Раздел 3
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
УДК 025.17(086.72):027.53(571.150)
М. В. Базиченко, ведущий библиотекарь Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова
(Барнаул, Россия) [email protected]
«ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ» ВИНИЛА: ОПЫТ РАБОТЫ С ФОНДОМ ВИНИЛОВЫХ ПЛАСТИНОК В АЛТАЙСКОЙ КРАЕВОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКЕ ИМ. В. Я. ШИШКОВА
Аннотация. Рассмотрены некоторые причины возрождения интереса к прослушиванию аудиоинформации, зафиксированной на граммофонных пластинках (виниловых пластинках), со стороны пользователей Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В. Я. Шишкова (г. Барнаул, Россия). Автор обзорно характеризует ценный опыт массовой культурно-досуговой работы библиотеки с привлечением документов из фонда грампластинок.
Ключевые слова: библиотека, виниловые пластинки, выставочная деятельность, социальные сети, продвижение, «Библионочь», массовая работа библиотек.
В 1877 г. знаменитый изобретатель и гений своего века Томас Эдисон запатентовал фонограф, который впервые в истории позволил записать и воспроизвести человеческий голос. Современному искушенному техническим прогрессом слушателю было бы нелегко сегодня услышать звуки, издаваемые фонографом. Тем не менее, новинка быстро завоевала любовь своего слушателя, а последующее развитие техники звукозаписи устранило практически все недостатки звучания. За почти полтора столетия сменилось много способов записи, хранения и воспроизведения звука, причем появление каждого производило революцию и практически вытесняло предыдущий. Валики, пластинки, бобины, кассеты и даже компакт-диски - забытая история. Еще не так давно за ними велась настоящая охота, теперь это практически антиквариат.
Однако среди всех перечисленных носителей отдельно следует выделить грампластинки, так как они имеют собственную, непохожую ни на что судьбу. Свою историю пластинка начинает в 1887 г. с изобретения граммофона и граммофонной пластинки Эмилем Берлинером. Именно этот носитель позволил не только записать человеческую речь, но и распространить эту запись в довольно большом объеме. В России начиная с 1920-х и до конца 1980-х гг. пластинка - один из основных источников массовой музыкальной информации, позволяющий не выходя из дома прослушать любимые мелодии, насладиться музыкальными новинками. Особенно это было актуально для регионов, редко посещаемых популярными исполнителями и далеких от мировой музыкальной индустрии. Потребность в получении подобной информации была столь велика, что по стране стали создаваться тематические клубы - преимущественно при библиотеках или домах творчества.
Не будет преувеличением сказать, что одним из популярнейших явлений в музыкальной жизни Алтайского края был клуб «Дискофил» при Алтайской краевой универсальной научной библиотеке им. В. Я. Шишкова. Свое первое заседание клуб провел 17 февраля 1980 г. и на протяжении 10 лет
Учёные записки. Научный журнал № 2 (16) 2018
неизменно собирал аншлаги. Богатейший фонд виниловых пластинок (более 16 тысяч экземпляров) позволял провести заседания по пластинкам практически всех жанров - от джаза и классики до эстрады и театральных постановок. Все программы неизменно вызывали интерес и жаркие отклики публики. Среди наиболее успешных можно назвать программы, посвященные таким пластинкам как «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» Алексея Рыбникова, «По волне моей памяти» Давида Тухманова и, конечно, записям Владимира Высоцкого. Впечатление от прослушивания незабываемого голоса Высоцкого было столь велико, что на базе библиотеки три года действовал клуб любителей Владимира Высоцкого [1, с. 57].
