Научная статья на тему 'Второй Восточный экономический форум: анализ новых инвестиционных проектов'

Второй Восточный экономический форум: анализ новых инвестиционных проектов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
271
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ / EASTERN ECONOMIC FORUM / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / PRIORITY DEVELOPMENT AREAS / EURASIAN ECONOMIC UNION / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ / SILK ROAD ECONOMIC BELT / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ / ECONOMIC AGREEMENTS / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / INVESTMENT PROJECTS / RUSSIAN AND FOREIGN COMPANIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Леженина Татьяна Владимировна, Нгуен Куок Хунг

В начале сентября 2016 г. на о. Русский прошел II Восточный экономический форум, который, несмотря на антироссийские санкции и развернутую во многих зарубежных публикациях кампанию против России, вызвал большой интерес. На форум приехали представители крупного бизнеса из 56 стран мира. Результаты работы форума были внушительными, так как за 2 дня было подписано 214 соглашений на общую сумму 1,85 трлн руб. Они доказывают очевидный факт, что не только Россия повернулась к своим дальневосточным регионам, но и страны Восточной Азии. Цель. Провести анализ итогов Восточного экономического форума. Задачи. Изучить новые инвестиционные проекты, соглашения, подписанные на форуме; роль новых структур-территорий опережающего развития (ТОР) и порта Владивосток, получившего статус свободного порта в 2016 г. Результаты. На основе проведенного анализа доказано участие государственных и частных компаний в реиндустриализации регионов российского Дальнего Востока на новой технологической основе в результате экономических отношений с Японией и Республикой Корея. Установлено, что Восточный экономический форум способствовал поднятию политического имиджа РФ и экономических возможностей иностранных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

2nd Eastern Economic Forum: analysis of new investment projects

In early September 2016, the 2nd Eastern Economic Forum was held on Russky Island. It generated great interest in spite of the sanctions imposed on Russia and an anti-Russian campaign waged by the foreign media. The Forum was attended by major business leaders from 56 different countries. The results of the Forum were equally impressive: in two days, over 214 agreements were signed, totaling RUB 1.85 billion. This proves that not only Russia, but the East Asian countries as well turned to their far eastern regions. Aim. This study aims to analyze the results of the Eastern Economic Forum. Tasks. This study examines new investments projects and agreements signed at the Forum and the importance of new structures - priority development areas (PDA) and the Commercial Port of Vladivostok, which was granted the status of a “free port” in 2016. Results. The analysis proves the contribution of public and private companies to the technology-driven reindustrialization of the Russian Far East as a result of economic relations with highly developed Japan and the Republic of Korea. It is established that the Eastern Economic Forum improves the political image of the Russian Federation as well as its economic capabilities.

Текст научной работы на тему «Второй Восточный экономический форум: анализ новых инвестиционных проектов»

Второй Восточный экономический форум: анализ новых инвестиционных проектов

2nd Eastern Economic Forum: Analysis of New Investment Projects

УДК 332.14:005.745

J

<

О

Леженина Татьяна Владимировна

старший научный сотрудник Института экономики Российской академии наук (Москва), кандидат экономических наук 117218, Москва, Нахимовский пр., д. 32

Tat'yana V. Lezhenina

Institute of Economics of the Russian Academy of Science Nakhimovskiy Ave 32, Moscow, Russian Federation, 117218

Нгуен Куок Хунг

научный сотрудник Института экономики Российской академии наук (Москва), кандидат экономических наук 117218, Москва, Нахимовский пр., д. 32

Nguyen Kuok Hung

Institute of Economics of the Russian Academy of Science Nakhimovskiy Ave 32, Moscow, Russian Federation, 117218

В начале сентября 2016 г. на о. Русский прошел II Восточный экономический форум, который, несмотря на антироссийские санкции и развернутую во многих зарубежных публикациях кампанию против России, вызвал большой интерес. На форум приехали представители крупного бизнеса из 56 стран мира. Результаты работы форума были внушительными, так как за 2 дня было подписано 214 соглашений на общую сумму 1,85 трлн руб. Они доказывают очевидный факт, что не только Россия повернулась к своим дальневосточным регионам, но и страны Восточной Азии. Цель. Провести анализ итогов Восточного экономического форума.

