Научная статья на тему 'Посткризисная модель развития Дальневосточного федерального округа России'

Посткризисная модель развития Дальневосточного федерального округа России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / МАКРОРЕГИОН / MACRO-REGION / ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ / TRANSPORT NETWORK / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕГРАДАЦИЯ / ECONOMIC DYNAMICS AND ECONOMIC DEGRADATION / ИНДЕКС ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ECONOMIC DEVELOPMENT INDEX / ИНДЕКС ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА / INDEX OF INDUSTRIAL PRODUCTION / МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / MECHANISMS AND INSTRUMENTS OF ECONOMIC DEVELOPMENT / УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / LEVEL AND QUALITY OF LIFE / СУБСИДИРОВАНИЕ ЦЕН / PRICE SUBSIDIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ишаев Виктор Иванович

В данной статье отмечается необходимость введения министерского управления огромным территориальным округом, охватывающим девять субъектов РФ с территорией более 6 млн км 2. Потребность такой модели управления обусловлена как внутренними задачами, так и внешними проблемами, связанными с установлением геополитического содружества России с такими ведущими экономическими государствами Востока, как Китай, Индия, Япония, Южная Корея и др. На данном этапе кризисного и посткризисного развития эти страны демонстрируют интенсивный рост экономики и начало формирования нового технического уклада, в котором формируются новые направления экономического роста, такие как альтернативная энергетика, нанотехнологии, глобальные телекоммуникационные информационные сети, биотехнологии, генная инженерия, фотоника и многие другие. Технико-экономическое содружество РФ со странами Восточно-Тихоокеанского региона послужит импульсом инновационности российского Востока, роста численности и благополучия населения. Министр Правительства РФ В. И. Ишаев в статье определяет основные ориентиры развития российского Востока и его роли в обеспечении общегосударственной экономической динамики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Post-Crisis Development Model for the Far Eastern Federal Districts of Russia

The article claims the Russian Federation needs to introduce a ministerial office responsible for the huge territorial district of nine subjects (regions), covering more than six million square km. Such an office would cover both internal and external challenges, with the latter related to the formation of a Russian geopolitical community alongside Eastern nations such as China, India, Japan and South Korea. The paper postulates that in the post-crisis period of time following the recent global financial crisis, these countries need to continue demonstrating rapid economic growth. They also have to create a new technical order, marked by the formation of economic growth areas such as alternative energy, global Communications networks, biotechnology, nanotechnology, genetic engineering and photonics. The document goes on to add that through technical and economic cooperation with the countries of the East, Russia could generate for its Far Eastern subjects a momentum of innovation in welfare leading to population growth. The foregoing ideas reflect the opinions of Minister for Russian Far East Ishayev. They also identify major regional landmarks and suggest their potential application in the ongoing dynamics of the national economy.

Текст научной работы на тему «Посткризисная модель развития Дальневосточного федерального округа России»

Посткризисная модель развития Дальневосточного федерального округа России*

Post-Crisis Development Model for the Far Eastern Federal Districts of Russia

Ишаев Виктор Иванович

Полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, действительный член РАН, доктор экономических наук, профессор 125993, ГСП-3, Москва, А-47, 1-я Тверская-Ямская ул., д. 1,3

Ishaev Viktor Ivanovich

Pervaya Tverskaya-Yamskaya Str.

1,3, Moscow, 125993, Russian Federation

В мае 2012 г. в России после выборов Президента сформировано новое Правительство Российской Федерации. В отличие от прошлых лет впервые в его составе введена должность министра по развитию Дальнего Востока страны (Дальневосточного федерального округа). На эту должность утвержден Виктор Иванович Ишаев.

В данной статье отмечается необходимость введения министерского управления огромным территориальным округом, охватывающим девять субъектов РФ с территорией более 6 млн км2. Потребность такой модели управления обусловлена как внутренними задачами, так и внешними проблемами, связанными с установлением геополитического содружества России с такими ведущими экономическими государствами Востока, как Китай, Индия, Япония, Южная Корея и др.

На данном этапе кризисного и посткризисного развития эти страны демонстрируют интенсивный рост экономики и начало формирования нового технического уклада, в котором формируются новые направления экономического роста, такие как альтернативная энергетика, нанотехнологии, глобальные телекоммуникационные информационные сети, биотехнологии, генная инженерия, фотоника и многие другие. Технико-экономическое содружество РФ со странами Восточно-Тихоокеанского региона послужит импульсом инновационности российского Востока, роста численности и благополучия населения. Министр Правительства РФ В. И. Ишаев в статье определяет основные ориентиры развития российского Востока и его роли в обеспечении общегосударственной экономической динамики.

