Кроме перечисленных мероприятий и акций по работе с фондом виниловых пластинок, в краевой библиотеке периодически проводятся музыкальные викторины, квесты, экскурсии по фонду. Благодаря удобной системе поиска каталога звукозаписи читатели быстро и легко находят нужные записи по имени автора, названию группы или исполнителя. Все это привлекает все новых и новых ценителей музыки и позволяет с уверенностью заявить, что пластинка сегодня переживает свое второе рождение и библиотеки находятся в центре этого события.
Список литературы
1. Шабанова, Т. М. Отдел музыкально-нотной литературы // Алтайская краевая библиотека 1888-1999: очерки истории / [сост. Н. А. Жеребятьева ; отв. ред. Н. Г. Ткаченко]. - Барнаул : Алт. полигр. комбинат, 2001. - 160 с.
2. В библиотеке имени Шишкова открылась выставка винила «Поставь пластинку» [Электронный ресурс] / «Катунь 24» , краевой информац. телеканал. - Электрон. дан. - Барнаул, 2012-2018. - Режим доступа : http://katun24.ru/news/229759/ (дата обращения: 12.03.2018).
3. Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова : сетев. ресурс [Электронный ресурс] / АКУНБ им. В. Я. Шишкова. - Электрон. дан. - Барнаул, 2006-2018. - Режим доступа : http://akunb.altlib.ru (дата обращения: 12.03.2018).
4. Библиотека им. В. Я. Шишкова (Шишковка) [Электронный ресурс] / ВКонтакте. - Электрон. дан. -Барнаул, [б. г.]. - Режим доступа : https://vk.com/akunb (дата обращения: 12.03.2018).
Maria V. Bazichenko, Chief Librarian Shishkov Altai Regional Universal Scientific Library (Barnaul, Russia)
NEW LEASE OF A VINYL RECORD'S LIFE: MANAGEMENT OF SHISHKOV ALTAI REGIONAL UNIVERSAL SCIENTIFIC LIBRARY'S
COLLECTION OF VINYL DISCS
Abstract. The paper considers some reasons for revival of today's Shishkov Altai Regional Universal Scientific Library (Barnaul, Russia) users' attention to listening to audio information recorded in gramophone (vinyl) discs. The author gives a review of useful experience of the library's mass cultural and leisure activities with the involvement of items of its own vinyl records stock.
Keywords: Shishkov Altai Regional Universal Scientific Library, vinyl records, a library's exhibition activity, social networks, promotion, «A Night At the Library», a library's mass cultural and leisure activities.
УДК 022.2:72.04.012.8:747.012-035.275
Е. В. Балашова, кандидат педагогических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ: ФИТОДИЗАЙН В БИБЛИОТЕКЕ
Аннотация. Грамотная организация любого производственного интерьера включает в себя поиск оптимального варианта объемно-пространственной композиции рабочих помещений, гармонизацию вариантов цветового оформления интерьера, оптимальное размещение элементов технического оснащения производственных процессов, проработку вопросов естественного и искусственного освещения, озеленения, унификацию формы рабочей одежды сотрудников и т. п. Фитодизайн даёт научно обоснованные рекомендации по неконфликтному включению декоративных растений в пространство интерьера рабочего помещения. Размещение в интерьере библиотечных помещений растительных форм живой природы способствует установлению психоло-
гически благоприятной среды в рабочем коллективе, повышает уровень культуры рабочего места библиотекаря, способствует росту качественных показателей библиотечно-информационной работы. Флористические композиции - в функциональном и декоративном смысле важный элемент интерьера современной библиотеки.
Ключевые слова: интерьер, производственный интерьер, озеленение, фитодизайн, библиотека, комнатные растения, зонирование.
Исторический опыт, преломляясь в современных представлениях о предметной среде, свидетельствует о высоком смысле и значении интерьера. Человек воспринимает художественный образ интерьера в целостности и единстве его характеристик, организованных архитектором с целью эмоционального выражения определенной социальной идеи. Характерной особенностью интерьера является сочетание различных признаков пространственной формы - величины, приемов расчленения, способов соединения, конфигурации и пластики, связи с окружением.
Три сферы жизнедеятельности общества: производство, обслуживание, проживание, определяющие соответствующие виды помещений, напрямую влияют на типологию архитектурных объектов. Именно помещение (а точнее - его интерьер) является основной и конечной пространственной формой размещения определенного функционального процесса. Организация производственного интерьера включает общую объемно-пространственную композицию помещений, цветовую композицию, расстановку оборудования, вопросы освещения, озеленения, рабочей одежды и т. п.