В 1990-х гг. на фоне культурного кризиса в обществе начался и серьезный спад интереса к винилу. В это время широко распространилась практика цифровой записи звука, при которой возможны техническая очистка звука и практически безграничное тиражирование музыки. Пластинка с её ограниченным набором мелодий и своеобразным потрескиванием при прослушивании уступала цифровой записи. Стали катастрофически уменьшаться объемы работ по выпуску виниловой продукции, закрываться студии грамзаписи и заводы по производству грампластинок. У виниловой пластинки, кроме вышеупомянутых, существует еще ряд недостатков. По сравнению с CD-диском пластинка гораздо больше по размеру, хранить её можно только вертикально, она неустойчива к появлению царапин и загрязнений дорожек, что непременно проявляется при проигрывании (щелчки, треск, шипение), требует особого обращения, своевременной чистки и ухода. Но самое главное - она гораздо менее вынослива и быстрее приходит в негодность. К тому же стоит упомянуть, что в целом LP-пластинка стоит существенно дороже аналогичного СБ-диска. Таким образом, практически на полтора десятилетия такой носитель как виниловая пластинка был практически забыт.
Ввиду снижения спроса и закрытия производства винила прекратилось и комплектование соответствующих фондов библиотек. В частности, последняя пластинка в фонд АКУНБ поступила в 1998 г.
Еще в начале 2000-х гг. можно было с уверенностью говорить, что эпоха винила прошла безвозвратно, и было бы странно во времена стремительного технического прогресса говорить о таком, как кажется, устарелом носителе как пластинка. Но, как бы то ни было, сегодня можно с уверенностью говорить о том, что винил получил «второе дыхание». Тому есть несколько причин. Первая и самая главная причина состоит в том, что винил имеет аналоговую природу звука. Если опустить сложные технические моменты, то можно сказать, что звук, записанный на пластинке, максимально приближен к живому исполнению. Звуковая волна трансформируется в электрический импульс , а этот импульс выводит волну-дорожку на пластинке, которая, в свою очередь, позволяет извлечь аналогичный электрический импульс с помощью головки звукоснимателя и преобразовать его обратно в звуковую волну. В ходе всех этих изменений ничего не происходит с природой самого сигнала как непрерывной волны. Меняется лишь её физическое отображение. При записи CD-дисков используется цифровой сигнал, где непрерывный музыкальный поток разбит на дискретные точки во времени. Информация о них записывается в файле, а воспроизводящее устройство, считывая эту информацию, достраивает звуковую волну так, чтобы мы воспринимали её как непрерывный поток звука. Частота дискретизации большинства аудиофайлов, которые сейчас у нас в ходу, - 44,1 кГц, то есть «ключевых точек» с информацией о звуке в одной секунде записи 44 100 штук.
По идее, никаких проблем с восприятием столь мелко нарубленного сигнала быть не должно, однако большинство специалистов сходятся во мнении, что именно в дискретности цифрового сигнала состоит главная проблема его восприятия. Человеческий слух обмануть, оказывается, несколько сложнее, чем глаз. Подсознательно мы каким-то образом улавливаем «неестественность» этого звука, хотя сознательно не можем воспринять никаких проблем.
Второй причиной является ностальгия по тому времени, когда пластинка была единственным источником музыки, объединявшим вокруг себя сразу несколько поколений. Дети прослушивали сказки, взрослые слушали полулегальный рок-н-ролл.
Еще одной причиной возвращения винила можно назвать превращение его в культурную икону. Объекты подобного рода позволяют пользователям испытать разнообразные физические переживания (от обладания и применения до тактильных ощущений как таковых). Пластинка
сегодня для молодёжи - предмет прошлого, своего рода реликвия. Немаловажную роль играет и то, что её можно подержать в руках (что не позволяет сделать музыка в Интернете), над конвертами нередко работают известные художники и фотографы, что делает их предметами искусства.
«Второе дыхание» винила - явление, мимо которого уже не могут пройти звукозаписывающие компании, музыканты и меломаны. В 2012 г. фирма «Мелодия» в честь своего 50-летия выпустила ограниченный тираж своих главных пластинок, что свидетельствует об отклике на возрождающийся спрос. Также растет количество музыкантов, выпускающих свои альбомы, в том числе и на виниловых носителях. Таким образом, можно говорить, что винил, пусть и не в прежнем объеме и по довольно высокой цене, снова завоевывает внимание слушателей.