The article claims the Russian Federation needs to introduce a ministerial office responsible for the huge territorial district of nine subjects (regions), covering more than six million square km. Such an office would cover both internal and external challenges, with the latter related to the formation of a Russian geopolitical community alongside Eastern nations such as China, India, Japan and South Korea. The paper postulates that in the post-crisis period of time following the recent global financial crisis, these countries need to continue demonstrating rapid economic growth. They also have to create a new technical order, marked by the formation of economic growth areas such as alternative energy, global

communications networks, biotechnology, nanotechnol-ogy, genetic engineering and photonics. The document goes on to add that through technical and economic cooperation with the countries of the East, Russia could generate for its Far Eastern subjects a momentum of innovation in welfare leading to population growth. The foregoing ideas reflect the opinions of Minister for Russian Far East Ishayev. They also identify major regional landmarks and suggest their potential application in the ongoing dynamics of the national economy.

Ключевые слова: регион, макрорегион, транспортная сеть, экономическая динамика и экономическая деградация, индекс экономического развития, индекс промышленного производства, механизмы и инструменты экономического развития, уровень и качество жизни, субсидирование цен

Keywords: region, macro-region, transport network, economic dynamics and economic degradation, economic development index, index of industrial production, mechanisms and instruments of economic development, level and quality of life, price subsidies

Россия как геополитически, так и экономически нуждается в усилении своих позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Интересы России как евразийской державы в нем стратегически важны и весьма разнообразны. Главные из них связаны с возможностью использования экономических связей со странами региона, его огромных инвестиционных ресурсов и емкого рынка для ускорения экономического развития не только Востока России, но и всей страны в целом.

Полноценное включение Дальнего Востока России в систему мирохозяйственных связей представляет собой основное условие нормального социально-экономического развития самого региона и государства в целом, устойчивого наращивания экономического потенциала и укрепления позиций России в мировой экономике.

Давайте посмотрим, что из себя представляет Дальний Восток как макрорегион и какова его доля в общероссийском хозяйстве.

Основные характеристики развития Дальневосточного федерального округа (ДФО)

На территории Дальнего Востока, занимающего 6,2 млн км2 (36% территории России), расположены девять субъектов Российской Федерации: Республика Саха (Якутия), Камчатский, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Магаданская, Сахалинская области, Еврейская автономная область и Чукотский автономный округ.

* В следующем номере журнала планируется печать продолжения статьи.

ш с;

LQ

О 0. с ш Iq

с;

с >

I-

с

Состояние экономики ДФО и дальнейшие перспек-^ тивы ее развития напрямую связаны с эффективным о освоением природных ресурсов. Природно-ресурсный ^ комплекс округа в общем объеме промышленного ^ производства занимает ведущее место, его доля сок ставляет более 50%. Экономика макрорегиона имеет ¡Е четко выраженную сырьевую направленность.

Отрасли, связанные непосредственно с добычей

« полезных ископаемых, обеспечивают около 40% про-

^ мышленного производства в округе, а в таких регио-

^ нах, как Республика Саха (Якутия), в Чукотском авто-

ш номном округе, Сахалинской и Магаданской областях,

ш этот показатель составляет более 60%.

2 В округе сосредоточенно около 81% общероссий-^ ских запасов и почти 100% добычи алмазов, 92%

ш '

3 запасов и 100% добычи олова, 33% запасов и около ^ 50% добычи золота, 30% запасов и более 50% добы-

< чи серебра, около 23% запасов и 87% производства н вольфрамового концентрата, 50% запасов и 100%

< добычи сурьмы, а также 63% добычи свинца при запасах всего 9%. Кроме того, добываются цинк (10% от России в целом), 100% бора и 80% плавикового шпата, различные виды строительных материалов и сырье для их производства.

Прогнозные ресурсы руд железа, титана, марганца, калийных солей, апатитов, бентонитовых глин и других полезных ископаемых позволяют в перспективе создавать новые крупные не только горнодобывающие, но и обрабатывающие производства.

В Дальневосточном федеральном округе, прежде всего в Республике Саха (Якутии) и в Сахалинской области, сосредоточено более 20% от общероссийских прогнозных ресурсов углеводородов.

Лесные ресурсы Дальнего Востока также имеют важное значение для экономики макрорегиона. На их долю приходится 36% лесопокрытой площади Российской Федерации.

Площадь лесного фонда Дальневосточного федерального округа равна 496,2 млн га, что составляет 55% от площади лесного фонда Российской Федерации. Наибольшая площадь земель лесного фонда сосредоточена в Республике Саха (Якутия) и Хабаровском крае (51% и 15% соответственно).

Общий запас древесины Дальнего Востока составляет 20,35 млрд м3, или 25% от российских запасов (82 млрд м3). Так, на Республику Саха (Якутия) приходится 44% от общего запаса, Хабаровский край — 25%, Амурскую область — 10%, Приморский край — 9%.