Внутреннее пространство библиотеки, как учреждения общественного назначения, реализующего различные функции, требует особого подхода к созданию производственного интерьера, призванного соответствовать комплексу функциональных, психологических и социально-культурных потребностей [1].
Современное художественное оформление библиотечных интерьеров базируется на двух основных критериях - удобстве и красоте.
Первое, что оценивает человек, переступивший порог библиотеки, что вызывает те или иные эмоции, это эстетика интерьера. Как правило, специалисты это понимают, однако не все уделяют этому должное внимание, а многие просто не знают, как оформить библиотеку. Часто библиотекари занимаются украшательством, которое не помогает, а мешает работе. Поэтому важной проблемой библиотечной эстетики сегодня является разработка современных требований к интерьеру библиотеки.
Взаимодействие человека (читателя, сотрудника) с архитектурной средой, с материально-предметными элементами этой среды, с другими людьми в процессе функционирования библиотеки во многом определяет интерьер.
Оформление интерьера предполагает проведение комплекса работ, охватывающих потолок, стены, окна, пол, внутреннее пространство. Хороший результат можно получить только тогда, когда оформление выдержано в одном стиле. Существует ряд факторов, связанных с жизнедеятельностью человека в искусственной среде (свет, цвет, тепло, воздух, звук и др.), влияющих на снижение утомляемости, повышение трудоспособности, улучшение настроения и самочувствия. Эти функционально-технологические факторы своими физическими характеристиками оказывают определенное влияние на организацию интерьера.
Рекомендации целенаправленного, научно обоснованного введения растений в интерьеры с учетом их биологической совместимости, жизнеспособности и приспособленности к любым условиям среды, эстетических особенностей и способности частичной очистки воздуха в помещениях дает фитодизайн [5].
Основными направлениями фитодизайна интерьера являются аранжировка и декоративность. Аранжировка может быть вегетативной и декоративной. Размещение элементов композиции ас-симетрично, так, как они находятся в природе, характерно для вегетативной аранжировки. Такой способ добавляет композиции естественность и натуральность. Симметричность и роскошность характерны для декоративной аранжировки. Этот вид аранжировки допускает использование различных цветов и растений, декоративных элементов, возможно применение любых материалов, не имеющих натурального происхождения (бумага, сеточки, ленты и др.) [5].
Специалисты отмечают, что помимо высоких эстетических свойств и природной красоты растений существует практическая польза от заполнения зеленью служебных помещений. Элементы зелени выполняют целый ряд функций.
В библиотеках, особенно зимой при включенном центральном отоплении, часто пересушен воздух, комнатные растения не только увлажняют воздух, но и препятствуют образованию в нем болезнетворных микробов. Сухой воздух - причина многих респираторных заболеваний. Мебель и синтетические материалы выделяют углекислый газ и вредные вещества, зеленые листья их поглощают, вырабатывают кислород, уменьшают количество пыли. Кроме того, листва уменьшает уровень шума. Зеленый островок может поглощать шум не хуже стены [3].
В озеленении специалисты выделяют два ключевых фактора: уменьшение стресса и благоприятное воздействие на психику. Зеленый цвет успокаивающе воздействует на психику человека, снижая раздражительность. Зеленый цвет позволяет глазам отдыхать, стимулирует умственную и творческую активность, способствует концентрации, улучшает настроение, снижает стресс.
Помещения современной библиотеки, как правило, содержат большое количество различной техники: компьютеры, копиры, принтеры. У каждого сотрудника и посетителя есть планшет или смартфон. Приборы выделяют большое количество тепла, загрязняют воздух пылью и мельчайшими частицами тонера от печатных устройств. Уровень высокочастотного излучения также превышает допустимые нормы. Первыми берут на себя негативное воздействие электромагнитных волн, «выравнивая» внутренний фон, живые растения [3].
Одним из уже ставших традиционным способом зонирования является зонирование при помощи растений. Разделить помещение на зоны без применения строительных ограждающих элементов может их рациональная группировка. Для этого можно использовать, в частности, вертикальные решетчатые перегородки - плоские или объемные, секционные передвижные цветочницы, блокируемые с журнальными столиками, креслами, банкетками [1].
Разделение помещений является важным моментом дизайна. Например, в качестве перегородки можно использовать вертикальный сад. Большинство вертикальных садов предлагают разные системы автополива, что облегчает уход за растениями.
Самое доступное средство в художественном оформлении библиотеки - озеленение, поэтому организация его может быть самой различной.
