Научная статья на тему 'Посткризисная модель развития Дальневосточного федерального округа России'

Посткризисная модель развития Дальневосточного федерального округа России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
29
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / МАКРОРЕГИОН / MACRO-REGION / ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ / TRANSPORT NETWORK / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕГРАДАЦИЯ / ECONOMIC DYNAMICS AND ECONOMIC DEGRADATION / ИНДЕКС ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ECONOMIC DEVELOPMENT INDEX / ИНДЕКС ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА / INDEX OF INDUSTRIAL PRODUCTION / МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / MECHANISMS AND INSTRUMENTS OF ECONOMIC DEVELOPMENT / УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / LEVEL AND QUALITY OF LIFE / СУБСИДИРОВАНИЕ ЦЕН / PRICE SUBSIDIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ишаев Виктор Иванович

В предыдущем номера журнала была опубликована первая часть данной статьи, освещающая основные параметры развития Дальневосточного федерального округа. Россия как геополитически, так и экономически нуждается в усилении своих позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Интересы России как евразийской державы в Азиатско-Тихоокеанском регионе стратегически важны и разнообразны. Главные из них связаны с возможностью использования экономических связей со странами региона, его огромных инвестиционных ресурсов и емкого рынка для ускорения экономического развития не только Востока России, но и всей страны в целом. Полноценное включение Дальнего Востока России в систему мирохозяйственных связей представляет собой основное условие нормального социально-экономического развития самого региона и государства в целом, устойчивого наращивания экономического потенциала и укрепления позиций России в мировой экономике. В связи с этим автор, рассмотрев в предыдущей статье, что из себя представляет Дальний Восток как макрорегион и какова его доля в общероссийском хозяйстве, продолжает анализ развития ДФО, разрабатывая конкретные направления, цели, задачи и механизмы, которые должны быть реализованы в рамках развития округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Post-Crisis Development Model for the Far Eastern Federal Districts of Russia

This article, the third in a series covering Russia’s Far East Federal Districts (FEFDs), says that Russia, as a geopolitical and economic entity, needs to strengthen its position in the Asia-Pacific region. It goes on to say that Moscow’s interests as a Eurasian power in the Asia-Pacific region are strategically important and diversified. The principal ones, according to the paper, relate to the possible use of economic relations with other countries there. Russia has already invested vast amounts of its resources in creating a market for the accelerated economic development not only of Eastern Russia but of the whole country. The study says that FEFD needs to become an integral part of the regional economy to help contribute to its socio-economic development. So far, FEFD has the potential of achieving sustainable economic growth. In this context, the review has examined an earlier article in the FEFD series, which called it a macro-region. That blueprint concluded that FEFDs’ share Of the national economy continues to grow, but beyond that growth the districts need goals and mechanisms with a Far Eastern focus.

Текст научной работы на тему «Посткризисная модель развития Дальневосточного федерального округа России»

Посткризисная модель развития Дальневосточного федерального округа России*

Post-Crisis Development Model for the Far Eastern Federal Districts of Russia

Ишаев Виктор Иванович

Полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, действительный член РАН, доктор экономических наук, профессор 125993, ГСП-3, Москва, А-47, 1-я Тверская-Ямская ул., д. 1,3

Ishaev Viktor Ivanovich

Pervaya Tverskaya-Yamskaya Str.

1,3, Moscow, 125993, Russian Federation

В предыдущем номера журнала была опубликована первая часть данной статьи, освещающая основные параметры развития Дальневосточного федерального округа. Россия как геополитически, так и экономически нуждается в усилении своих позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Интересы России как евразийской державы в Азиатско-Тихоокеанском регионе стратегически важны и разнообразны. Главные из них связаны с возможностью использования экономических связей со странами региона, его огромных инвестиционных ресурсов и емкого рынка для ускорения экономического развития не только Востока России, но и всей страны в целом.

Полноценное включение Дальнего Востока России в систему мирохозяйственных связей представляет собой основное условие нормального социально-экономического развития самого региона и государства в целом, устойчивого наращивания экономического потенциала и укрепления позиций России в мировой экономике.

В связи с этим автор, рассмотрев в предыдущей статье, что из себя представляет Дальний Восток как макрорегион и какова его доля в общероссийском хозяйстве, продолжает анализ развития ДФО, разрабатывая конкретные направления, цели, задачи и механизмы, которые должны быть реализованы в рамках развития округа.

This article, the third in a series covering Russia's Far East Federal Districts (FEFDs), says that Russia, as a geopolitical and economic entity, needs to strengthen its position in the Asia-Pacific region. It goes on to say that Moscow's interests as a Eurasian power in the Asia-Pacific region are strategically important and diversified. The principal ones, according to the paper, relate to the possible use of economic relations with other countries there. Russia has already invested vast amounts of its resources in creating a market for the accelerated economic development not only of Eastern Russia but of the whole country. The study says that FEFD needs to become an integral part of the regional economy to help contribute to its socio-economic development. So far, FEFD has the potential of achieving sustainable economic growth. In this context, the review has examined an earlier article in the FEFD series, which called it a macro-region. That blueprint concluded that FEFDs' share

of the national economy continues to grow, but beyond that growth the districts need goals and mechanisms with a Far Eastern focus.