В целом же доступный для нормальной эксплуатации лесосечный фонд в Дальневосточном регионе не превышает 40% лесопокрытых земель. Освоение этого лесного фонда в основном осуществляется экстенсивным путем — за счет постоянного вовлечения в эксплуатацию новых, ранее не затронутых рубкой лесов.

Рыбохозяйственный комплекс ДФО является крупнейшим в России. Его доля в общероссийском вылове водных биологических ресурсов и выпуске пищевой рыбной продукции составляет более 65%.

В шести из девяти субъектов Федерации округа рыбное хозяйство занимает одно из ведущих мест. В общем объеме промышленного производства рыболовство и переработка рыбы в прибрежных дальневосточных регионах составляют порядка 15-17%, при этом для Камчатского края этот показатель значительно выше (50-60%). В рыбной отрасли работает более 150 тыс. человек (около 40% общего числа работающих в рыбном хозяйстве России).

Сырьевая база водно-биологических ресурсов Дальневосточного бассейна составляет 26 млн т и может обеспечивать вылов рыбы и морепродуктов в объеме 3,5 млн т в год. Фактически в 2011 г. улов составил 2,9 млн т.

Обрабатывающие производства представлены предприятиями машиностроительного комплекса, в основном ориентированными на военно-промышленный комплекс, деревообрабатывающими предприятиями, предприятиями строительной и пищевой индустрии и незначительной долей предприятий, производящих товары народного потребления.

Транспортная сеть Дальнего Востока развита недостаточно. Основными транспортными артериями являются Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали. В настоящее время основная нагрузка приходится на Транссибирскую магистраль, имеющую пропускную способность до 100 млн т в год. Пропускная способность Байкало-Амурской магистрали составляет 12,6 млн т в год и практически не имеет резервов. Износ основных фондов железнодорожного транспорта составляет 60%.

Воздушный транспорт имеет особое значение для Дальнего Востока как средство обеспечения дальних магистральных пассажирских перевозок и сообщений внутри региона. В удаленных районах Крайнего Севера и на Курильских островах он является безальтернативным.

Порты Дальневосточного бассейна обеспечивают 17,7% грузооборота морских портов России. Ведущую роль играют три транспортных узла: Владивостокский, Находкинский и Ванинский.

В последние годы динамично развивается трубопроводный транспорт Дальневосточного региона в рамках единой трубопроводной инфраструктуры России.

Электроэнергетика Дальнего Востока технологически изолирована от Единой энергосистемы России и состоит из нескольких отдельных крупных энергообъединений, большого количества мелких энергоузлов и энергорайонов, а также из районов децентрализованного энергоснабжения с небольшими объемами энергопотребления. Это приводит к снижению надежности электроснабжения потребителей и необходимости содержания увеличенного резерва мощности, составляющего около 23% максимальной нагрузки. Отсутствует возможность выдачи имеющейся в настоящее время избыточной электроэнергии и мощности электростанций в соседние регионы.

Ведение сельского хозяйства в субъектах Российской Федерации Дальнего Востока затруднено вследствие сложных природно-климатических условий и низкого плодородия земель. Все регионы округа расположены в зоне рискованного земледелия. Сельскохозяйственные угодья занимают 1,5%, а пашня — лишь 0,5% территории округа.

Обеспечение жителей округа продовольствием за счет местного производства составляет: по мясу и мясопродуктам — 25%, молоку и молокопродуктам — 49%, овощам — 63% (только по картофелю — 100%).

Плотность населения в целом по Дальневосточному федеральному округу оставляет 1 человек на 1 км2 (это наименьший показатель среди всех федеральных округов. В среднем по Российской Федерации — 8,4 человека на 1 км2).

Население округа на 1 января 2012 г. насчитывало 6,3 млн человек (4,4% всего населения страны).

В то же время доля ДФО в совокупном объеме производимого на территории субъектов Россий-

Отдельные показатели, характеризующие развитие Дальневосточного федерального округа

Наименование показателей 2011 год

в среднем по ДФО в целом по РФ

Доля в общей численности населения, % 4,4 100

Доля в сумме ВРП субъектов РФ, % 5,4 100

Доля в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ, % 3,8 100

Доля в налоговых доходах федерального бюджета, % 2,1 100

Объем произведенного ВРП на душу населения, тыс. руб. 366,6 292,4

Объем произведенного ВВП/ВРП на душу населения, тыс. долл. (по ППС) -/17,3 16,7/13,8

Произведено ВРП на 1 рубль вложенных инвестиций, руб. 2,27 4,76

т <

Источники: Федеральная служба государственной статистики, Федеральная налоговая служба.

