Научная статья на тему 'Модернизация экономического потенциала Дальнего Востока и Байкальского региона России'

Модернизация экономического потенциала Дальнего Востока и Байкальского региона России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
239
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / БАЙКАЛЬСКИЙ РЕГИОН / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / СВОБОДНЫЙ ПОРТ ВЛАДИВОСТОК / ПАКЕТ СТИМУЛИРУЮЩИХ МЕР ПРАВИТЕЛЬСТВА / РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ / ЗАКОНЫ / "ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГЕКТАР" / FAR EAST / BAIKAL REGION / TERRITORIES OF PRIORITY DEVELOPMENT / FREE PORT OF VLADIVOSTOK / A PACKET OF STIMULATING MEASURES OF THE GOVERNMENT / RUSSIAN COMPANIES / LAWS / "THE FAR EAST HECTARE"

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Леженина Татьяна Владимировна

За четверть века, прошедшего после распада СССР, Дальневосточный регион России, некогда опережавший сопредельные азиатские страны, безнадёжно отстал от них, особенно от Китая и Южной Кореи. Нарастание экономического потенциала азиатских стран, в т. ч. ранее входивших в орбиту влияния СССР, требует ориентации новой России на коренное углубление взаимодействия с динамичным соседним регионом. Богатейшие восточные территории России пока остаются на периферии региональной интеграции в СВА, и в нынешней конфигурации невозможно рассчитывать на включение их в региональные производственно-стоимостные цепочки даже на уровне «нижних звеньев». Цель исследования. Провести анализ современного состояния экономики Дальнего Востока и Байкальского региона России (ДВ и БР). Задачи. Изучить новые инвестиционные проекты территорий опережающего развития (ТОР) и свободного порта Владивосток. Результаты. Проанализированы подписанные соглашения по 13 территориям опережающего развития, участие российских компаний в новом строительстве крупных объектов в промышленности, логистике, агросфере, государственная политика стимулирования участия отечественных компаний в отраслевой и технологической модернизации двух крупнейших регионов на востоке Российской Федерации, представлены выводы и рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Леженина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF THE ECONOMIC POTENTIAL OF THE FAR EAST AND THE BAIKAL REGION OF RUSSIA

Over the quarter of a century after the breakdown of the USSR the Far East region of Russia that used to be leading neighboring Asian countries, has hopelessly fallen behind them, especially in comparison with China and South Korea. The growth of the economic potential of Asian countries, including those that used to be in the orbit of influence of the USSR, requires an orientation of new Russia on a drastic change towards deepening the interaction with the dynamic neighboring region. The richest Eastern territories of Russia are still staying on the periphery of the regional integration in the NEA, and in today’s configuration it is impossible to count on their inclusion in the regional industrial-cost chains even at the “lower link” levels. The goal of the study. Perform an analysis of the modern state of the economy of the Far East and the Baikal region of Russia (FE and BR). Tasks. Study the new investment projects of the Territories of Priority Development (TPD) and the free port of Vladivostok. The results. The paper analyzed signed agreements on 13 territories of priority development, participation of Russian companies in new construction of large sites in manufacturing, logistics, agro-sphere, state policy of stimulating participation of domestic companies in the industry and technological modernization of two largest regions in the East of the Russian Federation. Conclusions and recommendations have been provided.

Текст научной работы на тему «Модернизация экономического потенциала Дальнего Востока и Байкальского региона России»