А. П. Киселев говорит о том, какие цветы лучше использовать в качестве украшения в интерьере. Если в библиотеке окна большие, цветы можно разместить на подоконнике. К таким цветам относятся сарсевьера, аспарагус. На стенах хороши ампельные (висячие и вьющиеся) растения. Очень декоративны и неприхотливы папоротники, кактусы. На северную сторону окон можно поставить алоэ, бегонию. Лучшее место для цветов - вблизи окон. Их можно разместить в специальных деревянных или пластмассовых ящиках-подцветочниках [2].
Подобрать подходящие цветы для библиотеки при всем огромном разнообразии комнатных растений не так просто. Специалисты выделяют два требования: растения должны быть простыми в уходе и быть красивыми большую часть года. Поэтому цветы с большим периодом покоя и слишком привередливые к поливу, освещению и температуре для библиотеки не подойдут. Также не подойдут виды с очень ароматными цветами. Их запах может понравиться не всем и даже вызвать аллергию. Не подойдут крупные растения или лианы, которые легко зацепить. Лучше всего отдать предпочтение декоративно-лиственным растениям, а также неприхотливым и непахучим культурам. Озеленение помещений не должно мешать работе.
Большое значение для растений имеет уровень освещенности, это даже важнее, чем полив. Обитателей зеленого уголка следует выбирать, исходя из того, насколько солнечны помещения читательской зоны. Такие растения как хлорофитум, драцена, плющ, фикус, герань, спатифиллум, бамбук, замиокулькас, фиалка (сенполия), сансивиерия («тещин язык», «щучий хвост»), монстера, диффенбахия зарекомендовали себя лучше всего. Эти растения неприхотливы, нейтрализуют вредные вещества, выделяемые офисной техникой, притягивают пыль, устойчивы к низкой освещенности, обладают способностью очищать воздух от вредных примесей, углекислого газа, табачного дыма [3].
При расстановке цветов не следует забывать об удобстве. Неправильно расставленные цветы могут загромоздить интерьер, закрыть освещение, создать неудобство в передвижении. Цветы
не должны стоять там, где их легко повредить, например, в узких проходах, на сквозняках, близко к батареям, обогревателям и кондиционерам.
Распределение отдельных цветов или группы растений в интерьерах читальных залов или на рабочих местах может быть самым разнообразным. Композиции растений не должны входить в противоречие со средой. Очень важно при выборе и размещении цветов для озеленения учитывать размеры и назначение помещения: крупные экземпляры ставятся в просторные комнаты, мелкие - в небольшие помещения. В больших залах, не перегруженных мебелью, холлах, лучше ставить крупные высокие растения с большими листьями. В помещения, где мебели много, например, в рабочий кабинет, лучше впишутся небольшие цветы с мелкими листьями. Наиболее простой и привычный способ - расставить цветы на подоконниках иди развесить горшки на стенах [4].
При низких потолках следует избегать растений с высоким стеблем: они могут создать эффект «поднятия» потолка. А кашпо со свисающими стеблями позволят приблизить высокие потолки. В помещениях с низкими потолками хорошо будут смотреться ярусные растения. В небольших помещениях лучше всего вертикальное озеленение. При вертикальном озеленении растения располагают в специальных настенных конструкциях, в которых они не мешают друг другу и не занимают рабочие поверхности. Такой способ позволяет озеленить целую стену или создать небольшую фитокартину.
В одном помещении более двух ярких цветущих видов помещать не рекомендуется, предпочтительнее преобладание растений с декоративной листвой. Для зонирования пространства лучше использовать крупные культуры, нежелательно ставить их в углах. Растения, вытянутые по вертикали, в контейнерах строгих форм, лучше всего подходят для служебных помещений. Важную роль для растений играет фон. Пестрые стены подойдут для цветов с большой и темной листвой, а на монотонной стене хорошо смотрятся растения с красивыми и яркими цветками.
Искусственные цветы допустимы лишь в том случае, если сделаны с большим вкусом. Чем дальше от подделок под настоящие цветы, тем лучше. Размер цветка можно сделать больше натурального, а цветы сгруппировать в небольшой букет, например, в виде шара.
Интересной находкой в формах озеленения интерьеров является организация так называемых ландшафтных бюро. Их главная особенность в том, что рабочие места располагаются в одном большом помещении, где наряду с традиционными стеклянными и передвижными перегородками применяются декоративные растения. Это создает дополнительную изоляцию рабочих мест. Как пример такого зонирования можно привести зимние садики в ИНИОН, расположенные обособленно, в тихих местах больших помещений [1].