1990 год 2010 год

< >

внутреннее потребление О внутрироссийский экспорт О экспорт

Рис. 1. Структура потребления произведенных на территории ДФО товаров и услуг, %

Источники: Федеральная служба государственной статистики, таможенная статистика.

ской Федерации валового регионального продукта (ВРП) — 5,4%.

Объем произведенного ВРП на душу населения в целом по округу составляет почти 367 тыс. руб., что на 25% больше, чем в среднем по России.

Дальневосточные территории в 2011 г. сформировали 3,8% налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации (ДФО — 373,3 млрд руб., РФ — 9720 млрд руб.), при этом их доля в налоговых доходах федерального бюджета составила всего 2,1% (ДФО — 93,8 млрд руб., РФ — 4480,8 млрд руб.) (см. табл. 1).

Политические, экономические и социальные процессы, которые происходили в России в начале 1990-х гг., разрушили сложившиеся годами экономические и социальные связи регионов Дальнего Востока с другими российскими территориями (табл. 2).

Практически были утеряны рынки сбыта дальневосточной продукции внутри России. Если в 1990 г. ее объемы, поставляемые на внутренний рынок, достигали 75%, то в настоящее время они составляют не более 21% (рис. 1).

Экономика Дальнего Востока при незначительном собственном региональном потреблении вынуждена была переориентироваться на внешний рынок, и прежде всего на торговлю со странами АТР.

Одним из количественных параметров пороговых значений экономической безопасности является показатель доли машиностроения и металлообработки в общем

объеме промышленного производства, и для России он составляет 25%. Анализ данных по Дальневосточному федеральному округу свидетельствует о том, что этот показатель стремительно отодвигался от порогового значения и достиг к 2000 г. 16,7%. Данный негативный процесс продолжается и в настоящее время (в 2011 г. доля машиностроения в общем объеме производства, по экспертным оценкам, составила не более 6%).

Примитивизация дальневосточной экономики привела к экономической деградации ключевых секторов народного хозяйства. В машиностроительном комплексе практически остановились судостроительные производства, а оборонный заказ, являющийся главным источником доходов для дальневосточного машиностроения, составлял не более 20% от производственных мощностей.

Возобновившийся с 1999 г. экономический рост не может быть охарактеризован как устойчивый, поскольку он не защищен прогрессивной воспроизводственной трансформацией региональной экономики и обеспечивается в основном за счет увеличения физических объемов и благоприятной конъюнктуры мировых цен на вывозимые сырьевые ресурсы.

Произошла деформация структуры хозяйства региона в сторону экспортно-сырьевой направленности.

В лесном секторе закрылись производства с высокой добавленной стоимостью, в том числе прекратил существование целлюлозно-картонный комбинат. Из поставляемой на экспорт продукции лесного комплекса 94% занимает круглый лес.

Отдельные показатели развития ДФО в 1990-2000 гг.

Наименование показателей 2000 год к 1990 г. (ВРП к 1996), %

ДФО РФ

Индекс физического объема ВРП 99,3 110,5

Индекс промышленного производства 49,5 52,5

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий 43,8 60,7

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал 21,4 26,1

Введено в действие общей площади жилых домов и общежитий 20,9 49,1

т <

Источник: Федеральная служба государственной статистики.

Рыбная отрасль так и не смогла развить свой обрабатывающий сектор, продолжая поставлять на экспортный рынок преимущественно сырую рыбу и морепродукты. Технологическая модернизация отрасли коснулась только орудий лова в части приобретения бывших в употреблении судов иностранного производства. 79% поставляемой на экспорт рыбной продукции — сырая рыба.

И все это на фоне сильного ухода в теневой сектор. Разница в физических и стоимостных объемах поставляемой рыбопродукции с Дальнего Востока в страны АТР колеблется по данным российской таможенной статистики и данным иностранных официальных органов принимающих стран от 3 до 14 раз!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Минеральный сектор Дальнего Востока оказался вовлечен в активно идущие процессы международной экономической интеграции.

Минеральные ресурсы региона стали объектом инвестиционных интересов крупных национальных и международных компаний. Однако основная направленность реализации этих интересов на Дальнем Востоке — использование горнодобывающих предприятий и месторождений региона в качестве стабильных поставщиков минерального сырья. Такой характер интеграционных процессов сохраняет и закрепляет исключительно сырьевую специализацию минерального сектора региона.

Следует отметить, что попытки организации ускоренного социально-экономического развития Дальнего Востока предпринимались на протяжении как советского, так и постсоветского периодов истории России.

Однако полностью были реализованы только мероприятия по формированию на Дальнем Востоке военно-промышленного комплекса в соответствии с Постановлением политбюро ЦК ВКП(б) и ВЦИК, принятым в 1930 г. (выполнение — 130%).