Задачи. Изучить новые инвестиционные проекты, соглашения, подписанные на форуме; роль новых структур-территорий опережающего развития (ТОР) и порта Владивосток, получившего статус свободного порта в 2016 г.

Результаты. На основе проведенного анализа доказано участие государственных и частных компаний в реиндустриализации регионов российского Дальнего Востока на новой технологической основе в результате экономических отношений с Японией и Республикой Корея. Установлено, что Восточный экономический форум способствовал поднятию политического имиджа РФ и экономических возможностей иностранных компаний.

Ключевые слова: Восточный экономический форум, территории опережающего развития, экономический пояс Шелкового пути, экономические соглашения, инвестиционные проекты

In early September 2016, the 2nd Eastern Economic Forum was held on Russky Island. It generated great interest in spite of the sanctions imposed on Russia and an anti-Russian campaign waged by the foreign media. The Forum was attended by major business leaders from 56 different countries.

The results of the Forum were equally impressive: in two days, over 214 agreements were signed, totaling RUB 1.85 billion. This proves that not only Russia, but the East Asian countries as well turned to their far eastern regions. Aim. This study aims to analyze the results of the Eastern Economic Forum.

Tasks. This study examines new investments projects and agreements signed at the Forum and the importance of new structures - priority development areas (PDA) and the Commercial Port of Vladivostok, which was granted the status of a "free port" in 2016. Results. The analysis proves the contribution of public and private companies to the technology-driven reindus-trialization of the Russian Far East as a result of economic relations with highly developed Japan and the Republic of Korea. It is established that the Eastern Economic Forum

improves the political image of the Russian Federation as well as its economic capabilities. Keywords: Eastern Economic Forum, priority development areas, Eurasian Economic Union, Silk Road Economic Belt, economic agreements, investment projects, Russian and foreign companies

В начале сентября 2016 г. на о. Русский прошел II Восточный экономический форум, на котором присутствовал президент РФ Владимир Путин. В своем выступлении он заявил: «Мы поставили перед собой амбициозную задачу — сделать Дальний Восток одним из центров социально-экономического развития страны — мощным, динамичным и передовым». Президент отметил: «Рост промпроизводства на Дальнем Востоке — более 5% (по стране по итогам года ожидается 0,3%). За полгода отток жителей сократился в 3,5 раза, за год в регион дополнительно привлечено более одного триллиона рублей инвестиций. Это свыше 300 инвестиционных проектов» [1; 2].

Восточный экономический форум состоялся через полмесяца после того, как в Москве в Высшей школе экономики был обсужден макропроект об организации 13 территорий опережающего развития и придания порту Владивосток статуса «свободный порт Владивосток».

Мегапроект был подготовлен министерством развития Дальнего Востока, в котором обозначены подписанные в 2015-2016 гг. соглашения с российскими государственными и частными компаниями по модернизации или новому строительству предприятий различного профиля в каждой из 13 территорий опережающего развития (ТОР) и в свободном порту Владивосток. Кроме Владивостока статус свободного порта получили еще четыре дальневосточных порта.

Общий объем инвестиций по подписанным к лету 2016 г. соглашениям составил 1137 млрд руб.

В территориях опережающего развития развернуто строительство промышленных предприятий, расширение международных аэропортов и транспорто-логистических комплексов, предприятий пищевой промышленности, строительство молочных ферм, теплиц, свиноводческих комплексов, агропромышленного парка «Агро Хаб» — всего 40 новостроек, в том числе совершенно новых и инновационных видов продуктов.

В августе 2016 г. проекты в ТОР были обсуждены в Высшей школе экономики. Они представлены в табл. 1.

Таблица 1 ^

Подписанные в 2015-2016 гг. соглашения о реализации инвестпроектов в ТОР ^

ТОР Резидент Проект Сумма инвестиций, млн руб.

