Научная статья на тему 'Алтайская государственная академия культуры и искусств'

Алтайская государственная академия культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Алтайская государственная академия культуры и искусств»

Алтайская государственная академия культуры и искусств

А.С. КОНДЫКОВ,

ректор АлГУКИ

За 35 лет существования наш вуз не только успешно прошел период своего становления как институт культуры, но и динамично развивался, постоянно наращивая свои качественные показатели. С 1996 года институт стал готовить кадры и для сферы профессионального искусства, в том числе - музыкантов, исполнителей, актеров драматического театра и кино, специалистов в области дизайна, режиссеров театрализованных представлений и праздников, и был переименован в Алтайский государственный институт искусств и культуры. В 2005 году с учетом высоких качественных показателей в развитии научно-творческого потенциала научно-исследовательской и издательской деятельности, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки вузу был установлен государственный аккредитационный статус «Академия».

Академия сегодня - это ведущий центр многоуровневой подготовки высококвалифицированных специалистов. Образовательный процесс включает довузовскую подготовку, подготовку специалистов, магистров, дополнительную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, аспирантуру. В структуру вуза входят четыре факультета: информационных ресурсов и дизайна, художественного творчества, музыкальный, хореографический, институт дополнительного образования, научная библиотека, издательство, музей, учебно-методическое управление, отделы организации научно-исследовательской работы, воспитательной работы, информационных технологий, концертно-продюсерский центр, концертный зал, учебный театр, центр содействия трудоустройству выпускников и другие подразделения.

Кроме этого, академия реализует уникальную для России программу художественного воспитания детей с трехлетнего возраста. Опыт художественного образования и воспитания в академии получил признание в Сибирском федеральном округе, и на базе вуза создан «Западно-Сибирский академический округ художественного образования», объединивший 64 субъекта.

За эти годы подготовлено около 13 тысяч высококвалифицированных специалистов социально-купьтур-ной, экскурсионно-туристической, народно-художественной, библио-течно-информационной, музейной, инструментально-исполнительской, музыкально-образовательной, ре-

жиссерской, актерской и дизайнерской деятельности. Среди выпускников свыше сорока человек имеют почетные звания федерального значения, значительная часть выпускников занимает ключевые посты в органах муниципального управления, руководит учреждениями культуры, успешно возглавляет творческие коллективы. В сложных условиях рынка труда трудоустройство выпускников академии по специальности сразу по окончании учебы ежегодно составляет 9698%. Большинство остается работать в Сибирском регионе. Специалисты, подготовленные в академии, составляют основные творческие и педагогические силы ведущих учреждений культуры Алтайского края,

Новосибирской, Омской, Томской областей, Республик Алтай, Тыва, Саха и других регионов. Многие из них работают в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Сегодня в академии обучение студентов осуществляется (в том числе и в магистратуре) по 12 специальностям и 28 квалификациям, аспирантов - по трем специальностям. С 2009 года начата реализация образовательной программы среднего профессионального образования. Повышение квалификации и переподготовка работников культуры ведется по 32 лицензированным программам. В академии создана и эффективно действует система непрерывного образования.

В 2010 году образовательные программы вуза «Актерское искусство» и «Библиотечно-информа-ционная деятельность» вошли в число победителей конкурса «Лучшие образовательные программы инновационной России», который проводился Национальным центром общественно-профессиональной аккредитации (результаты будут опубликованы в русскоязычной версии одноименного справочника).

Значительно повысился качественный уровень профессорско-преподавательского состава. Около 70% штатных преподавателей имеют ученые степени и звания, в том числе 20,3% - доктора наук, профессора, 17 человек удостоены почетных званий федерального значения. Кроме того, в научно-образовательном творческом процессе академии активно участвуют мастера сцены, ведущие педагоги столичных и зарубежных вузов, деятели искусств.

Системно и целенаправленно совершенствуется информационно-методическое обеспечение учебного процесса. За последние три года создано 36 учебников и учебных пособий с грифами УМО и Министерства образования и науки. Ежегодно издается более 500 наименований учебной и научно-методической литературы, хрестоматий, лекций и словарей, репертуарных сборников и методических рекомендаций.

Ежегодно растут объем, масштабы и содержание научно-исследовательской работы в академии. Только за последние 5 лет ученые вуза приняли участие в 22 международных научных конференциях, 10 из которых проведены на базе академии.