Ключевые слова: регион, макрорегион, транспортная сеть, экономическая динамика и экономическая деградация, индекс экономического развития, индекс промышленного производства, механизмы и инструменты экономического развития, уровень и качество жизни, субсидирование цен

Keywords: region, macro-region, transport network, economic dynamics and economic degradation, economic development index, index of industrial production, mechanisms and instruments of economic development, level and quality of life, price subsidies

Являясь частью мировой экономической системы, Российская Федерация (как и ранее Советский Союз) в течение всей своей истории придерживалась в основном западного вектора своего развития. На сегодняшний день центр мирового экономического тяготения быстрыми темпами смещается в сторону Востока. Уже сейчас доля стран глобальной группировки Азиатско-Тихоокеанского региона (а это учитывая Россию и страны Североамериканского континента — 21 государство)1 в объеме мирового ВВП, с учетом паритета покупательной способности (табл. 1), составляет 63%, в мировом торговом обороте — 48% и почти 64% в общей численности населения планеты.

Долгосрочный тренд подтверждает тенденцию стран Азиатско-Тихоокеанского региона к укрепившемуся лидерству в мировом хозяйстве. Более того, именно эта группировка является сейчас и в перспективе локомотивом мирового экономического роста.

В данном регионе мира находятся государства с достаточно высоким уровнем производства ВВП на душу населения, значительно превышающим среднемировой уровень, — 11,8 тыс. долл. (2011 г.).

Для того чтобы обеспечить достижение среднеевропейских стандартов качества жизни в Российской Федерации, необходимо производство валового внутреннего продукта, как минимум, удвоить по сравнению с базовым уровнем 2010 г. Достижение этой цели возможно лишь при условии ежегодного роста российской экономики не менее чем на 6-8%.

Являясь частью мировой экономической системы, Российская Федерация (как и ранее Советский Союз)

ш с;

LQ

О 0. с ш Iq

с;

с >

I-

с

1 В состав Азиатско-Тихоокеанского региона входят экономики 21 государства: Австралия, Бруней, Вьетнам, Индия, Индонезия, Камбоджа, Канада, Китайская Народная Республика, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Папуа — Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, Таиланд, Тайвань, Соединенные Штаты Америки, Филиппины, Чили, Япония.

* Продолжая освещать проблему развития ДФО, журнал публикует вторую часть статьи автора о дальнейших перспективах и планах развития округа.

со <

ВВП по паритету покупательной способности, долл. по курсу 2011 г.

< >

Регион 2010 г. 2011 г.

МИР 11,5 11,8

Сингапур 57,8 59,9

США 47,8 48,1

Австралия 40,6 40,8

Канада 39,1 40,3

Тайвань 36,3 37,9

Германия 36,8 37,9

Франция 34,6 35,0

ЕЭС 33,5 34,0

Япония 34,6 34,3

Республика Корея 30,6 31,7

Россия 15,9 16,7

в течение всей своей истории придерживалась в основном западного вектора своего развития. В предыдущие периоды это было оправдано как политическими, так и технологическими факторами. В современных же условиях при смещении центров развития к восточному полюсу это становится одним из основных элементов, препятствующих увеличению темпов развития российской экономики.

«Чрезмерная ориентация на Европейский союз имеет ряд негативных эффектов. Во-первых, ЕС — один из наименее динамично развивающихся регионов мира как в настоящее время, так и, по-видимому, в ближайшей перспективе. Европейский рынок не сможет динамично расширять спрос на товары российского экспорта (а по энергетическим товарам может даже снижать спрос в рамках стратегий энергосбережения, повышения энергоэффективности и диверсификации поставок энергоносителей). Во-вторых, зависимость России от ЕС во многом односторонняя: значение России как внешнеэкономического партнера для большинства стран ЕС намного меньше, чем значение ЕС для России, что создает предпосылки давления на Россию по критически важным для нее вопросам сотрудничества» [1].

Исходя из этого, обеспечить ускорение развития России невозможно без использования финансовой, инновационной и инвестиционной мощи Азиатско-Тихоокеанского региона как ресурса развития экономики страны. Для этого необходимо увеличить степень интеграции экономики России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Добиться этого возможно, только значительно увеличив восточный вектор развития России.

«Россия — неотъемлемая часть обширного, идущего вперед Азиатско-Тихоокеанского региона. Его значимость для социально-экономического развития России, прежде всего для Сибири и Дальнего Востока, очевидна» [2].

В мире более динамично развивается Восток, в частности Азиатско-Тихоокеанский регион. В России, напротив, более высокие темпы роста накоплены западными регионами страны.

Итак, резюмируем: для того чтобы обеспечить данные стандарты, нужно, как минимум, удвоить производство ВВП. Необходимо создать условия роста национальной экономики не менее 6-8% в год. Добиться этого возможно, только значительно увели-

чив восточный вектор развития России и обеспечив эффективную интеграцию ее экономики с экономическим пространством Азиатско-Тихоокеанского региона, поскольку Дальний Восток, как подсистема национальной экономической системы Российской Федерации, является ключевым звеном интеграционных процессов России в АТР.

В то же время чтобы выполнить данную миссию, макрорегион должен быть поставлен в равные с регионами центральной России условия поддержания уровня жизни населения, обеспечения конкурентоспособности его экономики. Для этого необходимо обеспечить Дальнему Востоку опережающее по сравнению со среднероссийскими темпами социально-экономическое развитие.