Хабаровск 21 564,0

1 ООО «ТехноНикель — Дальний Восток» Строительство завода по производству тепло- и звукоизоляционных материалов 2827,0

2 ООО «ТОРЭКС» Строительство металлургического завода 4526,0

3 ООО «Комплексные логистические системы» Строительство контейнерного терминала и промышленного холодильника 507,7

4 ООО «Джей Джи Си Эвергрин» Строительство тепличного комплекса «ЭВЕРГИН» 500,0

5 ООО «Индустриальный парк "Авангард"» Создание индустриального парка «Авангард» 503,2

6 АО «Международный аэропорт Хабаровск» Строительство нового пассажирского терминала международного аэропорта Хабаровск (Новый) 6500,0

7 ООО «Оптово-распределительный агропромышленный парк "АгроХаб"» Создание оптово-распределительного агропромышленного парка «АгроХаб» 3237,0

8 ООО «Прада промфильтр» Строительство цеха по производству автомобильных салонных и воздушных фильтров 54,9

9 ООО «СТК» Строительство сборочного цеха дорожно-строительной техники 1400,7

10 ООО «Хабаровский трубный завод» Производство полиэтиленовых труб для сетей водоснабжения, водоотве-дения и газоснабжения 1502,0

11 ООО «Энерго-Импульс» Выпуск полимерных изоляторов 200,0

Комсомольск 7596,5

1 ООО «ЭПСИЛОН-2» Создание производства изделий из алюминиевых, стальных и титановых сплавов 7175,0

2 ООО «Торговый дом "Юкон"» Глубокая модернизация рыбоперерабатывающего производства 95,5

3 ООО «Амурская лесопромышленная компания» Строительство завода по производству лущеного шпона и завода по производству пиломатериалов 6836,0

4 ЗАО «Амурский промышленный центр» 1321,0

Надеждинская 5139,5

1 ООО «Инком ДВ Лоджистик» Создание транспортно-логистическо-го комплекса 1992,0

2 ООО «РЕВ-СтройПром» Строительство производства закаленного и нелинейного стекла и изделий из него 52,0

3 ООО «ЭкоСтар Фэктори» Строительство комплекса по утилизации промышленных отходов 48,0

4 АО «ПЛК "Примкон"» Строительство завода пищевой промышленности 3000,0

5 ОАО «Приморский завод "ЕВРО-ПЛАСТ"» Завод по производству заготовок пластиковой тары 2,0

6 ООО «САТО» Строительство цеха по производству термобелья 45,0

Михайловский 45 644,6

1 ООО «Приморский бекон» Строительство свиноводческих комплексов 13 000,0

<

С!

О

ТОР Резидент Проект Сумма инвестиций, млн руб.

2 ООО «Мерси трейд» Строительство комбикормового завода и элеваторного комплекса 7300,0

3 ООО «Русагро Приморье» Строительство свиноводческих комплексов, комплекса по производству комбикормов, элеватора 15 812,5

4 ООО «ХорольАгроХолдинг» Приобретение специальной сельскохозяйственной техники 62,5

5 ООО «Дальневосточная сельскохозяйственная компания» Строительство двух молочных ферм и свиноводческого комплекса 9100,0

6 ООО «Черниговский агрохолдинг» Комплекс приемки, зерноочистки, сушки с объемом хранения 369,6

Белогорск 1105,0

1 ООО «Маслоэкстракционный завод "Амурский"» Строительство завода по глубокой переработке сои 1100,0

2 ООО «Белхлеб» Капитальный ремонт дополнительного цеха по производству хлеба и хлебобулочных изделий 5,0

Приамурская 124 600,0

1 ООО «С Технология» Строительство завода по переработке цементного клинкера 1600,0

2 ООО «Амурская энергетическая компания» Строительство Амурского нефтеперерабатывающего завода 123 000,0

ИП Кангалассы 2072,0

1 ООО «АРКТИК ХЕМИСТРИ» Строительство цеха по производству средств для клининга и автохимии 79,8

2 ООО «Саха Липснеле» Строительство цеха по производству котлов длительного горения 77,0

3 ООО «СахаНефтеБиоСорб» Строительство цеха по производству биологических нефтесорбентов и нефтедеструкторов 21,0

4 ООО «Теплый край» Строительство цеха по производству стеклопакетов 35,0

5 ООО «Глиняные карьеры Саха» Строительство кирпичного завода 300,0

6 ООО «БИГЭ» Строительство цеха по производству акриловых красок 32,0

7 ООО «Дальэнергострой-Восток» Строительство цеха по производству пенополистирола и георешеток 136,9

8 ООО «Эгопласт» Строительство цеха по производству полиэтиленовых труб воды/газа 26,0

9 ООО «САХАПЛАСТЕХ» Строительство цеха по производству ПЭТ — тары 29,5

10 ООО «САЮРИ» Строительство круглогодичной теплицы 1335,0

Источник: информация министерства развития Дальнего Востока. Август 2016 г.