Реализация остальных программных документов, направленных на развитие Дальнего Востока, оставляет желать лучшего.

Мероприятия, предусмотренные принятым 8 июля 1967 г. Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию производительных сил Дальневосточного экономического района и Читинской области», выполнены только на 80%.

Задания «Долговременной государственной программы комплексного развития производительных сил Дальневосточного экономического района, Бурятской АССР и Читинской области на период до 2000 г.», принятой в августе 1987 г., были реализованы только на 30%.

Освоение мероприятий принятой в 1996 г. Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года» (далее — Программа),

в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. № 480, в 2001 г. составило только 10% от программных назначений, несмотря на то что программа получила статус президентской.

Предпринятые в дальнейшем корректировки Программы лишь юридически закрепляли недофинансирование прошлых лет. При этом следует отметить крайне низкие объемы финансовых ресурсов, предусмотренных для реализации Программы. Например, в 2003 г. на все программные мероприятия в 13 субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации Программы, из федерального бюджета было предусмотрено только 968 млн руб., в то время как только на реализацию ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан» было выделено 7350 млн руб., а на ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Татарстан» — 11 265 млн руб.

Серьезный перелом в экономическом и социальном развитии Дальневосточного федерального округа произошел в 2006 г.

Решения состоявшегося в декабре 2006 г. заседания Совета безопасности Российской Федерации и последующие за ним поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации кардинально изменили вектор развития макрорегиона.

Были изменены параметры Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья», значительно увеличилось ее финансовое наполнение.

Реализация на территории округа крупных инвестиционных, прежде всего инфраструктурных, проектов, значительный приток в макрорегион государственных и частных инвестиций создали предпосылки для структурной перестройки экономики Дальневосточного федерального округа (см. табл. 3).

В 2011 г. совокупный объем валового регионального продукта, произведенного в субъектах Российской Федерации округа, увеличился, по нашим оценкам, по сравнению с 2010 г. на 5% и составил 2,3 трлн руб. Общероссийский прирост совокупного ВРП по предварительным данным составил 4,1%. При этом если взять за базовые показатели объемы произведенного ВРП в 2008 г., то мы увидим, что в целом по Российской Федерации его физический объем в сопоставимых оценках в 2011 г. сравнялся с базовым годом, в то время как совокупный ВРП дальневосточных территорий увеличился на 13% (табл. 4).

Индекс промышленного производства в 2011 г. составил в целом по округу 107,5%, а в среднем по Российской Федерации — 104,7%.

Следует отметить, что промышленное производство в округе продолжает наращивать свои объемы, в то

Отдельные показатели развития ДФО 2000-2011 гг.

Наименование показателей 2011 г. к 2000 г., %

ДФО РФ

Индекс физического объема ВРП 176,0 172,8

Индекс промышленного производства 209,5 153,9

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий 124,8 145,1

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал 474,3 239,6

Введено в действие общей площади жилых домов и общежитий 238,0 205,6

Источник: Федеральная служба государственной статистики. Таблица 4 Отдельные показатели развития ДФО в 2011 г.

т <

Наименование показателей 2011 г. к 2008 г. 2011 г. к 1990 г.

ДФО РФ ДФО РФ

Индекс физического объема ВРП 113,9 100,2 177,9 188,7

Индекс промышленного производства 123,3 102,8 103,6 80,7

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий 111,2 109,8 54,7 88,1

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал 127,3 94,9 101,6 62,5

Индекс объема работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство» 116,5 94,4 — —

Введено в действие общей площади жилых домов и общежитий 133,4 97,2 49,7 101,0

< >

Источник: Федеральная служба государственной статистики.

время как общероссийское производство лишь незначительно превысило свой докризисный уровень.

Рост промпроизводства в округе по отношению к 2008 г. составил 23,3%, в среднем же по Российской Федерации — 2,8%. Если же сравнить данный показатель с объемом промышленного производства, достигнутым в 1990 г., то увидим, что в 2011 г. на Дальнем Востоке он вырос на 3,6%, в то время как в среднем по Российской Федерации снизился на 19,3%.

Объем привлеченных в 2011 г. на территорию Дальнего Востока инвестиций в основной капитал составил 121,2% по сравнению с 2010 г. и увеличился на 27,3% по сравнению с 2008 г., в то время как в среднем по России данный показатель увеличился на 6,2% по сравнению с 2010 г., хотя в тоже время приходится констатировать его снижение на 5,1% по сравнению с 2008 г. Если же сравнить объемы привлечения инвестиций с уровнем 1990 г., то увидим, что дальневосточные территории лишь достигли уровня базового года, тогда как в целом по стране их величина снизилась на 37,5%.