Прирост ВРП Дальневосточного федерального округа, при среднероссийском росте ВВП 6-8% в год, должен составлять не менее 8-10% ежегодно. Только на основе таких темпов можно обеспечить выравнивание условий жизни и хозяйствования на Дальнем Востоке до среднероссийских параметров. Для этого необходимо:

• выровнять по отношению к среднероссийским условия развития субъектов Российской Федерации Дальнего Востока;

• осуществить структурную перестройку экономики Дальнего Востока;

• обеспечить эффективную интеграцию экономики макрорегиона со странами АТР, с учетом международного разделения труда, с новой, облагороженной структурой экспорта, т. е. экспорта товаров с повышенной долей добавленной стоимости;

• сформировать и увеличить постоянное население Дальнего Востока с высоким качеством и уровнем жизни, обеспечив долю представителей среднего класса в общей численности населения округа выше среднероссийских показателей;

• развить внутренний потребительский рынок Дальнего Востока, повышая покупательную способность населения и используя механизмы импортозаме-щения.

Для решения поставленных задач требуется разработать новую редакцию Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья», дополнив ее объектами социальной инфраструктуры и продлив на первом этапе сроки реализации до 2018 г., а затем и до 2025 г.

1. Создать в ближайшие три года особый налоговый и инвестиционный режим на Дальнем Востоке, обеспечивающий приток внутренних и иностранных инвестиций, в том числе за счет создания интегрированных производственно-транспортных зон, территориальных производственных комплексов, а также контактных зон.

2. Обеспечить опережающую динамику всех ключевых социально-экономических индикаторов развития Дальнего Востока по отношению к среднероссийским показателям.

3. Увеличить долю стран Азиатско-Тихоокеанского региона во внешнеторговом обороте России в 1,5 раза.

4. Достигнуть к 2020 г. среднероссийских показателей уровня жизни для населения Дальнего Востока.

5. Прекратить отток населения с территории Дальнего Востока.

В период 2021-2050 гг. реализации долгосрочной Стратегии развития России на Дальнем Востоке и в АТР предполагается добиться следующих результатов:

Стоимость основных инвестиционных проектов Дальнего Востока, предполагаемых к реализации до 2025 г.

Стоимость проектов, млрд руб.

Топливно-энергетический комплекс Транспортный комплекс

Проекты «Сахалин 2-5» 1800 Развитие Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ-2) 800

Освоение Ковыткинского месторождния 195 Мостовой переход «Материк—остров Сахалин» 300

Освоение Чаяндинского месторождения 105 Морские порты 100

Разработка Эльгинского месторождения 180 Аэропорты 80

Газопроводная система Дальнего Востока 675 Автодороги 70

Горный комплекс Лесной комплекс 90

Освоение железорудных месторождений 90 Производственные объекты нефтегазохимии 1200

Освоение золоторудных месторождений 200 Космодром «Восточный» 400

Горнодобывающий комплекс Южной Якутии 478 Машиностроение 150

т <

< >

1. достижение сопоставимого с Японией и Южной Кореей уровня жизни населения;

2. увеличение доли продукции обрабатывающих производств в ВРП в 2 раза по сравнению с современным уровнем (с 5,5 до 10-12%), прежде всего наукоемких отраслей;

3. увеличение доли продукции обрабатывающих отраслей и услуг в общем объеме экспорта из России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона в 3 раза;

4. обеспечение экономической плотности территорий, примыкающих к сухопутным границам, более высокой, чем в сопредельных с Россией государствах;

5. создание и развитие крупных городских промышленных агломераций, обеспечивающих интенсификацию инновационных и инвестиционных процессов в регионе;

6. увеличение доли транзитных перевозок через Россию по трансконтинентальному коридору «Восток— Запад» не менее чем в 4 раза.

Достижение целевых параметров Стратегии предполагает существенное увеличение инвестиций в экономику Дальнего Востока за счет реализации крупных мегапроектов.

При этом инвестиционная емкость Дальнего Востока на период до 2015 г. оценивается в объеме более 3 трлн руб., а общая стоимость инвестиционных проектов, которые могут быть реализованы на территории макрорегиона до 2025 г., составляет более 9 трлн руб. (табл. 2).

В ближайшей перспективе основной объем инвестиций предполагается направить в инфраструктурный сектор, модернизация которого и дальнейшее расширение должно создать надежную базу развития и стимулы для привлечения инвестиций в промышленность и другие отрасли Дальнего Востока. В связи с этим огромные инвестиции закладываются в строительство и модернизацию автодорог, морских портов и аэропортов, железнодорожного транспорта.

Одной из основных задач развития транспортной инфраструктуры Дальневосточного федерального округа является формирование опорной сети автодорог.

Каркас этой системы формируется автомобильными дорогами «Амур» (Чита—Хабаровск), «Уссури» (Хабаровск—Владивосток), «Лена» (Большой Невер— Якутск), «Колыма» (Якутск—Магадан).

В настоящее время на территории Дальнего Востока необходимое развитие дорожной сети, устойчивость ее функционирования и необходимая пропускная способность не обеспечены. В значительной части региона сеть автомобильных дорог общего пользования сводится к отдельным дорогам, проложенным в меридиональном или широтном направлении.