Конечно, не могут остаться в стороне и библиотеки как хранители крупнейших фондов грампластинок. В 2017 г. в отделе гуманитарной литературы АКУНБ начала свою работу экспозиционная площадка «Поставь пластинку...» [2], в рамках которой каждые два месяца выставляются пластинки по определенной тематике. Уже первая такая выставка под названием «Времена года» сразу привлекла внимание посетителей библиотеки [3]. Многие из них впервые слышали произведения Вивальди, Чайковского, Стравинского, Свиридова на виниле и получили незабываемые впечатления. Еще большим успехом пользовалась выставка «Под небом Парижа», посвященная музыке Франции. Пластинки с записями лучших представителей настоящего французского шансона - Мирей Матье, Джо Дассена, Шарля Азнавура и Эдит Пиаф были прослушаны по нескольку раз. Особое внимание посетителями было уделено пластинкам с произведениями в исполнении знаменитого на весь мир оркестра Поля Мориа.
На выставке «Джаз в портретах» были представлены грамзаписи величайших певцов и музыкантов этого жанра. Чарли Паркер, Элла Фицджеральд, Дюк Эллингтон, Диззи Гиллеспи, Фрэнк Синатра - их голоса не оставили равнодушными не только ценителей джаза, но и тех, кто только начинает приобщаться к шедеврам мировой музыки.
Придя на выставку «Ямщик, не гони лошадей», все желающие могли услышать такие величайшие шедевры русского романса как «Гори, гори, моя звезда», «Над окошком месяц», «Белой акации гроздья душистые», «Не отрекаются любя» и другие произведения, записанные на виниле.
Среди других выставок экспозиционной площадки «Поставь пластинку.» в 2017 г. следует также отметить выставки: «Из сокровищницы мирового исполнительского искусства», в рамках которой демонстрировались пластинки с восстановленными записями легендарных оркестров, пианистов, скрипачей, виолончелистов и певцов прошлого; «В библиотеку за сказкой», где родители и их дети могли прослушать детские сказки.
Новый 2018 год площадка открыла выставкой «Диво дивное - песня русская». Посетители выставки пришли к единому мнению, что русские народные песни в исполнении Лидии Руслановой, Людмилы Зыкиной, Марии Мордасовой и других прекрасных исполнителей народного жанра на виниловых пластинках звучат по-особому тепло и проникновенно. Кроме уже названной, на 2018 г. запланировано еще пять выставок. Вниманию посетителей библиотеки будут представлены пластинки по следующим темам: записи произведений, исполненных знаменитыми оркестрами мира («Оркестр - туш!»); произведения российской эстрады («С песней по жизни»); мировые и российские хиты в жанре рок-музыка («Глоток свободы»); грамзаписи поэтов, писателей и актеров («Голоса, зазвучавшие вновь»; любимые мелодии в исполнении хоровых коллективов («... И, конечно, припевать лучше хором»).
Работа экспозиционной площадки «Поставь пластинку.» привлекла большое внимание к фонду виниловых пластинок коллекционеров, профессиональных музыкантов и просто любителей музыки. Благодаря широкому спектру фонда отдел гуманитарной литературы имеет возможность проводить подобные выставки на постоянной основе и по самым разнообразным темам.
Для комфортного прослушивания было приобретено соответствующее современное профессиональное оборудование - проигрыватели и наушники, позволяющие проигрывать музыкальные произведения на уровне стереосистемы, что сразу же было оценено нашими читателями.
В своей работе отдел стремится ориентироваться на широкую группу посетителей - как по возрасту, так и по уровню вовлеченности в данную область. Верное направление в работе с виниловыми пластинками было подтверждено в ходе всероссийской акции «Библионочь - 2017». Отделом гуманитарной литературы были организованы сразу две тематические площадки.