По объему инвестиций на душу населения Дальневосточный федеральный округ на протяжении последних лет стабильно удерживает лидирующие позиции среди федеральных округов Российской Федерации.

Во многом приток инвестиций в округ связан с реализацией на его территории крупных проектов. Прежде всего, связанных со строительством объектов к предстоящему саммиту АТЭС в г. Владивостоке, развитием трубопроводного транспорта, в том числе нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан и газопровода Сахалин—Хабаровск—Владивосток, ряда крупных энергетических и транспортных проектов.

Реализация данных проектов позволила не только увеличить доходные части бюджетов субъектов, но и снизить напряженность на рынке труда.

Число безработных на Дальнем Востоке сократилось и сегодня составляет 72,2 тыс. официально зарегистрированных безработных. При этом число вакансий в округе составляет 113 тыс. мест, что значительно превышает число безработных граждан.

Среднедушевые денежные доходы населения увеличились по сравнению с 2010 г. на 10,7% и составили 23 035 руб. В 2011 г. на Дальнем Востоке собран рекордный урожай сои — более 1 млн т (в 1990 г. — 620 тыс. т) (табл. 5).

Производство валовой продукции сельского хозяйства (в хозяйствах всех категорий) в целом по федеральному округу составило 115,8 млрд руб., или 109,6% к уровню 2010 г. (в среднем по Российской Федерации — 122,1%). Применяя в качестве базы показатели 1990 г., мы видим, что производим сельскохозяйственной продукции по сравнению с базовым годом меньше на 12% в целом по России и на 45,3% по Дальнему Востоку.

В целом по федеральному округу в 2011 г. введено более 1,8 млн м2 жилья, что на 15% больше, чем в 2010 г. Но справедливости ради следует сказать, что это составляет менее половины того, что мы построили в 1990 г. — 3,8 тыс. м2. И хотя такой показатель, как обеспеченность жильем в расчете на одного человека, в среднем по округу с 1990 г. увеличился с 14,3 до 21,9 м2, данный факт не радует потому, что достигнут не увеличением объемов строительства, а отрицательными миграционными процессами.

Несмотря на то что в последние годы темпы экономического развития Востока России выше средне-

Рис. 2. Рост ВРП ДФО и суммы ВРП субъектов РФ, % в сопоставимых ценах (1996 г. = 100%)

Источник: Федеральная служба государственной статистики.

Таблица 5

Среднедушевые доходы населения

2011 год

Стоимость фиксированного набора товаров и услуг, руб. Среднедушевые доходы населения, руб. Количество наборов, которые возможно приобрести, шт.

среднедушевые доходы населения с учетом паритета покупательной способности

Российская Федерация 9183 20 504 20 504 2,23

Дальневосточный федеральный округ 11 819 23 035 17 897 1,95

Республика Саха (Якутия) 11 947 25 615 20 087 2,19

Камчатский край 15 887 30 263 18 333 2,00

Приморский край 10 983 19 019 15 569 1,70

Хабаровский край 12 047 25 357 19 265 2,10

Амурская область 10 423 18 187 13 287 1,45

Магаданская область 13 371 30 743 21 407 2,33

Сахалинская область 13 263 32 293 23 456 2,55

Еврейская авт. область 10 671 16 961 14 596 1,59

Чукотский авт. округ 15 973 40 203 23 113 2,52

Источник: Федеральная служба государственной статистики.

российских, его основные экономические показатели, а также показатели, характеризующие уровень жизни населения, к сожалению, пока значительно ниже, чем в среднем по Российской Федерации.

Сохраняется отставание в накопленных темпах роста добавленной стоимости на территории Дальнего Востока по сравнению с общероссийским ростом. Если в 1997 г. разрыв составлял 3,9 процентных пунктов, то в 2011 г. его величина составляет уже более 16 процент-

ных пунктов. Хотя следует отметить, что массированное инвестирование развития начиная с 2007 г. позволило увеличить темпы роста экономики региона. К тому же он оказался более устойчивым к кризису 2008 г.

В структуре валового регионального продукта (табл. 6), производимого на территории Дальнего Востока, добыча полезных ископаемых занимает 24,6%, при доле обрабатывающих производств — 5,5%, тогда как в целом по Российской Федерации

Структура валового регионального продукта

т <

РФ ДФО

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3,8 9 3,8 8

Добыча полезных ископаемых 10,4 4 24,6 1

Обрабатывающие производства 16,4 2 5,5 7

Строительство 5,7 7 11,6 3

Оптовая и розничная торговля 18,3 1 9,9 4

Транспорт и связь 9,7 5 12,7 2

Рыболовство, рыбоводство 0,2 10 2,9 9

Операции с недвижимым имуществом, аренда 11,4 3 6,8 6

Финансовая деятельность 4,4 8 0,3 10

Государственное управление 6,1 6 8,0 5

Прочие 13,6 13,8

< >

Источник: Федеральная служба государственной статистики.