Региональная экономика

ЛЕЖЕНИНА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

к.э.н., старший научный сотрудник ФГБУН «Институт экономики РАН»,

e-mail: rabotka207@rambler.ru

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА РОССИИ

Аннотация. За четверть века, прошедшего после распада СССР, Дальневосточный регион России, некогда опережавший сопредельные азиатские страны, безнадёжно отстал от них, особенно от Китая и Южной Кореи. Нарастание экономического потенциала азиатских стран, в т. ч. ранее входивших в орбиту влияния СССР, требует ориентации новой России на коренное углубление взаимодействия с динамичным соседним регионом. Богатейшие восточные территории России пока остаются на периферии региональной интеграции в СВА, и в нынешней конфигурации невозможно рассчитывать на включение их в региональные производственно-стоимостные цепочки даже на уровне «нижних звеньев». Цель исследования. Провести анализ современного состояния экономики Дальнего Востока и Байкальского региона России (ДВ и БР). Задачи. Изучить новые инвестиционные проекты территорий опережающего развития (ТОР) и свободного порта Владивосток. Результаты. Проанализированы подписанные соглашения по 13 территориям опережающего развития, участие российских компаний в новом строительстве крупных объектов в промышленности, логистике, агросфере, государственная политика стимулирования участия отечественных компаний в отраслевой и технологической модернизации двух крупнейших регионов на востоке Российской Федерации, представлены выводы и рекомендации.

Ключевые слова: Дальний Восток, Байкальский регион, территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, пакет стимулирующих мер правительства, российские компании, законы, «дальневосточный гектар».

LEZHENINA TATIYANA VLADIMIROVNA

Candidate of Economic Sciences, Senior Research Associate of FSBIS "Institute of Economics of the RAS", e-mail: rabotka207@rambler.ru

MODERNIZATION OF THE ECONOMIC POTENTIAL OF THE FAR EAST AND THE BAIKAL REGION OF RUSSIA

Abstract. Over the quarter of a century after the breakdown of the USSR the Far East region of Russia that used to be leading neighboring Asian countries, has hopelessly fallen behind them, especially in comparison with China and South Korea. The growth of the economic potential of Asian countries, including those that used to be in the orbit of influence of the USSR, requires an orientation of new Russia on a drastic change towards deepening the interaction with the dynamic neighboring region. The richest Eastern territories of Russia are still staying on the periphery of the regional integration in the NEA, and in today's configuration it is impossible to count on their inclusion in the regional industrial-cost chains even at the "lower link" levels. The goal of the study. Perform an analysis of the modern state of the economy of the Far East and the Baikal region of Russia (FE and BR). Tasks. Study the new investment projects of the Territories of Priority Development (TPD) and the free port of Vladivostok. The results. The paper analyzed signed agreements on 13 territories of priority development, participation of Russian companies in new construction of large sites in manufacturing, logistics, agro-sphere, state policy of stimulating participation of domestic companies in the industry and technological modernization of two largest regions in the East of the Russian Federation. Conclusions and recommendations have been provided.

Keywords: the Far East, the Baikal region, territories of priority development, the free port of Vladivostok, a packet of stimulating measures of the government, Russian companies, laws, "the Far East hectare".

В состав Дальнего Востока и Байкальского региона входят 12 субъектов Российской Федерации: Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатский край, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, входящие в состав Дальневосточного федерального округа, Республика Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область, входящие в состав Сибирского федерального округа. Общая площадь ДВиБР составляет 7,789 млн км2 (45,5% территории России), население, по официальным данным на 1 января 2012 г., 10 761 тыс. человек (7,5% населения России).

На Дальнем Востоке и в Байкальском регионе сосредоточено около 3 млрд т (доказанных и вероятных) запасов нефти, 9,5 трлн м3 запасов газа, 100 млрд т запасов угля, 31 млн т меди, 2 млн т олова, 6,5 тыс. т золота, 500 тыс. т урана.

Профилирующими подотраслями добывающего комплекса, имеющими общенациональное значение, являются добыча нефти, газа, алмазов (95% общих ресурсов), золота, серебра, платины, свинца и цинка, олова, вольфрама, бора, флюорита, сурьмы. На территории ДВиБР залегает четверть всех российских запасов редкоземельных металлов.

Дальний Восток имеет крупные месторождения бурых и каменных углей.

На территории Дальнего Востока и Байкальского региона находится одна из крупнейших баз по добыче урана в России.

Всё большее значение приобретают гидроэнергетический потенциал и запасы пресной воды: крупные восточносибирские и дальневосточные реки, озеро Байкал становятся стратегическим ресурсом России планетарного масштаба.

Из отраслей машиностроения развита цветная металлургия — Якутия, Чукотский АО, Магаданская и Амурская области. Ещё один важнейший национальный центр цветной металлургии — Иркутская область, где выплавляется примерно 40% от общего производства алюминия в России.