Основными задачами развития автодорожной сети Дальневосточного федерального округа являются:

1. повышение уровня безопасности и надежности транспортной системы в части создания дублирующих автодорожных маршрутов на направлениях перевозок, где перерыв в движении на существующей дороге приводит к невозможности обеспечить транзитные перевозки;

2. развитие автодорог на основных направлениях межрегиональных перевозок, обеспечивающих доставку грузов к крупным морским портам, железнодорожным станциям, транспортно-логистическим центрам;

3. развитие автодорог, необходимых для обеспечения связанности территории региона, т. е. обеспечение автодорожной связи административных центров субъектов Российской Федерации с сетью федеральных и межрегиональных автомобильных дорог, а также центров муниципальных образований с административными центрами субъектов Российской Федерации;

4. создание автодорожных подходов от автомобильных дорог федерального значения и территориальных дорог, имеющих межрегиональное значение, к зонам опережающего развития в субъектах Российской Федерации;

5. развитие подходов к пограничным пунктам пропуска, расположенным на автодорожных маршрутах, входящих в состав международных транспортных коридоров и азиатской сети международных автомагистралей, а также необходимым для реализации потенциала приграничного сотрудничества субъектов Российской Федерации с регионами соседних государств;

6. развитие автодорог, направленное на решение транспортных проблем крупных городов и транспортных узлов;

7. обеспечение устойчивой связи населенных пунктов, имеющих перспективы развития, с магистральной автодорожной сетью.

В регионе, характерной чертой которого являются ^ большие расстояния между населенными пунктами, о особое значение имеет железнодорожный транс-^ порт, способный осуществлять регулярное сообщение ^ и перевозить основную часть потоков массовых гру-к зов, которые невозможно доставить другими видами ¡Е транспорта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Немаловажна роль железнодорожного транспорта « и в реализации транзитного потенциала Дальнего Востока. В соответствии со «Стратегией развития ^ железнодорожного транспорта до 2030 г.» предсто-ш ит реконструкция Транссибирской железнодорожной ш магистрали, что позволит значительно увеличить тран-

2 зитные перевозки по межконтинентальному трансЕ портному коридору «Восток—Запад».

3 Реализация проекта соединения Транскорейской ^ железнодорожной магистрали с сетью железных дорог

< России с выходом на Транссибирскую железнодо-н рожную магистраль позволит создать самый корот-

< кий в мире транзитный коридор Азия—Европа—Азия, конкурентный морскому маршруту следования грузов через Суэцкий канал. Срок доставки грузов может составлять около 2 недель вместо 45 суток морским путем. Осуществление проекта позволит обеспечить большой приток грузов из стран АТР на сеть РЖД, прежде всего на Транссиб.

Уже неоднократно приходилось говорить о том, что развитие востока страны должно происходить за счет реанимации Северного широтного экономического пояса, основой которого является Байкало-Амурская железнодорожная магистраль (БАМ).

Проведение коренной реконструкции и модернизации БАМа создаст условия многократного роста объемов транзитных и внешнеторговых перевозок через порты Дальнего Востока.

На первом этапе необходимо увеличить пропускную способность дороги до 30 млн т грузов. Производственный же потенциал горнорудных, лесных, угольных, металлургических фирм таков, что уже сейчас прорабатывается вопрос об увеличении пропускной мощности до 100 млн т.

Необходимый объем инвестиций только на развитие и модернизацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта (с учетом подвижного состава) составит до 2015 г. более 400 млрд руб., а до 2030 г. — около 1,1 трлн руб.

Новые инвестиционные проекты, которые индуцирует БАМ и территории, лежащие в сфере ее влияния, создадут дополнительный импульс развития Республике Саха (Якутия), Амурской области, Хабаровскому и Забайкальскому краям.

В перспективе планируется строительство железнодорожных путей до Магадана, скоростной магистрали Хабаровск—Владивосток.

Строительство железнодорожной линии Селихин (Хабаровский край) — Ныш (Сахалинская область) с тоннельным (мостовым) переходом через пролив Невельского и развитие железнодорожной сети на о. Сахалин позволит обеспечить надежность и круглогодичность транспортных связей Сахалина с материком, снижение транспортных издержек в экономике региона, усилить геополитическое положение России на Дальнем Востоке, обеспечить железнодорожный выход России к Тихому океану через незамерзающие порты о. Сахалин, что даст дополнительные возможности для организации транзитных международных перевозок грузов из стран и в страны АТР. В перспективе — возможность создания перехода Сахалин—Япония.

По усредненным предварительным оценкам специализированных проектных организаций, минимальная стоимость реализации проекта составляет около 400 млрд руб. (в ценах 2009 г.).

Развитие портового хозяйства на Дальнем Востоке является продолжением остальной сухопутной транспортной инфраструктуры, в первую очередь железных и автомобильных дорог. Порты на Дальнем Востоке имеют международное значение, обеспечивая перевалку грузов, доставленных как по международным транспортным коридорам, так и по внутрирегиональным транспортным артериям в зарубежные страны и из них. Поэтому их развитие направлено как на рост транзитной функции регионов Дальнего Востока, так и на увеличение возможностей самих дальневосточных регионов поставлять свою продукцию на экспорт.

Развитие Северного морского пути и возобновление по нему регулярного судоходства позволит существенно увеличить объемы транзитных перевозок в направлении Европа — страны АТР и обратно, обеспечить северный завоз и освоение арктической зоны России.

На территории федерального округа осуществляется реализация второго этапа инвестиционного проекта строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан». В рамках данного этапа предусмотрено строительство нефтепровода на участке от г. Сковородино до спецморнефтепорта «Козьмино» протяженностью 2046 км, 8 нефтеперекачивающих станций (НПС) на этом участке и 5 НПС на участке от г. Тайшет до г. Сковородино, а также строительство 3 резервуаров номинальным объемом по 50 тыс. м3 в СМНП «Козьмино» и 4 резервных ниток подводных переходов через р. Ангара, Усть-Илимское водохранилище, р. Лена и р. Алдан. Завершение реализации и ввод в эксплуатацию второго этапа проекта ВСТО запланировано на конец 2012 г.

