УДК 712.25:37.09
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ЭЛЕМЕТОВ ОЗЕЛЕНЕНИЯ В
ИНТЕРЬЕРАХ ШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
FUNCTIONAL PURPOSE, FEATURES OF PERCEPTION AND PLACEMENT OF ELEMENTS OF GARDENING IN INTERIORS OF SCHOOL ESTABLISHMENTS OF EDUCATION
Косуха С.Б., Бурганская Т.М. (БГТУ, г. Минск, РБ) Kosuha S.B., Burhanskaya T.M.
(Belarusian state technological university, Minsk, Republic of Belarus)
Рассмотрены возможности озеленения интерьеров школьных учреждений образования, особенности восприятия и размещения растений
Possibilities of gardening of interiors of school establishments of education, feature of perception and placement of plants
Ключевые слова: интерьер, растения, фитодизайн
Keywords: interior, plants, phytodesign
Озеленение интерьеров возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Научный подход к озеленению интерьеров предполагает сочетание высоких декоративных качеств с санитарно-гигиенической функцией вечнозеленых растений, основывается на учете их экологических особенностей и биологической совместимости [1, 2].
В интерьерах школьных учреждений образования вечнозеленые растения являются неотъемлемой частью живых уголков, широко используется для оформления учебных помещений, коридоров, залов и других помещений, выполняя при этом разнообразные функции. К числу основных их них можно отнести следующие:
- эстетическая - внешний вид растений и красота создаваемых с их участием композиций оказывает сильное эмоциональное воздействие на человека, поднимая его жизненный тонус;
- фитосанитарная - очищение воздуха летучими органическими веществами растений, обладающие выраженным антимикробным действием;
- образовательная - знакомство учащихся с разнообразием растений различных климатических зон, включая тропики, субтропики, пустыни и полупустыни;
- воспитательная - формирование у школьников бережного отношения к объектам растительного мира, развитие любознательности и трудовые воспитание;
- развивающая - изучение способов размножения и особенностей выращивания растений различных жизненных форм и экологических групп, формирование и совершенствование навыков и умений по уходу за растениями.
Применительно к школьным учреждениям образования в той или иной степени могут быть использованы три основные группы композиционного оформления интерьеров:
- комплексное озеленение (создание крупных композиций природного характера на достаточно больших площадях);
- фрагментарное озеленение (групповое или одиночное размещение растений одного или нескольких видов);
- временное озеленение (применяется преимущественно для праздничного оформления помещений) [3].
Разнообразные варианты озеленения интерьеров могут применяться как по отдельности, так и в различных гармоничных сочетаниях. К наиболее распространенным из них относятся озеленение в цветочных контейнерах, в стационарных цветочных емкостях, создание «зеленых стен», «деревьев с эпифитами» и флорариумов.
Первые два варианта озеленения получили наибольшее распространение и встречаются как основной прием озеленения в интерьерах различного назначения, включая учебные помещения.
Перспективным вариантом вертикального озеленения интерьеров школ, создаваемого на основе использования ажурных перегородок из металла или деревянных трельяжей, являются «зеленые стены». В ассортименте растений для их создания доминируют ампельные и вьющиеся вечнозеленые растения. Размещают «зеленые стены» обычно около вертикальных элементов интерьера, вместе с тем они могут играть роль своеобразных визуальных экранов и служить для членения пространства интерьера.
Оригинальным приемом вертикального озеленения на основе каркаса из сухого ствола дерева с несколькими крупными ветвями является «дерево с эпифитами», на которое подвешивают кашпо с ампельными или эпифитными растениями. Такой прием озеленения перспективен для вестибюлей и затемненных подлестничных пространств зданий, а также в качестве самостоятельного элемента зимних садов.
Для озеленения помещений с экстремальными условиями, а также при необходимости ограничения контактов с растениями (например, детей младших возрастных групп) в школах могут быть использованы флорариумы - остекленные витрины с растениями.
В озеленении интерьеров получили распространение мобильные, стационарные и встроенные композиции с участием декоративно-цветущих и декоративно-лиственных растений.
Мобильные композиции, размещаемые в передвижных цветочных контейнерах, применяют в интерьерах, требующих создания эффекта высокой декоративности на относительно непродолжительный период времени, а также в модульных садах, обеспечивая взаимозаменяемость различных его фрагментов.
Стационарные композиции рекомендуются для служебных интерьеров, они представляют собой декоративные группы растений, размещаемые в напольных, не предназначенных для перемещения контейнерах. Композиция закреплена, но не исключается возможность ее дополнения или сезонной замены растений.