Покупательная способность населения

Таблица 7

2011 год

Стоимость фиксированного набора товаров и услуг, руб. Среднедушевые доходы населения, руб. Количество наборов, которые возможно приобрести, шт.

среднедушевые доходы населения с учетом паритета покупательной способности

Российская Федерация 9183 20 504 20 504 2,23

Дальневосточный федеральный округ 11 819 23 260 17 897 1,95

Источник: Федеральная служба государственной статистики.

доли распределяются в соотношении 10,4% и 16,4% соответственно. Пока ресурсный и инфраструктурный (транспорт и строительство) сектора поддерживают высокие темпы роста, а инфраструктурное развитие даже закладывает условия потенциального роста. Но если не будет динамичного развития перерабатывающего и высокотехнологичного производства, Дальний Восток не сможет обеспечить необходимых темпов роста в длительной перспективе (рис. 2).

Динамика экономического роста региона обусловливает уровень жизни населения.

Среднедушевые денежные доходы населения в 2011 г. увеличились по сравнению с 2010 г. на 10,7% и составили 23 000 руб.

При этом следует отметить, что, несмотря на то что среднедушевые денежные доходы населения дальневосточников в номинальном выражении на 12,3% превышают среднероссийский уровень, с учетом паритета покупательной способности их величина в целом по округу составляет лишь 87% средней величины по Российской Федерации. Иными словами, если среднестатистический россиянин на свои полученные доходы может приобрести 2,25 фиксированного набора потребительских товаров и услуг, принятого для межрегиональных сопоставлений, то дальневосточнику доступно, исходя из его доходов, лишь 1,95 таких наборов, а дальневосточному пенсионеру и того меньше — всего 0,8 (табл. 7).

Стоимость фиксированного набора товаров и услуг используемого для межрегиональных сопоставлений содержит перечень товаров и услуг, а также нормы их потребления, одинаковый для всех субъектов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российской Федерации. При определении его стоимости не учитываются ни климатические условия, ни транспортная доступность, ни специфические потребности жителей регионов. Если исходить из необходимости для жителей Дальнего Востока с учетом климатических условий, нести дополнительные затраты (приобретение теплой одежды, более высокие и длительные платежи за услуги в период отопительного сезона и др.), а также обеспечения транспортной доступности, в том числе к объектам здравоохранения, образования, культуры и отдыха как внутри региона, так и в центральной части России, отставание в уровне жизни населения Дальнего Востока от характеристик уровня жизни европейской части страны, с учетом стоимости транспортных затрат, превысит 30%.

Этим, в том числе, объясняется и то, что доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации ДФО больше, чем в среднем по Российской Федерации и составила в 2011 г., по нашим оценка, 16,4% (в среднем по Российской Федерации — 13,6%)

Бюджетная обеспеченность (табл. 8) в расчете на одного человека ранжирует субъекты Российской Федерации Дальневосточного федерального округа на три группы: первая — 394 тыс. (Чукотский автономный округ) и 171 тыс. руб. (Камчатский край); вторая — от 146 до 110 тыс. руб. (Магаданская область, Республика Саха (Якутия) и Сахалинская область); третья — от 61 до 48 тыс. руб. (Амурская область, Хабаровский и Приморский края, Еврейская автономная область).

Уровень бюджетной обеспеченности формируется объемами налоговых и неналоговых доходов, полу-

Таблица 8

Бюджетная обеспеченность в расчете на одного человека в субъектах РФ ДФО

Регион Бюджетная обеспеченность на 1 человека, тыс. руб.

Чукотский автономный округ 394,1

Камчатский край 170,9

Магаданская область 145,5

Республика Саха (Якутия) 131,9

Сахалинская область 110,3

Амурская область 61,2

Хабаровский край 60,7

Приморский край 52,8

Еврейская авт. область 47,9

< Источник: Федеральное казначейство.

^ Таблица 9

Структуры доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, % от совокупных доходов

Регион Налоговые и неналоговые доходы, всего В том числе Трансферты из федерального бюджета

Налоговые Неналоговые

В целом по ДФО 62,3 53,6 8,7 37,7

Республика Саха (Якутия) 57,8 47,6 10,2 42,2

Камчатский край 32,0 28,3 3,7 68,0

Приморский край 62,7 52,6 10,1 37,3

Хабаровский край 75,0 71,8 3,2 25,0

Амурская область 61,0 53,0 8,0 39,0

Магаданская область 53,9 48,1 5,8 46,1

Сахалинская область 89,3 70,2 19,1 10,7

Еврейская авт. область 52,1 39,7 12,4 47,9

Чукотский авт. округ 62,4 59,2 3,2 37,6

Источники: Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство.