В развитие данного проекта будут сделаны отводы на нефтеперерабатывающие заводы в г. Хабаровске и г. Комсомольске-на-Амуре, планируется строительство НПЗ в Приморском крае, Амурской и Сахалинской областях. Это позволит резко увеличить объемы производства нефтепродуктов на внутреннем рынке и на экспорт стандартов «Евро-4» и «Евро-5».

Перспективными являются проекты по освоению газонефтяных месторождений на шельфе Охотского моря (Магаданская область). Ресурсы углеводородов на этих участках оцениваются более чем в 2 млрд т нефти и 1,5 трлн м3 газа. Обсуждается возможность совместной разработки магаданского шельфа с участием японских и китайских компаний.

В настоящее время, несмотря на значительные ресурсы природного газа, средний уровень газификации Восточной Сибири и Дальнего Востока составляет 6,6%, в том числе в сельской местности — менее 3%, тогда как в целом по России он составляет 63,1%, в сельской местности — 46,7%. Реализация Восточной газовой программы позволит значительно поднять уровень газификации восточных регионов России: в городах — до 77%, в сельской местности — до 45%.

Будет реализована программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона за счет ресурсов Якутии (Чаяндинское месторождение — 105 млрд руб.) и Восточной Сибири (Ковыктинское месторождение — 195 млрд руб.) (рис. 1).

т <

< >

Рис. 1. Перспективная схема сети газопроводов на востоке России к 2020 г.

Первоочередным объектом программы является газотранспортная система (ГТС) «Сахалин—Хабаровск— Владивосток».

В перспективе предполагается строительство газопровода из Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) с присоединением в районе г. Хабаровска. С учетом перспектив экспорта планируется строительство завода по сжижению природного газа (СПГ) в Приморском крае, а также строительство газопровода в Республику Корея. Вдоль всей линии газопровода планируется создание газохимических производств, в том числе минизаводов СПГ в целях обеспечения нужд коммунальной энергетики.

Инвестиционная оценка создания опорной газопроводной системы составляет порядка 675 млрд руб.

На Востоке России возникнет мощный комплекс нефтегазохимии.

Проектами на ближайшую перспективу предусмотрено строительство заводов СПГ и выпуск минеральных удобрений, а также создание газохимического производства в Приморском крае.

На территории Сахалинской области запланировано строительство газохимического комплекса по выпуску метанола и аммиака с годовым потреблением природного газа до 1,5 млрд м3. Стоимость завода по совмещенному производству метанола и аммиака может составить 850 млн долл.

Рассматривается проект по строительству на Сахалине нефтегазохимического комплекса по производству этилена, полиэтилена и полипропилена мощностью 4 млн т в год.

Перспективными являются также проекты по созданию в Амурской и Сахалинской областях мощностей по производству водорода. Общая стоимость сахалинского водородного проекта оценивается в 10 млрд

долл. и предусматривает строительство электролизного завода производительностью 3,8 млн т водорода в год, завода по сжижению водорода мощностью 62 млн т метилциклогексана в год и соответствующей инфраструктуры для экспорта. Продолжится реализация проектов «Сахалин—2, 3, 4, 5» общей стоимостью более 1,8 трлн руб.

Огромные инвестиции предусмотрены в развитие топливно-энергетического комплекса региона. Только в среднесрочной перспективе они оцениваются в 1,156 трлн руб.

Инвестиционная программа энергетиков, помимо развития сетевого хозяйства, включает строительство новых объектов генерации:

• ТЭЦ в г. Советская Гавань (Хабаровский край) мощностью 120 МВт, 200 Гкал/ч;

• Сахалинской ГРЭС-2 мощностью 330 МВт, 15 Гкал/ч;

• Якутской ГРЭС-2 (1-я очередь) мощностью 170 МВт, 160 Гкал/ч;

• 2-й очереди Благовещенской ТЭЦ (Амурская область) мощностью 110 МВт, 175 Гкал/ч;

• 4-го и 5-го энергоблоков на Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 (Сахалинская область) мощностью 139,1 МВт и 91,2 МВт соответственно;

• Уссурийской ТЭЦ в Приморском крае мощностью 370 МВт, 560 Гкал/ч;

• ГТУ-ТЭЦ на площадке Владивостокской ТЭЦ-2 мощностью 93 МВт, 80 Гкал/ч;

• ГТУ-ТЭЦ на площадке ЦПВБ в Приморском крае мощностью 139,5 МВт, 420 Гкал/ч. Продолжится строительство Усть-Среднеканской

ГЭС установленной мощностью 570 МВт на р. Колыма в Магаданской области.

Комплексный проект по экспорту электроэнергии предусматривает использование для этой цели гидро-

^ потенциала Дальнего Востока, прежде всего Амурской ^ области и Республики Саха (Якутия) (Канкунская ГЭС, о Нижне-Бурейская ГЭС), а также строительство до-^ полнительных объектов генерации (Ерковецкой ТЭС, ^ Ургальской ТЭС, строительство ПГУ-ТЭС в г.Хаба-к ровске).

¡Е Объекты генерации с потребителями свяжет межго-^ сударственная линия электропередачи Россия—Корея « с юга Приморского края до Корейского полуострова, способная передавать электрическую мощность до | 3-4 ГВт.

ш В дальнейшем данная линия может быть продлена ш на Японию с созданием «большого энергетического

2 кольца»: Приморье РФ—Китай—КНДР—Республика Е Корея—Япония—Сахалин—Приморье РФ.