Встроенными можно считать композиции, контейнером для которых служат конструкции перекрытия. Наиболее удачным местом для размещения подобной композиции является первый этаж здания (переходы, холлы, фойе и другие помещения).
В озеленении интерьеров школьных учебных учреждений наиболее широкое распространение получили мобильные и стационарные композиции с участием вечнозеленых растений.
Мобильные композиции могут быть использованы в озеленении классных комнат, коридоров, библиотек, фойе и актовых залов. Их пространственное размещение зависит от функциональных особенностей конкретного интерьера и эстетических требований. Их можно разместить на подоконниках, столах, специально оборудованных стеллажах, также возможно размещение на стенах в подвесных кашпо.
Озеленение в стационарных цветочных емкостях предусматривает размещение крупномасштабных объемно-пространственных групп растений в значительных по площади помещениях. Это могут быть фойе, актовые залы, библиотека, коридоры школ.
По объемно-пластическим (пространственным) характеристикам цветочно-декоративные композиции могут быть подразделены на двух-, трех- и четырехмерные.
Двухмерные композиции размещают на фоне стены или оконного витража, их декоративные качества определяются силуэтом композиционного пятна, характером лиственной мозаики и другими признаками.
Трехмерные композиции относятся к числу объемных, их пластическое решение предполагает наличие трех измерений и возможность обзора растений с нескольких сторон.
Примером четырехмерных композиций могут являться зимние сады, поскольку в этом случае предполагается перемещение зрителей внутри композиции с последовательной сменой ракурсов растительных групп; в создании эстетического эффекта в данном случае, кроме трех пространственных измерений, принимает участие временной фактор [4].
В настоящее время в интерьерах школьных учреждениях образования наиболее широкое распространение получили двухмерные цветочно-декоративные композиции, реже используются трехмерные и почти не создаются четырехмерные композиции. Вместе с тем, трех- и четырехмерные композиции можно создавать в фойе учреждения образования или в специально отведенных для этих целей рекреационных помещениях.
Эффективность и выразительность цветочно-декоративных композиций в интерьерах во многом зависит от правильного размещения его элементов. Пространственная организация и размеры интерьера, органическая связь архитектурных форм с направлением движения, определяющим последовательность обзора композиций, способствует приданию помещению определенной эмоциональной окраски, в той или иной мере соответствующей его функциональному назначению. Установлены пять основных схем, характеризующих
изменения эмоциональной напряженности в зависимости от размещения в интерьере декоративных композиций с участием вечнозеленых растений:
1. Постепенное убывание эмоциональной напряженности. Такой прием может быть рекомендован для вестибюлей учебных заведений, библиотек, где соответствующий эмоциональный эффект посетитель должен ощутить до начала работы.
2. Озеленение распределяется непрерывно, без акцентов. Эмоциональная напряженность не изменяется. Рекомендуется для коммуникационных помещений.
3. Эмоциональная напряженность увеличивается постепенно и последовательно до кульминационного пункта, совпадающего с композиционным и функциональным центром интерьера. Рекомендуется для музеев, актовых залов.
4. Озеленение распределяется группами в разных зонах одного пространства. Эмоциональная напряженность приобретает переменный характер. Схема может быть рекомендована для выставочных залов, фойе.
5. Декоративная композиция размещается в композиционном центре и может обозреваться с нескольких сторон. Эмоциональная напряженность увеличивается по направлению к композиционному центру не с одной, а с нескольких сторон.
Перечисленные схемы охватывают все основные варианты развития и изменения эмоционального напряжения и, с учетом светового зонирования, могут быть рекомендованы для размещения элементов озеленения [1].
Использование широко ассортимента вечнозеленых растений в сочетании с разнообразными приемами и подходами к созданию и размещению композиций с их участием позволит придать не только выразительный эстетический облик пространству интерьеров школьных учреждений образования, но оптимизировать их микроклиматический режим.
Список использованных источников
1. Катус Е.Н. Эколого-биологические особенности жизнедеятельности растений в условиях интерьеров / Е.Н. Катус - Минск: Наука и техника, 1984. - 120 с.
2. Полезный фитодизайн // PhitoDecor.Ru. [Электронный ресурс]. - 2003 - 2015.- Режим доступа: http://www.phitodecor.ru/pages-9.html - Дата доступа: 15.01.2015.
3. Макознак Н.А. Основы декоративного садоводства: учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 2. Строительство и эксплуатация объектов озеленения / Н.А. Макознак [и др.]. - Минск: Выш. шк., 2010. - 272 с.
4. Чхартишвили Н.К., Снежко В.В. Озеленение интерьера / Чхартишвили Н.К., Снеж-ко В.В. - К.: Будивэльнык, 1990. - 80 с.