Существующие приемы озеленения служебных помещений можно объединить в три группы: (1) применение одиночных растений или групп, не имеющих самостоятельного значения, а лишь дополняющих сложившуюся композицию интерьера и его декоративного оформления; (2) устройство одиночных тематических (кактусовые, ампельные), объемных сочетаний, композиций, создающих микроландшафт; (3) устройство небольших зимних садов (в библиотеках это применимо в зонах отдыха).
Специалисты формулируют ряд требований к фитодизайну: (1) масштабность (учитывать соотношение величины цветочной композиции и размера помещения); (2) расположение и группировка растений (линейный принцип - в ряд или рядами на подоконниках в читальном зале или других отделах) [4].
Расположение растений может варьироваться: группой или одиночно. Особое внимание будет привлекать цветок, который стоит один, поэтому его следует правильно украсить. Крупные и высокие растения лучше ставить на пол или на подставку. Горшки, кашпо и вазы должны отвечать общему стилю помещения. Выше, в специальные подставки следует ставить небольшие экземпляры. Драцена, пальма, лавр, лиана, фикус хорошо смотрятся, когда стоят обособленно. Иногда по обе стороны окна сооружают ступенчатые лесенки. Такое расположение фитодизайнеры считают неудачным: цветы забирают слишком много света, да и эстетический эффект из-за изобилия снижается. Лучше поставить на подоконник одно растение с раскидистыми побегами или красиво сформированной кроной. К ним относят популярные: папоротник, аспарагус, сансевьера, мирт и пр. Можно использовать широкое кашпо, в котором составляется композиция из трех-четырех растений. Одно красивое,
не слишком крупное растение можно подвесить перед окном: при этом оно не должно загораживать свет. Группируя растения в букеты или композиции, следует помнить, что нередко в вазе или другом сосуде выигрышнее смотрятся асимметрично расположенные цветы, тем более злаки и ветки [5].
В отделах обслуживания библиотеки при размещении растений учитывают направленность линии: вертикаль или горизонталь. Вьющиеся растения, направленные вверх, «к солнцу», создают ощущение более высоких потолков. В качестве опоры для них можно использовать сухое ветвистое дерево, решетку из планок, декоративные шнуры.
Для помещений с рельефной окраской стен или выпуклыми обоями дизайнеры рекомендуют растения, которые с помощью корней-присосок сами прикрепляются к неровной поверхности стены: плющ, филодендрон лазящий и др. Иначе надо использовать растения, вьющиеся по горизонтали. Ими целесообразно оформлять вестибюль, гардероб, холлы библиотеки. А вот в читальном зале они загораживают свет, зрительно уменьшают объем помещения. При выборе подобного варианта оформления зала лучше воспользоваться стеной напротив окна или разместить растения над дверью. Не стоит располагать вьющиеся растения по всему периметру помещения. Если к тому же окна выходят на север, то дискомфорт может возникнуть от постоянного ощущения сырости, особенно усиливающегося в непогоду.
Вьющимися растениями, почти целиком закрывающими стену, также не следует увлекаться в коридорах и холлах с постоянным искусственным освещением. В этих случаях фитодизайнеры советуют использовать отдельные подвесные устройства: кашпо, исполненное в технике макраме, или своеобразные корзинки различных форм, сплетенные из лозы. Хорошо воспринимаются и растения в напольных подставках различной формы или кадках. Особого внимания требует форма фитокомпозиций. Круглая, полукруглая, овальная, треугольная формы создают разный эффект и соответственно хороши в конкретных библиотечных ситуациях [5].
Располагая зеленые бордюры в низких и средневысоких ящиках криволинейно, можно смягчить четкие, геометрические границы библиотечных интерьеров и получить хорошее средство деления пространства.
Цветы в качестве украшений не отвлекают, в отличие от некоторых искусственных предметов декора.
Проблема озеленения библиотечного пространства, к сожалению, не решается лишь присутствием определенного набора комнатных растений - часто непродуманное размещение, отсутствие декоративного оформления лишает их эстетической ценности. При выборе цветов надо учитывать как особенности атмосферы, так и растений. Приемы использования зелени - её связь с водой, другими элементами природного окружения (камень, песок); размещение на ограждающих конструкциях, на выделенных участках пола, подоконниках; устройство двориков с организацией мест для чтения; устройство зеленых садов, террас и т. д. - предполагают богатые возможности создания комфортной среды в библиотеке.