Раздел 3. Библиотечно-информационная деятельность.
На первой площадке под названием «Виниловая бухта» гости библиотеки могли услышать, как звучат грампластинки на профессиональном оборудовании. Сотрудники отдела гуманитарной литературы постарались в ходе акции максимально показать все богатство фонда грампластинок, а профессиональный комментарий настоящего ценителя винила Кирилла Политова привлек большое количество посетителей, которые пришли к единодушному выводу, что подобные мероприятия должны проводиться регулярно. Если на первой площадке пластинка выступала как объект культурной иконы, где все желающие, многие - впервые, могли услышать звучание пластинки и подержать её в руках, то вторая площадка показала её новую роль как инструмента для диджея. Организованный Vinyl Set (дискотека с использованием виниловых пластинок) от DJ Costa привлек внимание всех участников библионочи и наглядно показал, что собрать полный зал можно не только под звучание электронной музыки. Интерес публики был настолько высок, что работа обеих площадок продлилась дольше положенного времени и собрала множество положительных отзывов.
Все вышеперечисленные мероприятия и акции способствовали возрождению интереса к фонду виниловых пластинок в АКУНБ. Но довольно быстро стало понятно, что для достижения максимального эффекта необходимо привлечь один из самых мощных на сегодняшний день инструментов воздействия - социальные сети. На странице библиотеки в социальной сети «ВКонтакте» с сентября 2017 г. один раз в неделю стала размещаться информация о самых интересных и необычных пластинках и исполнителях, записывавшихся на виниле. Также выкладываются несколько музыкальных отрывков или произведений с пластинки, предварительно оцифрованных сотрудниками библиотеки. Для большего распространения предложенной информации ставятся специальные метки - хештеги #Шишковка #МузыкавШишковке #Винил и имя исполнителя или названия пластинки.
Выбор пластинки зависит от ряда факторов. Например, ко дню рождения легендарного коллектива «A-ha» и его вокалиста Мортена Харкета помимо кратких сведений о группе были представлены несколько произведений из имеющегося в фонде библиотеки альбома на виниле «Headlines and Deadlines» [4]. Соответствующий пост был размещен и о праздновавшей в 2017 г. свой юбилей всемирно известной певице и актрисе Барбре Стрейзанд.
Вторым фактором при отборе информации для публикации является ограниченный тираж или имеющиеся какие-либо особенности в оформлении или записи пластинки. Одним из таких особо ценных экземпляров является двойной виниловый альбом «Черный пес Петербург» группы «ДДТ». Ограниченный тираж, оригинальная обложка и то, что запись производилась с настоящего концерта группы, сделало данный альбом одним из дорогостоящих в истории рок-музыки.
Оригинальным может быть оформление не только обложки, но и самого диска. Одной из таких пластинок - группы Калинов мост - был посвящен пост. Многие коллекционеры винила говорят о возможности существования красного диска альбома «Узарень». Узнать, какого цвета диск находится в фонде библиотеки, и было предложено нашим читателям.
Также нельзя не сказать о публикации информации к 80-летию Владимира Высоцкого. Наряду с упоминанием о мероприятиях, проходящих в библиотеке в честь знаменитого барда, был опубликован пост о наличии в фонде двадцати одной пластинки с записями с концертов Владимира Семенович, а также одной из редких пластинок Высоцкого - «Горизонт».
Отдельно необходимо упомянуть о публикации поста, посвященного грампластинке «Кирпичики». Эта антология городской русской песни была подарена библиотеке известным коллекционером Наумом Шафером в 2016 году и стала первой за долгие годы пластинкой, пополнившей наш фонд.