3 Исторически важнейшей специализацией Дальнего ^ Востока были и останутся на перспективу добыча

< и эксплуатация природных ресурсов.

В модернизируемой экономике значение ресурсного

< сектора не снижается, но резко повышается фактор эффективного и неистощительного использования природных ресурсов. Для того чтобы регион не утратил свою специализацию, в воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологоразведку и формирование модернизированных лесного и рыбопромышленного комплексов планируется привлечь около 300 млрд руб. инвестиций. Это позволит и воспроизводить ресурсную базу, и получить добавленную стоимость от переработки ресурсов.

Дальний Восток располагает мощными ресурсными базами золота в Магаданской и Амурской областях, Чукотском автономном округе и других регионах (инвестиции — 200 млрд руб.), Эльгинского месторождения угля в Якутии (180 млрд руб.), железной руды в Амурской области и Еврейской автономной области (90 млрд руб.), а также в Якутии, биоресурсов в Сахалинской области, Приморском и Камчатском краях. Развитие горнодобывающего комплекса Республики Саха (Якутия) оценивается в 675 млрд руб. инвестиций.

В Амурской области и Еврейской автономной области формируется металлургический кластер на базе месторождений полезных ископаемых: Гаринское, Куранахское и Большой Сейим, а также Кимканского и Сутарского железорудных месторождений. Общая стоимость проекта — более 100 млрд руб.

На территории Амурской области на первом этапе уже ведется освоение Куранахского месторождения. В 2010 г. введен в строй Олекминский горнообогатительный комбинат (ГОК). Проектная мощность ГОКа — 920 тыс. т концентрата, на которую предприятие вышло в 2011 г., а полученный титаномагне-титовый и ильменитовый концентрат направляется на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

На территории Еврейской автономной области реализуется проект по разработке и освоению Кимканского и Сутарского железорудных месторождений, строительству на их базе горно-обогатительного комбината в Об-лученском районе. Проектная мощность — 17,25 млн т руды, объем выпуска концентрата — 4,18 млн т в год. Срок реализации проекта по строительству ГОКа — 2006-2014 гг.

Второй этап предполагает создание Гаринского ГОКа на базе одноименного железорудного месторождения в Амурской области. Производственная мощность Гаринского ГОКа составит 10 млн т по руде и 7,25 млн т по промпродукту. В настоящее время ведутся проектно-изыскательские работы. Выход на проектную мощность намечен на 2015 г. Продукция Гаринского горно-обогатительного комбината будет

поступать для глубокой переработки на Кимкано-Су-тарский комбинат, а в дальнейшем направляться для производства прямовосстановленного железа на Дальневосточный металлургический комбинат. Это будет второй подобный завод в мире и первый в России. С 2015 г. комбинат сможет производить до 4 млн т прямовосстановленного железа (на следующем этапе планируется удвоить выпуск железа и начать выпуск стали).

Особая роль в перспективном развитии южных районов Дальнего Востока отводится агропромышленному комплексу (АПК).

В современных условиях в мире на первое место, наряду с проблемой обеспечения энергетическими ресурсами, выходит продовольственная проблема.

Демографический рост, с одной стороны, и сокращение площадей пахотных площадей, с другой, — таковы факторы, вынуждающие некоторые государства, особенно азиатские, решать проблему обеспечения населения продовольствием (табл. 3).

Несмотря на то что все регионы Дальневосточного федерального округа расположены в зоне рискованного земледелия и ведение сельского хозяйства на их территории затруднено вследствие сложных природно-климатических условий и низкого плодородия земель, потенциал АПК округа достаточно высок.

Перспективными направлениями сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона могут стать племенное животноводство, коневодство, оленеводство, птицеводство и рыбоводство.

Привлечение зарубежных производителей для обеспечения агропромышленного комплекса Дальнего Востока необходимым оборудованием и техникой позволит вовлечь в оборот неиспользуемые сельскохозяйственные угодья и обеспечить расширение в регионе промышленной переработки сельскохозяйственной продукции.

Особенно перспективным направлением является выращивание и переработка сои, для которой агроклиматические условия южных районов Дальнего Востока наиболее благоприятны.

В Амурской области, Приморском и Хабаровском краях, Еврейской автономной области возникнет соевый кластер, который позволит не только нарастить производство этой агрокультуры, но и производить на ее основе ценные продукты из соевого белка с последующей поставкой как на внутренний рынок, так и на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Спрос на данный вид продукции в азиатских странах неисчерпаем.

На территории Дальнего Востока запланировано создание территориальных производственных комплексов.

Получит развитие Южно-Якутский производственный комплекс. Проект включает расширение производства угля, освоение железорудных месторождений «Таежное», «Десовское», создание металлургического комплекса на базе разведанных запасов железных руд, коксующих углей, запасов вспомогательного сырья (флюсов, известняков), разработку урановых месторождений Эльконского района, наращивание золотодобычи, освоение Селигдарского месторождения апатитов.

В рамках проекта предусмотрено развитие транспортной и энергетической инфраструктуры. Общая стоимость проекта составляет 760 млрд руб.

Формируются производственные комплексы, в том числе и в приграничных районах Амурской области и Приморского и Хабаровского краев.