ченных на территории, а также величиной трансфертов, перечисленных в консолидированные бюджеты субъектов из федерального бюджета (табл. 9).

Всего в 2011 г. на территории субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа налоговые поступления составили 373 млрд руб., что составляет 3,8% от суммы всех налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации (табл. 10).

В консолидированные бюджеты субъектов было перечислено 74% от этой суммы (279 млрд руб.), в федеральный бюджет — 26% (94 млрд руб.). Общий вклад субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа в формирование доходной части федерального бюджета в 2011 г. составил 2,1%.

Налоговые и неналоговые доходы в целом по округу сформировались в 2011 г. в размере 62,3% от совокупных доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа. Доля безвозмездных перечислений из федерального бюджета в совокупных доходах территориальных бюджетов в целом по округу составила 37,7%.

Налоговые доходы на 1 рубль произведенного ВРП в целом по округу в 2011 г. составили 13 коп. Наиболь-

шие сформировались в Чукотском автономном округе — 21 коп., наименьшие в Сахалинской области — 7 коп.

Представленная выше попытка проанализировать сложившуюся ситуацию показывает, что предпринимаемые Российским государством меры по развитию Дальнего Востока и сохранению единого экономического пространства пока являются недостаточными для изменения ситуации даже в долгосрочной перспективе. Если не принять серьезных и решительных мер, направленных на выравнивание условий жизни населения и условий ведения бизнеса на территории дальневосточных регионов, говорить об эффективной интеграции экономики России в экономическое пространство Азиатско-Тихоокеанского региона, а, следовательно, и об увеличении темпов ее развития, не приходится.

В мире, в том числе вызванные влиянием глобализации, происходят процессы относительного выравнивания условий функционирования национальных экономик. В России начиная с 1990-х гг. различия в условиях хозяйствования и жизни между западными и восточными регионами продолжают нарастать. Это, безусловно, ведет к дальнейшему увеличению разрыва межрегиональных хозяйственных связей и снижению доли Дальневосточного макрорегиона на внутрироссийском рынке.

Экономика Дальнего Востока является открытой системой, поэтому траектория развития региона

Налоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации

на 1 рубль произведенного ВРП

Регион Доходы, руб.

2008 2009 2010 2011 (оценка) Место в ДФО

ДФО 0,12 0,13 0,13 0,13 *

Республика Саха (Якутия) 0,13 0,11 0,13 0,16 3-4

Камчатский край 0,13 0,13 0,14 0,15 5-6

Приморский край 0,12 0,12 0,12 0,12 7

Хабаровский край 0,15 0,13 0,14 0,15 5-6

Амурская область 0,13 0,15 0,15 0,16 3-4

Магаданская область 0,15 0,15 0,17 0,18 2

Сахалинская область 0,09 0,12 0,09 0,07 9

Еврейская авт. область 0,10 0,09 0,10 0,11 8

Чукотский авт. округ 0,18 0,34 0,22 0,21 1

CD

m <

< >

Источники: Федеральная служба государственной статистики, Федеральная налоговая служба.

Литература

достаточно жестко детерминируется как динамикой развития национальной российской экономики, так и общемировыми тенденциями.

Исходя из этого, прежде чем говорить о целях и задачах перспективного развития Дальнего Востока, необходимо будет обратиться к ситуации, складывающейся в экономике нашей страны, а также посмотреть на тренды развития мировой экономики в условиях мирового финансового и европейского долгового кризисов.

1. Из Итогового доклада о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономического развития России на период до 2020 года: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://2020strategy.ru/data/2012/03/13/ 1214585985/^од.рс11

2. Медведев Д. А. Интеграция — в целях развития, инновации — в целях процветания: [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ь|И:р://пе\^/ kremlin.ru/transcripts/14392.

Формирование посткризисной модели экономических связей стран и союзных структур

(итоги работы XVI Петербургского международного экономического форума)

Formation of the post-crisis model of economic relations of the countries and the union structures (Results of work of the XVI St. Petersburg international economic forum)

УДК 330

Добрынин Александр Иванович

профессор Санкт-Петербургского университета управления и экономики, доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Dobrynin Aleksandr Ivanovich

Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, 190103, Russian Federation

Черток Лев Ефимович

профессор Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат экономических наук 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Chertok Lev Efimovich

Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, 190103, Russian Federation

Авторами статьи предлагается обзор работы XVI Петербургского экономического форума, прошедшего

в Петербурге 21-23 июня 2012 г., на котором получили обсуждение вопросы формирования посткри-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.