Современный взгляд на оформление интерьеров предусматривает свободное размещение растений с учетом их биологических особенностей и обязательно небольшое их количество. Чрезмерное количество растений в комнатах может привести к негативным последствиям - вызывать головную боль и т. д. Большое количество высокорослых растений (4-5 экземпляров высотой до 2-2,5 м на площади 25 м2 в комнате с низким потолком) так же, как и много цветущих растений, недопустима. Специалисты советуют размещать в комнатах немного среднерослых растений: в помещениях площадью 30-35 м не более 3-4 горшков с растениями высотой до 100-130 см высотой и 5-6 - с растениями высотой 30-35 см, или только высокорослые - 1-2 бочковые экземпляры высотой до 2,5 м высотой. В помещениях с невысоким потолком и окнами, выходящими на север, можно ставить не более 1-2 среднерослых и 4-5 низкорослых растений. В крупных, хорошо освещаемых помещениях с высокими потолками можно культивировать 1-2 большие старые растения (высотой до 2,5 м) с раскидистой кроной и несколько маленьких горшечных растений [4].
Таким образом, включение в интерьер библиотечных помещений форм живой природы с красиво цветущими или декоративными растениями создает психологически благоприятную среду, повышает культуру рабочего места, способствует улучшению работы. Зеленые насаждения являются необходимым элементом (функциональным и декоративным) интерьера библиотеки. Их художественные и декоративные свойства вносят в характер здания особую теплоту, аромат природы.
Для озеленения интерьеров нужно не только желание, любовь к природе, но и достаточно основательные знания экологии и биологии растений, основ создания композиций в помещениях, ознакомление с принципами и формами художественного оформления интерьера и т. д. То есть необходимо овладеть основами фитодизайна, который является молодой наукой проектирования расстановки растений в помещениях, декоративного оформления интерьеров любого назначения и широкого использования для этого различных видов и форм растений.
Список литературы
1. Балашова, Е. В. Библиотечный дизайн : учеб. пособие / Е. В. Балашова, М. Н. Тищенко, А. Н. Ванеев. - Москва : Гардарики, 2004. - 288 с.
2. Киселёв, А. П. Современное оформление библиотечных интерьеров // Научные и технические библиотеки. - 1976. - № 4. - С. 16-19.
3. Озеленения рабочего места или офиса [Электронный ресурс] / Мой интерьер. - Электрон. дан. -[Б. м.], 2013-2018. - Режим доступа : https://moiinterier.com/ofis/ozelenenie-ofisa.html (дата обращения: 18.04.2018).
4. Размещение растений в современном интерьере [Электронный ресурс] / Flowersroom. info : цветы, сады и огород. - Электрон. дан. - [Б. м., б. г.]. - Режим доступа : http://flowersroom.info/sad_na_podokonnike/ razmeschenie_rastenij_v_sovremennom_interjere (дата обращения: 18.04.2018).
5. Фитодизайн в интерьере [Электронный ресурс] / DesignByHand. - Электрон. дан. - [Б. м., б. г.]. -Режим доступа : https://designbyhand.ru/801-fitodizayn-v-interere-idei-sovety-i-foto.html (дата обращения: 18.04.2018).
Elena V. Balashova, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)
ARRANGING SPATIAL ENVIRONMENT: FLORAL DESIGN IN A LIBRARY'S INTERIOR
Abstract. Right arrangement of any working interior includes a search of a fit spatial composition, harmonizing different color schemes, siting of technical equipment in the most suitable way, elaborating the issue of natural and artificial light, planting, standardization of the stuff work clothes, etc. Floral design gives scientifically substantiated recommendations for non-conflict including decorative plants into spatial environment of a work room. Appearance of plant forms of wildlife in a librarian's work location helps to normalize a personnel's psychological climate, pushes the level of a librarian's working place culture, supports the increase of library work quality. Floral compositions are required element of a today's library interior, functionally and decoratively.
Keywords: a library's interior, working interior, planting, floral design, a library, indoor plants, zoning.
УДК 021.62(571.150-25):379.8-057.75
В. В. Бенда, заведующая
Библиотека-филиал № 32 Централизованной библиотечной системы г. Барнаула
(Барнаул, Россия) [email protected]
БИБЛИОТЕКА КАК ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ «ТРЕТЬЕГО» ВОЗРАСТА
Аннотация. Современная городская библиотека рассматривается как центр популяризации интеллектуального досуга для различных групп пользователей. Автор характеризует опыт информационно-образовательной работы ряда муниципальных библиотек г. Барнаула (Алтайский