Особое место в стратегии развития регионов российского Дальнего Востока занимает проект обустройства свободного порта Владивосток, как главного связующего звена России со странами Тихоокеанского бассейна.

Правительством разработаны общие преференции для свободного порта Владивосток. Они включают льготное налогообложение: налог на прибыль (федеральная часть) — 0% за первые 5 лет, налог на прибыль (региональная часть) — 0% за первые 5 лет и 10% в последующие 5 лет; налог на имущество — 0% за первые 5 лет с момента постановки на баланс и 0,5% — в последующие 5 лет. Помимо этого определены тариф страховых взносов — 7,6%

в течение 10 лет и ускоренная процедура возмещения НДС.

В Свободной таможенной зоне вводятся упрощенный визовый порядок въезда и пребывания иностранных граждан в течение 8 дней, круглосуточный режим работы пунктов пропуска, единый орган контроля на границе.

Самым слабым звеном на Дальнем Востоке является отсталая транспортная инфраструктура. Эту проблему должны решать на территориях опережающего развития, включая свободный порт Владивосток. В министерстве развития Дальнего Востока намечен план так наываемой каркасной инфраструктуры Транссиба и БАМа, проект международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», инфра-

структурный проект «Северный морской путь», проект развития трансграничной инфраструктуры.

Таким образом, в структурной и технологической модернизации экономики Дальнего Востока и Байкальского региона участвуют более 40 крупных и средних отечественных акционерных компаний из Хабаровского и Приморского краев, Амурской области, Бурятии, Камчатки и других административных районов [3]. Для малого и среднего бизнеса государством предоставлен стимулирующий «специальный кредитный продукт», а всем инвесторам гарантированы налоговые льготы и защита прав собственности.

Надо отметить, что впервые в государственной дальневосточной политике РФ особое внимание обращено на развитие аграрной инфраструктуры и освоение громадных земляных массивов для развития сельхозпроизводства. Государственная политика развития сельского хозяйства получила бренд «Дальневосточный гектар», в рамках которой предусмотрены меры поддержки получателей «дальневосточного гектара», включая предоставление его в безвозмездное пользование, а после 5 лет — в частную собственность (в случае осуществления сельхозработ). Участие иностранных граждан в бренде «Дальневосточный гектар» не предусмотрено.

Чтобы запустить государственную политику «Дальневосточный гектар», нужна расширенная программа оказания населению государственной помощи (кредиты, транспортное обеспечение, социальное обустройство новых мест проживания), без чего зависнет вся общая программа демографического развития Дальнего Востока, утвержденная правительством [4].

На Восточном экономическом форуме на острове Русский было озвучено участие не только отечественных, но и ведущих зарубежных компаний.

Из более 1 трлн руб. на долю иностранных компаний приходится 220 млрд руб., т. е. 23%, из них 16% — это китайские компании и 7% — японские компании.

Особое внимание зарубежных гостей форума вызвало строительство судостроительного комплекса «Звезда», на котором будет создаваться морская техника и оборудование для разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья.

Танкеры водоизмещением до 350 000 т после окончания строительства современной верфи СК «Звезда» в бухте Большой Камень будут предназначены в первую очередь для внутреннего рынка России и использоваться для освоения шельфа Арктики и Северного морского пути.

Судоверфь СК «Звезда» создается госкомпанией «Роснефть». В портфеле ее заказов по этому проекту четыре судна ледового класса, морские буровые, разведочные платформы добычи энергоресурсов в рамках нового крупнейшего судостроительного кластера на Дальнем Востоке. В его формировании участвует также китайская корпорация «China Heavy Industry Corporation» (CHIC). Общий объем инвестиций «Роснефти» на этот проект запланирован в объеме 145 млрд руб.