Значимое по масштабам производство чёрных металлов пока имеется только в Хабаровском крае (завод «Амурсталь»).

На Дальнем Востоке расположены крупные предприятия оборонно-промышленного комплекса — авиационные заводы в Комсомольске-на-Амуре, Иркутске, Арсеньеве, Улан-Удэ. Эти заводы способны производить широкий спектр современной высококачественной военной техники, а также обеспечивать трансфер высоких технологий из военного в гражданский сектор машиностроения.

Дальний Восток и Байкальский регион являются важными звеньями естественного транспортного моста между странами Западной Европы, Северной Америки и Восточной Азии. С одной стороны, это сухопутный мост, основой которого являются Транссиб и БАМ. Их суммарная пропускная способность 110 млн т грузов в год и может быть увеличена за счёт строительства второго пути на всём протяжении БАМа.

Дальний Восток обладает базовой портовой инфраструктурой: 29 из 66 российских морских портов, в т. ч. таких крупных, как Восточный, Находка, Владивосток, Ванино. Навигация является круглогодичной.

На территории Дальнего Востока и Байкальского региона было реализовано несколько крупнейших инвестиционных проектов, которые заметно изменили экономическую ситуацию в макрорегионе к лучшему. К числу этих проектов относятся прокладка двух очередей нефтепровода ВСТО, возведение объектов для саммита АТЭС, строительство автодороги Чита-Хабаровск (трасса «Амур»), развёртывание производства самолёта SSJ-100, начало строительства космодрома «Восточный» и др.

Ключевая проблема, влияющая на развитие ДВиБР, заключается в масштабном оттоке населения с востока России, который продолжался более 20 лет. В период между 1989 г. и 2012 г. численность населения регионов, входящих в Дальневосточный федеральный округ, сократилась почти на 21%.

Развитие дальневосточных регионов России в предстоящие годы включает освоение территории Арктики и проблему раздела морских российских территорий Арктики среди окружающих её зарубежных стран.

Согласно Конвенции по морскому праву 1982 г., государство может расширить свою территорию за счёт освоения морского шельфа. Сейчас на шельф в Арктике претендуют РФ, США,

Региональные проблемы преобразования экономики, №6, 2016

Канада, Дания и Норвегия. Их интерес понятен, поскольку на морском дне Арктики содержатся от 12% до 22% всех мировых запасов нефти и газа.

Для России также крайне важным стало освоение Северного морского пути, особенно для снабжения российских северных городов и в чрезвычайных условиях для срочной передислокации двух основных равных по силе флотов России — Тихоокеанского и Северного.

Пятая федеральная государственная программа по развитию Дальнего Востока, утверждённая правительством в 2013 г., претерпела значительные изменения, которые касались выделения из неё двух главных проектов. Первый проект — это территории опережающего развития (ТОР), второй — формирование свободного порта Владивосток.

В 2015 г. был принят Закон о территориях опережающего развития и организован пул с участием российских компаний. Тогда же началась работа по определению пилотных территорий опережающего развития, к которым отнесены Хабаровский край и Приморский край, а также обозначены территории других административных единиц Дальневосточного федерального округа.

Экономика Хабаровского края отличается диверсифицированной структурой, в больших масштабах здесь добываются драгоценные металлы (включая золото), уголь, руды цветных металлов. Производятся оловянный и медный концентраты. Весьма развита химическая промышленность, производящая как первичную продукцию (серная кислота), так и продукцию высоких технологий (фармацевтика и биохимические продукты). В Хабаровском крае развит лесной комплекс (3-е место в России по объёмам заготовки леса). Особенностью сырьевой базы лесного комплекса является высокое качество древесины, т. к. 85% лесопокрытой площади в крае занимают хвойные породы деревьев.

В крае расположено крупнейшее в России металлургическое предприятие — завод «Амурсталь».

Комсомольск-на-Амуре — один из развитых в России центров самолётостроения. Здесь находится авиационный завод имени Гагарина «КнААЗ» (филиал ОАО «Компания Сухой»). Завод производит истребители Су-35, Су-30М2, Су-27СМ и машину пятого поколения Т-50. В кооперации с китайской Шеньяньской самолётостроительной корпорацией здесь будет производиться сборка гражданского самолёта «Сухой Суперджет 100».