Численность населения и площади пахотных земель некоторых государств

Страна/регион Население, млн человек Площадь суши, тыс. км2 Площадь пахотной земли, тыс. км2 Площадь пахотной земли на душу населения, га

Мир 7021,8 148 940,0 15 743,0 0,224

США 331,9 9162,0 1650,1 0,497

ЕЭС 503,8 4324,8 1113,4 0,221

АТР 4006,9 63 482,5 7485,8 0,187

БРИКС 2940,9 38 594,5 4696,8 0,160

Россия 138,1 16 377,4 1174,3 0,850

Канада 34,3 9093,5 415,6 1,212

Китай 1343,2 9570,0 1422,1 0,106

Австралия 22,0 7682,3 472,5 2,148

Индия 1205,1 2973,2 1451,8 0,120

Индонезия 248,2 1811,6 199,8 0,081

Япония 127,4 364,5 42,4 0,033

Вьетнам 91,5 310,1 62,5 0,068

Малайзия 29,2 328,7 17,9 0,061

Новая Зеландия 4,3 267,7 14,8 0,343

Республика Корея 48,9 96,9 16,1 0,033

Источник: CIA The FactBook (2012).

В промышленном производстве локомотивами развития дальневосточной экономики будут предприятия с высокотехнологичными производствами, к которым относятся предприятия оборонно-промышленного комплекса, выпускающие конкурентоспособную продукцию как военного, так и гражданского назначения. Среди них ОАО «КнААПО» (Хабаровский край), который наряду с летательными аппаратами военного назначения на основе кооперации с зарубежными производителями приступил к производству регионального самолета «Superjet 100», и ОАО «Арсеньевская авиационная компания „Прогресс"» (Приморский край), выпускающая конкурентоспособные вертолеты как военного, так и гражданского назначения.

Кардинальная реконструкция и модернизация предприятий оборонно-промышленного комплекса Дальнего Востока имеет огромное значение не только для реализации курса государства на обновление и модернизацию российских Вооруженных Сил, но и для обеспечения геополитических интересов Российской Федерации.

В современном мире военные расходы в 2010 г. составили 2,6% от объема всего произведенного всемирного валового продукта.

При этом расходы стран, претендующих на мировое лидерство, при сопоставимости их долей расходов на военные цели в объеме национального валового внутреннего продукта с расходами на эти цели Российской Федерации не сопоставимы в физическом выражении. Например, при доле в ВВП военных расходов России 4%, а Соединенных Штатов Америки — 4,8%, Российская Федерация потратила в 2011 г. на военные цели 59,2 млрд долл., расходы США на эти цели составили 738,7 млрд долл. (это 43% мировых военных расходов).

Одним из условий сохранения присутствия России в качестве гаранта стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе является необходимость сохранения и модернизации на Дальнем Востоке центра подводного атомного судостроения.

Перспективы гражданского судостроения связаны с реализацией совместно с иностранными партнерами

проектов по строительству верфей в бухте «Пяти охотников» и г. Большой Камень (Приморский край).

С участием корейской стороны здесь ведутся работы по созданию судостроительной верфи, на которой планируется производить крупнотоннажные суда ледового класса (водоизмещением более 100 тыс. т), буровые суда, плавучие заводы по производству сжиженного природного газа для шельфовых разработок. Запланировано также, совместно с сингапурской компанией «Yantai Raffles», строительство верфи по производству погружных и полупогружных платформ, бурового оборудования. Стоимость этих проектов — 150 млрд руб.

Советская Гавань при эффективном стимулировании ее развития может вернуть себе статус крупнейшей на Дальнем Востоке судоремонтной базы. Для этого нужны новые технологии, новое оборудование и новая стратегия, наряду с использованием транзитной функции грузового порта.

Еще одним инновационным и высокотехнологичным проектом, предполагающим сотрудничество со странами АТР как на стадии строительства, так и в процессе эксплуатации, станет создание космодрома «Восточный» в Амурской области.

Строительство космодрома «Восточный» даст импульс формированию на базе дальневосточных предприятий машиностроения и приборостроения космического кластера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках развития Свободненской космической зоны планируется реализация проектов строительства завода по производству жидкого водорода, аэродромного комплекса, машиностроительных предприятий. Производства строительных материалов на базе местных минерально-сырьевых ресурсов, создаваемые для строительства космодрома и города, в дальнейшем будут сориентированы на сбыт своей продукции на внутрироссийский рынок.

Срок реализации проекта — 2009-2015 гг. Общая стоимость проекта — 100 млрд руб.

В рамках подготовки к проведению в России в 2012 г. саммита АТЭС выполняются мероприятия подпрограм-

6761

6796(+511)

т <

< >

6285

5820(-465)

-1--1--1- ®-1—

2010 2015 2020 2025 Годы

Численность населения при существующих условиях развития (инерционный сценарий Росстата)

Численность населения, необходимая для достижение целевых параметров Стратегии

Население в трудоспособном возрасте, тыс.человек

В соответствии с параметрами Стратегии 4007 4079 3974 3986

Инерционный сценарий 4007 3672 3433 3335

Рис. 2. Прогноз численности населения Дальневосточного федерального округа, тыс. человек Источник: Стратегия развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г.

мы «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР».

В реализации мероприятий задействованы мощности многих дальневосточных регионов, национальных и зарубежных компаний.

К открытию форума будет реконструирован аэропорт, созданы необходимые объекты на о. Русском, реконструирована инженерная и социальная инфраструктура г. Владивостока, реконструирована дорожная сеть, в том числе сооружены два уникальных мостовых перехода через бухту Золотой Рог и пролив Босфор Восточный.

Весьма важно, что в проектах социального развития региона уделяется большое значение развитию образования и науки. Достаточно назвать формирование на территории Дальневосточного федерального округа двух федеральных университетов — в г. Владивостоке и г. Якутске.

