Магнитогорска до Ханты-Мансийска. На этом многонациональном пространстве соприкаса-

ются и взаимодействуют разные культуры. По сути, здесь пересекаются культурные традиции Запада, Востока и Севера. В этих условиях вуз, учитывая фактор полиэтнич-ности культур, всегда ориентировался на сохранение и развитие единого и многомерного культурно-образовательного пространства.

Большое значение придается в ЧГАКИ установлению межрегиональных связей с органами управления культуры. Заключены договора о совместной подготовке кадров с Министерствами культуры Свердловской и Челябинской областей, Комитетом по культуре и искусству Курганской области и Ханты-Мансийского национального округа, с Министерством культуры и национальной политики Республики Башкортостан. Академия выполняет целевой заказ по подготовке высококвалифицированных специалистов в области культуры и искусства. Преподаватели вуза принимают участие в обсуждении документов, направленных на развитие культуры и образования в регионах Урала и Сибири.

С 1994 г. в академии начала утверждаться двухуровневая система непрерывного образования «колледж/училище -академия». На сегодня она выстроена и проверена временем. Академия заключила договоры на подготовку специалистов в рамках непрерывного образования с такими средними профессиональными учреждениями, как Свердловское областное училище культуры и искусств, Курганское областное училище культуры, Башкирский республиканский техникум культуры, Уфимский колледж библиотечного дела и массовых коммуникаций, Челябинский колледж культуры.

Создан образовательный округ ЧГАКИ, объединяющий около 30 учреждений высшего и среднего профессионального образования, общего и дополнительного образования детей.

Место ЧГАКИ в системе подготовки специалистов в области культуры и искусства определяется также особенностями ее международного сотрудничества. В настоящее время академия от частных контактов преподавателей переходит к системе международного сотрудничества. Создан международный отдел ЧГАКИ, который курирует решение данных вопросов. В последние годы налажены связи с учреждениями, организациями культуры и искусств Германии, стран Восточной Европы и СНГ. В вузе обучаются студенты из Монголии, Казахстана, Белоруссии, Узбекистана, Таджикистана.

На базе академии существуют 24 творческих коллектива, ставшие своеобразными учебно-творческими лабораториями для студентов. Из них 12 - на музыкальнопедагогическом факультете, 3 коллектива -на исполнительском факультете, 3 - на театральном, 1 - на культурологическом, 5 - на хореографическом факультетах. Эти творческие единицы с успехом представляют вуз и Челябинскую область на международных и всероссийских конкурсах и фестивалях. Австрия, Германия, Польша, Чехия, Таллин, Москва, Волгоград, Тюмень, Новосибирск, Омск, Екатеринбург, Владимир, Саранск - вот неполная география их выступлений.

Каждый год ощутимый результат этой напряженной работы выражается в десятках дипломов и медалей победителей областных, региональных, общероссийских и международных конкурсов. Руководство коллективами осуществляют высокопрофессиональные и опытные специалисты, известные в регионе хореографы и музыканты: засл. артист РФ, профессор В. И. Панфёров; засл. артист РФ, профессор А. А. Абдурахманов; засл. работники культуры РФ, профессора Л. И. Шутова, И. А. Игнатьев; засл. работники культуры РФ, доценты Н. И. Бухарина, Л. И. Ерёмин.

Широка и многообразна концертнотворческая деятельность в академии. Вуз силен своими традиционными конкурсами, которые на протяжении многих лет проходят на высоком уровне. Это региональный конкурс балетмейстеров, конкурс исполнителей народной песни «Надежда», хореографический конкурс «Детство» и др.

В музыкальных учебных заведениях, училищах и колледжах культуры Южного Урала преподавателями кафедр ЧГАКИ систематически проводятся мастер-классы, сольные и класс-концерты. Академия готовит кадры для драматических театров Челябинска, а также для Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М. И. Глинки. В стенах вуза создавались такие широко признанные коллективы, как Челябинский государственный камерный театр, Театр современного танца, Мастерская новой пьесы «Бабы», Государственный народный оркестр «Малахит», Новый художественный театр. Студенты и преподаватели академии участвуют в различных международных конкурсах, в гастрольных поездках за рубеж с концертными программами (Португалия, Италия, Австрия, Болгария, Финляндия, Дания).

Новые художественные проекты, интересный репертуар, концертная деятельность побуждают учащихся академии к профессиональному совершенствованию, творческим открытиям и новым успехам.

Челябинская государственная академия культуры и искусств является одной из крупных научных площадок в области гуманитарных наук. В вузе осуществляются фундаментальные, прикладные и научнопрактические разработки по девяти отраслям науки: искусствоведение, исторические науки, культурология, библиотековедение, библиографоведение, книговедение, педагогические науки (2 направления), философские науки, экономика. Активно работают научно-творческие объединения про-

фессорско-преподавательского состава, прежде всего: Институт педагогических исследований, Центр детского чтения, Центр профессионального речевого мастерства «Эфир», Институт культуры детства, Институт культурологических исследований.

В вузе плодотворно действует научная школа В. С. Цукермана по теории, истории культуры и социокультурной ситуации на Урале.

Академия регулярно выступает организатором региональных и международных конференций, на которых ученым предоставляется возможность обмениваться своими достижениями - таких как: «Актуальные проблемы современной культуры детства», «Природное и культурное наследие Урала», Славянский научный собор и др. Заметной на Урале, привлекающей молодых ученых, является традиционная конференция «Молодежь в науке и культуре XXI века». География ее участников сегодня представлена не только городами РФ (Смоленск, Орел, Омск, Красноярск, Екатеринбург, Тюмень, Курган и др.), но и Германией, Чехией, Казахстаном.