В Приморском крае создан машиностроительный комплекс, куда входят судостроение и судоремонт, авиастроение, приборостроение. В Приморском крае федеральное значение имеет транспортный комплекс. Порты и железные дороги Приморья обслуживают преобладающую часть экспортно-импортных грузов, пересекающих восточные границы России. Этот грузовой поток в ближайшие годы будет расти, в т. ч. благодаря расширению пропускной способности Транссиба и БАМа, а также строительства новых портовых мощностей. Приморский край входит в китайский экономический пояс Шёлкового пути по азиатско-европейским транзитным перевозкам.

Особо значимую роль приобретает ТОР Приморского края в связи с проектом превращения расположенного в этом крае порта Владивосток в свободный порт, согласно опубликованному в марте 2015 г. проекту Федерального закона о свободном порте Владивосток.

По проекту закона город Владивосток и несколько муниципальных округов Приморья планируется включить в свободный порт сроком на 70 лет с его пролонгацией. В границы порта вошли территории Артёмовского и Владивостокского городских округов, Надеждинского, Шкотовского, а также Партизанского, Пограничного и Хасанского районов, в зону порто-франко могут войти и другие территории и порты Приморья.

Инвестиции для ТОР поступят из следующих основных источников:

- резиденты ТОР — 512 млрд руб.;

- инвестиционные проекты — 292 млрд руб.;

- проекты Фонда развития Дальнего Востока — 85 млрд руб.;

- частные инвестиции — 1054 млрд руб.;

- резиденты свободного порта Владивосток — 165 млрд руб.;

- госинвестиции — 83 млрд руб.

Общий объём привлечённых инвестиций определен в объёме 1137 млрд руб. (табл.). Численность новых рабочих мест составит 66 тыс. человек.

Таблица

Подписанные в 2015-2016 гг. соглашения о реализации инвестпроектов в ТОР*

ТОР Резидент Проект Сумма инвестиций, млн руб.

Хабаровск 21 564

1 ООО «ТехноНикель-Дальний Восток» Строительство завода по производству тепло- и звукоизоляционных материалов 2827

2 ООО «ТОРЭКС» Строительство металлургического завода 4526

3 ООО «Комплексные логистические системы» Строительство контейнерного терминала и промышленного холодильника 507,7

4 ООО «Джей Джи Си Эвергрин» Строительство тепличного комплекса «ЭВЕРГИН» 500

5 ООО «Индустриальный парк "Авангард"» Создание индустриального парка «Авангард» 503,2

6 АО «Международный аэропорт Хабаровск» Строительство нового пассажирского терминала международного аэропорта Хабаровск (Новый) 6500

7 ООО «Оптово-распределительный агропромышленный парк «АгроХаб» Создание оптово-распределительного агропромышленного парка «АгроХаб» 3237

8 ООО «Прада промфильтр» Строительство цеха по производству автомобильных салонных и воздушных фильтров 54,9

9 ООО «СТК» Строительство сборочного цеха дорожно-строительной техники 1400,7

10 ООО «Хабаровский трубный завод» Производство полиэтиленовых труб для сетей водоснабжения, водоотведения и газоснабжения 1502,0

11 ООО «Энергоимпульс» Выпуск полимерных изоляторов 200

Комсомольск 7 596,5

1 ООО «ЭПСИЛОН-2» Создание производства изделий из алюминиевых, стальных и титановых сплавов 7175

2 ООО «Торговый дом «Юкон» Глубокая модернизация рыбоперерабатывающего производства 95,5

3 ООО «Амурская лесопромышленная компания» Строительство завода по производству лущеного шпона и завода по производству пиломатериалов 6836

4 ЗАО «Амурский промышленный центр» 1321

Надеждинская 5 139,5

1 ООО «Инком ДВ Лоджистик» Создание транспортно-логистического комплекса 1992

2 ООО «РЕВ-СтройПром» Строительство производства закалённого и нелинейного стекла и изделий из него 52

3 ООО «ЭкоСтар Фэктори» Строительство комплекса по утилизации промышленных отходов 48

4 АО «ПЛК «Примкон» Строительство завода пищевой промышленности 3000

5 ОАО «Приморский завод «ЕВРОПЛАСТ» Завод по производству заготовок пластиковой тары 2

6 ООО «САТО» Строительство цеха по производству термобелья 45

Продолжение таблицы

ТОР Резидент Проект Сумма инвестиций, млн руб.