В рамках одной статьи не представляется возможным подробно рассказать обо всех публикациях в социальных сетях, посвященных особо ценным экземплярам фонда виниловых пластинок краевой библиотеки им. В. Я. Шишкова. Отметим лишь некоторые публикации: «Вечер трудного дня» группы «Битлз», «Gold-Greatest Hits» и «More ABBA Gold» группы «ABBA», «Душа и сердце» Робертино Лоретти, «Полное собрание сочинений в грамзаписи» П. И. Чайковского и другие.
Счетчик просмотров таких публикаций показывает, что информация о виниловых пластинках актуальна и вызывает большой интерес и отклик. Многие из виртуальных посетителей, прочитавших в социальных сетях об уникальных экземплярах из фонда АКУНБ, посетили библиотеку и смогли услышать заинтересовавшие их записи.
Кроме перечисленных мероприятий и акций по работе с фондом виниловых пластинок, в краевой библиотеке периодически проводятся музыкальные викторины, квесты, экскурсии по фонду. Благодаря удобной системе поиска каталога звукозаписи читатели быстро и легко находят нужные записи по имени автора, названию группы или исполнителя. Все это привлекает все новых и новых ценителей музыки и позволяет с уверенностью заявить, что пластинка сегодня переживает свое второе рождение и библиотеки находятся в центре этого события.
Список литературы
1. Шабанова, Т. М. Отдел музыкально-нотной литературы // Алтайская краевая библиотека 1888-1999: очерки истории / [сост. Н. А. Жеребятьева ; отв. ред. Н. Г. Ткаченко]. - Барнаул : Алт. полигр. комбинат, 2001. - 160 с.
2. В библиотеке имени Шишкова открылась выставка винила «Поставь пластинку» [Электронный ресурс] / «Катунь 24» , краевой информац. телеканал. - Электрон. дан. - Барнаул, 2012-2018. - Режим доступа : http://katun24.ru/news/229759/ (дата обращения: 12.03.2018).
3. Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова : сетев. ресурс [Электронный ресурс] / АКУНБ им. В. Я. Шишкова. - Электрон. дан. - Барнаул, 2006-2018. - Режим доступа : http://akunb.altlib.ru (дата обращения: 12.03.2018).
4. Библиотека им. В. Я. Шишкова (Шишковка) [Электронный ресурс] / ВКонтакте. - Электрон. дан. -Барнаул, [б. г.]. - Режим доступа : https://vk.com/akunb (дата обращения: 12.03.2018).
Maria V. Bazichenko, Chief Librarian Shishkov Altai Regional Universal Scientific Library (Barnaul, Russia)
NEW LEASE OF A VINYL RECORD'S LIFE: MANAGEMENT OF SHISHKOV ALTAI REGIONAL UNIVERSAL SCIENTIFIC LIBRARY'S
COLLECTION OF VINYL DISCS
Abstract. The paper considers some reasons for revival of today's Shishkov Altai Regional Universal Scientific Library (Barnaul, Russia) users' attention to listening to audio information recorded in gramophone (vinyl) discs. The author gives a review of useful experience of the library's mass cultural and leisure activities with the involvement of items of its own vinyl records stock.
Keywords: Shishkov Altai Regional Universal Scientific Library, vinyl records, a library's exhibition activity, social networks, promotion, «A Night At the Library», a library's mass cultural and leisure activities.
УДК 022.2:72.04.012.8:747.012-035.275
Е. В. Балашова, кандидат педагогических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ: ФИТОДИЗАЙН В БИБЛИОТЕКЕ
Аннотация. Грамотная организация любого производственного интерьера включает в себя поиск оптимального варианта объемно-пространственной композиции рабочих помещений, гармонизацию вариантов цветового оформления интерьера, оптимальное размещение элементов технического оснащения производственных процессов, проработку вопросов естественного и искусственного освещения, озеленения, унификацию формы рабочей одежды сотрудников и т. п. Фитодизайн даёт научно обоснованные рекомендации по неконфликтному включению декоративных растений в пространство интерьера рабочего помещения. Размещение в интерьере библиотечных помещений растительных форм живой природы способствует установлению психоло-