Построенные в рамках реализации подпрограммы объекты на о. Русском после проведения саммита АТЭС-2012 также будут использованы Дальневосточным федеральным университетом.

В региональной теории и политике используют такие критерии развитости территории, как ее экономическая и социально-экономическая плотность1.

Этот критерий хорошо «работает» для небольших территорий или территорий с большим населением. Наш регион занимает огромную площадь, но традиционно имеет низкую, ниже средней по стране, плотность населения (1 человек на км2 против 8,3 в среднем по стране). Относительно этой пробле-

1 Экономическая плотность — отношение объема создаваемого на территории валового регионального продукта и площади данной территории.

Социально-экономическая плотность — отношение численности населения на экономически освоенной территории к площади этой территории. Под экономически освоенной территорией понимается территория с плотностью населения не менее 1 человека на км2.

мы предлагались разные способы решения: от почти фантастических (переселения десятков миллионов человек) до более «мягких», базирующихся на стимулировании миграции в регион за счет создания здесь более привлекательных, чем в других регионах, условий проживания.

В последние годы был предпринят ряд мер для сохранения здесь населения. Это и мероприятия в рамках национальных проектов, особенно это касается здравоохранения, и обеспечение льготного авиасообщения для отдельных категорий населения, а также ряд чисто экономических мер по развитию новых производств и, соответственно, созданию новых рабочих мест (рис. 2).

Дальний Восток продолжает ощущать недостаток кадров, особенно квалифицированных (в настоящее время, по оценкам ряда регионов, он составляет около 80% от общей кадровой потребности), при этом реализация Стратегии потребует притока новых трудовых ресурсов, модернизация экономики — высококвалифицированных специалистов.

Для обеспечения достижения основных параметров Стратегии необходимо до 2025 г. увеличить население ДФО на 505 тыс. человек за счет естественного и, в основном, миграционного прироста (рис. 3).

Попытка изменить вектор миграционных процессов на Дальний Восток, используя Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, не принесла желаемых результатов.

За все время действия Госпрограммы на Дальний Восток приехало лишь 1332 человека, из них экономически активных — 608. Экстремальные условия проживания на Дальнем Востоке не являются привлекательными для переселенцев. Рассматривать Программу как дополнительный источник обеспечения экономики округа кадрами без кардинального изменения ее основных подходов не приходится.

1483 +437

Необходимо 1153

В наличии 1046

Требуется дополнительно 107

Годы

2010 2015 2020 2025

Численность занятых в экономике, тыс. человек 3391 3453 3544 3648

Доля квалифицированных работников, % 30,8 39,6 39,8 40, 7

CD

т <

< >

2010

2015

2020

2025

Годы

Рис. 3. Необходимое количество квалифицированных работников для обеспечения достижения показателей социально-экономического развития ДФО до 2025 г. в соответствии со Стратегией, тыс. человек

Источник: Стратегия развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г.

Для реализации целей «Стратегии развития Дальнего Востока до 2025 г.» доля квалифицированных работников в экономике округа должна вырасти с 30,8% в 2010 г. до 40,7% к 2025 г.

Сегодня наиболее востребованными в субъектах Российской Федерации округа остаются профессии и специальности по таким укрупненным группам, как «Геология, разведка и разработка полезных ископаемых», «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», «Транспорт и транспортные средства», «Здравоохранение», «Морская техника», «Строительство и архитектура».

Перспективы развития экономики федерального округа в соответствии со Стратегией потребуют притока специалистов в сфере космических технологий, специалистов в области нефтегазохимии, освоения морских биоресурсов, специалистов энергетики и коммуникации и др.

При этом прирост ВРП Дальневосточного федерального округа должен составлять не менее 8% ежегодно.

Достигнуть поставленных целей возможно только, обеспечив:

• выравнивание условий жизни и хозяйствования на Дальнем Востоке до среднероссийских параметров, осуществление структурной перестройки экономики;

• эффективную интеграцию экономики Дальнего Востока со странами АТР, учитывая международное разделение труда, с новой, облагороженной структурой экспорта, т. е. экспорт товаров с повышенной долей добавленной стоимости;

• формирование и увеличение на Дальнем Востоке постоянного населения с высоким качеством и уровнем жизни, обеспечив долю представителей

среднего класса в общей численности населения округа выше среднероссийских показателей; • развитие внутреннего потребительского рынка Дальнего Востока, повышая покупательную способность населения и используя механизмы импортозаме-щения.

Реализация этих направлений создаст условия для укрепления Единого экономического пространства Российской Федерации, будет способствовать эффективной интеграции Российской Федерации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, используя объективные преимущества Дальнего Востока.

Литература

1. Из Итогового доклада о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономического развития России на период до 2020 года: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://2020strategy.ru/data/2012/ 03/13/1214585985/itog.pdf.

2. Медведев Д. А. Интеграция — в целях развития, инновации — в целях процветания: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news/ kremlin.ru/transcripts/14392.

References

1. Iz Itogovogo doklada o rezul'tatakh ekspertnoy raboty po aktual'nym problemam sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii na period do 2020 goda [From the Summary Report on the results of expert work on current issues of socioeconomic development of Russia up to 2020]. Available at: http://2020strategy.ru/data/2012/03/13/1214585985/itog. pdf.

2. Medvedev D. A. Integratsiya — v tselyakh razvitiya, innovatsii — v tselyakh protsvetaniya [Integration - for development, and innovation — for the purpose of prosperity]. Available at: http://news/kremlin.ru/transcripts/14392.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.