Михайлов ский 45 644,6

1 ООО «Приморский бекон» Строительство свиноводческих комплексов 13000

2 ООО «Мерси трейд» Строительство комбикормового завода и элеваторного комплекса 7300

3 ООО «Русагро Приморье» Строительство свиноводческих комплексов, комплекса по производству комбикормов, элеватора 15812,5

4 ООО «ХорольАгроХолдинг» Приобретение специальной сельскохозяйственной техники 62,5

5 ООО «Дальневосточная сельскохозяйственная компания» Строительство двух молочных ферм и свиноводческого комплекса 9 100,0

6 ООО «Черниговский Агрохол-динг» Комплекс приёмки, зерноочистки, сушки с объёмом хранения 369,6

Белогорск 1 105

1 ООО «Маслоэкстракцион-ный завод «Амурский» Строительство завода по глубокой переработке сои 1 100

2 ООО «Белхлеб» Капитальный ремонт дополнительного цеха по производству хлеба и хлебобулочных изделий 5

Приамурская 124 600

1 ООО «С Технология» Строительство завода по переработке цементного клинкера 1600

2 ООО «Амурская Энергетическая Компания» Строительство Амурского нефтеперера-батывающе-го завода 123 000

ИП Кангалассы 2 072

1 ООО «АРКТИК ХЕМИСТРИ» Строительство цеха по производству средств для клининга и автохимии 79,8

2 ООО «Саха Липснеле» Строительство цеха по производству котлов длительного горения 77

3 ООО «СахаНефтеБиоСорб» Строительство цеха по производству биологических нефтесорбентов и нефте-деструкторов 21

4 ООО «Тёплый край» Строительство цеха по производству стеклопакетов 35

5 ООО «Глиняные карьеры Саха» Строительство кирпичного завода 300

6 ООО «БИГЭ» Строительство цеха по производству акриловых красок 32

7 ООО «Дальэнергострой-Восток» Строительство цеха по производству пенополистирола и георешёток 136,9

8 ООО «Эгопласт» Строительство цеха по производству полиэтиленовых труб вода/газ 26

9 ООО «САХАПЛАСТЕХ» Строительство цеха по производству ПЭТ-тары 29,5

10 ООО «САЮРИ» Строительство круглогодичной теплицы 1335

*Источник: Информация министерства развития Дальнего Востока. Август 2016 г.

Таким образом, по каждому из перечисленных ТОР новостройки создаются на основе использования местной ресурсной базы, технологического обновления старых и строительства новых сверхтехнологических предприятий с ориентацией на спрос сопредельных стран СВА и других регионов мира.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особое место в обновленной среднесрочной стратегии развития регионов российского Дальнего Востока занимает проект обустройства свободного порта Владивосток, как главного связующего звена России со странами Тихоокеанского бассейна.

Правительством разработаны общие преференции для свободного порта Владивосток. Они включают льготное налогообложение: налог на прибыль (федеральная часть) — 0% за первые 5 лет, налог на прибыль (региональная часть) — 0% за первые 5 лет и 10% в последующие 5 лет; налог на имущество — 0% за первые 5 лет с момента постановки на баланс и 0,5% — в последующие 5 лет. Помимо этого определён тариф страховых взносов — 7,6% в течение 10 лет и ускоренная процедура возмещения НДС.

В Свободной таможенной зоне вводится упрощённый визовый порядок въезда и пребывания иностранных граждан в течение восьми дней, круглосуточный режим работы пунктов пропуска, единый орган контроля на границе.

Предусматриваются ограничения по некоторым видам производственной деятельности. К ним отнесены добыча нефти и природного газа, производство подакцизных продуктов, за исключением производства легковых автомобилей, мотоциклов, моторных масел, авиационного, дизельного и автомобильного топлива, а также ряд услуг, исключая аренду и лизинг.