Представители вуза принимают активное участие в работе научных конференций в России и за рубежом. Так, в 2007-

2008 гг. 75 преподавателей академии выступили на более чем 40 конференциях, форумах и симпозиумах, проходивших в ведущих научных центрах США, стран СНГ, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, других городов России.

В вузе на постоянной основе работают два научно-практических семинара: «Философия человека в контексте культуры» и семинар для соискателей ученой степени доктора наук. Активно ведется публикаторская деятельность. Издательством ЧГАКИ ежегодно выпускаются в свет десятки монографий, справочных изданий, учебных пособий, сборники материалов научных конференций, периодические издания («Вестники»), авторефераты. Выходит научный журнал «Вестник ЧГАКИ».

10

Реализуются эти издания через собственную службу распространения, действующую на базе библиотеки вуза.

Многие годы работали в академии такие признанные ученые, как доктор филологических наук, профессор, первый проректор по учебной и научной работе

A. И. Лазарев; филолог, член Союза писателей РФ, профессор Л. П. Гальцева. Сегодня в академии трудятся такие известные деятели науки, как доктора философских наук, профессора В. С. Цукерман, Н. Г. Апухтина,

B. С. Невелева, доктор исторических наук, профессор В. С. Толстиков, доктора педагогических наук, профессора Р. А. Литвак, М. Е. Дуранов, А. М. Баскаков, В. Н. Худяков, доктора искусствоведения, профессора В. В. Бычков, Б. Ф. Смирнов и др.

Целая плеяда известных деятелей искусства и творцов работают в ЧГАКИ, принося ей славу и известность, в их числе

A. А. Абдурахманов, В. А. Вольфович,

B. Г. Герасимов, Л. Д. Ивлева, В. И. Лав-ришин, В. Г. Лебедев, Е. А. Левитан, Н. Н. Малыгин, Т. Б. Нарская, В. И. Панфёров, В. А. Петров, Б. П. Потеряев, Н. П. Шилов, Л. И. Шутова.

Многообразие и эффективность деятельности вуза обеспечивается соответствующей материальной базой. Академия располагает 4 учебными корпусами, учебным театром на 430 и концертным залом на 240 мест, оркестровыми, хореографическими, хоровыми, театральными классами, кабинетами звукозаписи, музыки, режиссуры, фольклорным, лингафонным.

Серьезные показатели достигнуты в плане информатизации: работают 15 компьютерных классов, многие из которых оснащены мультимедиапроекторами; часть лекционных аудиторий располагает плазменными панелями. Созданы два информационно-технических подразделения - информационно-вычислительный центр и лаборатория информационных технологий кафедры информатики. Имеются сущест-

венные достижения в сфере разработки собственных автоматизированных информационных систем (АИС) и систем управления базами данных (АСУ). Разработано 10 сайтов и информационных систем, в том числе официальный web-сайт академии, внутренний сайт с электронной библиотекой полнотекстовых учебных пособий, электронный каталог библиотеки. Все это вместе с библиотекой, телевидеоцентром, вузовским телевидением и издательством образует уникальную систему информационного обеспечения академии.

Выпускается студенческая газета «Академгородок» (неоднократно признанная лучшей студенческой газетой г. Челябинска и Челябинской области). Вуз располагает двумя общежитиями на 1000 мест, летним спортивно-оздоровительным лагерем «Мелодия». Вскоре вступит в строй современный учебно-спортивный комплекс.

Студенты академии свободно могут найти себя, раскрыть свои способности в различных клубах по интересам, действующих в академии. Широко известны за пределами вуза поисковый отряд «Звезда» и педагогический отряд «Русь». Поднять общий культурный уровень учащимся помогает круглогодичный студенческий филармонический абонемент «Мелодия», дающий право на посещение лучших театральных и музыкальных постановок в Челябинске. Академия стала базовой региональной площадкой мощной международной программы SIFE («Студенты в Свободном Предпринимательстве»), дающей студентам возможность реализовать творческие проекты обучения предпринимательству и экономике населения своего города, района, одновременно и самим постигая азы бизнеса. Уже несколько лет проводятся конкурсы SIFE, в которых принимают участие команды многих вузов Челябинской области. В жюри конкурса - крупные бизнесмены, руководители кадровых агентств.

В целом за 40 лет ЧГАКИ подготовила около 25 000 специалистов, которые работают во всех сферах культурной деятельности.

И ныне академия не собирается останавливаться на достигнутом. Сегодня вуз нацеливается на превращение его в университет современного типа - образовательноисследовательский центр, органично интегрированный в мировое и национальное научное, образовательное, культуротворческое пространство.

ЧГАКИ ставит новые задачи: обеспечение признания своих выпускников во всех регионах России и за рубежом, совер-

шенствование систем менеджмента качества, формирование новой культурной политики региона и страны в целом, обеспечение экспорта образовательных и научных услуг, продвижение культур народов России в страны ближнего и дальнего зарубежья, повышение инвестиционной привлекательности, своей и региона.

Впереди - большая и ответственная работа. Не сомневаемся, что наш коллектив сумеет выполнить ее достойно. В год своего 40-летия академия уверенно смотрит в будущее.

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.