Научная деятельность ведется в основном по двум масштабным научным темам: «Сохранение и воспроизводство историко-культурного наследия народов Сибири», «Художественное образование как объект культурной политики региона». В вузе развивается 5 научно-исследовательских направлений под руководством докторов наук: «Библиосоциология и библиосо-циальная работа» (доктор социологических наук, профессор Р.А. Трофимова), «Персоносферное и пер-сонолитическое исследование художественной культуры народов Сибири (доктор культурологии, профессор Л.П. Гекман); «Динамика социокультурных процессов в Сибири: теория, история, методика, практика» (доктор педагогических наук, профессор С.Б. Брижатова), «Педагогические аспекты проектно-тех-

нологического комплекса социально-культурной деятельности» (кандидат педагогических наук, профессор Г.В. Оленина), «Становление Западно-Сибирской школы бальной хореографии» (кандидат педагогических наук, доцент С.Н. Темлянцева).

Кроме того, научные лаборатории, осуществляя программы научно-исследовательской деятельности в русле действующих в вузе научных тем, объединяют преподавателей и сотни студентов в совместной научной работе.

В академии действует межрегиональный докторский диссертационный совет по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора педагогических наук по специальности 130005 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Ежегодно издается более 30 научных и творческих монографий.

Активно развиваются международные связи, научно-творческое сотрудничество. Многие международные акции стали традиционными, такие как научно-практическая конференция «Туристско-рек-реационные ресурсы Алтайского региона проблемы и перспективы использования» (партнеры - Казахстан, Монголия, Республика Алтай), международный форум «Россия - Германия диалог культур, взаимопонимание наций», фестиваль театральных школ «Сердце Азии», методологический семинар «Большой Алтай: опыт трансграничного взаимодействия» и другие. Совместно с учеными Академии наук Монголии создана полнотекстовая база данных «Культура народов Алтай-Саянской горной области». Проект по созданию трансграничной биосферной территории этого ареала разрабатывается вместе с учеными Монголии, Китая, США.

Художественно-концертную деятельность успешно осуществляют более 20 учебно-художественных коллективов. Интенсивная творческая и концертно-испол-

нительская деятельность, участие в работе творческих союзов и организаций, творческих исполнительских коллективов, в оргкомитетах и жюри фестивалей позволили академии стать центром всей художественно-творческой жизни региона.

Академия славится созвездием своих учебно-творческих и профессиональных коллективов, таких как: оркестр русских народных инструментов, художественный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н.В. Серегин, русский народный хор, руко-

жития традиционно занимают призовые места в смотре-конкурсе студенческих общежитий г. Барнаула.

В вузе динамично развивается информатизация учебного процесса. Обучение современным компьютерным и телекоммуникационным технологиям проводится в специально оборудованных современной компьютерной техникой аудиториях. Все учебные корпуса подключены к открытому доступу в сеть Интернет.

водитель - доцент Н.И. Бондарева, академический хор, руководитель - доцент, заслуженный работник культуры РФ А.Б. Тарнецкий, инструментальный ансамбль «Руснари», художественный руководитель -декан факультета, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества Н.В. Крючкова и др.

Творческую традицию академии достойно продолжают преподаватели, студенты специальности «Дизайн». Они стали дипломантами целого ряда всероссийских и межрегиональных конкурсов дизайн-проектов и выставок (г. Казань, Иваново, Сочи, Чебоксары, Тюмень, Санкт-Петербург, Москва).

В вузе активно развивается студенческое самоуправление, активно действуют студенческий клуб, профсоюзная организация. Значительно укрепилась материально-техническая база, студенческие обще-

Более 150 преподавателей и сотрудников академии награждены за высокие достижения в научно-педагогической и трудовой деятельности правительственными наградами, почетными грамотами Министерства образования и науки, Министерства культуры, Центрального комитета профсоюза работников культуры, Администрации края и Краевого законодательного собрания, управлений края по образованию и делам молодежи, по культуре и архивному делу, муниципальных органов власти.

Особая гордость академии - студенты. На их счету тысячи концертов, социально значимых акций, сотни наград и побед на различных конкурсах и фестивалях.

Встречая 35-летний юбилей, Алтайская государственная академия культуры и искусств с оптимизмом смотрит в будущее!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.