«Роснефть» также финансирует 1,5 трлн руб. на строительство в ТОР на Дальнем Востоке «ВНХК» — крупнейшего в России нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса.

Из других крупных подписанных соглашений на форуме явилось соглашение с японской компанией «Мазда» о строительстве сборочного производства электродвигателей.

В число новых прорывов со стороны китайских, японских, южнокорейских бизнесменов вошло согласованное решение Си Цзиньпина, Синдзо Абэ, Пак

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кын Хе и В. Путина об организации Энергетического ^ кольца, которое должно соединить энергосистемы =п России, Китая, Японии и Республики Корея. х

Неожиданным для всех собравшихся на форуме ш участников и гостей стало заявление Пак Кын Хео присоединении Республики Корея к зоне свободной ^ торговли ЕАЭС.

Эта тема затем была затронута на XI саммите й20 в китайском городе Ханьчжоу 4-5 сентября. Во время ^ встречи В. Путина с Си Цзиньпинем среди прочих к звучало предложение о сопряжении Евразийского =Ц экономического союза с китайским Экономическим < поясом Шелкового пути. ^

Эта идея сопряженности возникла под влиянием ^ американской инициативы по организации двух зон ^ свободной торговли: Транстихоокеанского и Транс- 2 атлантического партнерства. Американская администрация по инициативе президента Обамы уже легализовала организацию ТТП (нынешнее название ТТИП — Транстихоокеанское торговое и инвестиционное партнерство), к которому в 2016 г. присоединились 26 стран (но без ЕС, Китая и России) [5].

Между тем в российских научных кругах вызывает озабоченность не столько американская зона, сколько китайские планы по расширению своего экономического пространства и политического влияния.

Ученые института экономики Российской академии наук как альтернативу китайскому «Шелковому пути» предложили план строительства нового Транссиба.

Завцентром ИЭ РАН И. Стариков, разработчик этого альтернативного проекта, так объясняет свою позицию: «Специально прокладывая его в обход России (часть пути может пройти через Казахстан), Китай уменьшает значимость Москвы на международной арене. Экономика уже почти два года находится в состоянии рецессии. И международные финансовые институты прогнозируют дальнейший спад. Плюс нарастает геополитическое одиночество России. На этом фоне нам нужен крупный проект, который будет интересен и Западу, и Востоку» [6].

Россия может ответить проектом «Единая Евразия: новый Транссиб», главный монопольный ресурс — 17 млн км2 и 11 часовых поясов. Они уникально расположены между двумя глобальными рынками — Восточной Азией и Европой. Здесь можно эффективно контролировать грузопоток между Азиатско-Тихоокеанским регионом и странами Старого Света. Примеров подобных транспортных коридоров в мире нет.

90% грузопотока по маршруту Восточная Азия — Европа идет через Суэцкий канал. Но он находится в зоне серьезных военных и политических рисков. «Тоненькая ниточка воды» может быть перерезана в любой момент. 35 дней следует корабль через Суэцкий канал. По новому Транссибу поездом можно будет проехать за 7 суток.

И. Стариков напоминает: «БАМ был построен за 1 млрд 400 млн тогдашних рублей (по разным оценкам, это от 3 до 10 трлн современных рублей). Из них на 800 млн были выпущены облигации, которые покупали предприниматели, купцы, промышленники. Нужно возвращение российского капитала из оффшоров, вложить эти деньги в строительство нового пути. А еще существует Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.

Китайский Шелковый путь стоит в 6 раз дороже. Строительство коридора — вполне подъемная задача. Он позволит выйти из-под санкций и уйти из тяжелой

^ экономической ситуации. Он станет «стратегическим

1 позитивом». Китайцы будут вынуждены пользоваться х новым Транссибом, как бы они этому ни сопротив-ш лялись. Тогда глобальный транспортный коридор, ^ связывающий потребительские рынки с населением х 4 млрд человек (60% населения земли), будет проч-

2 но стоять на двух ногах: северной — российской и ^ южной — китайской.