В проекте закона содержатся ограничения на налоговые льготы: финансы, страхование, оптовая и розничная торговля.

Некоторые выводы и рекомендации

В структурной и технологической модернизации экономики Дальнего Востока и Байкальского региона участвуют более 40 крупных и средних отечественных акционерных компаний из Хабаровского и Приморского краёв, Амурской области, Бурятии, Камчатки и других административных районов. Для них предусмотрено льготное финансирование из Фонда развития Дальнего Востока и Российско-китайского агрофонда. Для малого и среднего бизнеса государством предоставлен стимулирующий «специальный кредитный продукт», а всем инвесторам обещаны налоговые льготы и защита прав собственности.

Впервые в государственной дальневосточной политике особое внимание обращено на развитие аграрной инфраструктуры и освоение громадных земляных массивов для развития сель-хозпроизводства. Государственная политика развития сельского хозяйства получила бренд «дальневосточный гектар», в рамках которой предусмотрены меры поддержки получателей «дальневосточного гектара», включая предоставление его в безвозмездное пользование, а после пяти лет — в частную собственность (в случае осуществления сельхозработ). Участие иностранных граждан в бренде «дальневосточный гектар» не предусмотрено.

Пока особого энтузиазма среди дальневосточников в получении 1 га земли нет, поэтому нужна более расширенная программа государственной помощи (кредиты, транспортное обеспечение, социальное обустройство новых мест проживания), без чего зависнет общая программа демографического развития Дальнего Востока.

Также пока только в проекте план формирования комплексной инфраструктуры на территориях опережающего развития, включая свободный порт Владивосток, в рамках которого намечен план т. н. каркасной инфраструктуры Транссиба и БАМА, проект международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», инфраструктурный проект «Северный морской путь», а также проект развития трансграничной инфраструктуры.

Литература

1. Аносова, Л. А. Ресурсный и экономический потенциал Дальнего Востока и Забайкалья и их торговля со странами АТР // Российский Дальний Восток : стратегия развития в XXI в. : монография. — М., 2014.

2. Леженина, Т. В. Инвестиционная активность стран Восточной Азии на российском Дальнем Востоке : сравнительный анализ и проблемы // Российский Дальний Восток : стратегия развития в XXI в. : монография. — М., 2014.

3. Леженина, Т. В. XXсаммит АТЭС во Владивостоке //Восточная и Юго-Восточная Азия-2012 : конфликты, интеграции, экономика, реформы : монография. — М., 2013.

Региональные проблемы преобразования экономики, №6, 2016

4. Тригубенко, М. Е. Научная концепция и государственная политика развития дальневосточных и восточносибирских регионов Российской Федерации в XXI в. // Российский Дальний Восток : стратегия развития в XXI в. : монография. — М., 2014.

5. Аргументы недели. 12 марта 2015 г.

6. Эксперт. 1-7 апреля 2013 г. № 13.

7. ИТАР-ТАСС. 12 марта 2015 г.

8. Информация министерства по развитию Дальнего Востока // Круглый стол Высшей школы экономики. Август 2016 г.

References:

1. Anosova, L. A. Resource and economic potential of the Far East and Trans-Baikal and their trade with Asia-Pacific countries // The Russian Far East: development strategy in the XXI century : monograph. — M., 2014.

2. Lezhenina, T. V. Investment Activity of East Asia in the Russian Far East: comparative analysis and problem // The Russian Far East: development strategy in the XXI century : monograph. — M., 2014.

3. Lezhenina, T. V. XX of the APEC summit in Vladivostok // East and South-East Asia 2012 : the conflicts, the integration of the economy, reform : monograph. — M., 2013.

4. Trigubenko, M. E. The scientific concept of development and public policy of the Far Eastern and East Siberian regions of Russia in XXI century // The Russian Far East: development strategy in the XXI century : monograph. — M., 2014.

5. Arguments week. March 12, 2015.

6. Expert. 1-7 April 2013. No. 13. 7.ITAR-TASS. March 12. 2015.

8. Information of the Ministry of Development of the Far East // Roundtable Higher School of Economics. August 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.