^ Автором проекта были сделаны расчеты по эффек-к тивности нового Транссиба:

• оценочная стоимость проекта — 18 трлн руб. (это ^ больше годового бюджета страны);

^ • проект полностью окупит себя к 2038 г.; ^ • ежегодная выручка от транзита составит 2 трлн руб.; ^ • будет создано 8 млн рабочих мест, построены за-

3 воды для выпуска рельсов, ж/д контейнеров, энергомощности;

• в Приморском крае появится портовый город-терминал и финансовый центр.

Общий вывод сводится к следующему: у нынешнего Транссиба нет такой пропускной способности. Нужна новая скоростная ветка. Только тогда проект будет интересен для потенциальных клиентов.

В пользу нового проекта по Транссибу говорят также сравнительные данные железнодорожных и морских грузовых перевозок.

При средней маршрутной скорости 900 км/сутки доставка груза из Владивостока в Москву возможна за 11-12 суток. Специальные контейнерные поезда преодолевают тот же самый маршрут примерно за 7 суток.

Скорость хода крупных судов-контейнеровозов — 25 узлов (1080 км/сутки). Но это без учета остановок в пути. Например, при прохождении того же Суэцкого канала, проливов и других узких мест судно вынуждено снижать ход.

В итоге время доставки на маршруте Азия — Европа может составлять до 35-40 суток. Это объясняется большим расстоянием. Например, длина маршрута Гамбург — Гонконг через Суэцкий канал — 19 650 км. Маршруты из европейских портов в Шанхай, Пусан или Токио превышают 20 000 км.

Перевозки морем сильнее воздействуют на окружающую среду, чем перевозки электрифицированным железнодорожным транспортом (а по Транссибу, например, ходят только электровозы). Морские суда расходуют дизельное топливо, отравляют воздух выхлопами судовых машин, загрязняют акватории сбросами. Железные дороги с электрифицированной тягой намного благоприятнее с экологической точки зрения.

На основе проведенного анализа показано участие государственных и частных компаний в реиндустри-ализации регионов российского Дальнего Востока на новой технологической основе, установлено, что Восточный экономический форум способствовал поднятию политического имиджа РФ и экономических возможностей иностранных компаний в регионе.

Литература

1. Официальный сайт Восточного экономического форума: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://forumvostok.ru.

2. Открывая Дальний Восток. Выступление В. В. Путина на Восточном экономическом форуме: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://forumvostok.ru/programma-main/odna-sessiya/?session_id=1531.

3. Леженина Т. В. Модернизация экономического потенциала Дальнего Востока и Байкальского региона России // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 6.

4. Российский Дальний Восток: стратегия развития в XXI веке / Отв. ред. Л. А. Аносова. М.: Ин-т экономики РАН, 2014. 214 с.

5. Восточная и Юго-Восточная Азия — 2012: конфликты, интеграции, экономика, реформы. М.: Ин-т экономики РАН, 2013. 223 с.

6. Стариков И. Есть замена нефти! Надо зарабатывать на транзите из Китая в Европу // Комсомольская правда: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.spb. kp.ru/daily/26572/3587922/.

References

1. Official website of the Eastern Economic Forum. Available at: https://forumvostok.ru/. (in Russ.).

2. Opening up the Russian Far East. Address by President of the Russian Federation Vladimir Putin. Available at: https://forum-vostok.ru/programma-main/odna-sessiya/?session_id=1531. (in Russ.).

3. Lezhenina T.V. Modernizatsiya ekonomicheskogo poten-tsiala Dal'nego Vostoka i Baykal'skogo regiona Rossii [Modernization of the economic potential of the Far East and the Baikal region of Russia]. Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki, 2016, no. 6 (in print).

4. Anosova L. A., ed. Rossiyskiy Dal'niy Vostok: strategiya raz-vitiya vXXI veke [The Russian Far East: Development strategy in the 21st century]. Moscow, RAS Institute of Economics Publ., 2014. 214 p.

5. Vostochnaya i Yugo-Vostochnaya Aziya-2012: konflikty, inte-gratsii, ekonomika, reformy [East and South-East Asia-2012: Conflicts, integration, economics, reforms]. Moscow, RAS Institute of Economics Publ., 2013. 223 p.

6. Starikov I. Replacement of oil is available! It is necessary to earn on the transit from China to Europe. Komsomol'skaya Pravda, August 24, 2016. Available at: http://www.spb.kp.ru/ daily/26572/3587922/. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.